Церковный календарь
Новости


2017-10-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 20-я (1939)
2017-10-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 19-я (1939)
2017-10-21 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Симона, еп. Владимірскаго (1967)
2017-10-21 / russportal
"Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Нестора, лѣтописца Россійскаго (1967)
2017-10-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Христосъ Воскресе! (1975)
2017-10-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Есть ли у насъ покаяніе? (1975)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 15-я (1925)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 14-я (1925)
2017-10-20 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 18-я (1939)
2017-10-20 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 17-я (1939)
2017-10-20 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преподобнаго Нифонта (1967)
2017-10-20 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Тита пресвитера (1967)
2017-10-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Боже, милостивъ буди намъ, грѣшнымъ" (1975)
2017-10-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Слова и рѣчи. Томъ II. (1961-1968). Вступленіе (1975)
2017-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 4-я (1991)
2017-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 3-я (1991)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 22 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Протопресвит. Михаилъ Польскій († 1960 г.).

Протопресвитеръ Михаилъ Польскій († 1960 г.) родился 24 октября (6 ноября) 1891 г. въ станицѣ Новотроицкой Кубанской области въ семьѣ псаломщика. Окончилъ Ставропольскую духовную семинарію (1914) и по ея окончаніи работалъ противосектантскимъ миссіонеромъ. Священникъ (1920). Въ 1921 г. поступилъ въ Московскую духовную академію, которая вскорѣ была закрыта. Въ 1923 г. арестованъ и послѣ тюремнаго заключенія былъ сосланъ въ Соловецкій лагерь, а въ 1929 г. — на 3 года въ Зырянскій край. Въ 1930 г. бѣжалъ изъ ссылки и покинулъ Россію, перейдя россійско-персидскую границу. Сначала попалъ въ Палестину, потомъ (съ 1938 по 1948 гг.) былъ настоятелемъ прихода въ Лондонѣ въ юрисдикціи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Въ 1948 г. переѣхалъ въ США. Служилъ въ каѳедральномъ соборѣ «Всѣхъ скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ-Франциско (шт. Калифорнія, США) (съ 1952 г. — старшимъ каѳедральнымъ протоіереемъ указаннаго собора). Послѣ побѣды въ 1949 г. на т. н. «Лосъ-Анжелосскомъ процессѣ», гдѣ о. Михаилъ защитилъ каноническую правоту РПЦЗ какъ экспертъ-канонистъ, онъ былъ возведенъ въ санъ протопресвитера. Въ 1955 г. упомянутъ какъ каѳедральный протопресвитеръ, замѣститель предсѣдателя епархіальнаго совѣта Западно-Американской епархіи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Ушелъ на покой въ 1959 г. Скончался 8 (21) мая 1960 г. въ Санъ-Франциско. Похороненъ на Сербскомъ кладбищѣ подъ Санъ-Франциско.

Сочиненія протопресвит. Михаила Польскаго

Протопр. Михаилъ Польскій († 1960 г.).
НОВЫЕ МУЧЕНИКИ РОССІЙСКІЕ.
Второй томъ собранія матеріаловъ. Jordanville, 1957.

Дополненія и поправки къ I-му тому собранія матеріаловъ.

Митрополитъ Веніаминъ.
(25-57 стр.)

Въ 1909 г. ректоръ Петербургской духовной семинаріи архимандритъ Веніаминъ былъ хиротонисанъ во епископа Гдовскаго и Ладожскаго [1]. Какъ ректоръ онъ пользовался /с. 290/ общей и искренней любовью всѣхъ воспитанниковъ семинаріи. Онъ былъ, какъ его звали, молчальникомъ, то есть, очень мало говорилъ (только когда нужно и очень кратко) и велъ такую жизнь, что его всѣ безъ исключенія считали истинннымъ монахомъ и святой жизни человѣкомъ. Воспитанниковъ и студентовъ семинаріи Владыка охотно принималъ на службу въ свою епархію и бралъ ихъ иподіаконами, когда служилъ въ Петербургѣ или когда объѣзжалъ свои приходы.

За очень короткое время епископъ Веніаминъ снискалъ очень большую и широкую популярность среди населенія Петербурга, въ особенности, среди рабочаго люда. Снискалъ онъ любовь народа и личнымъ обаяніемъ и дѣятельностью, которая простиралась въ нѣсколькихъ направленіяхъ.

