Церковный календарь
Новости


2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 74-е (1895)
2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 73-е (1895)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Слово въ день зачатія прав. Анною Пресв. Богородицы (1965)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе въ день святителя Николая Чудотворца (1965)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Протопресвит. Михаилъ Польскій († 1960 г.).

Протопресвитеръ Михаилъ Польскій († 1960 г.) родился 24 октября (6 ноября) 1891 г. въ станицѣ Новотроицкой Кубанской области въ семьѣ псаломщика. Окончилъ Ставропольскую духовную семинарію (1914) и по ея окончаніи работалъ противосектантскимъ миссіонеромъ. Священникъ (1920). Въ 1921 г. поступилъ въ Московскую духовную академію, которая вскорѣ была закрыта. Въ 1923 г. арестованъ и послѣ тюремнаго заключенія былъ сосланъ въ Соловецкій лагерь, а въ 1929 г. — на 3 года въ Зырянскій край. Въ 1930 г. бѣжалъ изъ ссылки и покинулъ Россію, перейдя россійско-персидскую границу. Сначала попалъ въ Палестину, потомъ (съ 1938 по 1948 гг.) былъ настоятелемъ прихода въ Лондонѣ въ юрисдикціи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Въ 1948 г. переѣхалъ въ США. Служилъ въ каѳедральномъ соборѣ «Всѣхъ скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ-Франциско (шт. Калифорнія, США) (съ 1952 г. — старшимъ каѳедральнымъ протоіереемъ указаннаго собора). Послѣ побѣды въ 1949 г. на т. н. «Лосъ-Анжелосскомъ процессѣ», гдѣ о. Михаилъ защитилъ каноническую правоту РПЦЗ какъ экспертъ-канонистъ, онъ былъ возведенъ въ санъ протопресвитера. Въ 1955 г. упомянутъ какъ каѳедральный протопресвитеръ, замѣститель предсѣдателя епархіальнаго совѣта Западно-Американской епархіи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Ушелъ на покой въ 1959 г. Скончался 8 (21) мая 1960 г. въ Санъ-Франциско. Похороненъ на Сербскомъ кладбищѣ подъ Санъ-Франциско.

Сочиненія протопресвит. Михаила Польскаго

Протопр. Михаилъ Польскій († 1960 г.).
НОВЫЕ МУЧЕНИКИ РОССІЙСКІЕ.
Второй томъ собранія матеріаловъ. Jordanville, 1957.

Глава XVIII.
Исповѣдникъ о. Ѳеодоръ Андреевъ.

Въ широкихъ кругахъ катакомбной Церкви большимъ уваженіемъ пользовалось имя молодого священника о. Ѳеодора Константиновича Андреева, скончавшагося въ Петроградѣ весной 1929 г. отъ скоротечной чахотки. Его по праву можно отнести къ лику «почитаемыхъ усопшихъ».

Молодой профессоръ Ѳеодоръ Константиновичъ, бѣлокурый, высокій и худой, впервые пріобрѣлъ извѣстность въ «Домѣ Ученыхъ», выступая въ 1921-22 г. съ докладами на философскія темы въ строго православномъ духѣ. Тогда еще можно было, хотя бы замаскировано, подъ видомъ философіи, утверждать въ вѣрѣ малодушную, ущемленную революціей интеллигенцію. Помнится блестящій его докладъ «Происхожденіе Зла». Но въ то же время онъ тонко, умно и тактично опровергалъ уніатскаго Экзарха о. Леонида Ѳедорова и талантливую — Ю. Н. Данзасъ, до своего ареста въ 1922 г. проповѣдывавшихъ среди профессуры унію съ Римомъ, какъ единственный путь духовнаго и политическаго возрожденія Россіи. Благодаря Ѳеодору Константиновичу изъ всего научнаго міра приняли унію лишь молодая научная работница Пруссакъ и поэтъ Дмитрій Александровичъ Крючковъ, псаломщикъ церкви св. Пантелеимона. Трагична ихъ судьба. Прусскакъ была арестована въ 1923 г. и еще до конца слѣдствія сошла съ ума, а Д. А. Крючковъ провелъ 9 лѣтъ въ заключеніи: 1924-25 гг. — въ одиночномъ заключеніи Александровскаго Централа въ Забайкальи; 1925-28 гг. — въ Иркутскомъ изоляторѣ и 1928-1933 гг. въ Кузнецкихъ концлагеряхъ на рудникахъ Араличева и Осиновки. Освобожденный въ 1933 г. онъ поселился въ Ярославлѣ и въ 1936 г. приговоренъ снова къ 15 годамъ заключенія.

