Церковный календарь
Новости


2018-01-19 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ инокамъ (1902)
2018-01-19 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Серапіону (1902)
2018-01-19 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 18-е, въ похвалу отцу и въ утѣшеніе матери (1843)
2018-01-19 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 17-е, встревоженнымъ жителямъ Назіанза (1843)
2018-01-19 / russportal
Свт. Кириллъ, архіеп. Іерусалимскій. Огласительное слово 17-е (1855)
2018-01-19 / russportal
Свт. Кириллъ, архіеп. Іерусалимскій. Огласительное слово 16-е (1855)
2018-01-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. 38-е поучит. слово къ Египетскимъ монахамъ (1895)
2018-01-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. 37-е поучит. слово къ Египетскимъ монахамъ (1895)
2018-01-18 / russportal
Дѣянія 2-го Всезарубежн. Собора РПЦЗ 1938 г. Докладъ (2-й) гр. Ю. П. Граббе (1939)
2018-01-18 / russportal
Дѣянія 2-го Всезарубежн. Собора РПЦЗ 1938 г. Докладъ свт. Іоанна Шанхайскаго (1939)
2018-01-18 / russportal
Блаж. Ѳеодоритъ, еп. Кирскій. О вѣрѣ (1845)
2018-01-18 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Жизнь и дѣянія св. матери нашей Синклитикіи (1824)
2018-01-17 / russportal
Свт. Василій Великій. Бесѣда 4-я, о благодареніи (1846)
2018-01-17 / russportal
Свт. Василій Великій. Бесѣда 3-я, на слова: "внемли себѣ" (1846)
2018-01-17 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 16-е, на память св. муч. Маккавеевъ (1843)
2018-01-17 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 15-е, говоренное въ присутствіи отца (1843)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 20 января 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Протопресвит. Михаилъ Помазанскій († 1988 г.).

Протопресвитеръ Михаилъ Помазанскій († 1988 г.), видный богословъ, духовный писатель, преподаватель семинаріи РПЦЗ въ Джорданвиллѣ. Родился 6 (19) ноября 1888 г. въ с. Корысть (Волынская губернія) въ семьѣ священника. Окончилъ Кіевскую духовную академію со степенью кандидата богословія (1912). Преподаватель въ ровенскихъ гимназіяхъ (1916-1934). Священникъ (1936), зачисленъ въ клиръ Варшавскаго каѳедральнаго собора (до 1944 г.). Послѣ эвакуаціи изъ Варшавы 4 года жилъ въ лагеряхъ Ди-Пи въ Германіи. Съ 1949 г. вмѣстѣ съ семьей переѣхалъ въ США. Преподавалъ въ Свято-Троицкой духовной семинаріи г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) греческій и церковно-славянскій языки, а также догматическое богословіе (въ 1960-хъ — 1980-хъ гг. упоминается какъ проректоръ семинаріи). Въ 1950-хъ — 1980-хъ гг. упомянутъ какъ священнослужитель, приписанный къ Свято-Троицкому монастырю въ г. Джорданвилль въ юрисдикціи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Въ 1955 г. — митрофорный протоіерей; съ 1962 г. — протопресвитеръ. Членъ редакціонной комиссіи Свято-Троицкаго монастыря (упом. въ 1955 г.). Перу о. Михаила принадлежитъ рядъ брошюръ и множество статей въ «Православной Руси», «Православной Жизни» и журналѣ «Православный Путь». Бóльшая часть этихъ статей вошла въ сборники «О жизни, о вѣрѣ, о Церкви» (два тома, 1976) и «Богъ нашъ на небеси и на земли вся, елика восхотѣ, сотвори» (1984). Но наибольшей извѣстностью пользуется его «Православное Догматическое Богословіе» (1968), которое стало основнымъ учебникомъ во всѣхъ духовныхъ семинаріяхъ Америки. Скончался 22 октября (4 ноября) 1988 г. въ возрастѣ 100 лѣтъ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ.

