Церковный календарь
Новости


2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 15 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Протопресвит. Михаилъ Польскій († 1960 г.).

Протопресвитеръ Михаилъ Польскій († 1960 г.) родился 24 октября (6 ноября) 1891 г. въ станицѣ Новотроицкой Кубанской области въ семьѣ псаломщика. Окончилъ Ставропольскую духовную семинарію (1914) и по ея окончаніи работалъ противосектантскимъ миссіонеромъ. Священникъ (1920). Въ 1921 г. поступилъ въ Московскую духовную академію, которая вскорѣ была закрыта. Въ 1923 г. арестованъ и послѣ тюремнаго заключенія былъ сосланъ въ Соловецкій лагерь, а въ 1929 г. — на 3 года въ Зырянскій край. Въ 1930 г. бѣжалъ изъ ссылки и покинулъ Россію, перейдя россійско-персидскую границу. Сначала попалъ въ Палестину, потомъ (съ 1938 по 1948 гг.) былъ настоятелемъ прихода въ Лондонѣ въ юрисдикціи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Въ 1948 г. переѣхалъ въ США. Служилъ въ каѳедральномъ соборѣ «Всѣхъ скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ-Франциско (шт. Калифорнія, США) (съ 1952 г. — старшимъ каѳедральнымъ протоіереемъ указаннаго собора). Послѣ побѣды въ 1949 г. на т. н. «Лосъ-Анжелосскомъ процессѣ», гдѣ о. Михаилъ защитилъ каноническую правоту РПЦЗ какъ экспертъ-канонистъ, онъ былъ возведенъ въ санъ протопресвитера. Въ 1955 г. упомянутъ какъ каѳедральный протопресвитеръ, замѣститель предсѣдателя епархіальнаго совѣта Западно-Американской епархіи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Ушелъ на покой въ 1959 г. Скончался 8 (21) мая 1960 г. въ Санъ-Франциско. Похороненъ на Сербскомъ кладбищѣ подъ Санъ-Франциско.

Сочиненія протопресвит. Михаила Польскаго

Протопр. Михаилъ Польскій († 1960 г.).
НОВЫЕ МУЧЕНИКИ РОССІЙСКІЕ.
Второй томъ собранія матеріаловъ. Jordanville, 1957.

Глава I.
Іосифъ, митрополитъ Петроградскій, и потаенная Церковь.

Митрополитъ Петроградскій Іосифъ (Петровыхъ) былъ разстрѣлянъ въ концѣ 1938 г. за поощреніе странствующихъ священниковъ.

О пребываніи его въ ссылкѣ разсказываетъ непосредственная свидѣтельница. Въ августѣ 1936 г. въ Алма-Ата проживалъ сравнительно молодой архимандритъ Арсеній. Отъ него я впервые узнала о томъ, — говоритъ она, — что существуетъ тайная церковь, катакомбная, возглавляемая Митрополитомъ Петербургскимъ Іосифомъ и имъ организованная по благословенію Митрополита Петра Крутицкаго, съ которымъ онъ, живя въ Чемкентѣ, за 100 верстъ отъ Алма Ата, въ ссылкѣ, все время имѣлъ тайныя сношенія. Архим. Арсеній былъ рукоположенъ Митрополитомъ и имѣлъ счастье содержать его матеріально, зарабатывая средства къ жизни производствомъ макетъ разныхъ фигуръ и вещицъ для музеевъ. У него была глубоко подъ землей церковь и онъ и Митрополитъ Іосифъ служили въ ней. Митрополитъ и освятилъ ее, секретно, изрѣдка пріѣзжая въ Алма-Ата. Великими и долгими трудами отецъ архимандритъ вырылъ эту церковь.

Мы очень уважали архимандрита Арсенія, тѣмъ болѣе, что онъ былъ любимъ Митрополитомъ Іосифомъ и черезъ него мы могли имѣть связь съ нимъ. Митрополитъ въ то время жилъ въ Чемкентѣ. До этого, съ самаго начала ссылки, онъ жилъ въ маленькомъ городкѣ Ауліета, гдѣ ему не разрѣшено было жить въ комнаткѣ, а помѣстили въ сарай со скотиной, отдѣливъ его койку жердями.

