Церковный календарь
Новости


2018-11-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Наше церковное правосознаніе (1976)
2018-11-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Мысли о Православіи (1976)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 16 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Протопресвит. Михаилъ Помазанскій († 1988 г.).

Протопресвитеръ Михаилъ Помазанскій († 1988 г.), видный богословъ, духовный писатель, преподаватель семинаріи РПЦЗ въ Джорданвиллѣ. Родился 6 (19) ноября 1888 г. въ с. Корысть (Волынская губернія) въ семьѣ священника. Окончилъ Кіевскую духовную академію со степенью кандидата богословія (1912). Преподаватель въ ровенскихъ гимназіяхъ (1916-1934). Священникъ (1936), зачисленъ въ клиръ Варшавскаго каѳедральнаго собора (до 1944 г.). Послѣ эвакуаціи изъ Варшавы 4 года жилъ въ лагеряхъ Ди-Пи въ Германіи. Съ 1949 г. вмѣстѣ съ семьей переѣхалъ въ США. Преподавалъ въ Свято-Троицкой духовной семинаріи г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) греческій и церковно-славянскій языки, а также догматическое богословіе (въ 1960-хъ — 1980-хъ гг. упоминается какъ проректоръ семинаріи). Въ 1950-хъ — 1980-хъ гг. упомянутъ какъ священнослужитель, приписанный къ Свято-Троицкому монастырю въ г. Джорданвилль въ юрисдикціи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Въ 1955 г. — митрофорный протоіерей; съ 1962 г. — протопресвитеръ. Членъ редакціонной комиссіи Свято-Троицкаго монастыря (упом. въ 1955 г.). Перу о. Михаила принадлежитъ рядъ брошюръ и множество статей въ «Православной Руси», «Православной Жизни» и журналѣ «Православный Путь». Бóльшая часть этихъ статей вошла въ сборники «О жизни, о вѣрѣ, о Церкви» (два тома, 1976) и «Богъ нашъ на небеси и на земли вся, елика восхотѣ, сотвори» (1984). Но наибольшей извѣстностью пользуется его «Православное Догматическое Богословіе» (1968), которое стало основнымъ учебникомъ во всѣхъ духовныхъ семинаріяхъ Америки. Скончался 22 октября (4 ноября) 1988 г. въ возрастѣ 100 лѣтъ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ.

Сочиненія протопресвит. Михаила Помазанскаго

Протопресвитеръ Михаилъ Помазанскій († 1988 г.).
Богъ нашъ на небеси и на земли, вся елика восхотѣ, сотвори.
Апологетическіе очерки. (1978-1982).

Соборность и церковное сотрудничество.

Соборность! — не звучное лишь слово, но и понятіе возвышеннаго значенія. Правда, это слово — новой формаціи: въ современномъ богословскомъ греческомъ языкѣ едва ли можно найти точно соотвѣтствующій ему по значенію терминъ; не было его и въ языкѣ славянскомъ церковномъ. Своей нынѣшней формой, какъ имя существительное «соборность», оно обязано русскимъ славянофиламъ, когда они опредѣляли исключительно высокое значеніе славянскаго слова «соборный» въ 9-мъ членѣ Символа вѣры: Вѣруемъ «и во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь». «Не посмѣю сказать», пишетъ русскій православный мыслитель и преданный сынъ Церкви А. С. Хомяковъ: «глубокое ли познаніе сущности Церкви, почерпнутое славянскими первоучителями изъ самихъ источниковъ истины въ школахъ Востока, или еще высшее вдохновеніе, ниспосланное Тѣмъ, Кто одинъ есть Истина и Животъ, внушило передать слово «каѳолическій» словомъ «соборный»; но утверждаю смѣло, что одно это слово содержитъ въ себѣ цѣлое исповѣданіе вѣры» (А. С. Хомяковъ, «Богословскія сочиненія» въ одномъ томѣ, стр. 313).