Сочиненія протопресвит. Михаила Помазанскаго

Протопресвитеръ Михаилъ Помазанскій († 1988 г.).
О ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ ВЪ СВѢТѢ ВѢРЫ ПРАВОСЛАВНОЙ.
Внѣ общенія съ небесной Церковію нѣтъ Церкви Христовой.

ПРИМѢЧАНІЯ.
(Подъ одной цифрой указываются въ большинствѣ случаевъ источники цитируемыхъ мѣстъ, относящіеся ко всему отрѣзку между предшествующей и данной ссылкой).

I. Церковь — Домъ Божій.

[*] Іерусалимскій соборъ имѣлъ главной своей цѣлью высказать свое сужденіе о кальвинизмѣ. Въ приводимой выдержкѣ выражено отношеніе къ ученію протестантовъ о «духовной или небесной Церкви».
[1] Матеріалы изъ дѣяній вселенскихъ соборовъ здѣсь и въ дальнѣйшемъ изложеніи цитируются по изданію «Дѣянія Вселенскихъ Соборовъ, изданныя въ русскомъ переводѣ при Казанской Духовной Академіи». Томы I-VII. Казань. — Соборъ: «Константинопольскій первый, вселенскій вторый» — въ первомъ томѣ, по изд. 3-му, стр. 91-126.

