Церковный календарь
Новости


2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 15 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Протопресвит. Михаилъ Помазанскій († 1988 г.).

Протопресвитеръ Михаилъ Помазанскій († 1988 г.), видный богословъ, духовный писатель, преподаватель семинаріи РПЦЗ въ Джорданвиллѣ. Родился 6 (19) ноября 1888 г. въ с. Корысть (Волынская губернія) въ семьѣ священника. Окончилъ Кіевскую духовную академію со степенью кандидата богословія (1912). Преподаватель въ ровенскихъ гимназіяхъ (1916-1934). Священникъ (1936), зачисленъ въ клиръ Варшавскаго каѳедральнаго собора (до 1944 г.). Послѣ эвакуаціи изъ Варшавы 4 года жилъ въ лагеряхъ Ди-Пи въ Германіи. Съ 1949 г. вмѣстѣ съ семьей переѣхалъ въ США. Преподавалъ въ Свято-Троицкой духовной семинаріи г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) греческій и церковно-славянскій языки, а также догматическое богословіе (въ 1960-хъ — 1980-хъ гг. упоминается какъ проректоръ семинаріи). Въ 1950-хъ — 1980-хъ гг. упомянутъ какъ священнослужитель, приписанный къ Свято-Троицкому монастырю въ г. Джорданвилль въ юрисдикціи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Въ 1955 г. — митрофорный протоіерей; съ 1962 г. — протопресвитеръ. Членъ редакціонной комиссіи Свято-Троицкаго монастыря (упом. въ 1955 г.). Перу о. Михаила принадлежитъ рядъ брошюръ и множество статей въ «Православной Руси», «Православной Жизни» и журналѣ «Православный Путь». Бóльшая часть этихъ статей вошла въ сборники «О жизни, о вѣрѣ, о Церкви» (два тома, 1976) и «Богъ нашъ на небеси и на земли вся, елика восхотѣ, сотвори» (1984). Но наибольшей извѣстностью пользуется его «Православное Догматическое Богословіе» (1968), которое стало основнымъ учебникомъ во всѣхъ духовныхъ семинаріяхъ Америки. Скончался 22 октября (4 ноября) 1988 г. въ возрастѣ 100 лѣтъ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ.

Сочиненія протопресвит. Михаила Помазанскаго

Протопресвитеръ Михаилъ Помазанскій († 1988 г.).
Богъ нашъ на небеси и на земли, вся елика восхотѣ, сотвори.
Апологетическіе очерки. (1978-1982).

«Наша брань не противъ плоти и крови...».
(По вопросу о такъ назыв. мытарствахъ).

«Мы безумны Христа ради, вы же мудры во Христѣ» (1 Кор. 4, 10).

Наше пребываніе среди населенія, хотя и христіанскаго, но во многомъ иныхъ понятій и взглядовъ въ области вѣры, побуждаетъ насъ хотя бы изрѣдка откликнуться на тему нашей вѣры, когда поднимаются онѣ и трактуются съ неправославной точки зрѣнія лицами другихъ исповѣданій, а то и православными, потерявшими твердую православную почву подъ ногами.

Въ ограниченныхъ условіяхъ нашего существованія, какъ небольшой церковной вѣтви, мы, къ сожалѣнію, не въ состояніи полностью реагировать на такія выступленія или отвѣчать на вопросы; однако чувстуемъ иногда въ самихъ себѣ такую потребность. Въ частности, имѣемъ поводъ опредѣлить православный взглядъ на вопросъ о «мытарствахъ», составляющій тему или одну изъ темъ въ книгу на англійскомъ языкѣ подъ названіемъ «Христіанская миѳологія». «Мытарства» — переживанія христіанской души непосредственно послѣ смерти человѣка, какъ эти переживанія представляются отцами Церкви и христіанскими подвижниками. Въ послѣдніе годы замѣтнѣе стали критическіе подходы къ ряду нашихъ церковныхъ воззрѣній, приписывающіе черты примитивныхъ воззрѣній, наивнаго міросозерцанія, или благочестія, съ примѣненіемъ такихъ словъ, какъ «миѳы», «магія», или подобныхъ имъ.

