Церковный календарь
Новости


2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Докладъ Архіерейскому Сѵноду РПЦЗ (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Психіатрія и исповѣдь (1996)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 49-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 48-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 47-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 46-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 45-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 44-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 19 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Протопресвит. Михаилъ Польскій († 1960 г.).

Протопресвитеръ Михаилъ Польскій († 1960 г.) родился 24 октября (6 ноября) 1891 г. въ станицѣ Новотроицкой Кубанской области въ семьѣ псаломщика. Окончилъ Ставропольскую духовную семинарію (1914) и по ея окончаніи работалъ противосектантскимъ миссіонеромъ. Священникъ (1920). Въ 1921 г. поступилъ въ Московскую духовную академію, которая вскорѣ была закрыта. Въ 1923 г. арестованъ и послѣ тюремнаго заключенія былъ сосланъ въ Соловецкій лагерь, а въ 1929 г. — на 3 года въ Зырянскій край. Въ 1930 г. бѣжалъ изъ ссылки и покинулъ Россію, перейдя россійско-персидскую границу. Сначала попалъ въ Палестину, потомъ (съ 1938 по 1948 гг.) былъ настоятелемъ прихода въ Лондонѣ въ юрисдикціи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Въ 1948 г. переѣхалъ въ США. Служилъ въ каѳедральномъ соборѣ «Всѣхъ скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ-Франциско (шт. Калифорнія, США) (съ 1952 г. — старшимъ каѳедральнымъ протоіереемъ указаннаго собора). Послѣ побѣды въ 1949 г. на т. н. «Лосъ-Анжелосскомъ процессѣ», гдѣ о. Михаилъ защитилъ каноническую правоту РПЦЗ какъ экспертъ-канонистъ, онъ былъ возведенъ въ санъ протопресвитера. Въ 1955 г. упомянутъ какъ каѳедральный протопресвитеръ, замѣститель предсѣдателя епархіальнаго совѣта Западно-Американской епархіи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Ушелъ на покой въ 1959 г. Скончался 8 (21) мая 1960 г. въ Санъ-Франциско. Похороненъ на Сербскомъ кладбищѣ подъ Санъ-Франциско.

Сочиненія протопресвит. Михаила Польскаго

Протопр. Михаилъ Польскій († 1960 г.).
НОВЫЕ МУЧЕНИКИ РОССІЙСКІЕ.
Первое собраніе матеріаловъ. Jordanville, 1949.

Глава 14.
Митрополитъ Агафангелъ.

Въ Ярославлѣ, въ октябрѣ 1928 года, скончался Высокопреосвященный Агафангелъ, Митрополитъ Ярославскій и Ростовскій.

Владыка Агафангелъ, въ мірѣ Александръ Лаврентьевичъ Преображенскій, уроженецъ Тульской губ., родился 24 сентября 1854 года. По окончаніи духовной семинаріи поступилъ въ Московскую духовную академію, каковую закончилъ съ ученой степенью кандидата богословія и затѣмъ поступилъ на духовно-учебную службу.

Состоялъ преподавателемъ и помощникомъ смотрителя духовнаго училища, а по принятіи монашества, инспекторомъ и ректоромъ духовной семинаріи. 10 сентября 1889 г. хиротонисанъ въ санъ Епископа викарнаго, а черезъ 4 года былъ назначенъ Тобольскимъ Епархіальнымъ Архіереемъ и послѣдовательно занималъ каѳедры въ санѣ Архіепископа Рижскую, Литовскую и Ярославскую. Въ 1918 г. на Соборѣ возведенъ въ санъ Митрополита.

Покойный Митрополитъ отличался мягкимъ характеромъ, чуткимъ сердцемъ, кротостью и мудростью въ управленіи. Во всѣхъ мѣстахъ своего служенія Владыка былъ любимъ своей паствой.

Много труда вложилъ онъ въ дѣло развитія миссіонерства и духовнаго просвѣщенія.

Ревностное участіе принималъ въ работахъ Священнаго Собора Всероссійской Церкви въ 1917-1918 г.г.

Въ 1922 г. Патріархъ Тихонъ, находясь въ исключительно затруднительномъ положеніи въ отношеніи дальнѣйшаго непрерывнаго управленія Церковью, передалъ возглавленіе ею Митр. Агафангелу, при слѣдующей грамотѣ: «Вслѣдствіе крайней затруднительности въ церковномъ управленіи, возникшей отъ привлеченія меня къ гражданскому суду, почитаю полезнымъ для блага Церкви поставить Ваше Высокопреосвященство во главѣ Церковнаго Управленія до созыва Собора» (3/16 мая 1922 г.).