II. Начало Церкви и ея святыя основы. (Церковь Апостольская).

[2] — Гал. 4, 4. — Рим. 15, 19-24. — Рим. 16, 3-4. — Кол. 4, 15. — 1 Кор. 11, 18; 12, 27. — Откр. гл. 2-ая и 3-ья.
[3] — Іо. 10, 16. — 1 Кор. 3, 6-8. — 1 Кор. 3, 16. — Еф. 2, 21. — Евр. 11, 10. 1 Кор. 3, 9. — Еф. 4, 4, 16. — Кол. 1, 24.
[4] — Мѳ. 7, 24-25. — Мѳ. 16, 18.
[5] — Мр. 1, 1. — Іоан. 20, 31. — 1 Іоан. 4, 15; 5, 12. — Также: Лк. 1, 35. — Мѳ. 3, 17. — Мѳ. 17, 5. — Іоан. 7, 38; 6, 47; 3, 18; 14, 12; 14, 1. — Мр. 16, 16 и др.
[6] — Дѣян. Всел. Собор., т. IV,. изд. 1, стр. 192.
[7] — 1 Петр. 1, 5-9; 5, 10. — Евр. 11, 1-40. — 1 Іоан. 5, 4.
[8] — Евр. 12, 2. — 1 Кор. 10, 4. — 1 Кор. 3, 10-13.
[9] — Дѣян. Всел. Соб., т. 1, изд. 3-ье, стр. 126. — Дѣян. Всел. Соб., т. 2, изд. 2, стр. 178. — Дѣян. Всел. Соб. т. 1, изд. 3, стр. 365.
[10] — Откр. 21, 14. — Еф. 2, 21. — Мѳ. 5, 13, 14; 19, 28; Іоан. 14, 20; 15, 14-15; 17, 22. — По поводу нареченія Симону имени Петръ. Среди апостоловъ видимъ рядъ лицъ, носящихъ два имени, при чемъ не разъ указывается, что они получили второе имя послѣ принятія ихъ въ число апостоловъ или ихъ учениковъ. Въ евангеліяхъ: Мѳ. 10, 2-3, — «Первый Симонъ, называемый Петромъ, ... Леввей, прозванный Ѳаддеемъ» (евр. «хвала», онъ же Іуда Іаковлевъ); Мр. 3, 16, — призвалъ... «Іакова и Іоанна, нарекши имъ имена Воанергесъ, то есть сыны Громовы»; Лк. 6, 15, — «Симона, прозываемаго Зилотомъ» (Симонъ Кананитъ Мѳ. 10, 4). Ап. Матѳей (евр.: «Божій даръ») до призванія носилъ имя Левій (Алфеевъ, мытарь, Лк. 5, 27; Мр. 2, 14; Мѳ. 9, 9). Варѳоломей — онъ же Наѳанаилъ. — Въ кн. Дѣяній Апостоловъ: 1, 23 — «Варсава, прозванный Іустомъ»; 12, 12 — «Іоаннъ, называемый Маркомъ» (Дѣян. 12, 25, «Іоанна, прозваннаго Маркомъ»); 13, 9 «Савлъ, онъ же Павелъ» послѣ обращенія; 4, 36 «Іосія, прозванный отъ апостоловъ Варнавою, что значитъ сынъ утѣшенія». Въ посл. Кол. 4, 11 «Іисусъ, прозываемый Іустомъ». Кромѣ того, такія имена, какъ Ѳеофилъ (Лук. 1, 3) — любящій Бога, Тимоѳей (1 Тим. 1, 2 и др.) — почитающій Бога, Матѳій (Дѣян. 1, 23) — Богомъ дарованный, — позволяютъ предполагать нареченіе ихъ по обращеніи этихъ лицъ въ христіанство.
