Церковный календарь
Новости


2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Докладъ Архіерейскому Сѵноду РПЦЗ (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Психіатрія и исповѣдь (1996)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 49-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 48-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 47-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 46-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 45-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 44-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 18 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Протопресвит. Михаилъ Польскій († 1960 г.).

Протопресвитеръ Михаилъ Польскій († 1960 г.) родился 24 октября (6 ноября) 1891 г. въ станицѣ Новотроицкой Кубанской области въ семьѣ псаломщика. Окончилъ Ставропольскую духовную семинарію (1914) и по ея окончаніи работалъ противосектантскимъ миссіонеромъ. Священникъ (1920). Въ 1921 г. поступилъ въ Московскую духовную академію, которая вскорѣ была закрыта. Въ 1923 г. арестованъ и послѣ тюремнаго заключенія былъ сосланъ въ Соловецкій лагерь, а въ 1929 г. — на 3 года въ Зырянскій край. Въ 1930 г. бѣжалъ изъ ссылки и покинулъ Россію, перейдя россійско-персидскую границу. Сначала попалъ въ Палестину, потомъ (съ 1938 по 1948 гг.) былъ настоятелемъ прихода въ Лондонѣ въ юрисдикціи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Въ 1948 г. переѣхалъ въ США. Служилъ въ каѳедральномъ соборѣ «Всѣхъ скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ-Франциско (шт. Калифорнія, США) (съ 1952 г. — старшимъ каѳедральнымъ протоіереемъ указаннаго собора). Послѣ побѣды въ 1949 г. на т. н. «Лосъ-Анжелосскомъ процессѣ», гдѣ о. Михаилъ защитилъ каноническую правоту РПЦЗ какъ экспертъ-канонистъ, онъ былъ возведенъ въ санъ протопресвитера. Въ 1955 г. упомянутъ какъ каѳедральный протопресвитеръ, замѣститель предсѣдателя епархіальнаго совѣта Западно-Американской епархіи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Ушелъ на покой въ 1959 г. Скончался 8 (21) мая 1960 г. въ Санъ-Франциско. Похороненъ на Сербскомъ кладбищѣ подъ Санъ-Франциско.

Сочиненія протопресвит. Михаила Польскаго

Протопр. Михаилъ Польскій († 1960 г.).
НОВЫЕ МУЧЕНИКИ РОССІЙСКІЕ.
Первое собраніе матеріаловъ. Jordanville, 1949.

Глава 21.
Протоіерей о. Іоаннъ Кочуровъ. Первомученикъ Россійскаго духовенства.

Академистъ по образованію онъ прибылъ въ Америку еще въ 1901 году и служеніе Церкви Божіей несъ въ г. Чикаго, гдѣ и построилъ соборъ, одинъ изъ лучшихъ въ Америкѣ. Революція его застала въ предмѣстьи Петрограда, въ Царскомъ селѣ.

По виду цвѣтущій, въ обращеніи съ людьми жизнерадостный онъ былъ прямымъ и мужественнымъ человѣкомъ и открыто обличалъ толпу матросовъ за злодѣянія. Эта толпа напала на него, избила и полуживого тащила по шпаламъ желѣзнодорожнаго полотна, пока онъ не скончался.

Московскій Священный Соборъ, заканчивая свою первую сессію 8-го декабря 1917 г., издалъ сочувственное письмо вдовѣ убитаго и тѣмъ отмѣтилъ первую мученическую жертву русскаго духовенства, которыхъ потомъ было безъ числа.

Протоіерей А. Скипетровъ.

Открылъ синодикъ Петроградскихъ мучениковъ. Извѣстный среди многочисленнаго населенія Калашниковскаго района и Невской Заставы настоятель церкви святыхъ Бориса и Глѣба, при которой находилась знаменитая часовенка Божіей Матери Всѣхъ Скорбящихъ, протоіерей о. А. Скипетровъ. Туда стекались сотни тысячъ богомольцевъ, главнымъ образомъ, рабочихъ и маленькихъ людей, искавшихъ утѣшенія у чудотворной иконы съ пятью грошиками, таинственно вонзившимися въ ликъ иконы. Часовенка на стеклянномъ (фарфоровомъ) заводѣ имѣла высокое моральное значеніе для петроградскаго, вообще, населенія, и протоіерей Скипетровъ пользовался большимъ вліяніемъ и, конечно, для коммунистовъ былъ ярымъ врагомъ, такъ какъ смѣло обличалъ въ проповѣдяхъ ихъ строй.

Испуганное и растерянное населеніе столицы стало стекаться подъ сѣнь храмовъ. Большевики рѣшили нанести ударъ религіознымъ чувствамъ народа.

/с. 184/ Большой отрядъ матросовъ и красноармейцевъ появился у стѣнъ Александро-Невской Лавры, созданія Петра Великаго, у паперти бѣлоснѣжнаго величаваго собора, въ келліяхъ монашествующей братіи. Чекисты желали осмотрѣть серебряную раку, гдѣ покоятся мощи Св. Александра Невскаго.

Въ это время, на паперти появляется въ эпитрахили, съ крестомъ въ рукахъ престарѣлый о. Скипетровъ. Гнѣвно сверкаютъ его одухотворенные глаза, развѣвается, какъ у древняго пророка, сѣдая, львиная грива длинныхъ волосъ. Онъ пытается остановить вооруженныхъ людей, но раздается команда, и пули пронзаютъ тѣло старца. Убитый падаетъ на паперти съ крестомъ въ рукахъ. Красноармейцы и чекисты переходятъ черезъ трупъ и врываются въ храмъ.

