Церковный календарь
Новости


2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
2018-09-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Кончина и погребеніе Блаж. Митр. Антонія (1970)
2018-09-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 60-е (5 декабря 1917 г.)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Какъ Митр. Антоній создалъ Зарубежную Церковь (1970)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Митрополитъ Антоній какъ учитель пастырства (1970)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 24 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Протопресвит. Михаилъ Помазанскій († 1988 г.).

Протопресвитеръ Михаилъ Помазанскій († 1988 г.), видный богословъ, духовный писатель, преподаватель семинаріи РПЦЗ въ Джорданвиллѣ. Родился 6 (19) ноября 1888 г. въ с. Корысть (Волынская губернія) въ семьѣ священника. Окончилъ Кіевскую духовную академію со степенью кандидата богословія (1912). Преподаватель въ ровенскихъ гимназіяхъ (1916-1934). Священникъ (1936), зачисленъ въ клиръ Варшавскаго каѳедральнаго собора (до 1944 г.). Послѣ эвакуаціи изъ Варшавы 4 года жилъ въ лагеряхъ Ди-Пи въ Германіи. Съ 1949 г. вмѣстѣ съ семьей переѣхалъ въ США. Преподавалъ въ Свято-Троицкой духовной семинаріи г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) греческій и церковно-славянскій языки, а также догматическое богословіе (въ 1960-хъ — 1980-хъ гг. упоминается какъ проректоръ семинаріи). Въ 1950-хъ — 1980-хъ гг. упомянутъ какъ священнослужитель, приписанный къ Свято-Троицкому монастырю въ г. Джорданвилль въ юрисдикціи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Въ 1955 г. — митрофорный протоіерей; съ 1962 г. — протопресвитеръ. Членъ редакціонной комиссіи Свято-Троицкаго монастыря (упом. въ 1955 г.). Перу о. Михаила принадлежитъ рядъ брошюръ и множество статей въ «Православной Руси», «Православной Жизни» и журналѣ «Православный Путь». Бóльшая часть этихъ статей вошла въ сборники «О жизни, о вѣрѣ, о Церкви» (два тома, 1976) и «Богъ нашъ на небеси и на земли вся, елика восхотѣ, сотвори» (1984). Но наибольшей извѣстностью пользуется его «Православное Догматическое Богословіе» (1968), которое стало основнымъ учебникомъ во всѣхъ духовныхъ семинаріяхъ Америки. Скончался 22 октября (4 ноября) 1988 г. въ возрастѣ 100 лѣтъ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ.

Сочиненія протопресвит. Михаила Помазанскаго

Протопресвитеръ Михаилъ Помазанскій († 1988 г.).
Православное Догматическое Богословіе въ сжатомъ изложеніи.

Введеніе.

Источники догматовъ.

На чемъ основываются догматы? — Ясно, что догматы основаны не на разсудочныхъ соображеніяхъ отдѣльныхъ лицъ, хотя бы это были отцы и учители Церкви, а на ученіи Священнаго Писанія и на Апостольскомъ Священномъ Преданіи. Истины вѣры, заключающіяся въ Свящ. Писаніи и въ Апостольскомъ Священномъ Преданіи, даютъ полноту ученія вѣры, именуемую древними отцами Церкви «соборной вѣрой», «каѳолическимъ ученіемъ» Церкви (каѳолическій — соборный). Гармонически сливающіяся въ одно цѣлое истины Писанія и Преданія опредѣляютъ собою «соборное сознаніе» Церкви, руководимое Духомъ Святымъ.

Священное Писаніе.

Подъ именемъ Священнаго Писанія разумѣются книги, написаннныя свв. пророками и апостолами подъ воздѣйствіемъ Духа Святаго и потому именуемыя богодухновенными. Онѣ раздѣляются на книги Ветхаго Завѣта и книги Новаго Завѣта.