Это, прежде всего, архіерейскія служенія въ церквахъ на заводахъ, или на окраинахъ Петербурга, гдѣ жило большинство рабочихъ, а затѣмъ, воскресныя лекціи для рабочихъ на разныя духовныя темы. Для организаціи и чтенія этихъ лекцій Владыка Веніаминъ привлекалъ воспитанниковъ семинаріи и студентовъ духовной академіи. Для послѣднихъ это была хорошая школа, — какъ имъ нужно въ будущемъ организовывать такія же лекціи для народа. Это лекціи пользовались большимъ успѣхомъ среди рабочихъ.

Далѣе, большое значеніе имѣла работа Владыки во спасеніе, помощью Церкви, падшихъ женщинъ, съ цѣлью отторженія ихъ отъ порока, приспособленія къ честному труду и устроенія на лучшее будущее. Для этой цѣли существовало въ Петербургѣ Общество Пресвятой Богородицы на Боровой улицѣ, гдѣ было большинство такъ называемыхъ «домовъ терпимости». Это были настоящіе вертепы разврата, гдѣ очень многія женщины погибали навсегда.

Это общество существовало, кажется, и до епископа Веніамина, но въ его время, когда онъ сталъ душею этого замѣчательнаго и единственнаго въ столицѣ учрежденія, оно имѣло очень большой успѣхъ. Помощью Церкви и черезъ это ея Общество, было спасено отъ гибели много женщинъ и выведено на правильный и честный жизненный путь.

Въ теченіи каждой зимы, отъ октября до конца пасхальныхъ святокъ, еп. Веніаминъ служилъ каждую среду и пятницу акаѳистъ Пресвятой Богородицѣ въ этой церкви на Боровой улицѣ. Невозможно забыть этихъ службъ. Церковь всегда была полна молящихся, почти исключительно женщинъ, и притомъ въ большомъ количествѣ падшихъ, изъ «домовъ терпимости». Вся церковь пѣла, всѣ держали въ рукахъ зажженныя свѣчи. Надо было видѣть лица и глаза этихъ женщинъ: съ какой глубо/с. 291/кой вѣрой и искренней молитвой они произносили слова акаѳиста. Всѣхъ заражалъ своимъ молитвеннымъ вдохновеніемъ епископъ Веніаминъ, который просто, безъ аффектовъ, но съ чувствомъ произносилъ эти слова. По окончаніи акаѳиста всѣ подходили къ Владыкѣ подъ благословеніе. Съ благоговѣніемъ, съ сіяющими радостью глазами, несчастныя женщины принимали его. Эти службы и личное обаяніе епископа Веніамина благотворно вліяли на ихъ души и многія съ пробужденной вѣрой бросали порокъ и возвращались на честный путь.

Эту подлинно христіанскую и пастырскую работу Владыка совершалъ скромно, безъ всякой помпы и рекламы, но народная молва о немъ ширилась по всему Петербургу, особенно между простымъ людомъ, который сталъ почитать его и какъ человѣка святой жизни.

По воскреснымъ и праздничнымъ днямъ, въ послѣобѣденное время, Владыка служилъ акаѳисты по разнымъ церквамъ на окраинахъ Петербурга, гдѣ жилъ бѣдный и рабочій людъ. Эти акаѳисты всегда сопровождались замѣчательными проповѣдями и собесѣдованіями въ храмахъ, въ церковныхъ домахъ, а то и на квартирахъ настоятелей церквей.

На Рождественскіе и Пасхальные святки, каждый годъ въ одни и тѣ же дни, онъ служилъ Литургіи на Путиловскомъ и Обуховскомъ заводахъ, гдѣ пользовался особой любовью рабочихъ. Это, между прочимъ, наглядно сказалось, когда Владыка освящалъ новую церковь на Путиловскомъ заводѣ. Отъ служащихъ и рабочихъ завода, въ знакъ благодарности за его дѣятельность по просвѣщенію и духовному окормленію ихъ, онъ получилъ въ подарокъ роскошное комплектное архіерейское облаченіе. Послѣ литургіи, за обѣдомъ, на которомъ присутствовали представители администраціи, инженеровъ и рабочихъ всѣхъ цеховъ этого громаднаго завода, можно было наблюдать съ какой искренней любовью всѣ къ нему относились и какъ его цѣнили.

