Церковный календарь
Новости


2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 74-е (1895)
2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 73-е (1895)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Слово въ день зачатія прав. Анною Пресв. Богородицы (1965)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе въ день святителя Николая Чудотворца (1965)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Протопресвит. Михаилъ Польскій († 1960 г.).

Протопресвитеръ Михаилъ Польскій († 1960 г.) родился 24 октября (6 ноября) 1891 г. въ станицѣ Новотроицкой Кубанской области въ семьѣ псаломщика. Окончилъ Ставропольскую духовную семинарію (1914) и по ея окончаніи работалъ противосектантскимъ миссіонеромъ. Священникъ (1920). Въ 1921 г. поступилъ въ Московскую духовную академію, которая вскорѣ была закрыта. Въ 1923 г. арестованъ и послѣ тюремнаго заключенія былъ сосланъ въ Соловецкій лагерь, а въ 1929 г. — на 3 года въ Зырянскій край. Въ 1930 г. бѣжалъ изъ ссылки и покинулъ Россію, перейдя россійско-персидскую границу. Сначала попалъ въ Палестину, потомъ (съ 1938 по 1948 гг.) былъ настоятелемъ прихода въ Лондонѣ въ юрисдикціи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Въ 1948 г. переѣхалъ въ США. Служилъ въ каѳедральномъ соборѣ «Всѣхъ скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ-Франциско (шт. Калифорнія, США) (съ 1952 г. — старшимъ каѳедральнымъ протоіереемъ указаннаго собора). Послѣ побѣды въ 1949 г. на т. н. «Лосъ-Анжелосскомъ процессѣ», гдѣ о. Михаилъ защитилъ каноническую правоту РПЦЗ какъ экспертъ-канонистъ, онъ былъ возведенъ въ санъ протопресвитера. Въ 1955 г. упомянутъ какъ каѳедральный протопресвитеръ, замѣститель предсѣдателя епархіальнаго совѣта Западно-Американской епархіи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Ушелъ на покой въ 1959 г. Скончался 8 (21) мая 1960 г. въ Санъ-Франциско. Похороненъ на Сербскомъ кладбищѣ подъ Санъ-Франциско.

Сочиненія протопресвит. Михаила Польскаго

Протопр. Михаилъ Польскій († 1960 г.).
НОВЫЕ МУЧЕНИКИ РОССІЙСКІЕ.
Второй томъ собранія матеріаловъ. Jordanville, 1957.

Глава XIII.
Серафимъ, митрополитъ Кавказскій.

По свидѣтельству одного выѣхавшаго изъ Россіи по греческому паспорту аѳонскаго русскаго архимандрита, на его глазахъ, въ 1932 году въ Ростовской тюрьмѣ были разстрѣляны — митрополитъ Серафимъ Мещеряковъ, протоіерей Димитрій Пыжовъ, протоіерей Карпъ Шубковъ и съ ними до 120 человѣкъ бѣлаго и чернаго духовенства [1]. О прошломъ митрополита надлежитъ разсказать слѣдующее.

Архіепископъ Иркутскій и Верхоленскій Серафимъ, въ мірѣ Іаковъ Мещеряковъ, въ послѣдніе годы бывшій архіепископомъ Костромскимъ, въ 1922 г. соблазнился заманчивымъ предложеніемъ «обновленческаго сѵнода» быть митрополитомъ всея Бѣлоруссіи, и перешелъ къ обновленцамъ. 24 мая 1923 года онъ созвалъ Бѣлорусскій Соборъ и отъ лица его обратился съ посланіемъ ко всѣмъ бѣлорусскимъ епископамъ, приглашая ихъ устраивать церковную жизнь на началахъ послѣдняго живоцерковнаго собора. Однако, онъ не нашелъ здѣсь правды и скоро созналъ свое заблужденіе и измѣну своему архіерейскому долгу, принесъ Патріарху покаяніе, прося принять его въ прежнемъ званіи архіепископа на покоѣ. Патріархъ принялъ его покаяніе и послѣ сего владыка Серафимъ въ санѣ Архіепископа ушелъ на покой.