Книгъ Ветхаго Завѣта признаетъ Церковь 38; соединяя нѣкоторыя изъ нихъ въ одну книгу, по примѣру ветхозавѣтной Церкви, она сводитъ число ихъ до 22 книгъ, по числу буквъ еврейскаго алфавита. Эти книги, внесенныя въ свое время въ іудейскій канонъ, именуются «каноническими». Къ нимъ присоединяется группа книгъ «неканоническихъ», т. е. не введенныхъ въ іудейскій канонъ, написанныхъ послѣ заключенія канона священныхъ ветхозавѣтныхъ книгъ. Церковь принимаетъ и эти послѣднія книги, какъ полезныя, назидательныя; она назначала ихъ въ древности для назидательнаго чтенія не только въ домахъ, но и въ храмахъ, отчего онѣ и назывались «церковными»; Церковь содержитъ ихъ въ одномъ кодексѣ Библіи съ книгами каноническими. Въ смыслѣ вѣроучительномъ она ставитъ ихъ на второе мѣсто, смотритъ на нихъ какъ на прибавленіе къ книгамъ каноническимъ. Нѣкоторыя изъ нихъ настолько приближаются по достоинству къ богодухновеннымъ, что, напр., въ 85 правилѣ Апостольскомъ три книги Маккавейскія и книга Іисуса сына Сирахова перечисляются наряду съ каноническими книгами, и о всѣхъ вмѣстѣ сказано, что онѣ «чтимыя и святыя»; однако это говоритъ только объ уваженіи къ нимъ древней Церкви; различіе же между ветхозавѣтными каноническими и неканоническими книгами всегда сохранялось въ Церкви.

Новозавѣтныхъ каноническихъ книгъ Священнаго Писанія Церковь признаетъ 27. Такъ какъ священныя книги Новаго Завѣта писались въ разные годы апостольскаго времени и направлялись апостолами въ разные пункты Европы и Азіи, а нѣкоторыя изъ нихъ не имѣли опредѣленнаго назначенія въ тотъ или иной географическій пунктъ, то собрать ихъ въ одинъ комплектъ, или кодексъ, не могло быть дѣломъ легкимъ, и нужно было строго беречься, чтобы въ кругѣ книгъ апостольскаго происхожденія не оказались книги т. наз. апокрифическія, въ большинствѣ — составлявшіяся въ еретическихъ кругахъ. Поэтому отцы и учители Церкви первыхъ вѣковъ христіанства соблюдали особую осторожность при распознаніи книгъ, хотя бы онѣ и носили имена апостоловъ, нерѣдко отцы Церкви вносили въ свои списки нѣкоторыя книги съ оговоркой, съ неувѣренностью или сомнѣніемъ или давали поэтому неполный списокъ священныхъ книгъ: это было неизбѣжно и служитъ памятникомъ ихъ исключительной осторожности въ святомъ дѣлѣ; они не полагались на себя, а ждали общаго голоса Церкви. Карѳагенскій помѣстный соборъ 318 года въ 33-мъ правилѣ перечисляетъ всѣ безъ исключенія книги Новаго Завѣта. Св. Аѳанасій Великій называетъ всѣ книги Новаго Завѣта безъ малѣйшаго сомнѣнія и различія и въ одномъ изъ сочиненій заканчиваетъ списокъ слѣдующими словами: «вотъ число и названія каноническихъ книгъ Новаго Завѣта! Это какъ бы начатки, якори и столпы нашей вѣры, потому что онѣ написаны и переданы самими апостолами Христа Спасителя, которые съ Нимъ были и Имъ научены были» (Синопсисъ св. Аѳанасія). Также и св. Кириллъ Іерусалимскій исчисляетъ новозавѣтныя книги безъ малѣйшаго замѣчанія о какомъ-либо различіи ихъ въ Церкви. То же полное перечисленіе есть у западныхъ церковныхъ писателей, напр., у Августина. Такъ соборнымъ голосомъ всей Церкви утвердился полный канонъ новозавѣтныхъ книгъ Священнаго Писанія.

Священное Преданіе.

Священное Преданіе въ первоначальномъ точномъ смыслѣ слова есть преданіе, идущее отъ древней Церкви апостольскихъ временъ: оно и называлось во II-IV вв. «Апостольскимъ Преданіемъ».

