Церковный календарь
Новости


2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 16 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Протопресвит. Михаилъ Помазанскій († 1988 г.).

Протопресвитеръ Михаилъ Помазанскій († 1988 г.), видный богословъ, духовный писатель, преподаватель семинаріи РПЦЗ въ Джорданвиллѣ. Родился 6 (19) ноября 1888 г. въ с. Корысть (Волынская губернія) въ семьѣ священника. Окончилъ Кіевскую духовную академію со степенью кандидата богословія (1912). Преподаватель въ ровенскихъ гимназіяхъ (1916-1934). Священникъ (1936), зачисленъ въ клиръ Варшавскаго каѳедральнаго собора (до 1944 г.). Послѣ эвакуаціи изъ Варшавы 4 года жилъ въ лагеряхъ Ди-Пи въ Германіи. Съ 1949 г. вмѣстѣ съ семьей переѣхалъ въ США. Преподавалъ въ Свято-Троицкой духовной семинаріи г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) греческій и церковно-славянскій языки, а также догматическое богословіе (въ 1960-хъ — 1980-хъ гг. упоминается какъ проректоръ семинаріи). Въ 1950-хъ — 1980-хъ гг. упомянутъ какъ священнослужитель, приписанный къ Свято-Троицкому монастырю въ г. Джорданвилль въ юрисдикціи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Въ 1955 г. — митрофорный протоіерей; съ 1962 г. — протопресвитеръ. Членъ редакціонной комиссіи Свято-Троицкаго монастыря (упом. въ 1955 г.). Перу о. Михаила принадлежитъ рядъ брошюръ и множество статей въ «Православной Руси», «Православной Жизни» и журналѣ «Православный Путь». Бóльшая часть этихъ статей вошла въ сборники «О жизни, о вѣрѣ, о Церкви» (два тома, 1976) и «Богъ нашъ на небеси и на земли вся, елика восхотѣ, сотвори» (1984). Но наибольшей извѣстностью пользуется его «Православное Догматическое Богословіе» (1968), которое стало основнымъ учебникомъ во всѣхъ духовныхъ семинаріяхъ Америки. Скончался 22 октября (4 ноября) 1988 г. въ возрастѣ 100 лѣтъ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ.

Сочиненія протопресвит. Михаила Помазанскаго

Протопресвитеръ Михаилъ Помазанскій († 1988 г.).
Богъ нашъ на небеси и на земли, вся елика восхотѣ, сотвори.
Апологетическіе очерки. (1978-1982).

Церковь Христова, по ученію преп. Симеона, Новаго Богослова.

Во дни первохристіанства, въ тѣ дни, когда оно насчитывало всего только тридцать-сорокъ лѣтъ своего земного бытія и выражалось пока лишь въ созданіи небольшихъ разрозненныхъ общинъ въ предѣлахъ Римской имперіи, — уже тогда святой апостолъ Павелъ, находясь въ узахъ, какъ крестномъ вѣнцѣ за свое благовѣстіе о Христѣ, — а въ этомъ уединеніи особенно озаренный благодатнымъ свѣтомъ, — далъ въ одномъ изъ своихъ посланій самое возвышенное и полное понятіе о Церкви во Христѣ, именно, какъ о Тѣлѣ Христовомъ, какъ о единомъ живомъ небесно-земномъ организмѣ, далъ образъ Церкви, свято хранимый общеправославнымъ сознаніемъ. Этотъ образъ находится въ посланіи апостола къ Ефесской церковной общинѣ. Здѣсь представленъ величественный видъ Церкви, какъ «полноты Христа», «Наполняющаго все во всемъ»; данъ обликъ новаго бытія, сущность коего составляетъ «связь любви», бытія, соединяющаго «небесное съ земнымъ» связями постоянными и прочными. Въ данномъ случаѣ достаточно привести изъ названнаго посланія одинъ стихъ, 16-й стихъ четвертой главы. Читаемъ: «Глава — Христосъ, изъ Котораго все Тѣло, составляемое и совокупляемое посредствомъ всякихъ взаимко скрѣпляющихъ связей, при дѣйствіи въ свою мѣру каждаго члена, получаетъ приращеніе для созиданія самого себя въ любви». Для этой цѣли, пишетъ апостолъ, Христосъ поставилъ въ земной части Церкви «однихъ апостолами, другихъ пророками, иныхъ евангелистами, иныхъ пастырями и учителями». Однако: что такое эти связи, взаимно скрѣпляющія части Тѣла, «при дѣйствіи въ свою мѣру каждаго члена Церкви»? Что за связи-дѣйствія, дающія одновременно и «возрастаніе» каждому самому по себѣ члену Церкви, и при этомъ — ростъ, совершенствованіе или полноту всему тѣлу Церкви, небесно-земному, подъ единою Главою Христомъ? Конечно, этими взаимными скрѣпами тѣла Церкви, его составляющими, совокупляющими, соединяющими, является молитва. Ибо — что представляетъ собою сама Церковь, какъ не «міръ молитвы»? Молитва можетъ быть названа воздухомъ, дыханіемъ, жизнью Церкви. Подобно тому, какъ въ ткацкомъ станкѣ, нити (здѣсь нити молитвы) идутъ по всѣмъ направленіямъ; они соединяютъ каждаго члена Церкви съ Небеснымъ Отцемъ, членовъ земной Церкви между собой и членовъ земныхъ съ небесными. То же — и въ небесахъ, въ сферѣ ангеловъ и святыхъ, только въ высшей и совершеннѣйшей степени. Земные молятся другъ о другѣ, и по закону любви молятся объ усопшихъ; небесные — о земныхъ, а равно — и объ усопшихъ братьяхъ, нуждающихся въ помощи. По этимъ молитвеннымъ нитямъ идутъ и славословія, и благодаренія, въ обѣихъ областяхъ Церкви, на землѣ соединяясь съ покаянными мыслями и чувствами.

