Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 2-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 1-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-13 / russportal
М. Хлѣбниковъ. Правда о свт. Василіи Кинешемскомъ (1997)
2018-11-13 / russportal
Жизнеописаніе свт. Василія, епископа Кинешемскаго (1996)
2018-11-13 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 112-й (1899)
2018-11-13 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 111-й (1899)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 14 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Протопресвит. Михаилъ Помазанскій († 1988 г.).

Протопресвитеръ Михаилъ Помазанскій († 1988 г.), видный богословъ, духовный писатель, преподаватель семинаріи РПЦЗ въ Джорданвиллѣ. Родился 6 (19) ноября 1888 г. въ с. Корысть (Волынская губернія) въ семьѣ священника. Окончилъ Кіевскую духовную академію со степенью кандидата богословія (1912). Преподаватель въ ровенскихъ гимназіяхъ (1916-1934). Священникъ (1936), зачисленъ въ клиръ Варшавскаго каѳедральнаго собора (до 1944 г.). Послѣ эвакуаціи изъ Варшавы 4 года жилъ въ лагеряхъ Ди-Пи въ Германіи. Съ 1949 г. вмѣстѣ съ семьей переѣхалъ въ США. Преподавалъ въ Свято-Троицкой духовной семинаріи г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) греческій и церковно-славянскій языки, а также догматическое богословіе (въ 1960-хъ — 1980-хъ гг. упоминается какъ проректоръ семинаріи). Въ 1950-хъ — 1980-хъ гг. упомянутъ какъ священнослужитель, приписанный къ Свято-Троицкому монастырю въ г. Джорданвилль въ юрисдикціи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Въ 1955 г. — митрофорный протоіерей; съ 1962 г. — протопресвитеръ. Членъ редакціонной комиссіи Свято-Троицкаго монастыря (упом. въ 1955 г.). Перу о. Михаила принадлежитъ рядъ брошюръ и множество статей въ «Православной Руси», «Православной Жизни» и журналѣ «Православный Путь». Бóльшая часть этихъ статей вошла въ сборники «О жизни, о вѣрѣ, о Церкви» (два тома, 1976) и «Богъ нашъ на небеси и на земли вся, елика восхотѣ, сотвори» (1984). Но наибольшей извѣстностью пользуется его «Православное Догматическое Богословіе» (1968), которое стало основнымъ учебникомъ во всѣхъ духовныхъ семинаріяхъ Америки. Скончался 22 октября (4 ноября) 1988 г. въ возрастѣ 100 лѣтъ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ.

Сочиненія протопресвит. Михаила Помазанскаго

Протопресвитеръ Михаилъ Помазанскій († 1988 г.).
Православное Догматическое Богословіе въ сжатомъ изложеніи.

Введеніе.

Задача догматическаго богословія.

Догматическая работа Церкви всегда была направлена на утвержденіе въ сознаніи вѣрующихъ истинъ вѣры, отъ начала исповѣдуемыхъ Церковію. Она заключается въ указаніи того, какой путь мысли есть слѣдованіе вселенскому Преданію. Вѣроучительный трудъ Церкви состоялъ въ томъ, чтобы въ борьбѣ противъ ересей а) найти точную форму для выраженія преданныхъ отъ древности истинъ вѣры, б) подтвердить правильность церковнаго ученія, обосновавъ его на Священномъ Писаніи и Священномъ Преданіи. Вѣроучительная мысль святыхъ апостоловъ была и остается образцомъ полноты и цѣлости христіанскаго міровоззрѣнія: христіанинъ XX вѣка не можеть болѣе совершенно развить или углубить истины вѣры по сравненію съ апостолами. Поэтому совершенно неумѣстны попытки, если онѣ появляются, какъ со стороны отдѣльныхъ лицъ, такъ и отъ имени самой науки догматическаго богословія, открытія новыхъ христіанскихъ истинъ, или открытія сторонъ въ преданныхъ намъ догматахъ, или новаго ихъ пониманія. Задача науки Догматическаго Богословія — изложить обоснованно, доказательно преданное православное христіанское ученіе.

Нѣкоторые полные труды по догматическому богословію излагаютъ мысли отцевъ Церкви въ исторической послѣдовательности. Такъ построенъ, напр., упомянутый «Опытъ Православнаго Догматическаго Богословія» епископа Сильвестра. Должно знать, что такой способъ изложенія въ православной богословской наукѣ не имѣетъ задачей изслѣдовать «постепенное развитіе догматовъ». Его цѣль иная: исторически послѣдовательное и полное изложеніе мыслей св. отцевъ Церкви по каждому предмету вѣры наглядно подтверждаетъ, что отцы Церкви во всѣ вѣка единодушно мыслили объ истинахъ вѣры; но такъ какъ одни изъ нихъ разсматривали предметъ съ одной стороны, а другіе съ другой, и такъ какъ одни изъ нихъ приводили аргументы одного рода, а другіе — другого, — то историческое изслѣдованіе ученія отцевъ Церкви даетъ полноту разсмотрѣнія догматовъ вѣры и полноту доказательствъ ихъ истинности.

