Церковный календарь
Новости


2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 16 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 1.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Протопресвит. Михаилъ Польскій († 1960 г.).

Протопресвитеръ Михаилъ Польскій († 1960 г.) родился 24 октября (6 ноября) 1891 г. въ станицѣ Новотроицкой Кубанской области въ семьѣ псаломщика. Окончилъ Ставропольскую духовную семинарію (1914) и по ея окончаніи работалъ противосектантскимъ миссіонеромъ. Священникъ (1920). Въ 1921 г. поступилъ въ Московскую духовную академію, которая вскорѣ была закрыта. Въ 1923 г. арестованъ и послѣ тюремнаго заключенія былъ сосланъ въ Соловецкій лагерь, а въ 1929 г. — на 3 года въ Зырянскій край. Въ 1930 г. бѣжалъ изъ ссылки и покинулъ Россію, перейдя россійско-персидскую границу. Сначала попалъ въ Палестину, потомъ (съ 1938 по 1948 гг.) былъ настоятелемъ прихода въ Лондонѣ въ юрисдикціи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Въ 1948 г. переѣхалъ въ США. Служилъ въ каѳедральномъ соборѣ «Всѣхъ скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ-Франциско (шт. Калифорнія, США) (съ 1952 г. — старшимъ каѳедральнымъ протоіереемъ указаннаго собора). Послѣ побѣды въ 1949 г. на т. н. «Лосъ-Анжелосскомъ процессѣ», гдѣ о. Михаилъ защитилъ каноническую правоту РПЦЗ какъ экспертъ-канонистъ, онъ былъ возведенъ въ санъ протопресвитера. Въ 1955 г. упомянутъ какъ каѳедральный протопресвитеръ, замѣститель предсѣдателя епархіальнаго совѣта Западно-Американской епархіи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Ушелъ на покой въ 1959 г. Скончался 8 (21) мая 1960 г. въ Санъ-Франциско. Похороненъ на Сербскомъ кладбищѣ подъ Санъ-Франциско.

Сочиненія протопресвит. Михаила Польскаго

Протопр. Михаилъ Польскій († 1960 г.).
НОВЫЕ МУЧЕНИКИ РОССІЙСКІЕ.
Второй томъ собранія матеріаловъ. Jordanville, 1957.

Глава XXXI.
Духовенство разныхъ областей. Общій списокъ.

Протопресвитеръ о. Николай Арсеньевъ, б. настоятель Храма Христа Спасителя въ Москвѣ, исчезъ безслѣдно въ 1937 г. послѣ заявленія ГПУ, что онъ осужденъ на десять лѣтъ безъ права переписки. (Сергіанецъ).

Протопресвитеръ о. Александръ Хотовицкій, б. ключарь Храма Христа Спасителя въ Москвѣ, разстрѣлянъ въ 1937 г.

Архимандритъ Поликарпъ (Соловьевъ), намѣстникъ Данилова монастыря въ Москвѣ, исчезъ безслѣдно въ 1937 г. (Сергіанецъ).

Архимандритъ Стефанъ (Сафоновъ) изъ того же монастыря исчезъ тогда же.

Священникъ о. Іоаннъ Піоновскій исчезъ въ Соликамскѣ въ 1937 г.

Іеромонахъ Спиридонъ не вернулся изъ ссылки.

Священникъ о. Михаилъ Глаголевъ, изъ Москвы, Замоскворѣчья, былъ въ Соловкахъ въ 1926 г. Разстрѣлянъ тамъ же вмѣстѣ съ С. А. Грабовскимъ и Д. М. Шипчинскимъ осенью 1929 г. (Исповѣдникъ).

Священникъ о. Михаилъ с. Архангельскаго, Подольскаго у. Московск. обл.,

Архидіаконъ Михаилъ и

Священникъ Илья Зотиковъ разстрѣляны одновременно осенью 1930 г. во Владимірѣ.

Іеромонахъ Аѳанасій, келейникъ Митрополита Сергія, разстрѣлянъ въ 1937 г.

Архимандритъ Агаѳонъ, Зосимовск. пустыни, Владимірской епархіи, и

Іеромонахъ Германъ (Полянскій), сотрудникъ Архіепископа Вараѳоломея по Духовной Академіи, исчезли безслѣдно въ 1937 г.

Архимандритъ Кипріанъ и Іеромонахъ Руфинъ арестованы въ 1928 г. въ Нижнемъ Новгородѣ. Близкіе духовные дѣти Митро/с. 226/полита Сергія, проживавшіе въ Благовѣщенскомъ монастырѣ. Были сосланы и скончались въ ссылкѣ.

Игуменъ о. Даніилъ, Святогорскаго монастыря, послѣ закрытія монастыря и разгона монаховъ скрывался, а потомъ, скрывъ свой санъ отъ властей, работалъ бухгалтеромъ въ одномъ изъ учрежденій г. Харькова. Архіепископъ Александръ поручилъ ему совершать тайныя требы и, напримѣръ, извѣстно, что онъ, по его благословенію, совершилъ великій постригъ одной монахини. Посѣщая Казанскій храмъ, какъ рядовой прихожанинъ, онъ сталъ членомъ двадцатки. Это тѣ жертвенные люди, на имя которыхъ регистрировался властями храмъ. Всегда они рисковали не только личнымъ благополучіемъ, но и благополучіемъ своихъ родственниковъ и даже друзей. Часто эти люди арестовавались и безслѣдно исчезали въ застѣнкахъ НКВД или въ концентраціонныхъ лагеряхъ. Никто въ двадцаткѣ не соглашался занять должность казначея изъ боязни быть арестованнымъ, и вопросъ сталъ о закрытіи храма. Чтобы спасти храмъ хотя бы на короткое время о. Даніилъ принялъ на себя эту должность и началъ готовиться къ аресту и переходу въ вѣчность, такъ какъ зналъ, что другого исхода не будетъ. Вскорѣ онъ былъ арестованъ и исчезъ безслѣдно въ 1937-38 году.

