Церковный календарь
Новости


2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 17 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Протопресвит. Михаилъ Помазанскій († 1988 г.).

Протопресвитеръ Михаилъ Помазанскій († 1988 г.), видный богословъ, духовный писатель, преподаватель семинаріи РПЦЗ въ Джорданвиллѣ. Родился 6 (19) ноября 1888 г. въ с. Корысть (Волынская губернія) въ семьѣ священника. Окончилъ Кіевскую духовную академію со степенью кандидата богословія (1912). Преподаватель въ ровенскихъ гимназіяхъ (1916-1934). Священникъ (1936), зачисленъ въ клиръ Варшавскаго каѳедральнаго собора (до 1944 г.). Послѣ эвакуаціи изъ Варшавы 4 года жилъ въ лагеряхъ Ди-Пи въ Германіи. Съ 1949 г. вмѣстѣ съ семьей переѣхалъ въ США. Преподавалъ въ Свято-Троицкой духовной семинаріи г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) греческій и церковно-славянскій языки, а также догматическое богословіе (въ 1960-хъ — 1980-хъ гг. упоминается какъ проректоръ семинаріи). Въ 1950-хъ — 1980-хъ гг. упомянутъ какъ священнослужитель, приписанный къ Свято-Троицкому монастырю въ г. Джорданвилль въ юрисдикціи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Въ 1955 г. — митрофорный протоіерей; съ 1962 г. — протопресвитеръ. Членъ редакціонной комиссіи Свято-Троицкаго монастыря (упом. въ 1955 г.). Перу о. Михаила принадлежитъ рядъ брошюръ и множество статей въ «Православной Руси», «Православной Жизни» и журналѣ «Православный Путь». Бóльшая часть этихъ статей вошла въ сборники «О жизни, о вѣрѣ, о Церкви» (два тома, 1976) и «Богъ нашъ на небеси и на земли вся, елика восхотѣ, сотвори» (1984). Но наибольшей извѣстностью пользуется его «Православное Догматическое Богословіе» (1968), которое стало основнымъ учебникомъ во всѣхъ духовныхъ семинаріяхъ Америки. Скончался 22 октября (4 ноября) 1988 г. въ возрастѣ 100 лѣтъ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ.

Сочиненія протопресвит. Михаила Помазанскаго

Протопресвитеръ Михаилъ Помазанскій († 1988 г.).
Православное Догматическое Богословіе въ сжатомъ изложеніи.

Введеніе.

Забота Церкви а чистотѣ христіанскаго ученія.

Отъ первыхъ дней своего существованія Святая Церковь Христова неустанно заботилась о томъ, чтобы дѣти ея, члены ея, твердо стояли въ чистой истинѣ.

Больши сея не имамъ радости, да слышу моя чада во истинѣ ходяща, пишетъ св. ап. Іоаннъ Богословъ (3 Іоан. ст. 4).

Вмалѣ написахъ, моля и засвидѣтелствуя сей быти истиннѣй благодати Божіей, въ нейже стоите, говоритъ, заканчивая свое соборное посланіе, св. ап. Петръ (1 Петр. V, 12).

Св. ап. Павелъ разсказываетъ о себѣ, что онъ, пробывъ въ проповѣди 14 лѣтъ, ходилъ въ Іерусалимъ, по откровенію, съ Варнавою и Титомъ и предложилъ тамъ, и особо знаменитѣйшимъ, благовѣствованіе, проповѣдуемое имъ, не напрасно ли онъ подвизается или подвизался (Гал. II, 2). Завѣщаваю соблюсти тебѣ заповѣдь нескверну и незазорну,.. образъ имѣй здравыхъ словесъ... неоднократно наставляетъ онъ своего ученика Тимоѳея (1 Тим. VI, 13-14; 2 Тим. I, 13).

Истинный путь вѣры, тщательно оберегаемый всегда въ исторіи Церкви, искони назывался прямымъ, правымъ, по-гречески ὀρθός; «истинная благодать Божія», о которой говоритъ ап. Петръ, — «православіемъ», «ортодоксіей». Въ Псалтири — съ которой Церковь была неразлучна съ перваго момента своего бытія, какъ это знаемъ изъ исторіи христіанскаго богослуженія, — разсѣяны выраженія: Нога моя ста на правотѣ, очи мои да видита правоты, правымъ подобаетъ похвала (Псал. XXV, 12; XVI, 2; XXXII, 1 и др.). Ап. Павелъ поучаетъ Тимоѳея представить себя передъ Богомъ дѣлателя непостыдна, право правяща (ὀρθοτομοῦντα, прямо рѣжущаго рѣзцомъ) слово истины (2 Тим. II, 15). Въ первохристіанской письменности постоянно говорится о соблюденіи «правила вѣры», «правила истины». Самый терминъ «православіе» широко употреблялся еще въ эпоху до вселенскихъ соборовъ, въ терминологіи самихъ вселенскихъ соборовъ и у Отцовъ Церкви какъ восточныхъ, такъ и западныхъ.

Наряду съ прямымъ, правымъ путемъ вѣры, всегда бывали иномыслящіе (ἑτεροδοξοῦντες, по выраженію св. Игнатія Богоносца), міръ бóльшихъ или меньшихъ заблужденій среди христіанъ, а то и цѣлыхъ неправильныхъ системъ, стремившихся вторгнуться въ среду православныхъ. Изъ-за исканія истины произошли раздѣленія среди христіанъ.

Знакомясь съ исторіей Церкви, а равно, наблюдая современность, видимъ, что заблужденія, враждующія съ православной истиной, появлялись и появляются а) подъ вліяніемъ другихъ религій, б) подъ вліяніемъ философіи, в) по слабости и влеченіямъ падшей природы, ищущей права и оправданія этимъ своимъ слабостямъ и влеченіямъ.

Заблужденія укореняются и становятся упорными чаще всего по гордости людей, ихъ защищающихъ, по гордости мысли.

Чтобы охранять правый путь вѣры, Церкви предстояло выковывать строгія формы для выраженія истинъ вѣры, возвести крѣпость истины для отраженія чуждыхъ Церкви вліяній. Опредѣленія истины, объявленныя Церковію, отъ дней апостольскихъ называются догматами. Въ Дѣяніяхъ Апостольскихъ читаемъ объ ап. Павлѣ и Тимоѳеѣ: И якоже прохождаху грады, предаяше имъ хранити уставы (δόγματα), сужденныя отъ апостолъ и старецъ, иже во Іерусалимѣ (Дѣяній XVI, 4; здѣсь разумѣются постановленія Апостольскаго собора, описаннаго въ XV главѣ кн. Дѣяній).

У древнихъ грековъ и римлянъ назывались греческимъ словомъ «догматъ» а) философскія положенія и б) распоряженія, подлежавшія точному исполненію. Въ христіанскомъ пониманіи «догматы» противоположны «мнѣніямъ», т. е. неустойчивымъ личнымъ соображеніямъ.

Источникъ: Протопресвитеръ Михаилъ Помазанскій. Православное Догматическое Богословіе въ сжатомъ изложеніи. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1963. — С. 5-6.

Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.