Церковный календарь
Новости


2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
2018-09-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Кончина и погребеніе Блаж. Митр. Антонія (1970)
2018-09-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 60-е (5 декабря 1917 г.)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Какъ Митр. Антоній создалъ Зарубежную Церковь (1970)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Митрополитъ Антоній какъ учитель пастырства (1970)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 24 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Протопресвит. Михаилъ Польскій († 1960 г.).

Протопресвитеръ Михаилъ Польскій († 1960 г.) родился 24 октября (6 ноября) 1891 г. въ станицѣ Новотроицкой Кубанской области въ семьѣ псаломщика. Окончилъ Ставропольскую духовную семинарію (1914) и по ея окончаніи работалъ противосектантскимъ миссіонеромъ. Священникъ (1920). Въ 1921 г. поступилъ въ Московскую духовную академію, которая вскорѣ была закрыта. Въ 1923 г. арестованъ и послѣ тюремнаго заключенія былъ сосланъ въ Соловецкій лагерь, а въ 1929 г. — на 3 года въ Зырянскій край. Въ 1930 г. бѣжалъ изъ ссылки и покинулъ Россію, перейдя россійско-персидскую границу. Сначала попалъ въ Палестину, потомъ (съ 1938 по 1948 гг.) былъ настоятелемъ прихода въ Лондонѣ въ юрисдикціи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Въ 1948 г. переѣхалъ въ США. Служилъ въ каѳедральномъ соборѣ «Всѣхъ скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ-Франциско (шт. Калифорнія, США) (съ 1952 г. — старшимъ каѳедральнымъ протоіереемъ указаннаго собора). Послѣ побѣды въ 1949 г. на т. н. «Лосъ-Анжелосскомъ процессѣ», гдѣ о. Михаилъ защитилъ каноническую правоту РПЦЗ какъ экспертъ-канонистъ, онъ былъ возведенъ въ санъ протопресвитера. Въ 1955 г. упомянутъ какъ каѳедральный протопресвитеръ, замѣститель предсѣдателя епархіальнаго совѣта Западно-Американской епархіи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Ушелъ на покой въ 1959 г. Скончался 8 (21) мая 1960 г. въ Санъ-Франциско. Похороненъ на Сербскомъ кладбищѣ подъ Санъ-Франциско.

Сочиненія протопресвит. Михаила Польскаго

Протопр. Михаилъ Польскій († 1960 г.).
НОВЫЕ МУЧЕНИКИ РОССІЙСКІЕ.
Второй томъ собранія матеріаловъ. Jordanville, 1957.

Глава VIII.
Епископъ Аркадій, викарій Полтавской епархіи.

Молодымъ священникомъ о. Аркадій Остальскій прибылъ съ фронта въ Житоміръ въ 1917 г., и получилъ маленькую церковь въ центрѣ города, при которой организовалъ братство. Ранѣе онъ былъ, въ г. Старо-Константиновѣ. Несмотря на начавшіяся въ эти годы (1917-1918) гоненія на Церковь о. Аркадій со всѣмъ пыломъ молодой натуры устремляется на защиту вѣры православной, и привлекаетъ своими проповѣдями огромное количество молящихся. Ежедневныя утромъ и вечеромъ Богослуженія, совершаемыя о. Аркадіемъ и его пламенныя проповѣди и утѣшенія вносили теплую струю радости въ измученныя сердца людей. Гоненія на Церковь съ каждымъ годомъ усиливались и работа Братства проходила въ чрезвычайно трудныхъ и опасныхъ условіхъ. ЧК преслѣдовало вѣрующихъ, закрывались церкви, увольняли съ работы за религіозныя убѣжденія. О. Аркадій, всегда вдохновенный, горящій небеснымъ огнемъ, все болѣе и болѣе привлекалъ къ себѣ вѣрующихъ и объединялъ ихъ единой мыслью о Господѣ. Братство имѣло много заботъ: помогали бѣднымъ, больнымъ, обучали дѣтей Закону Божіему, хоронили умершихъ. Всѣ члены Братства были полны энтузіазма, а горячія молитвы о. Аркадія всѣхъ воодушевляли. Популярность о. Аркадія все возрастала. Притокъ молящихся и прихожанъ выросъ настолько, что о. Аркадій не въ силахъ былъ выполнять требы, особенно исповѣдь. О. Аркадій вынужденъ былъ примѣнять иногда общую исповѣдь, представлявшую собою умилительную картину. Всѣ исповѣдники стояли на колѣняхъ, а очи ихъ были направлены на стоявшій впереди крестъ съ изображеніемъ Распятія. О. Аркадій, стоя на амвонѣ, призывалъ къ покаянію въ совершенныхъ грѣхахъ.

