Церковный календарь
Новости


2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
2018-09-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Кончина и погребеніе Блаж. Митр. Антонія (1970)
2018-09-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 60-е (5 декабря 1917 г.)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Какъ Митр. Антоній создалъ Зарубежную Церковь (1970)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Митрополитъ Антоній какъ учитель пастырства (1970)
2018-09-16 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №1 (14 марта 1906 г.)
2018-09-16 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Раздѣленіе на секціи (1906)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 23 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Протопресвит. Михаилъ Польскій († 1960 г.).

Протопресвитеръ Михаилъ Польскій († 1960 г.) родился 24 октября (6 ноября) 1891 г. въ станицѣ Новотроицкой Кубанской области въ семьѣ псаломщика. Окончилъ Ставропольскую духовную семинарію (1914) и по ея окончаніи работалъ противосектантскимъ миссіонеромъ. Священникъ (1920). Въ 1921 г. поступилъ въ Московскую духовную академію, которая вскорѣ была закрыта. Въ 1923 г. арестованъ и послѣ тюремнаго заключенія былъ сосланъ въ Соловецкій лагерь, а въ 1929 г. — на 3 года въ Зырянскій край. Въ 1930 г. бѣжалъ изъ ссылки и покинулъ Россію, перейдя россійско-персидскую границу. Сначала попалъ въ Палестину, потомъ (съ 1938 по 1948 гг.) былъ настоятелемъ прихода въ Лондонѣ въ юрисдикціи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Въ 1948 г. переѣхалъ въ США. Служилъ въ каѳедральномъ соборѣ «Всѣхъ скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ-Франциско (шт. Калифорнія, США) (съ 1952 г. — старшимъ каѳедральнымъ протоіереемъ указаннаго собора). Послѣ побѣды въ 1949 г. на т. н. «Лосъ-Анжелосскомъ процессѣ», гдѣ о. Михаилъ защитилъ каноническую правоту РПЦЗ какъ экспертъ-канонистъ, онъ былъ возведенъ въ санъ протопресвитера. Въ 1955 г. упомянутъ какъ каѳедральный протопресвитеръ, замѣститель предсѣдателя епархіальнаго совѣта Западно-Американской епархіи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Ушелъ на покой въ 1959 г. Скончался 8 (21) мая 1960 г. въ Санъ-Франциско. Похороненъ на Сербскомъ кладбищѣ подъ Санъ-Франциско.

Сочиненія протопресвит. Михаила Польскаго

Протопр. Михаилъ Польскій († 1960 г.).
НОВЫЕ МУЧЕНИКИ РОССІЙСКІЕ.
Второй томъ собранія матеріаловъ. Jordanville, 1957.

Глава XXV.
Мученики Воронежской епархіи.

Священникъ Іаковъ Владиміровъ.

Настоятелемъ села Плотавы, Воронежской епархіи, въ началѣ большевицкой революціи былъ о. Іаковъ Владиміровъ. Хозяинъ онъ былъ прекрасный ради прихожанъ, къ которымъ относился, какъ отецъ къ роднымъ дѣтямъ и все звалъ ихъ разводить пасѣки, сады и вообще поднимать культуру хозяйства. И плотавцы были замѣтно зажиточнѣе своихъ сосѣдей. Большевики называли ихъ кулацкой бандой.

Когда въ Воронежскихъ большевицкихъ кругахъ заговорили о ликвидаціи «вліятельныхъ поповъ», одинъ плотавецъ, большевикъ и извѣстный конокрадъ, своимъ доносомъ охарактеризовалъ о. Іакова въ этомъ духѣ. Скоро послѣ этого къ о. Іакову явилось пять «слѣдователей» и любезно попросили разрѣшенія переночевать, тѣмъ болѣе, что у нихъ, между прочими мелкими дѣлами, есть «пустяковая жалоба» и противъ о. Іакова, которую они «все-таки обязаны утромъ разобрать». Послѣ ужина нѣсколько минутъ любезно побесѣдовали съ семьей и посовѣтовали о. Іакову пойти въ школу переночевать, «чтобы люди не подумали, что разговоры о. Іакова подѣйствовали на неподкупную совѣсть слѣдователей». Такъ сказано было Матушкѣ.

Тревожные слухи поползли по селу. Поздно вечеромъ въ школу явилась группа прихожанъ, человѣкъ 60, чтобы провести ночь со своимъ отцомъ духовнымъ и не дать его въ обиду.

