Церковный календарь
Новости


2019-03-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Съ каждымъ Новымъ Годомъ (1969 г.) (1975)
2019-03-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ III. Вступленіе (1975)
2019-03-16 / russportal
Сочиненія Иннокентія, архіеп. Херсонскаго. Томъ 2-й. Слово 60-е (1908)
2019-03-16 / russportal
Сочиненія Иннокентія, архіеп. Херсонскаго. Томъ 2-й. Слово 59-е (1908)
2019-03-16 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 6-е (1908)
2019-03-16 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 5-е (1908)
2019-03-16 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 4-е (1908)
2019-03-16 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 3-е (1908)
2019-03-15 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 2-е (1908)
2019-03-15 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 1-е (1908)
2019-03-14 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Лекція 24-я по Сравнит. богословію (1972)
2019-03-14 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Лекція 23-я по Сравнит. богословію (1972)
2019-03-14 / russportal
Сочиненія Иннокентія, архіеп. Херсонскаго. Томъ 2-й. Слово 58-е (1908)
2019-03-14 / russportal
Сочиненія Иннокентія, архіеп. Херсонскаго. Томъ 2-й. Слово 57-е (1908)
2019-03-14 / russportal
Сочиненія Иннокентія, архіеп. Херсонскаго. Томъ 2-й. Слово 56-е (1908)
2019-03-14 / russportal
Сочиненія Иннокентія, архіеп. Херсонскаго. Томъ 2-й. Слово 55-е (1908)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 18 марта 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)

Свт. Филаретъ (въ мірѣ Георгій Николаевичъ Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій и Восточно-Американскій, третій Первоіерархъ РПЦЗ, Предсѣдатель Архіерейскаго Сѵнода. Родился въ Курскѣ 22 марта (4 апрѣля) 1903 г. Окончилъ восьмиклассную гимназію въ Благовѣщенскѣ-на-Амурѣ (1920). Эмигрировавъ съ семьей въ Харбинъ, поступилъ въ Русско-китайскій политехническій институтъ и закончилъ его со званіемъ инженера-электромеханика (1927). Въ 1931 г. окончилъ Пастырско-богословскіе курсы (переименованные затѣмъ въ богословскій факультетъ) при Институтѣ св. князя Владиміра въ Харбинѣ. Преподавалъ Новый Завѣтъ, пастырское богословіе и гомилетику въ указанномъ институтѣ. Діаконъ (1930). Постриженъ въ монашество (1931). Іеромонахъ (1931). Игуменъ (1933). Архимандритъ (1937). Переѣхалъ въ Гонъ-Конгъ (1962), затѣмъ въ г. Брисбенъ (Австралія). Епископъ Брисбенскій, викарій Австралійской епархіи (1963). На Соборѣ 1964 г. избранъ Первоіерархомъ Русской Православной Церкви Заграницей. При свт. Филаретѣ въ Зарубежной Церкви были прославлены въ ликѣ святыхъ: прав. Іоаннъ Кронштадтскій (19 октября 1964 г.), преп. Германъ Аляскинскій (27 іюля 1970 г.), блаж. Ксенія Петербургская (11 сентября 1978 г.) и Соборъ свв. Новомучениковъ и Исповѣдниковъ Россійскихъ (19 октября 1981 г.). Скончался 8 (21) ноября 1985 г. Въ 1998 г. нетлѣнныя мощи святителя были перенесены изъ крипты кладбищенскаго Успенскаго храма въ соборъ Святой Троицы Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США). Послѣ кончины свт. Филарета былъ документально зафиксированъ цѣлый рядъ случаевъ благодатныхъ исцѣленій и чудесной помощи людямъ, молитвенно обращавшимся къ нему.

Сочиненія свт. Филарета (Вознесенскаго), митр. Восточно-Американскаго и Нью-Іоркскаго

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)
Конспектъ по Закону Божію [по Нравственному богословію].

Глава XXVII.
Обязанности богопознанія для христіанина.

Въ предыдущей главѣ мы видѣли, что первая основная наша обязанность по отношенію къ Богу, это — любовь къ Нему. Само собой разумѣется, что этой любовію отъ насъ требуется и то, чтобы мы знали Того, Кого должны такъ любить. Человѣкъ не будетъ и не можетъ любить того, кого онъ не знаетъ. Такъ любовь къ Богу приводитъ насъ къ обязанности богопознанія.

