Церковный календарь
Новости


2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Протопресвит. Михаилъ Польскій († 1960 г.).

Протопресвитеръ Михаилъ Польскій († 1960 г.) родился 24 октября (6 ноября) 1891 г. въ станицѣ Новотроицкой Кубанской области въ семьѣ псаломщика. Окончилъ Ставропольскую духовную семинарію (1914) и по ея окончаніи работалъ противосектантскимъ миссіонеромъ. Священникъ (1920). Въ 1921 г. поступилъ въ Московскую духовную академію, которая вскорѣ была закрыта. Въ 1923 г. арестованъ и послѣ тюремнаго заключенія былъ сосланъ въ Соловецкій лагерь, а въ 1929 г. — на 3 года въ Зырянскій край. Въ 1930 г. бѣжалъ изъ ссылки и покинулъ Россію, перейдя россійско-персидскую границу. Сначала попалъ въ Палестину, потомъ (съ 1938 по 1948 гг.) былъ настоятелемъ прихода въ Лондонѣ въ юрисдикціи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Въ 1948 г. переѣхалъ въ США. Служилъ въ каѳедральномъ соборѣ «Всѣхъ скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ-Франциско (шт. Калифорнія, США) (съ 1952 г. — старшимъ каѳедральнымъ протоіереемъ указаннаго собора). Послѣ побѣды въ 1949 г. на т. н. «Лосъ-Анжелосскомъ процессѣ», гдѣ о. Михаилъ защитилъ каноническую правоту РПЦЗ какъ экспертъ-канонистъ, онъ былъ возведенъ въ санъ протопресвитера. Въ 1955 г. упомянутъ какъ каѳедральный протопресвитеръ, замѣститель предсѣдателя епархіальнаго совѣта Западно-Американской епархіи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Ушелъ на покой въ 1959 г. Скончался 8 (21) мая 1960 г. въ Санъ-Франциско. Похороненъ на Сербскомъ кладбищѣ подъ Санъ-Франциско.

Сочиненія протопресвит. Михаила Польскаго

Протопр. Михаилъ Польскій († 1960 г.).
НОВЫЕ МУЧЕНИКИ РОССІЙСКІЕ.
Первое собраніе матеріаловъ. Jordanville, 1949.

Глава 22.
Протоіерей Іоаннъ І. Восторговъ.

Синодальный миссіонеръ проповѣдникъ, членъ Миссіонерскаго и Училищнаго Совѣтовъ при Св. Синодѣ, наблюдатель церковно-приходскихъ школъ Зауральскихъ епархій Сибири, отецъ протоіерей Іоаннъ Іоанновичъ Восторговъ родился 20 января 1864 г. въ семьѣ священника села Кирпильскаго Ставропольской епархіи. Отецъ его былъ уроженецъ г. Крапивны Тульской губ. Сюда переселился онъ изъ Тулы.

Своего отца, котораго лишился очень рано, о. протоіерей вспоминалъ съ большою любовью. Это былъ, по его словамъ, слишкомъ мягкій и добрый человѣкъ. Всегда кроткій, молчаливый, онъ пользовался любовью прихожанъ, которые не оставили бѣдствовать семью рано умершаго батюшки. Уговоривъ вдову матушку остаться въ приходѣ просфорней, прихожане помогли ей «поднять на ноги» троихъ дѣтей. Два мальчика окончили семинарію, а дѣвочка институтъ.

По окончаніи Ставропольской (на Кавказѣ) Духовной Семинаріи Іоаннъ Восторговъ рвется къ продолженію образованія, а жизнь предъявляетъ свои требованія. Старушка мать настаиваетъ принять священство и занять скорѣй приходъ, дабы поддержать ее и младшихъ дѣтей!

Но тутъ произошла заминка: девятнадцатилѣтнему юношѣ дать священство владыка опасался и предложилъ ему должность псаломщика до той поры, пока онъ придетъ «въ мѣру возраста мужа совершенна».

Но мѣсто псаломщика не устраивало семью Восторговыхъ и Іоаннъ Іоанновичъ устроился учителемъ русскаго языка младшихъ классовъ Ставропольской женской гимназіи. Сестру удалось опредѣлить на казенный счетъ въ институтъ, а младшій братъ принялъ мѣсто псаломщика въ родномъ селѣ и сталъ жить съ матерью. Это дало возможность Іоанну Іоанновичу осуществить свою завѣтную мечту; онъ подготовился къ экзамену на званіе учителя русскаго языка и получилъ это званіе при учебномъ округѣ. Но учительствовать ему не пришлось. Братъ его псаломщикъ, послѣ какого-то не/с. 188/счастнаго случая, вскорѣ умеръ, и мать прямо потребовала, чтобы онъ оставилъ учительство и принялъ священство, и по ходатайству прихожанъ с. Кирпильскаго занялъ отцовскій приходъ.