Утромъ, любезно поблагодаривши матушку за вкусный завтракъ, слѣдователи пошли въ школу на дознаніе. Все село было уже здѣсь. Народъ собрался защищать своего батюшку на слѣдствіи. У запасно-зернового магазина появился пулеметъ. Слѣдователи вышли съ о. Іаковомъ и приходской охраной на улицу къ народу и двинулись къ магазину. Подошла и матушка съ 15-лѣтнимъ сыномъ Алексѣемъ. Старшій слѣдователь снялъ у о. Іакова золотые часы и положилъ себѣ въ карманъ. Только теперь замѣтили нѣкоторые, что за магазиномъ выкопана яма. о. Іаковъ осѣнилъ себя крестомъ и началъ молиться, ни одного слова не /с. 186/ сказавъ въ свою защиту. Слѣдователь поднялъ его волосы и выстрѣлилъ ему въ затылокъ. Повидимому, пуля была срѣзана, т. к. часть лица была вырвана. о. Іаковъ упалъ въ яму. Другой слѣдователь подошелъ къ матушкѣ и выстрѣлилъ въ нее. Она упала. Потомъ подошелъ къ Алешѣ и сказалъ: «Я думаю, что тебѣ незачѣмъ жить послѣ всего этого. Такъ зачѣмъ сапогамъ пропадать? Садись и сними сапоги». Алеша сѣлъ, снялъ сапоги и уже не всталъ. Народъ потрясенный въ ужасѣ разбѣжался. Вызванные приказомъ люди съ плачемъ засыпали яму.

Меньшій сынъ, 12-лѣтній Ванюша, ночевалъ въ полуверстѣ отъ села, на пасѣкѣ. Одинъ изъ слѣдователей поѣхалъ на пасѣку. Въ шалашѣ Ванюши не было. На окликъ слѣдователя изъ-за камня показалась головка мальчика. Слѣдователь выстрѣлилъ. Убитымъ оказался не Ваня, а сосѣдскій мальчикъ. Друзья о. Іакова поспѣшили къ Ванѣ, разсказали ему, что случилось, и Ваня, не заходя домой, оставилъ Плотаву.

Это произошло лѣтомъ 1918 г.

Нынѣшній описатель этого событія отпѣвалъ убіенныхъ въ своей церкви.

Священникъ больничной церкви Знаменья въ г. Воронежѣ о. Георгій Снесаревъ замученъ въ 1919 году. Скальпированъ, нанесено ему было 63 раны. Подъ ногти забивали гвозди и булавки. Былъ настолько изуродованъ, что почти невозможно было узнать его. Родные узнали его только по рукамъ.

Въ 1919 г. замучены при отступленіи бѣлыхъ и наступленіи красныхъ — сварены въ котлѣ со смолой семь монахинь Митрофаньевскаго монастыря въ Воронежѣ за то, что служили молебенъ для бѣлыхъ.

Іеромонахъ Нектарій (Ивановъ), преподаватель Воронежской Духовной семинаріи, окончившій Московскую Духовную Академію, въ 1918 г. былъ убитъ въ жесточайшихъ всеразличныхъ истязаніяхъ: таскали за ноги, переломали руки и ноги, забивали деревянные гвозди, «причащали» оловомъ. Мученикъ молился: «Нынѣ отпушаеши раба Твоего».

Архимандритъ Димитрій былъ убитъ (въ 1918 г.) послѣ того, какъ съ него сняли скальпъ, — кожу съ головы.

Священникъ Даніилъ Алферовъ.

