Церковный календарь
Новости


2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
2018-09-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Кончина и погребеніе Блаж. Митр. Антонія (1970)
2018-09-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 60-е (5 декабря 1917 г.)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Какъ Митр. Антоній создалъ Зарубежную Церковь (1970)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Митрополитъ Антоній какъ учитель пастырства (1970)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 24 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)

Свт. Филаретъ (въ мірѣ Георгій Николаевичъ Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій и Восточно-Американскій, третій Первоіерархъ РПЦЗ, Предсѣдатель Архіерейскаго Сѵнода. Родился въ Курскѣ 22 марта (4 апрѣля) 1903 г. Окончилъ восьмиклассную гимназію въ Благовѣщенскѣ-на-Амурѣ (1920). Эмигрировавъ съ семьей въ Харбинъ, поступилъ въ Русско-китайскій политехническій институтъ и закончилъ его со званіемъ инженера-электромеханика (1927). Въ 1931 г. окончилъ Пастырско-богословскіе курсы (переименованные затѣмъ въ богословскій факультетъ) при Институтѣ св. князя Владиміра въ Харбинѣ. Преподавалъ Новый Завѣтъ, пастырское богословіе и гомилетику въ указанномъ институтѣ. Діаконъ (1930). Постриженъ въ монашество (1931). Іеромонахъ (1931). Игуменъ (1933). Архимандритъ (1937). Переѣхалъ въ Гонъ-Конгъ (1962), затѣмъ въ г. Брисбенъ (Австралія). Епископъ Брисбенскій, викарій Австралійской епархіи (1963). На Соборѣ 1964 г. избранъ Первоіерархомъ Русской Православной Церкви Заграницей. При свт. Филаретѣ въ Зарубежной Церкви были прославлены въ ликѣ святыхъ: прав. Іоаннъ Кронштадтскій (19 октября 1964 г.), преп. Германъ Аляскинскій (27 іюля 1970 г.), блаж. Ксенія Петербургская (11 сентября 1978 г.) и Соборъ свв. Новомучениковъ и Исповѣдниковъ Россійскихъ (19 октября 1981 г.). Скончался 8 (21) ноября 1985 г. Въ 1998 г. нетлѣнныя мощи святителя были перенесены изъ крипты кладбищенскаго Успенскаго храма въ соборъ Святой Троицы Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США). Послѣ кончины свт. Филарета былъ документально зафиксированъ цѣлый рядъ случаевъ благодатныхъ исцѣленій и чудесной помощи людямъ, молитвенно обращавшимся къ нему.

Сочиненія свт. Филарета (Вознесенскаго), митр. Восточно-Американскаго и Нью-Іоркскаго

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)
Конспектъ по Закону Божію [по Нравственному богословію].

Глава XXIII.
Семья и государство. Космополитизмъ и его односторонность. Патріотизмъ въ Ветхомъ и Новомъ Завѣтѣ. Примѣры Моисея, ап. Павла и Самого Спасителя. Законность любви къ ближнимъ.

Здоровая и крѣпкая семья — это первая и главная ячейка общества и государства. Самое сильное и организованное государство приходитъ въ состояніе упадка и разрушается, если въ немъ разложена семья, и нѣтъ прочныхъ устоевъ семейной жизни и воспитанія. Наоборотъ — если семья крѣпка, и воспитаніе ведется на здоровыхъ началахъ, то и при большомъ внѣшнемъ разрушеніи формъ государственной жизни, народъ остается жизнеспособнымъ, и можетъ возстановить государственную мощь и единеніе.

Но нужно помнить, что христіанская семья не должна всецѣло замыкаться въ себѣ, обращаться въ «курятникъ». Такая жизнь — жизнь семейнаго эгоизма. Человѣкъ, живущій ею, внѣ своей семьи не имѣетъ никакихъ интересовъ, ничего знать не хочетъ о радостяхъ и горестяхъ окружающаго міра и ничѣмъ ему не служитъ. Конечно, такая жизнь — не христіанская жизнь, и такая семья — не христіанская семья. Какъ уже сказано, христіанская семья есть именно ячейка общества, его часть, неразрывно связанная со своимъ цѣлымъ. Она принимаетъ живое участіе, въ общественной жизни, и служитъ своимъ ближнимъ, неизмѣнно оказывая имъ участіе и посильную помощь.