Вырытая въ землѣ церковь была въ квартирѣ архимандрита Арсенія. Въ передней былъ люкъ, покрытый ковромъ. Снималась крышка и подъ ней лѣстница въ церковь. Въ подвалѣ въ одномъ углу было отверстіе въ землѣ, заваленное камнями. Камни отнимались и, совсѣмъ согнувшись, нужно было проползать три шага и тамъ входъ въ крошечный храмъ. Много обра/с. 2/зовъ, и горѣли лампады. Митрополитъ Іосифъ очень высокаго роста, и все же два раза при мнѣ тайно пріѣзжалъ сюда и проникалъ въ эту церковь. Создавалось особое настроеніе, но не скрою, что страхъ быть обнаруженными во время богослуженія, особенно въ ночное время, трудно было побороть. Когда большая цѣпная собака поднимала лай во дворѣ, хотя и глухо, но все же было слышно подъ землей, то всѣ ожидали окрика и стука ГПУ. Весь 1936 г. и до сентября 1937 г. все обходилось благополучно. Мой сынъ пѣлъ здѣсь съ одной монахиней. 26-го августа пріѣхалъ Митрополитъ Іосифъ и удостоилъ насъ посѣщеніемъ по случаю дня моего ангела. Какой это чудесный, смиренный, непоколебимый молитвенникъ! Это отражалось въ его обликѣ и въ глазахъ, какъ въ зеркалѣ. Очень высокаго роста, съ большой бѣлой бородой и необыкновенно добрымъ лицомъ, онъ не могъ не притягивать къ себѣ, и хотѣлось бы никогда съ нимъ не разставаться. Монашеское одѣяніе его было подобрано, такъ же какъ и волосы, иначе его сразу арестовали бы, еще на улицѣ, т. к. за нимъ слѣдили, и онъ не имѣлъ права выѣзда. Онъ лично говорилъ, что Патріархъ Тихонъ предложилъ, немедленно по своемъ избраніи, назначить его своимъ первымъ замѣстителемъ. Почему-то въ исторіи церковнаго мѣстоблюстительства объ этомъ еще нигдѣ не упоминается. Онъ признавалъ, какъ законнаго главу Церкви, Митрополита Петра Крутицкаго и вплоть до послѣдняго ареста въ сентябрѣ 1937 г. имѣлъ съ нимъ тайныя сношенія, когда вездѣ уже ходили слухи, что Митроп. Петръ умеръ [1]. Онъ провелъ у насъ за чаемъ больше часа. Относительно десятилѣтней почти ссылки, до этого времени, онъ разсказывалъ, что она была чрезвычайно тяжелой. Онъ жилъ въ хлѣву со свиньями въ плетеномъ сараѣ, спалъ на доскахъ, отдѣленный отъ свиней нѣсколькими жердями. Холодъ и жару, всякую непогоду и тяжелый воздухъ онъ переносилъ въ этихъ условіяхъ. Однажды змѣя, держась за жердь его потолка, спустилась надъ его головой. Эти условія и были очевидно причиной его болѣзни. По временамъ онъ сильно страдалъ отъ язвъ въ кишечникѣ, или имѣя какую-то внутреннюю опухоль, можетъ быть раковую, и былъ на діэтѣ, которую исполнять помогалъ архим. Арсеній. Онъ все переносилъ какъ праведникъ и если разсказалъ о трудныхъ преслѣдованіяхъ, то только потому, что и мы всѣ вспоминали о жестокостяхъ ГПУ.

/с. 3/ Отецъ архимандритъ разсказалъ здѣсь объ одной формѣ мученія и издѣвательствъ. «Когда насъ везли черезъ Сибирь, морозъ былъ жестокій. Въ поѣздѣ былъ вагонъ-баня. Насъ совсѣмъ нагими погнали черезъ вагоны въ баню. Мы съ радостью обливались горячей водой и немного согрѣлись, т. к. вагоны почти не топлены. Не давъ ничего, чтобы вытереться, съ мокрой головой, погнали назадъ. На желѣзной площадкѣ нарочно задерживали и мокрые ноги моментально примерзали къ желѣзу. По командѣ — впередъ, мы отдирали съ кровью примерзшія ступни»...

/с. 4/ На другой день, переночевавъ у о. архимандрита, Митрополитъ уѣхалъ къ себѣ. Теперь онъ жилъ въ другихъ условіяхъ. Послѣ многихъ лѣтъ было разрѣшено въ Чемкентѣ найти ему квартиру. Архим. Арсеній устроилъ ему комнату для спокойной жизни, заботился о его ѣдѣ, не только въ сытости, но и съ соблюденіемъ діэты. Досталъ ему сперва цитру, затѣмъ и фисгармонію, что для Митрополита, большого музыканта, было радостью. Онъ перекладывалъ псалмы на музыку и пѣлъ.

23 сентября 1937 г. было арестовано вездѣ, въ окрестностяхъ Алма Ата, по Казахстану, все духовенство потаенныхъ Іосифлянскихъ церквей, отбывавшихъ вольную ссылку за непризнаніе совѣтскихъ церквей. Всѣ были сосланы на 10 лѣтъ безъ права переписки и, какъ я узнала послѣ, въ числѣ ихъ былъ и Митрополитъ Іосифъ. Былъ арестованъ и Архим. Арсеній. Послѣ ареста моего сына, не помня себя, я тутъ же на разсвѣтѣ, побѣжала къ нему и, подойдя, увидѣла автомобиль и входящихъ къ нему ГПУ. Къ счастью меня не замѣтили. Подземная церковь о. Арсенія была открыта. По неосторожности онъ однажды открылъ ея тайну одному съ виду почтенному и пожилому человѣку, который оказался чекистомъ.