Тѣло пастыря до вечера лежитъ на паперти. Кто-то изъ злодѣевъ размозжилъ ему прикладомъ голову.

Протоіерей о. Философъ Орнатскій.

Вторымъ изъ духовенства въ Петроградѣ погибъ популярный настоятель Казанскаго Собора протоіерей о. Философъ Орнатскій. Это былъ блестящій проповѣдникъ-ораторъ, большой общественный дѣятель, широкій благотворитель и создатель многихъ дѣтскихъ пріютовъ для бѣднаго населенія.

Послѣ октября, протоіерей Орнатскій продолжалъ быть настоятелемъ Казанскаго Собора и сдѣлался прибѣжищемъ для ищущихъ утѣшенія въ религіи. Большевики зорко слѣдили за его дѣятельностью и чтобы устрашить отважнаго старца, арестовали его двухъ сыновей, гвардейскихъ офицеровъ, которые впослѣдствіи были разстрѣляны.

Весной 1918 года чекисты явились на квартиру пастыря (домъ № 3 по Казанской улицѣ) и отправили его на Гороховую, 2. Наканунѣ онъ отслужилъ въ Соборѣ панихиду по жертвамъ террора: разстрѣлы стали обычнымъ явленіемъ.

Прихожане Собора встревожились за судьбу пастыря. Составилось нѣсколько делегацій, которыхъ большевики не приняли. Наконецъ, въ одно изъ воскресеній, послѣ обѣдни, въ скверѣ передъ Соборомъ собралась многотысячная толпа, главнымъ образомъ, женщинъ, которая съ пѣніемъ молитвъ, хоругвями и иконами двинулась по Невскому проспекту, на Гороховую улицу, освободить батюшку о. Философа.

/с. 185/ Изъ толпы вышла делегація, которую коммунисты приняли и увѣрили, что они о. Орнатскаго скоро выпустятъ, что онъ находится на Гороховой въ камерѣ, въ полной безопасности. Толпа разошлась. Въ ту же ночь о. Философъ былъ разстрѣлянъ.

Случайно во время скитаній по Россіи, автору настоящихъ воспоминаній пришлось встрѣтить бывшаго рабочаго Обуховскаго завода, слесаря, шоффера Павлова, который возилъ на разстрѣлъ о. Орнатскаго и цѣлую группу лицъ вмѣстѣ съ нимъ. Какъ-то вызванный на откровенность, онъ говорилъ:

Да, что-жъ было дѣлать: приходилось и на смерть людей отвозить, — мобилизовали на это дѣло. Только въ трезвомъ видѣ я этого не производилъ. Уклониться нельзя: тебя прикончатъ. Ну, выпьешь бутылку спирта покрѣпче и везешь. Чекисты насъ баловали спиртомъ, а въ нормѣ ни за что машину не заведешь на такое дѣло. Больше всѣхъ запомнилось, какъ съ батюшкой Орнатскимъ ѣхали... Батюшка Орнатскій умиралъ, какъ святой человѣкъ. Въ ту ночь мы съ разныхъ тюремъ 32 человѣка взяли на грузовикъ. Говорили, что все монархисты офицеры. Были молодые, были и сѣдые. Одинъ говорилъ, — что онъ — полковникъ гвардіи и крѣпко ругалъ большевиковъ.

Погибнете вы, хоть черезъ 20 лѣтъ, а всѣ погибнете, какъ псы. Будетъ Россія опять, какъ Россія, а вы пропадете.

Конвойные молчатъ, слушаютъ. А батюшка Орнатскій успокаиваетъ полковника и говоритъ — ничего, къ Господу идемъ.

Вотъ, примите мое пастырское благословеніе и послушайте святыя молитвы.

И сталъ читать то, что полагается, — отходную надъ умирающимъ.

Читаетъ четко, твердымъ голосомъ. Читаетъ и благословляетъ.

Была темная, дождливая ночь... Всѣ арестованные притихли и крестятся. Конвойные отвернулись. Меня жуть беретъ и хмѣль выскакиваетъ. Приказано было вывезти за Лигово, на берегъ залива. Долго мы ѣхали, а батюшка Орнатскій все молитвы читалъ.

На мѣстѣ, на самомъ берегу, выгрузились и поставили всѣхъ рядомъ. Здѣсь уже ждали чекисты. Подходили съ наганами и стрѣляли въ затылокъ.

Батюшку рукояткой револьвера съ ногъ сбили, а потомъ пристрѣлили въ голову. Всѣ убитые были брошены въ море. Потомъ передавали, что трупъ о. Орнатскаго не утонулъ, и его тѣло было выброшено волнами у Ораніенбаума. Тамъ его тайкомъ, говорятъ, и похоронили жители.

Есть другая версія его кончины.

/с. 186/ Отца Орнатскаго разстрѣливали вмѣстѣ съ его двумя сыновьями. Его спросили: «кого сначала убивать — Васъ или сыновей?» Батюшка отвѣтилъ — «сыновей». Пока разстрѣливали юношей, отецъ Орнатскій, ставъ на колѣни, читалъ «отходную». Для разстрѣла о. Орнатскаго построили взводъ красноармейцевъ. Тѣ отказались стрѣлять. Позвали китайцевъ. Идолопоклонники устрашенные чудесной силой и видомъ молящагося, колѣнопреклоненнаго старца также отказались. Тогда къ батюшкѣ подошелъ вплотную молодой комиссаръ и выстрѣлилъ въ него изъ револьвера въ упоръ.

Источникъ: Новые мученики Россійскіе. Первое собраніе матеріаловъ. Составилъ Протопресвитеръ М. Польскій. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1949. — С. 183-186.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.