Церковный календарь
Новости


2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 15 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Протопресвит. Михаилъ Польскій († 1960 г.).

Протопресвитеръ Михаилъ Польскій († 1960 г.) родился 24 октября (6 ноября) 1891 г. въ станицѣ Новотроицкой Кубанской области въ семьѣ псаломщика. Окончилъ Ставропольскую духовную семинарію (1914) и по ея окончаніи работалъ противосектантскимъ миссіонеромъ. Священникъ (1920). Въ 1921 г. поступилъ въ Московскую духовную академію, которая вскорѣ была закрыта. Въ 1923 г. арестованъ и послѣ тюремнаго заключенія былъ сосланъ въ Соловецкій лагерь, а въ 1929 г. — на 3 года въ Зырянскій край. Въ 1930 г. бѣжалъ изъ ссылки и покинулъ Россію, перейдя россійско-персидскую границу. Сначала попалъ въ Палестину, потомъ (съ 1938 по 1948 гг.) былъ настоятелемъ прихода въ Лондонѣ въ юрисдикціи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Въ 1948 г. переѣхалъ въ США. Служилъ въ каѳедральномъ соборѣ «Всѣхъ скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ-Франциско (шт. Калифорнія, США) (съ 1952 г. — старшимъ каѳедральнымъ протоіереемъ указаннаго собора). Послѣ побѣды въ 1949 г. на т. н. «Лосъ-Анжелосскомъ процессѣ», гдѣ о. Михаилъ защитилъ каноническую правоту РПЦЗ какъ экспертъ-канонистъ, онъ былъ возведенъ въ санъ протопресвитера. Въ 1955 г. упомянутъ какъ каѳедральный протопресвитеръ, замѣститель предсѣдателя епархіальнаго совѣта Западно-Американской епархіи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Ушелъ на покой въ 1959 г. Скончался 8 (21) мая 1960 г. въ Санъ-Франциско. Похороненъ на Сербскомъ кладбищѣ подъ Санъ-Франциско.

Сочиненія протопресвит. Михаила Польскаго

Протопр. Михаилъ Польскій († 1960 г.).
НОВЫЕ МУЧЕНИКИ РОССІЙСКІЕ.
Второй томъ собранія матеріаловъ. Jordanville, 1957.

Глава IX.
Епископатъ Украинскаго Экзархата.

Кромѣ отдѣльныхъ главъ, посвященныхъ выше жизни и страданіямъ епископовъ Украины Василія Прилукскаго, Александра Харьковскаго и Аркадія имѣются краткія свѣдѣнія и о другихъ епископахъ этого края.

Константинъ, митрополитъ Кіевскій.

Митрополитъ Константинъ (Дьяковъ), послѣдній Экзархъ Украины, хиротонисанъ Святѣйшимъ Патріархомъ Тихономъ въ 1923 г. для Харькова. Въ 1935 г. онъ переѣхалъ изъ Харькова въ Кіевъ. При немъ былъ полный разгромъ православной Церкви на Украинѣ. Митрополитъ Константинъ въ октябрѣ 1937 г. былъ арестованъ и черезъ 12 дней разстрѣлянъ. Его родственница сильно горевала, а особенно изъ-за того, что не знала, гдѣ его тѣло было похоронено. И вотъ, спустя нѣкоторое время, Владыка Митрополитъ Константинъ явился ей въ полувидѣніи, какъ бы на одномъ пустырѣ у свѣже насыпаннаго холма и сказалъ: «здѣсь мое лежитъ тѣло». А. Л. пошла искать могилу. Прежде всего она посѣтила Лукьяновское кладбище, расположенное близь Лукьяновской тюрьмы. Долго она изучала лица кладбищенскихъ сторожей и, наконецъ, одно лицо ей внушило довѣріе, и она начала его осторожно опрашивать: не приходилось ли ему зарывать изъ Лукьяновской тюрьмы покойника, притомъ описала примѣты. Оказалось, что она напала, какъ разъ на того могильщика, который, вмѣстѣ съ другими, зарывалъ покойнаго Митрополита Константина. Подъ строгимъ секретомъ онъ ей повѣдалъ подробно, что зналъ и указалъ на кладбищенскомъ пустырѣ холмъ гдѣ былъ зарытъ, вмѣстѣ съ другими, Митрополитъ Константинъ. Все это повѣдала А. Л., когда тайно отпѣвалъ его Владыка схіархіепископъ Антоній. А передъ этимъ приблизительно за годъ были разстрѣляны его дочь Милица и зять Борисъ. Митрополитъ былъ изъ вдовыхъ протоіереевъ.

