Церковный календарь
Новости


2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 15 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Протопресвит. Михаилъ Польскій († 1960 г.).

Протопресвитеръ Михаилъ Польскій († 1960 г.) родился 24 октября (6 ноября) 1891 г. въ станицѣ Новотроицкой Кубанской области въ семьѣ псаломщика. Окончилъ Ставропольскую духовную семинарію (1914) и по ея окончаніи работалъ противосектантскимъ миссіонеромъ. Священникъ (1920). Въ 1921 г. поступилъ въ Московскую духовную академію, которая вскорѣ была закрыта. Въ 1923 г. арестованъ и послѣ тюремнаго заключенія былъ сосланъ въ Соловецкій лагерь, а въ 1929 г. — на 3 года въ Зырянскій край. Въ 1930 г. бѣжалъ изъ ссылки и покинулъ Россію, перейдя россійско-персидскую границу. Сначала попалъ въ Палестину, потомъ (съ 1938 по 1948 гг.) былъ настоятелемъ прихода въ Лондонѣ въ юрисдикціи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Въ 1948 г. переѣхалъ въ США. Служилъ въ каѳедральномъ соборѣ «Всѣхъ скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ-Франциско (шт. Калифорнія, США) (съ 1952 г. — старшимъ каѳедральнымъ протоіереемъ указаннаго собора). Послѣ побѣды въ 1949 г. на т. н. «Лосъ-Анжелосскомъ процессѣ», гдѣ о. Михаилъ защитилъ каноническую правоту РПЦЗ какъ экспертъ-канонистъ, онъ былъ возведенъ въ санъ протопресвитера. Въ 1955 г. упомянутъ какъ каѳедральный протопресвитеръ, замѣститель предсѣдателя епархіальнаго совѣта Западно-Американской епархіи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Ушелъ на покой въ 1959 г. Скончался 8 (21) мая 1960 г. въ Санъ-Франциско. Похороненъ на Сербскомъ кладбищѣ подъ Санъ-Франциско.

Сочиненія протопресвит. Михаила Польскаго

Протопр. Михаилъ Польскій († 1960 г.).
НОВЫЕ МУЧЕНИКИ РОССІЙСКІЕ.
Второй томъ собранія матеріаловъ. Jordanville, 1957.

Глава XXX.
Подвижники благочестія.

Монахъ о. Викентій (Никольскій).

Родился О. Викентій (Никольскій) въ 80-ыхъ годахъ въ семьѣ Петербургскаго крупнаго чиновника. Онъ кончилъ юридическій факультетъ и интересовался очень философіей. Философія захватила его мысли и чувства. И въ время онъ былъ далекъ отъ Церкви и отъ Христа. Вотъ въ это время скоропостижно скончался одинъ изъ его братьевъ. Смерть брата окончательно перевернула его жизнь. Первое движеніе было отказаться отъ жизни. Ницше, котораго онъ изучалъ въ этотъ моментъ, какъ бы нашептывалъ ему о самоубійствѣ. Препятствовала только любовь къ матери. Онъ хотѣлъ подготовить мать, а потому секретно ушелъ изъ дома и скрылся въ своемъ имѣніи, гдѣ зимой никто не жилъ. Но родители узнали о его мѣстопребываніи и отправили къ нему старушку-родственницу, монахиню. Какъ бы случайно, на столѣ въ той комнатѣ, гдѣ скрывался о. Викентій, она оставила книгу Владыки Ѳеофана — «Что такое духовная жизнь и какъ на нее настроиться?»

Эту книгу о. Викентій прочиталъ и съ увлеченіемъ сталъ читать произведенія Владыки-затворника. Вскорѣ онъ познакомился съ Архіепископомъ Тульскимъ и Бѣлевскимъ Парѳеніемъ (Левицкимъ), о которомъ о. Викентій вспоминалъ съ особой благодарностью, называя его тайнымъ подвижникомъ и считая его смиреннѣйшимъ человѣкомъ. Владыка Парѳеній и направилъ его въ Оптину Пустынь.