    Въ этихъ вторыхъ именахъ подчеркивалось или новое душевное состояніе въ христіанствѣ или особыя свойства личности. Евангельскіе случаи перемѣны именъ указываютъ на знаніе Спасителемъ сокровенныхъ свойствъ сердецъ людскихъ. Въ первыхъ двухъ главахъ евангелія отъ Іоанна читаемъ объ этомъ. «И привелъ (Андрей) его (Симона) къ Іисусу. Іисусъ же, взглянувъ на него, сказалъ: ты — Симонъ, сынъ /с. 74/ Іонинъ; ты наречешься Кифа, что значитъ Камень (Петръ)». Далѣе — о Наѳанаилѣ: Іисусъ, увидѣвъ идущаго къ Нему Наѳанаила, говоритъ о немъ: вотъ, подлинно израильтянинъ, въ которомъ нѣтъ лукавства. Наѳанаилъ говоритъ Ему: почему Ты знаешь меня? Іисусъ сказалъ ему въ отвѣтъ: прежде нежели позвалъ тебя Филиппъ, когда ты былъ подъ смоковницею, Я видѣлъ тебя» (1 гл., 40-50 ст.). Въ заключеніе главы второй сказано о Спасителѣ: «И не имѣлъ нужды, чтобы кто засвидѣтельствовалъ о человѣкѣ; ибо Самъ зналъ что въ человѣкѣ» (Іоан. 2, 25). Смыслъ новаго имени апостола Симона Спаситель объяснилъ впослѣдствіи — Мѳ. 16, 16-18. Равнымъ образомъ, имя «Воанергесъ» — сыны Громовы» (грома — молніи), несомнѣнно, тоже связано съ личными свойствами братьевъ апостоловъ Іакова и Іоанна. 1 Кор. 3, 5.
[11] — Служба 29 іюня; Октоихъ гл. 7, четв. утр., канонъ п. 9-я. — 1 Кор. 3, 5. — Гал. 2, 6. — 1 Петр. 2, 5. — 1 Кор. 3, 9.
[12] — 1 Кор. 4, 1. — 2 Тим. 1, 6. — Титу 1, 5. — 1 Тим. 5, 22. — Тертулл. О давности, противъ еретиковъ, гл. 32 (Еп. Сильвестръ. Опытъ правосл. догм. богословія, т. IV, стр. 281). — 1 Кор. 14, 40. — 1 Іоан. 1, 3.
[13] — 1 Кор. 3, 4; 1, 12. — Кипріанъ Карѳ. О единствѣ Церкви, п. 5.
[14] — 2 Тим. 1, 13; 2, 15. — Титу 3, 10. — 2 Ѳесс. 2, 15. — Гал. 1, 8; 2, 2. — 3 Іоан. ст. 4. — 2 Іоан. ст. 10. — 2 Петра. 2, 1-22; 3, 16.
[15] — Слово «канонъ» у ап. Павла: Гал. 6, 16; Филип. 3, 16. Терминъ «канонъ» въ древнехристіанской письменности: — см. у Вл. Троицкаго «Очерки изъ исторіи догмата о Церкви», Сергіевъ Посадъ 1913 г., стр. 178-250.
[16] — Псал. 25, 12; также Пс. 10, 7; 16, 2. — Пс. 32, 1. — Пс. 63, 11; 118, 7 и др.
[17] — Св. Игнатій Богоносецъ, Посл. къ Магнезійцамъ гл. 8; посл. къ Смирнянамъ гл. 6. — Дѣянія Всел. Соб. т. 1, изд. 3, стр. 40, 77, 119, 124. — Св. Григорій Богословъ, Творенія, Слово 6-ое (въ русск. изд. т. 1, стр. 184). — Дѣян. Всел. Соб. т. I, изд. 3, стр. 333.
[18] — Св. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на 1 Коринѳ., бес. 33-я.