Нашъ долгъ отозваться на такіе взгляды. Тема о «мытарствахъ» не есть собственно предметъ православнаго христіанскаго богословія: она не догматъ Церкви въ точномъ смыслѣ. Она составляетъ матеріалъ нравоучительнаго, воспитательнаго свойства, можно бы сказать — педагогическаго характера. Чтобы правильно подойти къ ней, необходимо понимать основы и духъ православнаго міропониманія. «Ибо кто изъ человѣковъ знаетъ, чтó въ человѣкѣ, кромѣ духа человѣческаго, живущаго въ немъ? Такъ и Божіяго никто не знаетъ, кромѣ Духа Божія?» Нужно самому приблизиться къ Церкви, «дабы знать дарованное намъ отъ Бога» (1 Кор. 2, 11-12).

Въ данномъ вопросѣ основа: Мы вѣруемъ въ Церковь. Церковь есть небесно-земное Тѣло Христово, предназначенное къ нравственному совершенствованію членовъ земной ея части и къ блаженной, радостной, но всегда дѣятельной жизни сонмовъ ея въ Небесной ея сферѣ. Церковь на землѣ славитъ Бога, объединяетъ вѣрующихъ и воспитываетъ ихъ нравственно, чтобы такимъ путемъ облагородить и возвысить саму земную жизнь, личную, своихъ чадъ и общественную; главное же, чтобы помочь имъ въ достиженіи жизни вѣчной, въ Богѣ, въ достиженіи святости, безъ которой «никто не увидитъ Господа» (Евр. 12, 14). Для этого намъ необходимо непрестанное церковное наше общеніе, насъ земныхъ, съ Небесною Церковію. Въ Тѣлѣ Христовомъ всѣ члены его во взаимодѣйствіи. У Господа, Пастыря Церкви, какъ бы два стада: небесное и земное (Посланіе Восточныхъ патріарховъ 17-го вѣка). «Страдаетъ ли одинъ членъ, страдаютъ съ нимъ всѣ члены; радуется ли одинъ членъ, радуются съ нимъ остальные члены». Радующейся является Небесная Церковь; но она вмѣстѣ съ тѣмъ состраждетъ сочленамъ земнымъ. Св. Григорій Богословъ далъ имя земной Церкви его времени «страждущее Православіе»: такимъ оно остается и донынѣ. Общеніе это цѣнно и необходимо для общей задачи, дабы мы «все возращали (растили) въ Того, изъ Кого все Тѣло, составляемое и совокупляемое посредствомъ всякихъ взаимно скрѣпляющихъ связей, при дѣйствіи въ свою мѣру каждаго члена, получаетъ прирашеніе для созиданія самого себя въ любви» (Ап. Павелъ, послан. къ Ефесян.). Цѣль же всего — обоженіе въ Господѣ, да будетъ «Богъ — все во всемъ». И земная жизнь христіанина есть — должна быть — мѣстомъ духовнаго роста, подъема, восхожденія души къ Небу. Да, мы глубоко скорбимъ, что, за исключеніемъ единицъ, мы, зная нашъ путь, далеко сходимъ съ него изъ-за привязанности къ чисто-земному, и хотя готовы приносить покаяніе, но продолжаемъ жить въ нерадѣніи и лѣности. Однако, нѣтъ въ нашихъ душахъ того «душевнаго спокойствія», какое присуще западно-христіанской психологіи, утвержденной на нѣкоемъ «моральномъ минимумѣ», дающемъ удобное душевное расположеніе для занятія своими житейскими интересами.