Въ селѣ Мартенки, въ 70 верстахъ отъ губернскаго города Воронежа, священствовалъ о. Даніилъ Алферовъ. Человѣкъ чуждый какой-либо политики былъ занятъ исключительно заботами о содержаніи семьи и воспитаніи своихъ дѣтей. Никогда нигдѣ онъ не выступалъ по политическимъ вопросамъ. /с. 187/ Проповѣди его касались исключительно христіанскаго воспитанія своего прихода и моральной стороны подростающаго молодаго поколѣнія. Семья жила въ чисто христіанскихъ рамкахъ. Старшій сынъ, Василій 18 лѣтъ, все время стремился попасть въ Добровольческую Армію, но его мать воспитала свое потомство въ полномъ послушаніи, и это сдержало первенца отъ самовольнаго рѣшенія пойти на поле брани. Миръ царилъ въ приходѣ, никакихъ выступленій со стороны прихожанъ противъ своего пастыря не было. Но въ одинъ изъ сентябрскихъ дней 1920 года, изъ Воронежа прибыла банда распутныхъ, озлобленныхъ звѣрей, именовавшихъ себя защитниками революціи. Первымъ долгомъ обратила она свое вниманіе на священника, обвинивъ его въ несуществующихъ преступленіяхъ противъ революціи, и тутъ же учинила свой скорый, беззаконный и жестокій судъ. Первоначально, на церковной площади, былъ разстрѣленъ самъ отецъ Даніилъ, за нимъ послѣдовала его супруга, Клавдія Ѳеодоровна, и старшій сынъ ихъ Василій. Остальные дѣти, въ возрастѣ отъ 14 и до 6 лѣтъ, разбѣжались отъ страха, кто куда, и съ того момента, всѣ старанія родныхъ розыскать ихъ не привели ни къ какимъ результатамъ. Такъ погибла чисто христіанская, высоко-моральная семья.

Протоіерей Николай Шабашевъ.

Въ слободѣ Бутурлиновкѣ, извѣстной по обувному производству, съ населеніемъ около 60 тысячъ жителей, въ одной изъ православныхъ церквей, священствовалъ протоіерей отецъ Николай Шабашевъ. Онъ являлся центромъ, такъ называемаго, Тихоновскаго теченія и, по порученію самого Святѣйшаго Патріарха Тихона, былъ страшимъ священникомъ, руководя въ своемъ раіонѣ приходами, оставшимися вѣрными святому Православію. Со всего уѣзда къ нему пріѣзжали прихожане и просили прислать имъ настоящаго стараго священника, которыхъ было все меньше и меньше. Часто ему самому приходилось путешестовавать въ дальнія поѣздки и совершать требы. Въ Воронежѣ, въ то время, господствовали епископы или отъ григорьевской организаціи, или отъ живоцерковниковъ, къ которымъ примыкали и многіе священники въ Бутурлиновкѣ. Такая дѣятельность о. Николая его собратьямъ не нравилась, они завидывали ему и его нарастающей популярности среди населенія уѣзда. На него доносили въ мѣстный Исполкомъ, который зналъ о дѣятельности о. Николая, но смотрѣлъ, какъ говорится, сквозь пальцы. Послѣ же доноса, боясь репрессій для себя свыше, они предупредили о. Николая, чтобы онъ оставилъ свою работу и не шелъ въ /с. 188/ разрѣзъ съ «церковной» линіей совѣтскихъ правителей. Это предупрежденіе не имѣло успѣха, и достойный пастырь продолжалъ окормлять всѣхъ, къ нему прибѣгающихъ. Насталъ 1932 годъ и прежде всего былъ арестованъ отецъ Николай, но боясь держать его въ своей тюрьмѣ, чтобы мѣстные жители не пытались освободить его, власти отправили его въ городъ Острогожскъ, гдѣ и ввергли въ тюрьму. Почти годъ просидѣлъ въ ней отецъ Николай; состоялся беззаконный судъ надъ его дѣятельностью и присудилъ его къ ссылкѣ на 5 лѣтъ въ предѣлы Вологодской губерніи, гдѣ прокладывались новыя дороги къ источникамъ нефти, въ сѣверной части губерніи. Развившаяся болѣзнь сердца задержала о. Николая въ родномъ гор. Воронежѣ, но въ началѣ 1933 года его послали на мѣсто назначенія въ Вологду и дальше; за нимъ послѣдовала его вѣрная спутница жизни, супруга Татьяна Виталіевна.

Болѣзнь сердца на тяжелой работѣ, корчеванія лѣса и копанія придорожныхъ канавъ, сдѣлала свое дѣло. Силы оставили, и добрый пастырь въ безвѣстномъ лагерѣ скончалъ дни своей жизни, въ возрастѣ 60 лѣтъ. Его супруга, проживая въ Вологдѣ, узнала о кончинѣ мужа, и отъ горя и лишеній тоже скончалась чрезъ мѣсяцъ.



По свѣдѣніямъ лица, давшаго матеріалы о Воронежской епархіи, протестное обращеніе отъ 9 января 1928 г. Епископа Алексія, Воронежскаго и Козловскаго, къ М. Сергію по поводу его деклараціи подписали слѣдующія лица:

Епископъ Алексій.
Прот. Іоаннъ Андреевскій.
Прот. Николай Пискановскій (см. гл. 23).
Прот. Петръ Новосильцевъ.
Прот. Павелъ Смирнскій.
Прот. Александръ Филиппенко.
Прот. Іоаннъ Стеблинъ-Каменскій.