Это не значитъ, что научно-богословское изложеніе догматовъ должно принять нерушимую форму. Каждая эпоха выдвигаетъ свои собственные взгляды, понятія, вопросы, ереси и возраженія противъ христіанской истины или же повторяетъ забытые старые. Богословію естественно принимать во вниманіе эти запросы времени, отвѣчать на нихъ и соотвѣтственно имъ излагать догматическія истины. Въ этомъ смыслѣ можно говорить о развитіи догматическаго богословія, какъ науки. Но нѣтъ достаточнаго основанія говорить о развитіи догматовъ Церкви.

Догматика и вѣра.

Догматическое богословіе предназначается для вѣрующаго христіанина. Оно само не влагаетъ вѣры, а предполагаетъ вѣру уже имѣющейся въ сердцѣ. Вѣровахъ, тѣмже возглаголахъ, говоритъ ветхозавѣтный праведникъ (Псал. 115, 1). И Господь Іисусъ Христосъ открывалъ тайны Царствія Божія ученикамъ послѣ того, какъ они увѣровали въ Него: Господи, къ кому идемъ? Глаголы живота вѣчнаго имаши, и мы вѣровахомъ и познахомъ, яко Ты еси Христосъ, Сынъ Бога Живаго (Іоан. VI, 68-69). Вѣра, а точнѣе, вѣра въ Сына Божія, пришедшато въ міръ, есть краеугольный камень Священнаго Писанія; она есть камень личнаго спасенія; она — камень богословской науки. Сія же писана быша, да вѣруете, яко Іисусъ есть Христосъ Сынъ Божій, и да вѣрующе животъ имате во имя Его, пишетъ ап. Іоаннъ въ концѣ своего Евангелія (въ концѣ предпослѣдней главы), и ту же мысль многократно повторяетъ въ своихъ посланіяхъ: — и эти его слова выражаютъ главную мысль всѣхъ писаній всѣхъ апостоловъ. «Вѣрую»: этимъ исповѣданіемъ должно начинаться всякое христіанское богословствованіе. При такомъ условіи оно является не отвлеченнымъ «умствованіемъ», не мыслительной діалектикой, а пребываніемъ мыслью въ истинахъ божественныхъ, направленіемъ ума и сердца къ Богу, познаніемъ любви Божіей. Для невѣрующаго же оно не дѣйственно, ибо и Самъ Христосъ для невѣрующихъ есть «камень преткновенія и соблазна» (1 Петр. II, 7-8; Матѳ. XXI, 44).

Богословіе и наука, богословіе и философія.

Изъ того, что догматическое богословіе основывается на живой и святой вѣрѣ, выясняется разница между богословіемъ и науками о природѣ, основанными на наблюденіи или опытѣ. Исходнымъ началомъ является здѣсь вѣра, тамъ опытъ. Однако, сами пріемы изученія, методы мышленія одни и тѣ же — здѣсь и тамъ: изученіе данныхъ и — выводы. Только — тамъ выводы изъ собранныхъ фактовъ наблюденія природы; здѣсь выводы, сдѣланные изъ изученія Священнаго Писанія и Священнаго Преданія; тѣ науки — эмпирическія и техническія, эта — богословская.

Отсюда же выясняется различіе между богословіемъ и философіей. Философія есть построеніе на разсудочныхъ основаніяхъ и на выводахъ опытныхъ наукъ, поскольку послѣднія способны подвести къ высшимъ вопросамъ жизни; богословіе — на Божественномъ Откровеніи. Ихъ нельзя смѣшивать. Богословіе не является философіей и тогда, когда оно погружаетъ нашу мысль въ трудные для пониманія, глубокіе или высокіе предметы христіанской вѣры.

Богословіе не отрицаетъ ни наукъ опытныхъ ни философіи. Св. Григорій Богословъ вмѣнилъ св. Василію Великому въ заслугу, что тотъ въ совершенствѣ владѣлъ діалектикой, при помощи которой онъ опровергалъ философскія построенія противниковъ христіанства. Вообще св. Григорій не сочувствовалъ тѣмъ, кто проявлялъ неуваженіе къ внѣшней учености. Однако, онъ самъ, изложивъ въ знаменитыхъ «Словахъ о Святой Троицѣ» глубоко-созерцательное ученіе о Троичности, такъ замѣчаетъ о себѣ: «такъ, сколько возможно короче, излагаю вамъ наше любомудріе — догматически, а не созерцательно, по способу рыбарей, а не Аристотеля, духовно, а не хитросплетенно, по уставамъ Церкви, а не торжища» (22-ое слово).

Раздѣленіе предмета. — Курсъ Догматическаго Богословія раздѣляется на двѣ основныхъ части: на ученіе

1) О Богѣ въ Самомъ Себѣ и

2) О Богѣ въ Его явленіи Себя какъ Творца, Промыслителя, Спасителя міра и Завершителя судебъ міра.



Примѣчаніе. — При изложеніи догматическихь истинъ изреченія Священнаго Писанія приводятся по славянскому тексту не только изъ уваженія къ церковному языку, но и потому, что церковно-славянскій текстъ передаетъ съ исключительной точностью подлинный смыслъ греческаго текста Священнаго Писанія. Однако, нѣкоторыя мѣста Священнаго Писанія, болѣе трудныя для пониманія по-славянски, приведены въ данномъ курсѣ по русскому переводу.

Источникъ: Протопресвитеръ Михаилъ Помазанскій. Православное Догматическое Богословіе въ сжатомъ изложеніи. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1963. — С. 15-17.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.