Отецъ Гавріилъ, изъ крестьянской семьи на Уралѣ, обладатель прекраснаго тенора, которымъ украшалъ церковный хоръ родного села, въ дни гоненія на церковь сознательно возлагаетъ на себя крестъ принятіемъ сана священника. Съ закрытіемъ храма и изгнаніемъ, онъ, переѣзжая изъ города въ городъ, изъ села въ село, тайно совершаетъ требы по домамъ. Однако, власти скоро узнаютъ объ этомъ и начинаютъ его разыскивать. Отецъ Гавріилъ безъ паспорта вынужденъ тщательно скрываться, но продолжаетъ служить Господу и ближнимъ, по прежнему совершая требы по просьбѣ близкихъ и вѣрныхъ друзей. Всѣ, кто знали отца Гавріила — любили его, его поддерживаютъ, ободряя въ несеніи своего тяжелаго креста. Ходитъ онъ только ночью, подтягивая рясу подъ пальто и поднимая воротникъ, чтобы не быть узнаннымъ. Ночуетъ только у самыхъ близкихъ друзей. Несмотря на вѣчный страхъ быть опознаннымъ, что означало бы вѣрную смерть, о. Гавріилъ былъ всегда жизнерадостнымъ и благодарилъ Бога за все. Приблизительно въ 1935 году, можетъ быть позже, когда въ Харьковѣ оставался лишь одинъ православный храмъ на окраинѣ, называемой «Лысой горой», отецъ Гавріилъ пришелъ въ алтарь къ Пасхальной заутрени. Не выдержало его ликующее пасхальной радостью сердце и въ торжественную минуту Пасхальной заутрени полил/с. 227/ся изъ алтаря дивный, какъ бы ангельскій, голосъ о. Гавріила въ тріо «Плотію уснувъ»...

Послѣ этой службы о. Гавріила никто и нигдѣ не видѣлъ. Онъ исчезъ безслѣдно.

Протоіерей о. Симеонъ Крапухинъ, благочинный, и о. Яковъ Сергіевскій, г. Сычевка, Смоленской губ., послѣ ареста въ 1938 г. исчезли безслѣдно.

Протоіерей о. Измаилъ Рождественскій, настоятель Преображенской церкви въ г. Стрѣльна, подъ Петроградомъ. Два раза возвращался изъ ссылки, въ 1937 г. арестованъ, сосланъ въ Сибирь. Совершалъ тайныя службы. Глубоко чтимый тайноцерковникъ Петроградской епархіи. Разстрѣлянъ въ «ежевское» время.

Священникъ о. Михаилъ Яворскій, изъ Петрограда. Послѣ соловецкаго лагеря имѣлъ еще осужденіе на 10 лѣтъ и не вернулся.

Протоіерей о. Александръ Сахаровъ, Петроградской епархіи, умеръ въ Соловкахъ въ 1927 г.

Протоіерей о. Ѳеодоръ Колобовъ, настоятель Іоанно-Богословской церкви на Запсковьѣ, около г. Пскова, послѣ нѣскольскихъ арестовъ былъ сосланъ въ Сибирь. За нимъ послѣдовала его жена и оба исчезли безслѣдно.

Священникъ о. Михаилъ Каменскій, настоятель Клементьев/с. 228/ской церкви на берегу рѣки Великой, на Завеличьѣ, во Псковѣ. Про него только извѣстно, что онъ большевиками замученъ.

Замурованные монахи. По разсказамъ военноплѣнныхъ поляковъ, сидѣвшихъ въ лагерѣ на островѣ одного озера близь Осташкова, Тверской губ., (видимо, Нилова пустынь на островѣ Селигеръ), они узнали отъ оставшихся тамъ на самыхъ грязныхъ работахъ (по очисткѣ уборныхъ ямъ) монаховъ, что въ подвалахъ монастыря замурованы большевиками монахи. Военноплѣные пробили небольшія дыры въ эти подвалы и по тяжкому трупному запаху удостовѣрились въ этомъ.

Архимандритъ Аристархъ, у храма Нерукотвореннаго Спаса въ Боркахъ, убитъ былъ и замученъ съ оскальпированіемъ черепа въ 1918 г. и съ нимъ іером. Родіонъ.

Протоіерей о. Михаилъ Бѣляевъ, настоятель Царскаго собора въ Боркахъ, разстрѣлянъ въ Ростовѣ въ 1921 г.

Священникъ о. Макарій Бѣляевъ, его братъ, разстрѣлянъ въ Ростовѣ въ 1921 г.

