Церковный календарь
Новости


2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 16 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Протопресвит. Михаилъ Польскій († 1960 г.).

Протопресвитеръ Михаилъ Польскій († 1960 г.) родился 24 октября (6 ноября) 1891 г. въ станицѣ Новотроицкой Кубанской области въ семьѣ псаломщика. Окончилъ Ставропольскую духовную семинарію (1914) и по ея окончаніи работалъ противосектантскимъ миссіонеромъ. Священникъ (1920). Въ 1921 г. поступилъ въ Московскую духовную академію, которая вскорѣ была закрыта. Въ 1923 г. арестованъ и послѣ тюремнаго заключенія былъ сосланъ въ Соловецкій лагерь, а въ 1929 г. — на 3 года въ Зырянскій край. Въ 1930 г. бѣжалъ изъ ссылки и покинулъ Россію, перейдя россійско-персидскую границу. Сначала попалъ въ Палестину, потомъ (съ 1938 по 1948 гг.) былъ настоятелемъ прихода въ Лондонѣ въ юрисдикціи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Въ 1948 г. переѣхалъ въ США. Служилъ въ каѳедральномъ соборѣ «Всѣхъ скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ-Франциско (шт. Калифорнія, США) (съ 1952 г. — старшимъ каѳедральнымъ протоіереемъ указаннаго собора). Послѣ побѣды въ 1949 г. на т. н. «Лосъ-Анжелосскомъ процессѣ», гдѣ о. Михаилъ защитилъ каноническую правоту РПЦЗ какъ экспертъ-канонистъ, онъ былъ возведенъ въ санъ протопресвитера. Въ 1955 г. упомянутъ какъ каѳедральный протопресвитеръ, замѣститель предсѣдателя епархіальнаго совѣта Западно-Американской епархіи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Ушелъ на покой въ 1959 г. Скончался 8 (21) мая 1960 г. въ Санъ-Франциско. Похороненъ на Сербскомъ кладбищѣ подъ Санъ-Франциско.

Сочиненія протопресвит. Михаила Польскаго

Протопр. Михаилъ Польскій († 1960 г.).
НОВЫЕ МУЧЕНИКИ РОССІЙСКІЕ.
Второй томъ собранія матеріаловъ. Jordanville, 1957.

Глава XXIV.
Мученики Казанскаго округа.

Священникъ отецъ Ѳеодоръ Гидасповъ.

Малъ красненькій храмъ «Пятницкой» Божіей Матери въ Казани въ началѣ Нагорной улицы у бѣлыхъ стѣнъ Казанскаго монастыря Пресвятой Богородицы, но это одинъ изъ ея первыхъ храмовъ, гдѣ въ юные годы священствовалъ вскорѣ послѣ завоеванія города будущій Патріархъ-Священномученикъ Гермогенъ. Въ нѣсколькихъ стахъ шаговъ отъ него обрѣтена въ 1579 г. Чудотворная Казанская икона Пресвятой Дѣвы, и воздвигнутъ былъ первоклассный дѣвичій монастырь.

Въ 1917 г. скромный стренькій отецъ Гидасповъ былъ священникомъ этого храма. Когда народная армія въ іюлѣ-августѣ 1918 г. занимала Казань, а канонерки совѣтскаго «адмирала» Раскольникова били по городу, отецъ Ѳеодоръ съ крестнымъ ходомъ ежедневно обходилъ свой бѣдный приходъ по Нагорной ул. надъ косогоромъ рѣки Казанки.

28 августа / 10 сентября городъ былъ покинутъ «учредиловцами» во главѣ съ Лебедевымъ и Фортунатовымъ, двумя эс-эрами. Батюшка видѣлъ, какъ снимали орудіе, поставленное вблизи его храма. Онъ остался утѣшать свою паству. Черезъ недѣлю по занятіи города, его арестовали, черезъ двѣ недѣли — разстрѣляли. Долго еще молились о своемъ пастырѣ его прихожане.

