Церковный календарь
Новости


2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 74-е (1895)
2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 73-е (1895)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Слово въ день зачатія прав. Анною Пресв. Богородицы (1965)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе въ день святителя Николая Чудотворца (1965)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)

Свт. Филаретъ (въ мірѣ Георгій Николаевичъ Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій и Восточно-Американскій, третій Первоіерархъ РПЦЗ, Предсѣдатель Архіерейскаго Сѵнода. Родился въ Курскѣ 22 марта (4 апрѣля) 1903 г. Окончилъ восьмиклассную гимназію въ Благовѣщенскѣ-на-Амурѣ (1920). Эмигрировавъ съ семьей въ Харбинъ, поступилъ въ Русско-китайскій политехническій институтъ и закончилъ его со званіемъ инженера-электромеханика (1927). Въ 1931 г. окончилъ Пастырско-богословскіе курсы (переименованные затѣмъ въ богословскій факультетъ) при Институтѣ св. князя Владиміра въ Харбинѣ. Преподавалъ Новый Завѣтъ, пастырское богословіе и гомилетику въ указанномъ институтѣ. Діаконъ (1930). Постриженъ въ монашество (1931). Іеромонахъ (1931). Игуменъ (1933). Архимандритъ (1937). Переѣхалъ въ Гонъ-Конгъ (1962), затѣмъ въ г. Брисбенъ (Австралія). Епископъ Брисбенскій, викарій Австралійской епархіи (1963). На Соборѣ 1964 г. избранъ Первоіерархомъ Русской Православной Церкви Заграницей. При свт. Филаретѣ въ Зарубежной Церкви были прославлены въ ликѣ святыхъ: прав. Іоаннъ Кронштадтскій (19 октября 1964 г.), преп. Германъ Аляскинскій (27 іюля 1970 г.), блаж. Ксенія Петербургская (11 сентября 1978 г.) и Соборъ свв. Новомучениковъ и Исповѣдниковъ Россійскихъ (19 октября 1981 г.). Скончался 8 (21) ноября 1985 г. Въ 1998 г. нетлѣнныя мощи святителя были перенесены изъ крипты кладбищенскаго Успенскаго храма въ соборъ Святой Троицы Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США). Послѣ кончины свт. Филарета былъ документально зафиксированъ цѣлый рядъ случаевъ благодатныхъ исцѣленій и чудесной помощи людямъ, молитвенно обращавшимся къ нему.

Сочиненія свт. Филарета (Вознесенскаго), митр. Восточно-Американскаго и Нью-Іоркскаго

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)
Конспектъ по Закону Божію [по Нравственному богословію].

Глава XXIX.
Молитва Господня, какъ образецъ христіанской молитвы. Три основныхъ части въ ней. Благодарно-прославительный характеръ христіанской молитвы (особенно въ литургіи).

Образцомъ молитвы для насъ, христіанъ, является, конечно, молитва Господня. Разсматривая ея составъ и содержаніе, мы видимъ, что внѣшне по своему составу она дѣлится на 3 части: 1-я — призываніе, 2-я — 7 прошеній, и 3-я — славословіе. По внутреннему же ея содержанію, ее можно раздѣлить также на 3 общія части: Первая — главная и основная, охватываетъ собою призываніе и 3 первыхъ прошенія; далѣе идетъ четвертое прошеніе о хлѣбѣ насущномъ, и наконецъ — 3 прошенія о нашихъ личныхъ грѣхахъ.