Что обозначаетъ само греческое слово «каѳолическій»? — Главная часть этого слова — ὂλος; его значеніе (по словарю): весь, цѣлый, совершенный. Представка — καθ — имѣетъ однимъ среди трехъ своихъ значеній (по словарю) усиленіе понятія, съ которымъ оно соединено. Такимъ образомъ, въ цѣломъ здѣсь обозначается неограниченная ничѣмъ полнота, всеобъемлемость, «плирома». Терминъ этотъ выражаетъ сказанное въ Писаніи: въ Церкви «нѣтъ эллина, ни іудея, ни обрѣзанія, ни необрѣзанія, варвара, скиѳа, раба, свободнаго, но всѣ и во всемъ Христосъ». И еще: «Отецъ... даде Того Главу выше всѣхъ Церкви, яже есть Тѣло Его, исполненіе (полнота) Исполняющаго всяческая во всѣхъ» (Ефес. 1, 22-23). И еще: «Да о имени Іисусовѣ преклонится всяко колѣно небесныхъ, и земныхъ и преисподнихъ». Это слово говоритъ о томъ, что Церковь не ограничивается пространственно, земными предѣлами, не ограничивается и временемъ, т. е. смѣной поколѣній, отсюда уходящихъ въ загробный міръ. Въ своей соборной полнотѣ, въ каѳоличности, она обнимаетъ и Церковь званныхъ и Церковь избранныхъ, Церковь на землѣ и Церковь небесную. Таково православное пониманіе существа и состава Церкви въ ея совершенномъ видѣ, какъ это особенно выразительно представлено въ нашемъ православномъ богослуженіи.

Слѣдуетъ имѣть въ виду, что въ греческомъ языкѣ нѣтъ также лингвистической (языковой, словарной) связи между понятіями «каѳолическій» и «Соборъ» (вселенскій)». Церковный соборъ тамъ именуется Σύνοδος, вселенскій соборъ — οἰκουμενικὴ Σύνοδος. Въ житейскомъ языкѣ слово Σύνοδος значитъ (по словарю): сходка, съѣздъ, собраніе.

Что касается русскаго и славянскаго слова «соборъ», то можно признать родственность съ понятіемъ каѳоличности названія «соборомъ» большого храма. Соборомъ называемъ храмъ двухъ или трехъ-престольный, гдѣ такимъ путемъ полнѣе выражается связь съ небесной Церковію, гдѣ въ высокомъ иконостасѣ представлены сонмы святыхъ, гдѣ непрерывно совершаются ежедневныя богослуженія въ память и прославленіе небесной Церкви.

Что принадлежитъ цѣлому, то относится и къ его части: свойство Церкви въ ея полнотѣ принадлежитъ и Церкви на землѣ, благодаря ея связи съ Іерусалимомъ небеснымъ.

Въ чемъ же состоитъ и въ чемъ выражается соборность Церкви на землѣ?

Она состоитъ въ непрерывномъ молитвенномъ общеніи съ небесной Церковію. Свѣтлыя нити молитвы идутъ во всѣхъ направленіяхъ: мы, земные, молимся другъ за друга; мы просимъ святыхъ молиться о насъ; святые слышатъ насъ и возносятъ къ Богу, — какъ мы вѣримъ, — наши молитвы; мы молимся о нашихъ усопшихъ отцахъ и братіяхъ; мы просимъ святыхъ поддерживать насъ и въ этихъ обращеніяхъ къ Господу.

Соборность выражается тѣмъ, что древніе отцы и учители Церкви столь же близки для любого времени, и для нашихъ дней, столь же учительны, памятны, дороги, какими они были для своего времени. Церковь напоена Единымъ Духомъ, — и потому исчезаетъ раздѣленіе по времени между поколѣніями христіанскими: христіанинъ, поучаясь изъ Писаній апостольскихъ, святоотеческихъ, подвижническихъ, изъ твореній богослужебныхъ, не только дышитъ ихъ чувствами и мыслями, но входитъ во внѣвременное духовное общеніе — вѣримъ — съ самими творцами этихъ писаній, исполняя наставленіе св. апостола Іоанна Богослова: «Что мы видѣли и слышали, возвѣщаемъ вамъ, чтобы вы имѣли общеніе съ нами; а наше общеніе — съ Отцемъ и Сыномъ Его Іисусомъ Христомъ» (1 Іоан. 1, 1-3).