Въ 1926 г. храмъ отдали обновленцамъ. Въ 1930 г. снесли соборъ Казанскаго монастыря и часть историческихъ стѣнъ его. На этомъ мѣстѣ устроена Кинофабрика «Красный Востокъ». Но рядомъ, въ храмѣ Пятницкомъ, съ 1926 г. по 1934 г. стояли св. мощи Гурія Казанскаго, переданныя обновленцамъ. Потомъ ихъ унесли, а осенью 1937 г. храмъ обращенъ въ шестую тюрьму, ибо не хватало тюремныхъ зданій для жертвъ ежовщины. Въ 1937-38 г. много христіанъ провели послѣдніе дни передъ разстрѣломъ въ этомъ храмѣ и послѣдовали въ лучшій міръ за его настоятелемъ, двадцать лѣтъ спустя послѣ его казни.

/с. 181/

Мученики Зилантова монастыря въ Казани.

На окраинѣ благочестивой Казани еще со временъ Грознаго Царя созданъ былъ Троицкій монастырь, получившій прозвище Зилантова, ибо стоитъ онъ на высокомъ холмѣ, о которомъ татарское преданіе говоритъ, какъ о гнѣздѣ крылатаго дракона Зиланта. У ногъ его раскинулась при Петрѣ Великомъ Адмиралтейская Слобода.

Въ 1917 г. въ монастырѣ проживали 12 монаховъ во главѣ съ архимандритомъ Сергіемъ. Когда Казань была занята въ 1918 г. чешскимъ отрядомъ Полковника Каппеля, то на холмѣ передъ входомъ въ обитель были установлены два орудія, изъ которыхъ чехи били по двумъ миноносцамъ, подъ командой Раскольникова обстрѣливавшимъ городъ.

28-го августа чехи покинули городъ и озвѣрѣлые большевики ворвались въ слободу. Одинъ у пулемета юный офицеръ лейбъ-гвардіи Коннаго Полка — Мих. Мих. Догель (сынъ извѣстнаго профессора международнаго права М. И. Догеля), стрѣлялъ по наступающимъ въ покинутый городъ цѣпямъ и погибъ, заколотый у своего пулемета. Ворвавшись въ монастырь, красноармейцы выстроили всю братію у стѣны монастырскаго двора. Всѣхъ разстрѣлявъ залпами изъ винтовокъ, они пошли дальше въ городъ.

Изъ-подъ труповъ своихъ собратьевъ выползъ престарѣлый, обрызганный кровью и вытекшимъ ему на лицо мозгомъ сосѣдняго монаха, іеромонахъ Іосифъ. Убѣдившись, что всѣ прочіе монахи убиты нѣсколькими пулями (въ него не попала ни одна, ибо онъ при первомъ залпѣ бросился на землю рядомъ съ убитыми), онъ побрелъ въ городъ, гдѣ нашелъ пріютъ въ Іоанно-Предтеченскомъ монастырѣ. Тамъ онъ, годъ спустя, скончался. Онъ подробно разсказалъ страшный мученическій конецъ собратьевъ. Онъ плохо слышалъ и говорилъ: «мнѣ все кажется, что у меня въ ухѣ осталась часть мозговъ того брата, что упалъ съ разбитымъ черепомъ на меня, чью кровь и мозги отмывалъ я съ лица, передъ тѣмъ, какъ покинуть опустѣлую обитель». Дряхлый старецъ часто служилъ обѣдню въ пріютившемъ его монастырѣ, пріучая паству поминать «убіенныхъ архимандрита Сергія съ братіей Зилантова монастыря», что донынѣ дѣлаютъ тѣ, кто знали этого кроткаго, смиреннаго старца Іосифа, которому Господь и не далъ уготованнаго всей братіи мученическаго вѣнца, но для того, чтобы онъ повѣдалъ намъ и всей Церкви Православной о мученикахъ Зилантова монастыря.

/с. 182/

Новомученики въ Раиѳѣ избіенные.

Когда-то въ VIII вѣкѣ напали сарацины на двѣ сосѣднія обители на Синайскомъ полуостровѣ: Синайскую и Раиѳскую и перебили всю братію обоихъ монастырей. Съ тѣхъ поръ св. Церковь установила 14-го января поминовеніе «преподобныхъ отецъ Исаіи, Саввы, Іереміи и прочихъ на Синаѣ и Раиѳѣ избіенныхъ».