Нужно имѣть въ виду, что древняя Церковь тщательно охраняла отъ непосвященныхъ внутреннюю жизнь Церкви, ея священныя «таинства» были «тайнами», охраняемыми отъ нехристіанъ; при совершеніи ихъ — при крещеніи, при Евхаристіи — не присутствовали посторонніе, и порядокъ ихъ не записывался, а передавался устно; а между тѣмъ въ этомъ сохраняемомъ въ тайнѣ содержалась существенная сторона вѣры. Особенно ясно представляетъ для насъ это св. Кириллъ Іерусалимскій (IV в.). Приступая къ христіанскимъ урокамъ для лицъ, еще не выразившихъ окончательнаго рѣшенія стать христіанами, святитель предваряетъ свои поученія слѣдующими словами: «Когда произносится огласительное ученіе, если будетъ спрашивать у тебя оглашаемый: «что говорили учащіе?» — ничего не пересказывай стоящему внѣ. Ибо преподаемъ тебѣ тайну и надежду будущаго вѣка. Соблюдай тайну Мздовоздаятелю. Да не скажетъ тебѣ кто-либо: «что за вредъ, если узнаю и я?» И больные просятъ вина; но если дано безвременно, производитъ оно замѣшательство ума; и бываетъ два худыхъ послѣдствія: и больной гибнетъ, и на врача клевещутъ» (Слово предогласительное для приступающихъ къ оглашенію). Въ одномъ изъ дальнѣйшихъ словъ-поученій св. Кириллъ вновь замѣчаетъ: «...все ученіе вѣры заключаемъ въ немногихъ стихахъ. И мнѣ желательно, чтобы вы помнили его слово въ слово, и со всякой рачительностью повторяли между собой, не записывая этого на бумагу, но начертавъ памятью въ сердцѣ, остерегались, чтобы во время занятія вашего симъ ученіемъ никто изъ оглашенныхъ не услышалъ преданнаго вамъ...» (5-е огласителыюе слово). А въ записанныхъ имъ «предогласительныхъ» словахъ къ просвѣщаемымъ, т. е. къ приступающимъ уже ко крещенію и къ присутствующимъ крещеннымъ, онъ даетъ такое предостереженіе: «Сіе оглашеніе просвѣщаемыхъ предлагая для чтенія приступающимъ ко крещенію и вѣрнымъ, принявшимъ уже крещеніе, вовсе не давай ни оглашеннымъ, ни другому кому, не содѣлавшемуся еще христіаниномъ, иначе дашь отвѣтъ Господу. И если съ сихъ оглашеній сдѣлаешь списокъ: то, какъ предъ Господемъ, пропиши и сіе» (т. е. сіе предостереженіе.) (Вступит. слово къ просвѣщаемымъ).

Ясное понятіе о Священномъ Апостольскомъ Преданіи даетъ намъ св. Василій Великій (IV вѣкъ) въ слѣдующихъ словахъ:

«Изъ соблюденныхъ въ Церкви догматовъ и проповѣданій нѣкоторые мы имѣемъ отъ письменнаго наставленія, а нѣкоторые пріяли отъ апостольскаго преданія, по преемству въ тайнѣ. Тѣ и другіе имѣютъ одну и ту же силу для благочестія, и сему не станетъ противорѣчить никто хотя мало свѣдущій въ установленіяхъ церковныхъ. Ибо ежели отважимся отвергать неписанные обычаи, какъ будто не великую важность имѣющіе, то непримѣтно повредимъ Евангелію въ самомъ главномъ, или паче, отъ проповѣди апостольской оставимъ пустое имя безъ содержанія. Напримѣръ, упомянемъ прежде всего о первомъ и самомъ общемъ: чтобы уповающіе на имя Господа нашего Іисуса Христа знаменались образомъ креста, кто училъ Писаніемъ? Къ востоку обращаться въ молитвѣ какое Писаніе насъ научило? Словá призыванія въ преложеніи хлѣба Евхаристіи и Чаши благословенія кто изъ святыхъ оставилъ намъ письменно? Ибо мы не довольствуемся тѣми словами, которыя Апостолъ или Евангеліе упоминаетъ, но и прежде ихъ и послѣ произносимъ и другія, какъ имѣющія великую силу для таинства, принявъ оныя отъ неписаннаго ученія. По какому также Писанію благословляемъ и воду крещенія, и елей помазанія, еще же и самого крещаемаго? Не по умолчанному ли и тайному преданію? Что еще? Самому помазанію елеемъ какое написанное слово научило насъ? Откуда и троекратное погруженіе человѣка и прочее относящееся къ крещенію, отрицаться сатаны и ангеловъ его, изъ какого взято Писанія? Не изъ сего ли необнародываемаго и неизрекаемаго ученія, которое Отцы наши сохранили въ недоступномъ любопытству и вывѣдыванію молчаніи, бывъ основательно научены молчаніемъ охранять святыню таинствъ? Ибо какое было бы приличіе писаніемъ оглашать ученіе о томъ, на что некрещенымъ и воззрѣть непозволительно?» (Василій Вел. Прав. 97, о Св. Духѣ, гл. 27).

Изъ этихъ словъ Василія Вел. выводимъ: во-первыхъ, что Священное вѣроучительное Преданіе есть то, что можетъ быть возведено къ начальнымъ временамъ Церкви, и во-вторыхъ, что оно тщательно сберегается и единогласно признаётся у отцевъ и учителей Церкви, въ эпоху великихъ Отцевъ Церкви и начала Вселенскихъ соборовъ.