Между тѣмъ, именно тамъ, гдѣ кончается линія «душевнаго спокойствія», тамъ открывается поле для совершенствованія, для внутренней работы христіанина. «Если, познавши Бога, произвольно грѣшимъ, то не остается болѣе жертвы за грѣхи, но нѣкое страшное ожиданіе суда и ярость огня, готоваго пожрать противниковъ.... Страшно впасть въ руки Бога живаго!» (Евр. 10, 26-27. 31). Пассивность, безпечность непривычны душѣ: не поднимаясь, мы тѣмъ самымъ опускаемся внизъ. А между тѣмъ подъемъ требуетъ неустанной бдительности души и, болѣе того, борьбы. Съ кѣмъ борьбы? Съ собой ли только? — «Наша брань не противъ плоти и крови, но противъ начальствъ, противъ властей, противъ міроправителей тьмы вѣка сего, противъ духовъ злобы поднебесной» (Ефес. 6, 12).

Здѣсь мы подходимъ къ темѣ о мытарствахъ.

Не случайно, не напрасно молитва Господня кончается словами: «не введи насъ во искушеніе, но избави насъ отъ лукаваго». Объ этомъ лукавомъ Господь въ другой Своей бесѣдѣ сказалъ Своимъ ученикамъ: «видѣхъ сатану, яко молнію съ неба спадша». Низринутый съ неба, сталъ, такимъ образомъ, обитателемъ низшей сферы, «княземъ власти воздушныя», княземъ «легіона» нечистыхъ духовъ. «Когда нечистый духъ выйдетъ изъ человѣка», но не найдетъ себѣ покоя, возвращается въ домъ, откуда вышелъ, и найдя его не занятымъ, выметеннымъ и убраннымъ, «идетъ и беретъ съ собою семь другихъ духовъ, злѣйшихъ себя, и вошедши живутъ тамъ; и бываетъ для человѣка того послѣднее хуже перваго. Такъ будетъ и съ этимъ злымъ родомъ», въ заключеніе сказалъ Господь (Матѳ. гл. 12). Только ли съ тѣмъ родомъ? А объ исцѣленной въ одну изъ субботъ скорченной женщинѣ не отвѣтилъ ли Господь: «сію дочь Авраамову, которую связалъ сатана вотъ уже восемьнадцать лѣтъ, не надлежало ли освободить отъ узъ въ день субботній?». Не забываютъ объ этихъ врагахъ нашихъ и апостолы въ своихъ наставленіяхъ. «Вы нѣкогда жили, — пишетъ ап. Павелъ ефесянамъ, — по обычаю міра сего, по волѣ князя, господствующаго въ воздухѣ, духа, дѣйствующаго нынѣ въ сынахъ противленія...». Поэтому и нынѣ «облекитесь во всеоружіе Божіе, чтобы вамъ можно было стать противъ козней діавольскихъ», ибо «діаволъ, какъ рыкающій левъ, ищетъ кого поглотить».

Будучи христіанами, назовемъ ли эти ссылки на Писаніе миѳологіей?

Что написано, о чемъ предостерегаетъ слово Божіе, относится и къ намъ, относилось и къ прежнимъ поколѣніямъ. И поэтому препятствія для спасенія тѣ же. Одни — въ нашемъ собственномъ нерадѣніи, въ собственной самоувѣренности, въ безпечности, въ эгоизмѣ, въ тѣлесныхъ страстяхъ; другія — въ соблазнахъ и соблазнителяхъ, окружающихъ насъ: въ живыхъ людяхъ и въ невидимыхъ темныхъ силахъ, окружающихъ насъ. Потому мы въ нашихъ личныхъ, домашнихъ ежедневныхъ молитвахъ просимъ Бога не допустить насъ даже до «лукаваго поспѣшенія», т. е. до удачи въ дѣлахъ, такой, какая шла бы отъ помощи темныхъ силъ. А вообще въ личныхъ молитвахъ и въ общественномъ богослуженіи мы никогда не теряемъ мысли о переходѣ въ иную жизнь по смерти.

