Церковный календарь
Новости


2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
2018-10-10 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Соврем. экуменическое обновленчество (1992)
2018-10-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 102-е (12 марта 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 16 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)

Свт. Филаретъ (въ мірѣ Георгій Николаевичъ Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій и Восточно-Американскій, третій Первоіерархъ РПЦЗ, Предсѣдатель Архіерейскаго Сѵнода. Родился въ Курскѣ 22 марта (4 апрѣля) 1903 г. Окончилъ восьмиклассную гимназію въ Благовѣщенскѣ-на-Амурѣ (1920). Эмигрировавъ съ семьей въ Харбинъ, поступилъ въ Русско-китайскій политехническій институтъ и закончилъ его со званіемъ инженера-электромеханика (1927). Въ 1931 г. окончилъ Пастырско-богословскіе курсы (переименованные затѣмъ въ богословскій факультетъ) при Институтѣ св. князя Владиміра въ Харбинѣ. Преподавалъ Новый Завѣтъ, пастырское богословіе и гомилетику въ указанномъ институтѣ. Діаконъ (1930). Постриженъ въ монашество (1931). Іеромонахъ (1931). Игуменъ (1933). Архимандритъ (1937). Переѣхалъ въ Гонъ-Конгъ (1962), затѣмъ въ г. Брисбенъ (Австралія). Епископъ Брисбенскій, викарій Австралійской епархіи (1963). На Соборѣ 1964 г. избранъ Первоіерархомъ Русской Православной Церкви Заграницей. При свт. Филаретѣ въ Зарубежной Церкви были прославлены въ ликѣ святыхъ: прав. Іоаннъ Кронштадтскій (19 октября 1964 г.), преп. Германъ Аляскинскій (27 іюля 1970 г.), блаж. Ксенія Петербургская (11 сентября 1978 г.) и Соборъ свв. Новомучениковъ и Исповѣдниковъ Россійскихъ (19 октября 1981 г.). Скончался 8 (21) ноября 1985 г. Въ 1998 г. нетлѣнныя мощи святителя были перенесены изъ крипты кладбищенскаго Успенскаго храма въ соборъ Святой Троицы Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США). Послѣ кончины свт. Филарета былъ документально зафиксированъ цѣлый рядъ случаевъ благодатныхъ исцѣленій и чудесной помощи людямъ, молитвенно обращавшимся къ нему.

Сочиненія свт. Филарета (Вознесенскаго), митр. Восточно-Американскаго и Нью-Іоркскаго

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)
Конспектъ по Закону Божію [по Нравственному богословію].

Глава XXVI.
Обязанности христіанина въ отношеніи къ Богу. Взаимное отношеніе между любовью къ Богу, къ ближнему и къ себѣ самому. Неразрывная связь между любовью къ Богу и любовью къ ближнему. Настроеніе дѣтской преданности, какъ основное настроеніе христіанина.

Итакъ теперь, восходя отъ низшихъ обязанностей къ высшимъ, мы поднялись до вершины ихъ — до нашихъ обязанностей въ отношеніи къ Богу.

По ясному и точному указанію Священнаго Писанія, главная обязанность человѣка въ отношеніи къ Богу — любовь къ Нему. Эта любовь была заповѣдана еще въ Ветхомъ Завѣтѣ, гдѣ было сказано: «Возлюбиши Господа Бога твоего всѣмъ сердцемъ твоимъ и всею душею твоею и всею мыслію твоею». А въ Новомъ Завѣтѣ Самъ Господь Іисусъ Христосъ объ этой заповѣди сказалъ: «сія есть первая и большая заповѣдь».

Къ этой главной заповѣди Закона Божія Спаситель присоединилъ еще вторую — о любви къ ближнему, какъ къ самому себѣ. Объ этой заповѣди Онъ сказалъ, что она «подобна ей» — т. е. подобна первой заповѣди — о любви къ Богу. И святая Церковь, основываясь на этихъ словахъ Самаго Господа, всегда устанавливала слѣдующій порядокъ въ нравственныхъ обязанностяхъ человѣка: ниже всѣхъ стоятъ обязанности къ самому себѣ. Поэтому — любовью къ себѣ нужно жертвовать во имя любви къ Богу и ближнему. Любовь къ ближнему, т. ск., занимаетъ среднее мѣсто. Она господствуетъ надъ любовью человѣка къ самому себѣ, но, въ свою очередь, подчиняется высшей любви — любви человѣка къ Богу, Котораго мы должны любить больше всего.

Теперь часто можно слышать рѣчи о томъ, что сильная любовь человѣка къ Богу будто бы вредитъ и мѣшаетъ его любви къ ближнему. Поэтому (такъ говорятъ тѣ, кто такъ думаетъ) человѣкъ больше всего долженъ думать и заботиться о своихъ обязанностяхъ по отношенію къ ближнему, и этимъ онъ исполнитъ и обязанности по отношенію къ Богу. Люди, думающіе и говорящіе такъ, въ особенности возстаютъ противъ подвиговъ отшельнической жизни. Съ ихъ точки зрѣнія, отшельническій образъ жизни есть проявленія эгоизма и нелюбви къ другимъ. Отшельникъ (по ихъ мнѣнію) есть человѣкъ, занятый исключительно самимъ собой и спасеніемъ своей души, и нисколько не думающій о другихъ.

Въ этихъ разсужденіяхъ есть доля истины. Едва ли станетъ кто-либо спорить противъ того, что служа своему ближнему, христіанинъ этимъ исполняетъ и свои обязанности по отношенію къ Богу. Больше того. По ученію апостола любви Іоанна Богослова, любовь къ ближнему есть показатель любви къ Богу... «Кто говоритъ: я люблю Бога, а брата своего ненавидитъ, тотъ лжецъ; ибо не любящій брата своего, котораго видитъ, какъ можетъ любить Бога, Котораго не видитъ?» И ни одинъ христіанинъ не сомнѣвается въ томъ, что дѣлая добро ближнимъ, мы этимъ служимъ Богу, ибо исполняемъ Его законъ любви.