Хотя св. Василій даетъ здѣсь рядъ примѣровъ «устнаго» Преданія, но самъ онъ здѣсь же дѣлаетъ шагъ къ «записи» этого устнаго слова. Къ эпохѣ свободы и торжества Церкви въ IV вѣкѣ вообще почти все Преданіе получаетъ письменную запись и нынѣ сохраняется въ памятникахъ Церкви, составляя дополненіе къ Священному Писанію.

Священное древнее Преданіе находимъ:

а) Въ древнѣйшемъ памятникѣ Церкви — «Правилахъ святыхъ апостоловъ»;

б) Въ сѵмволахъ вѣры древнихъ помѣстныхъ церквей;

в) Въ древнихъ Литургіяхъ;

г) Въ древнѣйшихъ актахъ, касающихся христіанскихъ мучениковъ: эти мученическіе акты не прежде входили въ употребленіе вѣрующими, какъ по предварительномъ разсмотрѣніи и одобреніи ихъ мѣстнымъ епископомъ, и читались на общественныхъ собраніяхъ христіанъ также подъ надзоромъ предстоятелей церквей; въ нихъ видимъ исповѣданіе Пресвятыя Троицы, Божества Господа Іисуса Христа, примѣры призыванія святыхъ и вѣры въ сознательную жизнь упокоившихся во Христѣ и др.;

д) Въ древнихъ записяхъ исторіи Церкви, особенно въ исторіи Евсевія Памфила, гдѣ собрано много древнихъ преданій обрядовыхъ и догматическихъ, напр., о канонѣ священныхъ книгъ Ветхаго и Новаго Завѣтовъ;

е) Въ твореніяхъ древнихъ отцевъ и учителей Церкви.

Сохраняемое и оберегаемое Церковію Апостольское Преданіе, тѣмъ самымъ, что оно хранится Церковію, становится Преданіемъ самой Церкви, оно «принадлежитъ» ей, свидѣтельствуется ею и, въ параллель Священному Писанію, именуется ею «Священнымъ Преданіемъ».

Свидѣтельство Священнаго Преданія необходимо для увѣренности, что всѣ книги Священнаго Писанія преданы намъ отъ апостольскаго времени и суть апостольскаго происхожденія;

Нужно для правильнаго пониманія отдѣльныхъ мѣстъ Священнаго Писанія и для противопоставленія еретическимъ перетолкованіямъ его;

Нужно для установленія догматовъ вѣры христіанской ввиду того, что однѣ истины вѣры выражены въ Писаніи совершенно опредѣленно, а другія не вполнѣ ясно и точно и потому требуютъ подтвержденія Священнымъ Апостольскимъ Преданіемъ.

Кромѣ всего этого, Священное Преданіе цѣнно тѣмъ, что изъ него видимъ, какъ весь укладъ строя церковнаго, каноновъ, богослуженія и обрядовъ укорененъ и основанъ въ строѣ жизни древней Церкви.

Соборное сознаніе Церкви.

Православная Христова Церковь есть тѣло Христово, духовный организмъ, у котораго Глава — Христосъ. Она имѣетъ единый духъ, единую общую вѣру, единое и общее, соборное, каѳолическое сознаніе, руководимое Духомъ Святымъ, но утверждающееся въ своихъ сужденіяхъ на конкретныхъ, опредѣленныхъ основаніяхъ Священнаго Писанія и Священнаго Апостольскаго Преданія. Это каѳолическое сознаніе всегда присуще Церкви, но болѣе опредѣленнымъ образомъ оно выражено на вселенскихъ соборахъ Церкви. Отъ глубокой христіанской древности созывались дважды въ годъ помѣстные соборы отдѣльныхъ православныхъ церквей согласно 37-му правилу св. Апостоловъ. Также многократно въ исторіи Церкви бывали соборы епископовъ областные, болѣе широкаго объема, чѣмъ отдѣльныхъ церквей, и, наконецъ, соборы епископовъ всей Православной Церкви, Востока и Запада. Такихъ соборовъ — Вселенскихъ — Церковь признаетъ семь. Вселенскіе соборы точно формулировали и утвердили рядъ основныхъ истинъ христіанской православной вѣры, защитивъ древнее ученіе Церкви отъ искаженій еретиковъ. Вселенскіе соборы также формулировали и обязали ко всеобщему единообразному исполненію многочисленные законы и правила общецерковной и частнохристіанской жизни, называемые церковными канонами. Вселенскіе соборы, наконецъ, утвердили догматическія опредѣленія ряда соборовъ помѣстныхъ, а равно догматическія изложенія, составленныя нѣкоторыми отцами Церкви (напр., исповѣданіе вѣры св. Григорія Чудотворца, епископа Неокесарійскаго, правила св. Василія Великаго и др.).

