Церковный календарь
Новости


2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
2018-09-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Кончина и погребеніе Блаж. Митр. Антонія (1970)
2018-09-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 60-е (5 декабря 1917 г.)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Какъ Митр. Антоній создалъ Зарубежную Церковь (1970)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Митрополитъ Антоній какъ учитель пастырства (1970)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 24 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Протопресвит. Михаилъ Польскій († 1960 г.).

Протопресвитеръ Михаилъ Польскій († 1960 г.) родился 24 октября (6 ноября) 1891 г. въ станицѣ Новотроицкой Кубанской области въ семьѣ псаломщика. Окончилъ Ставропольскую духовную семинарію (1914) и по ея окончаніи работалъ противосектантскимъ миссіонеромъ. Священникъ (1920). Въ 1921 г. поступилъ въ Московскую духовную академію, которая вскорѣ была закрыта. Въ 1923 г. арестованъ и послѣ тюремнаго заключенія былъ сосланъ въ Соловецкій лагерь, а въ 1929 г. — на 3 года въ Зырянскій край. Въ 1930 г. бѣжалъ изъ ссылки и покинулъ Россію, перейдя россійско-персидскую границу. Сначала попалъ въ Палестину, потомъ (съ 1938 по 1948 гг.) былъ настоятелемъ прихода въ Лондонѣ въ юрисдикціи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Въ 1948 г. переѣхалъ въ США. Служилъ въ каѳедральномъ соборѣ «Всѣхъ скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ-Франциско (шт. Калифорнія, США) (съ 1952 г. — старшимъ каѳедральнымъ протоіереемъ указаннаго собора). Послѣ побѣды въ 1949 г. на т. н. «Лосъ-Анжелосскомъ процессѣ», гдѣ о. Михаилъ защитилъ каноническую правоту РПЦЗ какъ экспертъ-канонистъ, онъ былъ возведенъ въ санъ протопресвитера. Въ 1955 г. упомянутъ какъ каѳедральный протопресвитеръ, замѣститель предсѣдателя епархіальнаго совѣта Западно-Американской епархіи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Ушелъ на покой въ 1959 г. Скончался 8 (21) мая 1960 г. въ Санъ-Франциско. Похороненъ на Сербскомъ кладбищѣ подъ Санъ-Франциско.

Сочиненія протопресвит. Михаила Польскаго

Протопр. Михаилъ Польскій († 1960 г.).
НОВЫЕ МУЧЕНИКИ РОССІЙСКІЕ.
Первое собраніе матеріаловъ. Jordanville, 1949.

Глава 19.
Соловецкіе узники и ихъ исповѣданіе.

Въ день отданія Пасхи, 27 мая / 7 іюня 1926 г., въ монастырскомъ кремлѣ Соловецкаго острова, въ продуктовомъ складѣ лагеря заключенныхъ, собрались по возможности всѣ заключенные здѣсь епископы для заслушанія доклада другого узника, профессора Московской Духовной Академіи Ивана Васильевича Попова. Складомъ продуктовъ и ихъ раздачей заключеннымъ завѣдывалъ игуменъ изъ Казани о. Питиримъ Крыловъ, имѣвшій группу сотрудниковъ изъ духовенства. Начальство принуждено было довѣрить этотъ складъ духовенству, какъ единственно честному элементу лагеря. Отецъ Питиримъ предоставилъ епископамъ свое помѣщеніе для секретнаго совѣщанія, которое и приняло такъ называемую «Памятную Записку Соловецкихъ Епископовъ, представленную на усмотрѣніе правительства». Засѣданіе это прошло съ нѣкоторымъ испытаніемъ.