Но вотъ появляется въ 1921 г. декретъ объ изъятіи цѣнностей. Св. Патріархъ Тихонъ объявляетъ всѣмъ вѣрующимъ о недопустимости добровольной сдачи церковныхъ цѣнностей въ руки невѣрныхъ и особенно св. чашъ, освященныхъ благодатію Божіей. О. Аркадій, какъ преданный сынъ Церкви подчи/с. 85/няется указаніямъ Свят. Патріарха и цѣнностей не сдаетъ. Но сатанинская власть дѣлаетъ свое дѣло. Однажды послѣ совершенія Божественной Литургіи при выходѣ изъ храма о. Аркадій арестовывается агентами ЧЕКА. Вся огромная толпа молящихся двинулась вмѣстѣ съ арестованнымъ о. Аркадіемъ къ зданію ЧЕКА. Разъяренные солдаты-чекисты оттянули всю толпу къ забору, взяли ружья на изготовку и злобно закричали: «разойдитесь по домамъ, иначе — стрѣлять будемъ!» Всѣ молчали, прижавшись другъ къ другу, притаивъ дыханіе.

Но вотъ выступаетъ монахиня Серафима и смѣло говоритъ: «Нѣтъ, мы не уйдемъ, пока вы не отпустите нашего Батюшку, — или берите насъ всѣхъ вмѣстѣ съ нимъ». Солдаты опустили винтовки и насъ всѣхъ — разсказываетъ свидѣтельница, — повели въ подвалъ ЧК. Было жутко и радостно. Вѣсть о событіи съ о. Аркадіемъ мгновенно облетѣла весь городъ. Въ ЧК’а стали присылать безчисленное множество посылокъ.

Арестованные были сыты, также какъ и конвой. Подъ руководствомъ монахини А. въ подвалѣ ЧК’а пѣли церковныя пѣснопѣнія. Изрѣдка черезъ окно видѣли о. Аркадія выведеннаго на прогулку во дворѣ. О. Аркадій украдкой осѣнялъ насъ крестнымъ знаменіемъ. Такъ прошло два дня. Наконецъ, въ камеру пришелъ начальникъ ЧК’а Потаповъ и спросилъ насъ — «долго ли мы будемъ упорствовать?» Снова монахиня Серафима выступила отъ лица всѣхъ и сказала: — «У васъ, товарищъ начальникъ, такое доброе лицо; вы, навѣрное, никому не хотите зла. Отпустите намъ нашего батюшку». Начальникъ улыбнулся и приказалъ выходить по одиночкѣ къ слѣдователю.

Слѣдователь предлагалъ каждому изъ насъ подписать уже приготовленную бумагу, въ которой о. Аркадій обвинялся въ сопротивленіи совѣтской власти и въ возбужденіи народа противъ нея. Я отказалась подписать эту фальшивку, но слѣдователь заявилъ, что если я не согласна съ ея содержаніемъ, нужно сдѣлать оговорку. Такъ я и сдѣлала, написавъ, что люди пошли за о. Аркадіемъ по собственной волѣ, а вовсе не по его наущенію.

Спустя нѣкоторое время объявляется надъ о. Аркадіемъ открытый судъ. Къ суду было вызвано очень много свидѣтелей. Всѣ они говорили одно и то-же, отзываясь объ о. Аркадіи, какъ о прекрасномъ человѣкѣ, безсребренникѣ, священникѣ, всю свою жизнь отдавшему только на служеніе Богу и людямъ. Приводилось много примѣровъ его доброты и исключительной самоотверженности. Казалось, что послѣ всѣхъ этихъ свидѣтельскихъ показаній, личность о. Аркадія всесторонне освѣщена и уликъ никакихъ нѣтъ. Но прокуроръ, молодой, весьма гордый и /с. 86/ самоувѣренный, съ циничной откровенностью заявилъ, что вся характеристика, данная свидѣтелями объ о. Аркадіи является не оправданіемъ, а усугубленіемъ предъявленнаго обвиненія, ибо идеи, такъ горячо проповѣдуемыя и приводимыя имъ въ жизнь, противорѣчатъ идеямъ сов. власти, и что подобныя лица не только не нужны сов. государству, но и крайне вредны. Самымъ возмутительнымъ обвиненіемъ, которое прокуроръ предъявилъ о. Аркадію — это возбужденіе толпы противъ совѣтской власти, въ то время, когда о. Аркадій въ своихъ проповѣдяхъ никогда не затрагивалъ политическихъ вопросовъ. Но судъ совѣтскій былъ безпощаденъ. Приговоръ — смертная казнь, но таковая замѣняется 10-ю годами тюремнаго заключенія на сѣверѣ. Приговоренный о. Аркадій былъ отведенъ подъ сильнымъ конвоемъ въ тюрьму, но народъ его сопровождалъ всю дорогу. Больно и горько было на душѣ. Лишь одно радовало, что вся эта огромная толпа вѣрила въ Правду Божію.

