Церковный календарь
Новости


2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
2018-09-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Кончина и погребеніе Блаж. Митр. Антонія (1970)
2018-09-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 60-е (5 декабря 1917 г.)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Какъ Митр. Антоній создалъ Зарубежную Церковь (1970)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Митрополитъ Антоній какъ учитель пастырства (1970)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 24 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)

Свт. Филаретъ (въ мірѣ Георгій Николаевичъ Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій и Восточно-Американскій, третій Первоіерархъ РПЦЗ, Предсѣдатель Архіерейскаго Сѵнода. Родился въ Курскѣ 22 марта (4 апрѣля) 1903 г. Окончилъ восьмиклассную гимназію въ Благовѣщенскѣ-на-Амурѣ (1920). Эмигрировавъ съ семьей въ Харбинъ, поступилъ въ Русско-китайскій политехническій институтъ и закончилъ его со званіемъ инженера-электромеханика (1927). Въ 1931 г. окончилъ Пастырско-богословскіе курсы (переименованные затѣмъ въ богословскій факультетъ) при Институтѣ св. князя Владиміра въ Харбинѣ. Преподавалъ Новый Завѣтъ, пастырское богословіе и гомилетику въ указанномъ институтѣ. Діаконъ (1930). Постриженъ въ монашество (1931). Іеромонахъ (1931). Игуменъ (1933). Архимандритъ (1937). Переѣхалъ въ Гонъ-Конгъ (1962), затѣмъ въ г. Брисбенъ (Австралія). Епископъ Брисбенскій, викарій Австралійской епархіи (1963). На Соборѣ 1964 г. избранъ Первоіерархомъ Русской Православной Церкви Заграницей. При свт. Филаретѣ въ Зарубежной Церкви были прославлены въ ликѣ святыхъ: прав. Іоаннъ Кронштадтскій (19 октября 1964 г.), преп. Германъ Аляскинскій (27 іюля 1970 г.), блаж. Ксенія Петербургская (11 сентября 1978 г.) и Соборъ свв. Новомучениковъ и Исповѣдниковъ Россійскихъ (19 октября 1981 г.). Скончался 8 (21) ноября 1985 г. Въ 1998 г. нетлѣнныя мощи святителя были перенесены изъ крипты кладбищенскаго Успенскаго храма въ соборъ Святой Троицы Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США). Послѣ кончины свт. Филарета былъ документально зафиксированъ цѣлый рядъ случаевъ благодатныхъ исцѣленій и чудесной помощи людямъ, молитвенно обращавшимся къ нему.

Сочиненія свт. Филарета (Вознесенскаго), митр. Восточно-Американскаго и Нью-Іоркскаго

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)
Конспектъ по Закону Божію [по Нравственному богословію].

Глава XXX.
Два вида молитвы по ея совершенію. Молитва домашняя. Молитва церковная (общественная). Христіанскіе праздники и посты.

Мы уже знаемъ о томъ, какъ важна молитва для христіанина — для его духовной жизни. Теперь предъ нами стоитъ вопросъ: какъ же намъ нужно молиться? Въ христіанскомъ быту предъ нами рѣзко различаются два вида молитвы: молитва частная, домашняя, и молитва церковная, общественная. У той и у другой есть свои характерныя черты и особенности.

Когда мы читаемъ Евангельскія наставленія Самого Господа о молитвѣ, то видимъ, что Онъ, несомнѣнно, велъ тамъ рѣчь о молитвѣ перваго рода. «Когда ты молишься, войдя въ клѣть (комнату) твою и, затворивъ дверь твою, молись Отцу твоему, Который втайнѣ; и Отецъ твой, видящій тайное, воздастъ тебѣ явно» (Матѳ. VI, 6). И, конечно, основнымъ и изначальнымъ видомъ молитвы должна быть у насъ именно молитва домашняя, частная. Молитва — дѣло глубоко-интимное, сердечное. Всякій, кто искренно искалъ молитвы сердечной, и умиленной, хорошо знаетъ, насколько легко и естественно молиться наединѣ, въ тишинѣ и спокойствіи. И наоборотъ — Господь нарочито предостерегаетъ насъ отъ молитвы на показъ — лицемѣрной, совершаемой для полученія похвалы отъ людей. Получая эту похвалу, лицемѣры «получали награду свою», по слову Господа. И, конечно, молитва на виду — дѣло иногда очень нелегкое и щекотливое, и требуется въ этомъ случаѣ большая привычка къ сосредоточенности и углубленности въ молитвѣ, чтобы она была проста и искренна, а не совершалась на показъ...