Прот. Іоаннъ Андреевскій имѣлъ огромное значеніе въ дѣлѣ поддержанія Православія въ Воронежѣ. Первый возсталъ противъ обновленчества, затѣмъ не согласился съ митр. Сергіемъ. Арестованъ въ 1928 г. Сосланъ въ Среднюю Азію. Вернувшись изъ ссылки, скрылся и пропалъ безъ вѣсти.

Прот. Александръ Филиппенко. Былъ въ благочиніи о. игум. Варсонофія въ с. Семеновка Первомайскаго округа, гдѣ съ нимъ познакомился и подружился, вполнѣ раздѣляя его настроеніе. /с. 189/ Послѣ ареста о. Варсонофія, черезъ нѣкоторое время былъ арестованъ и онъ послѣ 1926 года. Подвергся ссылкѣ. Во время голода, семья его, проживавшая въ с. Семеновка, почти вся вымерла. По причинѣ ограниченія не имѣя возможности вернуться обратно, онъ остался въ Воронежѣ, присоединившись къ опротестовавшимъ декларацію митр. Сергія. Будучи одинокимъ, принялъ монашество и былъ возведенъ въ санъ архимандрита. Потомъ проживалъ нелегально въ Мичуринскѣ (Козловскъ), работая печникомъ, обслуживалъ катакомбную церковь.

Прот. Іоаннъ Стеблинъ-Каменскій. Прибылъ въ Ворнежъ въ 1927 г. послѣ Соловецкаго лагеря, въ которомъ былъ съ 1924 г. Бывшій морской офицеръ и преподаватель Морского Корпуса сдѣлался священникомъ-целибатнымъ (безбрачнымъ). Въ Воронежѣ о. Іоаннъ былъ очень почитаемъ. Арестованъ 6 мая 1929 г. Изъ тюрьмы черезъ руки прислалъ паствѣ письмо. Разстрѣлянъ въ 1930 г. [1]. См. его письмо ниже.

Архимандритъ Нектарій (Венедиктовъ) священствовалъ въ Дѣвичьемъ монастырѣ. Арестованъ послѣ Рождества въ 1925 г. Умеръ въ ссылкѣ въ Средней Азіи около 1931 г.

Архимандритъ Иннокентій, спутникъ и сотрудникъ архіепископа Петра. Арестованъ въ декабрѣ 1926 г., заключенъ въ Соловецкій лагерь и умеръ тамъ 24 декабря 1927 г.

Архимандритъ Игнатій (Бирюковъ), настоятель Валуйскагаго монастыря, Воронежской губ., «Игнатій Малый» въ отличіе отъ Игнатія Большого, своего предшественника по настоятельству и старца. Бывшій регентъ монастырскаго хора съ 14 лѣтъ, ввиду малаго роста управлявшій стоя на табуретѣ. Въ Алексѣевскій монастырь прибылъ 5 января 1926 г. и пробылъ до 30 января 1930 г., когда въ числѣ всего духовенства, несогласнаго съ митр. Сергіемъ, былъ арестованъ и этапомъ, несмотря на свои 65 лѣтъ и болѣзнь (старческій туберкулезъ), былъ сосланъ въ Среднюю Азію, гдѣ и скончался 14/27 сентября 1932 г. Исключительно благостный и добрый пастырь. Всѣхъ называлъ касатиками и касатками, почему и за нимъ утвердилось это наименованіе /с. 190/ среди народа, хотя онъ самъ называлъ себя въ шутку «пролетаріемъ». Хотя Владыка Петръ любилъ, чтобы пѣла вся церковь, но всегда было ядро общаго пѣнія — хоръ, который въ шутку назывался «капеллой». Этой «капеллой» управлялъ «касатикъ».

Архимандритъ Тихонъ, изъ монаховъ Алексѣевскаго монастыря, арестованъ 30 января 1930 г. и въ томъ же году разстрѣлянъ. Много потрудился для благоукрашенія монастыря. На многихъ иконахъ нижней церкви были надписи: «сооружена иждивеніемъ іеромонаха Тихона».