Нельзя не отмѣтить того, что эта обязанность — одна изъ наименѣе соблюдаемыхъ нами въ настоящіе дни. Ранѣе было иное. Тогда интересъ къ богословскимъ вопросамъ, къ религіозному знанію глубоко захватывалъ христіанскія души. Св. Григорій Богословъ свидѣтельствуетъ, что въ его время даже торговки на базарѣ, вмѣсто своихъ торговыхъ дѣлъ, предпочитали спорить о единосущіи и подобосущіи Сына Божія. Теперь же многіе интеллигентные люди, иногда даже пишущіе и говорящіе на различныя чисто-христіанскія темы, положительно боятся всякаго богословія. Они считаютъ всѣ его вопросы и разъясненія какими-то искусственно-схоластическими и далекими отъ жизни.

Отсюда происходитъ то удручающее религіозное невѣжество, то незнаніе основныхъ истинъ своей вѣры, которое такъ поражаетъ въ наши дни. Возьмите, напр., въ массѣ — интеллигентныхъ, образованныхъ русскихъ людей. Они перечислятъ вамъ безъ ошибки всѣхъ царей изъ дома Романовыхъ, назовутъ главныхъ русскихъ писателей и т. д. Не знать этого — считается позоромъ для образованнаго человѣка. Но предложите имъ назвать, напр., главные догматы христіанской вѣры, или имена двѣнадцати Христовыхъ Апостоловъ (т. е., людей, которые для человѣчества сдѣлали неизмѣримо больше всякаго царя или писателя) — въ 9-ти случаяхъ изъ 10-и результатъ будетъ самый плачевный. Но еще хуже — то, что невѣжество въ этой области отнюдь не считается чѣмъ-то позорнымъ, и люди признаются въ немъ — съ легкимъ сердцемъ...

Нѣтъ, совершенно несомнѣнно то, что каждому христіанину необходимо имѣть представленіе о содержаніи своей вѣры и объ основныхъ истинахъ ея — о догматѣ Троичности, о любви Божественной, воплощеніи, искупительной смерти и воскресеніи Спасителя, о будущихъ судьбахъ міра и человѣка, и т. д., и т. д. И эти вопросы для человѣка не чужды и не скучны, а жизненны и важны, т. к. отъ ихъ разрѣшенія зависитъ самый смыслъ и назначеніе его жизни.

И всѣ эти вопросы, конечно, сводятся къ одному: есть ли Богъ и кто Онъ есть? Эти вопросы исключительной важности даже для людей маловѣрующихъ. А для вѣрующихъ людей — знать о Богѣ, знать — чтó Онъ значитъ для насъ, и далѣе — какова Его воля относительно всѣхъ насъ, это — знаніе основное, и важнѣйшее и драгоцѣннѣйшее въ жизни. Да и сама жизнь христіанская опредѣляется прежде всего, именно познаніемъ Бога. Объ этомъ Самъ Господь, молясь Своему Отцу передъ страданіями, говорилъ: «сія же есть жизнь вѣчная, да знаютъ Тебе, Единаго Истиннаго Бога, и Того, Кого Ты послалъ — Іисуса Христа» [Іоан. 17, 3]...

Изъ всего этого мы видимъ, что богознаніе — прямой нашъ христіанскій долгъ. А путемъ къ нему, помимо изученія богословскихъ наукъ, является богомысліе. Богомысліемъ называется такая душевная настроенность, когда человѣкъ намѣренно вводитъ въ свое сознаніе и поддерживаетъ въ немъ представленіе о Богѣ, о Его высочайшихъ свойствахъ, о дѣлѣ нашего спасенія, о нашемъ вѣчномъ будущемъ, и т. д. Такое богомысліе было любимо нашими христіанскими подвижниками, но многимъ и многимъ изъ насъ оно, къ сожалѣнію, совсѣмъ незнакомо.

Конечно, то богопознаніе, о которомъ мы говоримъ, отнюдь не есть разсудочное воспріятіе памятью тѣхъ или иныхъ положеній нашего христіанскаго ученія вѣры и жизни. Христіанство есть живая жизнь, переживанія человѣческаго сердца; а поэтому оно и воспринимается людьми не одинаково. Чѣмъ больше пережилъ христіанинъ истины и заповѣди своей вѣры въ личной своей жизни, во внутреннемъ опытѣ духовной борьбы и старанія жить по Евангелію Христа — тѣмъ глубже усвоено имъ христіанство. И наоборотъ — если человѣкъ относится къ своей вѣрѣ сухо, внѣшне формально, и не руководится призывами Христова Евангелія въ своей личной жизни — онъ не приметъ христіанства въ свою душу и сердце, и глубокое содержаніе истинъ Христовой вѣры останется ему чуждымъ...

Источникъ: Игуменъ Филаретъ. Конспектъ по Закону Божію для 6 класса Гимназій и Реальн. Училищъ. (По кн. «Христіанская Жизнь» прот. Н. Вознесенскаго). — Харбинъ: Изданіе Обители милосердія, 1936. — С. 83-85.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.