Церковный календарь
Новости


2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 15 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Протопресвит. Михаилъ Помазанскій († 1988 г.).

Протопресвитеръ Михаилъ Помазанскій († 1988 г.), видный богословъ, духовный писатель, преподаватель семинаріи РПЦЗ въ Джорданвиллѣ. Родился 6 (19) ноября 1888 г. въ с. Корысть (Волынская губернія) въ семьѣ священника. Окончилъ Кіевскую духовную академію со степенью кандидата богословія (1912). Преподаватель въ ровенскихъ гимназіяхъ (1916-1934). Священникъ (1936), зачисленъ въ клиръ Варшавскаго каѳедральнаго собора (до 1944 г.). Послѣ эвакуаціи изъ Варшавы 4 года жилъ въ лагеряхъ Ди-Пи въ Германіи. Съ 1949 г. вмѣстѣ съ семьей переѣхалъ въ США. Преподавалъ въ Свято-Троицкой духовной семинаріи г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) греческій и церковно-славянскій языки, а также догматическое богословіе (въ 1960-хъ — 1980-хъ гг. упоминается какъ проректоръ семинаріи). Въ 1950-хъ — 1980-хъ гг. упомянутъ какъ священнослужитель, приписанный къ Свято-Троицкому монастырю въ г. Джорданвилль въ юрисдикціи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Въ 1955 г. — митрофорный протоіерей; съ 1962 г. — протопресвитеръ. Членъ редакціонной комиссіи Свято-Троицкаго монастыря (упом. въ 1955 г.). Перу о. Михаила принадлежитъ рядъ брошюръ и множество статей въ «Православной Руси», «Православной Жизни» и журналѣ «Православный Путь». Бóльшая часть этихъ статей вошла въ сборники «О жизни, о вѣрѣ, о Церкви» (два тома, 1976) и «Богъ нашъ на небеси и на земли вся, елика восхотѣ, сотвори» (1984). Но наибольшей извѣстностью пользуется его «Православное Догматическое Богословіе» (1968), которое стало основнымъ учебникомъ во всѣхъ духовныхъ семинаріяхъ Америки. Скончался 22 октября (4 ноября) 1988 г. въ возрастѣ 100 лѣтъ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ.

Сочиненія протопресвит. Михаила Помазанскаго

Протопресвитеръ Михаилъ Помазанскій († 1988 г.).
Богъ нашъ на небеси и на земли, вся елика восхотѣ, сотвори.
Апологетическіе очерки. (1978-1982).

Святая Церковь и харитативное движеніе.

Святая Христова Церковь есть Церковь апостольская.

Но и скорбимъ. Скорбимъ о томъ, что не всѣ церкви апостольскаго преемственнаго происхожденія находятся въ единствѣ съ Православной Церковію нашей, есть отшедшія по [заблужденіямъ] догматическаго ли свойства или по политическимъ причинамъ. Однако, не угасаетъ надежда на возсоединеніе всѣхъ въ единствѣ православной вѣры. Возносимъ общія молитвы Пресвятѣй Троицѣ о дарованіи «мірови мира и церквамъ соединенія», «мірови мира и церквамъ единомыслія».

Рядомъ — существуетъ огромное поле внѣ-церковнаго — съ православной точки зрѣнія — христіанства, подъ именемъ Протестантизма, выросшаго въ Западной Европѣ, но распространеннаго почти во всѣхъ частяхъ земного шара. Протестантизмъ характеренъ духомъ прозелитизма и, благодаря ограниченію своихъ основъ Священнымъ Писаніемъ, — безъ Священнаго Преданія, хранимаго Церковію, — обладаетъ свойствомъ легкаго распространенія.

Возникновеніе протестантизма совпало съ изобрѣтеніемъ книгопечатанія. Христіанскія священныя книги пошли первыми на печатный станокъ. Явилась счастливая возможность для каждаго желающаго имѣть въ своихъ рукахъ, въ своемъ владѣніи, Новый Завѣтъ, да и всю Библію. Есть возможность для каждаго углубляться въ Христово ученіе, становиться какъ бы душа съ душой съ первобытными церквами и, болѣе того, съ самими апостолами. Однако, этимъ путемъ еще не возстанавливается связь съ каѳолической апостольской Церковію, даже въ ея земной реальности, въ ея историческомъ бытіи, и тѣмъ болѣе, забывается сама возможность общенія съ небесной Церковію. Такъ создалось христіанство въ нѣкоемъ широкомъ смыслѣ слова.

