Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 2-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 1-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-13 / russportal
М. Хлѣбниковъ. Правда о свт. Василіи Кинешемскомъ (1997)
2018-11-13 / russportal
Жизнеописаніе свт. Василія, епископа Кинешемскаго (1996)
2018-11-13 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 112-й (1899)
2018-11-13 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 111-й (1899)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 14 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Протопресвит. Михаилъ Польскій († 1960 г.).

Протопресвитеръ Михаилъ Польскій († 1960 г.) родился 24 октября (6 ноября) 1891 г. въ станицѣ Новотроицкой Кубанской области въ семьѣ псаломщика. Окончилъ Ставропольскую духовную семинарію (1914) и по ея окончаніи работалъ противосектантскимъ миссіонеромъ. Священникъ (1920). Въ 1921 г. поступилъ въ Московскую духовную академію, которая вскорѣ была закрыта. Въ 1923 г. арестованъ и послѣ тюремнаго заключенія былъ сосланъ въ Соловецкій лагерь, а въ 1929 г. — на 3 года въ Зырянскій край. Въ 1930 г. бѣжалъ изъ ссылки и покинулъ Россію, перейдя россійско-персидскую границу. Сначала попалъ въ Палестину, потомъ (съ 1938 по 1948 гг.) былъ настоятелемъ прихода въ Лондонѣ въ юрисдикціи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Въ 1948 г. переѣхалъ въ США. Служилъ въ каѳедральномъ соборѣ «Всѣхъ скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ-Франциско (шт. Калифорнія, США) (съ 1952 г. — старшимъ каѳедральнымъ протоіереемъ указаннаго собора). Послѣ побѣды въ 1949 г. на т. н. «Лосъ-Анжелосскомъ процессѣ», гдѣ о. Михаилъ защитилъ каноническую правоту РПЦЗ какъ экспертъ-канонистъ, онъ былъ возведенъ въ санъ протопресвитера. Въ 1955 г. упомянутъ какъ каѳедральный протопресвитеръ, замѣститель предсѣдателя епархіальнаго совѣта Западно-Американской епархіи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Ушелъ на покой въ 1959 г. Скончался 8 (21) мая 1960 г. въ Санъ-Франциско. Похороненъ на Сербскомъ кладбищѣ подъ Санъ-Франциско.

Сочиненія протопресвит. Михаила Польскаго

Протопр. Михаилъ Польскій († 1960 г.).
НОВЫЕ МУЧЕНИКИ РОССІЙСКІЕ.
Первое собраніе матеріаловъ. Jordanville, 1949.

Глава 27.
Проф. Поповъ, Иванъ Васильевичъ.

Составитель «Памятной записки» соловецкихъ епископовъ ранѣе помогалъ Святѣйшему Патріарху Тихону. Такъ, по порученію послѣдняго имъ составленъ отвѣтъ Константинопольскому Патріарху Григорію VII, признавшему обновленцевъ и предложившему Патріарху Тихону удалиться отъ дѣлъ управленія Церковью (1924 г.) [1]. Въ связи съ этой помощью Патріарху и произошелъ арестъ профессора и заключеніе въ Соловки, гдѣ онъ пробылъ съ 1925 г. по 1927 г. Въ ноябрѣ 1927 г. Ив. В. былъ переведенъ съ острова на материкъ, въ Кемскій лагерь, но освобожденія не получилъ и въ апрѣлѣ 1928 г. былъ отправленъ въ ссылку на р. Обь. Тамъ онъ жилъ между Березовымъ и Обдорскомъ.

Первое время квартирныя условія были плохія и онъ не имѣлъ возможности заниматься своими учеными трудами, а собиралъ и сушилъ грибы, которые посылалъ своимъ друзьямъ въ центръ Россіи, откуда получалъ посылки. Черезъ нѣсколько мѣсяцевъ онъ былъ переведенъ въ другое мѣсто и тамъ ему было лучше жить. Съ нимъ жилъ ссыльный епископъ Онуфрій, относившійся къ нему съ особенной любовью. Здѣсь Ив. Вас. трудился надъ сочиненіемъ о св. Григоріи Нисскомъ. Это обстоятельство, что Ив. Вас. находился такъ далеко на сѣверъ по Оби, имѣло ту полезную сторону, что черезъ него изъ центра Россіи посылались теперь деньги и продукты Мѣстоблюстителю Патріаршаго престола Митрополиту Петру Крутицкому, находившемуся еще сѣвернѣе.

Въ 1931 г. Ив. Вас. перевели въ очень пустынную мѣстность на сѣверъ отъ Тобольска, а въ 1932 г. — вдругъ неожиданно въ Москву и на свободу, такъ какъ не нашлось ни одного профессора для перевода съ латыни какого-то сочиненія. А книга готовилась для академическаго изданія. Необходимо кстати отмѣтить, что по закрытіи Московской Духовной Академіи Ив. Вас. былъ одно время профессоромъ Московскаго Университета и читалъ психологію, такъ какъ съ этого предмета онъ начиналъ свою про/с. 201/фессорскую службу въ Академіи и потомъ уже перешелъ на каѳедру святоотеческой литературы (патрологіи).

