Церковный календарь
Новости


2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Докладъ Архіерейскому Сѵноду РПЦЗ (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Психіатрія и исповѣдь (1996)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 49-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 48-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 47-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 46-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 45-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 44-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 19 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Протопресвит. Михаилъ Польскій († 1960 г.).

Протопресвитеръ Михаилъ Польскій († 1960 г.) родился 24 октября (6 ноября) 1891 г. въ станицѣ Новотроицкой Кубанской области въ семьѣ псаломщика. Окончилъ Ставропольскую духовную семинарію (1914) и по ея окончаніи работалъ противосектантскимъ миссіонеромъ. Священникъ (1920). Въ 1921 г. поступилъ въ Московскую духовную академію, которая вскорѣ была закрыта. Въ 1923 г. арестованъ и послѣ тюремнаго заключенія былъ сосланъ въ Соловецкій лагерь, а въ 1929 г. — на 3 года въ Зырянскій край. Въ 1930 г. бѣжалъ изъ ссылки и покинулъ Россію, перейдя россійско-персидскую границу. Сначала попалъ въ Палестину, потомъ (съ 1938 по 1948 гг.) былъ настоятелемъ прихода въ Лондонѣ въ юрисдикціи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Въ 1948 г. переѣхалъ въ США. Служилъ въ каѳедральномъ соборѣ «Всѣхъ скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ-Франциско (шт. Калифорнія, США) (съ 1952 г. — старшимъ каѳедральнымъ протоіереемъ указаннаго собора). Послѣ побѣды въ 1949 г. на т. н. «Лосъ-Анжелосскомъ процессѣ», гдѣ о. Михаилъ защитилъ каноническую правоту РПЦЗ какъ экспертъ-канонистъ, онъ былъ возведенъ въ санъ протопресвитера. Въ 1955 г. упомянутъ какъ каѳедральный протопресвитеръ, замѣститель предсѣдателя епархіальнаго совѣта Западно-Американской епархіи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Ушелъ на покой въ 1959 г. Скончался 8 (21) мая 1960 г. въ Санъ-Франциско. Похороненъ на Сербскомъ кладбищѣ подъ Санъ-Франциско.

Сочиненія протопресвит. Михаила Польскаго

Протопр. Михаилъ Польскій († 1960 г.).
НОВЫЕ МУЧЕНИКИ РОССІЙСКІЕ.
Первое собраніе матеріаловъ. Jordanville, 1949.

Глава 17.
Анатолій, митрополитъ Одесскій.

Митрополитъ Одесскій и Херсонскій Анатолій Грисюкъ, особенно прославился въ тяжкія годины съ 1928 по 1937 г.г. на югѣ Россіи своимъ особенно высокимъ подвижничествомъ, какъ святитель и исповѣдникъ, и принялъ медленную мученическую смерть отъ рукъ, особенно издѣвавшихся надъ нимъ, большевиковъ. Онъ происходилъ изъ свѣтской семьи, еще до гимназической скамьи онъ весь отдался служенію Господу. По окончаніи гимназіи былъ принятъ въ Кіевскую Духовную академію, въ которой, во время прохожденія курса, удостоился посвященія въ иноческій чинъ.

По окончаніи Академіи, вскорѣ получившій ученую степень магистра богословія, Владыка Анатолій былъ посвященъ во епископы.

Присутствовавшіе при этомъ таинствѣ были поражены страннымъ и чудеснымъ явленіемъ: въ моментъ посвященія новорукополагаемаго на голову откуда-то упалъ свѣтъ, образуя дивное сіяніе вокругъ его головы. Вѣрующіе, расходясь изъ храма, говорили, что, очевидно, этотъ новоизбранный епископъ, столь дивно отмѣченный свыше, будетъ большимъ святителемъ и исповѣдникомъ Христовымъ.

Молодой, свѣтящійся особо молитвеннымъ вдохновеніемъ, епископъ Анатолій привлекалъ сердца всѣхъ духовныхъ чадъ, и популярность его, быстро возраставшая, немедленно же привлекала вниманіе захватившихъ въ Россіи власть узурпаторовъ.