О чемъ же прежде всего и больше всего долженъ молиться христіанинъ? О томъ, къ чему онъ и стремиться долженъ больше всего: «о Царствіи Божіемъ и правдѣ Его». Это мы и видимъ въ первой части молитвы. Обращаясь къ Богу, какъ къ Отцу Небесному, христіанинъ этимъ свидѣтельствуетъ о томъ, что наше истинное отечество — не на землѣ, а на небѣ. «Наше жительство на небесахъ», — прямо писалъ Апостолъ Павелъ. — И въ этомъ обращеніи къ Отцу христіанинъ молится о томъ, чтобы святилось Имя Божіе — и въ личной жизни каждаго изъ насъ, и въ общечеловѣческой исторіи. Оно святится въ особенности тогда, когда мы, христіане, чрезъ твореніе добрыхъ дѣлъ приводимъ невѣрующихъ къ тому, чтобы они «прославляли Имя Отца нашего Небеснаго». — Далѣе христіанинъ молится о томъ, чтобы на землѣ водворилось Царствіе Божіе. Всматриваясь въ жизнь, онъ видитъ въ ней постоянную борьбу двухъ началъ: свѣта и тьмы, правды и лжи, добра и зла. А видя это, онъ не можетъ не молиться о томъ, чтобы въ нашей жизни явилась побѣда свѣта надъ тьмой, и восторжествовало Царство Божіе — Царство Правды и Добра. Въ третьемъ прошеніи молитвы Господней мы молимся о томъ. чтобы въ жизни людской исполнялась воля Божія — такъ, какъ она исполняется въ горнемъ, небесномъ мірѣ. Христіанское сознаніе убѣжденно и твердо говоритъ человѣку о томъ, что положиться на волю Божію — это не только нашъ долгъ, но и настоящая мудрость, правда жизни. Отецъ Небесный знаетъ, чтó полезно и нужно каждому изъ насъ, и по Своей безконечной любви и благости желаетъ намъ блага и спасенія болѣе, чѣмъ мы желаемъ ихъ сами себѣ. Поэтому и говоритъ апостолъ: «Всѣ заботы свои возложите на Него; ибо Онъ печется о васъ» (1 Петр. V, 7).

Четвертое прошеніе молитвы Господней — единственное, въ которомъ говорится не о духовныхъ, а о тѣлесныхъ нашихъ нуждахъ. Мы должны просить себѣ хлѣба насущнаго — т. е., необходимаго для нашего существованія, для поддержанія тѣлесной жизни. А о томъ, что сверхъ этого — «если дано будетъ — благодарить Бога, а если не будетъ дано — не заботиться» (выраженіе изъ катихизиса). Конечно, подъ хлѣбомъ насущнымъ здѣсь подразумѣвается все необходимое для насъ — пища, одежда, жилище и т. д. И это четвертое прошеніе указываетъ человѣку на то, что земная наша жизнь съ ея «житейскими поученіями» — также является предметомъ заботы о насъ Небеснаго Отца. Ап. Павелъ говоритъ: «имѣйте нравъ несребролюбивый, довольствуясь тѣмъ, что есть. Ибо Самъ Господь сказалъ: "не оставлю тебя, и не покину тебя"...» (Евр. XIII, 5).

Пятое прошеніе молитвы Господней говоритъ о прощеніи грѣховъ. Не только въ этомъ прошеніи, но и въ другихъ мѣстахъ Своего ученія Господь точно указывалъ на то, что необходимымъ условіемъ для полученія нами отъ Бога прощенія грѣховъ — является прощеніе нами нашихъ ближнихъ. Но какъ часто это прошеніе является неправдою въ Очахъ Бога, Которому мы молимся. Мы читаемъ: «остави намъ долги наши, какъ и мы прощаемъ должникамъ нашимъ» — а, въ дѣйствительности — не прощаемъ и не оставляемъ, но обижаемся, долгое время таимъ въ сердцѣ досаду и желаніе отомстить. А потому, всякій разъ при этомъ прошеніи христіанинъ долженъ припомнить — простилъ ли онъ своимъ врагамъ и обидчикамъ. И если этого нѣтъ, если онъ не простилъ — онъ не можетъ ожидать и себѣ самому прощенія отъ Бога.

Два послѣднія прошенія, 6-е и 7-е, говорятъ объ одномъ: о причинахъ грѣха. Сначала мы просимъ удалить отъ насъ его зародыши — соблазны и искушенія, а затѣмъ — избавить отъ лукаваго, т. е. отъ родоначальника всѣхъ грѣховъ — діавола. Люди обычно боятся внѣшнихъ несчастій: неудачъ, болѣзней, бѣдности и т. д. Христіанство же учитъ насъ бояться болѣе всего за безсмертную душу. «Не бойтесь», — говорилъ Господь, — «убивающихъ тѣло, души же не могущихъ убить, а бойтесь болѣе Того, Кто можетъ и душу и тѣло погубить въ гееннѣ». И въ другомъ мѣстѣ — о внѣшнихъ бѣдствіяхъ Господь, перечисливъ внѣшнія испытанія и гоненія за вѣру, прямо говорилъ: «радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесахъ».

