Церковный календарь
Новости


2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 74-е (1895)
2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 73-е (1895)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Слово въ день зачатія прав. Анною Пресв. Богородицы (1965)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе въ день святителя Николая Чудотворца (1965)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Протопресвит. Михаилъ Польскій († 1960 г.).

Протопресвитеръ Михаилъ Польскій († 1960 г.) родился 24 октября (6 ноября) 1891 г. въ станицѣ Новотроицкой Кубанской области въ семьѣ псаломщика. Окончилъ Ставропольскую духовную семинарію (1914) и по ея окончаніи работалъ противосектантскимъ миссіонеромъ. Священникъ (1920). Въ 1921 г. поступилъ въ Московскую духовную академію, которая вскорѣ была закрыта. Въ 1923 г. арестованъ и послѣ тюремнаго заключенія былъ сосланъ въ Соловецкій лагерь, а въ 1929 г. — на 3 года въ Зырянскій край. Въ 1930 г. бѣжалъ изъ ссылки и покинулъ Россію, перейдя россійско-персидскую границу. Сначала попалъ въ Палестину, потомъ (съ 1938 по 1948 гг.) былъ настоятелемъ прихода въ Лондонѣ въ юрисдикціи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Въ 1948 г. переѣхалъ въ США. Служилъ въ каѳедральномъ соборѣ «Всѣхъ скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ-Франциско (шт. Калифорнія, США) (съ 1952 г. — старшимъ каѳедральнымъ протоіереемъ указаннаго собора). Послѣ побѣды въ 1949 г. на т. н. «Лосъ-Анжелосскомъ процессѣ», гдѣ о. Михаилъ защитилъ каноническую правоту РПЦЗ какъ экспертъ-канонистъ, онъ былъ возведенъ въ санъ протопресвитера. Въ 1955 г. упомянутъ какъ каѳедральный протопресвитеръ, замѣститель предсѣдателя епархіальнаго совѣта Западно-Американской епархіи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Ушелъ на покой въ 1959 г. Скончался 8 (21) мая 1960 г. въ Санъ-Франциско. Похороненъ на Сербскомъ кладбищѣ подъ Санъ-Франциско.

Сочиненія протопресвит. Михаила Польскаго

Протопр. Михаилъ Польскій († 1960 г.).
НОВЫЕ МУЧЕНИКИ РОССІЙСКІЕ.
Первое собраніе матеріаловъ. Jordanville, 1949.

Глава 16.
Арсеній, архіепископъ Серпуховскій.

Преосвященный Арсеній происходилъ изъ рода Жадановскихъ, давшихъ Церкви Христовой ревностныхъ пастырей. Родился онъ въ 1875 г. въ семьѣ протоіерея Іоанна Жадановскаго и съ дѣтства отличался исключительнымъ благонравіемъ, кротостью и смиреніемъ. Печать Божьяго избраничества проявилась слѣдующимъ знаменательнымъ событіемъ: 9-лѣтнимъ отрокомъ поступилъ онъ въ Харьковское духов. училище и среди своихъ товарищей оказался самымъ малымъ по росту. Однажды посѣтилъ училище приснопамятный архіепископъ Харьковскій Амвросій. Всѣхъ учениковъ собрали въ актовомъ залѣ и выстроили рядами. Владыка, проходя по рядамъ учащихся, обратилъ вниманіе на благоговѣйнаго маленькаго отрока Александра Жадановскаго, вывелъ его на средину зала и, обратившись ко всѣмъ, сказалъ: «Смотрите, вотъ теперь это самый маленькій ученикъ, а будетъ архіереемъ!» Эти слова знаменитаго церковнаго витіи-святителя воистину оказались пророческими.

Черезъ 30 лѣтъ, 8-го іюня 1914 г. онъ былъ поставленъ въ епископа Серпуховскаго. Въ истинномъ духѣ Пастыреначальника Господа Іисуса Христа совершалъ онъ свое святительское служеніе впредь до злосчастнаго 1917 г., когда вслѣдствіе тягчайшихъ церковныхъ переживаній онъ вынужденъ былъ устраниться отъ оффиціальнаго служенія Церкви Христовой.

Съ захватомъ государственной власти большевиками еп. Арсеній былъ высланъ изъ г. Серпухова въ Москву и черезъ нѣкоторое время — въ г. Подольскъ подъ Москвою. По усиленному ходатайству его паствы ему было разрѣшено возвратиться въ Серпуховъ, но владыка Арсеній, совмѣстно съ Ефремовскимъ епископомъ Сергіемъ, вели открытую, смѣлую и самоотверженную борьбу съ невѣріемъ. Тогда оба они въ 1929 г. были арестованы и заключены въ тюрьмахъ: владыка Арсеній въ Москвѣ, а владыка Сергій — въ Тулѣ.