Іеромонахъ Мелхиседекъ, изъ монаховъ Валуйскаго монастыря, бывшій келейникъ архим. Игнатія, арестованъ въ 1930 г и разстрѣлянъ.

Священникъ о. Петръ Струковъ, арестованъ въ Алексѣевскомъ монастырѣ въ 1930 г и разстрѣлянъ. Былъ здѣсь чтецомъ и незадолго предъ разстрѣломъ былъ рукоположенъ.

Священникъ о. Ѳеодоръ Яковлевъ, изъ Владимірской церкви, служилъ въ Алексѣевскомъ монастырѣ, арестованъ въ 1930 г. и разстрѣлянъ.

Священникъ Сергій Гортинскій, изъ Ставрополя, бывшій ссыльный, арестованъ въ Алексѣевскомъ монастырѣ въ 1930 г. и разстрѣлянъ. Больной туберкулезомъ бронхіальныхъ путей, очень тяжело переживалъ свой арестъ и приговоръ. Сидѣвшіе въ сосѣдней камерѣ говорили, что тяжело было слышать его отчаянные крики.

Діаконъ Пантелеймонъ, двоюродный братъ архим. Иннокентія, арестованъ въ Алексѣевскомъ монастырѣ въ 1930 г. и разстрѣлянъ.

Іеромонахъ Вассіанъ изъ монаховъ Митрофаніевскаго монастыря, бывшій іеродіаконъ Воскресенской церкви, въ послѣднее время служившій въ Алексѣевскомъ монастырѣ, арестованъ въ 1930 г. Умеръ въ ссылкѣ.



Алексѣевскій монастырь г. Воронежа, вплоть до своего закрытія, послѣ Пасхи 1931 г., былъ средоточіемъ мѣстнаго и пріѣзжаго духовенства старо-тихоновскаго православнаго направленія, противниковъ обновленчества и затѣмъ сергіанства. Больше церквей этого направленія здѣсь не осталось.

Послѣ закрытія Алексѣевскаго монастыря, послѣдняго изъ числа всѣхъ старо-тихоновскихъ церквей и уничтоженія ихъ духовенства, часть народа, вѣрная своимъ пастырямъ и ихъ направленію, осталась совсѣмъ безъ церкви, безъ храмовъ и бого/с. 191/служенія, не желая ходить въ открытыя сергіанскія церкви. Рѣдко и случайно пріѣзжали тайные священники, которые совершали службы по домамъ. Объ этомъ знали только свои, провѣренные люди, такого же настроенія, секретно передававшіе другъ другу о службѣ. Ночью священникъ служитъ, а потомъ скрывается въ кладовкѣ, въ сараѣ, а ночью же куда-нибудь уходитъ. Во время службъ пѣли тихо и слѣдили въ окна, чтобы никто не появлялся. Если слышался стукъ, то прежде всего прятали священника, а потомъ открывали двери. Бывали случаи, что и хозяева дома не знали, что у нихъ служба, ибо она совершалась, когда они уходили на работу. Нѣкоторые участники потаенной церкви въ Россіи, попавши заграницу въ 1943 году, впервые здѣсь вошли въ храмы послѣ 13 лѣтъ ихъ бойкота. Къ числу таковыхъ относится и лицо, давшее матеріалы о Воронежской церкви.

Письмо протоіерея о. Іоанна Стеблинъ-Каменскаго изъ Воронежской тюрьмы (переданное черезъ руки).

«Отче Святый, соблюди ихъ во Имя Твое (Іоан. 17, 11).

Праздникъ Усѣкновенія Главы Предтечи и Крестителя Господня Іоанна.

29-VIII / 11-IX — 1929 г.

Не умру, но живъ буду и повѣмъ дѣла Господня.

Господь и Богъ нашъ Іисусъ Христосъ благодатію и щедротами Свего человѣколюбія да проститъ вамъ, возлюбленныя чада, вся по немощи содѣянныя вами согрѣшенія ваша; Самъ Онъ да отрясетъ вашу грѣховную скверну, да озаритъ ваши помышленія, да извѣститъ васъ въ вѣрѣ, да утвердитъ въ надеждѣ, да сохранитъ въ любви и да соблюдетъ васъ честными членами Святой Своей Церкви.

