Церковный календарь
Новости


2019-01-17 / russportal
Слово (1-е) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2019-01-17 / russportal
Посланіе преп. Макарія Египетскаго (1904)
2019-01-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 94-е (1895)
2019-01-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 93-е (1895)
2019-01-16 / russportal
Письмо (26-е) блаж. Іеронима Стридонскаго (1893)
2019-01-16 / russportal
Письмо (25-е) блаж. Іеронима Стридонскаго (1893)
2019-01-16 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Недѣля о Самарянкѣ (два слова) (1985)
2019-01-16 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Недѣля о Разслабленномъ (два слова) (1985)
2019-01-16 / russportal
Блаж. Августинъ Иппонійскій. "Исповѣдь". Книга 12-я (1914)
2019-01-16 / russportal
Блаж. Августинъ. Слово въ день свв. мучч. Маккавеевъ (1839)
2019-01-15 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). "Радуйтесь!" (1985)
2019-01-15 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Недѣля Женъ-Мѵроносицъ (1985)
2019-01-15 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Ѳомино воскресенье (1985)
2019-01-15 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Пасха (1985)
2019-01-15 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. "Къ Стагирію подвижнику". Слово 2-е (1898)
2019-01-15 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. "Къ Стагирію подвижнику". Слово 1-е (1898)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 18 января 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)

Свт. Филаретъ (въ мірѣ Георгій Николаевичъ Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій и Восточно-Американскій, третій Первоіерархъ РПЦЗ, Предсѣдатель Архіерейскаго Сѵнода. Родился въ Курскѣ 22 марта (4 апрѣля) 1903 г. Окончилъ восьмиклассную гимназію въ Благовѣщенскѣ-на-Амурѣ (1920). Эмигрировавъ съ семьей въ Харбинъ, поступилъ въ Русско-китайскій политехническій институтъ и закончилъ его со званіемъ инженера-электромеханика (1927). Въ 1931 г. окончилъ Пастырско-богословскіе курсы (переименованные затѣмъ въ богословскій факультетъ) при Институтѣ св. князя Владиміра въ Харбинѣ. Преподавалъ Новый Завѣтъ, пастырское богословіе и гомилетику въ указанномъ институтѣ. Діаконъ (1930). Постриженъ въ монашество (1931). Іеромонахъ (1931). Игуменъ (1933). Архимандритъ (1937). Переѣхалъ въ Гонъ-Конгъ (1962), затѣмъ въ г. Брисбенъ (Австралія). Епископъ Брисбенскій, викарій Австралійской епархіи (1963). На Соборѣ 1964 г. избранъ Первоіерархомъ Русской Православной Церкви Заграницей. При свт. Филаретѣ въ Зарубежной Церкви были прославлены въ ликѣ святыхъ: прав. Іоаннъ Кронштадтскій (19 октября 1964 г.), преп. Германъ Аляскинскій (27 іюля 1970 г.), блаж. Ксенія Петербургская (11 сентября 1978 г.) и Соборъ свв. Новомучениковъ и Исповѣдниковъ Россійскихъ (19 октября 1981 г.). Скончался 8 (21) ноября 1985 г. Въ 1998 г. нетлѣнныя мощи святителя были перенесены изъ крипты кладбищенскаго Успенскаго храма въ соборъ Святой Троицы Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США). Послѣ кончины свт. Филарета былъ документально зафиксированъ цѣлый рядъ случаевъ благодатныхъ исцѣленій и чудесной помощи людямъ, молитвенно обращавшимся къ нему.

Сочиненія свт. Филарета (Вознесенскаго), митр. Восточно-Американскаго и Нью-Іоркскаго

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)
Конспектъ по Закону Божію [по Нравственному богословію].

Глава XXV.
Христіанство и коммунизмъ. Общеніе имущества въ христіанствѣ и въ коммунизмѣ. Нарушеніе справедливости въ коммунизмѣ. Идеологія христіанства и коммунизма.

Разсмотримъ теперь вопросъ объ отношеніи христіанства къ коммунизму. Тому коммунизму, который теперь на глазахъ всего міра явился какъ фактъ, какъ попытка реальнаго осуществленія въ жизни соціалистическихъ идей — въ совѣтской Россіи.

Всѣмъ извѣстно, что коммунизмъ прямо выступилъ въ исторіи какъ заклятый и ожесточенный врагъ христіанства. Со своей стороны, и христіанство признаетъ его совершенно чуждымъ и враждебнымъ себѣ — по самому его духу, по всему содержанію его идеологіи.

Исторія Церкви апостольскихъ временъ говоритъ намъ о томъ, что въ тѣ времена въ ней также былъ свой христіанскій коммунизмъ — когда у вѣрующихъ было все общее, какъ говоритъ книга Дѣяній Апостольскихъ. Да и теперь этотъ христіанскій коммунизмъ существуетъ въ видѣ общежительнаго монашества, которое считается лучшей формой для христіанской аскетической жизни. Такимъ образомъ, общеніе имущества съ христіанской точки зрѣнія не только пріемлемо. Нѣтъ, болѣе того: это свѣтлый, идеально-высокій типъ христіанскихъ взаимоотношеній, примѣры котораго и были и существуютъ въ жизни православной Церкви.

