Церковный календарь
Новости


2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 14 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Протопресвит. Михаилъ Помазанскій († 1988 г.).

Протопресвитеръ Михаилъ Помазанскій († 1988 г.), видный богословъ, духовный писатель, преподаватель семинаріи РПЦЗ въ Джорданвиллѣ. Родился 6 (19) ноября 1888 г. въ с. Корысть (Волынская губернія) въ семьѣ священника. Окончилъ Кіевскую духовную академію со степенью кандидата богословія (1912). Преподаватель въ ровенскихъ гимназіяхъ (1916-1934). Священникъ (1936), зачисленъ въ клиръ Варшавскаго каѳедральнаго собора (до 1944 г.). Послѣ эвакуаціи изъ Варшавы 4 года жилъ въ лагеряхъ Ди-Пи въ Германіи. Съ 1949 г. вмѣстѣ съ семьей переѣхалъ въ США. Преподавалъ въ Свято-Троицкой духовной семинаріи г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) греческій и церковно-славянскій языки, а также догматическое богословіе (въ 1960-хъ — 1980-хъ гг. упоминается какъ проректоръ семинаріи). Въ 1950-хъ — 1980-хъ гг. упомянутъ какъ священнослужитель, приписанный къ Свято-Троицкому монастырю въ г. Джорданвилль въ юрисдикціи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Въ 1955 г. — митрофорный протоіерей; съ 1962 г. — протопресвитеръ. Членъ редакціонной комиссіи Свято-Троицкаго монастыря (упом. въ 1955 г.). Перу о. Михаила принадлежитъ рядъ брошюръ и множество статей въ «Православной Руси», «Православной Жизни» и журналѣ «Православный Путь». Бóльшая часть этихъ статей вошла въ сборники «О жизни, о вѣрѣ, о Церкви» (два тома, 1976) и «Богъ нашъ на небеси и на земли вся, елика восхотѣ, сотвори» (1984). Но наибольшей извѣстностью пользуется его «Православное Догматическое Богословіе» (1968), которое стало основнымъ учебникомъ во всѣхъ духовныхъ семинаріяхъ Америки. Скончался 22 октября (4 ноября) 1988 г. въ возрастѣ 100 лѣтъ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ.

Сочиненія протопресвит. Михаила Помазанскаго

Протопресвитеръ Михаилъ Помазанскій († 1988 г.).
О ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ ВЪ СВѢТѢ ВѢРЫ ПРАВОСЛАВНОЙ.
Внѣ общенія съ небесной Церковію нѣтъ Церкви Христовой.

II. Начало Церкви и ея святыя основы.
Церковь апостольская.

Начало Церкви.

Церковь Христова получила свое начало на землѣ въ опредѣленномъ мѣстѣ и въ опредѣленный историческій моментъ, послѣ пришествія на землю Сына Божія и совершенія Имъ дѣла искупленія, «егда пріиде кончина лѣта» — когда исполнилась полнота временъ. Начальный моментъ ея бытія на землѣ — день Пятидесятницы послѣ вознесенія Господня. Въ этотъ день, послѣ сошествія Святаго Духа на апостоловъ, въ Іерусалимѣ крестилось около трехъ тысячъ человѣкъ, и далѣе Господь каждый день прилагалъ спасаемыхъ къ Церкви. Отъ этого момента территорія города Іерусалима, затѣмъ Палестины и потомъ всей Римской имперіи и даже странъ за ея предѣлами стала покрываться христіанскими общинами — церквами. Съ каждой общиной было неразлучно одно и то же имя: «церковь», указывавшее на единство этого частнаго съ цѣлымъ, со всею Христовою Церковію. Внутри большой общины есть одновременно маленькія домашнія, семейныя, — и онѣ тоже: «церкви». Привѣтствуя Римскую церковь, ап. Павелъ посылаетъ привѣтствіе въ частную семейную церковь прибывшихъ изъ Коринѳа Акилы и Прискиллы; въ посланіи къ Колоссянамъ привѣтствуется Лаодикійская церковь и домашняя церковь Нимфана въ ней. Даже церковныя собранія, или мѣста собраній, получаютъ то же имя: «Когда вы собираетесь» «въ церковь»..., выражается ап. Павелъ. Каждая община есть «тѣло Христово»: «вы тѣло Христово, а порознь члены»: написано «церкви Божіей, находящейся въ Коринѳѣ». Будучи во взаимномъ общеніи, мѣстныя церкви сохраняютъ свою самостоятельность, свой характеръ, свои мѣстныя задачи для даннаго момента, какъ это представлено въ Откровеніи ап. Іоанна Богослова: тамъ каждой изъ семи малоазійскихъ церквей указывается ея долгъ и задача въ данное время [2].

Церковь постепенно созидается подобно дому, воздвигается, неизмѣнно увеличивается не только въ своемъ видимомъ обликѣ, но и въ духовномъ. Тѣло Христово растетъ возрастомъ Божіимъ. Новое насажденіе Божіе исполняетъ въ мірѣ дѣло плодоношенія, питаясь соками отъ животворящей виноградной лозы Господа, будучи Его отраслью, Его вѣтвями. Это плодоношеніе есть святость.

Въ словѣ Божіемъ Церковь именуется образно разными словами: «Единое стадо Единаго Пастыря»; «насажденіе Божіе» — виноградникъ Его; «храмъ Божій», «зиждемый градъ», «строеніе» Божіе; но чаще — «тѣло Христово» и «домъ Божій» [3].