Соборность выражается въ томъ, что въ разныхъ уголкахъ міра, гдѣ живутъ члены Церкви, у нихъ одна общая вѣра: потому въ древней Церкви сама вѣра обычно называлась «каѳолической вѣрой», каѳолической истиной; у нихъ — одни и тѣ же таинства, они пріобщаются отъ единаго Тѣла Христова въ таинствѣ Евхаристіи, гдѣ бы они ни жили; у нихъ единое преемственное, идущее отъ Апостоловъ пастырство; у нихъ церковная жизнь строится на общихъ основныхъ канонахъ Церкви.

Соборность, наконецъ, выражается въ томъ, что всѣмъ истиннымъ членамъ Церкви Церковь дорога. Мы болѣемъ за Церковь въ ея трудные періоды. Членамъ малой общины церковной она одинаково близка и въ своихъ частяхъ и въ ея цѣломъ. «О благостояніи святыхъ Божіихъ церквей и соединеніи всѣхъ» мы молимся въ каждомъ общественномъ богослуженіи. Христіанинъ, ставя цѣлью своей личной церковной жизни спасеніе души, проявляетъ заботу о мирѣ и преуспѣяніи своей Помѣстной церкви, содѣйствуя этому въ мѣру своихъ возможностей и силъ. Конечно, такое церковное сотрудничество тоже является отраженіемъ, хотя и болѣе отдаленнымъ, идеи каѳоличности Церкви.

Въ такихъ приблизительно чертахъ приняла въ свои сердца пониманіе каѳоличности Церкви группа русскихъ славянофиловъ; такое пониманіе они вкладывали въ терминъ: «соборность Церкви». Выражая этой формулой полноту духовнаго единства Православной Церкви, несмотря на ея географическую и національную разобщенность, они подчеркивали нравственную сторону православной соборности, лишенной принужденія и юридическихъ понятій. Эту нравственную сторону Православія они противопоставляли принципу «права» въ укладѣ Римской церкви, а равно и холодному раціонализму, смѣняющемуся иногда мистицизмомъ, въ Протестантствѣ. Съ понятіемъ соборности славянофилы не соединяли ни рѣчи ни мыслей о какихъ-либо выборныхъ органахъ изъ мірянъ при церковномъ Управленіи.

Соборность въ бытовомъ, упрощенномъ значеніи этого слова.

Постепенно смыслъ термина «соборность» сталъ суживаться.

Когда вначалѣ нынѣшняго [XX] столѣтія зашла рѣчь о необходимости созыва собора Русской Церкви, то, по созвучію словъ «соборъ» и «соборный», терминъ этотъ стали употреблять въ бытовой полемикѣ, какъ почти тожественный съ понятіемъ «собора епископовъ», Помѣстнаго или Вселенскаго, а затѣмъ вообще въ смыслѣ коллегіальнаго управленія въ Церкви, которое кстати сказать, разнымъ сторонамъ представлялось по разному; однимъ — какъ патріаршество въ соединеніи съ періодическими частыми архіерейскими съѣздами, а другимъ, наоборотъ, какъ коллегіальное постоянное прежнее Синодальное Управленіе; третьи видѣли въ самомъ патріаршествѣ огромную связующую силу нравственную, устраняющую необходимость коллегіальныхъ формъ церковнаго управленія.

Новое примѣненіе получилъ этотъ терминъ въ работахъ Всероссійскаго Церковнаго Собора 1917-1918 года. Тогда предчувствовались и уже ощущались надзигавшіеся на Русскую Церковь жестокіе удары со стороны враговъ Церкви, враговъ христіанства, враговъ религіи вообще. Необходимо было искать путей сплотить всѣ живыя силы Церкви, необходима была подлинная группировка стойкости и вѣрности силъ вѣрующаго народа, соотвѣтствующая понятію соборности Церкви. Необходима была защита Церкви, нужна была моральная поддержка епископату и приходскимъ пастырямъ, чтобы они не остались въ одиночествѣ. Эта задача могла быть осуществлена тогда путемъ привлеченія къ дѣятельному участію въ охранѣ Церкви, въ качествѣ представителей церковнаго народа, мірянъ, людей жертвенныхъ, испытанныхъ. Въ своемъ большинствѣ они и оказались людьми готовыми идти на исповѣдничество, которое ихъ раньше или позже и постигло. Сознаніе этой необходимости и соотвѣтствующій призывъ къ церковному народу получили свое мѣсто въ постановленіяхъ собора 1917-1918 года. Эта мобилизація силъ Церкви въ данномъ случаѣ дѣйствительно явилась выраженіемъ понятія Соборности Церкви въ его глубоко-нравственномъ значеніи.

