Церковный календарь
Новости


2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
2018-09-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Кончина и погребеніе Блаж. Митр. Антонія (1970)
2018-09-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 60-е (5 декабря 1917 г.)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Какъ Митр. Антоній создалъ Зарубежную Церковь (1970)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Митрополитъ Антоній какъ учитель пастырства (1970)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 24 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Протопресвит. Михаилъ Польскій († 1960 г.).

Протопресвитеръ Михаилъ Польскій († 1960 г.) родился 24 октября (6 ноября) 1891 г. въ станицѣ Новотроицкой Кубанской области въ семьѣ псаломщика. Окончилъ Ставропольскую духовную семинарію (1914) и по ея окончаніи работалъ противосектантскимъ миссіонеромъ. Священникъ (1920). Въ 1921 г. поступилъ въ Московскую духовную академію, которая вскорѣ была закрыта. Въ 1923 г. арестованъ и послѣ тюремнаго заключенія былъ сосланъ въ Соловецкій лагерь, а въ 1929 г. — на 3 года въ Зырянскій край. Въ 1930 г. бѣжалъ изъ ссылки и покинулъ Россію, перейдя россійско-персидскую границу. Сначала попалъ въ Палестину, потомъ (съ 1938 по 1948 гг.) былъ настоятелемъ прихода въ Лондонѣ въ юрисдикціи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Въ 1948 г. переѣхалъ въ США. Служилъ въ каѳедральномъ соборѣ «Всѣхъ скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ-Франциско (шт. Калифорнія, США) (съ 1952 г. — старшимъ каѳедральнымъ протоіереемъ указаннаго собора). Послѣ побѣды въ 1949 г. на т. н. «Лосъ-Анжелосскомъ процессѣ», гдѣ о. Михаилъ защитилъ каноническую правоту РПЦЗ какъ экспертъ-канонистъ, онъ былъ возведенъ въ санъ протопресвитера. Въ 1955 г. упомянутъ какъ каѳедральный протопресвитеръ, замѣститель предсѣдателя епархіальнаго совѣта Западно-Американской епархіи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Ушелъ на покой въ 1959 г. Скончался 8 (21) мая 1960 г. въ Санъ-Франциско. Похороненъ на Сербскомъ кладбищѣ подъ Санъ-Франциско.

Сочиненія протопресвит. Михаила Польскаго

Протопр. Михаилъ Польскій († 1960 г.).
НОВЫЕ МУЧЕНИКИ РОССІЙСКІЕ.
Первое собраніе матеріаловъ. Jordanville, 1949.

Глава 24.
Процессъ московскихъ священниковъ.

10 мая 1922 года въ московскихъ газетахъ былъ опубликованъ приговоръ суда по дѣлу о лицахъ, обвинявшихся въ агитаціи противъ конфискаціи цѣннаго церковнаго имущества. Священники и благочинные города Москвы Заозерскій, Добролюбовъ, Надеждинъ Христофоръ, Вишняковъ, Орловъ, Фрязиновъ, Соколовъ, Телѣгинъ, а также гражд. Брусиловъ, Тихомировъ и Рахмановъ были приговорены къ смертной казни, другія лица на разныя сроки заключенія.

Кто въ церковной Москвѣ не пережилъ остро этого процесса? Сколько народа знали этихъ священниковъ и съ какимъ трепетомъ слѣдили за ихъ поведеніемъ на судѣ? Какое мужество проявили подсудимые и сколько правды сказали?

Кто бывалъ въ пріемной Патріарха Тихона, въ Троицкомъ подворьѣ на Самотекѣ, отлично помнятъ огромнаго, тучнаго, размашистаго и быстраго въ походкѣ патріаршаго эконома отца архимандрита Анемподиста Телѣгина, который при изъятіи цѣнностей церкви этого подворья, облачившись заявилъ свой протестъ комиссіи, а потомъ разоблачился и вышелъ изъ храма. Такой земной и плотяный по виду монахъ совсѣмъ не казался героемъ духа и нравственной силы. Однако Патріархъ зналъ своего эконома, этого простого, малообразованнаго человѣка. Когда изъ суда приходили и сообщили о его поведеніи, Патріархъ съ улыбкой говорилъ: «ну, мой Анемподистъ не сдастся, на него я надѣюсь».