/с. 13/ Образъ воздвигаемаго «Дома» — общій Евангелію, посланіямъ ап. Петра и ап. Павла. На немъ особенно сосредоточимъ вниманіе.

Твердыня Церкви.

Что положено въ основаніе Дома Церкви Божіей?

Поставленный вопросъ требуетъ особаго вниманія къ себѣ потому, что отъ этого пункта началось расхожденіе и отклоненіе западнаго, римскаго пониманія Церкви, отъ православнаго ученія о Церкви.

Спаситель научалъ въ Нагорной пропевѣди: «Итакъ, всякаго, кто слушаетъ слова Мои сіи и исполняетъ ихъ, уподоблю мужу благоразумному, который построилъ домъ свой на камнѣ; и пошелъ дождь, и разлились рѣки, и подули вѣтры и устремились на домъ тотъ; и онъ не упалъ, потому что основанъ былъ на камнѣ» (Мѳ. 7, 24-25). Это сказано о личномъ строительствѣ дома душевнаго. Камень — слушаніе и исполненіе словъ Христовыхъ; — иначе говоря, дѣятельная вѣра.

Но и вселенскій Домъ Церкви Своей Господь зиждетъ на томъ же основанін: послѣ исповѣданія ап. Петра Господь говоритъ ему: «Ты еси Петръ (камень), и на семъ камнѣ Я создамъ Церковь Мою, и врата ада не одолѣютъ ея» (Мѳ. 16-18) [4].

Что же является твердыней — основаніемъ Церкви? Это основаніе есть вѣра въ Сына Божія.

«Вы за кого почитаете Меня?» спросилъ Господь. «Симонъ же Петръ отвѣчая сказалъ: Ты — Христосъ, Сынъ Бога Живаго. Тогда Іисусъ сказалъ ему въ отвѣтъ: блаженъ ты, Симонъ, сынъ Іонинъ, потому что не плоть и кровь открыли тебѣ это, но Отецъ Мой, сущій на небесахъ».

Вѣра въ Сына Божія составляетъ сущность евангелія Христова и основаніе проповѣди самого Спасителя.

Слова ап. Петра: «Ты Христосъ, Сынъ Бога Живаго» — выражаютъ содержаніе, суть всего Новаго Завѣта, всего христіанства. До исповѣданія Петрова они были благовѣствуемы архангеломъ Гавріиломъ Дѣвѣ Маріи: «Раждаемое Свято наречется Сынъ Божій».

Они возвѣщены при крещеніи Господа Іисуса Христа; тогда Отецъ свидѣтельствовалъ о Сынѣ Своемъ: «Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, въ которомъ Мое благоволеніе». Потомъ тѣми же словами свидѣтельствовалъ Отецъ о Сынѣ въ день Преображеіия Господня.

И они стали въ центрѣ всего круга христіанскихъ понятій; эта вѣра явилась началомъ новой жизни, зерномъ, вырастающимъ въ Церковь Христову, сущностью христіанства.

«Начало евангелія Іисуса Христа, Сына Божія: такъ начинаетъ святое повѣствованіе св. евангелистъ Маркъ (Мр. 1, 1).

/с. 14/ «Сіе же все написано, дабы вы увѣровали, что Іисусъ есть Христосъ, Сынъ Божій, и вѣруя имѣли жизнь во имя Его», заканчиваетъ евангеліе (предпослѣднюю главу) св. Іоаннъ Богословъ.

Эта истина составляетъ предметъ, или тему, всего перваго соборнаго посланія Іоанна Богослова, убѣждающаго многократно, что «кто исповѣдуетъ, что Іисусъ есть Сынъ Божій, въ томъ пребываетъ Богъ, и онъ въ Богѣ»...; «имѣющій Сына имѣетъ жизнь, не имѣющій Сына Божія не имѣетъ жизни».

Эта истина составляетъ главный предметъ записанныхъ въ евангеліи отъ Іоанна рѣчей Самого Спасителя, обращенныхъ къ іудеямъ. «Вѣрующій въ Него не судится, а невѣрующій уже осужденъ, потому что не увѣровалъ во имя Единороднаго Сына Божія» [5].

...«И во Единаго Господа Іисуса Христа, Сына Божія — Единороднаго, иже отъ Отца рожденнаго прежде всѣхъ вѣкъ»...: эти слова второго члена никейскаго символа вѣры были тѣмъ, ради чего собственно и собирался первый вселенскій соборъ; аріанство, отвергая истинное Богосыновство Христово, разрушало этимъ само основаніе Церкви.

Св. Іувеналій, патріархъ Іерусалимскій, въ посланіи къ палестинскому духовенству послѣ Халкидонскаго собора, пишетъ:

«Когда верховный и первый изъ апостоловъ Петръ сказалъ: «Ты еси Христосъ, Сынъ Бога Живаго», то Господь отвѣчалъ: «блаженъ еси, Симоне варъ Іона, яко плоть и кровь не яви тебѣ, но Отецъ Мой, иже на небесѣхъ. И Азъ же тебѣ глаголю, яко ты еси Петръ, и на семъ камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолѣютъ ей». На этомъ исповѣданіи укрѣплена Церковь Божія, и эту вѣру, преданную намъ св. апостолами, Церковь сохранила и будетъ сохранять до конца міра. Эту вѣру изложилъ также и святый великій Никейскій соборъ 319-ти святыхъ отцевъ; и ей же послѣдовалъ святый великій вселенскій соборъ, недавно созванный въ Халкидонѣ» [6].