Возвратившись въ Москву послѣ трехлѣтняго моего добровольнаго пребыванія въ ссылкѣ вмѣстѣ съ сыномъ, я узнала очень скоро о существованіи и здѣсь тайныхъ Іосифлянскихъ церквей, т. е. не о церквахъ, а о богослуженіяхъ въ тайныхъ комнатахъ, гдѣ собирались иногда по 20-25-ти человѣкъ. Служеніе шло шопотомъ, со строгимъ контролемъ молящихся, ввиду возможности предательства. Приходили обычно на разсвѣтѣ по условному знаку. Большею частью осторожно стучали въ водосточную трубу у окна, гдѣ кто нибудь стоялъ, прислушиваясь.

Одинъ старый монахъ священникъ о. Александръ Гумановскій самоотверженно ѣздилъ всюду, куда его звали и даже въ больницахъ умудрялъ его Господь пріобщать больныхъ. Сидя около нихъ, какъ посѣтитель, онъ исповѣдывалъ и затѣмъ, какъ-бы подавая лекарство или питье, пріобщалъ.

До прихода нѣмцевъ въ Можайскъ въ 1941 г. я жила тихо въ этомъ городѣ и ѣздила на тайныя богослуженія въ Москву.



Приводимые ниже документы представляютъ собою свидѣтельство мужественнаго духа и безстрашнаго исповѣдничества правды Божіей въ окруженіи враговъ Церкви, проявленныхъ Митрополитомъ Іосифомъ, главою протестнаго движенія противъ союза Церкви съ безбожниками, устроеннаго Митро/с. 5/политомъ Сергіемъ, такимъ образомъ потомъ понудившимъ часть клира и мірянъ къ организаціи потаенной церкви. Такого же духа документъ Димитрія, еп. Гдовскаго, замѣстителя м. Іосифа, убіеннаго большевиками въ томъ же 1938 году, и другихъ архипастырей.

Письмо Митрополита Іосифа къ Епископу, отложившемуся отъ Митрополита Сергія.

Дорогой Владыка. Узнавъ отъ ... о принятомъ Вами рѣшеніи, нахожу и послѣ ознакомленія со всѣми матеріалами, что другого выхода нѣтъ. Одобряю Вашъ шагъ, присоединяюсь къ Вамъ, но, конечно, помочь Вамъ болѣе существенно лишенъ возможности. Правильно строить свое церковное дѣло, чтобы мы управлялись самостоятельно каждый, обращая всѣ взоры и надежды на единственно законнаго Мѣстоблюстителя М. Петра и будущій помѣстный Соборъ всѣхъ нынѣшнихъ святителей, а не случайнаго подбора и ихъ отдѣльными лицами. Этого законнаго собора только и должны сейчасъ добиваться всякіе правители и Синодъ, и, если они безсильны сдѣлать это, то должны честно сами сойти со сцены и сказать открыто, что мы готовы на всѣ мученія, но правды Христовой никогда не принесемъ въ жертву и посмѣяніе мракобѣсію безбожія. Помоги Вамъ Господи. Да не уничтожится у насъ вѣра въ неложность обѣтованія Господня быть до скончанія вѣка.

Митр. Іосифъ.       

Резолюція Митрополита Іосифа на докладъ петроградскихъ викаріевъ, отъ 23 декабря 1927 г.

Для осужденія и обезвреженія послѣднихъ дѣйствій Митроп. Сергія, противныхъ духу и благу святой Христовой Церкви, у насъ по нынѣшнимъ обстоятельствамъ не имѣется другихъ средствъ, кромѣ какъ рѣшительный отходъ отъ него и игнорированіе его распоряженій. Пусть эти распоряженія отнынѣ пріемлетъ одна все терпящая бумага, да все вмѣщающій безчувственный воздухъ, а не живыя души вѣрныхъ чадъ Церкви Христовой.

Отмежевываясь отъ Митроп. Сергія и его дѣяній, мы не отмежевываемся отъ нашего законнаго Первосвятителя М. Петра и, когда-нибудь, да имѣющаго собраться Собора оставшихся вѣрными Православныхъ святителей. Да не поставитъ намъ въ вину тогда этотъ желанный Соборъ, единый нашъ правомощный Судія, нашего дерзновенія. Пусть онъ судитъ насъ, не какъ презрителей свящ. каноновъ отеческихъ, а только лишь какъ боязливыхъ за ихъ нарушеніе. Если бы мы даже заблудились, то заблуждались честно, ревнуя о чистотѣ православія въ нынѣшнее лукавое время. И, если бы оказались виновными, то пусть окажемся и особенно заслуживающими снисхожденія, а не отверженія.