Пименъ, митрополитъ Харьковскій.

Митрополитъ Пименъ (Пеговъ) до первой міровой войны былъ епископомъ въ Проскуровѣ (на Волыни). Послѣ револю/с. 89/ціи — митрополитомъ въ Харьковѣ. Отличался стойкимъ характеромъ. Терпѣлъ всякія притѣсненія: выдвореніе изъ Успенскаго каѳедральнаго собора, лишеніе монастыря и подворья, угрозы ареста и ссылки, выселеніе на окраину города. Въ условіяхъ борьбы и скудости средствъ издалъ полный православный календарь со святцами. Пользовался довѣріемъ, любовью и уваженіемъ интеллигенціи города. Особенно важной его заслугой было то, что онъ свелъ къ нулю всѣ замыслы и планы обновленчества въ Харьковѣ и церкви остались православными, хотя вначалѣ обновленчество охватило почти всѣ церкви въ городѣ. Это и послужило причиной начавшагося суроваго преслѣдованія Митрополита властью. Поводъ къ аресту былъ найденъ: связь съ иностранными представителями. Въ то время въ Харьковѣ — столицѣ Украины были еще разныя иностранныя консульства. Обвиненіе, конечно, было клеветническое ради ареста. Скончался м. Пименъ въ тюрьмѣ г. Купянска (Харьк. губ.) въ 1933 году.

Парѳеній, епископъ Ананьевскій.

Парѳеній (Брянскихъ), епископъ Ананьевскій, викарій Херсонскій, съ 1922 г. былъ преслѣдуемъ сов. властью. Отличался своей необыкновенной прямотой и всегда безбоязненно обличалъ безбожіе и обновленчество. Въ 1925 г. его выпустили изъ Балтской тюрьмы, гдѣ онъ просидѣлъ всю осень и зиму въ нетопленной камерѣ и безъ оконъ. Прибывъ въ г. Кіевъ и не рѣшаясь идти къ знакомымъ, дабы никого не подвести, онъ, будучи совершенно разслабленнымъ, покрытый струпьями и насѣкомыми, сидѣлъ долгое время въ садикѣ, пока не подошла къ нему старушка Маріамна Никитична, торговавшая сѣмячками. Спросивъ откуда онъ, взяла его къ себѣ въ подвальную лачужку, гдѣ обмыла его и стала лѣчить. Такъ онъ прожилъ у нея тайно съ мѣсяцъ, а затѣмъ она привезла его въ Кіево-Печерскую Лавру, къ знакомому послушнику [1]. Не могла его привести къ Лаврскому начальству, т. к. всѣ жили подъ страхомъ и не каждый могъ принять его, даже на временное жительство. Ибо такимъ, какъ онъ, нельзя было по совѣтскимъ законамъ жить въ большихъ городахъ. Владыка Парѳеній прожилъ въ Лаврѣ съ мѣсяцъ, а затѣмъ онъ связался съ правящимъ Преосвященнымъ, епископомъ Макаріемъ Уманскимъ, и они вмѣстѣ тайно хиротонисали трехъ епископовъ: еп. Сергія (Ку/с. 90/минскаго), еп. Аѳанасія (Молчановскаго) и еп. Ѳеодора (Вышгородскаго). Незадолго передъ этимъ были арестованы и сосланы: митрополитъ Михаилъ (Ермаковъ), Архіепископъ Василій (Богдашевскій), епископъ Назарій (Блиновъ) и епископъ Димитрій (Вербицкій).

Дабы избѣжать новаго ареста Владыка Парѳеній изъ Лавры выѣхалъ въ Москву. Передъ его отъѣздомъ въ келліи того же послушника было тайное совѣщаніе епископовъ Парѳенія, Дамаскина, Макарія, Ѳеодора и Сергія.

Въ Москвѣ Владыка Парѳеній жилъ нѣкоторое время въ Даниловомъ монастырѣ у архіепископа Ѳеодора (Поздѣева). Пробывъ недолго на полулегальномъ положеніи, Владыка Парѳеній былъ снова арестованъ и посаженъ въ Бутырскую тюрьму.

Послѣдній разъ онъ былъ въ 1934 г. въ Кіевѣ у схіархіепископа Антонія въ хибаркѣ на кловѣ подъ горою. Здѣсь же онъ послѣдній разъ встрѣтился съ митрополитомъ Анатоліемъ Одесскимъ (Грисюкомъ). Всѣ три святителя въ послѣдній разъ встрѣтились въ этой жизни. Черезъ нѣкоторое время Владыка Парѳеній вновь былъ арестованъ и въ 1937 г. замученъ въ тюрьмѣ.