Итакъ, въ чемъ сила и непобѣдимость Церкви? На чемъ покоится ея бытіе и жизнь? На историческихъ ли документахъ? На высотѣ нравственнаго ученія? На философіи христіанства? Нѣтъ, — опора на одну историческую сторону создала аріанство, и оно пало; на нравственность — эвіонитство (чистые), и оно скоро отжило свой вѣкъ; на философію — гностицизмъ, тоже быстро потерявшій свою силу. Опорой Церкви была, остается и будетъ — вѣра.

Св. первоверховный апостолъ Петръ, — самъ исповѣдавшій открыто, рѣшительно вѣру живую, подтвержденную поступками, не задумавшійся по одному мановенію Божественнаго Учителя ступить изъ лодки въ волны моря, — свое первое посланіе хри/с. 15/стіанамъ начинаетъ утвержденіемъ необходимости несокрушимой вѣры, вѣры съ твердостью золота. «Вы соблюдаетесь ко спасенію» — «чрезъ вѣру»; подвергаетесь искушеніямъ, «дабы испытанная вѣра ваша оказалась драгоцѣннѣе гибнущаго, хотя и огнемъ испытываемаго золота»; вы, не видя Христа, «но вѣруя въ Него, радуетесь радостію неизреченною и преславною, достигая, наконецъ, вѣрою вашею спасенія душъ»; въ пяти рядомъ стоящихъ, стихахъ первой главы многократное «вѣра». Тѣмъ же призывомъ къ твердости вѣры онъ заканчиваетъ посланіе: «Богъ... да утвердитъ, да укрѣпитъ, да содѣлаетъ непоколебимыми».

Посланіе другого первоверховнаго, св. апостола Павла, это — неумолкающій призывъ строить свою жизнь на вѣрѣ. Три изъ его посланій посвящены этому предмету въ особой степени: посланія къ Римлянамъ, къ Галатамъ и къ Евреямъ. Въ этомъ послѣднемъ вся ветхозавѣтная исторія еврейскаго народа истолкована въ ХІ-й главѣ, какъ жизнь вѣрою въ грядущаго Спасителя.

Апостолъ любви, св. Іоаннъ Богословъ, восклицаетъ о вѣрѣ: «Сія есть побѣда, побѣдившая міръ, вѣра наша!»

Основывается Церковь Христова, — и сразу же члены ея во всѣхъ мѣстахъ принимаютъ одно имя: «вѣрующіе». И это имя неизмѣнно остается въ Церкви и среди всего христіанскаго міра до сего дня [7].

«Камень» и «камни».

Вѣра сильна не своей собственной силой. Сила ея — въ божественномъ источникѣ, съ которымъ она соединяетъ вѣрующаго. Этотъ Источникъ, «Начальникъ и Совершитель вѣры — Іисусъ» (Евр. XII, 2). Начальникъ — начало, основаніе и сила; Совершитель — цѣль и завершеніе. Поэтому Христосъ есть Камень, и вѣры, и Церквй, и спасенія. По изъясненію апостола Павла, Христосъ есть та «скала», изъ коей ожидавшій Спасителя еврейскій народъ пилъ духовное питіе вѣры, «ибо пили изъ духовнаго послѣдующаго камня, камень же былъ Христосъ» (1 Кор. 10, 4).

«Мы», поучаетъ апостолъ, «соработники у Бога, а вы Божія нива, Божіе строеніе... Но каждый смотри, какъ строитъ. Ибо никто не можетъ положить другого основанія, кромѣ положеннаго, которое есть Іисусъ Христосъ. Строитъ ли кто на семъ основаніи изъ золота, серебра, драгоцѣнныхъ камней, дерева, сѣна, соломы, — каждаго дѣло обнаружится, ибо день покажетъ...» [8].

Второй вселенскій соборъ епископовъ, по окончаніи своихъ дѣяній, написалъ посланіе къ папѣ Дамасу и другимъ епископамъ Римской церкви, заканчивающееся такъ:

«Когда такимъ образомъ ученіе вѣры согласно, и христіанская любовь утверждена въ насъ, — мы перестанемъ говорить слова, /с. 16/ осужденныя апостоломъ: азъ убо есмь Павловъ, азъ же Аполлосовъ, азъ же Кифинъ; и когда всѣ явимся Христовыми, такъ какъ Христосъ не раздѣлился въ насъ, то по милости Божіей сохранимъ тѣло Церкви нераздѣленнымъ и смѣло предстанемъ предъ престоломъ Господа».

Главный дѣятель третьяго собора вселенскаго, св. Кириллъ Александрійскій, въ «Посланіи на святый сѵмволъ», помѣщаемомъ при Дѣяніяхъ этого собора, пишетъ:

«Святѣйшіе отцы..., собравшись нѣкогда въ Никеѣ, составили достоуважаемый вселенскій сѵмволъ, съ коими возсѣдалъ и Самъ Христосъ, сказавшій: идѣже еста два или тріе собрани во имя Мое, ту есмь посредѣ ихъ. Ибо какъ можно сомнѣваться въ томъ, что Христосъ предсѣдательствовалъ на святомъ и вселенскомъ этомъ соборѣ? потому что здѣсь нѣкоторый базисъ и основаніе твердое, несокрушимое полагалось и даже распространялось на всю вселенную, то есть это святое и безукоризненное исповѣданіе. Если это такъ, то развѣ могъ отсутствовать Христосъ, когда Онъ есть основаніе, по словамъ премудраго Павла: основанія иного никто не можетъ положити паче лежащаго, еже есть Христосъ Іисусъ».