Однако и этого мало. По ясному ученію Евангелія, живыя отношенія христіанина не должны замыкаться не только въ семейныхъ рамкахъ, но и въ отечественныхъ, національно-государственныхъ. — Нѣтъ, въ своей любви христіанство все-человѣчно. Для христіанина каждый человѣкъ, къ какой бы націи онъ ни принадлежалъ, есть его ближній, любить котораго онъ долженъ, по заповѣди своего Спасителя. Объ этомъ ясно говоритъ намъ вся притча о милосердномъ самарянинѣ, и, въ особенности, ея категорическое заключеніе. Въ этой притчѣ Спаситель указалъ іудею-законнику на то, съ какимъ милосердіемъ и любовію добрый самарянинъ отнесся къ израненному и ограбленному іудею — т. е., представителю народа, враждебнаго самарянамъ. А дальше — сказалъ законнику: «иди и ты — твори такожде» (иди и ты — поступай также). Таковъ законъ христіанской любви!

Но если къ такой всеобъемлющей любви призываемся мы, христіане, — то не правъ ли тотъ космополитизмъ, то ученіе о братствѣ народовъ, по которому человѣкъ есть «гражданинъ всей вселенной» — а вовсе не своего государства. По этому ученію, въ человѣчествѣ не должно быть никакихъ государственно-національныхъ различій и раздѣленій, но все оно должно представлять изъ себя одну семью.

Несомнѣнно, что въ положительной части своего ученія космополитизмъ близко подходитъ къ христіанству. И опять-таки несомнѣнно, что свои призывы къ братству, къ любви, къ взаимной помощи онъ взялъ именно изъ христіанства. И призывы эти — чисто христіанскіе. Но какъ разъ, только эти-то христіанскія идеи и есть то, что цѣнно въ космополитизмѣ. Зато къ этой правдѣ космополитизмъ примѣшалъ еще много уродливой неправды и заблужденій. Благодаря этому его ученіе оказалось узко-одностороннимъ и искусственнымъ, а потому и не жизненнымъ. Такими заблужденіями являются всѣ выводы космополитизма противъ чувства патріотизма, противъ православнаго ученія о долгѣ служенія отечеству, его благу и безопасности. Но кто не знаетъ — какими черствыми и неспособными къ сердечному, участливому отношенію постоянно являются въ жизни многорѣчивые проповѣдники космополитизма? Они съ пѣной у рта кричатъ о своей любви къ человѣчеству и не умѣютъ полюбить какъ должно своего ближняго. А полюбить ближняго — значитъ полюбить всякаго человѣка, поставленнаго на ихъ пути промысломъ Божіимъ, и часто нуждающагося въ состраданіи и поддержкѣ. Христіанство не имѣетъ этой ложной односторонности космополитизма. Христосъ заповѣдалъ намъ не искусственную любовь къ «человѣчеству», но именно — любовь къ ближнему. Такимъ ближнимъ для христіанина является вообще каждый человѣкъ (поэтому-то христіанинъ и долженъ любить всѣхъ), а въ частности — каждый человѣкъ, съ которымъ онъ встрѣчается въ повседневной жизни. И любовь христіанская проявляется болѣе всего — именно въ этихъ личныхъ встрѣчахъ, въ живомъ взаимообщеніи, взаимной поддержкѣ и сочувствіи. Какъ далеко отъ этого одностороннее ученіе космополитизма съ его искусственными, оторванными отъ жизни призывами о любви къ «человѣчеству»!