Владыка Анатолій былъ арестованъ однимъ изъ первыхъ. Долго его томили въ учрежденіяхъ тогдашняго ГПУ. На слѣдствіяхъ смиренный святитель былъ жестоко избиваемъ слѣдователями, такъ что частично у него была повреждена челюсть, отчего на всю послѣдующую жизнь въ рѣчи владыки слышалась временами легкая неясность. Также были повреждены два ребра.

Священномученикъ пролежалъ долгое время въ тюремной больницѣ. Едва оправившись, онъ былъ сосланъ въ Соловки, въ суровыя условія лагеря для тяжелыхъ политическихъ преступниковъ преимущественно изъ духовной среды. Жестокіе морозы, не/с. 154/доѣданіе и непосильный трудъ совсѣмъ подкосили здоровье и безъ того хрупкаго епископа. Семь лѣтъ протомился онъ въ подобныхъ условіяхъ и если остался живъ, то лишь благодаря самоотверженію своей младшей сестры, воспитанной имъ, какъ дочь, бросившей все и послѣдовавшей за братомъ въ ссылку.

По окончаніи ссылки Владыка Анатолій былъ возведенъ въ санъ Архіепископа Саратовскаго и Самарскаго. Свалившійся отъ тяжелаго заболѣванія язвой желудка, явившагося послѣдствіемъ концлагернаго режима, Владыка Анатолій по выздоровленіи былъ назначенъ архипастыремъ, возглавляющимъ южную Одесско-Херсонскую епархію.

Въ городъ Одессу Владыка попалъ въ самыя тяжелыя времена. Всѣ дѣла по религіознымъ вопросамъ въ НКВД возглавлялись инспекторами культа: вначалѣ Вышнегородскимъ, а затѣмъ Барановичемъ. Какъ тотъ, такъ и другой съ наслажденіемъ вволю поиздѣвались надъ главой мѣстной церкви. Владыку очень часто срывали глубокой ночью съ постели съ требованіемъ немедленно явиться въ НКВД на Маразліевскую ул. Случалось, въ большой праздникъ, среди архіерейскаго богослуженія, являлись въ храмъ съ такимъ же требованіемъ.

Кроткій и смиренный въ обычное время, Владыка вѣско и коротко отвѣчалъ, что онъ ни въ коемъ случаѣ не прекратитъ богослуженія и явится въ НКВД лишь по окончаніи его. Столь категорически звучало въ его тонѣ, что и посланцы со скрежетомъ зубнымъ покорялись. По окончаніи долгаго 4-5 часового богослуженія неотдохнувшій и непоѣвшій Владыка спѣшилъ на Маразліевскую, гдѣ, въ отместку ему за задержку, его издѣвательски продерживали въ передней еще часа полтора и наконецъ принимали, при чемъ Барановичъ оралъ и топалъ ногами на епископа, какъ на провинившагося раба.

Таковы условія, въ которыхъ подвизался на своемъ высокомъ посту горячо почитаемый населеніемъ архипастырь.

Тяжелѣй всего ему было являться свидѣтелемъ почти поголовнаго ареста всѣхъ настоятелей и лучшихъ проповѣдниковъ г. Одессы въ 1931 году. Всѣ они въ количествѣ свыше 20 человѣкъ были въ 1931 г. сосланы и съ этого же года началось кощунственное закрытіе и уничтоженіе храмовъ. На глазахъ Владыки были взорваны величественный каѳедральный Преображенскій соборъ, дивный храмъ архистратига Михаила при Дѣвичьемъ монастырѣ, прекрасное зданіе военнаго Свято-Сергіевскаго собора и храмы Святителя Николая въ порту, и въ мѣстности такъ называемаго Ботаническаго сада, а также множество другихъ. Репрессіи въ отношеніи духовенства усилились: лишенные крова и пропитанія, духовныя лица /с. 155/ день и ночь осаждали покои Владыки, и онъ цѣлые дни метался по разнымъ политическимъ учрежденіямъ, униженно вымаливая пощады своимъ подчиненнымъ, встрѣчая насмѣшки и поношенія.