Однако, не менѣе несомнѣнно и то, что любя Бога, мы никогда не можемъ этою любовію къ Нему помѣшать своей любви къ ближнему. «Богъ есть любовь» (1 Іоан. 8, 16). Любя Бога, мы этимъ переводимъ себя въ высшую духовную атмосферу — атмосферу любви и новаго «дыханія жизни». И сердце христіанина, исполненное такой божественной любви, всюду посылаетъ, на всѣхъ обращаетъ лучи этой христіанской любви. Такимъ образомъ, вопреки тому мнѣнію, которое мы выше приводили, любовь человѣка къ Богу не только не препятствуетъ его любви къ ближнему, но наоборотъ — укрѣпляетъ и углубляетъ ее.

Прекрасное разъясненіе связи между любовію къ Богу и къ ближнему дано однимъ изъ подвижниковъ нашей православной Церкви, аввою Дороѳеемъ. Оно дается намъ въ такой математической иллюстраціи:

Въ кругѣ A центръ есть Богъ, а люди — точки на окружности. Радіусы соединяютъ ихъ съ Богомъ, а дуги — съ собою. И вотъ — мы видимъ, что люди, приближаясь къ Богу (по радіусу), одновременно съ этимъ приближаются и другъ ко другу, съ приближеніемъ точекъ окружности къ центру, т. к. дуги, соединяющія ихъ, укорачиваются. Но и къ Богу, и къ ближнимъ человѣкъ можетъ приблизиться только чрезъ любовь. А отсюда слѣдуетъ съ несомнѣнностью то, что, любя Бога, человѣкъ непремѣнно будетъ любить и своихъ ближнихъ. А кругъ B указываетъ намъ на то, что христіанская любовь къ ближнему, въ свою очередь, приводитъ человѣка къ любви къ Богу, и, приближая себя чрезъ любовь къ другимъ людямъ, человѣкъ чрезъ это приближается и къ Богу. Такъ оба эти рода христіанской любви неразрывно и тѣсно связаны между собой.

Въ исторіи христіанскаго подвижничества мы постоянно видимъ, какъ подвижники, пламенѣвшіе любовію къ Богу, оставляли міръ съ его соблазнами. Это они дѣлали по заповѣди апостола любви Іоанна Богослова, который сказалъ: «не любите міра, ни того, что въ мірѣ: кто любитъ міръ, въ томъ нѣтъ любви Отчей» (1 Іоан. II, 15). Но напрасно думаютъ о нихъ, будто они этимъ отрекались и отъ своей любви къ людямъ, живущимъ въ мірѣ. Нѣтъ, они сами постоянно указывали на то, что они бѣжали не отъ людей, а отъ грѣховъ, разлитыхъ въ мірѣ, отъ соблазновъ грѣшной мірской жизни. Но любили они своихъ братій, остающихся въ мірѣ — неизмѣримо больше, чѣмъ тѣ, кто въ этомъ мірѣ жилъ и участвовалъ въ его грѣхахъ. Не слѣдуетъ забывать того, что уединеніе этихъ подвижниковъ всегда было заполнено молитвой — а христіанская молитва есть не только о себѣ, но и о другихъ. Изъ житія преподобнаго Пахомія Великаго, уроженца города Александріи, извѣстно слѣдующее. Однажды онъ узналъ о томъ, что на его родинѣ — въ г. Александріи — свирѣпствуетъ голодъ и эпидеміи болѣзней. Тогда преподобный три дня провелъ въ слезахъ и оставилъ вовсе и ту скудную ѣду, которую позволялъ себѣ. Ученики упрашивали его подкрѣпить себя пищей, но св. Пахомій отвѣчалъ: «какъ могу я ѣсть, когда братія мои не имѣютъ хлѣба»... Какъ далеко до такой любви и состраданія — и самымъ лучшимъ изъ насъ!

Такъ любовь христіанина къ Богу есть не только вершина его нравственнаго восхожденія, но и основа его духовнаго бытія. Безъ любви нѣтъ и не можетъ быть духовной жизни, подвига, добродѣтели. А высшее служеніе христіанской любви — служеніе пастырское — только и можетъ существовать у того, кто полюбитъ Христа. Недаромъ Самъ Спаситель, призывая апостола Петра на проповѣдь, спрашивалъ его: «Симонѣ Іонинъ, любиши ли Мя паче (больше) сихъ?» Но и вообще, религія наша — религія любви. «Потому узнаютъ всѣ, что вы — Мои ученики, если вы будете имѣть любовь между собою», — говорилъ Господь. Здѣсь рѣчь идетъ не только о взаимной христіанской любви людей другъ къ другу, но еще больше — о сыновней любви и дѣтской преданности Тому, Кого Евангеліе постоянно называетъ «Отецъ нашъ Небесный». И потому-то основой истинно-христіанской жизни въ человѣкѣ является сердце, не только вѣрующее въ Бога, но и дѣтски преданное Ему, и проникнутое искреннимъ влеченіемъ къ Нему — какъ къ Любящему и любимому Отцу.

Источникъ: Игуменъ Филаретъ. Конспектъ по Закону Божію для 6 класса Гимназій и Реальн. Училищъ. (По кн. «Христіанская Жизнь» прот. Н. Вознесенскаго). — Харбинъ: Изданіе Обители милосердія, 1936. — С. 79-83.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.