Максимъ, епископъ Полонскій, викарій Волынской епархіи.

Епископъ Максимъ (Руберовскій) послѣ неоднократныхъ арестовъ, ссылокъ, послѣдній разъ прибылъ изъ заключенія въ Березовѣ — въ Житоміръ въ 1935 г. Здѣсь онъ жилъ безъ права служенія, питаясь милостынею богомольцевъ. Въ 1937 г. сюда было согнано, какъ бы въ «гетто» все оставшееся на свободѣ духовенство Волыни. Въ августѣ этого года было арестовано почти все духовенство, около 200 человѣкъ, въ томъ числѣ и Владыка Максимъ, а также архимандриты изъ Почаевской Лавры о.о. Алипій и Полихроній и разстрѣляны. Ихъ мученическія тѣла были погребены на Смоленскомъ кладбищѣ. Разстрѣляны они были зимней порой, и близъ живущіе жители кладбища видѣли рано утромъ на снѣгу кровь, которая сочилась отъ тѣлъ, лежащихъ на грузовикахъ. Послѣ этого злодѣянія въ сов. печати появилась статья о томъ, что епископъ Максимъ Руберовскій вмѣстѣ съ арестованнымъ духовенствомъ занимались шпіонажемъ и диверсіонными актами. Православные жители знали, что это значитъ.

Макарій, Архіепископъ Уманскій.

Архіепископъ Макарій замѣнялъ сначала тайно по управленію Кіевской Епархіей митрополита Михаила послѣ его ареста /с. 91/ и ареста всего епископата Украины въ 1925-27-28 г. Изъ военныхъ священниковъ. Пробовалъ организовать тайную церковь и поставилъ тайно двухъ епископовъ, которые должны были продолжать служить священниками съ тѣмъ, чтобы, когда это будетъ нужно, а что будетъ нужно, Владыка Макарій въ этомъ не сомнѣвался, они могли тайно исполнять обязанности епископовъ, ставить священниковъ и т. д. Но объ этомъ донесли и было приказано ихъ «разсекретить». Да и сами тайные епископы хотѣли воспользоваться наступившей передышкой въ гоненіяхъ, думая, что послѣ деклараціи ихъ больше не будетъ. Передъ самымъ возвращеніемъ митрополита Михаила онъ былъ арестованъ въ третій разъ и затѣмъ ему было приказано выѣхать. Въ 1936 г. онъ проживалъ въ г. Костромѣ. Въ концѣ этого года онъ былъ арестованъ и безслѣдно исчезъ.

Никодимъ, Архіепископъ Чигиринскій.

Архіепископъ Никодимъ (Кротковъ), бывшій Кіевскимъ викарнымъ (Чигиринскимъ) къ моменту начала гражданской войны нѣсколько лѣтъ. Былъ арестованъ Петлюровцами и увезенъ въ Галицію въ одно время съ митрополитомъ Антоніемъ. Вернулся при добровольцахъ, эвакуировался съ ними въ Одессу, гдѣ заболѣлъ сыпнымъ тифомъ и дальше слѣдовать не могъ. Остался архіепископомъ Херсонскимъ и Таврическимъ (послѣ процесса архіепископа Димитрія, впослѣдствіи схи-архіепископа Антонія). Вскорѣ былъ арестованъ. Возили изъ тюрьмы въ тюрьму, побывалъ въ Нижегородской тюрьмѣ, причемъ ходили слухи, что тамъ его жестоко избивали плетьми. Пробылъ нѣкоторое время на свободѣ, не занимая никакой епархіи, и былъ высланъ въ Туркестанъ.

По другимъ свѣдѣніямъ архіепископъ Никодимъ былъ Костромскимъ и въ концѣ 1936 г. былъ здѣсь арестованъ и сосланъ въ Кандалакшу, гдѣ не вынесъ тяжкихъ условій жизни въ юртѣ и вскорѣ скончался.

Братья-епископы, Пахомій и Аверкій.

Архіепископъ Пахомій (Черновъ) Черниговскій былъ въ Соловкахъ съ 1927 г. Затѣмъ въ Май-Губѣ, куда онъ прибылъ съ архіеп. Серафимомъ Угличскимъ и епископомъ Иларіономъ Смоленскимъ. Архіеп. Пахомій одинъ разъ вернулся (когда его замѣнялъ епископъ Дамаскинъ), даже повѣрилъ въ декларацію м. Сергія, но приблизительно одновременно съ епископомъ Дамаскинымъ былъ высланъ второй разъ и тогда осозналъ свою ошибку и сталъ непримиримымъ. Послѣднюю ссылку от/с. 92/бывалъ въ г. Яранскѣ, живя подъ домашнимъ арестомъ въ домѣ своего родного брата о. протоіерея А. Когда однажды ГПУ пришло арестовать его брата, влад. Пахомій отъ всего прежде пережитаго не могъ этого вынести и тронулся умомъ. Его взяли въ больницу и онъ тамъ вскорѣ скончался.