Въ царствованіе Царя Алексѣя Михайловича нѣкій отшельникъ Алексѣй основалъ въ дремучемъ лѣсу подъ Казанью мужской монастырь въ честь св. отецъ въ Синаѣ и Раиѳѣ избіенныхъ. Въ дивномъ лѣсу, на берегу живописнаго озера высились бѣлыя стѣны обители; издали слышался на много верстъ въ лѣсахъ звонъ ея колоколовъ, высоко надъ соснами виднѣлся серебряный куполъ колокольни, крыши ея — прекрасный образецъ зодчества XVII вѣка описаны въ трудахъ нашихъ историковъ искусства.

Въ 1918 г. налетѣла на чтимую обитель банда изъ двухъ чекистовъ — Копко и Лавриновича и 5 красногвардейцевъ, но ихъ кощунства въ храмѣ возмутили крестьянъ. Ударили въ набатъ, сбѣжались изъ сосѣднихъ деревень и перебили всѣхъ семерыхъ кощунниковъ, какъ объ этомъ уже разсказано въ описаніи кончины епископа Амвросія. Братія скрылась по деревнямъ, и опустѣла обитель. Спасли ее профессора Казанскаго Университета. Въ 1919 былъ въ немъ основанъ лѣсной факультетъ, которому переданъ Раиѳскій монастырь съ его лѣсами. Съ весны 1919 г. снова вернувшіеся монахи возобновили богослуженія въ своихъ двухъ храмахъ; полкорпуса имъ вернули. Въ другихъ зданіяхъ размѣщался лѣсной факультетъ.

Черезъ нѣсколько лѣтъ его упразднили, и въ обители поселился уѣздный исполкомъ и милиція. Но все же лишь въ 1929 г. закрытъ былъ храмъ и прекратились богослуженія. Монастырь былъ переданъ колоніи малолѣтнихъ преступниковъ. Однако, разъ въ годъ, 14 января пріѣзжали изъ Казани монахи и монахини изъ упраздненныхъ монастырей этого благочестиваго города. Одни монахи работали рабочими, другіе жили по старости у близкихъ. Монахини были прачками, работницами заводовъ и мастерскихъ, огородницами. Въ этотъ день съ утра всѣ ѣхали по желѣзной дорогѣ до станціи «Васильево», оттуда километровъ 10 пѣшкомъ по лѣсу до обители. Имъ разрѣшали открыть храмъ, и совершалась обѣдня, пріобщались Св. Таинъ монашествующіе обоего пола и десятокъ-другой мірянъ. Казалось, община христіанъ первыхъ вѣковъ собралась въ занесенномъ снѣгами, среди стройныхъ сосенъ, монастырѣ. Такъ было въ 1930-1932 гг.

/с. 183/

14 января ст. ст. 1933 г. отрядъ ГПУ изъ Казани окружилъ храмъ во время богослуженія; были арестованы всѣ присутствовавшіе, обвиненные въ нелегальномъ собраніи. Храмъ не былъ зарегистрированъ, церковь не входила въ «юрисдикцію» митр. Сергія Московскаго — единственнаго лояльнаго сотрудника ОГПУ. Черезъ два мѣсяца были разстрѣляны послѣдніе Раиѳскія монахини, мать Софія, бывш. настоятельница Ѳеодоровскаго женскаго монастыря (этотъ монастырь, основанный при Борисѣ Годуновѣ, снесенъ съ лица земли въ 1930 г. и на его мѣстѣ устроенъ «колхозный» рынокъ) и еще нѣсколько монахинь. Прочіе молящіеся, въ томъ числѣ и бывшія послушницы Казанскаго Богородичнаго и Ѳеодоровскаго монастырей, разосланы по концлагерямъ на 5 и 10 лѣтъ.