Христіанинъ, молясь Богу, долженъ непремѣнно вдумываться въ слова молитвъ, читаемыхъ имъ, и сосредоточивать свою мысль на содержаніи молитвы. Всякій знаетъ, какъ много и трудно тутъ бываетъ бороться съ напоромъ постороннихъ мыслей и образовъ, назойливо осаждающихъ молящагося человѣка. Это бываетъ и отъ личной нашей разсѣянности, и отъ непосредственнаго воздѣйствія злой, діавольской силы. Долгъ христіанина — всѣ силы прилагать къ тому, чтобы настойчиво отбрасывать въ молитвѣ всѣ эти постороннія, иногда и не чистыя, мучительно-непріятныя для него мысли — и молиться сосредоточенно и благоговѣйно. При этомъ, не слѣдуетъ забывать того, что усиленный напоръ мыслей и образовъ, на особицу скверныхъ или богохульныхъ — прямо исходитъ отъ діавола, и если христіанинъ этимъ мыслямъ сопротивляется — онъ получаетъ для своей души пользу, а не вредъ.

Обычно мы молимся церковными молитвами, съ дѣтства знакомыми намъ. Это необходимо, ибо вводитъ насъ въ ту молитвенную атмосферу, которою дышитъ Церковь. Но здѣсь нужно бояться того, чтобы постоянное чтеніе однѣхъ и тѣхъ же молитвъ не перешло въ ихъ автоматическое повтореніе, совершаемое механически, безъ вниманія и углубленія въ смыслъ и содержаніе словъ молитвы. А потому здѣсь отъ христіанина требуется полное благоговѣніе и сосредоточенность вниманія, чтобы онъ именно молился — бесѣдовалъ съ Богомъ, а не скользилъ верхушками вниманія по хорошо знакомымъ словамъ.

По согласнымъ свидѣтельствамъ подвижниковъ молитвы (Ѳеофана Затворника, о. Іоанна Кронштадтскаго и др.), кромѣ обязательнаго чтенія церковныхъ молитвъ, христіанину полезно добавлять къ нимъ молитву своими словами — о собственныхъ нуждахъ и о нуждахъ своихъ близкихъ. Часто христіанинъ не можетъ выразить своихъ чувствъ и переживаній въ словахъ молитвъ церковныхъ (изъ коихъ многія ему вѣдь и неизвѣстны). И вотъ тутъ-то вполнѣ умѣстна живая, искренняя молитва своими словами — съ исповѣданіемъ своихъ повседневныхъ грѣховъ, и съ добрыми обѣтами и обѣщаніями Богу исправиться и бороться съ собой. И такая молитва, конечно, уже не будетъ молитвой формальной и сухой, ибо она будетъ исходить изъ глубины человѣческой души.

Только тотъ, кто пріучаетъ себя къ проникновенной и постоянной домашней молитвѣ, можетъ по настоящему и участвовать въ церковно-общественной молитвѣ. А участіе въ ней — долгъ каждаго христіанина. О такой молитвѣ Самъ Господь говорилъ: «гдѣ двое или трое собрались во имя Мое, тамъ Я посреди ихъ». Вселенскій святитель и великій учитель молитвы Іоаннъ Златоустъ говоритъ: «Можно, конечно, молиться и дома: но ты не можешь здѣсь молиться такъ, какъ молишься въ церкви, гдѣ собрано столько лицъ, гдѣ возносится Богу единодушный гласъ. Ты не такъ скоро будешь услышанъ, молясь Господу одинъ, какъ молясь вмѣстѣ съ братьями своими, ибо здѣсь есть нѣчто большее: единомысліе, союзъ любви, молитвы священниковъ. Во время общественной молитвы не только люди возносятъ гласы свои, но и ангелы припадаютъ къ Владыкѣ, и архангелы молятся»... Такимъ образомъ, молитва церковная имѣетъ по преимуществу священный характеръ. И такою дѣлаетъ ее та благодать Святаго Духа, которая, какъ мы знаемъ, устрояетъ нашу духовную жизнь, содѣйствуя нашимъ личнымъ духовнымъ усиліямъ. Въ церкви служитъ священникъ: онъ не потому священникъ, что получилъ духовное образованіе, или имѣетъ призваніе къ служенію Церкви. Все это только подготовляетъ его къ пастырскому служенію. Но священникомъ его сдѣлало только то, что онъ получилъ посвященіе и чрезъ таинство священства вступилъ въ число пастырей Церкви. Такъ и храмъ нашъ есть храмъ освященный, съ особо освященнымъ престоломъ и его главной святыней — св. антиминсомъ, въ которомъ вложены мощи св. угодниковъ Божіихъ. По слову свящ. Писанія, храмъ нашъ есть домъ молитвы. Самъ Господь далъ намъ примѣръ почтенія къ этому Божьему дому, когда въ земной Своей жизни дважды очистилъ его отъ всѣхъ непорядковъ и безобразій. И мы постоянно слышимъ за богослуженіемъ, какъ св. Церковь возглашаетъ: «о святѣмъ храмѣ семъ, и съ вѣрою, благоговѣніемъ и страхомъ Божіимъ входящихъ въ онь (въ него) Господу помолимся». Такъ и долженъ входить въ храмъ каждый изъ насъ, помня, что здѣсь онъ предстанетъ предъ лице Самого Господа.

