Церковный календарь
Новости


2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
2018-10-10 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Соврем. экуменическое обновленчество (1992)
2018-10-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 102-е (12 марта 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 16 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Протопресвит. Михаилъ Польскій († 1960 г.).

Протопресвитеръ Михаилъ Польскій († 1960 г.) родился 24 октября (6 ноября) 1891 г. въ станицѣ Новотроицкой Кубанской области въ семьѣ псаломщика. Окончилъ Ставропольскую духовную семинарію (1914) и по ея окончаніи работалъ противосектантскимъ миссіонеромъ. Священникъ (1920). Въ 1921 г. поступилъ въ Московскую духовную академію, которая вскорѣ была закрыта. Въ 1923 г. арестованъ и послѣ тюремнаго заключенія былъ сосланъ въ Соловецкій лагерь, а въ 1929 г. — на 3 года въ Зырянскій край. Въ 1930 г. бѣжалъ изъ ссылки и покинулъ Россію, перейдя россійско-персидскую границу. Сначала попалъ въ Палестину, потомъ (съ 1938 по 1948 гг.) былъ настоятелемъ прихода въ Лондонѣ въ юрисдикціи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Въ 1948 г. переѣхалъ въ США. Служилъ въ каѳедральномъ соборѣ «Всѣхъ скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ-Франциско (шт. Калифорнія, США) (съ 1952 г. — старшимъ каѳедральнымъ протоіереемъ указаннаго собора). Послѣ побѣды въ 1949 г. на т. н. «Лосъ-Анжелосскомъ процессѣ», гдѣ о. Михаилъ защитилъ каноническую правоту РПЦЗ какъ экспертъ-канонистъ, онъ былъ возведенъ въ санъ протопресвитера. Въ 1955 г. упомянутъ какъ каѳедральный протопресвитеръ, замѣститель предсѣдателя епархіальнаго совѣта Западно-Американской епархіи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Ушелъ на покой въ 1959 г. Скончался 8 (21) мая 1960 г. въ Санъ-Франциско. Похороненъ на Сербскомъ кладбищѣ подъ Санъ-Франциско.

Сочиненія протопресвит. Михаила Польскаго

Протопр. Михаилъ Польскій († 1960 г.).
КАНОНИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНІЕ ВЫСШЕЙ ЦЕРКОВНОЙ ВЛАСТИ ВЪ СССР И ЗАГРАНИЦЕЙ.

I. КАНОНИЧЕСКІЙ ПЕРІОДЪ.
3. Не въ цѣлости внѣшней организаціи сила Церкви.

Патріархъ Тихонъ и митрополиты Петръ и Сергій послѣдовательно оставляли по три замѣстителя, и у власти съ трудомъ оказывался одинъ. Никакихъ препятствій для большевицкой власти не было, чтобы уничтожить и этихъ замѣстителей и оставить Церковь безъ высшаго церковнаго управленія, если бы это входило въ ея расчеты. Но это другой вопросъ. Важно, какъ сама Церковь относилась къ этому возможному моменту.

Единоличное возглавленіе было полезно для Церкви въ такое время. Всѣ знали главу Церкви. Передача власти по личному завѣщанію оказалось эластичнымъ способомъ сохраненія центральной власти. Но и этотъ строй продержался бы только немного больше сѵнодальнаго. Создавалъ затрудненія для большевиковъ одинъ Патріархъ Тихонъ. Если бы во главѣ Церкви стоялъ Сѵнодъ, которому бы некому было передать свои полномочія, то какъ бы онъ поступилъ въ такое время? Онъ, конечно, объявилъ бы, предъ своимъ уничтоженіемъ, децентрализацію, управленіе на мѣстахъ. И, можетъ быть, чѣмъ раньше бы это случилось, тѣмъ было бы лучше. А такое распоряженіе и было сдѣлано.

Законъ о децентрализаціи.

«Постановленіе Святѣйшаго Патріарха Тихона, Священнаго Сѵнода и Высшаго Церковнаго Совѣта Православной Россійской Церкви» отъ 7/20 ноября 1920 г. № 362, которое нами цитировалось только въ части, касающейся новыхъ полномочій Патріарха, гласитъ далѣе слѣдующее:

«Въ случаѣ если епархія окажется внѣ всякаго общенія съ Высшимъ Церковнымъ Управленіемъ или само Высшее Церковное Управленіе, во главѣ со Святѣйшимъ Патріархомъ, почему-либо прекратитъ свою дѣятельность, епархіальный Архіерей немедленно входитъ въ сношеніе съ архіереями сосѣднихъ епархій на предметъ организаціи высшей инстанціи церковной власти... Въ случаѣ невозможности этого, епархіальный архіерей воспринимаетъ на себя всю полноту власти».