Вѣдаетъ «Сѣдяй одесную Отца» скорбь разлуки пастыря со своей любимой паствы. Вѣдаетъ «Пастырь Добрый», съ какой скорбной силой вырывается въ минуту разлуки молитвенное воззваніе: «Отче Святый, соблюди ихъ во Имя Твое». Вѣдаетъ Сердцевѣдецъ, что дѣлается и въ моемъ сердцѣ при разлукѣ съ вами, возлюбленныя во Христѣ сироты — сестры Покровской обители и всѣ вѣрные Господу прихожане Преображенскаго храма. Неужели я забуду тѣхъ, съ которыми утѣшался общей молитвой и общимъ по мѣрѣ силъ служеніемъ Христу Господу? Неужели я забуду торжественно-радостное и молитвенно-усердное пѣніе дѣвическихъ хоровъ? Развѣ не было для меня великою радостью быть свидѣтелемъ передъ Господомъ усердія трудившихся въ храмѣ и искренняго стремленія къ чистотѣ, любви и правдѣ приступавшихъ къ Святымъ Божественнымъ Тайнамъ? Надо ли мнѣ каждаго изъ васъ называть по имени, чтобы вы знали, что всѣхъ васъ и каждаго въ отдѣльности я ношу въ своемъ сердцѣ, вмѣстѣ съ вами скорблю, вмѣстѣ съ вами радуюсь? Или буквы и слова вамъ могутъ сказать больше, чѣмъ говорили и говорятъ вамъ ваши собственныя сердца? Если за время моего служенія въ Воронежѣ и пребыванія среди васъ, вы, ввѣренные мнѣ Господомъ, не чувствовали, что ваша вѣрность Ему для меня дороже собственной жизни; если вы этого не чувствовали, то, увы, ни это письмо, ни какое-/с. 192/либо другое вамъ этого не откроютъ. Но, если воистину люблю васъ любовью Христовой, если я отчасти утѣшаюсь вашей скорбью, такъ какъ она свидѣтельствуетъ и о вашей ко мнѣ любви, то нынѣ разставаясь съ вами, отдавая васъ подъ Покровъ Усердной Заступницѣ Пречистой Владычицѣ (Она — Мать и Игуменія ваша), вручая васъ самому Ея несравненно больше меня васъ любящему Сыну, — нынѣ хочется мнѣ въ послѣднія разъ со слезами просить васъ: не унывайте никогда, не сомнѣвайтесь въ непрестающей любви къ вамъ Начальника Жизни. Помните, что терпѣливымъ перенесеніемъ скорбей мы какъ-бы идемъ навстрѣчу Сошедшему къ намъ съ небесъ и крестъ насъ ради Претерпѣвшему: откройте Ему ваши сердца, чтобы Онъ вошелъ въ нихъ, чтобы Онъ вечерялъ съ вами и вы съ Нимъ. Терпите до конца. Въ вашихъ немощныхъ сосудахъ вы сумѣли пронести драгоцѣнную и спасительную православную вѣру длиннымъ путемъ и преодолѣть большія препятствія; не разбейте эти сосуды на послѣдокъ, чтобы не разлилась Вода жизни, чтобы не напрасными стали всѣ труды ваши. Помните, что посылая скорби, Господь приближаетъ вѣрныхъ Своихъ къ Себѣ, къ Своему кресту. Не впускайте не только злобы, но и досады въ сердца ваши; для этого прежде всего старайтесь жить въ любви и мирѣ другъ съ другомъ, взаимно прощая всѣ обиды. Научитесь хотя «подъ конецъ» предавать самихъ себя и другъ друга и всю свою жизнь Христу Богу. Сдерживайте себя въ каждомъ словѣ, въ каждой мысли. «Всякое дыханіе, да хвалитъ Господа»... Горите предъ Господомъ, какъ чистыя восковыя свѣчи, и старайтесь, чтобы современный вѣтеръ не затушилъ вашъ огонекъ, старайтесь защищать его отъ дуновеній мірскихъ страстей и суеты — чтеніемъ Слова Божія, особенно Евангелія и Посланій Апостольскихъ на русскомъ языкѣ. Храните себя въ чистотѣ, не лгите, не угождайте противъ совѣсти человѣка. Впрочемъ, вы во всемъ этомъ успѣете, если будете постоянно упражняться въ молитвѣ, не отъ себя я училъ васъ молитвѣ Іисусовой. «Господи Іисусе Христе, Сыне Божій, помилуй мя грѣшнаго». Эта молитва возрастила духъ многихъ подвижниковъ благочестія. Повторяйте ее непрестанно, хотя бы съ холодной душой, Самъ Господь согрѣетъ ее за постоянство вашего къ Нему стремленія. Ищите Господа всѣмъ сердцемъ и Онъ откроется вамъ радостно и свѣтло. Ищите Господа, вѣдь Онъ недалеко отъ каждаго изъ насъ. Ищите Господа, — вы узнаете радость Его обрѣтенія. Сами познаете радость и меня сдѣлаете участникомъ этой радости. Не оставьте этихъ моихъ словъ — пустыми словами, дайте имъ мѣста въ вашихъ сердцахъ; вѣдь эти слова — часть моей души, пусть хоть эта частица моей души останется жить въ Воронежѣ, дайте ей жить въ вашихъ сердцахъ, жить, а не умирать, братья и сестры. Если вы скорбите о разлукѣ со мной, если вамъ больно думать, что можетъ быть со временемъ мы станемъ чужими другъ другу, — то будьте особенно внимательны къ своей духовной жизни, будьте вѣрны Христу распятому, и у подножія Его креста, вы, хочу вѣрить, всегда найдете меня недостойнаго. Не отходите отъ Креста и мы будемъ близкими другъ другу во все время нашей разлуки, какъ долго бы она ни тянулась. Будемъ вмѣстѣ вѣрить въ спасительность крестныхъ страданій, и вмѣстѣ узнаемъ радость воскресенія Христова во всемъ Его свѣтѣ. «Кресте, ты намъ сила буди. Научи насъ познанію добровольнаго смиренія, силы и любви нынѣ вновь поносимаго Долготерпѣливца, чтобы мы съ несомнѣнной вѣрой взывали Ему, насъ ради во гробъ Положенному: Жизнодавче, слава Тебѣ». Простите, возлюбленные чада мои, во Христѣ, братья и сестры, меня многогрѣшнаго за все мною по невѣдѣнію и немощи содѣянное, покройте своею любовью мои недостатки и упущенія и не уставайте молиться за меня /с. 193/ ко Господу, и азъ недостойный іерей, властью Его мнѣ данною, прощаю и разрѣшаю васъ отъ всѣхъ вашихъ грѣховъ (кромѣ умышленно утаенныхъ) во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Пока имѣется возможность, чаще приступайте къ Святой Чашѣ. Христосъ посреди насъ будетъ неотлучно. Всѣмъ сердцемъ васъ любящій недостойный служитель Распятаго Вседержителя.