Блаженный Ѳеодоритъ въ бесѣдѣ, помѣщаемой также въ Дѣяніяхъ третьяго вселенскаго собора, обращаясь къ еретикамъ, послѣдователямъ Несторія, говоритъ:

«Христосъ, камень претыканія и соблазна для невѣрныхъ, но не посрамляющій вѣрныхъ, камень драгоцѣнный и основаніе, по слову Исаіи; Христосъ есть камень, который отвергли зиждущіе и который сдѣлался во главу угла. Христосъ основаніе Церкви. Христосъ есть камень, который нерукотворенно отторгнутъ и обратился въ великую гору и покрылъ вселенную, по пророчеству Даніила, за котораго, съ которымъ и силою котораго мы воинствуемъ, и ради котораго мы удалены отъ царствующаго града, но не исключаемся изъ царства небеснаго; ибо имѣемъ «вышній» градъ «Іерусалимъ, котораго художникъ и содѣтель Богъ», какъ сказалъ Павелъ» [9].

Слово Божіе называетъ, вслѣдъ за краеугольнымъ камнемъ Христомъ, также и святыхъ апостоловъ «основаніями», т. е. камнями, лежащими въ основаніи Церкви.

Изображая въ Апокалипсисѣ вышній градъ Іерусалимъ, тайновидецъ Іоаннъ пишетъ: «стѣна града имѣетъ двѣнадцать основаній, и на нихъ имена двѣнадцати апостоловъ Агнца».

Подобно тому, какъ «свѣтомъ» именуется въ Писаніи не только истина («ходимъ въ свѣтѣ», истинѣ, 1 Іоан. 1, 7), но и ея Источникъ («Богъ есть свѣтъ», 1 Іоанн. I, 5), а за Нимъ — и апостолы — носители истины («вы свѣтъ міру», Мѳ. V, 14); — такъ равно и /с. 17/ основаніями Церкви называются не только вѣра, и не только ея Источникъ Христосъ, но и апостолы — носители вѣры.

«Вы», пишетъ апостолъ, «утверждены на основаніи апостоловъ и пророковъ, имѣя Самого Іисуса Христа краеугольнымъ, камнемъ, на которомъ все зданіе, слагаясь стройно, возрастаетъ въ святый храмъ въ Господѣ».

Господь наименовалъ «камнемъ» апостола Симона-Петра, и это имя осталось за апостоломъ какъ собственное: Киѳа, или Петръ. (О двойныхъ именахъ у апостоловъ — примѣч. 10-е). Петръ — первый по дѣйствію и первый въ сонмѣ апостольскомъ, по церковному именованію — первоверховный. Проповѣдью его перваго открывается въ день Пятидесятницы всемірная проповѣдь апостоловъ. Онъ, далѣе, открываетъ принятіе язычниковъ въ Церковь крещеніемъ Корнилія сотника.

Но, будучи первымъ, апостолъ Петръ въ томъ же ряду Двѣнадцати. Спаситель ко всѣмъ двѣнадцати обращается, говоря: «Вы соль земли». — «Вы свѣтъ міра» — «Сядете и вы на двѣнадцати престолахъ судить двѣнадцать колѣнъ израилевыхъ». — На всѣхъ апостоловъ ниспослалъ Духа Святаго. — Всѣмъ имъ сказалъ: «Вы во Мнѣ, и Я въ васъ». — «Вы друзья Мои». — Всѣхъ ихъ назвалъ братьями Своими. Обо всѣхъ изрекъ молясь: «И славу, которую Ты далъ Мнѣ, Я далъ имъ».

У апостоловъ нѣтъ мысли, что одинъ изъ нихъ есть «князь» апостоловъ или Церкви: «кто Павелъ? кто Аполлосъ? они только служители»... «И въ знаменитѣйшихъ чѣмъ либо, какими бы они ни были когда либо, для меня (пишетъ ап. Павелъ) нѣтъ ничего особеннаго: Богъ не взираетъ на лицо человѣка» [10].

Церковь Православная, восхваляя ап. Петра, какъ первоверховнаго, въ церковныхъ пѣснопѣніяхъ не только не лишаетъ его тѣхъ чертъ и похвалъ, какими онъ награжденъ въ новозавѣтныхъ книгахъ, но даже ихъ особенно подчеркиваетъ: «камене тебе непостыдна, Церкве водруженіе и основаніе положи», — поется здѣсь. Но съ нимъ вмѣстѣ подобными словами восхваляетъ и другого первоверховнаго — Павла: «Учениковъ Христовыхъ и основанія Церкве... (Петра и Павла) восхвалимъ». Равно и ко всѣмъ двѣнадцати обращается Церковь: «Божественніи апостоли, свѣтила вселенныя... Церкве твердыя основанія явистеся»...

Наконецъ, всѣ вѣрующіе называются въ Словѣ Божіемъ «камнями Церкви», ибо, какъ Домъ Божій, Церковь, имѣя своимъ «краеугольнымъ» Камнемъ Христа и камнями въ основаніи своемъ святыхъ апостоловъ и пророковъ, строится изъ живыхъ камней — всѣхъ вѣрующихъ, какъ членовъ Церкви. «Приступая къ Нему, Камню живому,... и сами, какъ живые камни, устрояйте изъ се/с. 18/бя домъ духовный, священство святое», учитъ ап. Петръ. «Вы — Божіе строеніе», внушаетъ святый Павелъ [11].