Нѣтъ, христіанинъ бояться долженъ не внѣшнихъ несчастій и бѣдъ — а своихъ грѣховъ и паденія. Всякій знаетъ, насколько привыкаемъ мы грѣшить, грѣша буквально на каждомъ шагу и въ каждый моментъ своей жизни. А грѣхъ есть беззаконіе, нарушеніе Закона Божіей Правды, и потому результатомъ его является мученіе и скорбь — «плачъ и скрежетъ зубовъ»... И вотъ, молитва «Отче нашъ» держитъ наше сердце въ глубокомъ отвращеніи отъ этихъ духовныхъ золъ, и мы, смиренно исповѣдуя свою слабость и склонность ко грѣху, просимъ сохранить насъ отъ паденій въ искушающіе насъ грѣхи, и избавить отъ лукаваго начальника грѣха — діавола.

Къ этимъ семи прошеніямъ, какъ извѣстно, присоединяется торжественное прославленіе силы, власти и славы Божіей. Въ этомъ прославленіи Божія величія заключается и сыновнее выраженіе непоколебимой и ясной увѣренности въ томъ, что все просимое дано будетъ намъ отъ любви Небеснаго Отца — ибо Его есть «Царство и сила и слава во вѣки. Аминь».

Но не только одна молитва Господня заключается такимъ славословіемъ. Молитвы славословія въ чистомъ, обособленномъ видѣ (напр., «хвалите Имя Господне» или «Святъ, Святъ, Святъ» и т. д.) употребляются нами не часто. Но онѣ представляютъ изъ себя обычно окончанія нашихъ молитвъ (особенно богослужебныхъ), и всегда носятъ особо торжественный и священный характеръ. Поэтому и произноситъ (возглашаетъ) ихъ всегда самъ священно-служитель — епископъ или священникъ. Наиболѣе важными и характерными молитвами прославленія являются пѣснопѣнія «Слава въ вышнихъ Богу» (великое славословіе) и «тебе Бога хвалимъ». Молитвы славословія по преимуществу должны быть названы молитвами возвышенно-христіанскими, ибо въ нихъ болѣе всего выражается любовь христіанина къ Богу, и преклоненіе предъ Его высочайшими совершенствами.

Съ молитвою славословія неразрывно связанъ въ Богослуженіи третій видъ молитвы — благодареніе. Само собою разумѣется, что христіанинъ, любящій Бога, и знающій о Его любви, милосердіи и благодѣяніяхъ — не можетъ не испытывать въ сердцѣ благодарности къ Нему. Самымъ главнымъ моленіемъ благодаренія является главнѣйшая наша служба — Божественная литургія. Главная ея часть — такъ называемый «евхаристическій канонъ» — такъ и начинается словами «благодаримъ Господа». И та чистѣйшая безкровная жертва, жертва правды, жертва тѣла и Крови Христовыхъ, которая приносится за литургіей въ таинствѣ Св. Причащенія — хотя видимо приносится людьми, но невидимо совершается Самимъ Христомъ Спасителемъ, Его благодатію и всемогущей силою, а нами, людьми — только принимается съ благоговѣніемъ благодарной любви. Вотъ почему — въ главнѣйшій моментъ литургіи священникъ торжественно возглашаетъ: «Твоя отъ Твоихъ Тебѣ приносяще, о всѣхъ и за вся», а молящіеся (или пѣвцы — отъ ихъ лица) отвѣчаютъ гимномъ благодаренія: «Тебе поемъ, Тебе благословимъ, Тебе благодаримъ, Господи, и молимтися Боже нашъ»...

Источникъ: Игуменъ Филаретъ. Конспектъ по Закону Божію для 6 класса Гимназій и Реальн. Училищъ. (По кн. «Христіанская Жизнь» прот. Н. Вознесенскаго). — Харбинъ: Изданіе Обители милосердія, 1936. — С. 89-92.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.