Церковный календарь
Новости


2017-09-23 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 4b (1991)
2017-09-23 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 4a (1991)
2017-09-21 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. "Истор. очеркъ церк. уніи". Часть 2-я. Глава 4-я (1993)
2017-09-21 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. "Истор. очеркъ церк. уніи". Часть 2-я. Глава 3-я (1993)
2017-09-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 3-е (1991)
2017-09-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 2-е (1991)
2017-09-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 1-е (1991)
2017-09-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Глава 10-я (1991)
2017-09-21 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе на праздникъ Почаевской иконы Божіей Матери (1965)
2017-09-21 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе на Рождество Пресвятой Богородицы (1965)
2017-09-14 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. "Истор. очеркъ церк. уніи". Часть 2-я. Глава 2-я (1993)
2017-09-14 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. "Истор. очеркъ церк. уніи". Часть 2-я. Глава 1-я (1993)
2017-09-14 / russportal
Свт. Игнатій (Брянчаниновъ). Понятіе о ереси и расколѣ (1996)
2017-09-14 / russportal
Свт. Игнатій (Брянчаниновъ). Жизнь схимонаха Ѳеодора (1996)
2017-09-13 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. Краткій обзоръ причинъ, пород. Литовскую церк. унію (1993)
2017-09-13 / russportal
Прот. Михаилъ Польскій. "О почитаніи Пресв. Дѣвы Маріи". Глава 10-я (1987)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 24 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Протопресвит. Михаилъ Помазанскій († 1988 г.).

Протопресвитеръ Михаилъ Помазанскій († 1988 г.), видный богословъ, духовный писатель, преподаватель семинаріи РПЦЗ въ Джорданвиллѣ. Родился 6 (19) ноября 1888 г. въ с. Корысть (Волынская губернія) въ семьѣ священника. Окончилъ Кіевскую духовную академію со степенью кандидата богословія (1912). Преподаватель въ ровенскихъ гимназіяхъ (1916-1934). Священникъ (1936), зачисленъ въ клиръ Варшавскаго каѳедральнаго собора (до 1944 г.). Послѣ эвакуаціи изъ Варшавы 4 года жилъ въ лагеряхъ Ди-Пи въ Германіи. Съ 1949 г. вмѣстѣ съ семьей переѣхалъ въ США. Преподавалъ въ Свято-Троицкой духовной семинаріи г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) греческій и церковно-славянскій языки, а также догматическое богословіе (въ 1960-хъ — 1980-хъ гг. упоминается какъ проректоръ семинаріи). Въ 1950-хъ — 1980-хъ гг. упомянутъ какъ священнослужитель, приписанный къ Свято-Троицкому монастырю въ г. Джорданвилль въ юрисдикціи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Въ 1955 г. — митрофорный протоіерей; съ 1962 г. — протопресвитеръ. Членъ редакціонной комиссіи Свято-Троицкаго монастыря (упом. въ 1955 г.). Перу о. Михаила принадлежитъ рядъ брошюръ и множество статей въ «Православной Руси», «Православной Жизни» и журналѣ «Православный Путь». Бóльшая часть этихъ статей вошла въ сборники «О жизни, о вѣрѣ, о Церкви» (два тома, 1976) и «Богъ нашъ на небеси и на земли вся, елика восхотѣ, сотвори» (1984). Но наибольшей извѣстностью пользуется его «Православное Догматическое Богословіе» (1968), которое стало основнымъ учебникомъ во всѣхъ духовныхъ семинаріяхъ Америки. Скончался 22 октября (4 ноября) 1988 г. въ возрастѣ 100 лѣтъ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ.

Сочиненія протопресвит. Михаила Помазанскаго

Протопресвитеръ Михаилъ Помазанскій († 1988 г.).
Богъ нашъ на небеси и на земли, вся елика восхотѣ, сотвори.
Апологетическіе очерки. (1978-1982).

Догматъ о вѣрѣ.

И еще записываетъ: «Вѣра — духовныя уста: чѣмъ свободнѣе они раскрываются, тѣмъ большимъ потокомъ входятъ въ насъ божественные источники; свободно да раскрываются эти уста (въ молитвѣ), какъ и тѣлесныя уста; да не сжимаются сомнѣніемъ и невѣріемъ: сожмешь ихъ сомнѣніемъ и невѣріемъ, и заключится для тебя сокровищница Божіихъ благъ. Чѣмъ съ большею открытою сердечностью повѣришь Божіему всемогуществу, — тѣмъ съ большей щедростію раскроется для тебя Божіе сердце. Егда молящеся просите, вѣруйте, яко пріемлете: и будетъ вамъ» («Моя жизнь во Христѣ», т. I, стр. 242).