И какъ велика разница между такимъ христіанскимъ коммунизмомъ и коммунизмомъ совѣтскимъ! Одинъ отъ другого отстоитъ какъ небо отъ земли. Вѣдь коммунизмъ христіанскій не есть самостоятельная само-цѣль, къ которой стремилось бы христіанство. Нѣтъ, онъ есть — слѣдствіе и порожденіе того духа любви, которымъ дышала Церковь первыхъ временъ. Кромѣ того, этотъ христіанскій коммунизмъ былъ вполнѣ добровольнымъ. Въ немъ никто не говорилъ: «отдай твое, оно принадлежитъ намъ», а, наоборотъ — христіане сами жертвовали такъ, что «никто изъ нихъ ничего изъ имѣнія своего не называлъ своимъ» [Дѣян. 4, 32]. Что же касается соціалистическаго коммунизма, то въ немъ общеніе имущества является само-цѣлью, которой нужно добиться во что бы то ни стало, и ни взирая ни на что. И творцы коммунизма этого добиваются — чисто принудительнымъ путемъ, не останавливаясь ни предъ какими мѣрами, даже — предъ избіеніемъ всѣхъ несогласныхъ... И основа этого коммунизма — не свобода, какъ въ христіанскомъ коммунизмѣ, а насиліе, не жертвенная любовь, а зависть и ненависть...

Въ своей борьбѣ съ христіанствомъ коммунизмъ заходитъ такъ далеко, что отказывается даже отъ элементарной, всѣми признаваемой, справедливости. Въ своей классовой идеологіи коммунизмъ, въ сущности, попираетъ всякую справедливость. Предметомъ его заботъ служитъ не общее благо всѣхъ гражданъ государства, а только интересы рабочаго класса и пролетаріата. Всѣ же остальныя государственныя и общественныя группировки гражданъ государства открыто оставляются за «бортомъ», внѣ всякихъ попеченій коммунистическаго правительства. Они могутъ голодать, могутъ не имѣть ни копѣйки заработка, не имѣть даже самой возможности его — «правящимъ сферамъ» до этого нѣтъ никакого дѣла. Что это, какъ не попраніе справедливости и издѣвательство надъ милліонами людей?..

Коммунизмъ, говоря о новомъ строѣ «свободнаго» государства, постоянно упираетъ на то, что этотъ строй есть «диктатура пролетаріата». Но давно уже выяснилось, что въ совѣтской Россіи этой обѣщанной диктатуры пролетаріата нѣтъ и въ поминѣ, а есть — диктатура надъ пролетаріатомъ. Тѣмъ болѣе, нѣтъ тамъ обычныхъ проявленій политической свободы: ни свободы печати, ни свободы собраній, ни неприкосновенности жилища. Только тѣ, кто жилъ въ Россіи — знаютъ всю тяжесть и силу того гнета, который царитъ тамъ. А надъ всѣмъ этимъ стоитъ небывалый еще политическій терроръ — казни и убійства, ссылки и заточенія въ невѣроятно тяжелыхъ условіяхъ. Вотъ что далъ коммунизмъ русскому народу — вмѣсто обѣщанной свободы...

Въ своей политической пропагандѣ коммунизмъ утверждаетъ, что онъ добивается осуществленія свободы, равенства (т. е., справедливости) и братства. О первомъ и о второмъ мы уже говорили; что же касается «братства» — то несомнѣнно, что это слово украдено у христіанъ, называющихъ другъ друга «братіе». А у Апостола Петра прямо сказано «всѣхъ почитайте, братство любите»... (1 Петр. II, 17). Но въ практической жизни коммунисты, какъ извѣстно, слово «братъ» сразу замѣнили словомъ «товарищъ». И это — очень показательно, т. к. товарищами могутъ быть и соучастники въ преступленіяхъ, и члены какой-либо разбойничьей шайки. А о «братствѣ», конечно, и говорить не приходится тамъ, гдѣ проповѣдуется классовая борьба, зависть и ненависть...

Всѣ эти различія между христіанствомъ и коммунизмомъ не исчерпываютъ, однако, самой сущности противорѣчія между ними. Коренное, главное и все объясняющее отличіе коммунизма отъ христіанства лежитъ еще глубже — въ религіозной идеологіи того и другого. Недаромъ такъ злобно и упорно коммунисты борются съ нашей вѣрой.

Какъ извѣстно, коммунизмъ какъ будто-бы принципіально атеистиченъ, и безусловно отрицаетъ всякую религію. На самомъ же дѣлѣ — онъ самъ является религіей — фанатичной, нетерпимой и темной. Христіанство есть религія неба, коммунизмъ — религія земли. Христіанство проповѣдуетъ любовь ко всѣмъ — коммунизмъ проповѣдуетъ классовую ненависть и борьбу, и утверждается на эгоизмѣ. Христіанство — религія идеализма, основанная на вѣрѣ въ побѣду Правды и Любви Божіей. Коммунизмъ — религія сухого, разсудочнаго практицизма, преслѣдующая цѣль созданія земного «рая» (рая животной сытости и духовнаго одичанія). И, недаромъ, на могилѣ христіанина ставится крестъ, а на могилѣ коммуниста — красный колъ. Какъ это показательно, ярко и символично для той и другой стороны! Съ одной — вѣра въ побѣду жизни надъ смертію и добра надъ зломъ. Съ другой — безпросвѣтная тьма, мракъ и пустота, безъ всякой отрады, утѣшенія и надежды впереди. И въ то время, какъ уже послѣ смерти святыя мощи подвижниковъ Христовой вѣры цвѣтутъ нетлѣніемъ и благоухаютъ — гніющій трупъ набальзамированнаго «Ильича» есть наилучшій символъ коммунизма...

Источникъ: Игуменъ Филаретъ. Конспектъ по Закону Божію для 6 класса Гимназій и Реальн. Училищъ. (По кн. «Христіанская Жизнь» прот. Н. Вознесенскаго). — Харбинъ: Изданіе Обители милосердія, 1936. — С. 76-79.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.