Церковный календарь
Новости


2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Докладъ Архіерейскому Сѵноду РПЦЗ (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Психіатрія и исповѣдь (1996)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 49-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 48-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 47-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 46-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 45-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 44-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 19 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 37.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)

Свт. Филаретъ (въ мірѣ Георгій Николаевичъ Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій и Восточно-Американскій, третій Первоіерархъ РПЦЗ, Предсѣдатель Архіерейскаго Сѵнода. Родился въ Курскѣ 22 марта (4 апрѣля) 1903 г. Окончилъ восьмиклассную гимназію въ Благовѣщенскѣ-на-Амурѣ (1920). Эмигрировавъ съ семьей въ Харбинъ, поступилъ въ Русско-китайскій политехническій институтъ и закончилъ его со званіемъ инженера-электромеханика (1927). Въ 1931 г. окончилъ Пастырско-богословскіе курсы (переименованные затѣмъ въ богословскій факультетъ) при Институтѣ св. князя Владиміра въ Харбинѣ. Преподавалъ Новый Завѣтъ, пастырское богословіе и гомилетику въ указанномъ институтѣ. Діаконъ (1930). Постриженъ въ монашество (1931). Іеромонахъ (1931). Игуменъ (1933). Архимандритъ (1937). Переѣхалъ въ Гонъ-Конгъ (1962), затѣмъ въ г. Брисбенъ (Австралія). Епископъ Брисбенскій, викарій Австралійской епархіи (1963). На Соборѣ 1964 г. избранъ Первоіерархомъ Русской Православной Церкви Заграницей. При свт. Филаретѣ въ Зарубежной Церкви были прославлены въ ликѣ святыхъ: прав. Іоаннъ Кронштадтскій (19 октября 1964 г.), преп. Германъ Аляскинскій (27 іюля 1970 г.), блаж. Ксенія Петербургская (11 сентября 1978 г.) и Соборъ свв. Новомучениковъ и Исповѣдниковъ Россійскихъ (19 октября 1981 г.). Скончался 8 (21) ноября 1985 г. Въ 1998 г. нетлѣнныя мощи святителя были перенесены изъ крипты кладбищенскаго Успенскаго храма въ соборъ Святой Троицы Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США). Послѣ кончины свт. Филарета былъ документально зафиксированъ цѣлый рядъ случаевъ благодатныхъ исцѣленій и чудесной помощи людямъ, молитвенно обращавшимся къ нему.

Сочиненія свт. Филарета (Вознесенскаго), митр. Восточно-Американскаго и Нью-Іоркскаго

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)
Конспектъ по Закону Божію [по Нравственному богословію].

Глава XXVIII.
Молитва. Необходимость молитвы. Что значитъ «молиться духомъ и истиною». Типы молитвы по ея содержанію.

Въ религіозной жизни человѣка то богопознаніе, о которомъ мы говорили выше, основывается, очевидно, на вѣрѣ. Эта вѣра есть первый откликъ человѣческаго сердца на содержаніе данныхъ религіозныхъ истинъ, согласіе съ ними и принятіе ихъ. Въ дальнѣйшемъ, эта вѣра, укрѣпляясь и углубляясь, приводитъ сердце человѣка къ упокоенію въ Богѣ — къ христіанской надеждѣ на Бога. Съ другой стороны, все христіанство учитъ насъ тому, что христіанская вѣра неразрывно связана съ любовію къ Богу. А любовь всегда требуетъ живыхъ, личныхъ отношеній къ тому, кого мы любимъ. И въ отношеніи къ Богу, эта любовь прежде всего и больше всего проявляется въ молитвѣ.

Кто не молится Богу — тотъ не христіанинъ... Молитва есть первый и необходимѣйшій элементъ нашей духовной жизни. Она есть дыханіе нашего духа, и безъ нея онъ умираетъ, какъ умираетъ безъ воздуха тѣло человѣка. Вся жизнь тѣла зависитъ отъ его дыханія, отъ того — дышитъ человѣкъ, или не дышитъ. Точно такъ — въ духовной жизни все зависитъ отъ молитвы, и человѣкъ, не молящійся Богу, въ духовномъ отношеніи — мертвецъ...