Вотъ поэтому-то вѣру можно назвать первымъ догматомъ христіанства. Весь Новый Завѣтъ наполненъ проповѣдью   в ѣ р ы.

Трудно объяснить содержаніе понятія «вѣра». Апостолъ Павелъ о ней выразился такъ: «Вѣра есть уповаемыхъ извѣщеніе, вещей обличеніе невидимыхъ». «Уповаемыхъ извѣщеніе» — признаніе того, что несомнѣнно есть, былъ, будетъ Тотъ, на Кого, или есть то, на что мы надѣемся; здѣсь — внутреннее подтвержденіе, тайное извѣщеніе, что это такъ и есть. «Вещей обличеніе невидимыхъ» — хотя не видишь, хотя не открыто во внѣшнемъ опытѣ, однако открывается невидимое чрезъ внутренній опытъ: въ расширеніи ли духовныхъ горизонтовъ, въ радости ли или другимъ образомъ — чрезъ молитву. Вѣра тогда дѣйствительна и тогда дѣйственна въ человѣкѣ, когда ея предметъ дѣйствителенъ, а не воображаемый только.

Вѣра влечетъ къ соединенію съ тѣмъ, въ кого или во что вѣришь.

Вѣра можетъ быть сильна, если самъ предметъ вѣры обладаетъ силой или принадлежитъ высшей Силѣ.

Вѣра радостна, но радостна тогда, когда вѣримъ въ совершенное, въ подлинное, въ высокое или въ возвышенное.

Истинная вѣра поднимаетъ, окрыляетъ, укрѣпляетъ, дѣлаетъ непобѣдимымъ, очищаетъ, возводитъ къ небу. Такова вѣра христіанская.

Но если предметомъ вѣры ставятъ ложное, она годна только для разрушенія добрыхъ началъ въ душѣ; она и недолговѣчна и легко уступаетъ другому подобному ложному предмету вѣры.

Когда люди привязываются своею вѣрою къ тому, что хотя бы и существуетъ въ дѣйствительности, но что само по себѣ — низко или зло, то такая вѣра понижаетъ ихъ самихъ нравственно, и они попадаютъ въ сѣть нечистыхъ силъ.

Легковѣріе не есть вѣра. Легковѣріе есть выраженіе легкомыслія, поверхностное принятіе людьми услышаннаго ими. Легковѣріе обнаруживаетъ лѣнь души, лѣнь и наивность ума. Легко принятое, оно такъ же легко и теряется.

Религіозная вѣра вноситъ содержаніе и смыслъ въ жизнь человѣка. Она создаетъ полноту духовной жизни. Она, хотя бы временно, частично, отрываетъ отъ низкихъ и вообще земныхъ интересовъ, вводитъ въ область переживаній высокихъ, нравственно-чистыхъ, святыхъ.

Легко ли достигается такая вѣра? — Это зависитъ отъ душевнаго состоянія человѣка, отъ наличнаго содержанія его мыслей, привычекъ, устремленій. Чѣмъ чище душа, тѣмъ легче воспринимаетъ она доброе, тѣмъ чувствительнѣе она къ добру, тѣмъ легче откликается на зовъ къ высокому. Однако, она суровѣе легковѣрія, она всегда требуетъ нѣкоторой жертвенности. Но зато сама эта жертвенность, при вѣрѣ, становится болѣе легкой, а въ высокихъ, рѣдкихъ случаяхъ приводитъ къ радостному самопожертвованію. Такая вѣра почти не требуетъ видимыхъ или умственныхъ доказательствъ. Потому и евангельское: «блажени не видѣвшіе, и увѣровавшіе».

Бываетъ не грѣшное невѣріе: это вѣра еще не укрѣпленная, соединенная съ сожалѣніемъ о слабости своей души. «Вѣрую, Господи, помоги моему невѣрію»: это признаніе не препятствовало исцѣленію бѣсноватаго отрока, по Евангелію. Была вѣра апостола Ѳомы, соединенная съ жаждой — жаждой ея полноты, ея крѣпости, выраженная въ словахъ: «не иму вѣры, аще не увижу», въ смыслѣ — не буду имѣть той радости, какую дастъ мнѣ «видѣть», какую имѣете вы. Такъ бываетъ, что сомнѣніе или «недовѣріе» къ благовѣстію истины показываетъ не иное что, какъ исключительную важность этой вѣсти для человѣка, а вмѣстѣ и чистоту или высоту его души, какъ это видимъ у апостола Ѳомы.