Ив. Вас. жилъ подъ Москвой. Въ 1936 г. былъ арестованъ епископъ Варфоломей (Ремовъ) и черезъ два дня послѣ этого Ив. Вас. Въ іюнѣ 1936 г. еп. Варфоломей былъ разстрѣлянъ, а объ Иванѣ Васильевичѣ никто не могъ или не имѣлъ возможности что-либо узнать. Извѣстно только, что Ив. Вас. помогалъ еп. Варфоломею въ веденіи занятій Духовной Академіи, которая существовала въ Москвѣ безъ разрѣшенія властей, но не безъ ихъ вѣдома. Съ этого времени Ив. Вас. пропалъ безъ вѣсти.

Говоря объ Ив. Вас. нельзя не вспомнить его «душеприказчика», прекраснаго юношу Антонія Тьевара, съ которымъ они вмѣстѣ прибыли на Соловки. Такъ иногда въ шутливой формѣ назывались молодые кандидаты на профессорскую должность, которыхъ старики профессора готовили на свои каѳедры, передавая имъ по возможности все свое ученое достояніе, свои познанія. А. Тьеваръ (предки его — французы) былъ ученикомъ и другомъ профессора. Вмѣстѣ они жили, занимали кровати рядомъ, вмѣстѣ кушали, гуляли. Ученикъ работалъ надъ ученіемъ о Христѣ (христологіей) св. Афанасія Великаго и писалъ и читалъ въ свободныя отъ работы минуты. Ив. Вас. былъ учителемъ школы грамотности при Соловецкомъ лагерѣ и объяснялъ азбуку уголовщикамъ. Тьеваръ работалъ въ какой-то соловецкой канцеляріи. Вмѣстѣ они были только до января 1928 г., когда юноша Антоній получилъ освобожденіе и уѣхалъ домой. На страстной недѣлѣ въ 1928 г. Антоній былъ постриженъ архіеп. Арсеніемъ Серпуховскимъ (въ Арзамасѣ) съ именемъ Серафима. Потомъ былъ возведенъ въ санъ іеродіакона и іеромонаха. Жилъ онъ въ Москвѣ и совершалъ литургію келейно. Прислуживала ему его мать, въ тайномъ постригѣ м. Пантелеймона. Въ 1930 г. о. Серафимъ былъ арестованъ и сосланъ въ Вишерскій лагерь, гдѣ и скончался 23 ноября 1931 г., отойдя ко Господу за нѣсколько лѣтъ раньше своего учителя.

Говорить объ учено-богословской работѣ Ив. Вас. Попова — особая отдѣльная задача. Во всякомъ случаѣ, въ Россіи, патрологія, какъ наука, впервые создана имъ. Послѣдній его трудъ (I-й т. въ 900 ст. напечатанъ передъ революціей, II-й, въ рукописи, остался въ сейфѣ совѣтскаго банка) о блаж. Августинѣ исчерпываетъ всю міровую литературу о послѣднемъ и разрѣшаетъ самые трудные вопросы его пониманія, потому что Ив. Вас., полностью владѣлъ образованностью всего древняго до-августиновскаго времени. Характеризуя его ученость, архіеп. Иларіонъ говорилъ: «если бы, отцы и братія, всѣ наши съ вами знанія сложить вмѣстѣ, то это будетъ ничто предъ знаніями Ивана Васильевича». Владыка Иларіонъ /с. 202/ окидывалъ взглядомъ всѣхъ собравшихся соловецкихъ заключенныхъ, какъ епископовъ, такъ и духовенство, среди которыхъ было не мало и весьма ученыхъ людей.

Въ свѣтскомъ званіи Ив. Вас. былъ истиннымъ монахомъ, безбрачнымъ и дѣвственникомъ, смиреннымъ труженникомъ, воздержникомъ въ пищи и питіи, благоговѣйнымъ молитвенникомъ къ Богу. Сему всѣ знавшіе его — свидѣтели. Имѣя даръ благодати Божіей — «слово знанія» (1 Кор. XII, 8), онъ трудами удесятерилъ талантъ, послужилъ имъ Церкви съ великой пользой и прославилъ ее своей мученической кончиной.

Примѣчаніе:
[1] См. Прот. М. Польскій. «Канонич. Пол. высш. ц. власти». 1948. стр. 13.

Источникъ: Новые мученики Россійскіе. Первое собраніе матеріаловъ. Составилъ Протопресвитеръ М. Польскій. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1949. — С. 200-202.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.