Совершенно неожиданно, въ неурочное время лагерь сталъ обходить для осмотра самъ начальникъ всѣхъ лагерей Соловецкаго острова нѣкій Эйхмансъ со своимъ штабомъ. О. Питиримъ встрѣтилъ его въ складѣ и надѣялся, что онъ не пойдетъ въ комнату его и его сотрудниковъ, гдѣ происходило въ это время засѣданіе епископовъ. Но начальникъ рѣшительно подошелъ къ дверямъ и открылъ ихъ. Увидѣвъ вмѣстѣ большую группу духовенства онъ удивился: «это что за собраніе?»... — «У насъ сегодня праздникъ», — отвѣтилъ смущенно о. Питиримъ. Почему этотъ моментъ прошелъ благополучно трудно сказать. Надо полагать, что начальство вообще было довольно порядкомъ въ складѣ и въ то время заключенному духовенству позволялось иногда по праздникамъ ходить въ кладбищенскую церковь преп. Онуфрія, открытую для остатка монаховъ, рабочихъ-спеціалистовъ, временно остававшихся еще на пепелищѣ своего монастыря. Потомъ эта поблажка была уничтожена и всѣ вольнонаемные монахи были удалены изъ лагеря и послѣдній ихъ храмъ закрытъ.

«Памятная Записка» не была офиціальнымъ голосомъ Русской Церкви, но въ это время совершенно совпадала съ этимъ /с. 165/ голосомъ. (см. «Проэктъ обращенія м. Сергія къ Совѣтской власти», вышедшій почти въ одинъ день съ Соловецкой «Запиской» [1]. Она представляла мнѣніе наиболѣе многочисленной группы епископата, собранной вмѣстѣ мѣстомъ заключенія, и представлявшей собою малый соборъ многихъ епархій Россіи, и отражала общія условія жизни Церкви и общій ея исповѣдническій духъ. Духъ этого документа преисполненъ непоколебимой твердости во всемъ, что касается собственно церковной жизни, совершенно чуждъ и малой тѣни соглашательства, совершенно безбоязненъ въ свидѣтельствѣ правды и свободенъ въ своемъ мнѣніи среди узъ. Документъ отвѣчаетъ высочайшему достоинству Церкви и ея вѣчному значенію, указывая ея истинный путь. Это слава и радость Русской Церкви.

И. В. Поповъ [2], благочестивый старецъ-аскетъ, профессоръ свято-отеческой литературы, авторъ цѣннѣйшихъ печатныхъ трудовъ, при составленіи «Записки» руководился указаніями старшаго среди архіереевъ на Соловкахъ Архіепископа Евгенія. Съ нимъ онъ по преимуществу совѣщался, но до общаго собранія епископовъ читалъ «Записку» и небольшой группѣ епископовъ и духовенства, подвергая ее многосторонней критикѣ. Во всѣхъ этихъ собраніяхъ живо участвовалъ и Архіепископъ Иларіонъ, соработникъ И. В. Попова въ Московской Духовной Академіи.

Архіепископъ Евгеній (Зерновъ), правящій Благовѣщенской епархіи, прибывъ на Соловки въ началѣ 1924 г., остался старшимъ среди епископовъ по ихъ общему согласію и послѣ того, какъ сюда прибыли и болѣе старшіе по рукоположенію. Это былъ выдающійся іерархъ Церкви. Многочисленные члены его Благовѣщенской паствы оказались за рубежомъ, на Китайской территоріи, и, разсыпавшись по всему міру, по сей день хранятъ о немъ самыя святыя воспоминанія.