Апостолы.

Многообразно дѣло святыхъ апостоловъ въ созиданіи на всѣ времена основаній Церкви Божіей.

Они положили историческое начало Церкви, распространивъ христіанство «до конецъ земли», и почти всѣ они запечатлѣли свое дѣло мученическою смертію. Сѣмена христіанства посѣяны въ мірѣ ихъ словомъ и политы ихъ кровію.

Отъ собственной вѣры они зажгли пламя вѣры въ мірѣ, неугасимое до конца міра.

Они восприняли отъ своего Учителя и Господа ученіе христіанское и передали его Церкви въ словѣ устномъ и въ писаніяхъ для неизмѣннаго храненія, исповѣданія и жизни по нему на всѣ времена, давъ своей собственной жизнью примѣръ исполненія заповѣдей евангельскихъ.

Они установили въ Церкви преемство епископства, а чрезъ него преемство всего благодатнаго служенія «домостроительства таинъ Божіихъ», церковную іерархію. «Напоминаю тебѣ возгрѣвать даръ Божій, который въ тебѣ чрезъ мое рукоположеніе», пишетъ апостолъ Павелъ Тимоѳею. «Для того я оставилъ тебя въ Критѣ, чтобы ты довершилъ недоконченное и поставилъ по всѣмъ городамъ пресвитеровъ, какъ я тебѣ приказывалъ», напоминаетъ онъ же Титу. «Рукъ ни на кого не возлагай поспѣшно», наставляетъ Тимоѳея. И поэтому древнія церкви хранили, какъ доказательства преемственности, списки своихъ епископовъ по преемственному рукоположенію отъ апостоловъ. Тертулліанъ Карѳагенскій свидѣтельствуетъ: «Апостольскія церкви предлагаютъ свои списки. Такъ, церковь Смирнская представляетъ Поликарпа, поставленнаго Іоанномъ; такъ Римская указываетъ Климента, рукоположеннаго Петромъ; точно такимъ же образомъ и другія церкви указываютъ на тѣхъ, кто былъ поставленъ имъ апостолами во епископы, какъ на привитыя отрасли отъ апостольскаго сѣмени».

Апостолы, далѣе, установили, по заповѣди Господа, священнодѣйствія церковныя, оставили чинъ совершенія святаго таинства Тѣла и Крови Христовыхъ, а также крещенія, рукоположенія и другихъ тайнодѣйствій.

Апостолы дали первоначальную структуру канонической стороны церковной жизни, заботясь о томъ, чтобы все было «благообразно и по чину», примѣръ чего даетъ 14-я глава перваго посланія ап. Павла къ Коринѳянамъ.

Всѣ эти дѣянія апостоловъ можно назвать исторической стороной апостольскаго признака Церкви. Есть еще и другая сторо/с. 19/на, утверждающая за Церковію имя апостольской, сторона внутренняя. Святые апостолы, отойдя изъ этого міра, совлекшись тѣла земного, не совлеклись тѣла Церковнаго. Они не только были, но они есть, остаются не-просто-членами небесно-земной Церкви, но тѣми же основаніями Церкви. Находясь въ небѣ, они продолжаютъ быть въ общеніи съ вѣрующими на землѣ. Слова св. Іоанна Богослова: «...возвѣщаемъ вамъ, чтобы и вы имѣли общеніе съ нами, а наше общеніе съ Отцомъ и Сыномъ Его Іисусомъ Христомъ», — остаются и теперь, и для насъ, столь же значимыми, какими они были для Церкви перваго столѣтія: они являются завѣщаніемъ намъ — быть и намъ въ общеніи съ сонмомъ апостольскимъ, ибо ихъ близость къ Отцу и Сыну больше нашей [12].

Такимъ образомъ, Церковь признаетъ достоинство апостоловъ, какъ основаній Церкви, принадлежащимъ имъ и нынѣ, послѣ того какъ они передали іерархическое преемство оставленнымъ послѣ себя епископамъ. Поэтому и само имя апостоловъ Церковь относитъ только къ Двѣнадцати съ ихъ ближайшими сотрудниками и къ Семидесяти; ближайшій же рядъ ихъ преемниковъ именуется уже «мужами апостольскими».

Церковь, обозначивъ себя «апостольской», указала этимъ, что утверждена она не на одномъ апостолѣ, а на всѣхъ двѣнадцати; иначе, она должна была бы носить названіе Петровой или Іоанновой или иной.

Церковь, именовавъ себя «апостольской», указала еще и то, что Двѣнадцать принадлежатъ ей нераздѣльно. Этимъ она какъ бы предостерегала частныя помѣстныя церкви отъ выдѣленія себя изъ ряда другихъ по «плотскому» (1 Кор. 3, 4) принципу: «я Павловъ, я Аполлосовъ, я Киѳинъ», — что очень легко вело къ церковнымъ раздѣленіямъ и — привело, въ дѣйствительности, къ отдѣленію церковь западную.

