Церковный календарь
Новости


2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 11 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)

Свт. Филаретъ (въ мірѣ Георгій Николаевичъ Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій и Восточно-Американскій, третій Первоіерархъ РПЦЗ, Предсѣдатель Архіерейскаго Сѵнода. Родился въ Курскѣ 22 марта (4 апрѣля) 1903 г. Окончилъ восьмиклассную гимназію въ Благовѣщенскѣ-на-Амурѣ (1920). Эмигрировавъ съ семьей въ Харбинъ, поступилъ въ Русско-китайскій политехническій институтъ и закончилъ его со званіемъ инженера-электромеханика (1927). Въ 1931 г. окончилъ Пастырско-богословскіе курсы (переименованные затѣмъ въ богословскій факультетъ) при Институтѣ св. князя Владиміра въ Харбинѣ. Преподавалъ Новый Завѣтъ, пастырское богословіе и гомилетику въ указанномъ институтѣ. Діаконъ (1930). Постриженъ въ монашество (1931). Іеромонахъ (1931). Игуменъ (1933). Архимандритъ (1937). Переѣхалъ въ Гонъ-Конгъ (1962), затѣмъ въ г. Брисбенъ (Австралія). Епископъ Брисбенскій, викарій Австралійской епархіи (1963). На Соборѣ 1964 г. избранъ Первоіерархомъ Русской Православной Церкви Заграницей. При свт. Филаретѣ въ Зарубежной Церкви были прославлены въ ликѣ святыхъ: прав. Іоаннъ Кронштадтскій (19 октября 1964 г.), преп. Германъ Аляскинскій (27 іюля 1970 г.), блаж. Ксенія Петербургская (11 сентября 1978 г.) и Соборъ свв. Новомучениковъ и Исповѣдниковъ Россійскихъ (19 октября 1981 г.). Скончался 8 (21) ноября 1985 г. Въ 1998 г. нетлѣнныя мощи святителя были перенесены изъ крипты кладбищенскаго Успенскаго храма въ соборъ Святой Троицы Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США). Послѣ кончины свт. Филарета былъ документально зафиксированъ цѣлый рядъ случаевъ благодатныхъ исцѣленій и чудесной помощи людямъ, молитвенно обращавшимся къ нему.

Сочиненія свт. Филарета (Вознесенскаго), митр. Восточно-Американскаго и Нью-Іоркскаго

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)
Конспектъ по Закону Божію [по Нравственному богословію].

Глава XXII.
Вліяніе христіанства на всѣ стороны жизни. Христіанская семья. Взаимныя отношенія мужа и жены, родителей и дѣтей. Почитаніе власти — гражданской и духовной.

Основная задача христіанства — научить людей жить по волѣ Божіей, дабы чрезъ это привести ихъ къ вѣчному блаженству. Напрасно нѣкоторые хотятъ свести христіанство только къ узко-обособленной сферѣ религіозныхъ переживаній. Нѣтъ, христіанство — жизнь, христіанство — новая печать на всѣхъ жизненныхъ отношеніяхъ людей. И вліяніе его на жизнь — безспорно и несомнѣнно для всякаго безпристрастнаго человѣка. Достаточно указать на то, что хотя въ наше время жизнь и поведеніе людей на землѣ далеко отошли отъ христіанскихъ идеаловъ, однакоже понятія и взгляды ихъ сформировалась по типу христіанскому. У лучшихъ, искреннихъ служителей науки и искусства, ихъ труды и творенія носятъ на себѣ явно-христіанскій отпечатокъ. Далѣе, такія отрадныя явленія, какъ исчезновеніе рабства, возникновеніе цѣлаго ряда благотворительныхъ и просвѣтительныхъ учрежденій, и многое другое — несомнѣнно, обязаны своимъ появленіемъ христіанству. Но быть можетъ, болѣе всего испытала преобразующее и воспитывающее вліяніе христіанства первая ячейка строя общественной жизни — семья.

Конечно, великое и отвѣтственное дѣло для христіанина и христіанки — избрать себѣ друга или подругу на всю жизнь. О христіанскомъ бракѣ слово Божіе говоритъ: «будета два въ плоть едину», — т. е. въ немъ двое составляютъ какъ бы одинъ организмъ, одну общую жизнь. Жена христіанка прежде всего думаетъ о мужѣ, а потомъ уже о себѣ. Точно также и мужъ сначала позаботится о женѣ, а потомъ уже — о себѣ. И такой христіанскій супружескій союзъ Господь закрѣпилъ Своимъ Божественнымъ словомъ: «еже Богъ сочета, человѣкъ да не разлучаетъ...». И замѣчательно то, что въ такомъ христіанскомъ бракѣ, любовь мужа и жены имѣетъ тотъ же безкорыстный, самоотверженный характеръ, какимъ вообще отличается истинно-христіанская любовь. Не напрасно ап. Павелъ супружескій союзъ сравниваетъ съ союзомъ Христа и Церкви, и говоритъ: «мужіе, любите своя жены, якоже и Христосъ возлюби Церковь, и Себя предалъ за ню (за нее)». Въ христіанскомъ бракѣ единеніе любящихъ личностей становится настолько всеобъемлющимъ и полнымъ, взаимная преданность супруговъ настолько глубока и безусловна — что они во всемъ уподобляются другъ другу, а иногда (къ старости) даже и внѣшне становятся похожими другъ на друга. И жизнь ихъ проходитъ въ полномъ согласіи — въ полной преданности завѣтамъ Христа Спасителя и Его Святой Церкви.