Въ протестантизмѣ замѣтны двѣ основныхъ формы. Основная, первая съ исторической точки зрѣнія, унаслѣдованная отъ средневѣковой схоластики, разсудочная, раціоналистическая, она дала толчокъ «ныѣшнему экуменическому движенію. Но душа по природѣ ищетъ болѣе глубокихъ переживаній, болѣе сильнаго проявленія чувствъ, болѣе эффектнаго проявленія самой себя. Такъ возникла другая форма въ этомъ общемъ теченіи — мистическая, въ исторіи протестантизма періодически проявлявшая себя, потомъ временно почти угасавшая. На этой мистической подкладкѣ возникло и нынѣ начинаеть распространяться нѣкое «харитативное движеніе».

«Харитативное движеніе».

Названное внѣцерковное новое «движеніе» связываетъ себя съ новозавѣтнымъ библейскимъ словомъ «харисма». Впрочемъ, само по себѣ явленіе это не ново. Среди мистическихъ теченій и проявленій духа піэтизма всѣ черты его проявились въ исторіи протестантизма, вплоть до «глоссолаліи». Оно ново, какъ вспышка среди нашихъ мятущихся дней.

«Благодатное движеніе»: само это соединеніе словъ таитъ въ себѣ внутреннюю несогласованность. Понятіе «движенія» въ человѣческой средѣ указываетъ на его волевой характеръ, это коллективный волевой процессъ. Но «благодать» не въ нашей власти. Мы не можемъ добиваться ея; если мы просимъ Бога о чемъ-нибудь, мы этимъ уже устраняемъ нашу личную волю. Такъ бываетъ съ каждымъ изъ насъ въ отдѣльности: то же и въ коллективномъ желаніи. Общая молитва есть общее преданіе себя волѣ Божіей. Какъ могу я называть моимъ движеніемъ, моимъ собственнымъ дѣйствіемъ то, что отъ меня не зависитъ, чего я могу лишь желать?

Насколько извѣстно, лица, принадлежащія къ данной сектѣ, или примкнувшія къ данному движенію, признаютъ для себя возможными духовныя достиженія выше обычныхъ, — то, что мы называемъ «чудеснымъ», «благодатнымъ», сверхъестественнымъ, пользуясь для этого пріемами духовной подготовки личной или коллективной, выработанными усиліями этого движенія (или, можетъ быть, якобы даруемыми свыше).

Какія же библейскія основанія это движеніе находитъ для себя?

Это мы можемъ только предполагать. Такіе предположительные пункты находимъ въ двухъ мѣстахъ. Первое — въ заключительныхъ строкахъ Евангелія отъ Марка, въ словахъ Господа Своимъ ученикамъ: «Идите по всему міру и проповѣдуйте Евантеліе всей твари. Кто будетъ вѣровать, спасенъ будетъ; а кто не будетъ вѣровать, осужденъ будетъ. Увѣровавшихъ же будутъ сопровождать сіи знаменія: именемъ Моимъ будутъ изгонять бѣсовъ; будутъ говорить новыми языками; будутъ брать змѣй; и если что смертоносное выпьютъ, не повредитъ имъ; возложатъ руки на больныхъ, и они будутъ здоровы. И такъ Господь, послѣ бесѣдованія съ ними, вознесся на небо и возсѣлъ одесную Бога. А они пошли и проповѣдывали вездѣ, при Господнемъ содѣйствіи и подкрѣпленіи слова послѣдующими знаменіями. Аминь».

Второе и собственно главное мѣсто опоры для себя движеніе хочетъ видѣть въ событіяхъ въ день апостольской Пятидесятницы, когда двѣнадцать учениковъ чудесно исполнились даровъ Святаго Духа для полноты ихъ апостольскаго служенія. Тогда получила свое начало Церковь Христова, Церковь Новаго Завѣта, и начата была полная, богатая успѣхомъ, подтверждаемая знаменіями и чудесами, всемірная проповѣдь христіанства. Секта и называетъ себя «пятидесятниками». Она считаетъ себя возстановительницей тѣхъ дарованій, какія получены были въ тотъ великій день апостолами.