И такъ, если бы насъ оставили всѣ пастыри, да не оставитъ насъ Небесный Пастырь, по непреложному обѣщанію Своему пребывать въ Церкви Своей до скончанія вѣка.

Митроп. Іосифъ.       

23 декабря, 1927 г.

/с. 6/

Письмо Митрополита Іосифа къ одному петроградскому Архимандриту.

Дорогой Отче. До послѣдняго времени я думалъ, что мой споръ съ Митроп. Сергіемъ оконченъ и что, отказавшись дать себя принести въ жертву грубой политикѣ, интриганству и проискамъ враговъ и предателей Церкви, я смогу отойти спокойно въ сторону, добровольно принеся себя въ жертву протеста и борьбы противъ этой гнусной политики и произвола. И я былъ совершенно искрененъ, когда думалъ и говорилъ, «что ни на какой расколъ я не пойду» и подчинюсь незаконной расправѣ со мной — вплоть до запрещенія и отлученія, уповая на одну правду Божію.

Но оказалось, что жизнь церковная стоитъ не на точкѣ замерзанія, а клокочетъ и пѣнится выше точки простого кипѣнія. Мое «маленькое дѣло» вскорѣ же оказалось лишь малой крупицей столь чудовищнаго произвола, человѣкоугодничества и предательства Церкви интересамъ безбожія и разрушенія этой Церкви, что мнѣ оставалось удивляться отселѣ не только одному своему покою и терпѣнію, но теперь уже приходится удивляться и равнодушію и слѣпотѣ тѣхъ другихъ, которые еще полагаютъ, что попустители и творцы этого безобразія творятъ дѣло Божіе, «спасаютъ» Церковь, управляютъ ею, а не грубо оскорбляютъ ее, издѣваются надъ нею, вписываютъ себя въ число ея враговъ, себя откалываютъ отъ нее, а не они откалываютъ тѣхъ которые не могутъ терпѣть далѣе этой вакханаліи, грубаго насилія и безобразно-кощунственной политики.

Можетъ быть я терпѣлъ бы и это. Моя-де хата съ краю, какъ теперь Ваша. Но, дорогой отче, я вдругъ съ особой болью сталъ чувствовать себя въ значительной мѣрѣ отвѣтственнымъ за несчастія Церкви. Вѣдь, какъ Вамъ не безызвѣстно, — я одинъ изъ Замѣстителей Патріаршаго мѣстоблюстителя, который связанъ страдальческимъ долгомъ не просто замѣнить арестованнаго предшественника, но быть ему и свободному предостереженіемъ на случай замѣны въ возможности его духовнаго паденія. Конечно, такое духовное паденіе должно бы, въ нормальныхъ условіяхъ жизни церковной, сопровождаться и судомъ и соборнымъ рѣшеніемъ. Но какой судъ и соборное рѣшеніе возможны теперь, при настоящихь условіяхъ. И какимъ судомъ и соборнымъ рѣшеніемъ со мной учинена расправа, допустимая по правиламъ лишь при большомъ грѣхѣ съ моей стороны. Почему же, требуя суда и соборнаго рѣшенія въ одномъ случаѣ, Вы допускаете отсутствія ихъ въ другомъ?

Не есть ли такой аргументъ тоже благодарный матеріалъ для отдѣла несообразностей въ логическомъ задачникѣ. Погодите, придетъ, мы надѣемся, время, когда будемъ говорить о нашихъ событіяхъ и передъ Судомъ. И кто тогда будетъ болѣе обвиняемымъ, еще большой вопросъ. А пока дѣло обстоитъ такъ: мы не даемъ Церкви въ жертву и расправу предателямъ и гнуснымъ политиканамъ и агентамъ безбожія и разрушенія. И этимъ протестомъ не сами откалываемся отъ нея, а ихъ откалываемъ отъ себя и дерзновенно говоримъ: не только не выходили, не выходимъ и никогда не выйдемъ изъ нѣдръ истинной Православной Церкви, а врагами ея, предателями и убійцами считаемъ тѣхъ, кто не съ нами и не за насъ, а противъ насъ. Не мы уходимъ въ расколъ, не подчиняясь Митроп. Сергію, а Вы, ему послушные, идете за нимъ въ пропасть церковнаго осужденія. Мы зовемъ Васъ и укрѣпляемъ Ваши силы на борьбу за независимость Церкви, только совсѣмъ не такъ, какъ Вы полагаете должнымъ. Не согласіемъ съ поработителями этой Церкви и убійцами ея святой независимости, выявляющейся /с. 7/ сейчасъ въ ея святомъ безправіи, а громкимъ и рѣшительнымъ протестомъ противъ всякаго соглашательства, лицемѣрныхъ и лживыхъ компромиссовъ и предательства интересовъ ея — интересамъ безбожнаго мракобѣсія и ожесточенной борьбы со Христомъ и Его Церковью.