III. Соборность Церкви и ея внутреннія связи (Церковь Каѳолическая).

[19] — Канонъ Пасхи ирм. 1-й. — Рим. 14, 8. — Кол. 3, 1-2. — Св. Іоаннъ Златоустъ, Бесѣда 24-я на 1 Кор. (1 Кор. 10, 13).
[20] — Лк. 11, 52.
[21] — Пс. 21, 26; 30, 10; 88, 6. — 1 Петр. 3, 22. — Еф. 1, 21. — Еф. 4, 10. — Еф. 2, 19. — Рим. 14, 9. — Гал. 4, 26. — Дѣян. 17, 32.
[22] — Евр. 12, 18-29. — Еф. 1, 23. — Акаѳ. Пресв. Богор., икосъ 4-й. — Дѣян. Всел. Собор. т. 1-й изд. 3, стр. 23 (Посланіе Александра, еп. Александрійскаго, къ Александру еп. Константинопольскому). — Евр. 3, 6. — Еф. 2, 21. — 1 Кор. 3, 10. — Евр. 11, 10, 13, 16, 39-40. — 2 Кор. 5, 1-4. — 2 Петр. 1, 13-14.
[23] — Богородиченъ часа 9-го. — Молитва 4-я на сонъ грядущимъ. — Канонъ Благовѣщ. Пресв. Богор. п. 4, тр. 4-й. — Іоан. 10, 34-36. — «Точное изложеніе правосл. вѣры», твор. преп. Іоанна Дамаскина, съ греч. перев. Бронзова, С. П. Б., 1894, кн. 3-я, гл. 17-я стр. 177; кн. 4, гл. 15, стр. 231-2.
[24] — Служба Ангеламъ 8 ноября канонъ п. 9, ирм.2. — Кондакъ Покрова Пресв. Богородицы. — Сѣдаленъ богор. по 2-й Каѳизмѣ воскр. 8-го гл. — Икосъ въ нед. Всѣхъ Святыхъ. — Св. Климентъ Александрійскій, Строматы IV, 8. — Кондакъ 33-мъ мученикамъ Мелитинскимъ, 7 ноября. /стр. 75/
[25] — Служба обща апостоломъ, стихира по 50-мъ пс. — Кондакъ св. Клименту Римскому и Петру Александрійскому, 25 ноября. — Кондакъ св. Льву Катанскому, 20 февр. — Гл. 4-й суббота на хвалитехъ всѣмъ святымъ. — Тропарь Всѣмъ Святымъ («Иже во всемъ мірѣ мученикъ Твоихъ»). — «Съ ними и мы поемъ»: въ восьмой пѣсни многихъ каноновъ. — Земные просятъ Господа о принятіи молитвъ святыхъ о братьяхъ усопшихъ: «Молитвами Рождшія Тя, Христе, мученикъ Твоихъ, и апостолъ, и пророкъ, святителей, преподобныхъ, и праведныхъ, и всѣхъ святыхъ, усопшія рабы Твоя упокой» (Октоихъ гл. 6, пятокъ веч.).
[26] — «Твердь церковная»: служба обща мучен., сѣдал. по 1 каѳ.; служба обща священномучен. стих. на стих.
[27] — Р. Гарнакъ. «Руков. по исторіи догматовъ» (см. у Вл. Троицкаго «Очерки по исторіи догмата о Церкви», стр. 51).
[28] — Св. Игнатія Богон. Посланіе къ Траллійцамъ, гл. 13. — Св. Іоаннъ Златоустъ. Похвальное слово св. муч. Игнатію. — Св. Кириллъ Іерусалимскій. Тайноводственное слово 5-ое — О св. Діонисіи Александрійскомъ — у Евсевія Кесар. «Церковная исторія», кн. 6, гл. 42. — Св. Кипріанъ Карѳаг. «О смертности». — Св. Климентъ Алекс. Stromata, lib. 3; lib. 6; Раеdаgоg. lib. 3. — Оrіgеn. Dе рrіnсірііs. Іn Lеѵ. hоmіl. Dе оrаtіоn.
[29] — Рѣчь имп. Константина — въ Дѣяніяхъ Всел. Соб. т. I, изд. 3, стр. 40. — Св. Іоаннъ Злат. «Похвальное слово св. Муч. Роману» — въ Твор. св. Іоанна Злат. т. І-ый (Слова и бесѣды на разные случаи). — Св. Іоаннъ Злат. Бесѣды на посл. къ Ефесянамъ, бес. 10, I. — Augustin. Еnсhrіd. n. 15. Dе Jасоb еt Еsаu, sеrm. 4, 44. Dе сіѵіt. Dеі XX, 9. — Св. Григорій Нисскій. Молитва св. Ѳеодору — см. Еп. Сильвестръ. «Опытъ прав. догм. Богосл. т. 5-й, стр. 273.
[30] — «Пастырь» Ерма въ русск. пер. — въ Прав. Обозрѣніи» (Казан. Дух. Акад.) за 1862 г.
[31] — Слово «каѳолическій»: св. Игнатій Бог. Посланіе къ Смирнянамъ 8, 2; «Мученич. акты Поликарпа» 19, 2; 8, 1 и др. (см. у Вл. Троицкаго «Очерки по исторіи догм. о Церкви», стр. 233-235, 248). — «Олос» въ Новомъ Зав. въ ед. ч. читаемъ во многихъ мѣстахъ, какъ то: 1 Іоанн. 2, 2: «Онъ есть умилостивленіе за грѣхи наши и не только за наши, но и всего міра»; Мѳ. 24, 14; 26, 13; Іоанн. 13, 10 и др. — «Диміургос тон олон» — см. Догм. Бог. митр. Макарія т. 1, изд. 4-ое, стр. 233.
[32] — А. С. Хомяковъ «Богословскія сочиненія» въ одномъ т. стр. 313.
[33] — Посланіе имп. Константина — въ Дѣяніяхъ Всел. Соб. т. I, изд. 3, стр. 78; подписи подъ пост. 3-го Всел. Соб. тамъ же, стр. 262; см. также т. 4, изд. I, стр. 186 (посл. къ еп. Максиму); стр. 200 (посл. къ еп. Анатолію); т. 5, изд. 3, стр. 217 (седьмое собраніе 5-го Всел. Соб., подписи епископовъ).
[34] — «Предисловіе Анастасія Библіотекаря» къ Дѣяніямъ седьмого Всел. Соб. — Дѣянія Всел. Соб. т. VІІ, изд. 3, стр. 24-26. Ргоf. Неіlеr "Саtholіzіmus" іn "Dіе Rеlіgіоn іn Gеsсhісhtе und Gеgеnwаrt", Ѵеrlаg Guntеl u. Zsсhаrnасk, Тubіngеn 1928, Аusgаbе 2, Sеіtе 694. — Fаth. Gеnrі dе Lubасk "Саthоlісіsm" (Rеѵіеw іn "Sосіаl Order" 1951: "Sосіаl asреcts оf Саtholіс Dоgmа").
[35] — Св. Тихонъ Задонскій «Объ истинномъ христіанствѣ» (1771 г.) кн. 6, гл. 3. — Его же «Сокровище духовное, отъ міра собираемое» § 46 «Желаніе». — Анатолій, Архіеп. Могилевскій «Бесѣды о вѣрѣ православной» (см. въ «Троицкихъ листкахъ», Джорданвилъ, 1946, стр. 101-102). — Прот. Іоаннъ Кроншт. «Моя жизнь во Христѣ».

