Церковный календарь
Новости


2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 2.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Протопресвит. Михаилъ Польскій († 1960 г.).

Протопресвитеръ Михаилъ Польскій († 1960 г.) родился 24 октября (6 ноября) 1891 г. въ станицѣ Новотроицкой Кубанской области въ семьѣ псаломщика. Окончилъ Ставропольскую духовную семинарію (1914) и по ея окончаніи работалъ противосектантскимъ миссіонеромъ. Священникъ (1920). Въ 1921 г. поступилъ въ Московскую духовную академію, которая вскорѣ была закрыта. Въ 1923 г. арестованъ и послѣ тюремнаго заключенія былъ сосланъ въ Соловецкій лагерь, а въ 1929 г. — на 3 года въ Зырянскій край. Въ 1930 г. бѣжалъ изъ ссылки и покинулъ Россію, перейдя россійско-персидскую границу. Сначала попалъ въ Палестину, потомъ (съ 1938 по 1948 гг.) былъ настоятелемъ прихода въ Лондонѣ въ юрисдикціи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Въ 1948 г. переѣхалъ въ США. Служилъ въ каѳедральномъ соборѣ «Всѣхъ скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ-Франциско (шт. Калифорнія, США) (съ 1952 г. — старшимъ каѳедральнымъ протоіереемъ указаннаго собора). Послѣ побѣды въ 1949 г. на т. н. «Лосъ-Анжелосскомъ процессѣ», гдѣ о. Михаилъ защитилъ каноническую правоту РПЦЗ какъ экспертъ-канонистъ, онъ былъ возведенъ въ санъ протопресвитера. Въ 1955 г. упомянутъ какъ каѳедральный протопресвитеръ, замѣститель предсѣдателя епархіальнаго совѣта Западно-Американской епархіи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Ушелъ на покой въ 1959 г. Скончался 8 (21) мая 1960 г. въ Санъ-Франциско. Похороненъ на Сербскомъ кладбищѣ подъ Санъ-Франциско.

Сочиненія протопресвит. Михаила Польскаго

Протопр. Михаилъ Польскій († 1960 г.).
НОВЫЕ МУЧЕНИКИ РОССІЙСКІЕ.
Второй томъ собранія матеріаловъ. Jordanville, 1957.

Глава XV.
Епископы и церковная жизнь въ Туркестанѣ.

Вскорѣ послѣ овладѣнія Семирѣчьемъ, большевики убили въ городѣ Вѣрномъ епископа Пимена, а затѣмъ началось гоненіе на Церковь по всей области. Духовенство было заподозрѣно въ сочувствіи бѣлымъ, и потому вездѣ подвергалось всевозможнымъ преслѣдованіямъ; одному священнику выкололи глаза, мучимый пастырь молился за своихъ мучителей...

Мѣсто убитаго епископа Пимена занялъ Архіепископъ Иннокентій, бывшій ранѣе на американской каѳедрѣ, большой знатокъ не только богословія, но и археологіи, исторіи и музыки.

Преслѣдованія товарищей скоро направились противъ него. Изо дня въ день печатались ругательныя статьи противъ Архіепископа въ оффиціальной газетѣ «Туркестанская Правда»: какая-то клоака грязной лжи и сплетенъ не только объ Архіепископѣ, но и вообще по поводу духовенства и Церкви.

Во главѣ этой компаніи сталъ растриженный священникъ Ломакинъ. Въ 1922 году, когда въ Россіи образовалась большевицкая «Живая Церковь», туркестанскіе вѣрующіе рѣшили учредить автокефалію: этимъ думали избѣжать тѣхъ интригъ, которыя живоцерковники по заказу большевиковъ намѣренно вносили въ Церковь, однако поминаніе Патріарха производилось на всѣхъ службахъ обязательно.

Подкупомъ и угрозами большевики склонили худшую часть туркестанскаго духовенства къ образованію «Живой Церкви», и однимъ изъ главныхъ дѣятелей среди прозелитовъ сталъ протоіерей Ташкентскаго каѳедральнаго Собора Малицкій, родственныя связи котораго сближали его съ ЧК.

Какъ выяснилось изъ вполнѣ достовѣрныхъ источниковъ почтенный протоіерей давно уже имѣлъ очередной докладъ объ Архіепископѣ въ Ташкентской ЧК. Но только весной Преосвященный узналъ, что протоіерей, которому онъ довѣрялъ болѣе другихъ, оказался доносчикомъ.

Подъ разными предлогами большевики неоднократно производили обыскъ въ квартирѣ Владыки и каждый разъ безслѣдно исчезали различныя вещи.

Наконецъ, всѣ эти преслѣдованія привели къ тому, что Архіепископъ вынужденъ былъ противъ воли покинуть Та/с. 116/шкентъ, причемъ ему запрещено было возвращаться въ Туркестанъ. Онъ хотѣлъ въ Москвѣ выяснить положеніе Церкви, но изъ Москвы онъ былъ высланъ въ Тамбовъ. На освободившуюся каѳедру былъ назначенъ представитель живоцерковниковъ.

Въ религіозной жизни Туркестана и, въ частности, Ташкента, выдающееся значеніе пріобрѣлъ одинъ профессоръ хирургіи въ Туркестантскомъ университетѣ, который послѣ смерти жены, не оставляя профессуры, принялъ священство, а впослѣдствіи возведенъ былъ въ санъ епископа. Видный борецъ съ безбожіемъ и обновленчествомъ, послѣ тюремъ и ссылокъ, онъ впалъ въ сергіанскій расколъ и сдѣлался активнымъ послѣдователемъ современной Московской Патріархіи.