Въ апостольскія и первохристіанскія времена, когда было больше воодушевленія въ христіанахъ, когда отчетливѣе была разница между языческимъ міромъ и міромъ христіанъ, когда страданія мучениковъ сами собой являлись свѣтомъ христіанства, требовалось меньше заботы о поддержаніи духа христіанъ простой проповѣдью. Но Евангеліе максимально! Требованія Нагорной проповѣди предназначены были не для однихъ апостоловъ. И потому въ писаніяхъ апостоловъ уже читаемъ не простыя наставленія, но и предостереженія передъ будущимъ, когда должно будетъ давать отчетъ.

«Облекитесь во всеоружіе Божіе, чтобы вамъ можно было стать противъ козней діавольскихъ...», «дабы вы могли противостать въ день злый и, все преодолѣвши, устоять...» (Еф. гл. 6). «Мы должны знать, что если мы, познавши Бога, произвольно грѣшимъ, то не остается болѣе жертвы за грѣхи, но нѣкое страшное ожиданіе суда и ярость огня, готоваго пожрать противниковъ». «Страшно впасть въ руки Бога живаго!» (Евр. гл. 10). «Къ однимъ будьте милостивы, а другихъ страхомъ спасайте, исторгая изъ огня, обличайте со страхомъ, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотію» (Іуды, бр. Іакова). «Невозможно — однажды просвѣщенныхъ и вкусившихъ дара небеснаго и содѣлавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусившихъ благаго глагола Божія и силъ будущаго вѣка, и отпадшихъ, опять обновлять покаяніемъ, когда они снова распинаютъ въ себѣ Сына Божія и ругаются Ему» (Евр. гл. 6).

Такъ — въ апостольскій вѣкъ. Когда же Церковь, получивъ свободу исповѣданія, стала пополняться массами народа, когда и общее воодушевленіе вѣрой стало ослабѣвать, потребность въ сильныхъ словахъ, въ обличеніяхъ, въ призывахъ къ бдительности духовной, къ страху Божію и страху передъ своей судьбой стала острѣе. И у самыхъ ревностныхь архипастырей среди сборниковъ ихъ пастырскихъ поученій мы читаемъ грозныя слова картинъ будущаго суда, ожидающаго насъ по смерти. Эти словá предназначены къ образумленію грѣшниковъ и, очевидно. произносились въ періоды обще-христіанскаго покаянія, передъ Великимъ постомъ. Въ нихъ истина «правды Божіей», истина, что въ Царство святости не войдетъ ничто нечистое, облечена въ живописныя, отчасти приточныя, близкія къ земнымъ, каждому жизненно знакомые образы. Сами святители наименовали эти образы суда, непосредственно слѣдуюшаго за смертью, — «мытарствами». Столы мытарей, собирателей налоговъ и пошлинъ, были, очевидно, пунктами пропуска въ дальнѣйшую дорогу, въ городъ, въ его центральную часть. Конечно, слово это само по себѣ не вводитъ насъ въ его религіозный смыслъ. Въ святоотеческой рѣчи оно обозначаетъ краткій періодъ посмертнаго отчета души христіанской въ своемъ моральномъ содержаніи.

Уже 4-й вѣкъ далъ намъ образцы такихъ живыхъ, картинныхъ обрашеній къ паствѣ.

«Пусть никто не льститъ себя суетными словами, ибо "внезапно настигнетъ тебя пагуба" (1 Ѳес. 5, 3) и произведетъ переворотъ, подобный бурѣ. Придетъ строгій ангелъ, насильно поведетъ душу твою, связанную грѣхами. Займись же размышленіемъ о послѣднемъ днѣ,... представь себѣ смятеніе, сокращеніе дыханія и часъ смертный, приближающійся Божій приговоръ, поспѣшающихъ ангеловъ, страшное смущеніе души, мучимой совѣстью съ жалостнымъ взоромъ на происходящее, наконецъ — необходимую неотвратимость дальнаго переселенія» (Св. Василій Великій. Въ «Опытѣ православнаго богословія съ историческимъ изложеніемъ» еп. Сильвестра, т. 5, стр. 89). Св. Григорій Богословъ, имѣвшій дѣло съ большой паствой лишь въ краткіе періоды, ограничивается общими словами, говоря, что «каждый бываетъ искреннимъ судьей самого себя, по причинѣ ожидающаго его судилища».

