Церковный календарь
Новости


2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 74-е (1895)
2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 73-е (1895)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Слово въ день зачатія прав. Анною Пресв. Богородицы (1965)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе въ день святителя Николая Чудотворца (1965)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Протопресвит. Михаилъ Польскій († 1960 г.).

Протопресвитеръ Михаилъ Польскій († 1960 г.) родился 24 октября (6 ноября) 1891 г. въ станицѣ Новотроицкой Кубанской области въ семьѣ псаломщика. Окончилъ Ставропольскую духовную семинарію (1914) и по ея окончаніи работалъ противосектантскимъ миссіонеромъ. Священникъ (1920). Въ 1921 г. поступилъ въ Московскую духовную академію, которая вскорѣ была закрыта. Въ 1923 г. арестованъ и послѣ тюремнаго заключенія былъ сосланъ въ Соловецкій лагерь, а въ 1929 г. — на 3 года въ Зырянскій край. Въ 1930 г. бѣжалъ изъ ссылки и покинулъ Россію, перейдя россійско-персидскую границу. Сначала попалъ въ Палестину, потомъ (съ 1938 по 1948 гг.) былъ настоятелемъ прихода въ Лондонѣ въ юрисдикціи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Въ 1948 г. переѣхалъ въ США. Служилъ въ каѳедральномъ соборѣ «Всѣхъ скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ-Франциско (шт. Калифорнія, США) (съ 1952 г. — старшимъ каѳедральнымъ протоіереемъ указаннаго собора). Послѣ побѣды въ 1949 г. на т. н. «Лосъ-Анжелосскомъ процессѣ», гдѣ о. Михаилъ защитилъ каноническую правоту РПЦЗ какъ экспертъ-канонистъ, онъ былъ возведенъ въ санъ протопресвитера. Въ 1955 г. упомянутъ какъ каѳедральный протопресвитеръ, замѣститель предсѣдателя епархіальнаго совѣта Западно-Американской епархіи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Ушелъ на покой въ 1959 г. Скончался 8 (21) мая 1960 г. въ Санъ-Франциско. Похороненъ на Сербскомъ кладбищѣ подъ Санъ-Франциско.

Сочиненія протопресвит. Михаила Польскаго

Протопр. Михаилъ Польскій († 1960 г.).
НОВЫЕ МУЧЕНИКИ РОССІЙСКІЕ.
Первое собраніе матеріаловъ. Jordanville, 1949.

Глава 8.
Макарій, епископъ Вяземскій.

Въ началѣ 1918 г., въ пору нескончаемыхъ разстрѣловъ большевитскаго террора, въ г. Вязьму, Смоленской губ., изъ Москвы прибылъ епископъ Макарій (Гнѣвушевъ), въ прошломъ вдовый священникъ, съ высшимъ богословскимъ образованіемъ, ставшій извѣстнымъ выдающимся духовнымъ и національнымъ дѣятелемъ, въ бытность Кіевскимъ епархіальнымъ миссіонеромъ. Мѣсто своего жительства Владыка избралъ древній и благоустроенный мужской Свято-Духовскій монастырь, находящійся въ самомъ городѣ.

Храмъ сталъ наполняться молящимися, приходившими послушать святительскія богодухновенныя, насыщенныя божественной мудростью проповѣди, о которыхъ слушатели и послѣ потомъ говорили, что ничего подобнаго имъ никогда не приходилось слышать.

Мѣстные большевики, конечно, не могли не обратить вниманія на такого своего врага. Началась слѣжка и принимались мѣры покончить съ нимъ при помощи подосланныхъ убійцъ. Былъ случай, когда на паперти храма, въ которомъ въ это время богослуженіе совершалъ Владыка, между подосланными, ожидавшими выхода епископа, чтобы напасть на него, произошла ссора и побоище, въ результатѣ чего одинъ изъ бандитовъ тутъ же и былъ убитъ своимъ товарищемъ. Владыка, освѣдомленный о происшедшемъ, тогда же, съ паперти, произнесъ одну изъ своихъ самыхъ сильныхъ по глубинѣ мысли и чувствъ проповѣдей, которая произвела на всѣхъ молящихся потрясающее и неизгладимое впечатлѣніе.

Большевики, убѣдившись въ силѣ вліянія епископа Макарія на настроеніе вѣрующихъ города и его окрестностей, рѣшили дѣйствовать непосредственно и стремительно. Однажды вечеромъ, лѣтомъ 1918 г., большевицкій отрядъ явился въ монастырь и чекисты произвели у епископа и монашествующихъ обыскъ, длившійся до поздней ночи. Напрасно гудѣлъ набатъ всѣхъ 24-хъ вяземскихъ церквей: онъ не помѣшалъ чекистамъ сдѣлать свое дѣло. Населеніе было напугано терроромъ. Владыка былъ арестованъ и подъ красногвардейскимъ эскортомъ доставленъ въ мѣстный Революціон/с. 74/ный Комитетъ, гдѣ подвергся издѣвательствамъ и побоямъ. Офиціально Владыка обвинялся въ организаціи бѣлогвардейскаго возстанія.