Однимъ изъ наиболѣе бросающихся въ глаза недочетовъ нашей современной жизни является наше неумѣніе проводить по-христіански наши праздники. Жизнь наша сложилась такъ, что въ ней преобладаютъ интересы чисто земного характера. Служба, забота о кускѣ хлѣба, мелкія впечатлѣнія дня, ученье у молодежи — все это заполняетъ наше время, и человѣку даже некогда просто вспомнить о своей душѣ, ея высшихъ запросахъ и потребностяхъ. И вотъ праздники наши и являются просвѣтомъ въ нашей безцвѣтной жизни, заполненной суетой и «житейскими попеченіями». Праздники полны идейнаго, религіознаго смысла. Они твердятъ намъ о томъ, что этотъ міръ не такъ пустъ и убогъ, какъ намъ кажется иногда — ибо надъ нимъ распростертъ иной міръ — дающій душѣ нашей радость и неотъемлемый миръ. Кто не знаетъ, какою радостію исполняется сердце христіанина въ дни величайшаго праздника Пасхи — Свѣтлаго Христова Воскресенія?..

Но какъ часто дни христіанскихъ воспоминаній и торжествъ для насъ оказываются днями еще большей пустоты и безсмысленной праздности. Праздникъ — Божій день, и долженъ быть посвященъ не только отдыху отъ трудовъ, но прежде всего, молитвѣ и добрымъ дѣламъ, дѣламъ христіанскаго милосердія. А мы постоянно видимъ, какъ весь «праздникъ» у людей состоитъ въ томъ, что человѣкъ побольше поспитъ, погуляетъ, развлечется, а иногда и нагрѣшитъ въ десять разъ больше, чѣмъ въ будни — въ разгулѣ и пьянствѣ. Конечно, тотъ, кто праздничное время посвящаетъ исключительно тѣлесному покою и развлеченіямъ — ничѣмъ не отличается отъ язычника, или безбожника, ибо «празднуетъ» — совершенно такъ же, какъ они. А какъ часто мы наблюдаемъ, что и отдѣльные люди, и цѣлыя общества и учрежденія устраиваютъ свои «вечера» и увеселенія — въ кануны праздниковъ. Возмутительный, не христіанскій обычай! Вечеромъ — человѣкъ «веселится» — часто до изнеможенія, до пресыщенія, да и не безъ грѣха, а утромъ — когда богобоязненные люди идутъ къ праздничной литургіи — онъ «отдыхаетъ» иногда до полудня... А гдѣ же молитва, посѣщеніе Божія Храма? Чѣмъ такой человѣкъ отличается отъ безбожника или язычника?..

Еще болѣе недопустимымъ является въ наши дни у многихъ людей — ихъ отношеніе къ постамъ, заповѣданнымъ Церковью. Постовъ у насъ много: четыре многодневныхъ — Великій, Петровъ, Успенскій и Рождественскій, а также — однодневные: среда и пятница — еженедѣльно, сочельники: Рождественскій и Крещенскій, Усѣкновеніе главы Іоанна Предтечи, Воздвиженіе Животворящаго Креста, и дни Страстной седмицы (особенно — Страстная пятница).