Религіозная вѣра не есть вѣра въ свою собственную силу. Глубоко ошибаются нѣкоторыя религіозныя секты, когда учатъ о благотворности и цѣнности вѣры «самой въ себѣ», вѣры въ то, чего хочется: убѣждать самого себя въ своемъ здоровьи, вѣры въ удачу, вѣры въ благополучіе свое собственное. Такая вѣра — самообманъ и врагъ христіанства.

Увѣренно называемъ христіанскую нашу вѣру первымъ догматомъ христіанства. Именно этимъ словомъ начинается наше ежедневное исповѣданіе основъ христіанства: «Вѣрую во единаго Бога», по Никео-Цареградскому символу.

Вѣра есть камень, на которомъ создана Церковь Христова.

По образному выраженло св. Иринея Ліонскаго, вѣра есть сосудъ для черпанія воды живой: живая же вода есть благодать Божія.

«Безъ вѣры невозможно угодить Богу, ибо требуется, чтобы человѣкъ вѣрилъ, что Богъ есть и ищущимъ Его воздаетъ».

Потому намъ заповѣдуется: «себе искушайте, аще есте въ вѣрѣ: себе искушайте» — провѣряйте себя, въ вѣрѣ ли вы (2 Кор. 13, 5), наставляетъ апостолъ.

Къ какой способности души принадлежитъ вѣра: къ уму ли, къ волѣ, къ чувству?

Отчасти, да, предметъ нашей вѣры мы хранимъ въ умѣ. Однако, она есть нѣчто иное, чѣмъ знаніе, нѣчто гораздо бóльшее, чѣмъ то «убѣжденное предположеніе», какое часто встрѣчается въ нашей жизни. Она имѣетъ особую движущую силу.

Она не можетъ быть названа «волевымъ явленіемъ», ибо, хотя вѣра двигаетъ горами, христіанинъ отказывоется отъ своей личной воли, предавая себя въ волю Божію: «да будетъ воля Твоя на мнѣ грѣшнемъ».

Чувство ли она? Но она сложнѣе отдѣльнаго чувства: въ ней есть элементы страха, почитанія, благоговѣнія, смиренія. Значитъ, она пронизываетъ весь душевный составъ.

Вѣра дѣйственна, когда душа соединяется съ благодатью Божіею. А это наиболѣе бываетъ тогда, когда она окрашивается, соединяется съ любовію: по апостолу Павлу — «вѣра, дѣйствующая любовію», что такъ хорошо выражено на церковно-славянскомъ языкѣ словами: «вѣра, любовію споспѣшествуема», какъ бы онѣ, двѣ, вмѣстѣ шествуютъ; какъ бы въ дѣйствіи поддерживаютъ одна другую (Гал. 5, 6).

Вѣра — дѣйствующая сила. Но дѣйствуетъ она не силой воображенія и не самогипнозомъ, какъ это представляется нѣкоторыми сектами, а тѣмъ, что она связываетъ съ источникомъ всякой силы — съ Богомъ. «Вѣруяй въ Мя, якоже рече Писаніе, рѣки отъ чрева его истекутъ воды живы», сказалъ Господь.

На вѣрѣ создана Церковь Христова, какъ на скалѣ, на твердынѣ каменной. «Вѣрою святые побѣждали царства, творили правду, заграждали уста львовъ, угашали силу огня, избѣгали острія меча, укрѣплялись при немощи, были крѣпки на войнѣ, прогоняли полки чужихъ» (ап. Павелъ).

Какъ же понимать Господни слова, обращенныя къ апостоламъ: «Если будете имѣть вѣру въ горчичное зерно и скажете горѣ сей: двинься и вергнись въ море, и не усумнитесь, — будетъ вамъ»? Не говорилъ ли Господь о возможности развитія въ себѣ вѣры въ свою собственную силу?

