Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 2-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 1-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 14 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 42.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Протопресвит. Михаилъ Польскій († 1960 г.).

Протопресвитеръ Михаилъ Польскій († 1960 г.) родился 24 октября (6 ноября) 1891 г. въ станицѣ Новотроицкой Кубанской области въ семьѣ псаломщика. Окончилъ Ставропольскую духовную семинарію (1914) и по ея окончаніи работалъ противосектантскимъ миссіонеромъ. Священникъ (1920). Въ 1921 г. поступилъ въ Московскую духовную академію, которая вскорѣ была закрыта. Въ 1923 г. арестованъ и послѣ тюремнаго заключенія былъ сосланъ въ Соловецкій лагерь, а въ 1929 г. — на 3 года въ Зырянскій край. Въ 1930 г. бѣжалъ изъ ссылки и покинулъ Россію, перейдя россійско-персидскую границу. Сначала попалъ въ Палестину, потомъ (съ 1938 по 1948 гг.) былъ настоятелемъ прихода въ Лондонѣ въ юрисдикціи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Въ 1948 г. переѣхалъ въ США. Служилъ въ каѳедральномъ соборѣ «Всѣхъ скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ-Франциско (шт. Калифорнія, США) (съ 1952 г. — старшимъ каѳедральнымъ протоіереемъ указаннаго собора). Послѣ побѣды въ 1949 г. на т. н. «Лосъ-Анжелосскомъ процессѣ», гдѣ о. Михаилъ защитилъ каноническую правоту РПЦЗ какъ экспертъ-канонистъ, онъ былъ возведенъ въ санъ протопресвитера. Въ 1955 г. упомянутъ какъ каѳедральный протопресвитеръ, замѣститель предсѣдателя епархіальнаго совѣта Западно-Американской епархіи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Ушелъ на покой въ 1959 г. Скончался 8 (21) мая 1960 г. въ Санъ-Франциско. Похороненъ на Сербскомъ кладбищѣ подъ Санъ-Франциско.

Сочиненія протопресвит. Михаила Польскаго

Протопр. Михаилъ Польскій († 1960 г.).
НОВЫЕ МУЧЕНИКИ РОССІЙСКІЕ.
Второй томъ собранія матеріаловъ. Jordanville, 1957.

Глава XXVIII.
Страдальцы города Смоленска.

Священникъ о. Антоній Эльснеръ.

О. Антоній Іосифовичъ Эльснеръ-Койранскій родился 5-го дек. 1879 г. въ имѣніи своего дѣда Койраны, Барона Фонъ-Эльснеръ-Койранскаго-Гоголь, дальняго родственника по женѣ Николая Васильевича Гоголя. Прадѣдъ, по какимъ-то причинамъ, лишился своего огромнаго состоянія и титула. О. Антоній по окончаніи Вяземскаго Духовнаго Училища получилъ образованіе въ Смоленской Духовной Семинаріи и Кіевской Духовной Академіи. Былъ псаломщикомъ, депутатомъ Епархіальныхъ съѣздовъ нѣсколько лѣтъ подрядъ, ревизоромъ свѣчного завода подъ Смоленскомъ, преподавателемъ пѣнія въ Образцовой школѣ при Духовной Семинаріи и занималъ рядъ должностей выборныхъ и другихъ. Въ 1914 г. архіепископомъ Ѳеодосіемъ рукоположенъ въ іереи и назначенъ въ село Костюшково-Свирово, Краснинскаго уѣзда, Смоленской губ.

Въ 1919 году, своимъ прихожаниномъ комиссаромъ Ковалевымъ, за сказанную проповѣдь въ его присутствіи, былъ арестованъ и отбывалъ 3 мѣсяца принудительныхъ работъ въ г. Красномъ.

Во время изъятія цѣнностей, въ 1922 г., былъ арестованъ по обвиненію въ сокрытіи таковыхъ, просидѣлъ около года въ Смоленскѣ въ такъ называемомъ Домзакѣ (домъ предварительнаго заключенія) въ то время какъ шелъ открытый процессъ надъ епископомъ Смоленскимъ Филиппомъ, Церковнымъ Совѣтомъ и прихожанами Смоленскаго Каѳедральнаго Собора.

Когда власти должны были явиться въ соборъ за цѣнностями, то въ немъ закрылись прихожане этого собора, и въ нѣкоторыхъ церквахъ зазвонили въ набатъ. Рабочіе Заднѣпровья, мастерскихъ им. Калинина и др. оставили работу и бросились спасать свою святыню. Немедленно были вызваны войска 3-й пѣхотной школы и гарнизона. Войска стояли шпалерами съ двухъ сторонъ и не пропускали народъ къ собору, на лѣстницахъ собора стояли пулеметы, было дано нѣсколько очере/с. 211/дей съ пулемета, но жертвъ въ тотъ моментъ не было. Но зато послѣ начались массовые аресты.

Въ 1925 году Смоленскимъ Викарнымъ Епископомъ Иларіономъ о. Антоній былъ назначенъ настоятелемъ Казанской церкви г. Смоленска. Въ это время еще устраивались диспуты. Пріѣхалъ изъ Москвы въ Смоленскъ бывшій священникъ, оставившій свой санъ и выступавшій на сторонѣ большевиковъ. Диспутъ былъ устроенъ въ зданіи Губисполкома, противной стороной было вызвано мѣстное духовенство. Явились о. Антоній и о. Петръ Генцовъ — священникъ Ильинской церкви. Бывшій іерей, ставшій атеистомъ, понесъ тяжкое пораженіе. Два побѣдителя выходили изъ залы подъ громъ аплодисментовъ. Въ этотъ день все обошлось благополучно, но черезъ мѣсяцъ о. Петра Ченцова не стало: его арестовали и онъ пропалъ безъ вѣсти.