Священникъ Іоаннъ Стеблинъ-Каменскій.       

Судьба Воронежскихъ святынь.

Населеніе г. Воронежа возросло съ 1914 г. въ 5 разъ, а храмы въ 1940 г. были доведены до нуля. Происходило это такъ.

Гордостью г. Воронежа былъ монастырь святителя Митрофанія. На крутомъ, высокомъ берегу рѣки Воронежъ величественно стоялъ храмъ монастыря и красавица-колокольня, къ ея благополучію стоявшая отдѣльно отъ храма. За много километровъ она рѣзко выдѣлялась и золоченый крестъ высоко возвышался надъ городомъ. Въ 1929 г. въ Пасхальную заутреню этого монастыря начался разгулъ погромной дѣятельности «Союза безбожниковъ», возглавляемаго нѣкимъ Зоринымъ. Во время крестнаго хода вокругъ храма появились комсомольцы съ оркестрами, плясунами, ряжеными, пытаясь нарушить молитвенное настроеніе у молящихся. Колокольнаго звона уже не было, колокола уже были сняты. Но, слава Богу: Пасхальная заутреня была дослужена до конца, и она была послѣдняя въ монастырѣ. «Союзъ безбожниковъ» готовилъ новое нападеніе.

Ежегодно, въ день памяти св. Митрофанія 7 августа, тысячи богомольцевъ стекались на поклоненіе мощамъ святителя, городъ переполнялся православнымъ народомъ со всѣхъ мѣстъ русской земли. Такъ было и въ 1929 году, при чемъ власти не препятствовали наплыву богомольцевъ. «Союзъ безбожниковъ», уже заранѣе былъ подготовленъ къ кощунству надъ мощами святителя Митрофанія.

Въ самый день торжества неожиданно были запрещены всякія богослуженія, былъ созданъ особый комитетъ изъ коммунистовъ, которые вскрыли мощи св. Митрофанія, сѣли въ автомобили и, вмѣстѣ съ останками, показали народу предметы, не относящіеся къ мощамъ, конечно, ими же вложенные спеціально для антирелигіозной пропаганды. Руководители этой кощунственной церемоніи — секретарь комитета коммунистической партіи Варейкисъ и начальникъ области Рябининъ.