Шли годы. Церковь была закрыта и братство также. Но все же члены братства продолжали тайно работать, собираясь временами, то на квартирѣ матери о. Аркадія, то у кого-либо изъ членовъ Братства.

Прошли годы его заточенія. Освобождаясь съ мѣста ссылки о. Аркадій ѣдетъ въ Саровъ, въ обитель преп. Серафима. Здѣсь онъ преображается постригомъ въ монахи. Еще въ бытность его священникомъ, онъ разошелся со своей женой. Чисто свѣтская дама, она оставила его и вышла замужъ за совѣтчика. И почти всю свою священническую дѣятельность о. Аркадій провелъ въ одиночествѣ. По принятіи о. Аркадіемъ монашества онъ былъ хиротонисанъ въ концѣ двадцатыхъ годовъ въ санъ Епископа, викарія Полтавской епархіи. Пробывъ недолго въ Лубнахъ, онъ былъ арестованъ и сосланъ въ Казань, оттуда онъ бѣжалъ и, долгое время, скрываясь, жилъ въ Петроградѣ. Жилъ онъ на Кіевскомъ подворьѣ, служа тайно. Затѣмъ онъ выѣхалъ въ Москву и былъ арестованъ и посаженъ въ Бутырскую тюрьму. Затѣмъ былъ сосланъ въ Соловки. Оттуда былъ выпущенъ. Въ 1934 г. былъ инкогнито у Владыки схіархіепископа Антонія въ Кіевѣ. Вскорѣ онъ былъ снова арестованъ въ г. Рыльскѣ.

Въ одно изъ пребываній его въ Москвѣ въ нѣсколько свободныхъ условіяхъ, одна изъ обращенныхъ имъ къ вѣрѣ женщинъ, Надежда Ал., обладающая поэтическимъ талантомъ написала о Владыкѣ Аркадіи два стихотворенія. Одно — описаніе торжественной праздничной службы въ Москвѣ: — множество молящихся, храмъ залитъ свѣтомъ, епископъ, окруженный любящими, — и всюду духовная радость, красота и молитвенный /с. 87/ восторгъ. Другое стихотвореніе относится къ новымъ испытаніямъ, какія пришлось епископу Аркадію перенести въ связи съ новымъ арестомъ и ссылкой въ Соловки. Въ этомъ стихотвореніи описываетъ отъѣздъ епископа Аркадія въ ссылку: — ночь, одиноко стоящія женщины, отправка арестованнаго, рѣшетки вагона, появленіе епископа Аркадія, послѣднее его троекратное благословеніе.

Вся жизнь еп. Аркадія — одни страданія за Христа. Едва пріѣдетъ изъ ссылки, какъ черезъ мѣсяцъ снова арестовывается и ссылается.

Въ дни свободы приходилось часто скрываться, а иногда тайно онъ пріѣзжалъ къ матери, куда въѣздъ ему былъ воспрещенъ. Однажды, возвращаясь изъ ссылки и будучи тайно въ Москвѣ, еп. Аркадій рѣшилъ обратиться къ митрополиту Сергію за совѣтомъ, какъ ему быть и что дѣлать. Митрополитъ Сергій, прежде чѣмъ разговаривать, потребовалъ отъ еп. Аркадія немедленной явки его въ НКВД.

Послѣ ссылки на сѣверъ онъ вернулся незадолго передъ началомъ второй войны совершенно сѣдымъ. Онъ разсказывалъ, что на Соловкахъ ему предложили остаться добровольно на службѣ въ качествѣ кассира и что обѣщали прекратить за нимъ преслѣдованіе, если онъ откажется отъ священнослуженія. Но онъ предпочелъ жизнь въ сплошныхъ лишеніяхъ, имѣя въ сердцѣ своемъ Господа Бога.

Совсѣмъ незадолго до нѣмецкой оккупаціи Еп. Аркадій былъ еще разъ въ Житомірѣ, повидалъ близкихъ ему людей и членовъ Братства, а затѣмъ уѣхалъ куда-то на Волгу. И тамъ былъ арестованъ и сосланъ, о чемъ извѣстила его друзей его квартирная хозяйка. Съ 1937 г. съ начала послѣдняго страшнаго террора, никакихъ свѣдѣній о немъ не поступало, и можно полагать, что изъ ссылки онъ болѣе не возвращался.

Источникъ: Новые мученики Россійскіе. Второй томъ собранія матеріаловъ. Составилъ Протопресвитеръ М. Польскій. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1957. — С. 84-87.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.