И вотъ — поразительнымъ и совершенно не-христіанскимъ является отношеніе многихъ и многихъ изъ насъ — къ этимъ церковнымъ постамъ. Они, эти посты, нарушаются, и не исполняются людьми — съ такой спокойной совѣстью, какъ будто бы дѣло идетъ о какихъ-то пустякахъ, не имѣющихъ значенія. Взглядъ Церкви совсѣмъ не таковъ: по ея уставу, нарушители постовъ (безъ уважительныхъ причинъ), должны быть на нѣсколько лѣтъ отлучены отъ причастія св. Таинъ. А преподобный Серафимъ Саровскій прямо говорилъ: «тотъ, кто не соблюдаетъ постовъ — не христіанинъ, кѣмъ бы онъ самъ себя не считалъ или не называлъ»... Постъ безусловно необходимъ для человѣка — съ внѣшней стороны онъ является подвигомъ безусловнаго, сыновняго послушанія Церкви, уставы которой должны быть для него святынею, а не чѣмъ-то пренебрегаемымъ и попираемымъ. А съ внутренней стороны, постъ есть подвигъ воздержанія и самоограниченія. И въ этомъ — его великая цѣнность и смыслъ, т. к. строгое соблюденіе постовъ закаляетъ въ человѣкѣ волю и вырабатываетъ характеръ, стойкій въ своихъ религіозныхъ убѣжденіяхъ и дѣйствіяхъ. Не забудемъ того, что Самъ Христосъ постился, и предсказывалъ о томъ, что Его апостолы также будутъ поститься. А о борьбѣ съ злой, діавольской силой Онъ же говорилъ: «сей родъ не исходитъ, токмо молитвою и постомъ».

Правда, теперь часто говорятъ о томъ, что постъ вреденъ для здоровья. Конечно, бываютъ такіе случаи, когда истощенный организмъ требуетъ не воздержанія, а усиленнаго питанія. Но отъ больныхъ людей Церковь вовсе и не требуетъ строгаго поста, а только посильнаго. А самое главное — нужно помнить то, что о «вредѣ» поста говорятъ только тѣ люди, которые сами не постятся. А тѣ кто соблюдаютъ посты — никогда этого не скажутъ, ибо они по личному опыту знаютъ, что постъ не только не вреденъ, но — положительно полезенъ для тѣлеснаго здоровья. Въ этомъ убѣждаетъ насъ и историческая дѣйствительность. Извѣстно, какъ строго постились наши предки, поражая своею твердостью и выносливостью другихъ славянъ и грековъ (не говоря уже объ иновѣрцахъ). А кто же скажетъ, что предки наши были слабѣе насъ, а мы выносливѣе и сильнѣе ихъ? Уже не говоримъ про то, что и наши врачи, въ большинствѣ случаевъ, лѣченіе болѣзни начинаютъ съ діэты — т. е., съ поста...

Но, конечно, постъ не есть только воздержаніе отъ тѣлесной пищи. Церковь въ дни поста поетъ: «постящеся тѣлеснѣ, постимся и духовнѣ»... «Дадимъ алчущимъ хлѣбъ и нищія, безкровныя введемъ въ домы... Истинный постъ есть злыхъ отчужденіе, воздержаніе языка, ярости отложеніе, похотей отлученіе, оглаголанія, лжи и клятвопреступленія...» Такъ, для христіанина постъ — время воздержанія и самовоспитанія во всѣхъ отношеніяхъ. И потому-то надлежащій христіанскій постъ даетъ вѣрующимъ такое нравственное удовлетвореніе. Великій учитель свѣтлаго христіанскаго аскетизма, Епископъ Ѳеофанъ Затворникъ, говоритъ о постѣ слѣдующее: «Постъ представляется мрачнымъ, пока не вступаютъ въ поприще его: но начни, и увидишь, что это свѣтъ послѣ ночи, свобода послѣ узъ, льгота послѣ тягостной жизни...».

Источникъ: Игуменъ Филаретъ. Конспектъ по Закону Божію для 6 класса Гимназій и Реальн. Училищъ. (По кн. «Христіанская Жизнь» прот. Н. Вознесенскаго). — Харбинъ: Изданіе Обители милосердія, 1936. — С. 93-98.

Назадъ / Къ оглавленію


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.