Другой братъ владыки Пахомія, епископъ Аверкій Житомірскій, былъ сосланъ приблизительно въ одно время — въ концѣ двадцатыхъ годовъ, но ни разу не возвращался. По другимъ свѣдѣніямъ оба брата-епископы разстрѣляны въ 1937 г.



Епископъ Ѳеодосій (Вашнецовъ), Могилевскій. Былъ въ Могилевѣ въ 1931-1932 гг. Сосланъ въ Маріинскіе лагеря (Сибирь) въ 1933 г., гдѣ мученически скончался 60-ти лѣтъ.

Епископъ Сергій, викарный Каневскаго, былъ арестованъ и высланъ въ Маріинскій край, послѣ деклараціи предложилъ свои услуги митроп. Сергію, былъ назначенъ имъ куда-то на каѳедру, черезъ годъ снова былъ арестованъ и больше слухи о немъ не доходили.

Епископъ Велеріанъ, викарный Подольскій. Очень рано его выслали и больше ничего никогда о немъ не было слышно.

/с. 93/

Архіепископъ Кіевскій Сергій, бывшій Полтавскимъ, убѣжденный сергіанецъ, очень хорошо служилъ, искалъ популярности — и пользовался ею. Затѣмъ впалъ въ немилость, былъ назначенъ во Владиміръ на Клязьмѣ, пробылъ короткое время, былъ арестованъ и высланъ куда-то недалеко, въ Новгородскую или Псковскую область, гдѣ очень топкая грязь. Тамъ былъ въ какомъ-то лагерѣ конюхомъ. Сначала его друзья ѣздили къ нему изъ Кіева, но потомъ перестали пускать, а пробраться черезъ грязь тайкомъ было невозможно. Потомъ перестали доходить вообще всякія свѣдѣнія о немъ.

Въ 1937 г. были въ тюрьмахъ замучены послѣдніе іерархи на Украинѣ (изъ подчинившихся деклараціи м. Сергія, такъ наз. легализованной церкви):

Архіепископъ Георгій (Деліевъ), Екатеринославскій.

Архіепископъ Александръ (Петровскій), управляющій Харьковской епархіей.

/с. 94/

Архіепископъ Филаретъ (Линчевскій), Житомирскій и Волынскій.

Архіепископъ Дамаскинъ (Малюта), Каменецъ-Подольскій, бывшій намѣстникъ Почаевской Лавры, при отступленіи нѣмцевъ и своемъ выѣздѣ изъ города, попалъ къ большевикамъ и исчезъ безслѣдно въ 1944 г.

Такимъ образомъ, въ 1928 г. не оставалось ни одного епископа, дѣйствующаго на всей Украинѣ.



Послѣдніе мученики.
Михаилъ, епископъ Дрогобыческій, и съ нимъ Протоіерей Владиміръ Куновскій.

Методы безпощадной расправы коммунистовъ съ духовенствоемъ въ самое послѣднее время какъ будто терпимыхъ отношеній къ Церкви характеризуется исторіей этихъ послѣднихъ, намъ извѣстныхъ, мучениковъ.

/с. 95/ При массовюмъ возсоединеніи уніатовъ съ Православіемъ послѣ войны, въ 1946 г., римо-католическій священникъ Михаилъ Мельникъ былъ возведенъ въ архимандриты, затѣмъ хиротонисанъ во епископа Дрогобычскаго и Самборгскаго. Онъ родился 21 октября 1903 г., кончилъ семинарію въ Перемышлѣ и Богословскій факультетъ въ Инсбрукѣ въ 1931 г. со степенью доктора богословія и передъ приходомъ совѣтскихъ войскъ былъ въ 1944 г. изъ преподавателей Перемышльской семинаріи назначенъ генеральнымъ викаріемъ Перемышльской епархіи на Дрогобычскую область, гдѣ два года спустя сталъ православнымъ епископомъ.