Названіе Церкви «апостольской» является изначальнымъ. Имъ Церковь пользовалась и дорожила искони. Святитель Кипріанъ Карѳагенскій, въ III вѣкѣ, выступая противъ раскольниковъ новаціанъ, признаетъ апостольскую преемственность неотъемлемымъ признакомъ Церкви. Церковь отъ апостоловъ беретъ начало, какъ отъ солнца лучи, какъ изъ одного источника течетъ много ручьевъ. Внѣ и независимо отъ преемственно апостольской Церкви не можетъ быть другой какой-либо истинной церкви, какъ не можетъ существовать лучъ отдѣльно отъ источника свѣта, вѣтвь, отломленная отъ дерева, ручей, разобщенный съ источникомъ [13].

Терминъ «апостольская» въ девятомъ членѣ символа вѣры выражаетъ, такимъ образомъ, конкретный историческій характеръ Церкви и удерживаетъ отъ чисто мистическаго пониманія Церкви, въ смыслѣ невидимаго духовнаго организма, существующаго за /с. 20/ видимостью наличныхъ церковныхъ общинъ, какъ это понимаетъ современное протестантство.

На апостольской основѣ Церковь растетъ «возрастомъ Божіимъ», строится какъ Домъ Божій, а вмѣстѣ съ тѣмъ развивается въ своей земной части со стороны богослужебной, канонической, въ христіанской письменности, а также въ своихъ внѣшнихъ формахъ, необходимыхъ въ земныхъ условіяхъ ея жизни. Но находясь на землѣ, она находится въ самой тѣсной связи съ церковью на небѣ. Сами апостолы являются этой живой, дѣйственной, неумирающей связью.

Православіе.

Одна изъ первыхъ заботъ Церкви, какъ первенствующей, такъ и всѣхъ вѣковъ — сохраненіе въ чистомъ, неповрежденномъ видѣ христіанской истины. «Держись образца здраваго ученія». «Старайся представить себя... дѣлателемъ неукоризненнымъ, вѣрно преподающимъ (право правящимъ; греч.: прямо рѣжущимъ) слово истины». «Стойте и держитесь преданія, которымъ вы научены или словомъ или посланіемъ нашимъ». «Если бы даже мы или ангелъ съ неба сталъ благовѣствовать вамъ не то, что мы благовѣствовали вамъ, да будетъ анаѳема». Такія предостереженія постоянно даетъ апостолъ Павелъ и самъ идетъ, послѣ своихъ первыхъ благовѣстническихъ трудовъ, къ старѣйшимъ апостоламъ провѣрить проповѣдуемое имъ благовѣствованіе: «не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался».

То же и у другихъ апостоловъ. «Для меня нѣтъ большей радости, какъ слышать, что дѣти мои ходятъ въ истинѣ». «Кто приходитъ къ вамъ и не приноситъ сего ученія, того не принимайте въ домъ и не привѣтствуйте его»: и любовно и строго наставляетъ Іоаннъ, апостолъ любви.

Строго ополчается противъ еретиковъ апостолъ Петръ во второмъ посланіи, а также предостерегаетъ противъ «невѣждъ» въ вѣрѣ и «неутвержденныхъ», которые «къ собственной погибели» превращаютъ Писанія [14].

Такая же ревность о чистотѣ истины — и въ послѣапостольское время. Въ этотъ ранній періодъ жизни Церкви уже существуютъ спеціальные термины, опредѣляющіе чистоту вѣры: «правило вѣры» (или канонъ вѣры) и «православіе». Выраженіе «правило (канонъ) преданія» встрѣчается въ концѣ перваго вѣка у Климента Римскаго (въ его посланіи къ Коринѳянамъ): «канонъ истины» — у Иринея Ліонскаго (II-й вѣкъ); «канонъ вѣры» — у Поликрата Ефесскаго (посл. къ еписк. Виктору) и у Діонисія Коринѳскаго (къ Никомидійцамъ), Само слово «канонъ» находимъ въ посланіяхъ ап. Павла [15].

/с. 21/ Терминъ, «православіе» столь же ранняго происхожденія. Прототипъ его имѣется еще въ ветхозавѣтныхъ терминахъ, въ такихъ выраженіяхъ псалмовъ, какъ: «нога моя ста на правотѣ», «правымъ подобаетъ похвала» и въ часто встрѣчаемомъ въ псалмахъ выраженіи «правіи сердцемъ», «правота сердца». Не будемъ упускать изъ виду, что Псалтирь неразлучна съ Церковью христіанской съ перваго момента ея бытія [16].

Слово «православіе» окончательно утверждается въ процессѣ защиты отъ ересей, и ко времени вселенскихъ соборовъ оно становится уже общеупотребительнымъ. Объ его изначальности говоритъ то, что уже въ первой четверти второго столѣтія есть термины, противополагаемые слову «православіе», именно у св. Игнатія Богоносца — «инославіе» и «инославные».

