Церковный календарь
Новости


2018-01-22 / russportal
Свт. Кириллъ, архіеп. Іерусалимскій. 3-е тайноводственное слово (1855)
2018-01-22 / russportal
Свт. Кириллъ, архіеп. Іерусалимскій. 2-е тайноводственное слово (1855)
2018-01-22 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. 40-е поучит. слово къ Египетскимъ монахамъ (1895)
2018-01-22 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. 39-е поучит. слово къ Египетскимъ монахамъ (1895)
2018-01-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Романъ "Ненависть". Часть 2-я. Глава 10-я (1934)
2018-01-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Романъ "Ненависть". Часть 2-я. Глава 9-я (1934)
2018-01-22 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 22-е, о мирѣ, въ собраніи единовѣрныхъ (1843)
2018-01-22 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 21-е, похвальное свт. Аѳанасію Великому (1843)
2018-01-21 / russportal
Свт. Василій Великій. Бесѣда 6-я, на слова изъ еванг. отъ Луки 12, 18 (1846)
2018-01-21 / russportal
Свт. Василій Великій. Бесѣда 5-я, на память св. мученицы Іулитты (1846)
2018-01-20 / russportal
Свт. Кириллъ, архіеп. Іерусалимскій. 1-е тайноводственное слово (1855)
2018-01-20 / russportal
Свт. Кириллъ, архіеп. Іерусалимскій. 18-е огласительное слово (1855)
2018-01-20 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 20-е, о догматѣ Святой Троицы (1843)
2018-01-20 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 19-е, Юліану, во время переписи (1843)
2018-01-19 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ инокамъ (1902)
2018-01-19 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Серапіону (1902)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 22 января 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Протопресвит. Михаилъ Помазанскій († 1988 г.).

Протопресвитеръ Михаилъ Помазанскій († 1988 г.), видный богословъ, духовный писатель, преподаватель семинаріи РПЦЗ въ Джорданвиллѣ. Родился 6 (19) ноября 1888 г. въ с. Корысть (Волынская губернія) въ семьѣ священника. Окончилъ Кіевскую духовную академію со степенью кандидата богословія (1912). Преподаватель въ ровенскихъ гимназіяхъ (1916-1934). Священникъ (1936), зачисленъ въ клиръ Варшавскаго каѳедральнаго собора (до 1944 г.). Послѣ эвакуаціи изъ Варшавы 4 года жилъ въ лагеряхъ Ди-Пи въ Германіи. Съ 1949 г. вмѣстѣ съ семьей переѣхалъ въ США. Преподавалъ въ Свято-Троицкой духовной семинаріи г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) греческій и церковно-славянскій языки, а также догматическое богословіе (въ 1960-хъ — 1980-хъ гг. упоминается какъ проректоръ семинаріи). Въ 1950-хъ — 1980-хъ гг. упомянутъ какъ священнослужитель, приписанный къ Свято-Троицкому монастырю въ г. Джорданвилль въ юрисдикціи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Въ 1955 г. — митрофорный протоіерей; съ 1962 г. — протопресвитеръ. Членъ редакціонной комиссіи Свято-Троицкаго монастыря (упом. въ 1955 г.). Перу о. Михаила принадлежитъ рядъ брошюръ и множество статей въ «Православной Руси», «Православной Жизни» и журналѣ «Православный Путь». Бóльшая часть этихъ статей вошла въ сборники «О жизни, о вѣрѣ, о Церкви» (два тома, 1976) и «Богъ нашъ на небеси и на земли вся, елика восхотѣ, сотвори» (1984). Но наибольшей извѣстностью пользуется его «Православное Догматическое Богословіе» (1968), которое стало основнымъ учебникомъ во всѣхъ духовныхъ семинаріяхъ Америки. Скончался 22 октября (4 ноября) 1988 г. въ возрастѣ 100 лѣтъ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ.

Сочиненія протопресвит. Михаила Помазанскаго

Протопресвитеръ Михаилъ Помазанскій († 1988 г.).
О ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ ВЪ СВѢТѢ ВѢРЫ ПРАВОСЛАВНОЙ.
Внѣ общенія съ небесной Церковію нѣтъ Церкви Христовой.

VI. Вѣра въ Церковь.

Всѣ символы вѣры, какъ древнѣйшіе, такъ и Никео-Цареградскій, неизмѣнно говорятъ о Церкви, какъ о предметѣ вѣры, ставя ее непосредственно послѣ вѣры въ Пресвятую Троицу: «вѣруемъ» — «въ Бога Отца»..., «въ Сына Божія»..., «въ Духа Святаго»..., «во святую соборную (каѳолическую) Церковь». Это свидѣтельствуетъ, что вѣра въ Церковь не иного качества или характера, какъ /с. 70/ это утверждается иногда въ инославныхъ изложеніяхъ вѣры, чъмъ вѣра въ Бога. Церковь есть предметъ вѣры, какъ исключительное явленіе на землѣ, таинственное, не земное на землѣ, какъ бы схожденіе неба на землю.