Въ 1924 г. Ѳеодоръ Константиновичъ принялъ санъ священства и назначенъ младшимъ священникомъ Сергіевскаго, б. всей артиллеріи, Собора. Молодой пастырь выдѣлялся аскетизмомъ, строгой жизнью и строгостью исповѣди. Къ нему потомъ ходили сотни петроградцевъ на исповѣдь; но многихъ онъ не допускалъ къ причастію. Намъ извѣстны случаи, когда онъ не /с. 133/ допустилъ къ причастію вдову профессора Военно-Медицинской Академіи за посѣщеніе антирелигіознаго спектакля въ театрѣ. Другой прихожанкѣ предложилъ либо вѣнчаться въ церкви, либо отказаться отъ многолѣтняго сожительства съ однимъ профессоромъ, безъ чего не допустилъ ее къ причастію.

Его проповѣди производили сильное впечатлѣніе. Слава молодого пастыря росла. Лѣтомъ 1927 года насталъ часъ испытанія всему духовенству.

Митрополитъ Серафимъ (Чичаговъ), всѣ викаріи, кромѣ Епископа Димитрія Гдовскаго (Любимова) и Сергія Нарвскаго пошли за митрополитомъ Сергіемъ по пути компромисса; среди нихъ и оба митрофорныхъ протоіерея Сергіевскаго Собора: Настоятель о. Іоаннъ Моревъ и о. Василій Запольскій.

Пришлось молодому о. Ѳеодору покинуть свой первый храмъ и перейти въ Соборъ Воскресенія на Крови, гдѣ собралось непризнавшее митр. Сергія духовенство: настоятель прот. о. Василій Верюжскій, прот. Сергій Тихомировъ, прот. о. Александръ Тихомировъ, свящ. Николай Прозоровъ, свящ. Никифоръ Стрѣльниковъ, прот. о. Викторинъ Добронравовъ и др. Осенью 1928 г. о. Ѳеодоръ былъ арестованъ. Невѣдомы намъ условія его заключенія; но вскорѣ у него кровь хлынула горломъ. Тюремные врачи установили туберкулезъ горла и эксудативный плевритъ. На очередномъ допросѣ ему предложили свободу, если онъ поддержитъ митрополита Сергія. Слѣдователь Макаровъ рисовалъ передъ исхудалымъ, полуживымъ пастыремъ «прелести» процвѣтанія Церкви, признанной коммунистической властью и пользующейся правами юридическаго лица.

— «Не надо намъ вашихъ совѣтскихъ правъ, оставьте намъ святое наше безправіе» — отвѣтилъ о. Ѳеодоръ.

Когда тюремные врачи опредѣлили, что ему осталось не больше мѣсяца жизни, ГПУ сдѣлало красивый жестъ: его отпустили домой безъ всякаго приговора. Вернувшись онъ слегъ. Кровь неоднократно шла горломъ, но слабымъ голосомъ онъ увѣщевалъ посѣтителей быть вѣрными Церкви Христовой и своему Архипастырю Митрополиту Іосифу Петроградскому (Петровыхъ), находившемуся въ ссылкѣ и впослѣдствіи въ 1936 г. разстрѣлянному.

Въ апрѣлѣ 1929 г. скончался о. Ѳеодоръ и его похороны явились послѣдней въ Петроградѣ картиной служенія будущихъ мучениковъ и исповѣдниковъ.

У гроба его собрались Епископъ Димитрій (разстрѣлянъ въ 1938 г.), прот. Сергѣй Тихоміровъ и о. Николай Прозоровъ (разстрѣляны въ августѣ 1930 г.), юный псаломщикъ Карцевъ, /с. 134/ сынъ директора Морского Корпуса (разстрѣляный въ 1931 г.), и огромное количество пастырей и мірянъ [1].