Но какъ тяжело бываетъ въ наши дни видѣть опрометчивое, безразсудно-неосторожное и совершенно нехристіанское отношеніе молодежи къ этому серьезнѣйшему вопросу. Постоянно приходится наблюдать, какъ браки заключаются теперь не по серьезному, глубокому, провѣренному чувству любви, а по «влюбленности» — чувству не серьезному, не глубокому, и въ нравственномъ отношеніи очень невысокому. Часто содержаніемъ такой влюбленности является — увы — въ сущности, — только животная похоть, только «волненіе крови молодой» (а иногда и не молодой, да грязно-бурливой...). И вмѣстѣ съ этимъ, въ такихъ «бракахъ» въ предбрачную пору постоянно наблюдается фальшь и самоприкрашиваніе и тѣла и души, лицемѣрное желаніе не быть, а казаться лучше и красивѣе — о которомъ мы уже говорили ранѣе. Но вѣдь жизнь можно строить только на правдѣ, на лжи она устоять не можетъ. И отсюда — столь частое разочарованіе супруговъ другъ въ другѣ, и — безобразная практика разводовъ. Да и кто же не знаетъ, что въ наши дни эти «влюбленности» постоянно разрѣшаются въ «гражданскіе браки» т. е. незаконныя связи, систематически-постоянныя нарушенія 7-й заповѣди, за которыя Церковь отлучаетъ отъ принятія св. Таинъ. А оканчивается все это сплошь и рядомъ трагически — не только ссорами, но и преступленіями, убійствомъ и самоубійствомъ.

Христіанскій бракъ есть живая жизнь двухъ въ единеніи. И съ годами супружеская любовь въ немъ только усиливается, становится глубже, одухотвореннѣе. Конечно, и въ христіанствѣ въ эту супружескую любовь, какъ извѣстное слагаемое, входитъ любовь страстная, связанная съ свойственной каждому человѣку естественной половой склонностію и чисто-тѣлеснымъ влеченіемъ, тяготѣніемъ его къ другому полу. Но въ истинно-христіанскомъ бракѣ такая любовь страсти въ привязанность супруговъ входитъ, какъ мы сказали, только — какъ слагаемое; и никогда не имѣетъ такого значенія и силы, какъ въ нехристіанскихъ брачныхъ союзахъ. А въ житіяхъ святыхъ мы видимъ рядъ примѣровъ, какъ супруги христіане по обоюдному согласію отказывались отъ половой жизни — то съ самаго начала брака, то послѣ 40 лѣтъ. И замѣчательно, что въ такомъ бракѣ, когда супруги подвижники живутъ «какъ братъ и сестра», ихъ взаимная любовь отличается особенною силою привязанности, всеобъемлющей вѣрности и взаимнаго уваженія. Такъ христіанство освятило, возвысило и преобразило брачный союзъ.

Но въ христіанской семьѣ, кромѣ мужа и жены, еще мыслятся и дѣти и родители. И на взаимныя отношенія тѣхъ и другихъ, христіанство опять-таки накладываетъ свой характерный отпечатокъ.

Въ каждой доброй семьѣ непремѣнно дожна быть единая семейная жизнь. «Наше», общее — всегда должно въ ней стоять выше «моего», личнаго. Не даромъ всѣ члены семьи носятъ одну фамилію — общею, дружною жизнію должны они и жить.

Главою семьи обычно считается и долженъ быть мужъ. На немъ, на его трудахъ основывается благосостояніе семьи. И семья — его первый долгъ. О тѣхъ, кто не заботится о своей семьѣ ап. Павелъ говоритъ кратко, но достаточно вразумительно: «Если кто о своихъ и особенно о домашнихъ не печется, тотъ отрекся отъ вѣры, и хуже невѣрнаго...» (1 Тим. V, 8).

Часто бываетъ въ жизни, что родители, направляя дѣтей на тотъ или иной жизненный путь, поступаютъ такъ наперекоръ ихъ склонности и сердечному желанію. А иногда — бываютъ вообще несправедливы. И противъ этого апостолъ прямо говоритъ: «отцы, не раздражайте чадъ своихъ, чтобы они не унывали, но воспитывайте ихъ въ ученіи и наставленіи Господнемъ» (Кол. III, 21 и Ефес. VI, 4). Чрезмѣрная, непосильная требовательность, дѣйствительно, повергаетъ дѣтей только въ уныніе. Тѣмъ болѣе, несправедливость: для ребенка отецъ — высшій авторитетъ, и горе, если этотъ авторитетъ пойдетъ противъ того чувства правды, которое въ ребенкѣ гораздо сильнѣе, чѣмъ во взросломъ. Получится положеніе, прямо-таки безвыходное для дѣтской души... Но еще хуже бываетъ, когда родители черезчуръ балуютъ дѣтей, бываютъ слишкомъ снисходительны къ нимъ, и часто оставляютъ ихъ безъ присмотра. Отсюда можетъ получиться уже великая нравственная порча ребенка — тѣмъ болѣе, что, какъ мы видѣли, слово Божіе прямо повелѣваетъ родителямъ воспитывать и наставлять дѣтей въ Законѣ Господнемъ...