Въ годы нашей русской эмиграціи послѣ первой войны терминъ соборность сталъ крайне упрощаться и пріобрѣлъ спеціальное содержаніе. Обществу внушаютъ мысль, что рядовые члены Церкви урѣзаны въ своихъ правахъ, что пришло время привлеченія къ епархіальному управленію выборныхъ группъ изъ рядовыхъ членовъ Церкви и изъ духовенства; пока такого церковнаго строя нѣтъ, то якобы не осуществляется догмать Символа вѣры. Отъ времени до времени эти голоса становятся громкими, они выражаются и въ печати. Передъ второй войной издавался листокъ въ эмиграціи «За соборность» въ такомъ же пониманіи этого слова.

Правы ли эти голоса?

Церковь въ житейскомъ морѣ.

Не легокъ историческій путь Церкви. Святые Отцы представляютъ его въ видѣ корабля, плывущаго въ житейскомъ морѣ. Жребій его таковъ, что и при спокойномъ состояніи моря судну приходится двигаться противъ теченія; что же говорить о моментахъ бури? Церковь принуждена всегда выдерживать сопротивленіе грѣховному міру. Міръ обладаетъ силой, властью, органами принужденія и наказанія и приманками жизни. А Церковь сама по себѣ не обладаетъ ничѣмъ, кромѣ нравственнаго вліянія. Гдѣ бы она могла черпать нужныя силы, если бы Господь не хранилъ и не миловалъ ее?

Православная Церковь есть наслѣдіе Христово.

Сохраняетъ Господь и малое суденышко Церкви, именуемой Зарубежною, отпрыскъ нѣкогда внѣшне величественной Церкви Русской. Возродится Церковь на Родинѣ — тогда вернется и эта свободная часть ея въ ея лоно.

Полностью бережетъ въ Зарубежьи наша малая Церковь каноническій укладъ, завѣщанный издревле, и ставитъ одною изъ сторонъ своего долга содержать все достояніе Православія нерушимымъ, не растеряннымъ, не искаженнымъ. Оберегать себя въ этомъ смыслѣ на чужбинѣ труднѣе, чѣмъ дома. Однако, она не только достягаетъ этого, но имѣетъ и нѣкоторыя отрадныя стороны, по сравненію съ русскимъ прошлымъ.

Въ прежней Россіи правящій архіерей имѣлъ въ своемъ вѣдѣніи тысячу и болѣе приходовъ: это значило — милліонный составъ своей паствы въ епархіи. Могъ ли онъ посѣщать, наставлять ее лично? Могъ ли онъ быть въ такой близости къ ней, въ той мѣрѣ, въ какой мы видимъ нашихъ архипастырей здѣсь? Наши епископы здѣсь знаютъ подчиненные имъ приходы, собственными глазами видятъ ихъ срставъ и, можно сказать, носятъ всѣ ихъ въ сердцахъ своихъ, радуясь и печалясь вмѣстѣ съ ними. Тѣмъ тяжелѣе, конечно, они переживаютъ случаи разлада въ приходахъ, и можетъ быть, только Богъ видитъ душевныя страданія ихъ за свою паству. Не то же ли нужно сказать и о приходскихъ пастыряхъ? И какъ часто тѣ и другіе молчаливо мирятся съ крайне неблагопріятными условіями жизненными, о чемъ многіе среди паствы, сами житейски обезпеченные, можетъ быть даже не даютъ себѣ труда задуматься... И часто служеніе Церкви встрѣчаетъ вмѣсто содѣйствія только холодную оцѣнку и критику, — что является уже стороной не отрадной.