Имя о. Ѳеодора Андреева благоговѣйно произносили въ молитвѣ вѣрующіе петроградскіе пастыри и міряне и въ Соловкахъ и на Бѣломорканалѣ, въ рудникахъ, Кузбасѣ, въ степяхъ Казахстана и въ снѣгахъ далекой Колымы.

Дополнительныя свѣдѣнія о проф. прот. о. Ѳеодорѣ Андреевѣ сообщилъ его другъ проф. И. М. Андреевъ. Приводимъ эти свѣдѣнія.

Ѳеодоръ Константиновичъ Андреевъ происходилъ изъ купеческой семьи. Родился онъ въ 1888 г. По окончаніи средняго образованія онъ поступилъ въ СПБ Институтъ Гражданскихъ Инженеровъ, но съ 4-го курса ушелъ и перешелъ въ Московскую Духовную Академію, которую и окончилъ. Затѣмъ онъ получилъ профессорскую каѳедру въ Московской Духовной Академіи («Систематической философіи и логики», принявъ ее отъ извѣстнаго богослова и проф. о. Павла Флоренскаго).

Въ 1821-22 гг. прот. Ѳ. К. Андреевъ, переселившійся въ Петроградъ, изрѣдка выступалъ съ докладами или, чаще, въ преніяхъ по докладамъ въ «Домѣ Ученыхъ» и въ «Домѣ Литераторовъ». Особенно ярко было его выступленіе въ «Домѣ Ученыхъ» въ преніяхъ послѣ доклада проф. Н. О. Лосскаго, въ 1921 г. «О природѣ сатанинской», когда молодой профессоръ, съ огромнымъ пафосомъ и обширной эрудиціей, раскритиковалъ маститаго философа Лосскаго, прочитавъ какъ бы контръ-докладъ на тему «Происхожденіе зла».

Послѣ разстрѣла академика Н. И. Лазаревскаго, бывшаго директора «Дома Ученыхъ», главой этого «Дома» стала Юлія Николаевна Данзасъ. Бывшая фрейлина Императрицы, докторъ Всеобщей Исторіи Сорбонны, Ю. Н. Данзасъ въ это время стала обнаруживать склонность къ католичеству и проповѣдывать унію съ Римомъ, какъ единственный путь для спасенія Россіи. Тонкая и глубокая критика католицизма, неустанно проводимая проф. Ѳ. К. Андреевымъ, совершенно парализовала вліяніе Ю. Н. Данзасъ. Въ 1922 г. Данзасъ была арестована и выслана сначала въ Иркутскъ, а затѣмъ въ Соловки. Послѣ освобожденія, въ 1930-хъ годахъ, ей удалось эмигрировать въ Италію, гдѣ она за нѣсколько лѣтъ до своей смерти приняла католичество.

Въ 1924 г. проф. Ѳ. К. Андреевъ принялъ санъ священства /с. 135/ и былъ назначенъ младшимъ священникомъ Сергіевскаго, бывш. всей артиллеріи Собора, гдѣ настоятелемъ былъ митрофорный протоіерей о. Іоаннъ Моревъ. (Сергіевскій соборъ находился на углу Литейнаго пер. и Сергіевской улицы. Нынѣ онъ разрушенъ и на его мѣстѣ выстроенъ огромный домъ ГПУ).

Въ 1927 г. о. Ѳеодоръ Андреевъ былъ возведенъ въ санъ протоіерея.

Отецъ Ѳеодоръ Андреевъ прославился своими замѣчательными проповѣдями, слушать которые собиралось такъ много народа, что огромный Соборъ не могъ вмѣстить всѣхъ желающихъ услышать вдохновенное православное слово. Среди слушателей было много профессоровъ и студентовъ Военно-Медицинской Академіи и Университета и научныхъ сотрудниковъ Академіи Наукъ, которые постепенно стали становиться духовными чадами о. Ѳеодора.

