Церковный календарь
Новости


2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Протопресвит. Михаилъ Польскій († 1960 г.).

Протопресвитеръ Михаилъ Польскій († 1960 г.) родился 24 октября (6 ноября) 1891 г. въ станицѣ Новотроицкой Кубанской области въ семьѣ псаломщика. Окончилъ Ставропольскую духовную семинарію (1914) и по ея окончаніи работалъ противосектантскимъ миссіонеромъ. Священникъ (1920). Въ 1921 г. поступилъ въ Московскую духовную академію, которая вскорѣ была закрыта. Въ 1923 г. арестованъ и послѣ тюремнаго заключенія былъ сосланъ въ Соловецкій лагерь, а въ 1929 г. — на 3 года въ Зырянскій край. Въ 1930 г. бѣжалъ изъ ссылки и покинулъ Россію, перейдя россійско-персидскую границу. Сначала попалъ въ Палестину, потомъ (съ 1938 по 1948 гг.) былъ настоятелемъ прихода въ Лондонѣ въ юрисдикціи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Въ 1948 г. переѣхалъ въ США. Служилъ въ каѳедральномъ соборѣ «Всѣхъ скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ-Франциско (шт. Калифорнія, США) (съ 1952 г. — старшимъ каѳедральнымъ протоіереемъ указаннаго собора). Послѣ побѣды въ 1949 г. на т. н. «Лосъ-Анжелосскомъ процессѣ», гдѣ о. Михаилъ защитилъ каноническую правоту РПЦЗ какъ экспертъ-канонистъ, онъ былъ возведенъ въ санъ протопресвитера. Въ 1955 г. упомянутъ какъ каѳедральный протопресвитеръ, замѣститель предсѣдателя епархіальнаго совѣта Западно-Американской епархіи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Ушелъ на покой въ 1959 г. Скончался 8 (21) мая 1960 г. въ Санъ-Франциско. Похороненъ на Сербскомъ кладбищѣ подъ Санъ-Франциско.

Сочиненія протопресвит. Михаила Польскаго

Протопр. Михаилъ Польскій († 1960 г.).
НОВЫЕ МУЧЕНИКИ РОССІЙСКІЕ.
Первое собраніе матеріаловъ. Jordanville, 1949.

Глава 28.
Общій списокъ нѣкоторой части россійскаго духовенства и мірянъ, претерпевшихъ мученическую кончину во время гоненія на Церковь отъ безбожниковъ-большевиковъ.

(Въ свое время каждый городъ и каждая область должны дать подробные списки своихъ мучениковъ).

Протоіерей Іоаннъ А. Кочуровъ, убитый въ Царскомъ Селѣ въ ноябрѣ 1917 г., первая жертва духовенства.

Прот. А. Скипетровъ, церкви св. Бориса и Глѣба, уб. въ Петроградѣ.

Прот. Ф. Орнатскій, настоятель Казанск. Собора, уб. въ Петроградѣ.

Прот. Алексій Ставровскій, настоятель Адмир. Соб. въ Петроградѣ, убитъ 15 авг. 1918 г. въ г. Кронштадтѣ.

Прот. Іоаннъ Восторговъ, наст. хр. Василія Блаж. въ Москвѣ, уб. 23 авг. 1918 г.

Прот. Петръ Довганевъ, братъ еп. Гермогена, Священ. М. Макаровъ и членъ Москов. Соб., присяж. пов. Минятовъ убиты вмѣстѣ съ еп. Гермогеномъ въ 1918 г.

Левъ Захаровичъ Кунцевичъ, Воронежскій епархіальный миссіонеръ, разстр. въ іюлѣ 1918 г.

Прот. Григорій Поспѣловъ г. Кронштадта за отпѣваніе возставшихъ матросовъ разстрѣлянъ въ 1918 г. съ крестомъ въ рукахъ, котораго не могли у него отнять.

Прот. Александръ Вераксинъ, чл. Гос. Думы отъ Виленск. губ., повѣшенъ на воротахъ своего дома въ г. Черкассахъ въ 1918 г.

Леонидъ Ница, членъ Московскаго Собора. уб. въ Уфѣ въ 1918 г.

Въ Святогорскомъ монастырѣ, Изюмскаго уѣзда Харьковской губ., уже съ января 1918 г. начались конфискаціи имущества, отбираніе земли, принудительное выселеніе большинства монастырской братіи, обыски и грабежи. Большевики, появляясь въ монастырѣ, врывались въ храмы въ шапкахъ, съ папиросами въ зубахъ, сквернословили, переворачивали престолы, распивали церковное вино и увозили съ собою церковную утварь. Когда въ одно изъ такихъ посѣщеній экономъ скита при деревнѣ Гороховкѣ отказался отъ /с. 204/ выдачи денегъ, его вывели за ограду и тутъ же у воротъ разстрѣляли. Тогда же былъ убитъ при попыткѣ бѣжать монахъ Израиль. А когда въ октябрѣ того же года переносили изъ села въ село особо чтимую икону Святогорской Божіей Матери и крестный ходъ расположился на ночлегъ въ селѣ Байрачахъ, то большевики напали на помѣщеніе, занимаемое духовенствомъ и убили іеромонаховъ Модеста и Иринарха, іеродіакона Ѳеодота и пріютившихъ ихъ хозяина дома съ дочерью. Пять труповъ легли у подножія иконы, стоявшей въ лужѣ крови.

Въ Харьковѣ 80-ти лѣтняго іеромонаха Амвросія передъ казнью въ нѣсколько пріемовъ избивали прикладами.

Священника о. Димитрія вывели на кладбище, раздѣли до нага; когда же онъ сталъ себя осѣнять крестнымъ знаменіемъ, то палачъ отрубилъ ему правую руку. Тѣло его не позволили хоронить и дали на съѣденіе собакамъ.