Въ часъ ночи подъ Успеньевъ день 1923 г. онъ былъ арестованъ въ своемъ городѣ, послѣ того какъ за всенощной въ Благовѣщенскомъ каѳедральномъ соборѣ предъ нимъ прошли тысячи народа, беря отъ него послѣднее благословеніе. Народъ зналъ о неизбѣжности ареста этого благочестиваго мужа и безстрашнаго обличителя революціонной и безбожной неправды. Соборная площадь, залитая народомъ, дала ему узенькую дорожку, чтобы пройти послѣ всенощной къ дому. На утро большого праздника, когда за литургіей не оказалось любимаго Архипастыря, многочисленная масса /с. 166/ народа собралась около зданія ГПУ (Кувшиновское подворье), требуя показать Владыку, чтобы увѣриться въ его цѣлости. Выступившій для успокоенія народа прокуроръ совѣтскаго трибунала едва не былъ избитъ и вызвалъ пожарную команду, которая, обливая толпу водой, кое-какъ разсѣяла ее. Важно отмѣтить, что выручать православнаго епископа явились и всѣ общины мѣстныхъ молоканъ, баптистовъ и другихъ сектъ, которыхъ въ городѣ почти столько же сколько и православныхъ. Всѣ они глубоко почитали его за христіанское миролюбіе и правду. Владыку тотчасъ тайно отъ народа вывезли изъ зданія ГПУ въ городскую тюрьму, а въ городѣ арестовали 54 человѣка, преимущественно женщинъ, обвиняя ихъ въ безпорядкахъ, и во главѣ ихъ нѣкую госпожу Медвѣдеву. Никто изъ этихъ арестованныхъ никогда больше не вернулся домой. Вмѣстѣ съ Архіепископомъ Евгеніемъ были арестованы пять городскихъ священниковъ, которые были сосланы въ Муромъ на два года [3].

Однако, народная активность въ защиту Архипастыря не ослабѣвала. По городу ежедневно разъѣзжала телѣга съ надписью: «въ тюрьму для епископа хлѣбъ». Пищи набиралось такое количество, что Владыка кормилъ чуть ли не всѣхъ заключенныхъ. Кое-какъ усыпивъ бдительность народа, слѣдившаго за тюрьмой и желѣзно-дорожной станціей, большевики вывезли архіерея въ Читу, а оттуда потомъ въ Москву. Въ Москвѣ обычно привезенныхъ архіереевъ выпускали на нѣкоторое время на свободу. Какое-то очень авторитетное лицо шепнуло Владыкѣ Евгенію: «вы будете на свободѣ, только не ходите къ Патріарху Тихону». ГПУ искало расколовъ и враждебныхъ дѣйствій противъ Патріарха. Но, конечно, Владыка у Патріарха тотчасъ былъ, и скоро былъ арестованъ и сосланъ въ Соловки. Здѣсь онъ имѣлъ скорби и тревоги о своей паствѣ. Обновленчес. епископъ, нѣкій Даніилъ, снова пытался захватить каѳедральный соборъ, но безуспѣшно, за то свой же діаконъ Лонгинъ Грековъ, послѣ всенощной на свв. Петра и Павла вывезъ вмѣстѣ съ чекистами всѣ цѣнности Собора и въ ту же ночь старый деревянный соборъ сгорѣлъ. Его никто и не тушилъ. Діаконъ въ газетахъ объявилъ о снятіи сана, призывая все духовенство слѣдовать его примѣру.

Владыка Евгеній пробылъ въ Соловкахъ три года (1924-1926), далѣе получилъ ссылку въ Зырянскій край также на три года. Въ 1929 г. получилъ освобожденіе съ ограниченіями, жилъ въ Котельничахъ, Вятской губ., а затѣмъ управлялъ Пермской епархіей. Съ /с. 167/ какими перерывами или безъ перерывовъ это происходило неизвѣстно, но въ 1937 г., когда началось поголовное уничтоженіе всего епископата и на свободѣ на всю Россію не оставалось десяти епископовъ, Владыка Евгеній, уже Митрополитъ Нижегородскій, былъ арестованъ, и больше о немъ никакихъ свѣдѣній нѣтъ и по сей день.