Въ 1932 году Владыка Анатолій получилъ санъ митрополита, а также былъ выдвинутъ кандидатомъ на освободившійся постъ экзарха Украины. Но по своей скромности онъ уклонился отъ этого и продолжалъ возглавлять каѳедру Одесско-Херсонской епархіи вплоть до своего ареста, послѣдовавшаго 27 іюля 1936 г. (ст. ст.).

Передъ этимъ Митрополитъ перенесъ еще одно униженіе — Барановичемъ былъ уволенъ и получилъ запретъ совершать богослуженія.

Арестованный въ ночь съ 27 на 28 іюля 1936 г., Владыка былъ немедленно вывезенъ въ Кіевъ, гдѣ его протомили въ очень тяжелыхъ условіяхъ съ полгода. Тамъ онъ снова заболѣлъ язвой желудка и осложненіемъ на ноги. Когда по особому ходатайству экзарха Украины, митроп. Константина, передъ высылкой владыкѣ Анатолію разрѣшили свиданіе съ сестрой, то, какъ несчастная съ рыданіемъ разсказала намъ впослѣдствіи, его ввели къ ней на свиданіе подъ руки — онъ совсѣмъ почти лишился возможности владѣть ногами.

И несмотря на это, его въ такомъ состояніи погнали съ этапомъ, отказавъ въ ходатайствѣ ѣхать туда на собственный счетъ. Съ этапа на этапъ перегоняли несчастнаго мученика, нарочно помѣщая его среди уголовныхъ преступниковъ, которые обкрадывали его систематически.

Больного святителя буквально прикладами гнали пѣшкомъ отъ стоянки до стоянки, все дальше и дальше на сѣверъ, не давая самаго короткаго срока на отдыхъ. Когда онъ падалъ замертво, его подымали на грузовикъ, но лишь только онъ приходилъ въ себя, снова силой заставляли брести пѣшкомъ... Видѣвшіе это люди, впослѣдствіи освобожденные, съ плачемъ разсказывали о пыткахъ, которымъ подвергали мученика митрополита Анатолія и увѣряли, что было бы гораздо милостивѣе разстрѣлять Владыку сразу.

Въ такихъ условіяхъ лѣтомъ 1937 года Владыка перенесъ крупозное воспаленіе легкихъ, но эта болѣзнь не замедлила его трагическаго шествія. Въ концѣ 1937 г. онъ потерялъ зрѣніе и на крайнемъ сѣверѣ, умирая, умолялъ допустить съ нимъ на предсмертное свиданіе сестру, которая добралась до этого послѣдняго этапа его ссылки. Сестра получала отъ него всегда только терпѣливыя и сдержанныя открытки, гдѣ онъ писалъ: «Умоляю тебя, прими всѣ мѣры, даже сверхъ возможныя, добейся, умоли, упроси, устрой наше свиданіе. Жажду передъ смертью увидѣть родное лицо и бла/с. 156/гословить тебя»... Но свиданіе не было разрѣшено.

Передъ самой смертью Владыки къ нему, уже агонизирующему, пришли съ требованіемъ отдать послѣднее Евангеліе и натѣльный крестъ. Евангеліе вырвали изъ слабѣющихъ рукъ, но крестъ онъ не отдалъ и, защищая грудь хладѣющими руками, упалъ навзничь и испустилъ духъ. Это было 10 февраля 1938 года.

Господи, правоты виде лице Твое!

Тѣло скончавшагося было брошено въ промерзлую землю братской могилы далекаго сѣвера... А намъ, его духовнымъ чадамъ, такъ чтившимъ и любившимъ его, было запрещено поминать его въ храмахъ и служить по немъ панихиды.

И лишь въ 1941 году, по прибытіи духовной румынской миссіи въ гор. Одессу, была отслужена по немъ торжественная панихида въ присутствіи десятковъ тысячъ молящихся, громко рыдавшихъ при возгласахъ: «мученику митрополиту Анатолію вѣчная память».

Источникъ: Новые мученики Россійскіе. Первое собраніе матеріаловъ. Составилъ Протопресвитеръ М. Польскій. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1949. — С. 153-156.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.