Священника Гавріила Моковскаго изрубили за то, что онъ порицалъ большевицкія злодѣянія, а когда его жена обратилась съ просьбой о разрѣшеніи похоронить тѣло казненнаго мужа, то большевики перерубили ей сначала руки и ноги, изранили грудь, а затѣмъ уже зарубили до смерти.

Старика священника, заступившагося за приговореннаго къ казни крестьянина, засѣкли до смерти шомполами и изрубили шашками, а потомъ красногвардейцы-палачи съ циничнымъ наслажденіемъ разсказывали, какъ они били шомполами голаго старика «по брюху» и «по спинѣ» и какъ тотъ «крючился» отъ боли.

Въ монастырѣ Спасовскомъ матросъ Дыбенко арестовалъ настоятеля 75-лѣтняго архимандрита Родіона, который въ первую же ночь былъ выведенъ въ поле и тамъ убитъ. Одинъ изъ красногвардейцевъ хвалился тѣмъ, что убилъ настоятеля онъ: сперва срѣзалъ съ его головы кожу съ волосами, а потомъ нагнулъ голову и сталъ рубить шею. Осмотръ трупа подтвердилъ признаніе красногвардейца.

Въ Изюмскомъ уѣздѣ сельскаго священника Лонгина арестовали и повезли въ городъ. Дорогой ему отрѣзали носъ и, убивши, бросили въ рѣку.

Въ Херсонской губ. одного священника распяли на крестѣ.

Въ Терской области зарубленъ шашками вмѣстѣ съ нѣсколькими десятками заложниковъ Ессентукскій священникъ отецъ Іоаннъ Рябухинъ. Вся эта казнь представляла изъ себя ужасную кровавую бойню, во время которой престарѣлыхъ и больныхъ заложниковъ рубили въ ночной темнотѣ шашками на краю ямы, въ которую падали убитые, а иногда еще и живые. Священникъ Рябухинъ упалъ въ яму еще живымъ и въ теченіе ночи ему удалось нѣсколько вы/с. 205/свободиться изъ подъ груды навалившихся на него тѣлъ и тонкаго слоя земли. На его стонъ явился кладбищенскій сторожъ, который засталъ отца Рябухина выглядывавшимъ изъ ямы и умолявшимъ вытащить его и дать ему воды. Но страхъ сторожа передъ большевиками былъ настолько великъ, что въ душѣ его не оставалось болѣе мѣста для другихъ чувствъ, и онъ забросалъ живого священника болѣе толстымъ слоемъ земли. Стоны стихли. А когда черезъ нѣсколько мѣсяцевъ яма эта была раскопана, то трупъ священника былъ обнаруженъ съ поднятыми руками, что свидѣтельствовало о его усиліяхъ выбраться изъ могилы.

На станціи Чаплино въ предѣлахъ Екатеринославской губ. былъ казненъ архимандритъ Веніаминъ изъ Москвы. Казненъ онъ былъ за то, что заступился за приговореннаго къ смерти на той же станціи бывшаго Земскаго Начальника. Слабаго старика, едва передвигавшаго ноги, тащили на казнь по вокзальному перрону. На мѣстѣ казни его раздѣли и платье его палачи раздѣлили между собой. Затѣмъ жертву стали нещадно бить шомполами. Сила ударовъ была столь велика, что однимъ изъ ударовъ была отбита коса. Архимандритъ весь окровавленный молчалъ и только молился, но ударами по рукамъ ему умышленно мѣшали креститься. Мученіе продолжалось безконечно долго, пока, наконецъ, несчастному не отрубили голову.

Въ Бахмутскомъ уѣздѣ той же губерніи сельскому священнику Попову предложили отслужить панихиду по самомъ себѣ, а когда онъ отказался выполнить, его тутъ же разстрѣляли. Другому сельскому священнику въ томъ же уѣздѣ большевики передъ смертью выкололи глаза и вырвали бороду.

Въ селѣ Рождественскомъ, Александровскаго уѣзда, красногвардейцы отрубили мѣстному священнику руки и ноги по туловище и въ такомъ видѣ повѣсили за волосы на акацію, а затѣмъ разстрѣляли и три дня не позволяли снимать тѣло съ дерева.

Въ Полтавской губ. красногвардѣйцы заняли Любянскій Спасо-Преображенскій монастырь, поселились въ немъ и принялись грабить и кощунствовать. Затѣмъ, черезъ нѣкоторое время ихъ командиръ приказалъ настоятелю священно-игумену Амвросію собрать всю братію. Часть монаховъ была въ отсутствіи и всего собралось 25 человѣкъ. Ихъ объявили арестованными, потребовали выдачи ключей отъ келлій и всѣхъ другихъ монастырскихъ помѣщеній. Затѣмъ монахамъ было приказано принести дрова и при этомъ объяснили, что всѣ они будутъ сожжены. Но приближеніе Добровольческой Арміи разстроило ихъ планы, нельзя было медлить и спѣшно погнали всѣхъ арестованныхъ монаховъ въ городъ, а оттуда повели на вокзалъ. Затѣмъ среди ночного мрака ихъ стали разстрѣ/с. 206/ливать партіями. Разстрѣлъ начался съ настоятеля Амвросія, котораго убилъ выстрѣломъ изъ револьвера комиссаръ Бакай, стоявшій во главѣ стражи. А затѣмъ красногвардейцы стали разстрѣливать остальныхъ. Семнадцать монаховъ было убито, а остальные были только ранены и притворились убитыми.