О. Викентій пріѣхалъ въ Оптину тогда, когда настоятелемъ былъ Архимандритъ Ксенофонтъ.

Начало жизни въ монастырѣ — послушаніемъ о. Викентія были кухня и чтеніе правила уже тогда больному настоятелю о. Ксенофонту. Руководство же духовной жизни было въ рукахъ о. Нектарія, который послѣ смерти о. Іосифа былъ выбранъ для всей братіи духовникомъ и старцемъ. О. Нектарій былъ дѣлателемъ Іисусовой молитвы. Въ этомъ онъ былъ наученъ великимъ старцемъ о. Анатоліемъ (Зерцаловымъ). Вотъ это дѣланіе Іисусовой молитвы, навыкновеніе хожденія въ памяти Имени /с. 221/ Божія — и былъ тонъ всей жизни о. Викентія. Его жизнь опредѣлилась этимъ дѣланіемъ. Вся внѣшность обуславливалась этимъ настроеніемъ жизни. Его ничего не интересовало въ жизни. Одна цѣль — пребываніе во Имени Господа. Все было радостно. Въ монастырскомъ послушаніи не замѣчалось трудностей, такъ какъ трудность была въ трезвенномъ дѣланіи духовномъ. Пекарня, просфорня, канцелярія и самое лучшее — почтальонъ. Отъ монастыря до города Козельска, до почты было — 4 версты. Какая была отрада этотъ путь 8 верстъ (туда и обратно). Въ это время и совершалось послушаніе старческое о трезвеніи и молитвѣ.

Въ этомъ фазисѣ жизни застала монаха Викентія революція. Онъ не искалъ выхода въ эти трудные первые годы революціи, когда постепенно разрушался монастырь.

Какъ говорилъ о. Викентій, его отецъ препятствовалъ поступленію его въ монастырь. Онъ былъ очень огорченъ, что сынъ разломалъ путь своего восхожденія въ гражданской жизни. Въ эти же революціонные годы отецъ, бывшій сановникъ, писалъ своему сыну-монаху:

«Отецъ Викентій, (такъ обращался отецъ къ сыну), какъ ты былъ правъ. О, какъ бы я хотѣлъ измѣнить свою прожитую жизнь. Какъ бы я хотѣлъ съ юности теперь принять путь твоей жизнь. Я умираю и вижу свой гробъ. Плачу. Недостойный рабъ Христовъ...». Это письмо отца къ сыну укрѣпляло монаха Викентія въ тѣ минуты, когда революціонная волна, разрушающая монастыри, заставляла насельниковъ монастыря искать какого-то устроенія. Отецъ Викентій ничего не искалъ. Онъ по-прежнему былъ въ послушаніи старца и творилъ свое духовное дѣло. Вотъ въ это самое время, когда монастырь Оптинскій долженъ былъ разселить своихъ насельниковъ, старецъ Нектарій отдалъ священнику приходскому о. Викентія, дабы подъ сѣнью приходскаго храма сохранялась жизнь подвижника-монаха. Господь помогъ намъ зрѣть горящую свѣщу, поставленную Господу, — пишетъ этотъ священникъ.

Трудно сказать, что дѣлалъ этотъ монахъ. Одно скажу только, что сейчасъ я плачу, вспоминая прошлое. Знаю, что я не всегда умѣлъ хранить этотъ тонкій художественный сосудъ Божіей благости.

За два съ половиной года жизни у насъ, онъ ни разу не былъ по своему желанію за оградой нашей церкви. Онъ ни разу не сѣлъ за столъ за трапезу. Онъ ни съ кѣмъ не бесѣдовалъ ради интереса своего. Онъ никому не навязавылъ своего учительства. И въ же время всѣ чувствовали въ немъ Божію силу.

И безбожники, которые выслали его отъ меня, какъ-то /с. 222/ странно обращались съ нимъ. Казалось, они боялись его святыни. Его выслали, какъ и меня, въ административную ссылку. Невольная была мысль: какъ то онъ будетъ дальше жить? Онъ написалъ старцу съ точки зрѣнія окружающихъ совѣтскихъ людей, — безсмысленность: онъ просилъ старца благословить его быть нищимъ. Вѣдь нищихъ въ Совѣтскомъ Союзѣ не было. Старецъ благословилъ. И я знаю, что Господь не оставилъ своего раба. Близкіе наши не оставляли о. Викентія.

