Церковный календарь
Новости


2018-11-19 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 5-е основаніе (1992)
2018-11-19 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 4-е основаніе (1992)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Докладъ Архіерейскому Сѵноду РПЦЗ (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Психіатрія и исповѣдь (1996)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 49-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 48-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 47-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 46-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 19 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Протопресвит. Михаилъ Польскій († 1960 г.).

Протопресвитеръ Михаилъ Польскій († 1960 г.) родился 24 октября (6 ноября) 1891 г. въ станицѣ Новотроицкой Кубанской области въ семьѣ псаломщика. Окончилъ Ставропольскую духовную семинарію (1914) и по ея окончаніи работалъ противосектантскимъ миссіонеромъ. Священникъ (1920). Въ 1921 г. поступилъ въ Московскую духовную академію, которая вскорѣ была закрыта. Въ 1923 г. арестованъ и послѣ тюремнаго заключенія былъ сосланъ въ Соловецкій лагерь, а въ 1929 г. — на 3 года въ Зырянскій край. Въ 1930 г. бѣжалъ изъ ссылки и покинулъ Россію, перейдя россійско-персидскую границу. Сначала попалъ въ Палестину, потомъ (съ 1938 по 1948 гг.) былъ настоятелемъ прихода въ Лондонѣ въ юрисдикціи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Въ 1948 г. переѣхалъ въ США. Служилъ въ каѳедральномъ соборѣ «Всѣхъ скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ-Франциско (шт. Калифорнія, США) (съ 1952 г. — старшимъ каѳедральнымъ протоіереемъ указаннаго собора). Послѣ побѣды въ 1949 г. на т. н. «Лосъ-Анжелосскомъ процессѣ», гдѣ о. Михаилъ защитилъ каноническую правоту РПЦЗ какъ экспертъ-канонистъ, онъ былъ возведенъ въ санъ протопресвитера. Въ 1955 г. упомянутъ какъ каѳедральный протопресвитеръ, замѣститель предсѣдателя епархіальнаго совѣта Западно-Американской епархіи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Ушелъ на покой въ 1959 г. Скончался 8 (21) мая 1960 г. въ Санъ-Франциско. Похороненъ на Сербскомъ кладбищѣ подъ Санъ-Франциско.

Сочиненія протопресвит. Михаила Польскаго

Протопр. Михаилъ Польскій († 1960 г.).
НОВЫЕ МУЧЕНИКИ РОССІЙСКІЕ.
Первое собраніе матеріаловъ. Jordanville, 1949.

Глава 25.
Дѣло священника Коллерова въ Кимрахъ.

Это дѣло характерно во многихъ отношеніяхъ и исторически цѣнно. Описаніе его взято цѣликомъ изъ совѣтскихъ же газетъ.

Въ Кимрахъ Тверской губ. съ незапамятныхъ временъ стояла недостроенная церковь Преображенія. Когда въ 1927 году сталъ вопросъ о постройкѣ родильнаго отдѣленія больницы, а строительнаго матеріала не было, то общее собраніе рабочихъ посадочныхъ мастерскихъ и служащихъ больницы постановили ходатайствовать о разборкѣ церкви Преображенія на матеріалъ для родильнаго отдѣленія. Горсовѣтъ возбудилъ соотвѣтствующее ходатайство передъ губисполкомомъ. Около года этотъ вопросъ оставался открытымъ. Только въ іюлѣ 1928 г. было получено извѣщеніе, что согласіе ВЦИК на разборку церкви и передачу ея въ вѣдѣніе горсовѣта получено. Тогда церковники созвали свой совѣтъ и постановили: церковь всемѣрно отстаивать, для чего послать спеціальную делегацію во ВЦИК.