Іеромонахъ Д., келейникъ Владыки, на слѣдующій день вызванный къ епископу для исповѣди и причастія, передавалъ, что Преосвященный мужественно переносилъ глумленія и побои, слѣды которыхъ были на его лицѣ и тѣлѣ. При этомъ Владыка былъ въ солдатскомъ одѣяніи, остриженъ и безъ бороды.

Однако, въ Вязьмѣ большевики не рѣшались произвести окончательную расправу съ арестованнымъ епископомъ, имя котораго было слишкомъ популярно и благоговѣйно чтилось населеніемъ. Уже позже, осенью этого же года, съ соблюденіемъ строжайшей тайны, его перевезли въ Смоленскъ, гдѣ онъ и былъ разстрѣлянъ.

Имѣются свѣдѣнія, что дочь Владыки, переодѣвшись нищенкой, подвергаясь смертельной опасности, издали прослѣдила весь крестный путь своего отца. Этотъ путь и послѣднія минуты жизни Владыки въ то время представлялись въ такомъ видѣ.

Обреченные, въ числѣ 14 человѣкъ, среди которыхъ находился и Владыка, въ которомъ было трудно теперь признать среброволосаго, Саваофоподобнаго епископа Макарія, были доставлены въ пустынное мѣсто за г. Смоленскомъ. Построили всѣхъ спиной къ свѣже вырытой ямѣ. Одинъ изъ палачей, подходя къ каждому обреченному, производилъ изъ револьвера выстрѣлъ въ лобъ, а не въ затылокъ, какъ это было обычно принято, и жертва валилась на дно ямы.

Владыка, съ четками въ рукахъ, находился въ концѣ шеренги и горячо молился не спуская взора съ казнимыхъ. А когда замѣчалъ упадокъ духа и слышалъ стенанія у того, къ кому приближался прлачъ, онъ, никѣмъ не останавливаемый, выходилъ изъ линіи и приблизясь къ несчастному, благословлялъ его, проникновенно произнося: «съ миромъ отыди»... И такъ онъ одинъ, властный и сильный духомъ среди всѣхъ немощныхъ, поступалъ до послѣдняго упавшаго въ яму убитаго.

Теперь у края ямы стоялъ только одинъ онъ, самый послѣдній. Въ предутреннемъ разсвѣтѣ гасли послѣднія звѣзды. Владыка быстро перебиралъ четки. Взоръ его, полный вѣры, устремленъ въ небо, и вѣроятно радость и свѣтъ Царства Божія открывались духовнымъ очамъ мученика. Уста его шептали послѣднія молитвы. Къ Владыкѣ, котораго уже ничто земное не касается и не тревожитъ, медленнымъ шагомъ подходитъ палачъ. Имъ на мгновеніе овладѣваетъ какъ бы нерѣшительность. Рука съ револьверомъ была опущена внизъ. Можетъ быть въ его темной душѣ еще совершалась какая-то внутренняя борьба. Но вотъ онъ рукой дѣлаетъ жестъ /с. 75/ отрицанія. Лицо его деревенѣетъ, зубы сжимаются. Рука его поднимается на линію цѣли. Раздался выстрѣлъ и Святитель Божій упалъ въ свою могилу.

Человѣкъ, бывшій въ это время въ Вязьмѣ и давшій описаніе этого событія, имѣетъ рекомендацію отъ своего духовнаго пастыря, какъ свидѣтель вѣрный. Однако, къ этому мы добавляемъ разсказъ женщины врача о ея встрѣчѣ съ однимъ больнымъ, участникомъ убійства епископа Макарія. Пусть будетъ нѣкоторое расхожденіе въ этихъ разсказахъ, но могутъ быть потомъ дополнительныя и неоспоримыя данныя, которыя покажутъ намъ, что именно въ этихъ разсказахъ было неточнаго. Во всякомъ случаѣ, мы и теперь можемъ предположить, что врачъ недостаточно точно вспоминаетъ разсказъ своего паціента.

Разсказъ женщины-врача.