На первомъ вселенскомъ соборѣ отцы собора говорятъ отъ имени «Православной Церкви»: «если останется упорнымъ, изгони его изъ общества Православной Церкви», обращаются они въ привѣтственной рѣчи къ императору Константину. Въ правилахъ того же перваго вселенскаго собора говорится: «касательно обращающихся къ Православной Церкви изъ ереси павліанской (Павла Самосатскаго) постановлено: непремѣнно перекрещивать ихъ»... Подобнымъ образомъ выражается и второй вселенскій соборъ: «Присоединяющихся къ православію и къ части спасаемыхъ еретиковъ принимаемъ по слѣдующему чиноположенію и обычаю»...; посланіе его къ Римской церкви посылается отъ имени «святого собора православныхъ епископовъ, собравшихся въ великомъ городѣ Константинополѣ». Въ твореніяхъ св. Григорія Богослова, относящихся къ этой эпохѣ, встрѣчаемъ даже выраженіе «страждущее православіе». Третій вселенскій соборъ принимаетъ отъ ряда лицъ, отрекающихся отъ ереси новатіанъ заявленія о присоединеніи ихъ къ православію въ слѣдующей формѣ: «я, такой то,... покаявшись, приступаю къ святой каѳолической и православной Церкви Божіей»..., или: ...«мы приступили къ святой, каѳолической апостольской и православной Церкви»... [17]

Около Церкви уже въ первый періодъ образуется инородная, хотя и христіанская, среда, отъ которой Церкви приходится отталкиваться и отмежеваться. Существованіе этой чужой среды побуждаетъ къ точной формулировкѣ православнаго ученія въ «догматахъ». Многократно въ церковной исторіи бываетъ такъ, что врагъ, въ видѣ ереси, вторгается въ Церковь и производитъ страшныя опустошенія, нерѣдко прибѣгая къ силѣ еретиковъ-императоровъ и при ихъ помощи закрывая уста православію, и православіе на значительной территоріи имперіи уходитъ съ поверхности жизни, истинная Церковь кажется изгнанной, истина представляется нѣмотствующей; на дѣлѣ же, подъ спудомъ, продолжается борьба /с. 22/ за истину и ведется до ея торжества, а за нимъ — до возстановленія на мѣстахъ православнаго епископата и отрѣшенія еретиковъ отъ Церкви. Такъ было между первымъ и вторымъ вселенскими соборами, то же — при монофизитской и, особенно, иконоборческой ересяхъ. Много волненій, потрясеній и жертвъ пережила Церковь ради защиты цѣлости и неповрежденности православнаго христіанскаго міровоззрѣнія. Но этой священной стихіи — сохраненія и выявленія до конца православно-христіанской истины — не остановили ни угрозы власти, ни препятствія внутреннія, ни опасенія раскола церковнаго, ни самъ по себѣ авторитетъ высокихъ іерархическихъ лицъ, ни даже авторитетъ собора, если глубокое церковное сознаніе видѣло его неправоту. И во всѣ времена, во всѣ девятнадцать вѣковъ земной церковной исторіи всегда границы Церкви на землѣ признавались совпадающими съ исповѣданіемъ православія.

Относясь со всей строгостью къ ересеучителямъ и къ создателямъ церковныхъ расколовъ, отсѣкая ихъ, Церковь, однако, дѣлала большія снисхожденія въ способахъ принятія лицъ, готовыхъ вернуться къ православію. «Не ненавидѣть должно невѣрующихъ, а сожалѣть о нихъ. Если ненавидишь заблуждающагося, то какъ обратишь его? Какъ будешь молиться о невѣрующемъ? Какъ выздоровѣть больному, когда врачъ ненавидитъ больного и бѣжитъ отъ него, а больной чуждается врача?» наставляетъ св. Іоаннъ Златоустъ [18].