Образецъ для осуществленія своихъ взглядовъ движеніе находитъ въ молитвенныхъ собраніяхъ Коринѳской церкви, отчасти представленныхъ въ 12-й и 14-й главахъ перваго посланія ап. Павла къ Коринѳянамъ, цитированныхъ нами выше, гдѣ указываются высокія дарованія Духа: слово мудрости, слово знанія, дары чудотворенія, пророчества, исцѣленій, даръ языковъ, даръ истолкованія языковъ. При этомъ даръ языковъ, повидимому, отожествляется съ «новыми языками» апостольскаго благовѣствованія въ день Пятидесятницы.

По распространяющимся отрывочнымъ свѣдѣніямъ, это движеніе, выйдя на широкую дорогу экуменическаго христіанства, пріобрѣтаетъ хаотическій характеръ. Въ однихъ случаяхъ оно претендуетъ на высшія формы благодатныхъ достиженій; въ другихъ случаяхъ, особенно — съ цѣлью привлеченія молодежи, оно вноситъ въ атмосферу молитвенныхъ собраній, даже въ храмы, навыки и дѣйствія чисто мірского, если не сомнительно-моральнаго свойства. О послѣдней этой формѣ, вносимой въ молитвенную жизнь, нѣтъ надобности даже распространяться: она отрицательно говоритъ сама за себя. Останавливаемъ вниманіе на первой формѣ, представляющей собою попытки достиженія высшихъ проявленій благодати Божіей.

Пятидесятница неповторима.

Обѣщанные Господомъ предъ Его вознесеніемъ дары Святаго Духа: даръ чудесъ, даръ исцѣленій и избавленія отъ угрозы смерти, даръ новыхъ языковъ, — проявились во всей силѣ въ день Пятидесятницы, и въ послѣдующіе за нимъ дни, а потомъ проявлялись при проповѣди апостоловъ.

«Мы слышимъ ихъ говорящими нашими нарѣчіями или языками, каждый его языкомъ», — свидѣтельствовалъ народъ, и съ довѣріемъ, съ подъемомъ, съ радостью шелъ за апостолами. То была проповѣдь дѣйствительно на разныхъ языкахъ, для самихъ апостоловъ «новый» видъ проповѣди, благодатно открывшійся ради святаго дѣла. Такъ это понимаютъ Отцы Церкви, какъ читаемъ у св. Кирилла Іерусалимскаго въ его «Огласительныхъ словахъ», у св. Іоанна Златоуста (Поученіе въ день Пятидесятницы, въ Твореніяхъ, томъ 2-й).

Но времена шли. И каждая эпоха имѣла свои нужды, свою форму служенія Церкви, свои явленія силы Божіей и воли Божіей, а Церковь — свои скорби и свои утѣшенія. Длилась и прошла эпоха мученичества, ознаменованная одухотвореннымъ героизмомъ мучениковъ; пришла эпоха свободы вѣры христіанской, когда въ Церковь сталъ вливаться элементъ, ищущій отчасти личныхъ земныхъ выгодъ и легкой формы исповѣданія вѣры: тогда Духъ Святый воздвигъ великихъ святителей, ставшихъ маяками правой вѣры и христіанской жизни. Потомъ, въ противовѣсъ омірщвленію христіанской среды, мертвыя прежде и дикія пустыни засіяли подвигами, самоотреченіемъ и святостію праведниковъ-аскетовъ. Далѣе — Церковь обогащалась внутренне богослужебнымъ творчествомъ и расширеніемъ внѣшнихъ формъ богослуженія и благочестія, подъ водительствомъ Духа Божія. Затѣмъ пошли вѣка нашествія иноплеменниковъ и иновѣрцевъ, въ тяжелыхъ условіяхъ сохраненія вѣры, страданій за вѣру. Но и во всѣ эти періоды продолжались разнообразныя явленія знаменій, исцѣленій и чудесъ и росло число великихъ святыхъ Божіихъ.