Впослѣдствіи оба они были разстрѣляны большевиками.

Вскорѣ закрытъ былъ и соборъ. Мнѣ пришлось быть тамъ вскорѣ послѣ его разгрома властями. Печальное зрѣлище. На полу валялись священныя книги: ихъ было очень много. Золото, серебро и ризы были вывезены. Чудный иконостасъ изъ бѣлаго и голубого мрамора былъ весь скрѣпленъ маленькими винтиками, но никто не думалъ ихъ вывинчивать: ломали кувалдами, разрушая священныя цѣнности. Приставныя иконы у стѣнъ были уничтожены. Въ самомъ зданіи собора сдѣлали заводъ бетонныхъ кирпичей для городского строительства. Такъ продолжалось 3 года. Боясь за послѣдствія — власти рѣшили совсѣмъ уничтожить храмъ. Однажды ночью воронежцы услыхали страшный взрывъ, не подозрѣвая, что это разрушался грандіозный соборъ. На утро увидѣли груды кирпича. Только по прежнему высится колокольня, ее не тронули. Нашелся одинъ маляръ, который за тысячу рублей согласился /с. 194/ срѣзать крестъ на колокольнѣ: срѣзалъ и вскорѣ сошелъ съ ума. Это все, — что осталось отъ монастыря св. Митрофанія.

Вслѣдъ за разрушеніемъ монастырскаго храма, былъ взорванъ храмъ св. князя Владиміра. Въ каѳедральномъ Смоленскомъ соборѣ (имени Смоленской Б. М.) былъ устроенъ городской хлѣбный (пекарный) заводъ.

Въ храмѣ Параскевы-Пятницы — слесарная мастерская. Въ храмѣ новостроющагося кладбища — кузница. Въ храмѣ Срѣтенія Господня — музей. Остальные храмы были заняты подъ склады. Къ 1940 году всѣ храмы г. Воронежа были закрыты. Разрушены были всѣ кладбища. Въ центрѣ города тротуары замощены надгробными плитами и проходящій могъ часто прочесть: «Здѣсь погребено тѣло раба Божія такого-то». Лишь чудомъ сохранились двѣ могилки великихъ русскихъ поэтовъ — Никитина и Кольцова. Ухода за ними никакого.

Вмѣсто нѣсколькихъ старыхъ, устроено одно центральное кладбище, за городомъ по Задонскому шоссе, чисто совѣтское: только бугорки; ни крестовъ, ни цвѣтовъ, ни деревьевъ. Голое поле. Кое-гдѣ номера.

Въ 1941 г. началась война, а весной 1942 г. прошелъ слухъ, что въ Воронежѣ снова открываютъ первую церковь. Дѣйствительно открыли въ храмѣ Св. Троицы очень маленькую церковь. Утвари власти выдали изъ антирелигіознаго музея. Священникъ нашелся изъ НКВД, но не надолго: 7/VI пришли нѣмцы. Предварительно Воронежъ былъ подвергнутъ жестокой бомбардировкѣ, вслѣдствіе чего городъ пылалъ въ огнѣ.

И только одна колокольня монастыря св. Митрофанія, чудомъ уцѣлѣвшая, одиноко напоминаетъ то далекое, хорошее, что потерялъ русскій православный народъ.

Примѣчаніе:
[1] Онъ вмѣстѣ съ товарищемъ своимъ по одному и тому же свѣтскому званію морского офицера, о. Александромъ Толстопятовымъ, іеромонахомъ Александро-Невской Лавры, прибылъ въ Соловки, послѣ арестовъ Петроградскаго духовенства, и оба они состояли видными лагерными работниками въ инженерномъ отдѣлѣ. Ходили всегда въ духовномъ платьѣ и посѣщали службы вмѣстѣ съ прочимъ духовенствомъ, доколѣ это разрѣшалось. Іером. Толстопятовъ съ 1933 г. сталъ епископомъ у м. Сергія и 26 сент. 1945 г. въ санѣ архіепископа Молотовскаго скончался.

Источникъ: Новые мученики Россійскіе. Второй томъ собранія матеріаловъ. Составилъ Протопресвитеръ М. Польскій. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1957. — С. 185-194.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.