Конечно, внутри-церковныя связи выражаются и въ соотвѣтствующихъ дѣйствованіяхъ, въ дѣятельности, но эта сторона является уже производной, вытекающей изъ перваго источника, молитвеннаго.

Такое представленіе въ полной степени присуще только православному сознанію и самому строю и реальной жизни Православной Церкви. Наше богослуженіе является прямымъ показателемъ этого образа жизни Церкви.

Сохраняется ли такое самосознаніе въ святоотеческомъ богословіи? Да, имъ насыщена святоотеческая мысль. Примѣръ даемъ изъ твореній преп. Симеона, Новаго Богослова, жизнь коего протекла какъ разъ на рубежѣ между первымъ и вторымъ тысячелѣтіями (онъ преставился въ небесныя обители около 1020 года). Черпаемъ изъ его 24-го «Слова» его мысли о взаимодѣйствіи въ небесно-земной Церкви Христовой. Въ приводимыхъ мысляхъ, у преподобнаго даже нѣтъ четкаго различія между двумя состояніями членовъ Церкви — земнымъ и небеснымъ, — не потому, что онъ бы ихъ отрицалъ, но для ясности, что Церковь есть «единое Тѣло Единыя Главы», «полнота Наполняющаго все во всемъ».

Преподобный Симеонъ поучаетъ:

«Всѣ святые суть воистину члены Христа Бога и, какъ члены, сочетаны съ Нимъ и соединены съ тѣломъ Его, такъ, что Христосъ есть Глава, а всѣ, отъ начала до послѣдняго дня, святые — члены Его, и всѣ они въ совокупности составляютъ единое тѣло и какъ бы, такъ сказать, одного человѣка. Иные изъ нихъ состоятъ въ чинѣ рукъ, дѣлающихъ даже доселѣ, которые, исполняя всесвятую волю Его, претворяютъ недостойныхъ въ достойныхъ и представляютъ ихъ Ему; иные — въ чинѣ раменъ (плечъ) тѣла Христова, которые другъ друга тяготы носятъ, или, возложивъ на себя обрѣтенное овча погибшее, блуждавшее тамъ и здѣсь, въ горахъ и пропастяхъ, приносятъ ко Христу, и такъ исполняютъ законъ Его; иные — въ чинѣ груди, которые источаютъ для жаждущихъ и алчущихъ правды Божіей чистѣйшую воду слова премудрости и разума, такъ какъ научаютъ ихъ слову Божію и преподаютъ имъ мысленный хлѣбъ, который вкушаютъ святые ангелы, то есть, истинное богословіе, какъ наперсники Христовы, возлюбленные Ему; иные — въ чинѣ сердца, которые въ лонѣ своемъ любовію вмѣщаютъ всѣхъ людей, пріемлютъ внутрь себя духъ спасенія и служатъ хранилищемъ неизреченныхъ и сокровенныхъ Таинъ Христовыхъ; иные — въ чинѣ чреслъ, которые имѣютъ въ себѣ «родительную божественныхъ помышленій таинственнаго богословія силу», и словомъ ученія своего въ сердца людей всѣеваютъ сѣмя благочестія; иные, наконецъ, — въ чинѣ костей и ногъ, которые являютъ мужество и терпѣніе въ искушеніяхъ, подобно Іову, и пребываютъ неподвижными въ стояніи своемъ въ добрѣ, не уклоняются отъ налегающей тяготы, но охотно принимаютъ ее и бодренно несутъ до конца. Такимъ то образомъ стройно составляется тѣло Церкви Христовой изъ всѣхъ отъ вѣка святыхъ Его, и пребываетъ цѣло и всесовершенно, да будутъ едино всѣ сыны Божіи, перворожденные, на небесахъ написанные.