Игуменъ Саровской пустыни Руфинъ, въ 1927 г., послѣ закрытія обители былъ арестованъ и заключенъ въ Арзамасскую тюрьму, гдѣ его жестоко пытали. По свидѣтельству сидѣвшихъ съ нимъ, когда однажды послѣ длительнаго допроса, его привели въ камеру никто изъ заключеныхъ не могъ его узнать. Все лицо его было вспухнувшимъ, особенно подбородокъ. Ему вырвали всѣ волосы изъ бороды. Вскорѣ послѣ этого его домучили.

Іеромонахъ Исаакій, подвижникъ Саровской пустыни (прозорливый старецъ) извѣстный всей православной Россіи, по закрытіи Сарова, былъ арестованъ и скончался въ ссылкѣ.

Инокъ-подвижникъ Василій, всегда сидѣвшій у Серафимовскаго источника и надѣлявшій паломниковъ святой водой, въ 1927 г., во время закрытія Саровской пустыни былъ убитъ злодѣйской рукой.

Схи-іеромонахъ Серафимъ, до пострига — о. Сергій Военскій, родился около 1900 года и умеръ въ 1923 г. отъ скоротечной чахотки, послѣ трехъ мѣсяцевъ тюрьмы, въ Никольскѣ, Вологодской губерніи. Во время великой войны окончилъ Александровскій лицей. Съ дѣтства былъ аскетомъ. По свидѣтельству сверстниковъ и родныхъ постился и спалъ на полу. Подросткомъ ѣздилъ на Валаамъ. Во время революціи поселился въ глухой деревнѣ, на сѣверѣ, у священника. Мѣстный епископъ рукоположилъ его во іереи. Былъ рекомендованъ Святѣйшему Патріарху Тихону какъ кандидатъ въ архіереи, ѣздилъ къ нему, и по возвращеніи былъ посаженъ въ тюрьму. Монашество и схиму полу/с. 229/чилъ отъ своего друга епископа Іероѳея, который былъ впослѣдствіи разстрѣлянъ (въ 1928 г.).

Іеромонахъ Никонъ, Оптиной пустыни, сосланный послѣ 1927 г. въ сибирскій лагерь, писалъ оттуда друзьямъ о своей великой радости страданія за Христа, вспоминая слова Спасителя о блаженныхъ изгнанникахъ правды ради, поносимыхъ, гонимыхъ и всячески неправедно злословимыхъ ради имени Его. Скончался въ лагерѣ отъ туберкулеза.

19 апр. 1919 г. «Союзъ духовенства и мірянъ гор. Архангельска» вручилъ Временному Правительству Сѣверной области сообщеніе о своихъ мученникахъ. Въ Пинежскомъ краѣ священникъ Шангинъ былъ убитъ и тѣло разрублено на куски. Въ Печорѣ протоіерей Сурцовъ былъ многодневно битъ, а затѣмъ разстрѣлянъ и тѣло брошено въ рѣку. Тамъ же старика священника Распутина разстрѣляли, привязавъ къ телеграфному столбу, а затѣмъ тѣло отдали на съѣденіе собакамъ. Въ Селецкомъ приходѣ псаломщикъ Аѳанасій Смирновъ былъ разстрѣлянъ за то, /с. 230/ что совершалъ панихиду надъ умершимъ солдатомъ французомъ.

Протоіерей о. Михаилъ Громогласовъ, настоятель собора г. Верхне-Уральска, Оренбургской губ. По доносу второго священника собора Телѣгина его арестовали и посадили въ тюрьму передъ Пасхой 1920 г. Тамъ конвоиръ проткнулъ его штыкомъ. Его отпустили, онъ поправился и снова былъ арестованъ. Для разстрѣла его вывели за городъ, и заставили рыть себѣ могилу. Онъ попросилъ разрѣшенія помолиться и сталъ на колѣни. Потомъ всталъ и сказалъ: я готовъ. И былъ разстрѣлянъ. Пастухъ-киргизъ разсказалъ объ этомъ.

Іерей Ѳеодоръ, Оренбургской епархіи, въ 1918 г. убитъ «закруткой»: намыленной дратвой обвязали черепную коробку и закручивали гвоздемъ до тѣхъ поръ пока она не отскочила отъ головы, какъ чашка.

Протоіерей о. Николай Конюховъ, г. Чердынь, Пермской губерніи, въ 1918 г. замученъ и найденъ весной замерзшимъ, обледенѣлымъ.

Протоіерей о. Евграфъ Плетневъ, съ сыномъ Михаиломъ, офицеромъ, были въ 1918 г. скованы рука съ рукой и взяты на пароходъ. Въ машинномъ отдѣленіи ихъ обжигали паромъ и замучили.

Отецъ Игнатій, сельскій священникъ Пермской губ., въ 1918 г. во время богослуженія взятъ въ облаченіи, привязанъ къ хвосту лошади и замученъ.

Священникъ о. Левъ Ершовъ, миссіонеръ Пермской епархіи, былъ разстрѣлянъ вмѣстѣ съ 12 священниками, сидѣвшими съ нимъ въ тюрьмѣ г. Перми.

Въ 1919 г. Пермскій епископъ опубликовалъ списокъ, въ которомъ числилось 42 представителя православной церкви, разстрѣлянныхъ и замученныхъ большевиками.

