Церковный календарь
Новости


2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 94-му (1999)
2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 94-й (27 февраля 1918 г.)
2018-09-25 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу новой папской энциклики (1970)
2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 93-й (26 февраля 1918 г.)
2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 45.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Протопресвит. Михаилъ Польскій († 1960 г.).

Протопресвитеръ Михаилъ Польскій († 1960 г.) родился 24 октября (6 ноября) 1891 г. въ станицѣ Новотроицкой Кубанской области въ семьѣ псаломщика. Окончилъ Ставропольскую духовную семинарію (1914) и по ея окончаніи работалъ противосектантскимъ миссіонеромъ. Священникъ (1920). Въ 1921 г. поступилъ въ Московскую духовную академію, которая вскорѣ была закрыта. Въ 1923 г. арестованъ и послѣ тюремнаго заключенія былъ сосланъ въ Соловецкій лагерь, а въ 1929 г. — на 3 года въ Зырянскій край. Въ 1930 г. бѣжалъ изъ ссылки и покинулъ Россію, перейдя россійско-персидскую границу. Сначала попалъ въ Палестину, потомъ (съ 1938 по 1948 гг.) былъ настоятелемъ прихода въ Лондонѣ въ юрисдикціи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Въ 1948 г. переѣхалъ въ США. Служилъ въ каѳедральномъ соборѣ «Всѣхъ скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ-Франциско (шт. Калифорнія, США) (съ 1952 г. — старшимъ каѳедральнымъ протоіереемъ указаннаго собора). Послѣ побѣды въ 1949 г. на т. н. «Лосъ-Анжелосскомъ процессѣ», гдѣ о. Михаилъ защитилъ каноническую правоту РПЦЗ какъ экспертъ-канонистъ, онъ былъ возведенъ въ санъ протопресвитера. Въ 1955 г. упомянутъ какъ каѳедральный протопресвитеръ, замѣститель предсѣдателя епархіальнаго совѣта Западно-Американской епархіи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Ушелъ на покой въ 1959 г. Скончался 8 (21) мая 1960 г. въ Санъ-Франциско. Похороненъ на Сербскомъ кладбищѣ подъ Санъ-Франциско.

Сочиненія протопресвит. Михаила Польскаго

Протопр. Михаилъ Польскій († 1960 г.).
НОВЫЕ МУЧЕНИКИ РОССІЙСКІЕ.
Второй томъ собранія матеріаловъ. Jordanville, 1957.

Глава X.
Амвросій, епископъ Сарапульскій.

Епископъ Амвросій (Гудко) Сарапульскій [1], второй викарій Вятской Епархіи, отличаясь горячимъ характеромъ и рѣзкимъ безстрашнымъ обращеніемъ, имѣлъ столкновенія со свѣтскими властями за обличеніе въ церковной проповѣди злоупотребленій губернской администраціи и былъ уволенъ на покой въ 1916 г. и поселенъ въ Свіяжскомъ монастырѣ Казанской Епархіи, гдѣ его застала революція. Но величіе его духа сказалось въ томъ, что онъ, который, подобно другому священномученику архіепископу Гермогену Тобольскому (Довганеву), имѣлъ всѣ основанія считать себя обиженнымъ Верховной Властью, мужественно выступилъ за свергнутаго Государя, лишившаго его епархіи.

Въ сильныхъ проповѣдяхъ у раки Святителя Германа Свіяжскаго онъ призывалъ свою паству ратовать за царево дѣло, за заключеннаго Царя и никогда не поддавался революціонной лжи. Косились на «дерзкаго» архіерея комиссары Временнаго Правительства, злились и первые большевицкіе комиссары, но популярность этого простого, грубоватаго архипастыря, къ тому же сосланнаго въ монастырь по Царскому указу, не позволяла сразу поднять на него руку.

Но весной 1918 года нашелся поводъ для его ареста. Губземотдѣлъ открылъ въ отобранной части монастырскихъ зданій свои уѣздныя канцеляріи, а на монастырскомъ дворѣ былъ устроенъ спеціальный пунктъ конскаго завода. Въ часы обѣдни передъ открытыми вратами храма приводили жеребцовъ и кобылъ; ихъ ржанье покрывало монастырское пѣніе. Не боявшійся губернскихъ чиновниковъ Царя Епископъ прямо отъ обѣдни пошелъ къ совѣтскому земельному комиссару и потребовалъ уборки этого пункта изъ монастыря. На ссылку на рѣшеніе Губисполкома Владыка рѣзко отвѣтилъ: — «Не допущу вашего кощунства у храма, гдѣ почиваютъ мощи Святителя Германа. Если не уберетесь, то ударю въ набатъ, соберутся мужики и всѣхъ васъ прогонятъ изъ монастыря».