Началась посылка одной делегаціи за другой. И снова вопросъ о передачѣ церкви и разборкѣ ея для зданія родильнаго отдѣленія застопорился. Наконецъ въ маѣ 1929 г. онъ былъ окончательно разрѣшенъ и горсовѣтъ избралъ комиссію для переписки церковнаго инвентаря. Священникъ Коллеровъ объявилъ послѣднюю службу въ церкви 19 мая, а предсѣдатель церковнаго совѣта Дмитріевъ разослалъ гонцовъ по окрестнымъ деревнявъ для призыва въ послѣдній разъ помолиться. 19 мая въ церкви негдѣ было яблоку упасть. Усиленно крестили младенцевъ, служили молебны, панихиды. По окончаніи литургіи священникъ Коллеровъ обратился къ молящимся съ рѣчью. Онъ призывалъ вѣрующихъ «подчиниться» распоряженію власти и передать церковь безъ ропота. Когда на слѣдующій день комиссія пришла къ церкви, чтобы приступить къ переписи инвентаря, она встрѣтила сопротивленіе: толпа человѣкъ въ 60 кольцомъ окружила паперть и не подпускала комиссію къ дверямъ церкви, на которой висѣлъ большой замокъ. Карнаухова, повиснувъ на замкѣ, причитала: «на замкѣ вишу, на /с. 198/ замкѣ и умру» — Въ толпѣ шнырялъ какой-то молодой человѣкъ, подогрѣвая ее выкриками противъ совѣтской власти. Одна женщина стояла у дверей церкви съ вилами.

Первой жертвой разъяренной толпы сталъ рабочій Кожевниковъ. Онъ шелъ мимо церкви и сказалъ: «Если вы настоящіе вѣрующіе, то могли бы молиться дома». За это онъ получилъ ударъ кулакомъ въ лицо. А когда онъ упалъ, началось звѣрское избіеніе. Били кольями, топтали ногами. Кожевниковъ въ теченіе мѣсяца былъ боленъ. Ему проломили голову, расшибли руку, сорвали ноготь съ пальца и теперь на выполнявшую имъ раньше работу онъ уже не годенъ, повреждена лѣвая рука. Затѣмъ толпа избила комсомольца. Напала на работницу фабрики «Красная Заря» Козыреву, на комсомолку Карпову. Жена члена партіи Хрусталева спаслась только тѣмъ, что кто-то увидѣлъ на ея шеѣ цѣпочку. — «Бей ее, она не нашей партіи», — орали одни. — «Нельзя ее бить, у нея на шеѣ крестъ» — кричали другіе.

Священникъ Коллеровъ не былъ въ буйствующей толпѣ и не принималъ участія въ избіеніяхъ. Онъ только говорилъ передъ толпой рѣчи. Просилъ толпу «отдавать церковь, иначе пострадаютъ 18 семействъ, въ томъ числѣ дьяконъ и я». А послѣ его рѣчи толпа продолжала нападать на проходящихъ. Черезъ три дня люди начали расходиться по домамъ. Руководители и организаторы контръ-революціоннаго выступленія были арестованы. Къ отвѣтственности по этому дѣлу привлечено 20 человѣкъ во главѣ со священникомъ Коллеровымъ, предсѣдателемъ церковнаго совѣта Дмитріевымъ и церковнымъ старостой Байковымъ. Слѣдствіе по этому дѣлу старшимъ слѣдователемъ Червонымъ закончено и областной прокуратурой утверждено. Дѣло передается въ Кимрскій окружной судъ.

Процессъ закончился осужденіемъ священника Коллерова, Ананія Байкова и нѣсколько другихъ подсудимыхъ къ разстрѣлу. Кромѣ того, во время процесса, по распоряженію ГПУ были арестованы нѣкоторые свидѣтели и свидѣтельницы, привлеченные къ отвѣтственности по обвиненію въ принадлежности къ числу защитниковъ храма.

Источникъ: Новые мученики Россійскіе. Первое собраніе матеріаловъ. Составилъ Протопресвитеръ М. Польскій. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1949. — С. 197-198.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.