Въ 1955 году къ его секретарю, протоіерею Владиміру Куновскому, явился католическій священникъ, его другъ юности, по однимъ свѣдѣніямъ отбывшій концлагерь въ Сибири, по другимъ — бѣжавшій оттуда. Епископъ Михаилъ пріютилъ стараго друга и при сочувствіи отца Куновскаго съумѣлъ переправить его на Западъ, о чемъ только впослѣдствіи узнало Дорогобычское отдѣленіе МВД. Но въ Москвѣ рѣшили, что арестъ православнаго епископа, да къ тому же 10 лѣтъ тому назадъ перешедшаю изъ католичества, въ епархіи на границѣ съ Чехословакіей и Венгріей, вызоветъ шумъ заграницей. Патріархъ Алексій, черезъ архіепископа Львовскаго Панкратія (въ міру Петръ Іосифовичъ Кашпарукъ, тоже б. уніатъ), пригласилъ епископа Михаила съ группой руководящаго духовенства его епархіи посѣтить Кіевъ, Москву и Ленинградъ. 7 октября они выѣхали, а 8-го, по пути въ Кіевъ, съ поѣзда былъ снятъ протоіерей Куновскій, оффиціально подъ предлогомъ болѣзни. Къ вечеру они прибыли въ Кіевъ и на другое утро скоропостижно скончался епископъ Михаилъ, неполныхъ 54-хъ лѣтъ и цвѣтущаго здоровья.

Оффиціально было объявлено, что «по пути въ Кіевъ скончался секретарь Дрогобычскаго епархіальнаго управленія протоіерей Владиміръ Куновскій, а въ самомъ Кіевѣ отъ сердечнаго припадка скончался преосвященный епископъ Михаилъ». Безъ вскрытія владыку отпѣли въ Троицкой церкви и на другой день въ закрытомъ гробу отправили въ Дрогобычъ, гдѣ 12 октября его похоронилъ архіепископъ Антоній Станиславскій и Коломійскій (б. уніатскій іеромонахъ Пельвецкій, род. въ 1898 г.). Во избѣжаніе толковъ, никто изъ сопровождавшихъ владыку въ поѣздѣ пастырей не поѣхалъ провожать его гробъ въ Дрогобычъ. Наоборотъ, они сразу послѣ его отпѣванія въ Кіевѣ, выѣхали въ тотъ же день въ Москву, гдѣ провели недѣлю, затѣмъ 5 дней въ Ленинградѣ. Въ Кіевѣ они провели лишь два дня.

/с. 96/ Въ Дрогобычѣ ходятъ двѣ версіи этого загадочнаго случая: по одной, о. Куновскаго на одной изъ станцій вызвали въ пріемный покой и объявили спутникамъ, что онъ заболѣлъ. Они поѣхали дальше и по прибытіи въ Кіевъ получили телеграмму о его кончинѣ. По другой, — онъ вышелъ на станцію и былъ арестованъ.

На другое утро епископъ Михаилъ посѣтилъ резиденцію митрополита Іоанна, гдѣ его допрашивали чекисты, предъявивъ, якобы полученное наканунѣ показаніе его уже умершаго секретаря. Тутъ онъ, по одной версіи, скончался отъ сердечнаго припадка, по другой, былъ отравленъ бесѣдовавшими съ нимъ чекистами. Тѣло было перенесено въ церковь, а растерявшимся его спутникамъ предложено было послѣ отпѣванія немедленно ѣхать дальше въ Москву.

Странное впечатлѣніе производитъ разсказъ въ «Журналѣ Московской Патріархіи» (1956 г. № 1. 16-18 стр.) о кончинѣ на протяженіи однихъ сутокъ сначала секретаря, а затѣмъ самого епископа, которые наканунѣ въ добромъ здравіи выѣхали вмѣстѣ изъ Львова въ Кіевъ. Жутко звучатъ слова: «Архіерейская хиротонія Преосвященнаго Михаила состоялась 25 февраля 1946 года въ Кіевѣ. По волѣ Божіей случилось такъ, что у святынь Кіева Преосвященный Михаилъ и закончилъ свой путь на землѣ.

Примѣчаніе:
[1] Послушникомъ этимъ былъ нынѣ здравствующій Преосвященный Леонтій, Епископъ Сантъягскій и Чилійско-Перуанскій, который не только былъ свидѣтелемъ страданій цѣлаго ряда епископовъ и другихъ духовныхъ лицъ, но ихъ соузникомъ. Цѣлый рядъ свѣдѣній о сихъ мученикахъ полученъ отъ него. См. «Источники».

Источникъ: Новые мученики Россійскіе. Второй томъ собранія матеріаловъ. Составилъ Протопресвитеръ М. Польскій. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1957. — С. 88-96.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.