Долгое время Туркестанъ служилъ мѣстомъ ссылки многихъ представителей духовенства. Первымъ былъ высланъ сюда Епископъ Новороссійскій Сергій, бывшій въ свое время епископомъ въ Урміи, заподозрѣнный въ принадлежности къ эсеровской партіи. Это безсмысленное обвиненіе не было даже провѣрено. Епископъ былъ арестованъ внезапно ночью, присоединенъ къ партіи уголовныхъ преступниковъ и въ такомъ обществѣ препровожденъ въ Ташкентъ, а отсюда въ Тедженъ.

Затѣмъ въ Туркестанъ были сосланы слѣдующіе епископы: Тверской Петръ — въ Петровскъ, Суздальскій Василій — въ Ходжентъ, Переяславскій Даміанъ — Пенджиконтъ, Полоцкій Даніилъ — туда же, Уфимскій Алексій — туда же. Извѣстный московскій религіозный дѣятель священникъ о. Валентинъ Свѣнцицкій — туда же.

Вообще черезъ Самаркандъ къ началу іюля 1922 г. прослѣдовало въ ссылку 16 духовныхъ лицъ. Всѣ эти лица высланы по проискамъ живоцерковниковъ, которые въ борьбѣ не брезгали никакими средствами. Иногда въ большевицкой печати явно обнаруживалось, что живоцерковники нужны большевикамъ лишь какъ орудіе раскола среди вѣрующихъ. Въ «Туркестанской Правдѣ» весною была помѣщена рецензія на брошюру протоіерея Введенскаго, одного изъ Московскихъ столповъ «Живой Церкви». Критикъ сочувственно отнесшійся къ брошюрѣ протоіерея, наконецъ, съ досадой замѣчаетъ: «къ сожалѣнію Введенскій все еще вѣритъ во Христа».

Въ Туркестанѣ, какъ и вездѣ устраивались потѣшныя религіозныя процессіи, но, конечно, безъ желаемаго успѣха, и даже многіе комсомольцы принимали въ нихъ участіе только по принужденію. Въ Самаркандѣ передъ Пасхою, когда стало извѣстно, что вѣрующіе рѣшили оказать сильнѣйшее сопротивленіе потѣшникамъ, намѣревавшимся ворваться въ Соборъ, испол/с. 117/комъ принужденъ былъ охранять Соборъ часовыми, чтобы предотвратить столкновеніе.

Позднѣйшія извѣстія.

Въ 1929 г. существовалъ викарій Ташкентскій еп. Мелхиседекъ, который въ г. Вѣрномъ (Алма-Ата). Въ это время въ г. Алма-Ата одна церковь не признавала м. Сергія. Всего въ городѣ было 16 церквей, сколько было закрыто или оставалось открытыми неизвѣстно.

...Выписка изъ бумаги Патріархіи отъ 6 авг. 1929 г. № 1864.

Вопросъ о чинѣ пріема обновл. клириковъ вообще и въ частности обновленческихъ дѣятелей рѣшенъ Святѣйшимъ Патріархомъ Тихономъ и Патрі/с. 118/аршимъ при немъ Синодѣ въ декабрѣ 1923 г. (Постановленіе № 160 отъ 7 дек. 1923 г.).

Таинства совершенныя въ отдѣленіи отъ единства церковнаго отступившими отъ Патріаршей Церкви послѣдователями Свердловскаго (Екатеринбургскаго) Архіепископа Григорія Яцковскаго и бывшаго викарія Московской Епархіи епископа Можайскаго Бориса и другими организовавшими ВЦС какъ запрещенными въ священнослуженіи...

Также недѣйствительны и обращающіеся отъ этихъ расколовъ, если послѣдніе крещены въ расколѣ, принимать черезъ таинство Св. Мѵропомазанія; браки заключенные въ расколѣ также навершать церковнымъ благословеніемъ и чтеніемъ заключительной молитвы «Отецъ, Сынъ и Св. Духъ».

Умершихъ въ обновленчествѣ и въ указанныхъ расколахъ не слѣдуетъ хотя бы и по усиленной просьбѣ родственниковъ, отпѣвать...

Разрѣшать только проводы на кладбище съ пѣніемъ «Святый Боже».

Выпись сдѣлалъ Еп. Германъ Алма-Атинскій.

1931. 22/ХІІ. 1932. 4/1.

/с. 119/ Въ 1930 г., нѣкоторые изъ русскаго духовенства въ Синьцзянѣ, провинціи Западнаго Китая, установили связь съ епископомъ Алмаатинскимъ Германомъ, отъ котораго черезъ перебѣжчиковъ получали отвѣты на свои запросы. Фотографія его подлиннаго письма здѣсь приводится. Изъ Алма-Ата же въ то время была получена фотографія, на которой епископъ изображенъ со своими сотрудниками.

Епископъ Алексѣй Алма-Атинскій остался живъ послѣ 1937 года.

По свѣдѣніямъ 1946 г. въ Алма-Ата, въ послѣднее время, церковныя службы совершали мѣстныя и, вѣроятно, ссыльныя, монахини, безъ священника. Онѣ сами пѣли и читали. Помѣщенія этихъ службъ были переполнены народомъ. Совѣтскія власти не препятствовали. Священники только наѣзжали и то тайно. Вѣроятно, это были еще непокорные Московской патріархіи.

Источникъ: Новые мученики Россійскіе. Второй томъ собранія матеріаловъ. Составилъ Протопресвитеръ М. Польскій. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1957. — С. 115-119.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.