Однако, тѣневыя стороны не заглушаютъ того духовнаго утѣшенія, какимъ сопровождается само по себѣ, по самой своей природѣ, служеніе Богу и Церкви. Живущіе въ суетѣ міра люди этого утѣшенія и не предполагаютъ; оттого такъ мало готовыхъ идти на жизненный путь пастыря, оттого все чувствительнѣе въ наши дни недостатокъ духовенства, и увеличивается число приходовъ, не замѣщенныхъ пастырями.

Въ посланіяхъ апостольскихъ предначертанъ и образъ пастырскихъ скорбей. Апостолъ Павелъ пишетъ общинѣ христіанъ, организованной имъ: «Вы уже пресытились, вы обогатились, вы стали царствовать безъ насъ... Мы безумны Христа ради, вы же мудры во Христѣ; мы немощны, вы же крѣпки; вы въ славѣ, мы же въ безчестіи... О, если бы вы въ самомъ дѣлѣ царствовали, чтобы намъ съ вами царствовать!»... Что же? Приводитъ ли эта горечь апостола къ унынію и колебаніямъ? — Нисколько! Вотъ общее душевное состояніе апостола: «Кто отлучитъ насъ отъ любви Божіей: скорбь или тѣснота? или гоненіе, или голодъ, или нагота? или опасность или мечъ?... Все сіе преодолѣваемъ силою Возлюбившаго насъ».

Соборное единеніе и сотрудничество въ Церкви.

Библейскій образъ Церкви въ земномъ мірѣ — человѣческое тѣло. Въ тѣлѣ неисчислимое количество сотрудниковъ какъ видимыхъ, такъ и скрытыхъ. Всѣ они имѣютъ свою цѣнность и свое назначеніе. «Не скажетъ нога: я не принадлежу тѣлу, потому что я не рука... Не скажетъ ухо: я не принадлежу тѣлу, потому что я не глазъ»... (Ап. Павелъ). Такъ и въ Церкви. Для каждаго ея члена найдется мѣсто для единенія съ другими людьми въ служеніи ей. Но какъ тѣло нуждается еще и во внѣшнихъ покровахъ, въ одеждѣ и въ иныхъ служебныхъ предметахъ, не входящихъ въ составъ тѣла, — такъ и въ служеніи Церкви есть двѣ сферы: сфера внутренняя, подлинно церковная, каѳолическая, и другая — внѣшняя, поверхностная, временная, преходящая. И намъ должно отличать «сущность» отъ «несущественнаго», хотя бы практически и необходимаго. Внѣшнее бываетъ часто необходимымъ, такъ какъ мы живемъ въ мірѣ матеріальномъ, въ мірѣ относительности. Въ Церкви сюда относится сторона организаціонная, — кромѣ іерархическаго благодатнаго строя, — также нужды по содержанію храма и причтовъ, приходскія собранія, денежные оборы и расходы, побочныя при церкви организаціи, школы, издательства и проч. Жизнь зоветъ насъ къ участію въ обѣихъ сферахъ. Однако, не спасительно для человѣка участвовать во второй, не участвуя въ первой.

Какая же наша дѣятельность представляетъ полное, подлинное выраженіе соборности церковной?

Такою именно является общественная молитва въ храмѣ. Храмъ — нашъ христіанскій центръ жизни. Отправляясь къ богослуженію, мы говоримъ: «Идемъ въ церковь» или: «Идемъ въ соборъ». Полусознательно мы выражаемъ такой рѣчью, что соборность и Церковь проявляютъ себя въ полномъ видѣ въ храмѣ.