Святитель Кириллъ Іерусалимскій поучалъ готовящихся къ крещенію о томъ, какъ Божія благодать содѣйствовала распространенію христіанства въ эпоху мученичества, несмотря на всѣ препятствія:

«Великъ въ дарованіяхъ, всемогущъ и чуденъ Духъ Святый. Ты посмотри, сколько христіанъ находится въ нашей области; потомъ обрати мысленный взоръ на все Римское царство; и послѣ всего посмотри на весь міръ, на племена Персидскія, на народы Индійскіе, на Готѳовъ и Сарматовъ, на Галловъ и Гишпанцевъ, на Мавровъ и Ливіевъ, Еѳіоповъ и на прочіе народы, неизвѣстные намъ. Ибо многихъ народовъ не знаемъ мы и по имени. Посмотри въ каждомъ народѣ на епископовъ, пресвитеровъ, діаконовъ, монашествующихъ дѣвъ, также и на мірянъ. Посмотри, какъ оный великій Предстатель и Раздаятель даровъ во всемъ мірѣ даетъ одному чистоту, другому всегдашнее дѣвство, иному расположеніе къ милостынѣ, другому любовь къ нищетѣ, иному силу изгонять противныхъ духовъ. И какъ свѣтъ однимъ стремленіемъ луча озаряетъ все — такъ и Духъ Святый просвѣщаетъ имѣющихъ очи. Итакъ, кто, слѣпотствуя, не удостаивается благодати, тотъ да не укоряетъ Духа, но да укоряетъ свое невѣріе» (Огласительныя слова, около 340 года).

Поэтому, первое, что необходимо признать, это то, что день святой Пятидесятницы — день совершенно особый, единичный въ своемъ значеніи, неповторимый, онъ былъ началомъ Новаго Завѣта вмѣсто отшедшаго Ветхаго. «Въ тѣ дни», — пророчествовалъ пророкъ Іоиль, — «сказалъ Господь: излію отъ Духа Моего на всякую плоть, и будутъ пророчествовать»: а далѣе Іоиль видитъ, въ перопективѣ временъ, необычныя и страшныя явленія, сотіровождающія жизнь Церкви предъ концомъ міра, «прежде, нежели наступитъ день Господень, великій и страшный».

Но нигдѣ не заповѣдано и не обѣщано намъ повторенія дня Пятидесятницы и нигдѣ не заповѣдуется самимъ искать, добиваться сверхъестественныхъ даровъ, именуемыхъ «харитативными». Наоборотъ, это осуждается, какъ осужденъ былъ, по сказанію книги Дѣяній, нѣкій Симонъ, добивавшійся получить апостольскій даръ, и былъ строго осужденъ, не только потому, что принесъ при этомъ деньги, но и потому, что сами побужденія у него не были чистыми, а были корыстными. Опасно даже путемъ какихъ-либо чудесныхъ явленій искать популярности своему, хотя бы и религіозному, движенію.

Апостольскую проповѣдь сопровождали знаменія и чудеса. Такъ, ап. Павелъ пишетъ Римскимъ христіанамъ: «Не осмѣлюсь назвать что-нибудь такое, что не совершилъ Христосъ чрезъ меня силою знаменій и чудесъ, силою Духа Божія, такъ что благовѣствованіе Христово распространено мною отъ Іерусалима и окрестности до Иллирика». Однако, онъ ни однимъ словомъ не ставитъ это на высоту христіанскихъ достиженій и не этого испрашиваетъ для нихъ у Бога. Онъ направляетъ мысль ихъ въ иную сторону: «Представьте тѣла ваши въ жертву живую, святую, благоугодную Богу... Не думайте о себѣ болѣе, нежели должно думать..., будьте братолюбивы другъ ко другу съ нѣжностью; въ почтительности другъ друга предупреждайте; въ усердіи не ослабѣвайте, духомъ пламенѣйте, Господу служите; утѣшайтесь надеждою; въ скорби будьте терпѣливы, въ молитвѣ постоянны; ...не высокомудрствуйте, но послѣдуйте смиреннымъ; не мечтайте о себѣ»... Вѣнецъ же всему есть любовь: «любовь есть исполненіе закона». А о самомъ себѣ апостолъ говоритъ: «буду хвалиться немощами моими». И только, чтобы сказать: «подражайте мнѣ, какъ я Христу», сказать подбадривающе, пишетъ христіанамъ Коринѳа: «Признаки апостола во мнѣ были открыты передъ вами всякимъ терпѣніемъ, знаменіями, чудесами и силами».