Богослуженіе его отличалось величіемъ, покоемъ и благоговѣніемъ; это чувствовали и отмѣчали, получая глубокое удовлетвореніе. Это былъ постникъ, не взирая ни на какія условія лагерной жизни, когда въ пищѣ нельзя было разбираться. Онъ былъ вѣренъ своему порядку и никогда не вкусилъ кусочка мясной пищи вообще, или рыбы въ неположенное время. Казалось, что это человѣкъ нѣжнаго тѣлосложенія, но онъ носилъ самое грубое холщевое бѣлье, которое и достать то въ наше время было трудно. Высоко образованный вообще и богословъ, компетентно разсуждавшій по всякому теоретическому вопросу, онъ былъ житейски глубоко мудръ, всегда тактиченъ и спокоенъ. Пастырямъ дѣлалъ замѣчанія наединѣ въ самой мягкой формѣ, сомнѣвающагося и невѣрующаго провожалъ побѣжденнымъ, скорбящаго — ободреннымъ. Въ немъ была притягательная сила истинной духовной власти.

Для остатка соловецкихъ монаховъ-рабочихъ онъ являлся святѣйшимъ авторитетомъ, власть котораго простиралась въ область, которая недоступна пониманію людей внутренно недуховныхъ. Заболѣлъ монахъ, которому большевицкое соловецкое начальство, какъ неспособному къ работѣ, предложило выѣхать на материкъ. Но на материкѣ онъ также былъ бы никому ненуженъ и тамъ ему не было пристанища. Выясняя все это въ разговорѣ съ больнымъ, Владыка Евгеній сказалъ ему, что ему лучше бы умереть въ монастырѣ, какъ это задано по монашескому обѣту. Монахъ согласился: «благословите и помолитесь». «Богъ тебя благословитъ», — сказалъ Владыка. И черезъ нѣсколько дней монахъ умеръ по молитвамъ своимъ и Владыки. Необходимость этой смерти была Богу представлена и Имъ услышана. Согласіе двухъ было достаточно, чтобы получить просимое. Такъ монахъ не покинулъ своего монастыря.

Таковъ былъ глава и представитель соловецкихъ узниковъ въ этотъ періодъ.

Съ 1923 г. по 1926 г. въ Соловецкомъ лагерѣ пребывали слѣдующіе архіереи:

Евгеній Зерновъ, Архіепископъ Пріамурскій и Благовѣщенскій.

Иларіонъ Троицкій, архіепископъ, б. Верейскій, вик. Московскій.

Серафимъ Мещеряковъ, архіепископъ, б. Костромской.

/с. 168/

Прокопій Титовъ, архіепископъ Херсонскій.

Іувеналій Масловскій, архіепископъ Курскій.

Пахомій Кедровъ, архіепископъ Черниговскій.

Амвросій Полянскій, епископъ Подольскій и Брацлавскій.

Гавріилъ Абалымовъ, епископъ Осташковскій, вик. Тверской.

Глѣбъ Покровскій, епископъ Михайловскій, вик. Рязанскій.

Григорій Козыревъ, епископъ Печерскій, вик. Нижегородскій.

Захарій Лобовъ, епископъ Нижне-Чирской, вик. Донской.

Игнатій Садковскій, епископъ Белевскій, вик. Тульскій.

Іоакимъ Благовидовъ, епископъ Алатырскій, вик. Симбирскій.

Кипріанъ Соловьевъ, епископъ Семипалатинскій, вик. Омскій.

Мануилъ Лемишевскій, епископъ Лужскій, вик. Петроградскій.

Митрофанъ Гриневъ, епископъ Аксайскій, вик. Донской.

Нектарій Трезвинскій, епископъ Яранскій, вик. Вятскій.

Павелъ Введенскій, епископъ Сердобскій, вик. Симбирскій.

Платонъ Рудневъ, епископъ Богородскій, вик. Московскій.

Рафаилъ Гумилевъ, еписк. Александровскій, вик. Ставропольскій.

Софроній Старковъ, епископъ Селенгинскій, вик. Забайкальскій.

Софроній Арефьевъ, епископъ Якутскій.

Серафимъ Протопоповъ, епископъ Колпинскій, вик. Петроградскій.