Воля матери была исполнена. Двадцатаго іюля 1887 г., въ день св. пророка Иліи, о. Іоаннъ былъ рукоположенъ въ санъ іерея въ родное село.

Но, молодой батюшка не долго оставался въ селѣ, вскорѣ онъ былъ епарх. начальствомъ рекомендованъ законо-учителемъ Ставропольской женской гимназіи, затѣмъ переведенъ въ Тифлисскую и назначенъ епархіальнымъ миссіонеромъ Грузинскаго экзархата.

Не удовлетворяясь своей работой, о. Восторговъ изучаетъ языкъ персидскихъ сиро-халдеевъ — несторіанъ. Ѣдетъ въ Персію и начинаетъ работу по присоединенію сиро-халдеевъ.

Цѣлый рядъ лѣтъ ведетъ упорную борьбу, и результатъ: три епископа Маръ-Илья, Маръ-Іоаннъ и Маръ-Маріанъ изъявляютъ желаніе и присоединяются къ Церкви. Такъ было положено начало миссіи среди сиро-халдеевъ.

Экзархъ Грузіи Владиміръ, переведенный на каѳедру Митрополита Московскаго пригласилъ къ себѣ въ Москву и о. Іоанна на должность епархіальнаго миссіонера, но Св. Синодъ вскорѣ назначилъ его синодальнымъ миссіонеромъ-проповѣдникомъ, въ каковой должности онъ пробылъ до дня своей мученической кончины.

Въ дореволюціонное время протоіерей Восторговъ представлялъ собою типъ священника до Петровской эпохи, то есть того времени, когда и епископы и іереи не ограничивались богослуженіемъ, но своимъ благодатнымъ вліяніемъ охватывали и всѣ отрасли семейной, общественной и государственной жизни.

Особенно ярко проявилъ онъ себя во время первой смуты. Находя полное одобреніе своей дѣятельности со стороны своего каноническаго главы, Митрополита Московскаго Владиміра, протоіерей Восторговъ принималъ самое живое участіе въ монархическихъ союзахъ. Поэтому въ лѣвыхъ кругахъ имя его было ненавистно, и противъ него постоянно выдвигалось излюбленное средство либераловъ — клевета.

Громадное впечатлѣніе оставляютъ проповѣди о. Восторгова, направленныя къ изобличенію сектантовъ и ученія соціалистовъ.

Призывами къ ученію Христа и къ здравому смыслу о. Іоаннъ пріобрѣлъ себѣ безъ числа враговъ во всѣхъ сектантахъ, раздорникахъ и соціалистахъ всѣхъ оттѣнковъ и ранговъ. «Черносотенецъ», «мракобѣсъ» — вотъ эпитеты, раздававшіеся изъ этихъ лагерей по адресу этого выдающагося человѣка, обладавшаго обширнѣйшимъ умомъ, исключительнымъ талантомъ проповѣдника и писателя и провидца будущаго. Но этимъ нельзя было побѣдить /с. 189/ такого безстрашнаго идейнаго человѣка, какимъ былъ отецъ Іоаннъ. Онъ неустанно шелъ по прямому пути. И гдѣ только не будило душу, не проясняло патріотическое сознаніе слово его. Въ 1911 году на праздникѣ Святой Троицы онъ говорилъ въ Иркутскѣ, въ 1912 г. тотъ же день въ Петропавловскѣ на Камчаткѣ. Въ іюлѣ 1912 г. проповѣдуетъ въ Тобольскѣ по случаю принесенія Албазинской чудотворной иконы Богоматери, въ 1913 г. въ іюлѣ въ Омскѣ.

Государство поставило предъ Церковью трудную задачу духовнаго обслуживанія переселенческаго движенія въ Сибирь и устроенія церковной жизни на новыхъ мѣстахъ. Священниковъ не хватало. Въ теченіи года нужно было создать ихъ столько, сколько требовалось. По порученію Синода за это дѣло взялся протоіерей о. Іоаннъ Восторговъ.

Этотъ человѣкъ незауряднаго ума и огромной энергіи отлично справился съ этой трудной задачей, избирая въ священники способныхъ псаломщиковъ и сельскихъ учителей и подготовляя ихъ на спеціальныхъ семинарскихъ курсахъ. Особенно поразительны были результаты обученія проповѣдничеству. Въ годъ по его методѣ ученики совершенно овладѣвали церковнымъ ораторскимъ искусствомъ. Коллективно разработанныя его учениками проповѣди печатались и раздавались послѣ произнесенія ихъ по церквамъ.