Въ самой Полтавѣ въ концѣ іюня 1918 г. былъ арестованъ большевиками іеромонахъ Крестовоздвиженскаго Полтавскаго монастыря Нилъ. Нѣсколько разъ его водили на допросъ. Съ послѣдняго допроса онъ вернулся сильно избитымъ. Сопровождавшій его красногвардеецъ заявилъ, что арестованный монахъ такъ упоренъ, что ничего не хочетъ говорить и что на него придется истратить 37 рублей, т. е. стоимость пули. Дѣйствительно, 4 іюля онъ вмѣстѣ съ двумя неизвѣстными былъ выведенъ въ лѣсъ и тамъ всѣ трое были разстрѣляны. Осмотръ трупа іеромонаха Нила установилъ, что убійство его сопровождалось мучительными истязаніями.

Іеромонахъ монастыря Спасовъ Скитъ Афанасій, выведенный на казнь, сталъ на колѣни, помолился, перекрестился и затѣмъ, поднявшись съ колѣнъ, благословилъ стоявшаго противъ него съ ружьемъ въ рукахъ большевика и поднялъ руки вверхъ. Двумя выстрѣлами красный палачъ убилъ только что благословившаго его пастыря.

Изъ числа разстрѣловъ по своей жестокости выдѣляется убійство священника деревни Ново-Никольской, отца Николая Милюткина . Къ нему было предъявлено вымышленное обвиненіе въ томъ, что, узнавъ о слѣдованіи черезъ село партіи плѣнныхъ красногвардейцевъ, онъ прервалъ Богослуженіе, взялъ въ руки св. чашу съ Дарами, вышелъ на паперть церкви и выражалъ свою радость пѣніемъ «Христосъ Воскресе». Представъ предъ мѣстной «чрезвычайкой», отецъ Милюткинъ во время допроса былъ подвергнутъ избіенію шомполами и кромѣ того двумя шашечными ударами ему были нанесены раны на ногѣ и снято полъ скальпа. Послѣ этого онъ, по просьбѣ мѣстныхъ крестьянъ, былъ выданъ имъ на поруки, но черезъ два часа его вновь привели въ чрезвычайку, гдѣ предсѣдатель ея произвелъ въ него въ упоръ выстрѣлъ изъ револьвера, а другіе красногвардейцы нанесли шашками многочисленныя раненія. Такъ какъ полъ залитъ былъ кровью, то большевики привели собакъ, чтобы они и вылизывали ее, и когда тѣ противились, то ихъ пороли нагайками. Затѣмъ, раздѣвъ трупъ, стащили его въ рѣку Донъ, приговаривая: «плыви въ Новочеркасскъ, скажи чтобы черезъ недѣлю ждали насъ».

Разстрѣляиы были слѣдующіе священнослужители, которымъ были предъявлены обвиненія въ томъ, что они плохо отзывались /с. 207/ о большевикахъ и не могли удовлетворить требованія о выдачѣ денегъ:

Архимандритъ Геннадій, на Левенговскихъ заводахъ.

Священникъ Тимофей Стадникъ, с. Ново-Бахмутовки.

Священникъ Константинъ Щеголевъ, с. Андреевки, Бахмут. уѣзда.

Священникъ Феодоръ Базилевскій, с. Григорьевки.

Священникъ, с. Давидовки.

Въ поселкѣ Попасная священникъ Драгожинскій былъ приговоренъ къ смерти за проповѣдь, въ которой указалъ, что Юліанъ Отступникъ передъ смертію сказалъ: «Ты побѣдилъ, Галилеянинъ». Въ этомъ большевики усмотрѣли намекъ на себя.

Жестокимъ истязаніямъ въ Попасной подвергся Красовскій, въ Переѣздной — священникъ Булаховъ, въ Лисичанскѣ — Шепелевъ.

Въ одно короткое время въ Кубанской области было убито 43 священника и въ предѣлахъ небольшой части Ставропольской епархіи убито 52 священника, 4 діакона, 3 псаломщика и 1 ктиторъ.

Въ селѣ Сергіевскомъ Ставропольской губ. въ іюнѣ 1918 г. военнымъ комиссаромъ села убитъ священникъ Патрыкинъ за то, что будто-бы онъ уговаривалъ жителей не платить красногвардейцамъ 90 тысячъ рублей контрибуціи.

Священникъ Александръ Подольскій былъ убитъ за то, что служилъ молебенъ казакамъ передъ выступленіемъ противъ большевиковъ (ст. Владимировская Куб. обл.). Но, прежде чѣмъ его убить, его долго водили по станицѣ, глумились и били, а потомъ зарубили за селомъ на свалочномъ мѣстѣ. Одинъ изъ прихожанъ, пришедшій его похоронить, былъ тутъ же убитъ пьяными красногвардейцами.

Священникъ села Соломенскаго Ставропольской губ. Григорій Дмитріевскій, выведенный большевиками за село на казнь, просилъ дать ему помолиться передъ смертью. Онъ опустился на колѣни и молился вслухъ, осыпаемый насмѣшками и требованіями скорѣе кончать молитву. Не дождавшись конца молитвы, большевики бросились на него, колѣнопреклоненнаго, съ шашками, и отрубили ему сначала носъ и уши, а потомъ голову.

Священникъ Маріе-Магдалинскаго монастыря Кубан. обл. Григорій Никольскій 27 іюня 1918 года послѣ литургіи, за которой онъ пріобщалъ молящихся, былъ взятъ краснотвардейцами, выведенъ за ограду монастыря и тамъ убитъ выстрѣломъ изъ револьвера въ ротъ, который его заставляли открыть при крикахъ: «и мы тебя пріобщимъ».

Въ станицѣ Барсуковой, весной 1918 г. священникъ Григорій Златоусскій былъ убитъ красногвардейцами за то, что служилъ молебенъ по просьбѣ казаковъ объ избавленіи отъ большевиковъ.