Нужно помнить, что соборы Церкви выносили свои догматическія опредѣленія а) послѣ тщательнаго, исчерпывающаго и полнаго разсмотрѣнія всѣхъ мѣстъ Священнаго Писанія, касающихся поставленнаго вопроса, б) свидѣтельствуя при этомъ, что вселенская Церковь такъ именно понимала приводимыя указанія Священнаго Писанія. Такимъ образомъ, вѣроопредѣленія соборовъ выражаютъ гармонію Священнаго Писанія и соборнаго Преданія Церкви. По этой причинѣ сами эти опредѣленія становились, въ свою очередь, подлиннымъ, нерушимымъ, авторитетнымъ, основаннымъ на данныхъ Священнаго Писанія и Апостольскаго Преданія, вселенскимъ и Священнымъ Преданіемъ Церкви.

Конечно, многія истины вѣры настолько ясны непосредственно изъ Священнаго Писанія, что онѣ не подвергались еретическимъ перетолкованіямъ, и о нихъ нѣтъ нарочитыхъ опредѣленій соборовъ. Другія истины утверждены соборами.

Среди всѣхъ догматическихъ соборныхъ опредѣленій сами вселенскіе соборы признаютъ первостепеннымъ и основнымъ Никео-Цареградскій сѵмволъ вѣры, запретивъ что бы то ни было измѣнять въ немъ, не только въ мысляхъ, но и въ словахъ его, что-либо прибавлять или отнимать (постановл. III вселенскаго собора, повторенное IV, V, VI и VII соборами).

Вѣроопредѣленія ряда помѣстныхъ соборовъ, а также нѣкоторыя изложенія вѣры св. Отцевъ Церкви, признанныя руководящими для всей Церкви, перечислены во второмъ правилѣ шестого вселенскаго (Трулльскаго) собора. Они приводятся въ «Книгѣ Правилъ св. Апостолъ, св. Соборовъ Вселенскихъ и Помѣстныхъ и св. Отецъ».

Догматъ и канонъ.

Въ церковной терминологіи принято называть догматами истины христіанскаго ученія, истины вѣры, а канонами — предписанія, относящіяся къ церковному строю, къ церковному управленію, къ обязанностямъ церковной іерархіи, священнослужителей и обязанностямъ каждаго христіанина, вытскающимъ изъ нравственныхъ основъ евангельскаго и апостольскаго ученія. Канонъ — греческое слово, въ буквальномъ значеніи: прямой шестъ, мѣра точнаго направленія.

Творенія свв. отцевъ и учителей Церкви, какъ руководство въ вопросахъ вѣры.

Для руководства въ вопросахъ вѣры, для правильнаго пониманія Священнаго Писанія, для отличенія подлиннаго Преданія Церкви отъ ложныхъ ученій — обращаемся къ твореніямъ святыхъ отцевъ Церкви, признавая, что единодушное согласіе всѣхъ отцевъ и учителей Церкви въ ученіи о вѣрѣ есть несомнѣнный признакъ истины. Свв. отцы стояли за истину, не страшась ни угрозъ, ни гоненій, ни самой смерти. Святоотеческія разъясненія истинъ вѣры 1) придали точность выраженію истинъ христіанскаго ученія и создали единство догматическаго языка, 2) взаимно пополнили доказательства этихъ истинъ, пользуясь Священнымъ Писаніемъ, Священнымъ Преданіемъ, а равно приводя для нихъ разсудочныя основанія. — Въ богословіи удѣляется вниманіе и нѣкоторымъ частнымъ мнѣніямъ св. отцевъ Церкви или учителей Церкви по вопросамъ, не имѣющимъ точнаго общецерковнаго опредѣленія; однако эти мнѣнія не смѣшиваются съ догматами въ собственномъ смыслѣ слова. Есть такія частныя мнѣнія нѣкоторыхъ отцевъ и учителей Церкви, которыя не признаны согласными съ общимъ соборнымъ вѣрованіемъ Церкви и не принимаются въ руководство вѣры.

Истины вѣры въ богослуженіи.

Соборное вѣроучителыюе сознаніе Церкви выражается также въ преданномъ намъ вселенской Церковію православномъ богослуженіи. Углубляясь въ содержаніе богослужебныхъ книгъ, мы тѣмъ самымъ утверждаемся въ догматическомъ ученіи Православной Церкви.

Источникъ: Протопресвитеръ Михаилъ Помазанскій. Православное Догматическое Богословіе въ сжатомъ изложеніи. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1963. — С. 6-13.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.