Неутомимые разъѣзды по всѣмъ весямъ и городамъ обширнѣйшей Россіи, всюду бесѣды, проповѣди, призывы. Во время его пребыванія въ Харбинѣ въ 1910 г. имъ было организовано Братство Воскресенія Христова при Св.-Николаевскомъ Соборѣ съ возложеніемъ на него заботъ по охранѣ могилъ павшихъ въ Манчжуріи русскихъ воиновъ.

Въ 1911 г. ему удалось послѣ цѣлаго ряда лѣтъ стремленія Палестинскаго Общества, осуществить покупку участка земли въ г. Бари, гдѣ почиваютъ мощи Св. Николая Мирликійскаго, и основать тамъ подворье для русскихъ богомольцевъ. Организація въ 1913 г. Женскаго Богословскаго Института въ Москвѣ, — дѣло его иниціативы и настойчивости.

Революція, отреченіе Государя Императора были страшными ударами для отца Іоанна. Но въ уныніе, онъ, конечно, не впалъ. Состоя въ то время настоятелемъ Покровскаго Собора, извѣстнаго болѣе подъ именемъ храма Василія Блаженнаго, онъ сдѣлалъ храмъ этотъ средоточіемъ здоровыхъ церковно-политическихъ силъ. И онъ достигъ этого. Вся Москва знала, что придя въ этотъ храмъ, наберешься тамъ духовной бодрости, услышавъ правдивое слово. Ясно, небоязненно, ярко касался онъ страшныхъ вопросовъ современности, обличалъ, но и утѣшалъ, призывами къ вѣрѣ и исповѣ/с. 190/данію, научая какъ надо жить въ такія годины. И чувствовалось, покидая храмъ, воистину «о имени Господни», какъ обновлялась, укрѣплялась душа и какъ подготовленъ теперь къ дальнѣйшей брани съ надвинувшимся на царство русское зломъ.

Лѣтомъ 1917 г. о. Іоанну удалось даже выпускать еженедѣльную газету.

Захватъ власти большевиками не ослабилъ его противореволюціонной дѣятельности. Онъ всегда за службами говорилъ обличительныя проповѣди, отлично зная, что въ переполненномъ храмѣ находятся и чекисты. По воскресеньямъ въ 4 часа онъ служилъ молебенъ на Красной площади, опять громилъ большевиковъ, что всегда слышали ходящіе на Кремлевской стѣнѣ чекисты. Онъ прекрасно сознавалъ, что его ждетъ мученическая смерть.

Лѣтомъ 1918 г. протоіерей Восторговъ былъ арестованъ. Большевики въ тотъ моментъ боялись такого, вліявшаго на народъ человѣка, убить за одни проповѣди и искали другихъ контръ-революціонныхъ дѣйствій. Совѣтскому провокатору удалось получить согласіе отца Іоанна на продажу Московскаго епархіальнаго дома, который уже являлся соціализированнымъ. Горячо любящіе его прихожане напрасно собрали двадцать тысячъ рублей на наемъ адвоката, а о. Іоаннъ также напрасно далъ изъ тюрьмы въ письменныхъ показаніяхъ исчерпывающіе доказательства полицейской провокаціи.

Сначала онъ сидѣлъ на Лубянкѣ, а потомъ былъ перевезенъ въ Таганскую тюрьму. Прихожане все время снабжали его съѣстными продуктами, хотя сами въ то время очень нуждались. Ему разрѣшено было служить въ тюремной церкви, и многіе ходили туда помолиться.

Передъ самымъ разстрѣломъ его снова перевезли на Лубянку, въ главное зданіе чека. Онъ ясно сознавалъ что надвигается смерть. Исповѣдывалъ находившихся съ нимъ и ихъ же напутствовалъ на мѣстѣ разстрѣла.

Смерть есть экзаменъ нашей вѣры, и смерть о. І. Восторгова свидѣтельствуетъ о его мужественномъ исповѣданіи вѣры и твердости того упованія, которому онъ служилъ всю свою жизнь. Умеръ онъ доблестной смертью христіанскаго мученика.

Вотъ разсказъ о разстрѣлѣ русскихъ министровъ, съ которыми былъ разтрѣлянъ и о. Восторговъ.