/с. 208/ Въ станицѣ Попутной протоіерей Ивановъ, 30 лѣтъ прослужившій въ этой станицѣ, былъ заколотъ красногвардѣйцами за то, что онъ въ проповѣдяхъ указывалъ, что большевики ведутъ Россію къ погибели.

Въ станицѣ Вознесенской Троицкой церкви, священникъ Алексѣй Павловъ, 60 слишкомъ лѣтъ, былъ убитъ на площади за то, что происходилъ изъ казаковъ и когда-то служилъ въ гвардіи.

Въ станицѣ Удобной священникъ Феодоръ Березовскій старше 50 лѣтъ, убитъ красногвардѣйцами съ запрещеніемъ хоронить его тѣло за то, что высказывался неодобрительно о большевикахъ.

Въ станицѣ Усть-Лабинской священникъ о. Михаилъ Лисицынъ былъ мучимъ въ теченіи трехъ дней; съ пятницы до воскресенія. Накинувъ на его шею петлю, его водили по станицѣ, глумились и били его такъ, что онъ, падая на колѣни, молилъ поскорѣе съ нимъ покончить. Убили его 22 февраля 1918 г. Женѣ его пришлось заплатить 610 рублей, чтобы разрѣшили его похоронить, На тѣлѣ его оказалось болѣе десяти ранъ и голова была изрублена въ куски.

Священникъ станицы Данкайской, Іоаннъ Красновъ, 49 лѣтъ, убитъ за служеніе молебна передъ выступленіемъ прихожанъ противъ большевиковъ.

Священникъ станицы Ново-Щербинской, Алексѣй Милютинскій, 59 лѣтъ, убитъ за порицаніе большевиковъ, и за то, что отслужилъ молебенъ передъ выступленіемъ казаковъ-прихожанъ.

Священникъ станицы Георгіе-Афипской, Александръ Флегнискій, 56 лѣтъ, послѣ того какъ былъ избитъ съ различными глумленіями, былъ выведенъ за станицу и убитъ; тѣло его было найдено много времени спустя.

Священникъ станицы Незамаевской, Иванъ Пригорскій, 49 лѣтъ, человѣкъ направленія крайне лѣваго, въ великую субботу былъ выведенъ изъ храма на церковную площадь, гдѣ съ руганью набросились на него, избили его, изуродовали лицо, отрѣзавъ уши и носъ. Окровавленнаго и полуживого вытащили за станицу, и тамъ убили размозживъ голову.

Заштатный священникъ Золотовскій, старецъ за 80 лѣтъ, проживавшій въ селеніи Надежда, былъ захваченъ красногвардейцами, во время сна послѣ обѣда, былъ выведенъ ими на площадь, наряженъ въ женское платье, послѣ чего они требовали, чтобы онъ танцовалъ передъ народомъ, а когда старикъ отказался, они его тутъ-же повѣсили.

Заштатный священникъ Павелъ Калиновскій, 72 лѣтъ, проживавшій въ городѣ Ставрополѣ, во время захвата этого города въ октябрѣ 1918 г. большевиками, за то, что имѣлъ внуковъ офице/с. 209/ровъ, былъ арестованъ и приговоренъ къ наказанію плетями; онъ умеръ подъ ударами.

Игуменъ Евгеній, настоятель Александро-Свирскаго монастыря, Олонецкой губ., Лодейнопольскаго уѣзда, и съ нимъ 5 человѣкъ братіи. Въ разгарѣ революціи первыхъ ея дней, банда грабителей-безбожниковъ, съ руганью и богохульствомъ на святомъ мѣстѣ, потребовала отъ о. игумена, казначея и эконома ключи отъ кладовыхъ монастыря. Начальники обители, какъ могли возражали и отстаивали монастырское достояніе отъ грабителей. Бандѣ это не понравилось и она присудила иноковъ къ разстрѣлу. Они заставили шесть человѣкъ отцовъ начальниковъ и старшихъ рыть во дворѣ монастыря себѣ могилу-яму. Когда яма была вырыта, ихъ поставили на край ея и стали цѣлиться въ нихъ изъ ружей. Былъ третій день Святой Пасхи. Мученики попросили палачей позволить имъ спѣть «Христосъ воскресе». Палачи не позволили, но они запѣли и въ это время раздался залпъ. Иноки попадали въ яму. У о. эконома была большая черная борода и она сразу побѣлѣла, когда онъ стоялъ передъ ямой. Такъ разсказывалъ объ этомъ свидѣтель, послушникъ (корелъ) Иванъ, который все это наблюдалъ съ чердака, на которомъ спрятался.

Въ селѣ Баингаръ большевики явились въ домъ священника Димитрія Семенова, потребовали ѣды и послѣ угощенія обѣщали, что священникъ будетъ цѣлъ, и ушли. Но затѣмъ прислали за нимъ. На утро его трупъ былъ найденъ за селомъ.

Въ селѣ Безопасномъ убиты священникъ Серафимовской церкви Леонидъ Соловьевъ 27 лѣтъ, діаконъ Дмитріевской церкви, Владиміръ Остриковъ, 45 лѣтъ, и псаломщикъ Александръ Флегинскій, 51 года. Убили ихъ мѣстные большевики, уведя ихъ на мѣсто, гдѣ раньше закапывали чумный скотъ. Велѣли имъ самимъ рыть могилу, а затѣмъ зарубили ихъ шашками и недорубленныхъ, полуживыхъ, закопали въ неглубокія могилы. Никакихъ обвиненій имъ не было предъявлено, а просто признали нужнымъ извести священниковъ.

Псаломщикъ Свято-Троицкой церкви станицы Восточной, Александръ Донецкій, былъ присужденъ за «принадлежность къ кадетской партіи» къ заключенію въ тюрьму, но по дорогѣ сопровождавшимъ его отрядомъ убитъ.