Въ 1930 г. начали закрывать церкви. Съ о. Антоніемъ уже служилъ бывш. настоятель Тихвинской церкви о. Иванъ Аѳонскій.

Въ 1935 году закрываютъ церковь, гдѣ служилъ о. Антоній. Онъ жилъ въ сторожкѣ при церкви; рабочимъ было дано распоряженіе «впередъ выкинуть попа»; начали разбирать крышу надъ сторожкой и ломать потолокъ и трубу, и члены его семьи, осыпанные извѣстью, выбѣжали изъ дому подъ хохотъ орудующихъ ломами. Церковь въ теченіи часа была превращена въ сарай, иконостасъ былъ разбитъ, по иконамъ ходили. Долго о. Антоній съ матушкой ходили по угламъ, гдѣ ночь, гдѣ день, и, конечно, скрытно, т. к. прихожане тоже боялись и за свою судьбу. О. Антоній уѣхалъ въ село Высокое Сафоновскаго района, Смоленской обл.

Въ 1937 году въ Смоленскѣ были закрыты почти всѣ церкви, за исключеніемъ Всѣхсвятской и такъ называемой Окопской въ предмѣстьи города, которая не была закрыта, но службы въ ней не было, т. к. священникъ этой церкви былъ арестованъ и сосланъ. Прихожане этой церкви и другихъ закрытыхъ церквей пріѣхали къ о. Антонію просить его быть у нихъ священникомъ. Онъ опять переѣхалъ въ Смоленскъ, и его зарегистрировали прихожане въ мѣстномъ Горсовѣтѣ какъ церковнаго сторожа. Очевидно нельзя было иначе жить въ городѣ и поселиться въ сторожкѣ.

Прихожане начинаютъ передъ мѣстнымъ Горсовѣтомъ хлопотать о разрѣшеніи священнику служить. Горсовѣтъ не разрѣшаетъ, хотя собрали уже нѣсколько тысячъ подписей. Священника вызываютъ въ НКВД и требуютъ отъ него добровольнаго /с. 212/ отказа отъ службы. О. Антоній имъ сказалъ: — «вы говорите и печатаете, что нѣтъ вѣрующихъ, я вамъ докажу противное и мой долгъ священника не позволяетъ мнѣ отказаться отъ просьбы вѣрующихъ».

Собирается делегація ѣхать въ Москву за разрѣшеніемъ, батюшку опять вызываютъ нѣсколько разъ въ НКВД, и начинаютъ угрожать, требуя отказа, но онъ говоритъ: — «На моей сторонѣ весь городъ и даже ваши отцы и матери, а вы одни».

20-го іюля по ст. ст. наканунѣ праздника Казанской Иконы Божіей Матери возвратилась делегація изъ Москвы и привезла разрѣшеніе (отъ центр. гражданской власти). Общей радости нѣтъ предѣла! Послѣ оформленій въ мѣстномъ Горсовѣтѣ разрѣшается служба на 21/VII т. е. на Казанскую.

Въ бѣдненькую церковную сторожку весь почти день — «крестный ходъ» съ поздравленіями и пожеланіями о. Антонію. Среди радостныхъ пожеланій были и мрачныя: двѣ монахини особенно настаивали на немедленномъ его отъѣздѣ. Но о. Антоній сказалъ — «что Богомъ суждено, то и будетъ». Приготовляются къ торжественному служенію, убирается и украшается церковь, какъ къ Пасхѣ, но не суждено было состояться этому торжеству.

Въ часъ ночи пріѣхало НКВД въ количествѣ трехъ человѣкъ, сдѣлали обыскъ, конечно, ничего не нашли, но увели священника. Арестованъ былъ и церковный совѣтъ и многіе другіе.

1 августа 1937 г. матушка, кстати въ день своего рожденія, понесла въ тюрьму передачу, которую не приняли, но возвратили ей и его одежду, сказавъ съ улыбкой, что о. Антонію дали казенную и что онъ напишетъ. Съ тѣхъ поръ никакихъ свѣдѣній о немъ не стало. Черезъ служащихъ тюрьмы узнали, что его разстрѣляли.

Въ тѣ годы пострадали въ г. Смоленскѣ:

Протоіерей Іоаннъ Соколовъ, Одигитріевской церкви, арестованъ въ 1935 г., пропалъ безъ вѣсти.

Священникъ Константинъ Олецкій съ сыномъ арестованы въ 1935 г., при обнаруженіи подземной церкви подъ старой башней «Веселуха», въ крѣпостной стѣнѣ, построенной при Борисѣ Годуновѣ въ предмѣстьи г. Смоленска — «Ратовка». Случайно, дѣти, игравшіе около башни, услышали пѣніе и обратили вниманіе на это проходившаго милиціонера. Мѣстность была оцѣплена, и прослѣдили жещину входившую съ виномъ для богослуженія въ башню. Въ связи съ этимъ открытіемъ /с. 213/ было очень много арестовано духовенства и мірянъ, такъ какъ были найдены списки прихожанъ этой тайной церкви. Мѣстныя газеты удѣлили много вниманія этому событію.

Протоіерей Василій Спиридоновъ, 70 лѣтъ,

Протоіерей Николай Бурьковъ, 76 лѣтъ, заштатный, при Верхне-Николаевской ц.,

Протоіерей Іоаннъ Аѳонскій, арестованы въ 1937 г. и пропали безъ вѣсти.

Источникъ: Новые мученики Россійскіе. Второй томъ собранія матеріаловъ. Составилъ Протопресвитеръ М. Польскій. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1957. — С. 210-213.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.