Въ послѣдніе годы, передъ началомъ первой міровой войны, Владыка пользовался большой популярностью и среди учащихся среднихъ школъ. Вспоминается богослуженіе въ Демидовской женской гимназіи по случаю окончанія учебнаго года и по желанію самихъ ученицъ восьмого выпускного класса, Владыка своимъ проникновеннымъ служеніемъ и искренней молитвой увлекъ и юныхъ молящихся. Женскій хоръ пѣлъ, какъ никогда раньше, и всѣ ученицы съ глубокой вѣрой молились. Потомъ всѣ разсказывали, что никогда еще онѣ не испытывали такого возвышеннаго чувства.

/с. 292/ Дѣтски-невинный и дѣвственно-чистый обликъ Владыки Веніамина былъ столько очевиденъ для всѣхъ, что никогда и ни съ какой стороны нельзя было услышать о немъ неблагопріятнаго мнѣнія, хотя пищу для худой молвы могли бы дать тѣ женщины, которыя иронически называются «мѵроносицами» и общество которыхъ буквально преслѣдовало Владыку Веніамина. Близко наблюдавшіе Владыку знали, какъ душевно онъ страдалъ, легко читая мысли нѣкоторыхъ нескромныхъ и маловѣрующихъ бездѣльницъ.

Владыка Веніаминъ возглавлялъ всѣ организаціи такъ называемыхъ «крестоносцевъ», которые при всѣхъ церквахъ Петербурга устраивали по большимъ и храмовымъ праздникамъ крестные ходы. На второй день Пасхи крестные ходы изъ всѣхъ церквей Петербурга собирались на Невскомъ проспектѣ и въ прилежащихъ улицахъ, а затѣмъ, во главѣ съ Владыкой Веніаминомъ, съ пѣніемъ «Христосъ Воскресе» и пѣсенъ пасхальнаго канона, этотъ необычайный крестный ходъ, во много тысячъ людей, по Невскому проспекту шелъ къ Александро-Невской лаврѣ, гдѣ, при входѣ въ Лавру, встрѣчался петербургскимъ Митрополитомъ, всѣми архіереями епархіи и братіей лавры, а затѣмъ соборнѣ служилась божественная литургія.

Каждое лѣто, отъ Петербурга до Шлиссельбурга, гдѣ пребывалъ древній чудотворный образъ Казанской иконы Богоматери, шелъ грандіозный крестный ходъ, который также организовывался и возглавлялся Владыкой Веніаминомъ. Этотъ необычайный крестный ходъ шелъ два дня и двѣ ночи, вбирая въ себя почти все населеніе окрестныхъ деревень и селъ по дорогѣ въ Шлиссельбургъ. Все это время народомъ пѣлись и читались разныя молитвы. Всѣхъ охватывало такое возвышенное молитвенное настроеніе, что люди не чувствовали ни усталости, ни потребности къ отдыху и сну. При входѣ въ Шлиссельбургъ этотъ необычайный крестный ходъ торжественно встрѣчался всѣмъ духовенствомъ и такими же крестными ходами всѣхъ церквей Шлиссельбурга и окрестнымъ селъ, а затѣмъ сразу же служилась божественная литургія, съ молебномъ и проповѣдью Владыки.

Нельзя было не удивляться силѣ духа всей массы народа, которымъ преодолѣвалось тѣлесное утомленіе этого двухдневнаго пути. И безъ всякаго преувеличенія должно сказать, что эта сила духа, бодрость и высота молитвеннаго настроенія исходила и передавалась массѣ людей отъ ея вождя, Владыки Веніамина.

Каждый годъ Владыка объѣзжалъ всѣ приходы и церкви всей епархіи и въ нихъ служилъ, а во многихъ бывалъ и по /с. 293/ нѣсколько разъ въ году, такъ что паства дѣйствительно его знала и могла его оцѣнить и полюбить. Но не трудно видѣть, что не только его викаріатство, но и вся епархія въ массѣ своей, могла его узнать. Поэтому нельзя удивляться тому, что онъ, хотя и былъ одинъ изъ младшихъ архіереевъ и притомъ только викарный епископъ, былъ всенародно избранъ петербургскимъ митрополитомъ.