При Патріаршемъ служеніи въ одной изъ Московскихъ церквей въ честь Іоанна Предтечи, что на Земляномъ Валу, обновленческій митрополитъ Серафимъ приноситъ всенародное покаяніе предъ Святѣйшимъ Патріархомъ Тихономъ и православнымъ народомъ московскимъ и произноситъ слѣдующую замѣчательную по своему содержанію покаянную рѣчь.

«Въ настоящій торжественный священный моментъ я, бывшій архіепископъ Серафимъ, всенародно каюсь въ своихъ церковно-дисциплинарныхъ преступленіяхъ, которыя заключались въ слѣдующемъ.

Май 1922 года навсегда останется въ памяти современниковъ и несомнѣнно явится въ исторіи Русской Церкви исключительной датой. Когда до насъ, провинціальныхъ архіереевъ, до/с. 107/катилась печальная вѣсть о взятіи главы Церкви Патріарха, то мы растерялись и сразу почувствовали, что на Церковь нашу надвигается великая бѣда. Дѣйствительно, вскорѣ на Троицкомъ подворьѣ, гдѣ имѣлъ пребываніе Патріархъ, появилось незаконно замѣнившее его ВЦУ — этотъ корень церковнаго зла нашихъ дней. 16 іюня 1922 года я вмѣстѣ съ б. Владимірскимъ, а нынѣ (послѣ всенароднаго покаянія передъ Патріархомъ) Нижегородскимъ митрополитомъ Сергіемъ (б. Финляндскимъ [2] и бывшимъ Нижегородскимъ архіепископомъ Евдокимомъ подписалъ извѣстное всѣмъ изъ газетъ и свое время нашумѣвшее заявленіе, въ которомъ открыто признавалъ пресловутое ВЦУ. Сдѣлалъ это я, во-первыхъ, въ силу тягостныхъ для меня обстоятельствъ жизни и по независящимъ отъ меня причинамъ и, во-вторыхъ, надѣялись такимъ образомъ спасти общее положеніе Церкви, причемъ мы особенно разсчитывали на Соборъ, но наши надежды не оправдались. Вмѣсто ожидаемыхъ мира и блага церковнаго, самозванные управители только посѣяли раздоръ и смуту, какъ бы на руку безбожія, словно они взяли у него подрядъ на разруху Церкви, а на самомъ дѣлѣ только добивались тяжелой цѣной церковныхъ раздѣленій стяжать себѣ славу и, поистинѣ прославились...

/с. 108/ Состоя членомъ обновленческаго сѵнода, я имѣлъ возможность близко присмотрѣться къ главнымъ дѣятелямъ его и отвѣтственнымъ руководителямъ такъ называемаго обновленчества, и могу потому засвидѣтельствовать, что почти всѣ люди ничтожные въ умственномъ и особенно въ нравственномъ отношеніи.

По самомъ тщательномъ разсмотрѣніи всѣхъ обстоятельствъ обновленческаго движенія въ теченіи болѣе 2-хъ лѣтъ, я съ несомнѣнностью убѣдился, что оно въ самой основѣ своей исполнено лжи и чудовищнаго обмана. Въ виду этого, я нынѣ всей душой раскаиваюсь въ своемъ участіи въ обновленчествѣ и въ доказательство искренности своего покаянія снимаю свою подпись подъ вышеупомянутымъ заявленіемъ 16 іюня и слагаю съ себя титулъ митрополита всея Бѣлоруссіи, полученный мной отъ обновленцевъ, а также званіе члена самочиннаго Евдокимовскаго сѵнода, какой, равно какъ и нечестивое сборище 1923 года, отрицаю и отметаю. Вторая вина моя передъ православною Церковью — это мои злобныя и необдуманныя публичныя выступленія въ Москвѣ съ докладомъ противъ Патріарха, въ чемъ я, по долгомъ тщательномъ размышленіи, также каюсь.