Священникъ хутора Танайки Черноморской губ., о. Іоаннъ Малаховъ, вмѣстѣ съ женой своей были арестованы красногвардейцами, приведены ими въ станицу Мингрельскую и тамъ разстрѣляны послѣ издѣвательства, «въ особенности надъ матушкой», какъ доносилъ мѣстный священникъ.

/с. 210/ Въ станицѣ Пластуновской священникъ о. Георгій Бойко былъ убитъ мучительнымъ образомъ: на горлѣ у него была ужасная рана, горло было как-то разорвано.

Въ станицѣ Кореновской убитъ священникъ Назаренко.

Въ Краснодарѣ Куб. обл. въ одну ночь по приказу Буденнаго убито шесть священниковъ.

Василій Верижскій, студентъ Казанской Духовной Академіи, пріѣхалъ въ родное село Ставропольской епархіи къ своему отцу, псаломщику. Здѣсь на каждомъ мѣстѣ и всѣмъ вслухъ онъ обличалъ большевиковъ. Наконецъ, его взяли. Идя на казнь, онъ заявилъ, что онъ большевиковъ никогда не признавалъ и съ ними не примирится. И затѣмъ, помолившись, отошелъ ко Господу.

Отецъ Серапіонъ, священникъ станицы Ново-Александровской, Кубан. области, служилъ у такъ называемыхъ иногороднихъ, у бѣднаго неказачьяго населенія станицы, дававшаго первыхъ большевиковъ. Прихожане любили своего добраго, нестяжательнаго, веселаго и молодого пастыря и никому не давали его въ обиду. Это былъ батюшка пролетарской бѣдноты и другіе священники завидовали его положепію. Однажды, самъ правя лошадью, онъ ѣхалъ рядомъ съ полотномъ желѣзной дороги, по которому въ это время, умѣряя свой ходъ, подходилъ къ станціи поѣздъ. Изъ окна одного вагона раздался ружейный выстрѣлъ и о. Серапіонъ упалъ на дрожки мертвымъ. Конь былъ задержапъ у станціи. Мѣстные жители подняли всеобщее возмущеніе противъ злодѣянія. Искали по вагонамъ преступника для расправы, но, конечно, никого не нашли.

Отецъ Михаилъ Крыжановскій, священникъ села Величаево, Ставроп. епархіи, на границѣ Астраханскихъ степей, отличаясь ревностью по службѣ, искреннимъ благочестіемъ и безкорыстіемъ, онъ безпощадно обличалъ своимъ словомъ большевицкое безбожіе и насиліе. Это былъ духовный пламень, сжигавшій всякую неправду на своемъ пути. И онъ былъ, конечно, обреченъ на смерть. Въ одно воскресенье, послѣ Божественной Литургіи, при полномъ стеченіи народа, его прямо изъ церкви забрали пришлые большевики на повозку и повезли за село. Народъ плакалъ. Отецъ Михаилъ успѣлъ сказать своей паствѣ слова Спасителя: «не плачте обо мнѣ, а плачте о себѣ и дѣтяхъ вашихъ». За селомъ, этого славнаго священномученика церкви Христовой и скромнаго служителя Божія отдаленнаго маленькаго мѣстечка, злодѣи подняли на штыки. Ему было не больше, какъ лѣтъ двадцать восемъ. Послѣ него остались жена и двое дѣтей.

Въ Херсонской губ. три священника были распяты на крестахъ.

Въ Ялтѣ звѣрски большевиками убитъ популярный священникъ Сергѣй Щукинъ.

/с. 211/ Въ Крыму шайка большевиковъ захватила трехъ священниковъ — Николая Попова, Агафона Гарина и Александра Казанчева, и послѣ долгихъ истязаній и глумленій, убила ихъ.

Настоятель Островскаго Собора Псковской епархіи, Ладинскій, когда его большевики вели на смерть, пѣлъ псалмы и предъ кончиной проклялъ большевиковъ.

Священника Котурова, при эвакуаціи Чердыни, мучители схватили, сорвали съ него одежды и до тѣхъ поръ поливали его на морозѣ водой, пока онъ не превратился въ ледяную статую. И страстотерпецъ не проронилъ ни одного жалобнаго стона, ни одного слова.

Архимандритъ Веніаминъ, послѣдній настоятель Соловецкаго монастыря, жилъ отшельническою жизнью въ одинокой избѣ въ окрестностяхъ г. Архангельска. Ночью мѣстные большевики сожгли его избу вмѣстѣ съ ея насельникомъ, предварительно забивъ окна и двери.

Архимандритъ Матфей, ректоръ Пермской духов. семинаріи, изрубленъ шашками.

Священникъ Андрей Зиминъ со всей семьей, с. Черниговка, Никольско-Уссурійскій край, убитъ въ 1918 г.

Священникъ Іоаннъ Литвинцевъ убитъ со всей семьей, с. Вишневка. Никол.-Уссурійскій край, въ 1918 г.

Священникъ Петръ Дьяконовъ у Надежд. завода, Верхот. у. Пермской губ. въ 1918 г. закопанъ въ землю по голову и въ нее разстрѣлянъ.

О. Феодоръ с. Голышмановскаго, Тоб. губ. убитъ въ іюнѣ 1918 г.

О. Павелъ с. Усть-Ница, Турин. у. Тоб. губ. убитъ въ іюнѣ 1918 года.

Священникъ Георгій Паргачевскій с. Ивановки, Амурск. обл. разстрѣлянъ разрывными пулями въ 1918 г.

Священникъ Симеонъ Іонинъ, Троицк. у. Оренбургской епархіи, разстрѣлянъ въ 1918 г.