Будучи ректоромъ семинаріи, а потомъ и викарнымъ епископомъ, онъ жилъ очень скромно. Круглый годъ постился и отказывалъ себѣ во всемъ, а спалъ всегда на простой кровати съ «семинарскимъ тюфякомъ», твердымъ, какъ доска. Въ его квартирѣ, въ Лаврѣ, спальня была настоящей монастырской келіей, и въ ней Владыка Веніаминъ проводилъ много ночныхъ часовъ на молитвѣ.

Бывшій его семинарскій воспитанникъ и ѵподіаконъ съ душевной радостью всегда вспоминаетъ блаженный ликъ своего Архипастыря, святая жизнь котораго завершилась мученичествомъ за Христа и Его Церковь.

Послѣднее слово Митрополита Веніамина.
(стр. 54)

Осужденный большевиками митрополитъ петербургскій и ладожскій Веніаминъ, когда ему предоставили на судѣ послѣднее слово, сказалъ 4 іюля 1922 г. слѣдующее:

«Второй разъ въ своей жизни мнѣ приходится предстать предъ народнымъ судомъ. Въ первый разъ я былъ на судѣ народномъ пять лѣтъ тому назадъ, когда въ 1917 году происходили выборы митрополита петроградскаго. Тогдашнее временное правительство и высшее петроградское духовенство меня не хотѣли — ихъ кандидатомъ былъ преосвященный Андрей Ухтомскій. Но приходскія собранія и рабочіе на заводахъ называли мое имя. И вотъ въ залѣ «Общества религіозно-нравственнаго просвѣщенія», гдѣ присутствовало около 1,500 человѣкъ, я былъ, вопреки своему собственному желанію, избранъ подавляющимъ большинствомъ голосовъ въ митрополиты петроградскіе. Почему это произошло? Конечно, не потому, что я имѣлъ какія-либо большія достоинства по сравненію съ другими высокими іерархами, тоже кандидатами на этотъ высокій постъ, а только потому, что меня хорошо зналъ простой петроградскій народъ, такъ какъ я въ теченіе 23 лѣтъ передъ этимъ училъ и проповѣдывалъ въ церквахъ на окраинахъ Петрограда.

И вотъ, пять лѣтъ я въ санѣ митрополита работалъ для народа и на глазахъ народа и, служа ему, несъ въ народныя массы только успокоеніе и миръ, а не ссору и вражду. Я былъ всегда лояленъ по отношенію къ гражданской власти и никогда не занимался никакой политикой. И совѣтская власть, по-видимому, это вполнѣ понимала, такъ какъ я никогда не получалъ запрещенія ни въ совершеніи богослуженія, ни въ правѣ объѣзда епархіи. И въ послѣдній годъ, когда начался тяжелый вопросъ объ изъятіи цѣнностей, было то же, самое: власть вступала со мною въ переговоры, принимала мои /с. 294/ посланія и отвѣчала на нихъ, а 10 апрѣля на страницахъ своей печати помѣстила мое воззваніе къ вѣрующимъ.

Такъ продолжалось дѣло до 28 мая, когда вдругъ неожиданно я оказался въ глазахъ власти врагомъ народа и опаснымъ контръ-революціонеромъ. Я, конечно, отвергаю всѣ предъявленныя ко мнѣ обвиненія, еще разъ торжественно заявляю (вѣдь, быть можетъ, я говорю въ послѣдній разъ въ своей жизни), что политика была мнѣ совершенно чужда, я старался по мѣрѣ силъ быть только пастыремъ душъ человѣческихъ. И теперь, стоя передъ судомъ, я спокойно дожидаюсь его приговора, каковъ бы онъ ни былъ, хорошо помня слова апостола: «Берегитесь, чтобы вамъ не пострадать, какъ злодѣямъ, а если кто изъ васъ пострадаетъ какъ христіанинъ, то благодарите за это Бога» (1 Петра IV, 15-16).

Предсмертное письмо Митрополита Петроградскаго Веніамина
къ одному изъ благочинныхъ Петроградской епархіи, написанное имъ въ тюрьмѣ за нѣсколько дней до разстрѣла.