Лѣто 1924 г. о. Ѳеодоръ съ женой и двумя младенцами-близнецами (Аней и Машей) проводилъ въ Царск. Селѣ, называвшемся тогда Дѣтск. Селомъ, недалеко отъ Санаторіи Дома Ученыхъ КУБУ (комиссіи улучшенія быта ученыхъ). Въ этой санаторіи въ то время находился и я вмѣстѣ со своимъ учителемъ и другомъ проф. С. А. Аскольдовымъ. Послѣдній и познакомилъ меня съ о. Ѳеодоромъ. Большинство изъ находившихся въ этой Санаторіи были уже духовными чадами о. Ѳеодора. Въ садикъ дачи, гдѣ жилъ о. Ѳеодоръ, часто ходили академики, профессора Университета, Консерваторіи и другіе научные работники. Обычно о. Ѳеодоръ самъ возился и нянчился со своими малютками, а когда они спали, то въ саду происходили бесѣды на духовныя и философскія темы. Слѣдуетъ отмѣтить, что въ это время о. Ѳеодоръ началъ расходиться все болѣе и болѣе со своимъ бывшимъ профессоромъ и другомъ о. Павломъ Флоренскимъ, находя его недостаточно православнымъ и даже находящимся въ тонкой прелести. Въ это же время о. Ѳеодоръ, наоборотъ, сталъ особенно сближаться съ извѣстнымъ мыслителемъ проф. Михаиломъ Александровичемъ Новоселовымъ. М. А. Новоселовъ, бывшій въ молодые годы другомъ Л. Н. Толстого и блестящимъ профессоромъ Московскаго Университета (по каѳедрѣ классической филологіи), издававшій очень популярную среди интеллигенціи религіозно-философскую библіотечку (маленькія розовыя книжки), постепенно но неуклонно росъ духовно, сблизился съ о. Іоанномъ Кронштадтскимъ, а затѣмъ съ оптинскими старцами и, наконецъ, сталъ однимъ изъ самыхъ твердыхъ и ясно-мыслящихъ православныхъ мыслителей, боровшихся съ ядомъ модернизаціи. Онъ выступалъ съ обличеніями о. Павла Флоренскаго, о. Сергія Булгакова, Бердяева, Мережков/с. 136/скаго и иже съ ними. Жилъ Мих. Ал. въ Сов. Россіи нелегально, скрываясь у своихъ многочисленныхъ друзей, мѣняя города. Часто онъ пріѣзжалъ въ Петроградъ, неизмѣнно останавливаясь у о. Ѳеодора Андреева. Арестованный, наконецъ, въ 1928 г. Мих. Ал. Новоселовъ отбылъ 10 лѣтъ Политическаго Изолятора, а затѣмъ (въ 1938 г.) былъ отправленъ въ ссылку въ Сибирь, откуда уже никакихъ больше свѣдѣній о немъ не имѣется.

Съ 1924 г. до 1928 г. о. Ѳеодоръ Андреевъ состоялъ профессоромъ Догматическаго Богословія и Литургики на такъ называемыхъ «Пастырскихъ Курсахъ» въ Петроградѣ. Ректоромъ этихъ курсовъ (которые были фактически настоящей Духовной Академіей) былъ профессоръ Иванъ Павловичъ Щербовъ, читавшій тамъ и нравственное богословіе. Эти «Курсы», помѣщавшіеся въ Православной Эстонской Церкви, являлись противовѣсомъ еще двумъ Богословскимъ Институтамъ, имѣвшимся въ то время въ Петроградѣ: одинъ изъ этихъ Институтовъ былъ обновленческій, а другой (гдѣ подвизались профессора протоіереи Чуковъ, Чуевъ и Чепуринъ, проф. Холоповъ и др.) — довольно либеральный, со всей своей профессурой ставшій на сторону митроп. Сергія послѣ его пресловутой Деклараціи. «Пастырскіе Курсы» вскорѣ послѣ смерти ихъ ректора — проф. И. П. Щербова — были (въ 1928 г.) разгромлены.

Отецъ Ѳеодоръ Андреевъ написалъ большой трудъ по Литургикѣ, который, къ сожалѣнію, былъ сожженъ изъ опасенія жестокихъ преслѣдованій въ 1941 г., передъ войной, когда начались повальные обыски повсемѣстно въ Петроградѣ и окрестностяхъ.