Примѣчанія:
[2] — Гал. 4, 4. — Рим. 15, 19-24. — Рим. 16, 3-4. — Кол. 4, 15. — 1 Кор. 11, 18; 12, 27. — Откр. гл. 2-ая и 3-ья.
[3] — Іо. 10, 16. — 1 Кор. 3, 6-8. — 1 Кор. 3, 16. — Еф. 2, 21. — Евр. 11, 10. 1 Кор. 3, 9. — Еф. 4, 4, 16. — Кол. 1, 24.
[4] — Мѳ. 7, 24-25. — Мѳ. 16, 18.
[5] — Мр. 1, 1. — Іоан. 20, 31. — 1 Іоан. 4, 15; 5, 12. — Также: Лк. 1, 35. — Мѳ. 3, 17. — Мѳ. 17, 5. — Іоан. 7, 38; 6, 47; 3, 18; 14, 12; 14, 1. — Мр. 16, 16 и др.
[6] — Дѣян. Всел. Собор., т. IV,. изд. 1, стр. 192.
[7] — 1 Петр. 1, 5-9; 5, 10. — Евр. 11, 1-40. — 1 Іоан. 5, 4.
[8] — Евр. 12, 2. — 1 Кор. 10, 4. — 1 Кор. 3, 10-13.
[9] — Дѣян. Всел. Соб., т. 1, изд. 3-ье, стр. 126. — Дѣян. Всел. Соб., т. 2, изд. 2, стр. 178. — Дѣян. Всел. Соб. т. 1, изд. 3, стр. 365.
[10] — Откр. 21, 14. — Еф. 2, 21. — Мѳ. 5, 13, 14; 19, 28; Іоан. 14, 20; 15, 14-15; 17, 22. — По поводу нареченія Симону имени Петръ. Среди апостоловъ видимъ рядъ лицъ, носящихъ два имени, при чемъ не разъ указывается, что они получили второе имя послѣ принятія ихъ въ число апостоловъ или ихъ учениковъ. Въ евангеліяхъ: Мѳ. 10, 2-3, — «Первый Симонъ, называемый Петромъ, ... Леввей, прозванный Ѳаддеемъ» (евр. «хвала», онъ же Іуда Іаковлевъ); Мр. 3, 16, — призвалъ... «Іакова и Іоанна, нарекши имъ имена Воанергесъ, то есть сыны Громовы»; Лк. 6, 15, — «Симона, прозываемаго Зилотомъ» (Симонъ Кананитъ Мѳ. 10, 4). Ап. Матѳей (евр.: «Божій даръ») до призванія носилъ имя Левій (Алфеевъ, мытарь, Лк. 5, 27; Мр. 2, 14; Мѳ. 9, 9). Варѳоломей — онъ же Наѳанаилъ. — Въ кн. Дѣяній Апостоловъ: 1, 23 — «Варсава, прозванный Іустомъ»; 12, 12 — «Іоаннъ, называемый Маркомъ» (Дѣян. 12, 25, «Іоанна, прозваннаго Маркомъ»); 13, 9 «Савлъ, онъ же Павелъ» послѣ обращенія; 4, 36 «Іосія, прозванный отъ апостоловъ Варнавою, что значитъ сынъ утѣшенія». Въ посл. Кол. 4, 11 «Іисусъ, прозываемый Іустомъ». Кромѣ того, такія имена, какъ Ѳеофилъ (Лук. 1, 3) — любящій Бога, Тимоѳей (1 Тим. 1, 2 и др.) — почитающій Бога, Матѳій (Дѣян. 1, 23) — Богомъ дарованный, — позволяютъ предполагать нареченіе ихъ по обращеніи этихъ лицъ въ христіанство.
     Въ этихъ вторыхъ именахъ подчеркивалось или новое душевное состояніе въ христіанствѣ или особыя свойства личности. Евангельскіе случаи перемѣны именъ указываютъ на знаніе Спасителемъ сокровенныхъ свойствъ сердецъ людскихъ. Въ первыхъ двухъ главахъ евангелія отъ Іоанна читаемъ объ этомъ. «И привелъ (Андрей) его (Симона) къ Іисусу. Іисусъ же, взглянувъ на него, сказалъ: ты — Симонъ, сынъ /с. 74/ Іонинъ; ты наречешься Кифа, что значитъ Камень (Петръ)». Далѣе — о Наѳанаилѣ: Іисусъ, увидѣвъ идущаго къ Нему Наѳанаила, говоритъ о немъ: вотъ, подлинно израильтянинъ, въ которомъ нѣтъ лукавства. Наѳанаилъ говоритъ Ему: почему Ты знаешь меня? Іисусъ сказалъ ему въ отвѣтъ: прежде нежели позвалъ тебя Филиппъ, когда ты былъ подъ смоковницею, Я видѣлъ тебя» (1 гл., 40-50 ст.). Въ заключеніе главы второй сказано о Спасителѣ: «И не имѣлъ нужды, чтобы кто засвидѣтельствовалъ о человѣкѣ; ибо Самъ зналъ что въ человѣкѣ» (Іоан. 2, 25). Смыслъ новаго имени апостола Симона Спаситель объяснилъ впослѣдствіи — Мѳ. 16, 16-18. Равнымъ образомъ, имя «Воанергесъ» — сыны Громовы» (грома — молніи), несомнѣнно, тоже связано съ личными свойствами братьевъ апостоловъ Іакова и Іоанна. 1 Кор. 3, 5.
[11] — Служба 29 іюня; Октоихъ гл. 7, четв. утр., канонъ п. 9-я. — 1 Кор. 3, 5. — Гал. 2, 6. — 1 Петр. 2, 5. — 1 Кор. 3, 9.
[12] — 1 Кор. 4, 1. — 2 Тим. 1, 6. — Титу 1, 5. — 1 Тим. 5, 22. — Тертулл. О давности, противъ еретиковъ, гл. 32 (Еп. Сильвестръ. Опытъ правосл. догм. богословія, т. IV, стр. 281). — 1 Кор. 14, 40. — 1 Іоан. 1, 3.
[13] — 1 Кор. 3, 4; 1, 12. — Кипріанъ Карѳ. О единствѣ Церкви, п. 5.
[14] — 2 Тим. 1, 13; 2, 15. — Титу 3, 10. — 2 Ѳесс. 2, 15. — Гал. 1, 8; 2, 2. — 3 Іоан. ст. 4. — 2 Іоан. ст. 10. — 2 Петра. 2, 1-22; 3, 16.
[15] — Слово «канонъ» у ап. Павла: Гал. 6, 16; Филип. 3, 16. Терминъ «канонъ» въ древнехристіанской письменности: — см. у Вл. Троицкаго «Очерки изъ исторіи догмата о Церкви», Сергіевъ Посадъ 1913 г., стр. 178-250.
[16] — Псал. 25, 12; также Пс. 10, 7; 16, 2. — Пс. 32, 1. — Пс. 63, 11; 118, 7 и др.
[17] — Св. Игнатій Богоносецъ, Посл. къ Магнезійцамъ гл. 8; посл. къ Смирнянамъ гл. 6. — Дѣянія Всел. Соб. т. 1, изд. 3, стр. 40, 77, 119, 124. — Св. Григорій Богословъ, Творенія, Слово 6-ое (въ русск. изд. т. 1, стр. 184). — Дѣян. Всел. Соб. т. I, изд. 3, стр. 333.
[18] — Св. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на 1 Коринѳ., бес. 33-я.

Источникъ: Протоіерей М. Помазанскій. О Церкви Христовой въ свѣтѣ вѣры Православной. Внѣ общенія съ небесной Церковію нѣтъ Церкви Христовой. — Jordanville: Published by Holy Trinity Monastery, 1953. — С. 12-22.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.