Въ дѣтствѣ и отрочествѣ я зачитывался Житіями Святыхъ и восхищался ихъ героизмомъ, ихъ святымъ воодушевленіемъ, жалѣлъ всей душей, что времена не тѣ и не придется переживать, что они переживали. — Времена перемѣнились, открывается возможность терпѣть ради Христа отъ своихъ и отъ чужихъ. Трудно, тяжело страдать, но по мѣрѣ нашихъ страданій, избыточествуетъ и утѣшеніе отъ Бога. Трудно переступить этотъ рубиконъ, границу, и всецѣло предаться волѣ Божіей. Когда это совершится, тогда человѣкъ избыточествуетъ утѣшеніемъ, не чувствуетъ самыхъ тяжкихъ страданій, полный среди страданій и внутренняго покоя, онъ другихъ влечетъ на страданія, чтобы они переняли то состояніе, въ какомъ находится счастливый страдалецъ. Объ этомъ я ранѣе говорилъ другимъ, но мои страданія не достигали полной мѣры. Теперь, кажется, пришлось пережить почти все: тюрьму, судъ, общественное заплеваніе; обреченіе и требованіе этой смерти; якобы народные аплодисменты; людскую неблагодарность, продажность; непостоянство и тому подобное; безпокойство и отвѣтственность за судьбу другихъ людей и даже за самую Церковь.

Страданія достигли своего апогея, но увеличилось и утѣшеніе. Я радостенъ и покоенъ, какъ всегда. Христосъ наша жизнь, свѣтъ и покой. Съ Нимъ всегда и вездѣ хорошо. За судьбу Церкви Божіей я не боюсь. Вѣры надо больше, больше ее имѣть надо намъ, пастырямъ. Забыть свои самонадѣянность, умъ, ученость, и силы и дать мѣсто благодати Божіей.

Странны разсужденія нѣкоторыхъ, можетъ быть и выдающихся пастырей, разумѣю Платонова, — надо хранить живыя силы, то есть ихъ ради поступаться всѣмъ. Тогда Христосъ на что? Не Платоновы, Чепурины, Веніамины и тому подобные спасаютъ Церковь, а Христосъ. Та точка, на которую они пытаются встать, — погибель для Церкви. Надо себя не жалѣть для Церкви, а не Церковью жертвовать ради себя. Теперь время суда. Люди и ради политическихъ убѣжденій жертвуютъ всѣмъ. Посмотрите какъ держатъ себя эс-эры и т. п. Намъ ли христіанамъ, да еще іереямъ, не проявлять подобнаго мужества даже до смертй, если есть сколько нибудь вѣры во Христа, въ жизнь будущаго вѣка!

Трудно давать совѣты другимъ. Благочиннымъ нужно меньше рѣшать, да еще такіе кардинальные вопросы. Они не могутъ отвѣчать за другихъ. Нужно заключиться въ предѣлы своей малой приходской церкви и быть въ духовномъ единеніи съ благодатнымъ епископомъ. Новаго поставленія епископовъ таковыми признать не могу. Вамъ, Ваша пастыр/с. 295/ская совѣсть подскажетъ, что нужно дѣлать. Конечно, вамъ оставаться въ настоящее время должностнымъ оффиціальнымъ лицомъ благочиннымъ, едва ли возможно. Вы должны быть таковымъ руководителемъ безъ оффиціальнаго положенія.

Благословеніе духовенству!

Пишу, что на душѣ. Мысль моя нѣсколько связана переживаніемъ мною тревожныхъ дней. Поэтому не могу распространяться относительно духовныхъ дѣлъ.

Примѣчаніе:
[1] Вл. Веніаминъ принялъ монашество еще студентомъ Петербургской Духовной Академіи, будучи на второмъ курсѣ. Какъ и другіе нѣкоторые студенты онъ принадлежалъ къ «Обществу распространенія религіозно-нравственнаго просвѣщенія въ духѣ Православной Церкви», возглавителемъ котораго въ то время былъ — впослѣдствіи тоже мученикъ — прот. о. Философъ Орнатскій.

Источникъ: Новые мученики Россійскіе. Второй томъ собранія матеріаловъ. Составилъ Протопресвитеръ М. Польскій. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1957. — С. 289-295.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.