Вслѣдствіе вторичнаго усерднаго ходатайства православной церк. общины г. Серпухова обоихъ преосвященныхъ выпустили /с. 151/ изъ тюремнаго заключенія, при чемъ владыка Арсеній былъ сосланъ въ г. Звенигородъ, но затѣмъ ему вновь разрѣшили пребываніе въ Серпуховѣ. Во вниманіе къ его дѣятельности митр. Сергій возвелъ его въ санъ архіепископа. Однако преосвященный Арсеній съ неизмѣнной неустрашимостью продолжалъ свою защиту Церкви Христовой и обличеніе безбожія; тогда его опять арестовали и сослали въ Соловки, гдѣ онъ находился въ тяжкихъ принудительныхъ работахъ, а преосвященнаго Сергія выслали въ г. Бузулукъ и тамъ разстрѣляли.

По прибытіи въ Соловки Архіеп. Арсеній былъ лишенъ присвоенной его сану духовной одежды и облеченъ въ убогое рубище, наголо остриженъ и помѣщенъ въ общій баракъ съ прочими заключенными, числомъ въ триста человѣкъ, съ общими нарами въ два яруса.

Какъ духовное лицо, нарочито былъ онъ посылаемъ на особо тяжелыя работы, при весьма скудномъ питаніи, плохой одеждѣ и обуви.

Однако несмотря на эти утѣсненія, владыка Арсеній не переставалъ поучать окружающихъ его слову Божію, воодушевлять и укрѣплять ихъ въ вѣрѣ Христовой, чѣмъ, конечно, вызывалъ по отношенію къ себѣ еще большую ненависть чекистовъ.

Въ одинаковомъ положеніи находилось и прочее православное духовенство, томившееся тогда въ Соловкахъ.

Въ іюнѣ 1934 г. незначительная часть духовенства, вмѣстѣ съ архіеп. Арсеніемъ, была перемѣщена въ концлагерь на материкѣ — «Медгора».

Условія жизни въ «Медгорѣ» были нѣсколько лучше, нежели въ Соловкахъ, но все же владыка Арсеній и здѣсь былъ помѣщенъ въ общемъ баракѣ, съ тѣмъ же количествомъ обитателей, въ тѣхъ же условіяхъ работы и полуголоднаго существованія.

Это былъ уже послѣдній годъ его страдальческой жизни. Владыка Арсеній, не считаясь съ тяжелыми условіями тюремнаго быта, непосильнаго труда, нищенскаго одѣянія и весьма скуднаго питанія, попрежнему не умолкалъ поучать въ словѣ Божіемъ своихъ сострадальцевъ, укрѣплять въ святой вѣрѣ, утѣшать, ободрять и нравственно поддерживать и въ то же время предостерегалъ не довѣрять лживымъ обѣщаніямъ плѣнившей ихъ богоборческой власти.

Конечно, послѣдніе знали все это и рѣшили, наконецъ, совсѣмъ его «убрать».

Въ полуночный часъ на 17/30 іюня 1935 г. чекисты пришли въ баракъ, гдѣ томился Архіеп. Арсеній, взяли его самого и съ нимъ еще 9 заключенныхъ и приказали имъ выходить изъ барака.

/с. 152/ Страдалецъ понялъ, что наступилъ его послѣдній часъ; благоговѣйно осѣнилъ себя крестнымъ знаменіемъ и всѣмъ, находившимся въ баракѣ преподалъ послѣднее Божіе благословеніе, сопровождая его словами: «Мужайтесь и крѣпитесь!» И сказавъ это, вышелъ, сопровождаемый чекистами и прочими девятью смертниками. Обитатели барака, любившіе и уважавшіе владыку Арсенія, горько заплакали...

Смертниковъ посадили въ машину и увезли за 5 килом. отъ лагеря, гдѣ всѣхъ ихъ разстрѣляли.

Передъ смертью владыка Арсеній имѣлъ мужество сказать своимъ палачамъ послѣднее слово прощальнаго привѣта.

Тѣла разстрѣлянныхъ были брошены въ общую могилу и засыпаны хлороуглеродной известью, которая съѣдаетъ и сжигаетъ тѣла, такъ что остаются только однѣ почернѣвшія кости.

Такъ мученически закончилъ свою праведную жизнь преосвященнѣйшій Архіепископъ Арсеній, — православный наставникъ, благочестія учитель, архіереевъ украшеніе, монашествующихъ слава и похвала, воистину душу свою положившій за паству!

Источникъ: Новые мученики Россійскіе. Первое собраніе матеріаловъ. Составилъ Протопресвитеръ М. Польскій. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1949. — С. 150-152.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.