Ужели Вы не видите несогласимое ничѣмъ противорѣчіе и несообразность въ Вашей диллемѣ: «снимаете-ли Вы съ насъ послушаніе Вамъ тѣмъ, что уходите въ расколъ, или, подчиняясь Митроп. Сергію, укрѣпляете и въ насъ силы на борьбу за независимость Св. Церкни». Я ухожу въ расколъ?! Подчиненіе Сергію — борьба за независимость Церкви?! Милый мой! Да надъ этимъ посмѣется любая ленинградская старуха!

Можетъ быть, не спорю, «васъ пока больше, чѣмъ насъ». И пусть «за мной нѣтъ большой массы», какъ говорите Вы. Но я не сочту себя никогда раскольникомъ, хотя бы и остался въ единственномъ числѣ, какъ нѣкогда одинъ изъ св. исповѣдниковъ. Дѣло вовсе не въ количествѣ, не забудьте ни на минуту этого: Сынъ Божій «когда вновь придетъ, найдетъ ли вообще вѣрныхъ на землѣ». И можетъ быть послѣдніе «бунтовщики» противъ предателей Церкви и пособниковъ ея разоренія будутъ не только не епископы и не протоіереи, а самые простые смертные, какъ и у Креста Христова Его послѣдній страдальческій вздохъ приняли немногіе близкіе Ему простые души.

Итакъ, дорогой отче, не судите меня строго, особенно Вашимъ Вальсамономъ. Полагаю, что онъ былъ далеко не то, что сами авторы св. правилъ въ понятному каждому смыслѣ и безъ толкователей [2] и что во всякомъ случаѣ этотъ Вальсамонъ не можетъ быть авторитетнымъ и вѣрнымъ толкователемъ нашихъ событій, непредусмотрѣнныхъ никакими толкованіями и правилами.

Не судите же меня такъ строго и четко усвойте слѣдующее:

1. Я отнюдь не раскольникъ, и зову не къ расколу, а къ очищенію Церкви отъ сѣющихъ истинный расколъ и вызывающихъ его.

2. Указаніе другому его заблужденій и неправоты не есть расколъ, а по просту говоря — введеніе въ оглобли разнуздавшагося коня.

3. Отказъ принять здравые упреки и указанія есть дѣйствительно расколъ и попраніе истины.

4. Въ строеніи церковной жизни участники — не одни только верхушки, а все тѣло церковное, и раскольникъ тотъ, кто присваиваетъ себѣ права, превышающія его полномочія и отъ имени Церкви дерзаетъ говорить то, чего не раздѣляютъ остальные его собратія.

5. Такимъ раскольникомъ показалъ себя Митр. Сергій, далеко превысивъ свои полномочія и отвергнувъ и презрѣвъ голосъ многихъ другихъ святителей, въ средѣ коихъ и сохраняется чистая истина.

Вскользь Вы упоминаете, что въ числѣ путей къ истинѣ «Христосъ указалъ намъ еще одинъ новый путь: да любите другъ друга», каковой путь, повидимому, Вы считаете мной упущеннымъ изъ виду при моихъ дѣйствіяхъ. На это я Вамъ напомню, отче, дивное заключеніе Митр. Филарета въ словѣ о любви къ врагамъ: — «Гнушайтесь убо врагами Божіими, поражайте враговъ отечества, любите враги ваша». Аминь. (Т. I, стр. 285. Слово въ нед. 19 по Пятидес. Ср. еще Апостола любви 2-е Іоан. I, 10-11).

Защитники Сергія говорятъ, что каноны позволяютъ отлагаться отъ епископа только за ересь, осужденную соборомъ; противъ этого возража/с. 8/ютъ, что дѣянія Митр. Сергія достаточно подводятся и подъ это условіе, если имѣть въ виду столь явное нарушеніе имъ свободы и достоинства Церкви, единой, святой, Соборной и Апостольской.

А сверхъ того, каноны вѣдь многое не могли предусматривать. И можно ли спорить о томъ, что хуже и вреднѣе всякой ереси, когда вонзаютъ ножъ въ самое сердце Церкви, — ея свободу и достоинство. Что вреднѣе еретикъ или убійца?

«Да не утратимъ по малу, непримѣтно, той свободы, которую даровалъ намъ Кровію Своею Господь нашъ Іисусъ Христосъ, Освободитель всѣхъ человѣковъ» (8 прав. III Вселенскаго Собора).

Резолюція Митрополита Іосифа о согласіи его возглавлять движение отложившихся Петроградской епархіи.