Іерей, стоя предъ вратами алтаря или въ алтарѣ, о себѣ ли молится? Нѣтъ, эти моленія, благодаренія за прошедшій день или за отдыхъ ночи, эти прошенія о милости Божіей — всецѣло соборныя. «Приклони ухо Твое и услыши ны, и помяни, Господи, сущія и молящіяся съ нами вся по имени, и спаси я силою Твоею. Миръ мірови Твоему даруй, церквамъ Твоимъ, священникомъ и всѣмъ людямъ Твоимъ». — «Научи насъ, Боже, правдѣ Твоей... даждь намъ утро и день въ радованіи... помяни и всю братію нашу, яже на земли, на мори, на всякомъ мѣстѣ владычествія Твоего, требующихъ Твоея помощи и Твоего человѣколюбія, да спасени душею же и тѣломъ всегда со дерзновеніемъ славимъ чудное и благословенное имя Твое»... — Такъ одна за другой простираются ввысь эти мольбы къ «Сокровищу благъ, Источнику приснотекущему, Благодѣтелю жизни нашея, Святому и Непостижимому». Эти молитвы, въ своемъ большинствѣ, могли быть произносимы вслухъ. Но жизнь показала, что народъ въ храмѣ не въ состояніи удерживать настолько сосредоточенность и вниманіе, насколько необходимо это, чтобы углубляться въ содержаніе молитвъ — плодовъ высокаго благодатнаго вдохновенія великихъ отцовъ Церкви. Въ особенности это нужно сказать о Божественной Литургіи въ ея главной части — Литургіи «вѣрныхъ». Потому Церковь признала за лучшее влагать намъ въ мысль и въ уста возможно чаще краткую покаянно-просительную молитву: «Господи, помилуй». Въ ней выражено соборное сознаніе, внушаемое Церковію, о первой важности для христіанина искренняго покаянія.

Устами чтеца на клиросѣ, устами пѣвчихъ — развѣ не вся церковь предназначена молиться? Говоря объ этомъ, одного нужно пожелать: чтобы чтецы и пѣвцы, а равно ихъ слушатели, помнили объ общности славословій, прошеній и благодареній и взаимно стремились бы ее осуществить. Богослуженіе даетъ возможность дѣлать активными участниками пѣнія въ храмѣ, по крайней мѣрѣ въ нѣкоторыхъ частяхъ службъ, всю церковь. Несомнѣнно, въ будущей возрожденной страданіями Руісской Церкви эта сторона церковной соборности найдетъ для себя полное выраженіе.

Но вотъ, окончилось богослуженіе. Мы выходимъ изъ храма. Послѣ всенощной мы слышали заключительную молитву перваго часа: «Христе, Свѣте истинный, просвѣшаяй и освящаяй всякаго человѣка, грядущаго въ міръ»... Да, въ сущности нашъ выходъ и есть переходъ «изъ Церкви въ міръ»; мы вышли къ своимъ мірскимъ заботамъ и интересамъ. Церковь и соборность остались на какое-то время позади, въ прошломъ. Вполнѣ ли? Это зависитъ отъ насъ. Не вполнѣ, если мы сохранили ихъ «въ самихъ себѣ», въ своей душѣ, въ своемъ сознаніи, если сохранимъ въ своихъ поступкахъ, — говоря однимъ словомъ, если сохранимъ себя въ благочестіи. Тогда и въ міру сохраняется для насъ возможность церковнаго сотрудничества, какъ отблеска все той же подлинной соборности. И нельзя сказать, чтобы ея дорога здѣсь была узка.

Въ чемъ же можетъ состоять и состоитъ дѣятельность членовъ Церкви въ духѣ соборности?

Одна изъ первыхъ формъ ея связана непосредственно съ храмомъ. Сюда относится строительство храма, снабдѣніе его всѣмъ необходимымъ, сооруженіе иконъ и священная роспись храма. По нравственному достоинству еще большее значеніе имѣютъ дѣла любви и благотворенія во имя Христово. Проявленія вѣры и любви христіанской очень разнообразны. Таковы, напримѣръ: миссіонерство христіанское личное изъ преданности Христу и Церкви, стояніе за правду, защита утнетаемыхъ и оскорбляемыхъ, по чувству состраданія. Христіанское служеніе добрыми лекціями, докладами, печатнымъ словомъ, работа въ церковныхъ школахъ, научныя работы въ духѣ христіанскомъ — все это широкое, открытое, въ Зарубежьи свободное, поле для церковнаго сотрудничества въ индивидуальныхъ или групповыхъ формахъ.