Святѣйшій Отецъ нашъ! Прости меня блуднаго Твоего сына за мое пребываніе на сторонѣ обновленческаго раскола и пріими въ молитвенно-каноническое общеніе (поясной поклонъ). Прости меня, окаяннаго, за признаніе беззаконнаго ВЦУ, Собора 23-го года и обновленческаго сѵнода (поясной поклонъ). Прости меня, многогрѣшнаго, за мои недостойныя выступленія противъ Твоей Святыни (земной поклонъ).

Простите меня, ради Пастыреначальника нашего Христа, и вы, архипастыри и пастыри, и своей всепрощающей любовью согрѣйте и озарите закатъ моей жизни (земной поклонъ). Простите меня и вы, братія и сестры, вы — непоколебимые представители исконнаго русскаго благочестія, пріимите отъ меня земной поклонъ за то, что своей стойкой преданностью и вѣрностью Православной Церкви сохранили намъ драгоцѣнную жизнь его законнаго главы — Патріарха, и помолитесь обо мнѣ Господу Богу, да укрѣпитъ Онъ Всесильный меня противостоять въ дальнѣйшемъ всѣмъ кознямъ діавольскимъ и оградитъ отъ возможныхъ скорбей, бѣдъ и несчастій» (земной поклонъ). — «Богъ проститъ» — былъ отвѣтъ народа.

Послѣ этого покаянія, конечно, раздражившаго ГПУ, въ 1924 г. архіепископъ Серафимъ попадаетъ въ Соловецкій лагерь заключенныхъ, имѣя уже не менѣе тридцати лѣтъ служенія въ епископскомъ санѣ. Членъ стараго Святѣйшаго Сѵнода, магистръ богословія, онъ, какъ о немъ говорили, былъ наименѣе /с. 109/ доступнымъ для широкаго круга людей архіереемъ. Богатый архіерейскій домъ, пышные выѣзды, пріемы высокопоставленныхъ лицъ, разговоры о дѣлахъ и вопросахъ богословія только со своимъ образованнымъ секретаремъ — вотъ сфера его былой жизни. Казалось, въ новыхъ условіяхъ и въ Соловкахъ, онъ потерялъ, болѣе чѣмъ всѣ другіе, равные ему, кто не такъ прятался въ прежнюю свою золотую скорлупу.

Однако, въ обстановкѣ лагеря заключенныхъ, этотъ, маленькаго роста старикъ былъ розовымъ, здоровымъ, покойнымъ и довольнымъ и, можно сказать, достаточно важнымъ, какъ бы пребывающимъ по прежнему на своей каѳедрѣ, такъ что всякій, кто увидѣлъ бы его въ первый разъ, могъ бы сказать, что онъ всегда былъ такимъ. На самомъ дѣлѣ онъ былъ счастливѣе прежняго. На обычный вопросъ — какъ вы поживаете, какъ вы себя чувстуете? — онъ отвѣчалъ улыбающійся и довольный: — «только теперь я и живу».

Старикамъ изъ духовенства была одно время привиллегія быть сторожами у лагерныхъ складовъ. На бѣлыя ночи своего дежурства Владыка, плотно одѣтый и подпоясанный веревкой, бралъ подъ мышку молитвословъ и стопку книгъ, которыя у соловчанъ еще водились въ то время. Въ такіе часы онъ умудрился написать докладъ о догматѣ искупленія и когда группа духовенства собиралась вмѣстѣ разъ въ недѣлю по воскресеніямъ, если «ударники» не совсѣмъ выбивали ихъ изъ колеи, онъ читалъ свой докладъ и въ теченіи нѣсколькихъ собраній докладъ разбирался такими авторитетами, какъ профессоръ Иванъ Васильевичъ Поповъ, архіепископъ Иларіонъ и др.

Послѣ Соловковъ Владыка получилъ каѳедру въ м. Крапоткино (б. Романовское или станція и станица Кавказская) и санъ Митрополита. Но не надолго. Отсюда онъ уже взошелъ на свою Голгоѳу.

Примѣчанія:
[1] См. т. I, стр. 180.
[2] Позже, по принятіи извѣстной деклараціи, Совѣтскій Патріархъ.

Источникъ: Новые мученики Россійскіе. Второй томъ собранія матеріаловъ. Составилъ Протопресвитеръ М. Польскій. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1957. — С. 106-109.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.