Митрополитъ Ярославскій Агаѳангелъ съ прочими епископами Ярославской Церковной области, отдѣлились также отъ Митр. Сергія и объявили себя самостоятельными въ управленіи ввѣренными имъ паствами, къ чему я присоединилъ свой голосъ. По сему благому примѣру, нахожу благовременнымъ открыто благословить подобное же правильное отдѣленіе части Ленинградскаго духовенства со своими паствами. Согласенъ на просьбу возглавить это движеніе своимъ духовнымъ руководствомъ и молитвеннымъ общеніемъ и попеченіемъ; готовъ не отказать въ томъ же и другимъ, желающимъ послѣдовать доброму рѣшенію ревнителей Христовой истины. Молю Господа, да сохранитъ всѣхъ насъ въ единомысліи и святой твердости духа въ переживаемомъ Церковью новомъ испытаніи.

М. І.       

Обращеніе Митрополита Іосифа къ Петроградской паствѣ.

Архипастыри Ярославской Церковной области — Агаѳангелъ, Митрополитъ Ярославскій, Серафимъ, Архіепископъ Угличскій, бывшій замѣститель патріаршаго Мѣстоблюстителя, Архіепископъ Варлаамъ, бывш. Псковскій Управляющій Дашедовскимъ викаріатствомъ Ярославской епархіи и Преосв. Евгеній, Епископъ Ростовскій — особымъ актомъ объявили о своемъ отдѣленіи отъ Митроп. Сергія и о самостоятельномъ отнынѣ управленіи ввѣренными имъ отъ Бога паствами. Актъ, подписанный 27 анваря, настолько вызывается обстоятельствами времени и настроеніемъ вѣрующихъ массъ народа, и настолько обстоятельно обосновываетъ данное отдѣленіе, что я, проживающій въ Ярославской области принялъ въ немъ участіе и скрѣпилъ своею подписью. Такимъ образомъ, всѣ распоряженія Митр. Сергія отнынѣ для насъ не имѣютъ никакой силы. Это даетъ мнѣ основаніе вновь опротестовать свое незаконное удаленіе отъ Ленинградской паствы и требовать канонически правильнаго рѣшенія этого вопроса надлежащимъ судомъ Православныхъ епископовъ. А до такого рѣшенія я считаю себя не въ правѣ предоставить ввѣренную мнѣ паству (по смыслу 16 правила Двукратнаго Собора) произволу непользующихся нашимъ довѣріемъ Церковныхъ администраторовъ, а передъ Господомъ Богомъ и своею совѣстію пріемлю долгъ принятія мѣръ къ умиротворенію смущенной и взволнованной своей паствы. Для сего призываю прежде всего моихъ викарныхъ епископовъ къ единомысленному со мною служенію Ленинградской паствѣ. Преосвященному Епископу Гдовскому Димитрію передаю временное управленіе Ленинградской епархіей. Преосвященнаго Григорія прошу также продолжать служеніе въ /с. 9/ св. Александровской Лаврѣ въ званіи ея единомысленнаго со мною намѣстника.

Пастырей и всѣхъ вѣрующихъ, призывая на нихъ Божіе благословеніе, прошу и молю довѣриться нашему руководству и архипастырскому попеченію, мирно и тихо продолжая дѣло молитвы, душевнаго спасенія и Богослуженія, смиренно повинуясь гражданской власти, не находящей пока возможности допустить мое недостоинство до непосредственнаго молитвеннаго общенія со ввѣренной мнѣ паствой, буду, находясь вдали, въ постоянной молитвенной о ней памяти и попеченіи, прося возносить и мое имя за Богослуженіемъ по установленному порядку. Да услышитъ Господь наши общіе стоны и да благословитъ миромъ и тишиною нашу многострадальную Церковь.

Ленинградскій Митрополитъ Іосифъ.       

Г. Ростовъ-Ярославскій.

Письмо Епископа Гдовскаго Димитрія, врем. упр. Ленинградской епархіей, къ отцамъ настоятелямъ отъ 4 января 1928 г.

Дорогіе о Господѣ о.о. Настоятели.

Въ отвѣтъ на прошеніе Ваше отъ 30/XII ст. ст., обращенное къ моему недостоинству, отвѣтствую, что съ любовью пріемлю Васъ въ свое молитвенное общеніе и архипастырское руководство и самъ прошу усердно вашихъ св. молитвъ о мнѣ грѣшномъ, да дастъ намъ Господь Богъ, по богатству благодати Своей, пребыть вѣрными Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви, возглавляемыми въ порядкѣ земного церковнаго священноначалія Мѣстоблюстителемъ Патріаршимъ Петромъ, Митроп. Крутицкимъ впредь до того времени, какъ совершенный помѣстный Соборъ Русской Церкви представленный всѣмъ наличнымъ епископатомъ, т. е. теперешними изгнанниками-исповѣдниками не оправдаетъ нашего образа дѣйствій своей соборной властью, или же до тѣхъ поръ, пока самъ Митрополитъ Сергій пришедъ въ себя не покается въ томъ, что погрѣшилъ не только противъ каноническаго строя Церкви, но и догматически противъ ея лица, похуливъ святость подвига ея исповѣдниковъ подозрѣніемъ въ нечистотѣ ихъ христіанскихъ убѣжденій, смѣшанныхъ, яко бы, съ политикой, соборность — своими и синодскими насильственными дѣйствіями, апостольство — подчиненіе Церкви мірскимъ порядкамъ и внутреннимъ (при сохраненіи ложнаго единенія) разрывомъ съ Митр. Петромъ, не уполномочившимъ Митр. Сергія на его послѣднія дѣянія, начиная посланіемъ отъ 16/29 іюля с. г. «Тѣмъ же убо, братіе, стойте и держите преданія».