Въ 33-емъ году онъ возвратился изъ первой ссылки и попалъ какъ разъ въ общую чистку Козельска отъ Оптинскихъ монаховъ. Онъ былъ вновь арестованъ, сосланъ въ Ташкентъ. И тамъ скончался въ первый же мѣсяцъ своей ссылки отъ тромбофлеита.

Знаю, что передъ его арестомъ одинъ изъ нашихъ кіевскихъ монаховъ посѣтилъ его еще въ Козельскѣ и разсказывалъ мнѣ, что онъ жилъ въ избушкѣ, которая напоминала собою пещеру. Полная бѣдность. Нищета. Но въ этотъ моментъ онъ былъ богачомъ. Только богатствомъ не земли, а неба. Онъ уже былъ подготовленъ, чтобы уйти преподобномученикомъ. О. Викентій никогда не былъ въ санѣ: онъ всю жизнь остался только монахомъ. О. Архимандритъ передъ разселеніемъ монаховъ предлагалъ о. Викентію санъ. О. Викентій подчинился, но сказалъ о. Архимандриту, что если бы о. Архимандритъ спросилъ его, какъ онъ хочетъ, то онъ бы отвѣтилъ, что хочетъ остаться просто монахомъ. О. Архимадритъ рѣшилъ тогда оставить его монахомъ.

Протоіерей о. Іона Атаманскій.

Въ г. Одессѣ только одинъ храмъ совсѣмъ не переходилъ къ обновленцамъ, это портовый Святителя Николая. Настоятелемъ его былъ извѣстный по всей Россіи протоіерей о. Іона Атаманскій. Человѣкъ аскетическаго образа жизни, онъ несъ непрестанный молитвенный подвигъ въ богослуженіи, и къ молитвенной его помощи прибѣгали многіе, пріѣзжавшіе къ нему за сотни верстъ и получавшіе исцѣленія въ болѣзняхъ. Къ нему шли за совѣтомъ и за утѣшеніемъ въ горѣ, и получали мудрое руководство и успокоеніе. Широкая благотворительность выражалась прежде всего въ безплатной столовой для портовой голытьбы и въ общежитіи для бѣдныхъ.

Портовой людъ состоялъ изъ грузчиковъ и бродягъ, мрачныхъ «бывшихъ» людей, который грозной тысячной толпой окружилъ мѣстное совѣтское управленіе, требуя немедленнаго освобожденія «ихъ» батюшки, арестованнаго въ 1923 г. за энергичную борьбу съ обновленчествомъ. И о. Іона былъ освобо/с. 223/жденъ, становясь въ исключительное положеніе среди всего духовенства. Многихъ «свихнувшихся» изъ портовыхъ людей онъ направилъ на истинный путь.

Церковь его была полна народу. Послѣ обѣдни каждое воскресеніе бывалъ общій молебенъ съ водосвятіемъ. Отдѣльные заказные молебны не служились, а на этотъ молебенъ молящіеся подавали свои записки. Весь великій постъ о. Іона не бывалъ дома, но проводилъ въ храмѣ въ молитвѣ и строгомъ постѣ, съѣдая въ день одну или двѣ просфоры и отдыхая ночью въ алтарѣ, сидя въ креслѣ. Изъ-за наплыва говѣющихъ ему иногда приходилсь прибѣгать къ общей исповѣди. Былъ у него и второй священникъ, жившій здѣсь же въ домѣ при храмѣ.