Изъ этихъ 24-хъ епископовъ почти всѣ (17) непосредственно принимали «Памятную записку». Нѣкоторые же изъ нихъ не находились по близости къ Соловецкому кремлю, гдѣ она вырабатывалась, а были на работахъ въ другихъ мѣстахъ острова, но вѣроятно знали объ этой «Запискѣ» и сказали свое мнѣніе Архіепископу Евгенію. Осенью 1926 г. въ Соловки прибыло еще много епископовъ, которые въ этотъ списокъ не входятъ. Изъ этого же списка только одинъ человѣкъ (Мануилъ Лемишевскій) находится въ настоящее время на свободѣ и въ составѣ епископата, возглавляемаго Патріархомъ Алексѣемъ. Остальные всѣ, и многіе одинаковаго съ нимъ возраста, изъ новой полосы арестовъ и разстрѣловъ 1937 г., къ свободѣ и жизни уже больше не вышли. Судьба извѣстна намъ только трехъ-четырехъ. Ихъ нѣтъ въ живыхъ.

Одно время при лагерѣ была заведена фотографія и заключенные могли сниматься и посылать свои карточки роднымъ. Потомъ вскорѣ это было запрещено, особенно послѣ того какъ большая группа духовенства успѣла послать свою фотографію въ разныя мѣста Россіи. Прилагаемый снимокъ изъ газеты неудаченъ, но является документомъ, онъ имѣетъ списокъ заключенныхъ епископовъ, клириковъ и мірянъ, пострадавшихъ именно за церковное дѣло.

Въ свое время и заграницу попала одна такая фотографія. Фотостатъ изъ Парижской газеты «Послѣднія Новости», отъ 2-го /с. 169/ августа 1927 г. № 2323, указываетъ на присутствіе всего 67 человѣкъ. На самомъ дѣлѣ въ это время было болѣе 120 заключенныхъ церковныхъ людей. Добрая половина въ часъ съемки была занята работой и не могла явиться въ Соловецкій монастырскій кремль, гдѣ на фонѣ б. Успенскаго собора расположилась снявшаяся группа.



«ПОСЛѢДНІЯ НОВОСТИ».
(2-го августа 1927 г. № 2323.)

ВЪ СОЛОВЕЦКОМЪ КОНЦЛАГЕРѢ.
Списокъ Епископовъ, духовенства и мірянъ, содержащихся въ концентраціонномъ лагерѣ на Соловецкихъ островахъ.
Снимокъ сдѣланъ въ ноябрѣ 1925 года.

(Слѣва направо. Ряды снизу)

I-й рядъ: 1) Мануилъ Лемешевскій, Епископъ Лужскій, викарій Петроградскій; 2) Павелъ Введенскій, Епископъ Мелекесскій, викарій Самарскій; 3) Петръ Соколовъ, Епископъ Сердобскій, викарій Саратовскій; 4) Іоакимъ Благовидовъ, Епископъ Алатырскій, викарій Симбирскій; 5) Серафимъ Мещеряковъ, Архіепископъ б. Костромской; 6) Евгеній Зерновъ, Архіепископъ Пріамурскій; 7) Іувеналій Масловскій, Архіепископъ Курскій; 8) Митрофанъ Гриневъ, Епископъ Аксайскій, викарій Донской; 9) Софроній Старковъ, Епископъ Селенгинскій, викарій Забайкальскій; 10) Захарія Лобовъ, Епископъ Нижнечирскій, викарій Донской; 11) Серафимъ Протопоповъ, Еп. Колпинскій, викарій Петроградскій.