/с. 76/

IV. Назначеніе Церкви (Церковь святая).

[36] — Св. Тихонъ Задонскій «Желаніе» (въ «Сокровище дух.»).
[37] — Рим. 8, 26. — Рим. 6, 22. — Евр. 12, 14. — Іак. 1, 4. — І Петр. 1, 15-16. — Мѳ. 5, 48. — Еф. 4, 12.
[38] — Евр. 4, 16. — 2 Петр. 1, 3; Рим. 5, 2-21. — Степенны антиф. воскр. утр. 6-го гл. — I Кор. 12, 7-11. — Мр. 16, 17. — Дѣян: 9, 31. — I Тим. 4, 4-5. — Дѣян. 19, 12.
[39] — Еф. 5, 25-27. — I Петр. 2, 2; I Кор.. 3, 2; 2, 6-7. — Меоодій Патарскій (3 в.) см. Вл. Троицкій «Очерки изъ ист. догм. о Ц-ви», стр. 475. — Еп. Ѳеофанъ Затв. «Начертаніе христ. нравоуч.» изд. 2, Москва 1895, стр. 92. Быт. 18, 32. — Св. Ефремъ Сиринъ. Слово первое о скончавшихся отцахъ. — Пс. 17, 26-27. — Мѳ. 10, 41.
[40] — Мѳ. 10, 38; 11, 12. — Гал. 5, 24. — I Кор. 9, 27. — Мѳ. 19, 25-26. — «Второе посланіе Климента» — см. Вл. Троицкій Оч. по ист. догм. О Ц-ви», стр. 261. — Св. Ефремъ Сиринъ «Въ подражаніе притчамъ».
[41] — Эрн. Ренанъ «Апостолы», гл. 5 и 7. — Мѳ. 19, 21. — 1 Кор. 12, 23. — Лк. 18, 13. — Прот. С. Булгакова отрицат. сужденія объ аскетизмѣ у Л. Зандера «Богъ и міръ», т. I стр. 75.
[42] — Еф. 4, 4-6.

V. Церковь въ мірѣ (Церковь едина).

[43] — Еф. 4, 16.
[44] — Святитель Тихонъ Задонскій «О истинномъ христіанствѣ», книга 2, статья 6, § 444. — Откр. 3, 7. — Евр. главы 4-10. — Мол. 2-я на сонъ гряд. Св. Игнатій Богоносецъ, посл. къ Магнезіицамъ 3, 2. — I Петр. 5, 4. — Евр. 13, 20. — Евр. 14, 13. — Евр. 3, 6.
[45] — Св. Ириней Ліонскій «Противъ ересей», кн. 3, гл. 12 (у еп. Сильвестра «Оп. прав. догм. бог.» т. ІV, стр. 278). Посл. 2-го всел. соб. папѣ Дамасу: въ Дѣяніяхъ всел. соб. т. I, изд. 3, стр. 126. — Стихира воскр. на Госп. воззвахъ 8 гл. — Тертулліанъ «Объ обязанн.» гл. 20 (у Вл. Троицкаго «Оч. изъ ист. догм. о Ц.», стр. 59).
[46] — Слово св. Григорія Назіанз. — въ Дѣян. всел. соб. т. I, изд. 3, стр. 103. Откр. 3, 19. — Откр. 2, 5; 3, 16-17.
[47] — Пост. 2-го Всел. Соб. — въ Дѣян. Всел. Соб. т. I, изд. 3, стр. 119.
[48] — 1 Кор. 10, 1-4.
[49] — Св. Кипріанъ Карѳ., Письмо къ Антоніану — у Вл. Троицкаго, тамъ же стр. 385.
[50] — Рим. 9, 16; Исаіи 40, 13; Рим. 11, 33-34.

Источникъ: Протоіерей М. Помазанскій. О Церкви Христовой въ свѣтѣ вѣры Православной. Внѣ общенія съ небесной Церковію нѣтъ Церкви Христовой. — Jordanville: Published by Holy Trinity Monastery, 1953. — С. 73-76.

Назадъ / Къ оглавленію


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.