Болѣе яркая картина у св. Іоанна Златоуста: «Если мы, — говоритъ онъ, — отправляясь въ какую-нибудь чужую страну или городъ, требуемъ путеводителей, то сколько намъ нужно помощниковъ и руководителей, чтобы пройти безпрепятственно мимо старѣйшинъ, властей, воздушныхъ міроправителей, гонителей, мытареначальниковъ! Посему-то душа, отлетая отъ тѣла, часто то поднимается, то низспускается, и боится, и трепещетъ. Сознаніе грѣховъ всегда мучитъ насъ, тѣмъ болѣе въ тотъ часъ, когда предстоитъ намъ быть отведенными на тамошнія испытанія и страшное судилище». И далѣе Златоустъ даетъ нравственныя наставленія къ христіанскому образу жизни. Что касается скончавшихся младенцевъ, то онъ влагаетъ въ ихъ уста слѣдующія слова: «Святые ангелы мирно разлучили насъ отъ тѣлъ, и мы, имѣя добрыхъ путеводителей, безбѣдно прошли мимо воздушныхъ властей. Лукавые духи не нашли въ насъ того, чего искали, не замѣтили того, чего хотѣли. Узрѣвъ тѣло безъ грѣха, они посрамились; увидѣвъ непорочную душу, устыдились; увидѣвъ неоскверненный языкъ, умолкли. Мы прошли мимо и посрамили ихъ. Сѣть расторглась, и мы избавились. Благословенъ Богъ, не давшій насъ въ ихъ ловитву» (тамъ же. Слово II-е, О памяти усопшихъ).

Такъ же безбѣдно и свободно достигающими чертоговъ небесныхъ представляетъ Православная Церковь христіанскихъ мучениковъ и мученицъ. Въ пятомъ вѣкѣ представленіе непосредственнаго суда надъ душой послѣ выхода ея изъ тѣла, или частнаго суда, предшествующаго всеобщему Страшному Суду, еще полнѣе соединилось съ представленіемъ мытарствъ, какъ видимъ это у св. Кирилла Александрійскаго въ его «Словѣ объ исходѣ души», суммирующемъ образы этого рода у предшествующихъ отцовъ Церкви. Совершенно ясно каждому, что чисто-земные образы привлечены къ предмету духовнаго свойства ради того, чтобы запечатлѣвшійся въ памяти образъ будилъ душу человѣка. «Се Женихъ грядетъ въ полунощи, и блаженъ рабъ, егоже обрящетъ бдяща». Одновременно въ этихъ картинахъ грѣховность, присущая падшему человѣку, раскрывается въ ея разныхъ видахъ и формахъ, и это даетъ побужденіе человѣку къ анализу своего собственнаго душевнаго содержанія. Въ наставленіяхъ православныхъ подвижниковъ виды и формы грѣховности имѣютъ нѣкоторый свой особый отпечатокъ; въ житійной письменности — также соотвѣтственный свой [1]. Благодаря доступности житій святыхъ, стало особенно извѣстнымъ сказаніе о мытарствахъ прав. Ѳеодоры, подробно изображенное ею преп. Василію Новому въ его сонномъ видѣніи. Сновидѣнія вообще выражаютъ душевное состояніе самого даннаго человѣка, а въ особыхъ случаяхъ бываютъ подлинными видѣніями душъ усопшихъ въ ихъ земномъ видѣ. Данное сказаніе имѣетъ признаки того и другого. Мысли объ участіи добрыхъ духовъ, нашихъ ангеловъ хранителей, а съ другой стороны — духовъ злобы поднебесной, въ судьбахъ людей находятъ для себя подтвержденіе: въ притчѣ о богатомъ и Лазарѣ. Лазарь тотчасъ по смерти отнесенъ былъ ангелами на лоно Авраамово; «неправедный богачъ», по другой притчѣ, услышалъ: «безумне, въ сію нощь душу твою истяжутъ отъ тебе»; «истяжутъ», повидимому, не иные кто, какъ тѣ же «духи злобы поднебесной».