Когда человѣкъ бываетъ еще ребенкомъ, то въ дѣтскіе годы для него ближними являются родители, братья и сестры, и вообще — родственники. И въ эту пору для него вполнѣ достаточно и хорошо, если онъ будетъ хорошимъ, любящимъ, отзывчивымъ и преданнымъ членомъ семьи. Но, очевидно, для него недоступны еще понятія о любви къ другимъ людямъ, не входящимъ въ его семью. Съ ними онъ не имѣетъ никакихъ живыхъ отношеній, и поэтому они для него именно — «чужіе». Постепенно подрастая, въ отроческіе и юношескіе годы, онъ уже завязываетъ личныя, живыя отношенія съ многими людьми, они становятся для него «своими». И вотъ здѣсь доброе воспитаніе должно научить ребенка — и къ этимъ новымъ для него «ближнимъ» относиться по-христіански — дружески, благожелательно, съ искренней готовностью помочь, оказать посильную услугу. (Хотя, конечно, наиболѣе ближними являются для него по-прежнему его родные). Но и здѣсь подростокъ еще не развитъ въ своемъ духовномъ кругозорѣ до того, чтобы можно было отъ него требовать такихъ же сердечныхъ отношеній любви къ какимъ-нибудь жителямъ другихъ народовъ и странъ. И лишь тогда, когда христіанинъ становится взрослымъ и вполнѣ развитымъ, горизонтъ его раскрывается широко, и «ближнимъ» для него становится всякій человѣкъ, къ какому бы народу онъ ни принадлежалъ. Но, конечно, прежде и болѣе всего онъ изо всѣхъ людей любитъ, во 1-хъ, свою семью, своихъ родныхъ, среди которыхъ онъ выросъ и живетъ, а, во 2-хъ, свою страну, свой народъ, къ которому онъ принадлежитъ. Съ этимъ народомъ онъ связанъ всѣми своими государственно-политическими и гражданскими обязанностями. И культура, обычаи, всѣ отличительныя черты его родного народа, а въ особенности, его святыни — являются для него также «своими», «родными». Онъ привязанъ къ своему народу, къ своей родинѣ, онъ ихъ любитъ — и эта любовь къ родинѣ и есть тотъ христіанскій патріотизмъ, противъ котораго такъ усиленно борются космополиты въ своемъ заблужденіи.

Но, конечно, христіанскій патріотизмъ чуждъ тѣхъ крайностей и ошибокъ, въ которыя часто впадаютъ люди, именующіе себя «патріотами». Христіанинъ-патріотъ, любя свой народъ, не закрываетъ глаза на его недостатки, и трезво смотритъ на его національныя свойства и характерныя черты. А поэтому онъ никогда не согласится съ тѣми «патріотами», которые все родное (даже національные пороки и недостатки — пьянство, ругань и т. д.) склонны возвеличивать и считать законнымъ и хорошимъ. Онъ не замѣчаетъ — того, что это уже не патріотизмъ, — а вздутая національная гордость, т. е. тотъ грѣхъ, противъ котораго такъ сильно борется христіанство. Нѣтъ, истинный патріотъ не закрываетъ глаза на грѣхи и недуги своего народа — онъ видитъ ихъ, скорбитъ о нихъ, борется съ ними, и кается предъ Богомъ и другими людьми за себя и свой народъ. Кромѣ того, христіанскій патріотизмъ совершенно чуждъ ненависти къ другимъ народамъ. Если я люблю свой народъ, то почему же я долженъ не любить Китай, Турцію или любую другую страну и народъ (хотя бы и еврейскій)? Это было бы нехристіанскимъ чувствомъ. Нѣтъ, дай Богъ и имъ всякаго благополучія и успѣха, ибо всѣ мы люди — дѣти одного Отца.

Но самыя главныя данныя въ пользу патріотизма мы можемъ найти а Священномъ Писаніи. Еще въ Ветхомъ Завѣтѣ — вся исторія еврейскаго народа исполнена свидѣтельствомъ о томъ, какъ евреи любили свой Сіонъ, свой Іерусалимъ, свой храмъ. Это былъ лучшій образецъ истиннаго патріотизма — любви къ своему народу и его святынямъ. И не даромъ наша христіанская Церковь это прославленіе евреями своихъ святынь взяла въ свое богослуженіе (хотя, конечно, въ нѣсколько иномъ — христіанскомъ пониманіи), и поетъ «благословенъ Господь отъ Сіона, живый въ Іерусалимѣ. Аллилуіа». Особенно поразительный примѣръ любви къ своему народу въ Ветх. Завѣтѣ показалъ пророкъ Моисей. Когда-то — сразу послѣ заключенія завѣта съ Богомъ — Израильскій народъ измѣнилъ своему Богу, и поклонился золотому тельцу. Сильно возгорѣлся тогда гнѣвъ правды Божіей. Моисей сталъ молиться о согрѣшившемъ народѣ, не сходя 40 дней и 40 ночей съ горы, на которой онъ молился. Господь отвѣчалъ «оставь Меня, не удерживай, да воспламенится гнѣвъ Мой на нихъ, и истреблю ихъ». Замѣчательно въ этихъ словахъ Божіихъ — свидѣтельство о силѣ молитвы праведника — которою онъ, по смѣлому выраженію Іоанна Златоуста, какъ бы связываетъ Бога! — Еще пламеннѣе сталъ молиться великій пророкъ — и наконецъ воскликнулъ: «прости имъ грѣхъ ихъ, а если нѣтъ — то изгладь и меня изъ книги Твоей, въ которую Ты вписалъ»... — «и послушалъ его Господь и на сей разъ, и не восхотѣлъ погубить»... — говоритъ св. Библія. Развѣ это — не высочайшій подвигъ самоотверженнаго патріотизма?