Гоненія заставили проводить въ жизнь это рѣшеніе. Послѣ ареста п. Тихона, м. Агаѳангелъ (въ посланіи отъ 5/18 іюня 1922 г. № 14, Яросл.) обратился къ епископамъ такъ: «Возлюбленные о Господѣ Преосвященные Архипастыри. Лишенные на время высшаго /с. 15/ руководства, вы управляйте теперь своими епархіями самостоятельно, сообразуясь съ Писаніемъ, священными канонами, впредь до возстановленія Высшей церковной власти, окончательно рѣшайте дѣла, по которымъ прежде испрашивали разрѣшеніе Священнаго Сѵнода, а въ сомнительныхъ случаяхъ обращайтесь къ нашему смиренію». Точно то же объявляетъ 16/29 декабря 1926 г. архіеп. Серафимъ Углицкій: «Умоляю собратьевъ епископовъ помочь мнѣ нести тяжкій и отвѣтственный крестъ управленія Русскою Церковью, я прошу сократить переписку и сношенія со мной до минимума, предоставляя всѣ дѣла, кромѣ принципіальныхъ и обще-церковныхъ, какъ напримѣръ избраніе и хиротоніи во епископа, рѣшать окончательно на мѣстахъ».

Положеніе такой децентрализаціи въ Русской Церкви фактически существовало до 1943 г. Епископъ, посѣтившій въ это время Москву, а затѣмъ оказавшійся заграницей, сообщаетъ: «административная связь Сѵнода съ провинціей довольно слабая, и большинство епархій управляется почти самостоятельно; въ провинціи царитъ произволъ мѣстныхъ властей, такъ что многіе архіереи лишены возможности даже письменную связь поддерживать съ Москвой» («Прав. Русь» 30 окт. 1943 г.).

На естественный вопросъ — при наличіи такой децентрализаціи въ Русской Церкви во время гоненій, для чего же оставался у нея такъ долго центръ, — отвѣтимъ потомъ. Церкви пришлось не теоретически только рѣшать вопросъ какъ жить безъ церковнаго центра, но принять эту жизнь и пережить. Когда у арестованнаго отнимаютъ въ совѣтской тюрьмѣ крестъ съ груди, то онъ не борется за него, потому что вообще надо готовиться къ смерти. Когда Церковь стала передъ уничтоженіемъ самой себя въ цѣломъ, она еще въ 1920 г. помирилась съ мыслью объ уничтоженіи центральнаго управленія. А это полномочное управленіе Церкви, исполненное сознаніемъ своего долга, не заботилось уже о своемъ собственномъ существованіи, а о сохраненіи Церкви въ ея разрозненныхъ частяхъ и при томъ въ самыхъ мельчайшихъ. Облекая полнотой власти одинокаго епископа, оно въ томъ же циркулярѣ предлагаетъ: «въ случаѣ крайней дезорганизаціи церковной жизни, когда нѣкоторыя лица и приходы перестанутъ признавать власть епархіальнаго архіерея, послѣдній организуетъ изъ лицъ, оставшихся ему вѣрными, приходы и изъ приходовъ — благочинія и епархіи, предоставляя гдѣ нужно, совершать богослуженія даже въ частныхъ домахъ». Вотъ изъ какихъ частей предположено снова возстановить Церковь.

Въ 1926 г. «Памятная записка соловецкихъ епископовъ» утвердила эту мысль: «если ходатайство Церкви (о свободной самоорга/с. 16/низаціи) будетъ отклонено, — сказано въ ней, — она готова на матеріальныя лишенія, встрѣтитъ это спокойно, памятуя, что не въ цѣлости ея внѣшней организаціи ея сила, а въ единеніи вѣры и любви преданныхъ чадъ ея, наипаче же возлагая свое упованіе на непреоборимую мощь ея Основателя и на Его обѣтованіе о неуничтожимости Его созданія».

Принципъ Вселенской Церкви.