Всего разстрѣляно по этому «дѣлу» о нелегальномъ богослуженіи въ Раиѳѣ около 10 монаховъ, монахинь и мірянъ. Кромѣ матери Софіи, ни одно имя до насъ не дошло. Такъ снова въ XX вѣкѣ появились на Руси новомученики «въ Раиѳѣ избіенные». Къ нимъ, перенесшимъ разгромъ своихъ обителей, въ теченіи 16 лѣтъ въ мірѣ безбожія и гоненія сохранявшимъ вѣру и притекшимъ въ свой храмъ 14 января 1933 г., гдѣ ихъ застали чекисты, такъ примѣнимъ кондакъ: «Отъ мірскія молвы избѣгосте и къ тихому пристанищу преставистеся, мученичества кровьми и постничества трудами вѣнчаеми. Тѣмъ же и показастеся мучениковъ и преподобныхъ единовсельницы».

Судьба храмовъ г. Казани и его монастырей.

Г. Казань имѣлъ 4 мужскихъ и 2 женскихъ монастыря.

1. Спасо-Преображенскій мужской миссіонерскій монастырь, основанный Святителемъ Варсонофіемъ въ 1555 г. Храмъ полуразрушенъ, св. мощи находятся въ Петропавловскомъ соборѣ (единственно уцѣлѣвшимъ въ городѣ); съ 1946 года это каѳедральный соборъ Епископа. Съ 1948 г. — архіепископа Гермогена, въ міру Кожина, любимца лжепатріарха Алексія. Монастырское кладбище осквернено курсантами сосѣдней офицерской пѣхотной школы въ Кремлѣ. Разрыты могилы, въ томъ числѣ митрополита Софронія, первымъ подписавшаго въ 1613 г. грамоту объ избраніи Царя Михаила.

2. Ивано-Предтеченскій мужской монастырь — срытъ до основанія въ 30-хъ годахъ.

3. Зилантовъ мужской монастырь — см. выше.

4. Кизическій мужской монастырь, основанный митрополитомъ Адріаномъ въ концѣ XVII столѣтія передъ его избраніемъ послѣднимъ при Петрѣ Патріархомъ. Монастырь обращенъ въ венерическую больницу. Въ храмѣ — венерическое женское отдѣленіе.

5. Богородичный женскій монастырь основанъ въ 1579 г. митрополитомъ Гермогеномъ, впослѣдствіи Патріархомъ, по обрѣтеніи чудотворнаго образа Божіей Матери, — снесенъ до основанія, на его мѣстѣ кинофабрика «Красный Востокъ».

6. Ѳедоровскій женскій монастырь — снесенъ до основанія, на его мѣстѣ «колхозный» рынокъ.

/с. 184/

Соборы: Каѳедральный Благовѣщенскій съ келіей Святителя Гурія — снесенъ до основанія. Покровскій — тоже, на его мѣстѣ домъ для сотрудниковъ Мин. Госуд. Безопасности (новое названіе ВЧК-ГПУ-НКВД).

Воскресенскій Соборъ — тоже, на его мѣстѣ — Технологическій Институтъ.

Грузинская церковь — тоже, на ея мѣстѣ выстроенъ домъ отвѣтствен. работниковъ Татарской республики, но не принесъ онъ имъ счастья. Въ 1936-38 г. больше двухъ десятковъ его жильцовъ, комиссаровъ и крупныхъ коммунистовъ, были взяты на разстрѣлъ, какъ «націоналъ-шовинистическіе пособники троцкизма»; ихъ жены сосланы въ Уральскіе концлагери при Ежовской расправѣ съ оппозиціей.

Изъ монастырей Казанской Епархіи Раиѳскій мужской монастырь — колонія малолѣтнихъ преступниковъ.

Седмиозерный монастырь — концлагерь.

Духовенство уничтожено, сослано, кромѣ группы ставленниковъ Патріарха Алексѣя, работающихъ въ трехъ-четырехъ уцѣлѣвшихъ храмахъ въ контактѣ съ Министерствомъ Госуд. Безопасности. Но катакомбная церковь существовала еще въ 1942 г. во главѣ съ однимъ протоіереемъ, работавшимъ на одномъ предпріятіи мастеромъ.

Источникъ: Новые мученики Россійскіе. Второй томъ собранія матеріаловъ. Составилъ Протопресвитеръ М. Польскій. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1957. — С. 180-184.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.