Вашъ богомолецъ Димитрій, Еп. Гдовскій.       

Ленинградъ, 4/17 янв. 1928 г.

Выписка изъ протокола заседанія Патріаршаго Синода отъ 19/X — 1927 года, № 524 [3].

Въ соотвѣтствіи съ 14 Апост. правиломъ и 18 Антіох. и толков. на 15 прав. 1-го Вселенскаго Собора, считать Митрополита Іосифа перемѣщеннымъ /с. 10/ на Одесскую каѳедру и предложить ему не соблазняться легкою возможностью жить въ Ростовѣ, что производитъ смущеніе среди вѣрующихъ, какъ въ Ленинградѣ, такъ и въ Ростовѣ, въ порядкѣ церковнаго послушанія и дисциилины, вступить въ управленіе Одесской Епархіей, войти въ надлежащія сношенія съ мѣстной гражданской властью на предметъ организаціи Епарх. Управленія.

Изъ отвѣта Митрополита Петроградскаго Іосифа по поводу его перемѣщенія.

...По поводу цитируемыхъ въ постановленіи Правилъ (14 Апостол., 18 Антіох. Собор. и 15-го I Вселенск. Соб.) долженъ сказать, что всѣ они говорятъ въ мою защиту. Настолько-ли ослѣпилъ Господь очи моихъ судей, чтобы не видѣтъ, что 14-е Апост. правило какъ разъ воспрещаетъ мнѣ «оставлять свою (Петр.) Епархію и во иную переходити, аще бы и отъ многихъ убѣждаемъ былъ». Что хочется сказать ссылкой на 18-е правило Антіохійскаго Собора, для меня не ясно. Если здѣсь видятъ основаніе для моего удаленія въ выраженіи: «по непріятію его народомъ», то какой же это «народъ» — жалкая кучка интригановъ, возглавляемыхъ двумя, забывшими свой долгъ, смутьянами, извѣстными своимъ давнимъ угодничествомъ врагамъ Церкви. Всякія другія причины, отъ меня независящія, тоже не могутъ быть основаніемъ для удаленія, ибо они вполнѣ могли быть преодолѣны такъ или иначе настойчивостью и твердостью обязаннаго болѣе всего блюсти достоинство и свободу церкви. Основная же мысль и этого правила говоритъ въ мою пользу — «не лишать меня чести и служенія епископскаго», хотя бы и въ Ростовѣ, кромѣ котораго мнѣ дѣваться некуда.

Наконецъ, 15 Прав. 1-го Вселенскаго Собора велитъ «совершенно прекратить» вызывающій смятеніе и неустройство пагубный для Церкви обычай перекидывать Архіереевъ изъ города въ городъ. И если бы я допустилъ сдѣлать съ собою таковое противное Собору Св. Отцовъ дѣло, то распоряженіе это — «да будетъ совершенно недѣйствительно» и удаленный «да будетъ возвращенъ» опять въ свою Церковь.

Больше и лучше этого сказать ничего не могу. Отъ всякихъ дальнѣйшихъ безполезныхъ пререканій отказываюсь. Ставлю точку и предаю свое дѣло Суду Божію. Суди Господи судъ мой и прю мою. Да будетъ воля Твоя.

Митрополитъ Іосифъ.       

Изъ посланія Ярославскихъ Архипастырей, 6 февраля 1928 г.

Высокопреосвященнѣйшему Сергію, Замѣстителю Патріаршаго Мѣстоблюстителя.