Чья мысль пройдетъ равнодушно при чтеніи словъ апостола: «мы отвсюду притѣсняемы..., мы гонимы..., всегда носимъ въ тѣлѣ мертвость Господа Іисуса..., мы, живые, непрестаино предаемся на смерть ради Іисуса..., такъ что смерть дѣйствуетъ въ насъ, а жизнь въ васъ» (2-е посл. Коринѳянамъ). Въ наше время, при всѣхъ видахъ комфорта, при забвеніи всѣхъ видовъ самоограниченія нужныхъ ради вѣры, минуя весь путь постепеннаго очищенія души и тѣла, указываемый въ каждомъ апостольскомъ посланіи, — поднимать себя на вершины христіанскихъ достиженій, претендовать на совершеніе чудесъ и исцѣленій — не будетъ ли это значить испытывать правосудіе Божіе?

Великій въ духовномъ опытѣ преподобный Исаакъ Сиринъ наставляетъ: «Служеніе креста двояко, ибо зависитъ отъ природы человѣка — дѣятельной и мыслительной. Дѣятельное служеніе выражается въ терпѣливомъ перенесеніи скорбей плоти; мыслительное — въ умственномъ дѣяніи, въ бесѣдѣ съ Господомъ, въ постояной молитвѣ. Первое очищаетъ плоть при помощи подвига; второе — умъ, при помощи любви. Каждый, кто безъ упражненія въ первой части приступитъ, ради ожиданія удовольствія, ко второй, навлечетъ на себя гнѣвъ Божій. Ибо, не умертвивъ сперва своихъ земныхъ страстей, не вылѣчивъ себя отъ болѣзни души трудомъ и несеніемъ креста, дерзаетъ услаждать умъ свой славою креста. Сказали древніе святые: если умъ пожелаетъ вознестись на крестъ прежде, чѣмъ его чувства совершенно умолкнутъ, будетъ пораженъ гнѣвомъ Божіимъ. (Исаакъ Сиринъ: Шесть поученій о пути къ совершенству. Поуч. второе).

Спросятъ: Съ чѣмъ же именно нужно бороться? — Отвѣчаетъ на это апостолъ: «Дѣла плоти извѣстны; они суть: прелюбодѣяніе, блудъ, нечистота, непотребство, идолослуженіе, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнѣвъ, распри, разногласія, соблазны, ереси, ненависть, убійства, пьянство, безчинства, и тому подобное. Предваряю васъ, какъ и прежде предварялъ, что поступающіе такъ Царства Божія не наслѣдуютъ» (ап. Павелъ — Галатамъ).

Такъ равно намъ не слѣдуетъ представлять первохристіанскія общины полнымъ образцомъ для насъ. Не напрасно писали апостолы подобныя слова увѣщанія. Апостоламъ приходилось съ осторожностью, какъ къ дѣтямъ, относиться къ новообращеннымъ, и переводить ихъ отъ начальнаго энтузіазма къ ровному теченію церковной христіанской жизни.

Если указываютъ въ современномъ движеніи на случаи исцѣленій и другихъ необычныхъ, какъ бы чудесныхъ, дѣйствій, то намъ не принадлежитъ ихъ оцѣнка. По существу, нужно лишь сказать, что душа человѣка не настолько изучена, да и не поддается изученію ея методами изученія матеріальной природы. Не легко указать границу между обычными естественными способностями души и возможностями для нея дѣйствій выше обычныхъ, а равно и возможностью подчиненія ея темнымъ силамъ, невидимымъ для нашихъ глазъ. Сказалъ Господь въ Нагорной проповѣди: «Многіе скажутъ Мнѣ въ тотъ день: Господи, Господи! Не отъ Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоимъ ли именемъ многія чудеса творили? и не Твоимъ ли именемъ бѣсовъ изгоняли? И тогда объявлю имъ: Я никогда не зналъ васъ; отойдите отъ Меня дѣлающіе беззаконіе».

Глоссолалія.

Останавливаемъ вниманіе на «дарѣ языковъ», составляющемъ предметъ вниманія ап. Павла въ 14-й главѣ перваго посланія къ Коринѳянамъ. Были ли тѣ явленія γλώσσαι — «дара языковъ» выраженіемъ благодатнаго дара «новыхъ языковъ» дня Пятидесятницы?