Протоіерей Николай Русановъ разстрѣлянъ въ Кустанаѣ, Оренбургск. епархіи, въ 1918 г.

Протоіерей о. Александръ Земляницынъ, о. Іоаннъ Евстратьевъ, о. Петръ Холмогорцевъ (каѳедр. прот.), о. Михаилъ Пеньковскій и нѣкоторые другіе въ 1918 г. были увезены изъ Челябинска и пропали безъ вѣсти.

Многіе изъ священниковъ, бѣжавшихъ при отступленіи добровольцевъ изъ Воронежской губ., вернулись и заняли свои мѣста, но и многіе изъ нихъ разстрѣляны. Одни изъ видныхъ воронежскихъ священниковъ о. Митрофанъ Дѣвицкій, не добравшись до /с. 212/ Воронежа, былъ схваченъ и разстрѣлянъ иа глазахъ родителей, жены и дѣтей.

Священники города Воронежа, воодушевленные примѣромъ своего архипастыря Архіепископа Тихона, не пожелавшихъ оставить городъ при занятіи его большевиками въ декабрѣ 1919 года и почти всѣ были убиты. Въ Воронежской епархіи тогда было разстрѣляно 160 священниковъ.

Въ Харьковской губ., за 6 мѣсяцевъ, съ конца декабря 1918 г. по іюнь 1919 г., было убито 70 священниковъ.

Прот. Константинъ Мошановъ, г. Ялуторовскъ, уб. въ Тюмени въ 1919 г.

Священникъ Леонидъ Матренинскій разстр. въ Верхнеудинской тюрьмѣ въ 1919 г. [1].

Діаконъ Александръ Невскій убитъ въ Перми въ 1920 г.

Священникъ Никодимъ Редикульцевъ, с. Камень, Томск. губ., зарѣзанъ въ тюрьмѣ кухон. ножемъ ок. 1920 г.

Николай Михайловичъ Варжанскій, Московскій епархіальный миссіонеръ, разстрѣлянъ въ 1920 г. въ Москвѣ. Предъ смертью написалъ изъ тюрьмы роднымъ и знакомымъ трогательныя письма. Уходилъ на смерть спокойно и радостно, какъ въ пріятное путешествіе.

Прот. Алексѣй Воскресенскій въ с. Чаши, Курганск. уѣзда Тоб. губ. убитъ въ 1921 г.

Прот. Николай Тихомировъ с. Введенскаго, Кург. уѣзда, Тоб. губ. убитъ въ 1921 г.

Священникъ Владиміръ Селивановскій убитъ въ с. Шатрово, Ялутор. у. Тоб. губ. въ февралѣ 1921 г.

Священникъ о. Анатолій Масленниковъ, Успен. зав. Тюмен. уѣз., разстрѣлянъ въ Томскѣ въ 1921 г.

Священникъ Викторъ Низковскій, Курганскаго уѣзда, убитъ въ 1921 г.

/с. 213/

Свящ. Николай Марсовъ убитъ въ Тоб. губ. въ 1921 г.

Священникъ о. Іоаннъ Снегиревъ, слоб. Усть Ламинской, Тоб. губ. убитъ въ февралѣ 1921 г.

Во время крестьянскаго возстанія въ Западной Сибири въ 1921 г. было разстрѣляно въ одной Тобольской губ. около ста священниковъ.

Прот. Серапіонъ Черныхъ, во время освященія вербы подъ Вербн. воскресеніе 1921 г. въ г. Николаевскѣ на Амурѣ, въ облаченіи брошенъ въ бухту.

Священникъ Серафимъ Сарычевъ, ст. Гондатьевка, разстр. послѣ Пасхальной литургіи въ 1921 г.

Священникъ Іоакимъ Фроловъ, с. Михайловскаго, Амурск. обл., сожженъ за селомъ на стогу сѣна въ 1921 г., на пепелищѣ остался одинъ крестъ.

Священникъ Іоаннъ Масловскій, с. Верхне-Полтавки, Ам. обл., застрѣленъ черезъ окно своего дома 7 сент. 1921 г.

Священникъ Феодоръ Архангельскій, стан. Михайло-Семеновской, Ам. обл. разстрѣлянъ въ 1921 г.

Архимандритъ Сергій Шеинъ, секретарь Моск. Всерос. Собора, убитъ 12 авг. 1922 г. въ Петроградѣ.

Священники г. Москвы: Заозерскій, Добролюбовъ, Надеждинъ, Вишняковъ, Орловъ, Фрязиновъ, Соколовъ и Архим. Анемподистъ Телѣгинъ разстрѣляны въ Москвѣ въ маѣ 1922 г.

Въ связи съ изъятіемъ церковныхъ цѣнностей въ 1922 г. разстрѣляно и замучено духовныхъ лицъ разнаго званія:



Имена убіенныхъ (безъ подробныхъ данныхъ):

Прот. Порфирій Амфитеатровъ (Бѣлоруссія).

Архимандритъ Августинъ (намѣст. Ор. мон.).

Игуменъ Гервасій (Брянск. Усп. Свѣнскаго мон.);

Іеромонахъ Герасимъ (Брянск. Усп. Свѣнск. мон.).

Послушникъ Антоній (Брянск. Усп. Свѣнск. мон.).

Прот. Іосифъ Смирновъ (Костром. епар.).

Прот. Павелъ Дерновъ и чада его (г. Елабуга).

Священ. Павелъ Кушниковъ (Новг. епар.).

Священ. Петръ Покрываловъ (Тульск. епар.).

Священ. Феодоръ Афанасьевъ (Орл. епар.).

Священ. Михаилъ Чафрановъ (г. Севастополь).

Священ. Владиміръ Ильинскій (Костром. епар.).