Составитель этой записки, ученѣйшій профессоръ-богословъ и добрый рабъ Божій Ив. Вас. Поповъ, какъ-то разъ въ устной бесѣдѣ, сказалъ соловецкимъ узникамъ: «изъ исторіи мы видимъ, что частей Церкви Вселенской ничего подчасъ не объединяло, кромѣ причащенія отъ Единаго Хлѣба-Христа, одного возглавленія на небесахъ» (воспоминанія автора). Останавливаясь на этой мысли скажемъ, что Церковь Вселенская есть великое чудо исторіи. Помѣстныя церкви вѣками живутъ разрозненно, самостоятельно управляясь, будучи обособлены политическими и національными перегородками, отдалены территоріями, находясь часто подъ иновѣрнымъ гнетомъ, лишены земного объединяющаго центра, единой администраціи и физическаго общенія между собой. И при всемъ этомъ они сохранили единство догмата, вѣры, духа, ни въ чемъ не погрѣшая противъ общей истины и составляя единый братскій, святой, апостольскій и вселенскій союзъ автокефальныхъ церквей. Вотъ разительный фактъ исторіи. Церковь не гибнетъ, когда внѣшнее ея единство разрушается. Она не дорожитъ внѣшней организаціей, заботясь о сохраненіи своей истины.

Вселенское единство Церкви сохранится, если въ силу внѣшнихъ стѣсненій каждая епархія со своимъ епископомъ сдѣлается самоуправляющейся, автокефальной, только бы она получила на эту самостоятельность санкцію высшей церковной власти. Конечно, ея самоуправленіе можетъ имѣть только временный характеръ, потому что одна епархія не можетъ имѣть собора епископовъ, но это не мѣшаетъ ей быть въ составѣ Церкви Вселенской, только бы она сама не нарушала общей вѣры и любви. Одинъ у насъ Отецъ — Богъ, всѣ же мы — братья, земное единство Церкви въ небесномъ главенствѣ Христа. Благодаря этому небесному возглавленію Церковь на землѣ не теряетъ своего единства при любомъ внѣшнемъ раздѣленіи. Поэтому мы не завидуемъ организаціи Римской Церкви. Земная ея централизація — дѣло человѣческое. Это не по вѣрѣ, а что не по вѣрѣ, то грѣхъ. Что будетъ съ нею, если она лишится своего земного центра. Мы такого центра не имѣемъ, а единство хранимъ. Не въ цѣлости внѣшней /с. / организаціи сила Церкви, — вотъ классическое выраженіе нашей вѣры въ Церковь въ эпоху гоненій.

Древняя и новая практика.

Церковь обратилась къ первовѣковому образу церковной жизни, который отображенъ въ памятникѣ апостольскихъ временъ — «Ученіи 12 апостоловъ», когда христіанскія общины объединялись не административными учрежденіями, а единствомъ вѣры, любви, вѣрностью истинѣ, Духомъ Святымъ, причащеніемъ отъ Единаго Хлѣба Тѣла Христова, соединяющаго всѣхъ въ единую Церковь.

Даже лишенные каѳедръ и находившіеся въ узахъ епископы находили способъ управленія своими епархіями. Въ Соловецкомъ лагерѣ, на одинокомъ островѣ, отдѣленномъ отъ русскаго материка не только воднымъ пространствомъ, но и восьмимѣсячными льдами, въ царствѣ дикаго произвола и насилія, они нашли доступъ черезъ порогъ цензуры, и ихъ посланія къ паствѣ и любое количество писемъ съ любымъ содержаніемъ аккуратно приходили на мѣста. Безъ центральнаго водительства Церковь жила на мѣстахъ подъ управленіемъ своихъ епископовъ, съ которыми народъ и клиръ искали общенія всѣми способами. Не въ цѣлости внѣшней организаціи сила Церкви, а въ единеніи вѣры и любви ея членовъ.

И этотъ децентрализованный строй церковнаго управленія, при наличіи единенія всѣхъ частей Церкви въ вѣрѣ и любви и при внѣшнемъ раздѣленіи пространствомъ и всякими препятствіями является безусловно каноническимъ.

Онъ учрежденъ былъ въ Россіи на время гоненій правомочнымъ и полнымъ патріаршимъ церковнымъ управленіемъ, отвѣчаетъ общему принципу жизни Церкви Вселенской, которая не знаетъ земного возглавленія, имѣлъ древнюю практику и получилъ новую въ теченіи 20 лѣтъ (1922-1943 гг.).

Источникъ: Протоіерей М. Польскій. Каноническое положеніе Высшей церковной власти въ СССР и заграницей. — Jordanville: Типографія пр. Іова Почаевскаго въ Св.-Троицкомъ монастырѣ, 1948. — С. 14-17.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.