Осенью 192... года ко мнѣ въ амбулаторію явился крестьянинъ Смоленской губерніи, уволенный отъ военной службы по причинѣ активнаго туберкулезнаго процесса въ одномъ легкомъ. Своевременно онъ отбывалъ военную повинность при царѣ и въ гражданскую войну былъ мобилизованъ изъ запаса. Больному было 35 лѣтъ. Все время онъ жилъ въ семьѣ отца, имѣлъ двухъ дѣтей. Семья, по его словамъ, была дружная и зажиточная. Заболѣлъ онъ недавно и, принимая во вниманіе его возрастъ и хорошія условія для лѣченія, я надѣялась, что онъ поправится. Отъ наложенія пневматоракса онъ отказался. По моему совѣту ему отведена была отдѣльная комната (пристройка новая, солнечная), и онъ поселился тамъ вдвоемъ съ женой. Питаніе предоставлено было ему прекрасное (имѣлся даже свой пчельникъ) и пищу давали по моему расписанію по часамъ. Температура его была 38 град. Я его просила пріѣхать черезъ двѣ недѣли.

Больной пріѣхалъ въ указанный срокъ и, къ моему удивленію, температура его повысилась. Я обратилась къ женѣ его съ вопросомъ: нѣтъ ли семейныхъ треній? Отвѣтъ: никакихъ. Но, затѣмъ, смущаясь, прибавляетъ: «Только вотъ сонъ ему все одинъ снится, и тогда онъ просыпается въ испаринѣ и не можетъ уже уснуть».

Попросила я больного разсказать этотъ сонъ. Узнала слѣдующее. За нѣсколько мѣсяцевъ до этого, отбывая службу въ Смоленскѣ, онъ получилъ приказъ явиться въ указанное мѣсто, куда то за городъ, вмѣстѣ съ нѣсколькими товарищами для разстрѣла преступника — врага народа. Конечно, приказъ выполнили. Вскорѣ привезли и «преступника»: изъ автомобиля вышелъ не то священ/с. 76/никъ, не то монахъ, небольшого роста, сѣдой, тщедушный. Когда больной увидѣлъ, что «преступникъ» духовное лицо, у него по его словамъ «захолонуло» сердце.

Преступникъ осѣнилъ себя крестнымъ знаменіемъ и попросилъ не завязывать ему глаза, а только указать мѣсто, гдѣ ему слѣдуетъ стать. Ему указали. Онъ бодро направился туда и, проходя мимо красноармейцевъ, вдругъ остановился около моего больного, благословилъ его и сказалъ: «Сынъ мой, да не смущается сердце твое — твори волю пославшаго тебя».

Дойдя до указаннаго мѣста, онъ остановился и громко сказалъ: «Отецъ мой! Прости имъ, не вѣдаютъ, бо, что творятъ. Пріими духъ мой съ миромъ».

Раздался приказъ стрѣлять, и трагедія окончилась...

Послѣ больной узналъ, что убили епископа Макарія. Ночью больной увидѣлъ его во снѣ: епископъ благословилъ его, но ничего не сказалъ. Съ тѣхъ поръ больной не рѣдко видитъ его во снѣ, и всегда епископъ благословляетъ его, ничего не говоря.

Приведу слова больного: «Я такъ понимаю, что убили мы святого человѣка. Иначе, какъ могъ онъ узнать, что у меня захолонуло сердце, когда онъ проходилъ? А вѣдь онъ узналъ и благословилъ изъ жалости, и теперь изъ жалости является ко мнѣ, благословляетъ, какъ бы этимъ говоря, что не сердится. Но я то знаю, что моему грѣху нѣтъ прощенія, и Божій свѣтъ мнѣ сталъ не милъ. Я все исполнилъ, что вы приказали, но жить я недостоинъ и не хочу».

Я рѣшила, что это душевная травма и надо примѣнить психотерапію. Просила его пріѣзжать ко мнѣ на квартиру и нѣсколько разъ, насколько у меня хватило умѣнья, я старалась убѣдить его въ необходимости жить. Иногда онъ соглашался съ моими доводами, но чаще все разбивалъ словами: «Но какъ же жить, когда свѣтъ Божій не милъ?»

Я понимала, что священникъ гораздо лучше меня поговорилъ бы съ нимъ на эту тему, но кругомъ не было подходящаго человѣка. Температура больного неуклонно повышалась, процессъ расширялся и углублялся, и весной онъ умеръ. Я осталась въ убѣжденіи, что или у меня не хватило умінья для психотерапіи, или же ему была нанесена не трамва, а смертельная душевная рана,

Грустно становится, когда думаешь, что, вѣроятно, больной далеко не единственная жертва возмущенной совѣсти, поруганной большевизмомъ.

Источникъ: Новые мученики Россійскіе. Первое собраніе матеріаловъ. Составилъ Протопресвитеръ М. Польскій. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1949. — С. 73-76.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.