Священ. Василій Углянскій (Симфероп. епар.).

Священ. Константинъ Снятиновскій (Влад. епар.).

Діаконъ Іоаннъ Касторскій (Костром. епар.).

Іеромонахъ Нектарій (Ивановъ).

Іеромонахъ Матѳей (Олейникъ).

САрхимандритъ Николай (Орловъ), ректоръ Пензенск. дух. семинар.

Іоаннъ Перебаскинъ, смотритель Солиг. дух. училища.

Священникъ Иннокентій Пляскинъ ум. въ тюрьмѣ во Владивостокѣ въ 1923 г.

Въ д. Дѣдино, Себежскаго уѣзда, чекистами убитъ во время богослуженія православный священникъ. Въ д. Заситино, того же уѣзда, въ церкви былъ поставленъ обобщественный скотъ; по требованію крестьянъ церковь была снова открыта, но въ отместку чекисты убили у алтаря священника. Въ пограничномъ селѣ Слободка чекисты вытащили священника изъ арестнаго дома, раздѣли до нага и повѣсили на деревѣ. Начальникъ ГПУ заявилъ, что повѣситъ каждаго, кто «попытается спасти попа», и крикнулъ замерзаюшему священнику: «пусть твой Богъ тебя оберегаетъ и спасетъ». Въ с. Туркъ чекисты прибили священника къ царскимъ вратамъ, а затѣмъ разстрѣляли.

Священникъ о. Андроникъ Любовичъ, ст. Николаевской на Амурѣ, о. Михаилъ Новгородцевъ, села Песчаноозерки, и о. Емель/с. 215/янъ Щелчковъ, хут. Муравьевки (бывш. ѵподіак. митроп. Антонія Храповицк. въ Харьковѣ) всѣ трое умучены и разстрѣляны въ январѣ 1924 г. палачемъ Безлѣпкинымъ, предсѣд. чрезв. губ. суд-сессіи, У о. Андроника волосы были закручены семидюймовыми гвоздями.

Священ. Модестъ Горбуновъ, уб. около Хайлара въ 1929 г. красными налетчиками въ Трехрѣчьи.

Прот. Илья Зотиковъ, ризничій храма Хр. Спас. въ Москвѣ, служившій ранѣе въ Америкѣ, разстр. во Владимірѣ въ 1930 г.

Когда митроп. Сергій вошелъ въ соглашеніе съ совѣтской властью и отдалъ приказъ по церквамъ молиться за нее на ектеніяхъ за богослуженіемъ, нашлись такіе епископы и священники, которые сочли это непріемлемымъ и отошли отъ митроп. Сергія. У нихъ былъ одинъ изъ самыхъ большихъ храмовъ въ Петроградѣ, въ который стекалось много народа. Когда былъ отданъ приказъ правительства наложить налогъ на продажу свѣчей въ храмахъ, то въ храмахъ, отошедшихъ отъ митрополита Сергія, отказались продавать свѣчи. Это обстоятельство послужило причиною ареста Архіепископа Димитрія, духовенства и 15 человѣкъ мірянъ. Цѣлый годъ ихъ держали въ тюрьмѣ. Въ іюлѣ 1930 г. слѣдствіе окончилось. Архіепископъ Димитрій и 6 священниковъ и нѣсколько мірянъ были приговорены къ 10 годамъ тюрьмы, а два священника: о. Сергій Тихомировъ и о. Николай Прозоровъ были разстрѣляны. Это были дѣйствительно выдающіеся мужественные исповѣдники вѣры Христовой. Они не дрогнули сказать правду безбожной совѣтской власти. Въ сердцахъ вѣрующихъ людей образъ ихъ сохранится на вѣки, какъ о священиикахъ, павшихъ не за контръ-революцію, — они ни въ чемъ не были повинны, — а за открытое и безстрашное исповѣдничество Вѣры Христовой и за обличеніе своихъ палачей.

Прот. Михаилъ Чельцовъ, Петроградскій священникъ, нѣсколько разъ былъ арестованъ и приговоренъ къ разстрѣлу. Но каждый разъ, въ послѣдній моментъ, приговоръ отмѣнялся п онъ былъ совершенно освобождаемъ. Въ послѣдиій разъ онъ уже совсѣмъ приготовился къ смерти и ждалъ ея радостно, какъ опять былъ «прощенъ». Онъ говорилъ своему другу: «я уже не радуюсь освобожденію... опять жизнь, а я такъ свыкся съ мыслью о переходѣ въ иной міръ, уже какь-бы живу въ немъ, а этотъ мнѣ чуждъ». Но недолго пришлось ждать новаго ареста и новаго приговора къ разстрѣлу. И на этотъ разъ онъ былъ приведенъ въ исполненіе — въ первый день Рождества. Одинъ изъ конвойныхъ или изъ сторожей, присутствовавшихъ при разстрѣлѣ, потомъ разсказывалъ вдовѣ о. Михаила: «ну и старикъ былъ, его на смерть ведутъ, а онъ тропари Рождеству поетъ»... Говорятъ, что на другой день послѣ /с. 216/ разстрѣла пришелъ изъ Москвы приказъ: «освободить ввиду отсутствія состава преступленія».

Іером. Сергій Ляпуновъ арестованъ въ февралѣ 1932 г. умеръ въ ссылкѣ.

Іеромонахъ Серафимъ (Тьеваръ) умеръ въ Вишерскомъ лагерѣ 23 ноября 1931 г.

Священ. Сергій Аронскій, б. протод. Ливадійской церкви, изъ Красноярской тюрьмы пропалъ безъ вѣсти.

Убиты въ Екатеринбургѣ (Свердловскѣ) протоіерей Владиміровъ и протоіерей Струмилло.