Священникъ о. Вячеславъ Лашковъ, 49 лѣтъ, убитъ въ с. Зеньковка, Никольско-Уссурійскаго уѣзда Приморской области, послѣ праздника Срѣтенія Господня, въ полночь съ 3-го на 4 февраля въ 1924 г. Выгнанный изъ церковнаго дома онъ жилъ съ семьей въ домѣ крестьянина. Ночью постучалъ кто-то въ домъ со словами: «батюшкѣ доложите, церковь горитъ». О. Вячеславъ вскочилъ съ постели и, набросивъ на себя шубу, бросился къ церкви. Когда онъ поровнялся съ б. церковнымъ домомъ, то изъ засады раздалось два выстрѣла, которыми онъ былъ убитъ наповалъ. Батюшка обличалъ безбожіе и насилія большевиковъ съ церковнаго амвона и когда крестьяне говорили ему, чтобы онъ пожалѣлъ себя и своихъ дѣтей, онъ отвѣчалъ: «я пастырь, если буду молчать, то Богъ меня покараетъ». На улицѣ, гдѣ о. /с. 231/ В. былъ убитъ, крестьяне поставили крестъ съ трогательной надписью, но онъ, конечно, вскорѣ былъ уничтоженъ властями.

Въ с. Спасскомъ Никольско-Уссурійскаго уѣзда Приморской области въ 1923 г. большевики привязали мѣстнаго священника къ кровати и ножемъ сдирали съ него кожу, и такъ замучили до смерти. Жену и дѣтей заперли въ сосѣдней комнатѣ.

Священникъ Ѳеодоръ Богоявленскій, села Голышмановскаго, Ишимскаго у., Тобольск. губ., весною 1918 г., при изгнаніи большевиковъ изъ Сибири, отступающими красноармейцами арестованъ и подвергнуть всяческимъ издѣвательствамъ: водили по селу, заставляли пѣть похабныя пѣсни, играть на гармоникѣ и плясать. Наконецъ приказали рыть могилу. О. Ѳеодоръ выкопалъ яму глубиной около аршина. Здѣсь его убили и свалили въ яму внизъ головой, запретивъ хоронить. Въ такомъ видѣ мученикъ находился около 5 сутокъ. Погребенъ по занятіи села чехо-славаками.

Священникъ о. Павелъ, села Уссениновскаго уѣзда, Тобольской епархіи. Окончилъ два курса Казанской духовной академіи. Убитъ большевиками весною 1918 г., во время изгнанія ихъ изъ Сибири чехо-словаками.

Священникъ Николай Вридьевъ Тобольской кладбищенской церкви, бывшій фельдшеръ, обращенный въ православіе изъ іудейскаго вѣроисповѣданія. Былъ начальникомъ Тоболь/с. 232/ской красной милиціи и по нѣкоторымъ свѣдѣніямъ членомъ коммунистической партіи. Отказавшись отъ должности начальника милиціи и порвавъ связь съ коммунизмомъ, принялъ санъ священника. Убитъ большевиками за измѣну и изъ опасенія разоблаченій въ 1922 г.

Священникъ о. Николай Синявскій села Нестеровскаго, Славгородскаго уѣзда, Омской епархіи, обобранный до нитки, былъ отвезенъ въ Славгородскую тюрьму, гдѣ и умеръ въ ночь подъ Пасху, 20 апрѣля 1930 г.

Священникъ о. Анатолій села Заводо-Успенскаго Тюменскаго уѣзда, Тобольской губерніи. Окончилъ курсъ Тобольской Духовной Семинаріи. Священствовалъ въ с. Заводо-Успенскомъ 6-7 лѣтъ. Былъ полковымъ священникомъ въ Сибирской арміи. Разстрѣлянъ по обвиненію въ монархизмѣ.

Священникъ о. Андрей Волянскій, села Больше-Косульскаго Маріинскаго у., Томской губ., разстрѣлянъ 44 лѣтъ отъ роду 15 августа 1919 г., въ день Успенія Пресвятой Богородицы. Разстрѣлянъ послѣ литургіи, во время акаѳиста передъ чтимой иконой святителя Николая Чудотворца. Храмъ былъ переполненъ молящимися, когда вошли въ него нѣсколько красногвардейцевъ съ комиссаромъ во главѣ. Былъ отданъ приказъ кончать службу и разоблачаться, на что о. Андрей отвѣтилъ отказомъ и заявилъ, что если они пришли его убить, то могутъ дѣлать свое дѣло. Послѣ этого, комиссаръ тремя выстрѣлами въ /с. 233/ упоръ въ голову, застрѣлилъ о. Андрея. Тѣло его въ этотъ день не было убрано изъ церкви. И только на другой день, по пріѣздѣ сосѣднихъ двухъ священниковъ, отца Алексѣя, со станціи Итатъ, Томск. ж. д., и о. Александра, изъ села Александровка (послѣдній былъ вскорѣ послѣ этого разстрѣлянъ, фамилія его запамятована), тѣло о. Андрея было омыто, переоблачено и положено въ гробъ. Церковь была освящена и послѣ этого совершены Божественная Литургія и погребеніе. О. Андрей пріѣхалъ въ Сибирь изъ Украины. Онъ окончилъ четыре класса духовной семинаріи и послѣ того четыре-пять лѣтъ проходилъ вольнослушателемъ курсъ историко-филологическаго факультета Томскаго университета. Ненависть безбожниковъ-большевиковъ о. Андрей навлекъ на себя своими горячими призывами бороться съ ними.