Конечно, нѣтъ. Совершенно нѣтъ. Зерно горчичное, какъ ни мало оно, имѣетъ въ себѣ полноту жизни, въ направленіи ему назначенному, безъ малѣйшаго ущерба; будучи живымъ, оно при малѣйшей долѣ «матеріальной», несетъ въ себѣ неповрежденное «жизненное начало» и безъ малѣйшаго уклона, какъ бы безъ собственнаго грѣха, идетъ къ своему назначенію и достигаетъ его. Спаситель говорилъ объ идеальномъ совершенствѣ, къ коему должны стремиться христіане, говорилъ о верхѣ святости, соединяющей вѣрующаго съ Богомъ: божественная же сила — безгранична. Апостолы и всѣ святые чудотворцы послѣдующихъ временъ всегда совершали исцѣленія и другія чудесныя дѣйствія именемъ Господа Іисуса Христа, силой вѣры въ Него и силой молитвы Ему, или именемъ Пресвятыя Троицы, во исполненіе слобъ: «Вѣруяй въ Мя дѣла, яже Азъ творю, той сотворитъ и больша сихъ сотворитъ». Когда народъ, пораженный тѣмъ, что апостолъ Петръ исцѣлилъ человѣка хромого отъ рожденія, сбѣжался къ апостоламъ Петру и Іоанну, Петръ сказалъ народу: «Вы смотрите на насъ, какъ будто бы мы силою своею или благочестіемъ сдѣлали то, что онъ ходитъ?... Ради вѣры во имя Его (Господа Іисуса Христа, Сына Божія), имя Его укрѣпило сего (человѣка), котораго вы видите и знаете, и вѣра, которая отъ Него, даровала ему исцѣленіе сіе предъ всѣми вами» (Дѣян. 3 гл.).

Сущность христіанства — вѣра въ Сына Божія, Единороднаго, пришедшаго во плоти для спасенія людей, для вѣчной жизни въ Богѣ. Цѣль всѣхъ новозавѣтныхъ Писаній — утвердить въ этой вѣрѣ призванныхъ и отозвавшихся на призывъ, какъ читаемъ въ концѣ предпослѣдней главы Евангелія отъ Іоанна. Въ принципѣ все историческое христіанство, христіанство въ широкомъ смыслѣ слова, стоитъ какъ будто на этомъ основномъ пунктѣ вѣры. А между тѣмъ оно раздробилось на множество теченій, отмежевавшихся одно отъ другого. Не удивительно, что болѣе чуткіе изъ тѣхъ христіанъ задумались надъ приведеніемъ разномыслій и раздѣленія къ единству. Идея исходитъ изъ протестантства. Для нихъ очень желателько вступленіе въ это «движеніе» старыхъ историческихъ церквей, несмотря на чуждую протестантамъ «ортодоксію» и консервативную внѣшность ихъ. Представители же православныхъ церквей, находящихся въ тяжелыхъ условіяхъ, надѣются видѣть въ этомъ движеніи нѣкоторую защиту для себя и потому отзываются на призывъ.

Слабы надежды однихъ, жалки надежды другихъ. Показательно, что организованный атеизмъ не враждебенъ этому движенію и даже поддерживаетъ его.

Напрасно православные, вступающіе въ это движеніе, поступаются, своего рода — жертвуютъ рядомъ пунктовъ своей православной вѣры. Забыто главное. Потеряно главное. Внѣправославное христіанство потеряло Церковь. И православные, входя въ «движеніе», въ экуменизмъ, не понимаютъ, что они уходятъ отъ Церкви. Ибо Церковь не есть собраніе или союзъ маловѣрующихъ и грѣшниковъ, предводимый «учеными богословами». Церковь есть бытіе или единый духовный міръ, небесно-земной организмъ, коего Глава Христосъ. Церковь имѣетъ полноту святости. Она имѣетъ полноту единства. Въ ея духовномъ первенствуютъ Апостолы. Она есть подлинно вселенская, ибо обнимаетъ небесныхъ и земныхъ. И мы, земные, въ ней живемъ, ея духомъ дышемъ, однако въ ней мы все еще «званые», мы и при-нятые въ нее, мы избранные, но мы еще не имѣемъ одежды, чтобы войти въ Чертогъ Христовъ. «Чертогъ Твой, вижду, Спасе мой, украшенный, но одежды не имамъ, да вниду въ онь». Намъ еще грозитъ опасность сойти съ пути, какъ многіе и многіе потеряли его. Мы въ Церкви, но въ разрядѣ «спасаемыхъ», а не спасенныхъ. И потому мы особенно должны быть вѣрны Церкви, гдѣ для насъ есть помощь нашихъ небесныхъ наставниковъ и братьевъ.

Вѣрую во едину святую, соборную и апостольскую Церковь, которая была, есть и будетъ до конца міра.

Источникъ: Протопресвитеръ Михаилъ Помазанскій. «Богъ нашъ на небеси и на земли, вся елика восхотѣ, сотвори». Апологетическіе очерки. (1978-1982). — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1984. — С. 16-21.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.