Онъ первый строго осудилъ въ посланіи своемъ появившуюся «Живую Церковь», какъ самозванную, съ претензіей на безчинный пересмотръ св. догматовъ и каноновъ Церкви.

/с. 145/ Онъ былъ вторымъ Замѣстителемъ Святѣйшаго Патріарха Тихона, но въ свое время большевики не допустили его къ исполненію этихъ обязанностей.

Митрополиту Агафангелу не позволили выѣхать изъ Ярославля, а затѣмъ онъ былъ осужденъ на принудительныя (фактически же нерѣдко — каторжныя) работы и высланъ по этапу. По сообщеніямъ заграничныхъ газетъ часть пути престарѣлаго іерарха гнали пѣшкомъ въ лютую стужу.

Замѣститель Патріарха Тихона, Митрополитъ Агафангелъ находился въ ссылкѣ въ Нарымскомъ краѣ, въ глухомъ поселкѣ, въ 200 верстахъ отъ села Копышева. Послѣ ареста въ Ярославлѣ, съ августа по 28 декабря Митрополитъ пробылъ на Лубянкѣ въ тюрьмѣ ГПУ въ ожиданіи слѣдствія и суда, но таковыхъ не дождался, и, по распоряженію ГПУ, былъ высланъ въ Нарымъ подъ надзоръ мѣстной Чека. Небезынтересно, что въ бытность Митрополита Агафангела въ Ярославлѣ, незадолго до его ареста, къ нему явилась депутація отъ «живой церкви», которая обѣщала ему свою поддержку и сохраненіе за нимъ митрополіи въ случаѣ, если онъ признаетъ догматы «живой церкви» и приметъ участіе въ ея работѣ. Митрополитъ отказался и вскорѣ былъ арестованъ. Викарные епископы Ярославской епархіи были арестованы тотчасъ же послѣ ареста Митрополита и безъ суда высланы по приказу Москвы. Служить въ ссылкѣ Митрополиту запрещено. Сосланному Митрополиту въ то время было около 70 лѣтъ, но онъ терпѣливо переносилъ всѣ лишенія, питаясь голоднымъ пайкомъ, который не всегда аккуратно выдавался ему мѣстнымъ совѣтомъ. Слѣдуетъ еще замѣтить, что прежде чѣмъ достичь мѣста ссылки, престарѣлому Митрополиту пришлось вынести много мытарствъ въ пути, такъ какъ большевики, очевидно, съ цѣлью глумленія, заставили его отправиться въ ссылку по этапу, пересылая его вмѣстѣ съ группой осужденныхъ преступниковъ изъ тюрьмы одного города въ тюрьмы другихъ городовъ. Черезъ нѣкоторое время Митрополитъ Агафангелъ былъ освобожденъ и возвратился на свою каѳедру.

Въ 1926 году, считая что Митрополитъ Сергій неправильно воспріялъ права Замѣстителя Патріаршаго Мѣстоблюстителя, почившій объявилъ себя, согласно письменному указанію Св. Патріарха и резолюціи Патріаршаго Мѣстоблюстителя Высокопреосвященнаго Митрополита Петра, замѣстителя его, но затѣмъ, ради церковнаго мира, отказался отъ своихъ правъ. Когда же Митрополитъ Сергій объявилъ свою ужасную декларацію, Митрополитъ Агафангелъ категорически отклонилъ ее и отдѣлился отъ него.

Въ январѣ 1928 г. послѣдовало отдѣленіе Ярославской церковной области и за это отдѣленіе Архіепископъ Серафимъ Угличскій /с. 146/ былъ сосланъ въ Могилевъ, въ его окрестности, а Митрополитъ Іосифъ въ Моденскій монастырь, Новгородской губ. Митрополиту Агафангелу запрещенъ выѣздъ изъ самаго города Ярославля. Епископъ Евгеній Ростовскій арестованъ, и на всю Ярославскую церковную область остался одинъ епископъ Варлаамъ, находящійся при больномъ Митрополитѣ Агафангелѣ.