Протоіерей о. Александръ Унинскій, въ г. Благовѣщенскѣ. Одѣлъ рясу и крестъ, сталъ открыто предъ чекистами и разстрѣлянъ ими во дворѣ своего дома 20 февр. 1920 г.

Священникъ о. Леонидъ Сребренниковъ убитъ на Рождество въ 1919 г. въ селѣ Лермонтовкѣ, около Хабаровска (станція Розенталовка). Устраивалъ въ школѣ елку для дѣтей и вернувшись домой былъ схваченъ бандой большевиковъ и выведенъ на рѣку въ жестокій морозъ, гдѣ былъ раздѣтъ и поставленъ на ледъ. Ледъ подъ ногами его растаялъ, и слѣдъ его ногъ былъ виденъ потомъ нѣсколько дней. Сдѣлавъ прорубь они со словами: «ну, водолазъ, ты крестилъ, и мы тебя будемъ крестить» и нанеся нѣсколько ударовъ кинжаломъ, опустили его въ прорубь, гдѣ онъ былъ найденъ замерзшимъ.

Священники о. Леонидъ Куклинъ и прот. о. Димитрій Кузминъ въ 1922 г. или 23 г. замучены въ подвалахъ ГПУ въ Хабаровскѣ.

Въ одномъ селѣ около станціи Бурія, между Хабаровскомъ и Благовѣщенскомъ, въ самую тяжкую стужу зимой 1921 г. большевики вывели священника на трактъ, «большакъ» или большую дорогу, раздѣли его до гола и посадили на пень, а затѣмъ поливали водой пока не образовалась обледенѣлая фигура, которая и была зрѣлищемъ всѣхъ проѣзжающихъ мимо нея.

Протоіерей о. Серапіонъ Черныхъ, каѳедральнаго собора въ Николаевскѣ на Амурѣ, когда городъ былъ занятъ бѣлыми въ 1920 г., красными партизанами Тряпицына и Нины Лебедевой, знаменитыхъ своими звѣрствами, былъ спущенъ подъ ледъ.

Священникъ о. Михаилъ Новгородовъ села Песчаноозерскаго, Амурской области, убитъ въ январѣ 1924 г.

Іеромонахъ Георгій (Сапожниковъ) въ Читѣ, арестованъ и разстрѣлянъ въ 1937 г.

/с. 234/

Священникъ о. Виталій Лебедевъ, умеръ въ лагерѣ въ Дальнемъ, около Владивостока, ок. 1938 г.

Священникъ о. Владиміръ Антоновъ, разстрѣлянъ въ с. Рубцовкѣ, Семипалатинск. обл. въ 1930 г.

Священникъ о. Ѳеодоръ Топорковъ, разстрѣлянъ въ Барнаулѣ въ 1928 г.

Священникъ о. Алексѣй Козловъ (около Томска) разстрѣлянъ въ 1937 г.

Игуменъ Израиль, Геѳсиманск. скита у Св. Троицк. Лавры, разстрѣлянъ въ Семипалатинскѣ въ 1937 г.

Іеромонахъ Николай (кн. Ширинскій-Шахматовъ), въ Маріинскомъ лагерѣ окончилъ три срока заключенія, разстрѣлянъ въ 1937 г.

Діаконъ о. Михаилъ Астровъ, умеръ отъ туберкулеза въ ссылкѣ, Каркарлинскѣ Семипалат. обл. въ 1936 г. Монахиня Серафима Наумова ухаживала за нимъ полтора года и видѣла ангела при его смерти.

Семипалатинское духовенство все пострадало и изъ него извѣстны о. Никифоръ и о. Александръ Соловской.

Въ Карагандѣ въ 1937 г. 6 ссыльныхъ священниковъ умерли отъ тифа.

Протоіерей о. Филиппъ Шацкій, второй священникъ Казанской церкви станицы Саркандъ (потомъ, города), Семирѣченской области, преподаватель мѣстной миссіонерской школы, убитъ тамъ же, въ 1918 г., въ зданіи школы, которое было сожжено большевиками. Обуглившіяся кости священника были найдены и похоронены.

Протоіерей о. Владиміръ Цидринскій, благочинный гор. Липсинска, Копальскаго уѣзда, Семирѣченской области, убитъ большевиками въ началѣ 1920 г. Имѣлъ очень большіе волосы, за которые былъ привязанъ къ хвосту дикой лошади, только что взятой изъ табуна, и пущенъ въ поле. Остались почти одни кости.

Протоіерей о. Іоаннъ Витавскій, настоятель Казанской церкви г. Саркандъ, Семирѣченской области, сосланъ въ 1930 г. и умеръ въ ссылкѣ. Въ 1928 г., мѣстные баптисты, при содѣйствіи совѣтскихъ властей, грубымъ насиліемъ выгнали о. Іоанна изъ его дома и устроили въ послѣднемъ свои молитвенныя собранія.

Священникъ о. Патрыкинъ села Сергіевскаго Ставропольской губерніи въ іюнѣ 1918 г. былъ убитъ военнымъ комиссаромъ якобы за то, что протестовалъ и уговаривалъ жителей не платить красногвардейцамъ 90 тысячъ рублей контрибуціи.