А что всѣ святые суть члены Христовы и бываютъ едино тѣло, докажу это вамъ отъ Божественнаго Писанія. И во-первыхъ, послушайте Самого Спасителя нашего, Христа Господа, какъ Онъ представляетъ нераздѣльное единеніе, какое имѣютъ съ Нимъ святые, въ словахъ, сказанныхъ Имъ апостоламъ: «Вѣруйте Мнѣ, яко Азъ во Отцѣ, и Отецъ во Мнѣ» (Іоан. 14, 11). «Азъ во Отцѣ Моемъ, и вы во Мнѣ, и Азъ въ васъ» (Іоан. 14, 20; также 17, 20-26)...

Поелику божество, намъ сообщаемое чрезъ общеніе съ Господомъ, есть несѣкомо и недѣлимо, то необходимо и намъ, сдѣлавшись воистину причастниками сего Божества, быть неотдѣлимыми отъ Христа, быть въ единомъ духѣ единымъ тѣломъ (Гал. 3, 28; Кол. 3, 11; 1 Кор. 12, 1-14). Какъ въ вѣчныхъ обителяхъ Богъ каждому святому даетъ подобающую ему часть, какъ мы сказали прежде, такъ и въ тѣлѣ Церкви каждый причитается въ такой членъ Христовъ, какимъ быть достоинъ. Это показываетъ опять тотъ же апостолъ Павелъ и въ томъ же посланіи, говоря: «нынѣ же Богъ положи уды единаго коегождо ихъ въ тѣлеси, якоже изволи», (1 Кор. 12, 18). Итакъ, членовъ много, а тѣло одно. Желая же показать различіе сихъ членовъ и какіе это члены, говоритъ онъ: «вы есте тѣло Христово, и уди отъ части. И овыхъ убо положи Богъ въ Церкви первѣе апостоловъ, второе пророковъ, третіе учителей, потомъ же силы, тоже дарованія исцѣленій, заступленія, правленія, роди языковъ» (1 Кор. 12, 27-28)...

«Тайна сія велика есть; азъ же глаголю во Христа и во Церковь» (Ефес. 5, 32). И воистину тайна сія есть и пребудетъ великою, и превыше всего великаго. Какое единеніе, общеніе и сродненіе имѣетъ и Владыка нашъ, Творецъ всяческихъ, со всею Церковію, какъ съ единою женою, и бываетъ едино съ нею, и всегда нераздѣльно пребываетъ съ нею, какъ съ возлюбленною Ему. Но единеніе сіе бываетъ боголѣпно, какъ лѣпо есть Богу соединиться съ Церковію, — что и недомыслимо и неизреченно. Опять, и Церковь единится съ любимымъ отъ нея Богомъ, и прилѣпляется къ Нему такъ, какъ тѣло прилѣплено къ своей головѣ. Ибо какъ тѣло не можетъ жить безъ своей головы, такъ и Церковь — собраніе вѣрующихъ, то есть, сыновъ Божіихъ, на небесахъ написанныхъ, не можетъ быть цѣльнымъ и совершеннымъ тѣломъ безъ главы своей — Христа Бога нашего, и не можетъ жить истиною и вѣчною жизнью, если не будетъ питаема отъ Него каждодневно насущнымъ хлѣбомъ, отъ Коего пріемлютъ истинную жизнь всѣ любящіе Его, и растутъ въ мужа совершенна, въ мѣру возраста исполненія Его...

Поелику же Церковь есть тѣло Христово, и невѣста Христова, и міръ великій, и храмъ Божій, члены же тѣла Его суть всѣ святые, а между тѣмъ они не всѣ еще родились и благоугодными показали себя, то явно, что тѣло Христово еще не есть цѣлое вполнѣ, что не наполнился еще и вышній міръ, то есть, не весь еще сонмъ людей вошелъ еще въ Церковь Божію. Но и донынѣ есть еще въ мірѣ много невѣрующихъ, которымъ предстоитъ увѣровать во Христа, есть много грѣшниковъ, которые имѣютъ долгъ покаяться, есть много непокорныхъ, которые имѣютъ покориться Христу; многіе еще имѣютъ родиться и благоугодить Богу, прежде чѣмъ вострубитъ послѣдняя труба. Итакъ, надлежитъ родиться всѣмъ предувѣденнымъ отъ Бога и наполниться превысшему сего міра міру Церкви первородныхъ, Іерусалиму небесному; и тогда совершится полнота тѣла Христова, принявъ въ себя всѣхъ предопредѣленныхъ отъ Бога быть сообразными образу Сына Его, кои суть сыны свѣта и дня»... (Слова преп. Симеона, Новаго Богослова, въ переводѣ еп. Ѳеофана, вып. 1-й. Москва, 1892, стр. 383-391).

Источникъ: Протопресвитеръ Михаилъ Помазанскій. «Богъ нашъ на небеси и на земли, вся елика восхотѣ, сотвори». Апологетическіе очерки. (1978-1982). — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1984. — С. 62-66.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.