Ярославцы не образовали новаго церковнаго центра и каждому епископу предоставили дѣйствовать за свой личный страхъ и совѣсть. Митрополитъ же Сергій, прикрывшись 15 правиломъ Двукратнаго Собора, всталъ въ положеніе не обвиняемаго, а судіи, въ то время, какъ Митрополитъ Агафангелъ былъ лишенъ своихъ вѣрныхъ помощниковъ, оставшись безъ всякой поддержки. Были посланы Митрополитомъ Сергіемъ къ Митрополиту Агафангелу депутаціи — Митрополитъ Серафимъ Тверской и Архіепископъ Сильвестръ Вологодскій, каковые не имѣли успѣха. Послѣ посланъ былъ Архіепископъ Іувеналій, бывшій Курскій, а затѣмъ Рязанскій, прибывшій изъ Соловковъ и состоящій членомъ Синода Митрополита Сергія. Послѣ ѣздилъ Епископъ Германъ, прибывшій изъ ссылки (Епископъ Вязниковскій). Но всѣ эти депутаціи не имѣли успѣха. Старецъ Агафангелъ, хотя и лишенный поддержки, остался непреклоненъ, только согласился дать разъясненіе, что «мы никакого раскола не учиняемъ, принципіально власть Замѣстителя не отрицаемъ, никого отъ Замѣстителя не отторгаемъ, но никакихъ его распоряженій, противныхъ намъ и народной совѣсти, не исполняли и исполнять не будемъ». Къ сему разъясненію присоединились и его викаріи, главнымъ образомъ, чтобы сохранить единство со своимъ Митрополитомъ — Ангеломъ Ярославской Церкви, и заградить уста своихъ враговъ — сторонниковъ Митроп. Сергія и уста своихъ братій, непонимающихъ ихъ ревности о славѣ Божіей и о свободѣ и благѣ св. Церкви. Это разъясненіе, отъ 10 мая 1928 г., отняло у Митроп. Сергія причину наложить, хотя и неправильное, запрещеніе въ священнослуженіи. Цѣна этому запрещенію слѣдующая: Архіепископу Серафиму Угличскому одновременно съ запрещеніемъ въ священнослуженіи былъ предложенъ митрополичій бѣлый клобукъ и любая епархія, только прими назначеніе отъ Митроп. Сергія и его Синода, но онъ отвѣтилъ, что предпочитаетъ страдать за Церковь.

Отпѣвали его дѣйствительно члены Сергіевскаго Синода, такъ какъ Митрополиту Сергію надо было создать видимость примиренія съ нимъ Митрополита Агафангела, а іерархи, непризнаюшіе Митроп. Сергія, не были совѣтской властью допущены въ Ярославль для отпѣванія Митрополита Агафангела.

/с. 147/ Рижская газета «Сегодня» сообщаетъ подробности погребенія покойнаго Высокопреосвященнаго Митрополита Агафангела: состоялось оно 21 октября, а не 20-го, какъ сначала рѣшено было. Дѣло въ томъ, что 20-го октября приходилось въ субботу. Рабочіе ярославскаго промышленнаго района обратились къ мѣстнымъ совѣтскимъ властямъ съ ходатайствомъ о томъ, чтобы разрѣшить погребеніе перенести на слѣдующій день, т. е. 21-е октября, когда всѣ рабочіе, по случаю воскресенія, свободны и могли присутствовать на торжественномъ обрядѣ.

Просьба рабочихъ была удовлетворена и погребеніе было перенесено на 21-е октября.

Отпѣваніе тѣла Митрополита Агафангела было совершено въ Ярославской Никитской церкви, близъ которой почившій святитель продолжалъ богослуженія по возвращеніи изъ ссылки.

Подъ этой же Никитской церковью Владыка Агафангелъ былъ погребенъ при стеченіи громаднаго количества мѣстныхъ рабочихъ, поддержавшихъ во время погребенія порядокъ во всемъ городѣ. Къ погребенію Митрополита стеклось все населеніе города и окрестностей.

По церковнымъ установленіямъ, Митрополитъ Агафангелъ долженъ былъ быть погребенъ подъ стѣнами Ярославскаго собора. Но, въ виду того, что соборъ съ нѣкотораго времени занятъ обновленцами, не давшими покойному Митрополиту возможности совершать богослуженія, онъ былъ вынужденъ совершать требы въ ярославскихъ приходскихъ храмахъ, и поэтому также и погребенъ онъ былъ не подъ стѣнами собора.

Утромъ, въ день погребенія, во всѣхъ ярославскихъ церквахъ были совершены заупокойныя богослуженія. По окончаніи ихъ крестные ходы, сопровождаемые громадными толпами народа, направились къ Никитской церкви.

Въ этомъ храмѣ, какъ и надъ могилой почившаго Митрополита, въ теченіе сорока дней ежедневно совершались архіерейскія богослуженія и панихиды, на которыя неизмѣнно стекались жители города и окраинъ.

Источникъ: Новые мученики Россійскіе. Первое собраніе матеріаловъ. Составилъ Протопресвитеръ М. Польскій. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1949. — С. 144-147.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.