Священникъ о. Александръ Лосинскій, села Безопаснаго, Ставропольской губерн. убитъ большевиками ок. 1920 г., вмѣ/с. 235/стѣ съ церковнымъ старостой. Ихъ заставили рыть себѣ могилу и разстрѣляли послѣ истязаній.

Іоанно-Маріинскаго женскаго монастыря въ г. Ставрополѣ на Кавказѣ разстрѣляны въ 1921 г. 17 августа, въ 12 ч. ночи, въ числѣ 13 заложниковъ:

Протоіерей о. Архилій Сиротинъ, священникъ о. Михаилъ Гороховъ и діаконъ Ануровъ. Выходя изъ камеры, о. М. Гороховъ надѣлъ крестъ, взялъ въ руки евангеліе и благословилъ сына, который остался въ живыхъ и повѣдалъ о кончинѣ своихъ соузниковъ.

Протоіерей о. Іаковъ Гороховъ, настоятель собора въ г. Царицынѣ, братъ о. М. Горохова, разстрѣлянъ въ мартѣ 1921 г.

Священникъ г. Грознаго. Въ гражданскую войну 1918 г., въ Терской области, старикъ священникъ (75 лѣтъ), въ воскресенье, по окончаніи службы, вышелъ на амвонъ съ крестомъ благословить народъ. Въ это время группа большевиковъ ворвалась въ храмъ и дернула священника за ноги. Онъ упалъ, ударясь головой о полъ, не подавая болѣе признаковъ жизни, но креста изъ рукъ не выпускалъ. Его за ноги волокли по городу и бросили въ рѣку Сунжу. И онъ въ облаченіи не тонулъ, но плылъ по теченію, держа въ рукѣ крестъ, пока не соприкоснулся съ полосой горѣвшей въ это время на водѣ нефти. Одежда на немъ загорѣлась, и онъ исчезъ изъ виду. Приблизиться къ нему никто не посмѣлъ по страху предъ властями.

/с. 236/

Священникъ о. Владиміръ Проскуряковъ съ сыновьями. Въ гражданскую войну 1918 года, на вокзалѣ станицы Великокняжеской, Сальскаго округа, Донской области, глубокой осенью былъ большой митингъ: большевики вели успѣшную пропаганду среди казаковъ, обѣщая имъ самостоятельность Дона. Отецъ Владиміръ самъ былъ донскимъ казакомъ. Два его сына студенты Алексѣй и Владиміръ на этомъ митингѣ увѣщевали казаковъ не идти за большевиками. Ихъ обоихъ тамъ убили. Узнавъ о смерти своихъ сыновей, о. Владміръ самъ явился на вокзалъ и, ставъ на то самое мѣсто, гдѣ стояли его сыновья, сталъ громить большевиковъ своей сильной рѣчью. Казаки стали было уже каяться, но тутъ изъ толпы грянулъ выстрѣлъ, и о. Владиміръ былъ убитъ на повалъ. А затѣмъ, тѣ же убійцы въ продолженіи трехъ дней приходили къ его несчастной семьѣ на «поминки», требуя себѣ угощенія. Слѣдуетъ упомянуть, что, кромѣ многочисленной семьи, у о. Владиміра въ домѣ имѣли пріютъ тридцать чужихъ дѣтей, сиротъ, калѣкъ, слѣпыхъ, хромыхъ. О всѣхъ ихъ онъ заботился: кормилъ, училъ, кто къ чему былъ способенъ, и выводилъ въ люди. Былъ у него и псаломщикъ, слѣпой отъ рожденія, котораго онъ выучилъ всю службу наизусть.

Діаконъ о. Василій Кожинъ, станицы Баклановской, Донской области, разстрѣлянъ большевиками въ 1919 году.

Священникъ — бѣженецъ изъ Галиціи (по фамиліи Иванко или Иванойко), молодой, былъ убитъ въ 1918 году въ Ростовѣ-на-Дону. Послѣ богослуженія, когда онъ выходилъ изъ церкви, его схватили и бросили на грузовикъ, вывезли за городъ, убили и потомъ увѣдомили жену, чтобы взяла его тѣло.

Протоіерей о. Андрей Косовскій, наблюдатель церковно-приходскихъ школъ Ѳеодосійскаго округа и настоятель Екатеринской церкви въ предмѣстіи Сарыголь г. Ѳеодосіи. Окончилъ Таврическую Духовную Семинарію, прекрасный проповѣдникъ и пѣвецъ, безстрашный обличитель безбожниковъ, разстрѣлянъ въ 1920 г. въ г. Ѳеодосіи вмѣстѣ съ бѣжавшими съ сѣвера 63-мя священниками, ихъ же имена Ты, Господи, вѣси.

Священникъ о. Борисъ Котляревскій, настоятель Св. Троицкой церкви города «Старый Крымъ» Ѳеодосійскаго уѣзда, разстрѣлянъ въ 1920 г.

Протоіерей о. Крискентъ (фамилія запамятована), настоятель Вознесенской церкви г. Симферополя, безстрашный обличитель безбожниковъ, разстрѣлянъ въ 1921 г. въ г. Симферополѣ.

/с. 237/

Протоіерей о. Владиміръ Поляковъ, б. преподователь Курскаго Епархіальнаго женскаго училища, уроженецъ Бессарабской губерніи, смѣлый и дерзновенный обличитель безбожниковъ, былъ много разъ схваченъ большевиками и заключенъ въ тюрьму въ г. Ѳеодосіи, откуда въ маѣ 1923 г. сосланъ неизвѣстно куда и пропалъ безъ вѣсти.