Молитва есть бесѣда человѣка съ Богомъ. Кто помнитъ, знаетъ, любитъ Бога, тотъ непремѣнно будетъ обращаться къ Нему — а это обращеніе и есть молитва. Но глубоко ошибоченъ тотъ взглядъ на молитву, который такъ распространенъ теперь (особенно среди молодежи). Люди часто говорятъ: «захочется молиться — буду молиться; нѣтъ охоты — не нужно принуждать къ ней, въ молитвѣ не должно быть насилія»... Полное непониманіе дѣла! Что вышло бы изъ земной дѣятельности человѣка, если бы онъ ни къ чему себя не принуждалъ, а только дѣлалъ то, что ему хочется?! Тѣмъ болѣе такъ — въ жизни духовной. Въ ней все цѣнное, устойчиво-прочное, пріобрѣтается усиліемъ, подвигомъ работы надъ собой. Еще разъ припомнимъ: «Царствіе Божіе (и все, относящееся къ нему) силою нудится» (усиліемъ достигается). Нѣтъ, христіанину необходимо разъ навсегда заложить въ сердце своемъ то, что онъ долженъ молиться во что бы то ни стало — не взирая ни на какія свои хотѣнія или нехотѣнія. Если есть доброе желаніе молиться — благодари Бога, отъ Котораго исходитъ все доброе, и не теряй случай помолиться отъ души. Если нѣтъ этого желанія, а настало время молитвы (утромъ, вечеромъ, въ храмѣ) — нужно принуждать себя, ободряя свой унылый и лѣнивый духъ тѣмъ, что молитва (какъ всякое доброе дѣло) тѣмъ цѣннѣе въ очахъ Божіихъ, чѣмъ труднѣе она дается. Господь не гнушается никакой молитвой, если человѣкъ молится искренно — какъ умѣетъ, хотя бы у него не было еще навыка молиться вполнѣ сосредоточенно и съ неослабѣвающимъ усердіемъ.

И тотъ, кто сколько-нибудь живетъ духовною христіанскою жизнью, всегда найдетъ о чемъ Ему молиться. Вѣдь для него Богъ — и любящій Отецъ, и могучій Защитникъ, и неисчерпаемый Источникъ помощи и силы, и къ Нему христіанинъ спѣшитъ въ нуждѣ и въ горѣ, какъ дитя къ своему отцу. Только нужно сознавать свою немощь и безсиліе, и всецѣло предавать «себя, и другъ друга, и весь животъ нашъ (жизнь нашу) Христу Богу» — ибо въ Немъ — наша вѣра, надежда и любовь.

Въ своей бесѣдѣ съ самарянкой Господь Іисусъ Христосъ указывалъ, что «истинные поклонники должны поклоняться Отцу въ духѣ и истинѣ». Вотъ — основной принципъ христіанской молитвы. Она должна совершаться въ духѣ и истинѣ — а потому христіанинъ, молясь, долженъ всѣ свои душевныя силы собрать во-едино, глубоко сосредоточившись въ себѣ, въ своей душѣ, и вдумываясь въ слова молитвы. Само собой понятно, что при такомъ правильномъ взглядѣ на молитву, никакъ нельзя назвать «молитвою» то дѣйствіе человѣка, когда онъ только присутствуетъ на молитвѣ, или читаетъ ее языкомъ, а мыслями — далекъ отъ нея. Про такихъ «молитвенниковъ» Іоаннъ Златоустъ говоритъ: «Тѣло твое было внутрь церкви, а мысль твоя летала невѣдомо гдѣ. Уста произносили молитву, а умъ исчислялъ доходы, поля, владѣнія, друзей... Ты самъ не слышишь своей молитвы — какъ же хочешь, чтобы Богъ услышалъ ее?..» Нѣтъ, не такова должна быть молитва христіанина. Онъ молится «духомъ и истиною». Молится духомъ — сосредоточившись въ глубинѣ своего «я», глубокими сердечными переживаніями. Молится истиною — не лицемѣрно, но въ правдѣ своей настроенности, въ истинномъ обращеніи къ Воплощенной истинѣ — Христу Спасителю.