II-й рядъ: 1) Свящ. Алексій Шишкинъ (Новочеркасскъ); 2) Прот. Николай Соколовъ (Сергіев. Посадъ); 3)  Прот. Василій Богородицкій (Острогожскъ); 4) свящ. Евгеній Охотинъ (Архангельскъ); 5) Прот. Николай Дягилевъ (Екатеринбургъ); 6) кафедр. прот. Владиміръ Хлыновъ (Тобольскъ); 7) Платонъ Рудневъ, Епископъ Богородскій, викарій Московскій; 8) Архимандр. Сергій Рукинъ (Керчь); 9) Свящ. Николай Соколовъ (Усть Сысоласкъ); 10) Н. Б. Кираяновъ (Москва); 11)  Прот. Василій Судницынъ (Москва); 12) Свящ. Павелъ Чахраловъ (Ростовъ на Дону).

III-й рядъ: 1) Св. Михаилъ Яворскій (Петроградъ); 2) Прот. Сергій Городцевъ (Тифлисъ); 3) Свящ. Илія Синовскій (Тамбовъ); 4) К. С. Бовэ (Пенза); 5) Т. М. Долинъ-Ивановскій (Тула); 6) Прот. Михаилъ Русаковъ (Омскъ); 7) Іером. Іоаннъ Широковъ (Казань); 8) Свящ. Николай Мисловскій (Кострома); 9) В. И. Мигальскій (Москва); 10) проф. Моск. Дух. Ак. И. В Поповъ; 11) А. М. Тьеваръ (Москва).

IV-й рядъ: 1) Прот. Василій Половниковъ (Уржумъ); 2) Свящ. Михаилъ Ивановъ (Торопецъ); 3) Свящ. Петръ Фалевичъ (Миллерово); 4) прот. Владиміръ Валагуринъ (Новочеркасскъ); 5) Свящ. Симеонъ Красновъ (хут. Каюковъ Донск. Еп.); 6) Священн. Іоаннъ Ливановъ (Томскъ); 7) Свящ. Василій Предтеченскій (Кострома); 8) Св. Іоаннъ Смирновъ (Петроградъ); 9) Протодіак. Дмитрій Новочадовъ (Ростовъ на Д.); 10) Протодіак. Петръ Поповъ (Владивостокъ).

V-й рядъ: 1) Свящ. Илія Пироженко (Колодези Дон. Еп); 2) Л. Д. Аксеновъ (Петроградъ); 3) А. В. Малишевскій (Петроградъ); 4) Свящ. Алексій Трифильевъ (Ростовъ на Дону); 5) Свящ. Михаилъ Польскій (Москва); 6) Іером. Феофанъ Еланскій (Казань); 7) Свящ. Николай Терпиловскій (Казань); 8) Прот. Александръ Молчановъ (Тверь); 9) Масляниковъ (Сибирск.); 10) П. П. Павловъ (Псковъ).

VI-й рядъ: 1) Іером. Іосафъ (Кострома); 2) Прот. Макарій Колоровъ (Тверь); 3) Ф. А. Федоренко (Пятигорскъ); 4) Свящ. Василій Рубцовъ (Тверь); 5) Прот. Арсеній Троицкій (Тверь); 6) С. П. Кузьминъ (Архангельскъ); 7) Іером. Серафимъ Шамшинъ (Казань); 8)  Прот. Арсеній Покровскій (Тверь); 9) Прот. Іоаннъ Преображенскій (Тверь); 10) Н. И. Киселевъ (Петроградъ); 11) Іером. Варлаамъ Сацердотскій (Петроградъ); 12) Свящ. Борисъ Грибовскій (Симферополь); 13) Д. А. Пашковъ (Алатырь).

Примѣчанія:
[1] Прот. М. Польскій. Каноническое положеніе высшей церковной власти въ СССР и заграницей. 1948. Стр. 23-29.
[2] См. о немъ отдѣльный очеркъ дальше.
[3] Прот. Илья Масаловъ, священники о. Алексѣй Покровскій, о. Василій Кетлевскій, о. Василій Осиповь и о. Александръ Самсель.

Источникъ: Новые мученики Россійскіе. Первое собраніе матеріаловъ. Составилъ Протопресвитеръ М. Польскій. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1949. — С. 164-169.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.