Протоіереи Димитрій Пыжовъ и Карпъ Шубовъ разстрѣляны въ Ростовской тюрьмѣ въ 1932 году вмѣстѣ съ митрополитомъ Серафимомъ (Мещеряковымъ). Тамъ же разстѣляны одновременно бѣлаго и чернаго духовенства 120 человѣкъ и умеръ отъ голода прот. Феодоръ Сальниковъ.

Архимандритъ Полихроній Запрудеръ, Протоіерей Константинъ Ордынскій и священникъ Николай Катасоновъ разстрѣляны въ Красноярской тюрьмѣ въ 1934 г. вмѣстѣ съ епископомъ Филиппомъ Гумилевскимъ за непризнаніе церковной власти митрополита Сергія Московскаго.

Профессоръ протоіерей о. А. Ксенофонтовъ, бывшій питомецъ Петербургской Духовной Академіи, и прот. о. Н. Будниковъ были арестованы въ 1933 году по обвиненію въ контръ-революціи и сопротивленіи совѣтской власти и сосланы въ лагерь на крайнемъ сѣверѣ Россіи (Кемскіе лагеря), срокомъ на 10 лѣтъ. Оба рѣшили уйти изъ лагеря и перейти границу, но на самой границѣ были схвачены пограничниками и доставлены въ Петрозаводскъ, гдѣ по распоряженію изъ центра и были разстрѣляны въ 1936 г.

Іеромонахъ Варсонофій, Преображенской церкви въ г. Стрѣльнѣ, умеръ въ 1935 г. въ ссылкѣ.

Иванъ Васильевичъ Поповъ, докторъ богословія, проф. Московской Духовн. Академіи, послѣ ареста въ 1936 г. пропалъ безъ вѣсти.

Иванъ Петровичъ Ежиковъ, клиросный чтецъ Преображенск. храма г. Стрѣльны, Петр. епар. умеръ въ ссылкѣ въ 1937 г.

Прот. Димитрій Кирановъ, настоятель Іоанно-Златоуст. собора г. Ялты, въ 1937 г. изъ тюрьмы пропалъ безъ вѣсти.

Въ Арзамасѣ въ 1938 г. разстрѣлянъ священникъ Іоаннъ Ходоровскій. Онъ былъ эмигрантомъ, но въ 1921 году вернулся нелегально въ Россію, былъ арестованъ и отправленъ въ ссылку, гдѣ тайно принялъ рукоположеніе въ священный санъ, а затѣмъ бѣжалъ изъ лагеря и долгое время скитался. Прибывъ въ Арзамасъ, о. Ходоровскій нашелъ пріютъ у монахини Терентьевой. Нѣкото/с. 217/рое время Терентьева скрывала его, какъ бѣглаго, но впослѣдствіи о. Іоаннъ пересталъ скрываться и снискалъ себѣ всеобщее уваженіе. Въ обхожденіи съ народомъ былъ мягокъ, отзывчивъ, шелъ навстрѣчу любой просьбѣ и безъ отказа совершалъ всѣ требы. Жилъ о. Іоаннъ въ міру по уставу затворниковъ и готовился принять монашескую схиму. При обыскѣ въ комнатѣ о. Іоанна была обнаружена разная литература. Онъ былъ обвиненъ въ распространеніи анти-совѣтскихъ листовокъ при помощи религіозныхъ странствующихъ проповѣдницъ. Арестованныя же монахини-странницы обвинялись, кромѣ того, въ агитаціи противъ совѣтской власти и колхознаго строя, Всѣ обвиняемые были признаны участниками «организаціи», возглавляемой Петроград. митрополитомъ Іосифомъ.

Въ Самарѣ разстрѣлянъ въ 1938 г. протоіерей Ксенофонтъ Архангельскій, дававшій пріютъ всѣмъ странствующимъ проповѣдникамъ.

Въ списокъ новыхъ русскихъ мучениковъ могутъ быть внесены и убіенные большевиками заграницей.

Священникъ Яковлевскій убитъ партизанами коммунистами въ одномъ изъ селъ Пожаревачкаго округа Сербіи, въ 1941 или –42 г.

Священникъ Д. Н. Новосельцевъ вмѣстѣ съ женою, дочерью и работникомъ-казакомъ зарѣзаны партизанами-коммунистами въ селѣ Миличинцы, возлѣ города Вальевска Каменица, въ Сербіи, въ 1942 или –43 г.

Примѣчаніе:
[1] Къ жертвамъ 1919 г. нужно отнести неизвѣстнаго священника, павшаго жертвою христіанскаго долга и не отъ руки большевиковъ.
       4 марта 1919 г. Петлюровскій атаманъ Семесенко (22-хъ лѣтъ), стоявшій подъ Проскуровымъ, отдалъ приказъ своей Запорожской бригадѣ перебить еврейское населеніе. Приказъ говорилъ, что «пока хоть одинъ жидъ будетъ у насъ на Украинѣ, не будетъ спокойствія». 5 марта вся бригада, 500 человѣкъ недисциплинированныхъ, пьяныхъ разбойниковъ, раздѣлившись на три партіи, каждая при «офицерахъ», вошли въ городъ и стали избивать евреевъ; входили въ дома и вырѣзывали иногда поголовно цѣлыя семьи.. Съ утра до вечера перебили 3.000 человѣкъ. Только одинъ былъ убитъ пулей — православный священникъ, старавшійся остановить изверговъ; остальныя зарѣзаны... (Кн. А. М. Волконскій. Историческая правда и украинофильская пропаганда. Туринъ. 1920).

Источникъ: Новые мученики Россійскіе. Первое собраніе матеріаловъ. Составилъ Протопресвитеръ М. Польскій. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1949. — С. 203-217.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.