/с. 98/ За такую угрозу его арестовали и вывезли въ Казань, гдѣ этотъ первый арестъ епископа вызвалъ негодованіе среди рабочихъ. Свидѣтелю описываемаго довелось съ делегатами отъ Алафузовскаго и Пороховыхъ заводовъ быть въ Губчека у слѣдователя Михайловскаго. Онъ заявилъ имъ, что епископу грозитъ разстрѣлъ, ибо черезъ два дня послѣ его ареста два члена Губчека товарищи Копко и Лавриновичъ съ пятью красногвардейцами производили обыскъ въ Соборѣ Раифскаго монастыря. Пока они въ головныхъ уборахъ срывали антиминсъ съ престола и шарили въ дарохранительницѣ, на колокольнѣ ударили въ набатъ. Быстро сбѣжались крестьяне сосѣднихъ деревень и на дворѣ монастыря убили обоихъ чекистовъ и 5 конвоировъ. Покойный прис. повѣрен. Вяч. Андр. Румянцевъ и свидѣтель доказывали, въ качествѣ юристовъ, что епископъ, арестованный въ Свіяжскѣ, не можетъ отвѣчать за то, что произошло въ Раифскомъ монастырѣ послѣ его ареста. Михайловскій напомнилъ, что онъ грозилъ набатомъ въ Свіяжскѣ. Просителямъ отказали, какъ отказали прибывшему съ просьбой о выдачѣ его на поруки викарному епископу Анатолію Чистопольскому (о его страданіяхъ въ дальнѣйшемъ см. томъ I, стр. 153-156).

Но когда на другой день Алафузовскій и Пороховые заводы пригрозили забастовкой, Владыку отдали на поруки епископа Анатолія Грисюка.

12 мая 1918 г. Православная Казань встрѣчала крестнымъ ходомъ освященную Святѣйшимъ Патріархомъ икону Священномученика Патріарха Гермогена съ частицей мощей. Престарѣлый митрополитъ Іаковъ остался дома, а безстрашный епископъ Амвросій отслужилъ передъ св. Иконой молебенъ на площади передъ Кремлемъ и снова произнесъ проповѣдь, полную прозрачныхъ монархическихъ намековъ.

На собраніи Братства Православныхъ Приходовъ Владыка заявилъ намъ, что хочетъ ѣхать въ Свіяжскъ. На наши опасенія за его жизнь просто и убѣжденно отвѣтилъ: «Мы должны радоваться, что Господь привелъ насъ жить въ такое время, когда можемъ за Него пострадать. Каждый изъ насъ грѣшитъ всю жизнь, а краткое страданіе и вѣнецъ мученичества искупятъ грѣхи всякіе и дадутъ вѣчное блаженство, котораго никакіе чекисты не смогутъ отнять».

Съ глубокой вѣрой въ правоту этихъ словъ Владыка въ началѣ іюня вернулся въ Свіяжскъ съ вѣрнымъ келейникомъ Іовомъ, который упросилъ чекистовъ арестовать его съ Владыкой, чтобы служить ему въ заключеніи.

Но когда въ серединѣ іюля отрядъ чеховъ полковника Каппеля занялъ на шесть недѣль Казань, въ Свіяжскъ прибылъ /с. 99/ Троцкій, сдѣлавшій его оплотомъ обороны, а затѣмъ наступленія.

Владыку Амвросія, безстрашнаго въ своемъ исповѣдничествѣ, Троцкій велѣлъ уничтожить. Его арестовали снова въ монастырѣ и вывезли вмѣстѣ съ келейникомъ Іовомъ на станцію Тюрлема Московско-Казанской жел. дороги. Тамъ изъ штаба 5-й арміи, стоявшаго въ вагонахъ поѣзда Троцкаго, Владыку вывели въ поле, а келейника отпустили, запретивъ ему слѣдовать за своимъ любимымъ Епископомъ. Черезъ нѣсколько часовъ онъ нашелъ въ еще нескошенномъ полѣ тѣло владыки Амвросія, проткнутое штыкомъ въ спину насквозь съ вывернутыми при жизни въ плечахъ, локтяхъ и кистяхъ обѣими руками, брошенное лицомъ внизъ. Вѣрный келейникъ похоронилъ Владыку на мѣстѣ его мученической кончины и въ продолженіи 12-ти лѣтъ платилъ крестьянину, владѣльцу поля, чтобы тотъ не перепахивалъ и не перекапывалъ поле на томъ мѣстѣ, гдѣ на небольшой глубинѣ покоилось тѣло священномученика.

Самъ келейникъ жилъ въ одной деревнѣ, гдѣ сталъ портнымъ и сошелся, снявъ рясофоръ, съ мѣстной сельской портнихой, но блюлъ могилу, извѣстную лишь ему и мѣстнымъ крестьянамъ, сосѣдямъ владѣльца поля.

Но въ 1930 году земля отошла въ колхозъ, а бывшій келейникъ Іовъ долженъ былъ бѣжать во избѣжаніе ареста. Послѣ свидѣтелю сего не удалось установить судьбу безвѣстной могилы, но среди разосланныхъ по тюрьмамъ монашествующихъ Казанской епархіи и мѣстныхъ крестьянъ сохранилась память о безстрашномъ архипастырѣ и вѣра, что Господь прославитъ Своего священномученика.

Отмѣтимъ, что Господь покаралъ насильственной и мучительной смертью его мучителей: Троцкаго въ 1940 г. — въ Мексикѣ, комиссаровъ его штаба Бакаева и Залуцкаго, разстрѣлянныхъ въ 1936 г. совмѣстно съ его секретарями Мрачковскимъ и Дрейцеромъ, и покончившаго съ собой при арестѣ еще въ 1927 г. стенографиста Глазмана.

Господь, покаравъ истязателей праведника, да прославитъ священномученика епископа Амвросія Сарапульскаго!

Примѣчаніе:
[1] Объ этомъ славномъ мученикѣ кратко и не совсѣмъ правильно упоминается въ I томѣ на стр. 178.

Источникъ: Новые мученики Россійскіе. Второй томъ собранія матеріаловъ. Составилъ Протопресвитеръ М. Польскій. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1957. — С. 97-99.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.