«...Съ полъ года тому назадъ привелось мнѣ встрѣтиться съ однимъ лицомъ, просидѣвшимъ весь 1918 г. въ Московской Бутырской тюрьмѣ. Одною изъ самыхъ тяжелыхъ обязанностей заключенныхъ было закапываніе разстрѣлянныхъ и выкапываніе глубокихъ канавъ для погребенія жертвъ слѣдующаго разстрѣла. Работа /с. 191/ эта производилась изо дня въ день. Заключенныхъ вывозили на грузовикѣ подъ надзоромъ вооруженной стражи къ Ходынскому полю, иногда на Ваганьковское кладбище, надзиратель отмѣрялъ широкую въ ростъ человѣка канаву, длина которой опредѣляла число намѣченныхъ жертвъ. Выкапывали могилы на 20-30 человѣкъ, готовили канавы и на много десятковъ больше. Подневольнымъ работникамъ не приходилось видѣть разстрѣлянныхъ, ибо таковые бывали ко времени ихъ прибытія уже «заприсыпаны землею» руками палачей. Арестантамъ оставалось только заполнять рвы землей и дѣлать насыпь вдоль рва, поглотившаго очередныя жертвы ЧЕКА.

Мой собесѣдникъ отбывалъ эту кладбищенскую страду въ теченіе нѣсколькихъ мѣсяцевъ. Со своей стражей заключенные успѣли сжиться настолько, что она дѣлилась съ ними своими впечатлѣніями о производившихся операціяхъ. Однажды, по окончаніи копанія очередной сплошной могилы-канавы, конвойцы объявили, что на завтрашнее утро (23-го августа 1918 г.) предстоитъ «важный разстрѣлъ» поповъ и министровъ. На слѣдующій день дѣло объяснилось. Разстрѣлянными оказались: епископъ Ефремъ, протоіерей Восторговъ, ксендзъ Лютостанскій съ братомъ, быв. министръ Внутреннихъ Дѣлъ Н. А. Маклаковъ, предсѣдатель Государственнаго Совѣта И. Г. Щегловитовъ, быв. Министръ Внутреннихъ Дѣлъ А. Н. Хвостовъ и Сенаторъ С. П. Бѣлецкій. Прибывшихъ размѣстили вдоль могилы и лицомъ къ ней... По просьбѣ о. Іоанна Восторгова палачи разрѣшили всѣмъ осужденнымъ помолиться и попрощаться другъ съ другомъ. Всѣ встали на колѣни и полилась горячая молитва несчастныхъ «смертниковъ», послѣ чего всѣ подходили подъ благословеніе Преосвященнаго Ефрема и о. Іоанна, а затѣмъ всѣ простились другъ съ другомъ. Первымъ бодро подошелъ къ могилѣ о. Протоіерей Восторговъ, сказавшій передъ тѣмъ нѣсколько словъ остальнымъ, приглашая всѣхъ съ вѣрою въ милосердіе Божіе и скорое возрожденіе Родины, принести послѣднюю искупительную жертву. «Я готовъ», заключилъ онъ, обращаясь къ конвою. Всѣ стали на указанныя имъ мѣста. Палачъ подошелъ къ нему со спины вплотную, взялъ его лѣвую руку, вывернулъ за поясницу и, приставивъ къ затылку револьверъ, выстрѣлилъ, одновременно толкнувъ о. Іоанна въ могилу. Другіе палачи приступили къ остальнымъ своимъ жертвамъ. Бѣлецкій рванулся и быстро отбѣжалъ въ сторону кустовъ, шаговъ 20-30, но, настигнутый двумя пулями, упалъ и «его приволокли» къ могилѣ, пристрѣлили и сбросили.

Изъ словъ конвоя, переданныхъ намъ разсказчикомъ, выяснилось, что палачи, перекидываясь замѣчаніями, пока они «присы/с. 192/пали» землею несчастныя жертвы, высказывали глубокое удивленіе о. Іоанну Восторгову и Николаю Алексѣевичу Маклакову, видимо поразившихъ ихъ своимъ хладнокровіемъ предъ страшною, ожидавшею ихъ участью. Иванъ Григорьевичъ Щеголевитовъ, по словамъ разсказчика, съ трудомъ передвигался, но ни въ чемъ не проявилъ никакого страха»...

Такъ смертью своей о. Іоаннъ доказалъ вѣрность завѣтамъ, которымъ служилъ въ своей жизни.

«Не отыдетъ память его, и имя его поживетъ въ родъ и родъ, премудрость его повѣствуютъ языцы и хвалу его исповѣсть Церковь».

Онъ принялъ мученическую смерть, уйдя въ горній міръ къ горячо имъ любимому, тоже мученику Митрополиту Владиміру.

На мѣсто его убіенія — недалеко отъ Братскаго кладбища — пришли потомъ пасомые отца Іоанна. Канава была полна кровью жертвъ. Положили сироты цвѣты и со слезами вспоминали этого воистину пастыря добраго.

Источникъ: Новые мученики Россійскіе. Первое собраніе матеріаловъ. Составилъ Протопресвитеръ М. Польскій. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1949. — С. 187-192.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.