Не обольщаетъ себя православный вѣрующій мыслью, что, принадлежа къ Церкви, онъ уже является членомъ небесной церкви. Какъ было уже сказано въ отдѣлѣ о соборности, знаемъ и исповѣдуемъ, что мы не въ обществѣ «достигшихъ» и не на небѣ блаженствуемъ и не вошли въ славу Божію; передъ нами судъ по дѣламъ нашимъ, мы всегда в угрозѣ паденій и отверженія, мы въ грѣхахъ, мы лишь званные, ищущіе наслѣдства; — и не пытаемся дерзостной рукой схватить непринадлежащее намъ, поставить себя на уровнѣ съ написанными на небесахъ; равно, не низводимъ святыхъ на уровень земныхъ, подверженныхъ грѣхамъ. Не отожествляемъ и не смѣшиваемъ земного съ небеснымъ. Мы видимъ гадательно, небесные же лицомъ къ лицу; мы видимъ вѣрою, а они видѣніемъ, мы въ надеждѣ, они же въ исполненіи. Мы стоимъ ногами на землѣ, а не въ облакахъ. Вѣрить въ свою принадлежность къ самой небесной Церкви значило бы отрывать душу отъ тѣла и оставлять тѣло свое внѣ Церкви.

Если бы допустить мысль, что Церковь странствующая и Церковь торжествующая одно и то же, тогда еретичествующіе сказали бы: мы присоединились уже къ небесной Церкви и мы уже являемся вашими братьями, и намъ не нужно присоединенія къ православной Церкви; мы лишь другой дверью вошли въ общій домъ небесной Церкви.

Другіе сказали бы: мы уже въ небесномъ обществѣ, мы уже достигли спасенія и не подлежимъ будущему суду, ни частному ни всеобщему.

Итакъ, есть различіе между церковію, которой мы молимся, прося ея предстательства о насъ, и церковію, о которой мы молимся и къ коей принадлежимъ.

Но при этомъ нѣтъ раздѣленія. Избѣгаетъ православное богословіе выраженія: «церковь раздѣляется на»...; ему утѣшительно и радостно выражаться: «церковь состоитъ, слагается изъ небесной и на-земной», какъ и апостолъ выражается: «тѣло составляемое и совокупляемое»... (Еф. 4, 16). Не претерпѣваетъ Церковь «ни смѣшенія ни раздѣленія» этихъ двухъ областей. Если мы не достигаемъ святыхъ небесныхъ, то зато святые достигаютъ насъ. Какъ изучившій всю науку владѣетъ ея началомъ; какъ полководецъ, вошедшій внутрь страны, обладаетъ ея приграничной частью; — такъ достигшіе неба имѣютъ въ своемъ обладаніи пройденное ими и не перестаютъ быть участниками воинствующей церкви.

/с. 71/ На мысли о единствѣ со Христомъ и со святыми Его, на постоянномъ сознаніи этого зиждется вѣра въ Церковь. Иначе — это была бы не вѣра; констатировался бы только фактъ. Церковь превратилась бы въ обычное земное «общество», общество религіозно-нравственное. Кто учитъ: что — Церковь есть общество, «Основатель» котораго, отходя, передалъ свои полномочія своему замѣстителю, съ долгомъ дальнѣйшей передачи; что единство Церкви состоитъ въ ея объединеніи однимъ смертнымъ лицомъ, первосвященникомъ; что ея каѳоличность состоитъ въ распространенности: — тотъ въ Церкви имѣетъ не предметъ вѣры, а только предметъ знанія.

Но Церковь Православная имѣетъ подлинно Христа своей Главой и такъ тѣсно связана съ Нимъ и съ небесной церковію, какъ связаны вообще глава и члены тѣла между собою. И въ своей земной области она пребываетъ едина единствомъ небесно-земнымъ; свята — святостію небесно-земною; каѳолична — соборностью небесно-земной; и апостолична не только происхожденіемъ отъ апостоловъ, но и пребываніемъ ихъ съ нею въ настоящемъ.

Свои свойства, указанныя въ символѣ вѣры, Церковь пріобрѣла или развила не отъ себя самой, но получила ихъ свыше, какъ дары небесные. Тѣмъ не менѣе они ей не внѣшнія, не стороннія. Они въ ней претворены органически, какъ закваска претворяетъ тѣсто, какъ дары физическаго неба претворяются въ земной почвѣ въ плоды земли.

Изъ всего этого видно, наконецъ, и то, что не существуетъ дѣленія Церкви на «реальную» и «мистическую». Церковь небесная въ той же мѣрѣ реальна, дѣйствительна, какъ и земная. Церковь на землѣ столь же мистическая, таинственная, какъ и небесная; имѣя внѣшнія очертанія, она есть духовное тѣло; будучи видима, она невидима въ сущности своей.

Вѣра въ Церковь увѣнчивается вѣрой въ ея несокрушимость. «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолѣютъ ея». «Се Азъ съ вами во вся дни до скончанія вѣка».

Источникъ: Протоіерей М. Помазанскій. О Церкви Христовой въ свѣтѣ вѣры Православной. Внѣ общенія съ небесной Церковію нѣтъ Церкви Христовой. — Jordanville: Published by Holy Trinity Monastery, 1953. — С. 69-71.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.