Скончался онъ 18 мая 1924 г. своею смертью. Въ ГПУ онъ подвергался угрозамъ разстрѣла, а въ обществѣ недовольнаго имъ духовенства былъ напояемъ ядомъ, но оставался невредимъ. Видно, былъ уже преклоннаго возраста, потому что одинъ изъ свидѣтелей разсказываетъ, что онъ узналъ объ о. Іонѣ отъ знакомаго, который ѣздилъ къ о. Іоанну Кронштадскому (умеръ въ 1908 г.), и послѣдній выразилъ удивленіе: «зачѣмъ вамъ было ѣздить такъ далеко, когда у Васъ въ Одессѣ есть свой молитвенникъ, отецъ Іона?»

Въ январѣ 1920 г., за нѣсколько дней до эвакуаціи Одессы добровольцами, одинъ знакомый отца Іоны, дающій это сообщеніе, зашелъ къ нему проститься и между прочимъ предложилъ ему выѣхать тоже. — «Да развѣ я могу въ такое страшное для всѣхъ время оставить свой постъ, свою паству? — отвѣтилъ онъ. — Это было бы непростительнымъ грѣхомъ». Ему посѣтитель возразилъ, указывая, что большевики стремятся къ уничтоженію религіи и уже много было случаевъ насильственной смерти священниковъ. — «Смерти я не боюсь, — отвѣтилъ онъ. — На все воля Божія. А что касается уничтоженія религіи, то это — полная утопія. Вѣрьте, что чѣмъ болѣе со стороны большевиковъ будетъ преслѣдованій религіи, тѣмъ болѣе ея завѣты будутъ крѣпнуть въ народныхъ массахъ».

Великъ былъ духомъ о. Іона, въ своихъ условіяхъ оставаясь съ паствою и сознавая, что въ состояніи ей еще послужить, но правы, конечно, и тѣ, кто, покидая ее, сознавали, что не въ силахъ ей больше послужить, и это все равно не удастся, и можетъ удастся въ другомъ мѣстѣ. «Будутъ гнать васъ въ одномъ городѣ, бѣгите въ другой» (Матѳ. 10, 23).

Интересна моральная оцѣнка тогдашней русской интеллигенціи, которую высказывалъ о. Іона своему знакомому. «Нѣтъ сердца, нѣтъ страха Божія, а главное — что каждый изъ нихъ /с. 224/ считаетъ себя безапелляціонно правымъ, и не найдешь слесаря, которому удалось бы подобрать ключъ, чтобы пробудить угрызеніе совѣсти, ложно усыпленной и успокоенной. Все это не доведетъ до добра и можетъ вызвать гнѣвъ Божій. Но тогда уже будетъ поздно каяться и исправляться. Я предпочитаю любого изъ моихъ портовыхъ прихожанъ, приходящихъ на безплатный обѣдъ въ мою столовую, такому интеллигенту. Душа моего босяка, омраченная дурнымъ сообществомъ и бушующими порочными наклонностями, не настолько еще погрязла, чтобы утратить способность нравственнаго пробужденія, а многіе, изъ нихъ, при всей наружной грубости и неразвитости, имѣютъ чуткое сердце и недюжинный умъ, вѣрно понимающій все, что совершается предъ ихъ глазами. Трагизмъ ихъ положенія заключается въ томъ, что они, сознавая свою порочность и не утративъ уваженія къ добродѣтели, не находятъ въ себѣ силъ вернуться на добрый путь, — и тутъ-то на помощь имъ должна приходить наша Церковь съ ея могущественнымъ оружіемъ».

Похороны о. Іоны были назначены сперва на воскресеніе, но ГПУ, опасавшееся демонстраціи, потребовало перенесенія похоронъ на понедѣльникъ, съ расчетомъ, что рабочіе не попадутъ на похороны. Но это не помѣшало. Собралось до 20,000 человѣкъ. Много крестьянъ пріѣхало изъ ближайшихъ селъ. Похоронная процессія началась съ 5 ч. утра и закончилась позднимъ вечеромъ изъ-за громаднаго количества произнесенныхъ рѣчей. Въ похоронной процессіи, кромѣ 25 православныхъ священниковъ, приняли участіе католическіе и армянскіе священники.

Источникъ: Новые мученики Россійскіе. Второй томъ собранія матеріаловъ. Составилъ Протопресвитеръ М. Польскій. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1957. — С. 220-224.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.