Ваше Высокопреосвященство... Въ своемъ обращеніи къ чадамъ Православной Церкви 29/VII -1927 г. Вы въ категорической формѣ объявляете такую программу Вашей будущей руководящей дѣятельности, осуществленіе которой неминуемо принесло бы Церкви новыя бѣдствія, усугубило бы обдержащія ее недуги и страданія. По Вашей программѣ, начало духовное и Божественное въ домостроительствѣ церковномъ всецѣло подчиняется началу мірскому и земному, во главу угла полагается не всемѣрное попеченіе объ огражденіи истинной вѣры и христіанскаго благочестія, а никому и ничему не нужное угодничество «внѣшнимъ», не оставляющее мѣста для важнѣйшаго условія устроенія внутренней церковной жизни по завѣтамъ Христа и Евангелія — свободы, дарованной Церкви ея Небеснымъ Основателемъ и присущей самой природѣ ей (Церкви). Чадамъ Церкви и прежде /с. 11/ всего, конечно, епископату Вы вмѣняете въ обязанность — лойяльное отношеніе къ гражданской власти.

Мы привѣтствуемъ это требованіе и свидѣтельствуемъ, что мы всегда были, есть и будемъ честными и добросовѣстными гражданами нашей родной страны, но это, полагаемъ, не имѣетъ ничего общаго съ навязываемымъ Вами политиканствомъ и заигрываніемъ и не обязываетъ чадъ Церкви къ добровольному отказу отъ тѣхъ правъ свободнаго устроенія внутренней религіозной жизни церковнаго общества, которыя даны ему самою же гражданскою властью (избраніе общинами вѣрующихъ духовныхъ руководителей себѣ).

На мѣсто возвращенной внутрицерковной свободы Вами широко применяется административный произволъ, отъ котораго много терпѣла Церковь и раньше. По личному своему усмотрѣнію Вы практикуете безцѣльное, ничѣмъ не оправдываемое перемѣщеніе епископовъ, часто вопреки желанію ихъ самихъ и ихъ паствы, назначеніе викаріевъ безъ вѣдома епархіальныхъ архіереевъ, запрещеніе неугодныхъ Вамъ епископовъ въ священнослуженіи и т. д.

Все это и многое другое въ области Вашего управленія Церковью, являясь, по нашему глубокому убѣжденію, явнымъ нарушеніемъ Всероссійскаго Собора 1917-1918 гг. и усиливая все болѣе и болѣе нестроенія и разруху въ церковной жизни, вынуждаетъ насъ, заявить Вашему Высокопреосвященству:

Мы, епископы Ярославской Церковной области, сознавая лежащую на насъ отвѣтственность передъ Богомъ за ввѣренныхъ нашему пастырскому руководству чистоту Св. Православной Вѣры и завѣщанную Христомъ свободу устроенія внутренней религіозно-церковной жизни, въ цѣляхъ успокоенія смущенной совѣсти вѣрующихъ, за неимѣніемъ иного выхода изъ создавшагося рокового для Церкви положенія, отнынѣ отдѣляемся отъ Васъ и отказываемся признавать за Вами и за Вашимъ Синодомъ право на высшее управленіе Церковью.

Настоящее рѣшеніе наше остается въ силѣ впредь до сознанія Вами неправильности Вашихъ руководственныхъ дѣйствій и мѣропріятій и открытаго раскаянія въ Вашихъ заблужденіяхъ, или до возвращенія къ власти Высокопреосвященнаго Митрополита Петра.

Агаѳангелъ, Митрополитъ Ярославскій.

Серафимъ, Архіепископъ Угличскій (Викарій Ярославской Епархіи, б. замѣститель Патріаршаго Мѣстоблюстителя).

Митрополитъ Іосифъ (3-й изъ указанныхъ Патріаршимъ Мѣстоблюстителемъ Замѣстителей).

Архіепископъ Варлаамъ, б. Пермскій, временно управляющій Любимскимъ Викаріатствомъ.

Евгеній, Епископъ Ростовскій (Викарій Ярославской Епархіи).

1928 г. 6-го февраля.

Примѣчанія:
[1] По первоначальнымъ заграничнымъ свѣдѣніямъ, Мѣстоблюститель Патріаршаго Престола Петръ Митрополитъ Крутицкій умеръ въ заключеніи или въ ссылкѣ въ самомъ концѣ 1936 г. (см. I т. стр. 35-143, 180). По другимъ же свѣдѣніямъ, не вполнѣ провѣреннымъ, онъ былъ живъ еще въ 1937 г. См. въ концѣ «Дополненія и поправки къ 1-му тому».
[2] Не потому ли въ моей «Книгѣ Правилъ» даже не упомянуто никакого Вальсамона.
[3] Объявивъ новый курсъ церковной политики въ іюлѣ 1927 г. и провѣряя подчиненіе себѣ епископата, М. Сергій сдѣлалъ массовыя перемѣщенія его. М. Іосифъ отвергъ перемѣщеніе свое изъ Ленинграда въ Одессу, не смотря на то, что и до своего ареста не былъ допущенъ властями къ пребыванію на своей каѳедрѣ, пребывъ на ней очень мало.

Источникъ: Новые мученики Россійскіе. Второй томъ собранія матеріаловъ. Составилъ Протопресвитеръ М. Польскій. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1957. — С. 1-11.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.