Подобный же примѣръ изъ Новаго Завѣта мы видимъ въ жизни великаго апостола Павла. Никто не мѣшалъ ему въ дѣлѣ проповѣди такъ злобно и упорно, какъ его соотечественники, не увѣровавшіе во Христа. Они ненавидѣли Павла, считая его измѣнникомъ вѣрѣ своихъ отцовъ. Что же говоритъ апостолъ объ этихъ своихъ соотечественникахъ? А вотъ что: «я желалъ бы самъ быть отлученнымъ отъ Христа за братьевъ моихъ, родныхъ мнѣ по плоти, то-есть израильтянъ». Изъ этихъ словъ мы видимъ его любовь къ родному народу. Эта любовь была такъ велика, что онъ, подобно Моисею, готовъ былъ даже пожертвовать своимъ личнымъ вѣчнымъ спасеніемъ (а не временною только жизнью) за спасеніе этого народа.

Но вотъ — примѣръ Самого Спасителя. Въ Евангеліи мы читаемъ, какъ Онъ говорилъ о томъ, что пришелъ прежде всего — къ своему народу. Въ другомъ случаѣ Онъ, обращаясь къ Іерусалиму, говорилъ: «Іерусалимъ, Іерусалимъ, избивающій пророковъ и камнями побивающій посылаемыхъ къ тебѣ! Сколько разъ хотѣлъ Я собрать чадъ твоихъ, какъ птица птенцовъ своихъ подъ крылья, и вы не захотѣли» (Лук. XIII, 34-35). А когда Онъ ѣхалъ а Іерусалимъ подъ крики «осанна», когда весь народъ ликовалъ въ восторгѣ, Спаситель плакалъ... Но плакалъ Онъ не о Себѣ, а объ этомъ Своемъ городѣ — о гибели тѣхъ, кто сейчасъ кричалъ Ему «осанна», а черезъ нѣсколько дней будутъ кричать «распни, распни Его»... Такъ Самъ Онъ любилъ свой народъ — трогательной, глубокой любовію.

Такимъ образомъ, чувство патріотизма христіанствомъ не отрицается и не осуждается. Не осуждается имъ, вопреки ложной точкѣ зрѣнія космополитовъ, и законность преимущественной любви къ своимъ роднымъ и близкимъ. Мы знаемъ уже слова апостола: «если кто о своихъ и особенно о домашнихъ не печется, тотъ отрекся отъ вѣры и хуже невѣрнаго». А въ другомъ мѣстѣ, говоря объ избраніи кого-либо на служеніе Церкви, апостолъ ставитъ условіе — чтобы избираемый «хорошо управлялъ дѣтьми и домомъ своимъ». Но еще разъ подчеркиваемъ то, что такая любовь и забота не должны быть эгоистическими, само-замкнутыми. Нѣтъ, заботясь о тѣхъ, кто въ жизни непосредственно соприкасается съ нимъ, христіанинъ долженъ всегда въ своей христіанской любви не забывать и другихъ людей — своихъ ближнихъ и братьевъ во Христѣ. Въ заключеніе — приведемъ еще слова ап. Павла (изъ посланія къ Галатамъ): «доколѣ есть время, будемъ дѣлать добро всѣмъ, а наипаче — своимъ по вѣрѣ»...

Источникъ: Игуменъ Филаретъ. Конспектъ по Закону Божію для 6 класса Гимназій и Реальн. Училищъ. (По кн. «Христіанская Жизнь» прот. Н. Вознесенскаго). — Харбинъ: Изданіе Обители милосердія, 1936. — С. 67-73.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.