Нѣтъ. Здѣсь два разныхъ явленія. Рѣчи апостоловъ въ тотъ день понимали всѣ; а этихъ, въ собраніяхъ коринѳскихъ христіанъ никто не понималъ безъ истолкованія другимъ лицомъ. Само существо физическаго произношенія было разное. Здѣсь допускалось нѣкое лепетаніе. Слово «глоссолалія» составлено изъ γλῶσσα и λαλέω: «языкъ» и «говорю». Λαλέω обычно употребляется въ Евангеліи въ смыслѣ «говорю», «говорилъ», «сказалъ». Но оно имѣетъ и опредѣленно другое значеніе: бормотать, лепетать [1]. Вообще ясно, что эта форма славы Божіей безпокоитъ апостола; однако, онъ опасается огорчить сихъ младенцевъ во Христѣ, поэтому ограничивается требованіемъ, чтобы каждое такого рода выступленіе имѣло своего истолкователя. Ап. Павелъ ставитъ въ примѣръ себя: «я болѣе всѣхъ васъ говорю языками», пишетъ онъ. А имъ проповѣдывалъ и молился съ ними, конечно, на греческомъ (эллинскомъ) языкѣ, на коемъ онъ и пишетъ, — хотя владѣлъ и римскимъ, и арамейскимъ — Палестины, и древнееврейскимъ — Священнаго Писанія, и, несомнѣнно, народными нарѣчіями тѣхъ странъ на востокъ отъ Малой Азіи, гдѣ онъ родился и которыя посѣтилъ съ проповѣдью о Христѣ сразу послѣ собственнаго обращенія ко Христу (Аравія, Сирія, Киликія). Въ данномъ же случаѣ онъ увѣщеваетъ; «Не будьте дѣти умомъ»; ...«если всѣ станутъ говорить «языками» и войдутъ къ вамъ незнающіе или невѣрующіе, то не скажутъ ли, что вы бѣснуетесь?» О себѣ же онъ, конечно, говоритъ въ обычномъ смыслѣ владѣнія разными языками.

Намъ не извѣстно, — да и сомнительно, есть ли вообще, — какое-либо изслѣдованіе по этому предмету въ экзегетикѣ. Поэтому приходится ограничиться въ дальнѣйшемъ собственными соображеніями и предположеніями въ этой области.

Упоминанія о «языкахъ, въ особомъ смыслѣ слова», дважды находимъ въ книгѣ Дѣяній Апостольскихъ.

Въ 10-й главѣ Дѣяній повѣствуется объ обращеніи апостоломъ Петромъ въ Кесаріи (Палестниской) добродѣтельнаго и названнаго благочестивымъ язычника сотника Корнилія со всемъ ето домомъ. Послѣ проповѣди Петра всѣ домашніе пришли въ такое умиленіе, что стали «говорить языками» и «величать Бога». Это происходило еще до ихъ крещенія. «Тогда Петръ сказалъ: Кто можетъ запретить креститься водою тѣмъ, которые, какъ и мы, получили даръ Святаго Духа? И велѣлъ имъ креститься во имя Іисуса Христа». Эти языки не были обычными: они лишь «сопровождали» величаніе Бога, они были эллинской глоссолаліей.

Въ 19-й главѣ Дѣяній разсказано, какъ ап. Павелъ, придя впервые съ проповѣдью въ Ефесъ, нашелъ тамъ около 12-ти лицъ, просвѣщенныхъ и крещенныхъ Іоанномъ Предтечей. Оказалось, они не слыхали ни о «Грядущемъ по Іоаннѣ», ни о Духѣ Святомъ. Послѣ наученія ихъ вѣрѣ и послѣ ихъ крещенія, при возложеніи на нихъ апостольскихъ рукъ «сошелъ на нихъ Духъ Святый, и они стали говорить «языками» и пророчествовать.

Каково же происхожденіе этого оригинальнаго явленія? — Отвѣтить на вопросъ помогаетъ намъ сама книга Дѣяній.

Во всѣхъ трехъ названныхъ городахъ: въ Коринѳѣ — исконной Греціи, въ Кесаріи и въ Ефесѣ — населеніе было эллинской культуры и эллинской религіи, хотя уже внутренне слабѣвшей, но въ народѣ еще живой, что красочно представлено здѣсь же въ Дѣяніяхъ событіемъ въ Ефесѣ. Когда благовѣствованіе Павла стало угрожать язычеству въ Ефесѣ, тамъ поднялся народный мятежъ. Искусственно подстрекаемая разъяренная толпа, съ криками: «Велика Артемида Ефесская!», набросилась на спутниковъ Павловыхъ и едва была усмирена «блюстителемъ власти» города.