Эти формы дѣятельности и подобныя имъ выше и достойнѣе плановъ объ участіи въ административной сторонѣ Церкви. Мирное и успѣшное управленіе Домомъ Божіимъ покоится не на правовомъ фундаментѣ, а на камнѣ вѣры и нравственнаго добровольнаго послушанія уставамъ Церкви всѣхъ ея членовъ — духовенства и мірянъ. Нельзя себѣ представить, чтобы такой подходъ къ вопросу о соборности могъ показаться трафаретнымъ или скучнымъ.

Вл. С. Соловьевъ — о соборномъ свойствѣ Церкви.

Чтобы иному скептическому читателю не представилось одностороннимъ данное пониманіе слова «соборная» въ 9-мъ членѣ Символа вѣры; чтобы было ясно, что такое пониманіе не принадтежитъ одной лишь группѣ лицъ или тому направленію, выразителемъ коего былъ А. С. Хомяковъ, — воспользуемся разсужденіемъ на эту тему Владиміра С. Соловьева. Мы принимаемъ его здѣсь не какъ богословскій авторитетъ, но какъ свободнаго мыслителя, не связывавшаго себя традиціонными богословскими рамками. Въ рядѣ своихъ воззрѣній онъ далеко вышелъ за предѣлы евангельскихъ истинъ. Однако, онъ былъ искреннимъ христіаниномъ, и у него была добрая, но тщетная надежда оригинальностью выводовъ заинтересовать вопросами вѣры охладѣвшую къ нимъ русскую интеллигенцію. Но усердные его послѣдователи, когда стали вводить извѣстные философскіе домыслы въ богословіе и развивать ихъ, сдѣлали его родникомъ дальнѣйшаго еретическаго творчества. Въ своемъ трудѣ «Оправданіе добра» Соловьевъ, останавливаясь на свойствахъ Церкви, указанныхъ въ Символѣ вѣры, пишетъ въ согласіи съ общецерковномъ пониманіемъ:

«Каѳоличность (καθ’όλον — по цѣлому, или сообразно цѣлому) состоитъ въ томъ, что всѣ церковныя формы и дѣйствія связываютъ отдѣльныхъ людей и отдѣльные народы съ цѣлымъ богочеловѣчествомъ, какъ въ его индивидуальномъ средоточіи — Христѣ, такъ и въ его собирательныхъ кругахъ — въ мірѣ безплотныхъ силъ, отшедшихъ и въ Богѣ живущихъ святыхъ, а также и на землѣ борющихся вѣрныхъ. Поскольку въ Церкви все сообразуется съ абсолютнымъ цѣлымъ, все каѳолично, — въ ней падаютъ всѣ исключительности племенныхъ и личныхъ характеровъ и положеній общественныхъ, падаютъ всѣ отдѣленія или разобщенія и остаются всѣ различія, — ибо благочестіе требуетъ принимать единство въ Богѣ не какъ пустое безразличіе и скудное однообразіе, а какъ безусловную полноту всякой жизни. Нѣтъ отдѣленія, но сохраняется различіе между невидимою и видимою Церковію, ибо первая есть скрытая дѣйствующая сила второй, а вторая — становящаяся видимость первой, — онѣ едины между собой по существу, и различны по состоянію; нѣтъ отдѣленія, но сохраняется различіе въ Церкви видимой между многими племенами и народами, въ единодушіи которыхъ единый Духъ раздѣльными языками свидѣтельствуетъ объ единой истинѣ и различными дарами и призваніями сообщаетъ единое добро; нѣтъ, наконецъ, отдѣленія, но сохраняется различіе между церковію учащихъ и поучаемыхъ, между духовенствомъ и народомъ, между умомъ и тѣломъ Церкви, подобно тому, какъ различіе мужа и жены есть не препятствіе, а основаніе для ихъ совершеннаго соединенія» («Оправданіе добра», ч. III, разд. VIII, 473-474).

Источникъ: Протопресвитеръ Михаилъ Помазанскій. «Богъ нашъ на небеси и на земли, вся елика восхотѣ, сотвори». Апологетическіе очерки. (1978-1982). — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1984. — С. 67-76.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.