Дѣло воспитанія дѣтей конечно, по преимуществу лежитъ на матери. И это естественно, т. к. никто не близокъ такъ къ душѣ и сердцу ребенка, какъ его мать — недаромъ онъ именно къ ней бѣжитъ съ крикомъ «мама», когда его обидѣли. И предъ матерію — великая задача: воспитать сына (или дочь) — вѣрующаго христіанина, добраго, отзывчиваго, трудолюбиваго, полезнаго работника церкви и государству — воспитать и словомъ, и примѣромъ, и лаской, и строгостью. И мужъ долженъ цѣнить этотъ огромный воспитывающій трудъ жены. Это — алтарь ея служенія своему Господу, работа не менѣе важная, чѣмъ его работа для семьи. И стыдъ, позоръ тѣмъ матерямъ, которыя тяготятся воспитаніемъ своихъ дѣтей — и отдаютъ ихъ часто цѣликомъ на попеченіе наемныхъ лицъ — забывая о томъ, что душу ребенка такъ легко повредить или загрязнить. Да развѣ кто-нибудь можетъ замѣнить ребенку родную мать?..

Но не меньше, чѣмъ родители, должны помнить свои обязанности и дѣти. Всѣмъ извѣстна 5-я заповѣдь Закона Божія о почитаніи родителей. «Дѣти» — писалъ ап. Павелъ — «повинуйтесь своимъ родителямъ въ Господѣ, ибо сего требуетъ справедливость». И конечно это требованіе вызывается именно справедливостью. Вѣдь дѣти всѣмъ обязаны родителямъ, которые заботятся о нихъ любя, трудясь, во многомъ отказывая себѣ, выращивая ихъ своей любовію, часто помогая имъ и тогда, когда они уже сами станутъ взрослыми и самостоятельными людьми.

Но какъ часто теперь нарушается у насъ 5-я заповѣдь! Даже тѣ дѣти, которыя убѣждены, что они искренно и крѣпко любятъ своихъ родителей — часто не слушаютъ, а значитъ — и не почитаютъ ихъ. Любовь всегда связана съ послушаніемъ. А чѣмъ старше становятся такія дѣти, тѣмъ — увы — своевольнѣе становятся они, грубя родителямъ, въ лицо упрекая ихъ въ «отсталости», и уже ни во что ставя ихъ авторитетъ. Это ли — почтеніе къ родителямъ?.. Вѣдь въ Ветхомъ Завѣтѣ было сказано прямо: «кто злословитъ отца своего или мать свою, того должно предать смерти», а въ Евангеліи Спаситель, напоминая объ этомъ законѣ, назвалъ его заповѣдію Божіею. А сколько извѣстно изъ жизни — ужасныхъ примѣровъ того, какъ Господь тяжело (иногда — смертельно) каралъ оскорбителей отца или матери! Недаромъ говорится «молитва матери изъ воды и изъ огня спасаетъ» и «благословеніе родителей утверждаетъ домъ чадъ», а съ другой стороны, кто не знаетъ, какое ужасное несчастіе — навлечь на себя проклятіе отца или матери...

И такъ въ основномъ своемъ смыслѣ 5-я заповѣдь говоритъ о почитаніи родителей. Но, конечно, сюда относятся и всѣ, заступающіе ихъ мѣсто для христіанина: учители, воспитатели и т. п., а въ особенности, конечно, представители законной власти, охраняющей порядокъ въ государствѣ. Апостолъ Павелъ прямо повелѣваетъ молиться «за царей и всѣхъ начальствующихъ», и во многихъ другихъ мѣстахъ своихъ посланій училъ повиноваться властямъ. Еще важнѣе, конечно, для христіанина, почитаніе духовныхъ властей — пастырей церкви, въ особенности же епископовъ, а также того пастыря, который является его духовнымъ отцомъ и отвѣчаетъ предъ Богомъ за его душу. Апостолъ Павелъ говоритъ: «повинуйтесь наставникамъ вашимъ, и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душахъ вашихъ, какъ обязанные дать отвѣтъ...». А Самъ Господь Своимъ апостоламъ, а въ ихъ лицѣ и пастырямъ церкви, говорилъ: «слушающій васъ, Меня слушаетъ, а отметающійся (не слушающій) васъ — Меня отметается...».

Источникъ: Игуменъ Филаретъ. Конспектъ по Закону Божію для 6 класса Гимназій и Реальн. Училищъ. (По кн. «Христіанская Жизнь» прот. Н. Вознесенскаго). — Харбинъ: Изданіе Обители милосердія, 1936. — С. 62-67.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.