Протоіерей о. Петръ Маккавеевъ (безбрачный), уроженецъ г. Сѣвска, Орловской губерніи, изъ Холмской Духовной Семинаріи, былъ преподователемъ Ѳеодосійскаго Реальнаго училища. Смѣлый проповѣдникъ и обличитель безбожниковъ, строгій аскетъ-постникъ и молитвенникъ, былъ много разъ арестованъ и сосланъ куда-то на Кавказъ въ 1924 г. и тамъ, по слухамъ, разстрѣлянъ.

Священникъ о. Анатолій Воронинъ, сынъ присяжнаго повѣреннаго г. Ѳеодосіи. Окончилъ гимназію, глубоко преданный съ дѣтства Церкви, былъ посвященъ во іерея на второе мѣсто Ѳеодосійскаго собора. Былъ много разъ арестованъ и, наконецъ, сосланъ куда-то на Кавказъ въ 1924 г. и тамъ, по слухамъ, разстрѣлянъ.

Оба послѣдніе, пастыри отцы Петръ и Анатолій, пребывая въ тюрьмѣ вмѣстѣ съ священнкомъ Введенской церкви г. Ѳеодосіи о. Ильею Апостоловымъ, который заграницей и повѣдалъ о судьбѣ Ѳеодосійскаго духовенства, были всѣ вмѣстѣ принуждаемы войти въ обновленческій расколъ. Имъ поочередно показывали подложныя заявленія другъ друга о признаніи раскольниковъ, но они фальшивымъ подписямъ не повѣрили и остались вѣрными церкви и другъ другу. Послѣдній, какъ грекъ по національности, былъ освобожденъ и выпущенъ заграницу.

Протоіерей о. Алексѣй Богаевскій, благочинный церквей Ѳеодосійскаго округа, настоятель Всѣхсвятской Церкви, изъ Полтавской Духовной Семинаріи, видный проповѣдникъ и администраторъ, былъ сосланъ въ 1926 г. куда-то въ Сибирь и пропалъ безъ вѣсти.

Священникъ о. Павелъ Войнарскій (род. въ 1867 г.) села Юрьевки, Бердянскаго уѣзда, Таврической губерніи, былъ арестованъ три раза за то только, что его сынъ былъ офицеромъ, но выпускаемъ по требованію крестьянъ. 25 марта 1919 г. при выходѣ изъ церкви онъ былъ снова арестованъ. Онъ этого ожидалъ, но не хотѣлъ оставить прихожанъ. Матушка его была укрыта крестьянами. О. Павла и двухъ крестьянъ — Павла и Алексѣя Кирьянъ увезли въ с. Новоспасское, Екатеринославской губерніи, ярко большевицкаго настроенія и до революціи считавшагося разбойничьимъ селомъ. Здѣсь 29 марта о. Павелъ былъ убитъ: одиннадцать пулевыхъ ранъ и нѣсколько штыко/с. 238/выхъ. Братья Кирьянъ были также разстрѣляны, но видимо, ихъ били передъ смертью, такъ какъ трупы были покрыты синяками.

Протоіерей о. Филаретъ (фамилія его запамятована), настоятель двухштатнаго прихода въ селѣ Казачья Лопань, Харьковской губерніи, во время наступленія большевиковъ противъ нѣмцевъ въ ноябрѣ 1918 г., мужественно перенесъ всѣ пытки и былъ разстрѣлянъ у воротъ своей церковной квартиры произволомъ дикой орды большевиковъ. Тѣло его было выброшено на свалочное мѣсто съ запретомъ хоронить. Похороненъ прихожанами, когда ватага убійцъ ушла изъ села.

Протоіерей о. Михаилъ Иваницкій умеръ въ тюрьмѣ въ Житомірѣ въ 1937-38 г.

Священникъ о. Іоаннъ Чубъ села Веремеевка Полтавской области, 84-хъ лѣтъ, въ періодъ коллективизаціи, ночью, былъ выведенъ комсомольцами въ одной рубашкѣ въ поле и повѣшенъ на дикой грушѣ.

Священникъ о. Василій Лузгинъ села Глазомичи Велижскаго уѣзда, Витебской губерніи, во время возстанія крестьянъ противъ большевиковъ 15 ноября 1918 г. въ бою подъ Велижемъ причащалъ Св. Тайнамъ умирающихъ и перевязывалъ раненыхъ. Разстрѣлянъ при подавленіи возстанія.

Діаконъ о. Тихонъ Обрядинъ, Ильинской церкви въ Велижѣ, за участіе въ томъ же возстаніи тогда же разстрѣлянъ. Идя /с. 239/ на казнь самъ пѣлъ себѣ погребальныя пѣснопѣнія. Десятилѣтняго сына его заставили рыть могилу для отца. Отецъ благословилъ плачущаго сына и съ крестнымъ знаменіемъ и словами прославленія Бога умеръ.