Газета «Правда» (№№ 85, 95. 30 апр. 1922) дала описаніе его допроса, далеко не полное, опустивъ многое непріятное для совѣтской власти, о чемъ разсказывали слушавшіе процессъ.

Я по убѣжденію монархистъ, — заявляетъ іеромонахъ Чудова монастыря Телѣгинъ.

Къ партіи принадлежите?

Нѣтъ, я безпартійный... служитель престола.

Трибуналъ заинтересовался столь неожиданно вынырнувшимъ монархистомъ.

/с. 196/

Какъ же вы монархистъ, когда монарха нѣтъ? Вѣдь апостолъ Павелъ говоритъ: повинуйтесь существующей власти.

Я и повинуюсь: живу тихо, смирно, какъ всѣ смертные, власти не касаюсь.

Гдѣ же вы служите?

Былъ штатнымъ священникомъ первой Донской казачьей бригады. Теперь служу въ домовой церкви патріаршаго подворья.

Это вы тамъ оскорбили комиссію?

Да я назвалъ членовъ ея грабителями и насильниками. Я служитель престола и мнѣ очень тяжело, когда отбираютъ священные предметы».

Мужественно держалъ себя о. Анемподистъ до послѣдней минуты своей жизни.

Священникъ сидѣвшій съ нимъ въ одной камерѣ, разсказывалъ, какъ онъ нетерпѣливо ждалъ казни. «Жду не дождусь, — говорилъ онъ, встрѣчи съ Господомъ моимъ Христомъ». Веселый онъ, принялъ въ свои руки приговоръ надъ собой. «Наконецъ-то вы пришли за мной» — сказалъ онъ. «Распишитесь»... «Съ удовольствіемъ» — отвѣтилъ онъ и особеннымъ росчеркомъ украсилъ свою подпись на бумагѣ.

Другой священникъ отецъ Заозерскій, тоже осужденный за противодѣйствіе ограбленію храмовъ, когда его вывели послѣ суда на Лубянскую площадь въ Москвѣ, широкимъ крестомъ крестилъ привѣтствовавшую его толпу. Обритаго и остриженнаго, его вмѣстѣ съ о. Анемподистомъ Телѣгинымъ и другими лицами изъ бѣлаго духовенства застрѣлили въ роковомъ «кораблѣ» Черезвычайки. Такъ называлось помѣщеніе архива бывшаго страхового общества, которое занимаетъ на Лубянкѣ Чека, а потомъ ГПУ и НКВД. Внутри этого зданія имѣется темный полуподвальный, не большой, но высокій въ два этажа залъ, напоминающій собой трюмъ корабля. Кромѣ наръ для заключенныхъ, посреди этого зала имѣется нѣсколько маленькихъ глухихъ комнатъ для прежнихъ сейфовъ, гдѣ и разстрѣливали осужденныхъ.

Удивительно было поведеніе вдовъ убитыхъ изъ бѣлаго духовенства. Одна изъ нихъ, изъ подъ чернаго головного платочка сіяя глазами, говорила другой: «какъ мы счастливы съ вами, матушка, какъ мы счастливы. Какой смерти сподобились мужья наши. За вѣру вѣнецъ мученическій пріяли. Теперь надо только молиться за нихъ. Нѣтъ, и молиться не надо: это они за насъ предъ Господомъ молятся».

Источникъ: Новые мученики Россійскіе. Первое собраніе матеріаловъ. Составилъ Протопресвитеръ М. Польскій. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1949. — С. 195-196.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.