Держалась религія — сохранялись и способы ея выраженія. Какъ простолюдинъ, вчерашній язычникъ, обращенный къ вѣрѣ во Христа, слособенъ былъ выразить новое для него чувство, любовь ко Христу, какъ не вкладывая его въ привычную для него внѣшнюю форму? А перенялъ онъ эту форму отъ тѣхъ, кто издавна восприняли ее въ главныхъ пунктахъ языческаго культа, такихъ, какъ Дельфы и Додона, съ ихъ языкомъ оракуловъ, непонятнымъ для непосвященныхъ. Возможно, что нѣкоторые отрывки этихъ глоссоглаголаній заучивались или просто запоминались, а къ этимъ таинственнымъ формуламъ присоединялись лепетанія экспромптомъ индивидуальныя, а то и коллективныя, выражавшія не мысли, а только настроенія. Извѣстно, что въ эллинскомъ культѣ имѣлись спеціальные толкователи изреченій оракуловъ и бормотанія пиѳіи: толкователь назывался: προφήτης. Одушевленный апостольской проповѣдью и общимъ въ собраніи подъемомъ, неофитъ, человѣкъ изъ простой трудовой среды присоединялся къ общему настроенію путемъ, какой зналъ, и въ христіанской обстановкѣ.

Но въ тѣхъ же собраніяхъ участвовали и другіе вѣрующіе: крещеные іудеи. Какъ должна была быть чуждой для нихъ эта глоссолалія! Сами они имѣли молитвенный и пѣсненный матеріалъ высокаго качества — псалмы, имѣли его на родномъ для нихъ языкѣ. Чтобы «едиными усты и единымъ сердцемъ славить Бога», достаточно было ввести въ литургическую жизнъ уже издавна существовавшій переводъ Псалтири на греческій языкъ. Они это совершили. Глоссолалія умолкла. Такъ получило свое начало, непрерывнымъ развитіемъ и расцвѣтомъ на этомъ корнѣ, православное богослуженіе — въ монастыряхъ оформленный многими столѣтіями церковный Типиконъ.

«Иными языки».

Апостолъ Павелъ среди своихъ наставленій коринѳскимъ христіанамъ по поводу молитвенныхъ собраній приводитъ текстъ изъ пророка Исаіи: «Въ законѣ пишетъ: яко иными языки и устны иными возглаголю людемъ симъ, и ни тако послушаютъ Мене, глаголетъ Господь» (Ис. 28, 11-12). Этотъ текстъ можетъ давать поводъ сторонникамъ глоссолаліи видѣть Божіе одобреніе ихъ способа молитвы въ словахъ: «иными языки возглаголю».

На дѣлѣ это не такъ, и не съ цѣлью одобренія напоминаетъ ихъ апостолъ. Въ словахъ Исаіи выраженъ судъ Божій надъ царствомъ Израильскимъ за полное паденіе въ немъ, не только въ народѣ, но и въ поведеніи священниковъ, паденіе нравственности и благочестія [2]. При жизни прор. Исаіи это царство завоевано было Салманассаромъ, царемъ Ассирійскимъ, и уничтожено на вѣки. Народъ былъ переведенъ въ Ассирію; а на прежнюю территорію его, въ Самарію, переселены были люди разныхъ народностей съ ихъ различными культами и языками. Принудительная смѣна родного языка на чужіе — въ плѣну и на родинѣ: такое наказаніе понесъ народъ древняго его праотца Израиля (4-я кн. Царствъ, 17-я гл). Приведя пророческія слова, апостолъ продолжаетъ: «Итакъ, языки суть знаменія не для вѣрующихъ, а для невѣрующихъ»: апостолъ внушаетъ видѣть въ словахъ Господа «буду говорить иными словами» угрозу невѣруюшимъ проповѣди о Христѣ.

Такимъ образомъ, ясно, что поороческія слова Исаіи не относятся ни къ дню великой Пятидесятницы, ни къ глоссолаліи.

Не... «иными языки и устны иными», но... «единѣми усты и единѣмъ сердцемъ».

Для нашей эпохи, приближающейся къ двухтысячелѣтней годовщинѣ христіанства, характерно острое раздѣленіе міра, выросшаго на христіанской почвѣ, — на вѣрующихъ въ Бога и въ бытіе высшаго міра, или хотя бы жаждущихъ вѣры, ищущихъ и жаждущихъ правды, — и на безвѣрныхъ, на противниковъ вѣры, отрицателей всего святого и даже поставившихъ своей задачей убить вѣру въ мірѣ.