Неизвѣстный мученикъ. Привиллегированый студентъ, полякъ, лѣтъ 26-ти съ дрожательнымъ параличемъ рукъ, разсказывалъ въ 1926 г. студенткѣ, свидѣтельницѣ въ настоящемъ разсказѣ, какъ онъ, командуя отрядомъ, руководилъ разстрѣлами и въ одномъ мѣстѣ, по обвиненію въ пулеметной стрѣльбѣ съ колокольни, повѣсилъ священника за волосы на дерево. «Я далъ команду къ разстрѣлу. А попъ такой страшный виситъ. Волосы оттянули кожу на головѣ, лицо посинѣло и надулось. И только красноармейцы вскинули винтовки, какъ вдругъ у него въ рукѣ оказался большой крестъ и онъ выставилъ его передъ собой и хрипитъ такъ страшно: — «не меня стрѣляете, а Христа стрѣляете»... И мои красноармейцы побросали винтовки. Я кричу имъ чтобы разстрѣливали, а они не хотятъ. Тогда я выхватилъ наганъ и самъ его застрѣлилъ. Съ тѣхъ поръ у меня стали дрожать руки». Студентъ этотъ года черезъ два умеръ.

Въ февралѣ 1931 г. въ г. Одессѣ было арестовано одновременно около 30-ти священниковъ: всѣ настоятели храмовъ и болѣе или менѣе популярные священники. Они были заключены въ загородную тюрьму вблизи 2-го кладбища. Отсюда ихъ вызывали въ НКВД, гдѣ подъ различными пытками — стояніемъ на ногахъ въ теченіи нѣсколькихъ сутокъ (прот. о. А. Любимскій), лишеніемъ сна также долго (о. Ѳ. Флоря), голодомъ (о. Н. Матвеличъ) — заставляли подписать заранѣе заготовленныя ложныя показанія. Въ Николинъ день, 6 декабря, ихъ вывезли, на глазахъ у многихъ провожающихъ, въ разные мѣста лагерей и ссылокъ. Изъ числа этихъ заключенныхъ —

Протоіерей о. Александръ Луценко скончался отъ истощенія, не доживъ до срока освобожденія,

Священникъ о. Георгій Александровъ умеръ отъ сыпного тифа еще на пути слѣдованія этапа на мѣсто ссылки,

Протоіерей о. Александровъ Любимскій, получивъ, какъ и другіе, освобожденіе въ 1934 г., въ 1937 г., вмѣстѣ со всѣми, былъ снова арестованъ, въ тюрьму передачи не приняли и потомъ узнали, что больше его въ живыхъ нѣтъ.

Священникъ о. Викторъ Муратовъ, молодой, изъ послѣднихъ окончившихъ академію, послѣ новыхъ арестовъ въ Одессѣ въ 1938 г., разстрѣлянъ.

Священникъ о. Іоаннъ Воскобойниковъ, при обозѣ I-го полка Русскаго Охраннаго Корпуса въ Сербіи, былъ захваченъ боль/с. 240/шевиками-партизанами 5-го апрѣля 1945 г. около г. Загреба (въ Хорватіи) и пропалъ безъ вѣсти.

Священникъ Іоаннъ Шмонь, служилъ въ г. Нѣжинѣ, замученъ партизанами въ 1943 г.



Въ Самарѣ, въ 1932 г. оставалась одна церковь.

Въ Тамбовѣ, въ 1933 г., оставалась одна церковь, которую обслуживали монахини.

Въ Воронежѣ, въ 1937 г., оставалась одна церковь.

Во Владивостокѣ на Сѣданкѣ, около бывшей архіерейской дачи, въ 1932 году была въ домѣ священика на нелегальномъ положеніи одна церковь на весь городъ. Извѣстенъ случай, какъ въ 1937 г. одна женщина прибыла изъ Владивостока въ Вятку, къ своимъ родственникамъ исключительно для того, чтобы крестить своего ребенка.

Въ Хабаровскѣ, въ Слободѣ, была одна церковь въ 1932 г. которая обслуживалась монахами. Въ 1933 г. не осталось ни одной.

Большинство храмовъ въ Одессѣ къ 1938 году, во главѣ съ художественно прекраснымъ Преображенскимъ Соборомъ, было взорвано, изъ остальныхъ устроены клубы, зернохранилища или архивы.

Съ 1936 года остался лишь одинъ небольшой храмъ, Свято-Димитріевскій, при 2-мъ христіанскомъ кладбищѣ, на которомъ были разрѣшены богослуженія. Но съ 1938 года, за ненахожденіемъ священниковъ, храмъ пустовалъ. Порой пріѣзжалъ изъ окрестностей чудомъ уцѣлѣвшій священникъ. Для занятія мѣста священнослужителя админотдѣлъ его регистрировалъ. Начинались регулярныя богослуженія. Народъ прибывалъ иногда изъ очень отдаленныхъ мѣстъ. Но черезъ короткій срокъ смѣльчакъ арестовывался, и храмъ снова оставался безъ пастыря. Вѣрующіе по воскресеніямъ и праздникамъ собирались и пѣли и читали положенныя на данный день пѣснопѣнія, каѳизмы и каноны. Старое, первое христіанское кладбище, на которомъ находились художественные памятники и были похоронены выдающіеся старожилы города — было разрушено, склепы опустошены и все кладбище вспахано и обращено въ паркъ.

Источникъ: Новые мученики Россійскіе. Второй томъ собранія матеріаловъ. Составилъ Протопресвитеръ М. Польскій. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1957. — С. 225-240.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.