Конечно, этимъ не отвергается (вопреки сектантскимъ заблужденіямъ) необходимость для человѣка и внѣшней молитвы — но только при ея соединеніи съ молитвою внутреннею. Человѣкъ — не ангелъ, душа его не живетъ безъ тѣла, какъ и тѣло безъ души. Апостолъ Павелъ говоритъ: «прославляйте Бога и въ тѣлахъ вашихъ, и въ душахъ вашихъ, которыя суть Божіи». И поэтому, самый основной и полный видъ молитвы — та молитва, въ которой есть на лицо и внутренняя и внѣшняя сторона. Онѣ тѣсно соединены между собою — какъ внутреннія переживанія и обращеніе человѣка къ Богу, такъ и внѣшнія дѣйствія — поклоны, стояніе на молитвѣ, крестное знаменіе и различныя богослужебныя дѣйствія.

Обычно различаютъ три вида молитвы: прошеніе, славословіе и благодареніе. И въ нашихъ молитвословіяхъ и богослуженіи всѣ эти три вида и примѣняются, взаимно смѣняясь.

Самымъ естественнымъ и распространеннымъ у насъ представляется первый видъ — прошеніе. И Господь не только не запретилъ этого вида молитвы, но прямо заповѣдалъ его намъ. «Просите, и дастся вамъ, ищите, и обрящете, толцыте, и отверзется вамъ. Всякъ бо просяй пріемлетъ, и ищай обрѣтаетъ, и толкущему отверзется». И въ прощальной бесѣдѣ Онъ говорилъ: «Истинно, истинно говорю вамъ: о чемъ ни попросите Отца во Имя Мое, дастъ вамъ. Донынѣ вы ничего не просили во Имя Мое; просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна»...

Человѣкъ, молящійся Богу, долженъ помнить, что молитва не бываетъ и не можетъ быть не услышанной, если она искренна и дышитъ живой вѣрой. Самъ Господь говорилъ: «все возможно вѣрующему». А Апостолъ Іаковъ поясняетъ — какъ гибельно сомнѣніе въ молитвѣ: «сомнѣвающійся подобенъ волнѣ морской, вѣтромъ поднимаемой и развѣваемой. Да не думаетъ такой человѣкъ получить что-либо отъ Господа». И во св. Евангеліи мы многократно читаемъ, какъ Господь, исцѣляя тѣхъ, кто просилъ у Него исцѣленія, говорилъ имъ: «По вѣрѣ вашей будетъ вамъ... Вѣра твоя спасла тебя»... Но, твердо вѣря въ силу, милость и помощь Божію, христіанинъ не долженъ забывать того, что всякое прошеніе о своихъ нуждахъ онъ долженъ предать всеблагой волѣ Небеснаго Отца, Который знаетъ, въ чемъ мы нуждаемся. При такой вѣрѣ и преданности волѣ Божіей, онъ равно будетъ благодарить Бога — исполнитъ или не исполнитъ Господь его молитву. И это — вполнѣ естественно, т. к. онъ безусловно увѣренъ въ томъ, что премудрость и любовь Божія все направляетъ къ пользѣ и благу человѣка. Недаромъ поется въ церковной молитвѣ, что Господь «глубиною мудрости человѣколюбно все строитъ и полезное всѣмъ подаетъ»...

Источникъ: Игуменъ Филаретъ. Конспектъ по Закону Божію для 6 класса Гимназій и Реальн. Училищъ. (По кн. «Христіанская Жизнь» прот. Н. Вознесенскаго). — Харбинъ: Изданіе Обители милосердія, 1936. — С. 85-89.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.