Опустошенность души человѣка очень чувствуется среди блестящихъ завоеваній матеріальной культуры. Это состояніе пустоты приводитъ однихъ къ отчаянію; другіе погашаютъ это чувство преизбыткомъ впечатлѣній или разнообразіемъ чувствениыхъ переживаній. Но есть въ чистотѣ сердецъ ищущіе, при сознаніи, что нѣтъ другого пути, кромѣ христіанскаго: и вѣримъ, что такіе найдутъ его. Истинное же, полное христіанство есть Церковь Христова, Церковь апостольская, Церковь всѣхъ святыхъ. Она названа «столпомъ и утвержденіемъ истины».

Нужно понимать Церковь не въ формѣ облаковъ, вѣчно тянущихся надъ земнымъ шаромъ, вѣчно новыхъ, вѣчно тающихъ, принимающихъ разнообразный видъ, вѣчно смѣняющихъ одно другое. Церковь также не подобна фарватеру, берегамъ рѣки, по коему текутъ волны одна за другой, никогда не возвращаясь назадъ. Христова Церковь есть «Домъ Божій». Она — какъ строеніе, духовное сооруженіе, въ основаніи коего были и остаются пророки и апостолы, стѣнами и столпами служатъ святители и преподобные, а въ высотѣ сіяютъ звѣзды мучениковъ; куполъ ея теряется для нашихъ глазъ въ безмѣрной высотѣ; а внутри она имѣетъ двѣ сферы, «земную» и небесную: сферу «призванныхъ» и сферу «избранныхъ», хотя внѣшне разобщенныхъ, но, по существу, духовно, состоящихъ въ непрестанномъ общеніи, ибо «Богъ не есть Богъ мертвыхъ, но Богъ живыхъ»; вмѣстимость же ея безмѣрна; однако она постепенно наполняется, «въ мѣру возраста исполненія Христова», когда, наконецъ, вся она войдетъ въ «Царство Славы» Пресвятыя Троицы. Каждому увѣровавшему предоставляется войти въ сферу призванныхъ Божіихъ.

Входимъ въ христіанство чрезъ крещеніе во имя Святыя Троицы. Утверждаемся въ принадлежности къ Церкви чрезъ мѵропомазаніе. Воспитываемся въ храмахъ чрезъ общественное богослуженіе. Питаемся Христомъ въ Евхаристіи. Сохраняемся въ единствѣ благодати чрезъ преемственную отъ Апостоловъ іерархію. Отходимъ изъ этой жизни въ молитвенномъ окруженіи церковномъ. Остаемся въ памяти церковной много, много дольше, чѣмъ въ памяти мірской.

Каждая нація призвана имѣть свое самостоятельное мѣсто въ «Домѣ Христовомъ» на землѣ. По существу же, однако, всѣ мы въ Церкви составляемъ одну Христову націю и имѣемъ одно имя, какимъ отвѣчали мученики древней Церкви, когда на допросѣ спрашивали у нихъ: «Имя какъ твое?» Они отвѣчали: «Христіанинъ», «Христіанка». Ко второму пришествію Сына Человѣческаго — къ чему нужно стремиться распыленному христіанству? Развѣ не къ тому, чтобы объединиться всѣмъ въ подлинно Апостольской Церкви Христовой, по призыву возлюбленнаго Христова ученика: «возвѣщаемъ вамъ, чтобы и вы имѣли общеніе съ нами; а наше общеніе — съ Отцемъ и Сыномъ Его, Іисусомъ Христомъ» (1 Іоан. 1, 3)?

Примѣчанія:
[1] Алала! равняется нашему «ура!» Также означаетъ «бренчаніе». Ап. Павелъ умышленно приводитъ это послѣднее значеніе въ заключеніе рѣчи о «языкахъ»: «Если я говорю языками человѣческими и ангельскими, а любви не имѣю, то я мѣдь звенящая или ἡ κύμβαλον ἀλαλάζον — «кимвалъ звяцаяй» (слав.).
[2] Въ русскомъ текстѣ Исаіи 28, 11-12: «За то лепечущими устами и на чужомъ языкѣ будутъ говорить къ этому народу».

Источникъ: Протопресвитеръ Михаилъ Помазанскій. «Богъ нашъ на небеси и на земли, вся елика восхотѣ, сотвори». Апологетическіе очерки. (1978-1982). — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1984. — С. 84-97.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.