Послѣ «Деклараціи» митрополита Сергія, какъ извѣстно, начались многочисленные протесты епископата, духовенства и мірянъ. Писались посланія, посылались делегаціи къ митрополиту Сергію, и, наконецъ, начались «отходы» отъ него и созданной имъ «Совѣтской Церкви». Петроградская делегація 27-го ноября 1927 г., возглавляемая епископомъ (позднѣе — архіепископомъ) Димитріемъ Любимовымъ въ составѣ — протоіерея о. Викторина Добронравова, проф. И. М. А. и С. А. А., привезла изъ Москвы письменный отвѣтъ митр. Сергія, гдѣ послѣдній категорически отказывался отъ перемѣны курса «новой церковной политики» и настаивалъ на необходимости сотрудничества Русской Православной Церкви съ Совѣтской властью. Послѣ этого начался расколъ 1927 г. Первыми отложились Петроградцы, по благословенію находившагося въ ссылкѣ митрополита Іосифа (Петровыхъ) — еп. Димитрій Гдовскій (Любимовъ), епископъ Сергій Нарвскій со своими паствами, написавъ 14-16 декабря 1927 г. спеціально мотивированное посланіе митрополи/с. 137/ту Сергію. За это посланіе 70 лѣтній архіепископъ (возведенный въ этотъ санъ митр. Іосифомъ послѣ поѣздки делегаціи въ Москву) Димитрій (Любимовъ) и епископъ Сергій Нарвскій были преданы митрополитомъ Сергіемъ на растерзаніе въ ГПУ. Архіеп. Димитрій, по отбытіи 10 лѣтняго срока въ Ярославскомъ Политизоляторѣ въ 1938 г. былъ разстрѣлянъ. Епископъ Сергій Нарвскій былъ сосланъ и скончался въ ссылкѣ.

«Главнымъ Штабомъ» петроградцевъ въ это время — была квартира о. Ѳеодора Андреева. Онъ составилъ «Посланіе» съ которымъ поѣхала петроградская делегація въ Москву къ митрополиту Сергію. Онъ составилъ текстъ и формулу «Отложенія» петроградцевъ 14-16 декабря 1927 г. (см. этотъ текстъ въ книгѣ проф. И. М. Андреева: «Краткій обзоръ исторіи русской церкви отъ революціи до нашихъ дней», 1951 г., изданіе Св. Троицкаго Мон., Джорданвиллъ, Нью Іоркъ, США). Онъ долженъ былъ и ѣхать въ числѣ членовъ делегаціи 27 ноября 1927 г. къ митроп. Сергію, но по болѣзни вынужденъ былъ остаться и вмѣсто него поѣхалъ о. Викторинъ Добронравовъ (вскорѣ послѣ того арестованный и сосланный въ концлагерь Сибири на 10 лѣтъ, а послѣ отбытія срока, снова арестованный, былъ сосланъ еще на 10 лѣтъ, безъ права переписки, что означало обычно приговоръ къ высшей мѣрѣ — разстрѣлу).

Митр. Іосифъ, архіеп. Димитрій и епископъ Сергій Нарвскій — чрезвычайно высоко цѣнили о. Ѳеодора Андреева, называя его «адамантомъ Православія», незамѣнимой «жемчужиной». Благоговѣли передъ нимъ и Проф. С. А. Аскольдовъ, проф. А. И. Брилліантовъ (умершій на пути въ концлагерь въ 1931 г.), проф. М. А. Новоселовъ, и мн. другіе выдающіеся богословы, философы и общественно-политическіе дѣятели.

Отецъ Ѳеодоръ былъ худощавый, высокаго роста, стройный, со свѣтлыми русыми волосами и бородой, съ чрезвычайно красивымъ, одухотвореннымъ, но постоянно-блѣднымъ восковымъ лицомъ. Онъ страдалъ тяжелымъ, часто декомпенсированнымъ, порокомъ сердца, а въ послѣднее время болѣзнью горла. Въ 1928 г. онъ былъ арестованъ. Передъ смертью былъ выпущенъ изъ тюрьмы «умирать дома». Умеръ онъ въ апрѣлѣ 1929 г.

Примѣчаніе:
[1] По словамъ извѣстнаго проф. СПБ Дух. Академіи А. И. Брилліантова (умеръ отъ дизентеріи во время этапа, направляясь въ концлагерь «Свирьлагъ», въ іюлѣ 1930 г.), на похоронахъ о. Ѳеодора Андреева было много тысячъ народа; «со времени похоронъ Достоевскаго не было такихъ похоронъ».

Источникъ: Новые мученики Россійскіе. Второй томъ собранія матеріаловъ. Составилъ Протопресвитеръ М. Польскій. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1957. — С. 132-137.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.