Что душа непосредственно по разлученіи отъ тѣла входитъ въ сферу опредѣленія ея дальнѣйшей судьбы, говоритъ простая логика, подтверждаетъ и слово Божіе. «Человѣкамъ надлежитъ однажды умереть, потомъ же судъ», читаемъ у ап. Павла (Евр. 9, 27); судъ частный, независимый отъ общаго Вселенскаго Суда.

Ученіе о частномъ судѣ Божіемъ входитъ въ кругъ догматическаго православнаго богословія. Что же касается мытарствъ, то наши русскіе составители общихъ системъ богословія ограничиваются такимъ, можно сказать, трафаретнымъ замѣчаніемъ: «Всѣ чувственные земные образы, подъ которыми въ видѣ мытарствъ представляется частный судъ, хотя по своей основной мысли вполнѣ вѣрны, однако же, должны быть принимаемы, какъ нѣкогда наставлялъ преподобнаго Макарія Александрійскаго самъ явившійся ему Ангелъ, только за самое слабое изображеніе вещей небесныхъ» (см. у Макарія, митр. Московскаго, у Епископа Сильвестра, Ректора Кіевской Духовной Академіи; Архіеп. Филаретъ Черниговскій въ своемъ двухтомномъ трудѣ Догматическаго Богословія не касается вообще этой темы).

Если говорить объ устрашающемъ характерѣ картинъ о мытарствахъ, то развѣ мало ихъ въ новозавѣтныхъ Писаніяхъ и въ рѣчахъ Самого Господа? Не устрашаетъ ли насъ самый простой вопросъ: «Кто вошелъ сюда въ небрачной одеждѣ?».

Мы отзываемся на разсужденія о мытарствахъ, на матеріалъ второстепенный въ области нашей православной мысли потому, что онъ даетъ поводъ освѣтить сущность нашей церковной жизни. Наша жизнь христіанская, церковная, молитвенная есть непрерывное взаимообщеніе съ небеснымъ міромъ. Оно — не простое «призываніе святыхъ», какъ это часто формулируютъ. Оно — общеніе любви. Этимъ путемъ все тѣло Церкви, составами и связями будучи соединяемо и скрѣпляемо, растетъ возрастомъ Божіимъ» (Кол. 2, 19). Мы чрезъ Церковь «приступили къ небесному Іерусалиму и тьмамъ Ангеловъ, къ торжествующему собору и церкви первенцевъ, написанныхъ на небесахъ, и къ Судіи всѣхъ Богу, и къ духамъ праведниковъ, достигшихъ совершенства» (Евр. гл. 12). Наши молитвенныя связи идутъ по всѣмъ направленіямъ. Намъ заповѣдано: «молитесь другъ за друга». Мы живемъ въ аксіомахъ вѣры: «Живемъ ли или умираемъ, всегда Господни». «Любовь николиже престаетъ». «Любовь покрываетъ множество грѣховъ» (1 Петр. 4, 8). — Для души смерти нѣтъ. Жизнь во Христѣ — есть міръ молитвы. Она пронизываетъ все тѣло Церкви, соединяетъ каждаго члена Церкви съ Небеснымъ Отцемъ, членовъ земной Церкви между собою и членовъ земныхъ съ небесными. Молитвы — нити живой ткани тѣла церковнаго. Много можетъ молитва праведнаго (ап. Іаковъ). Двадцать четыре старца на небеси у престола Божія пали передъ Агнцемъ, имѣя каждый гусли и чаши полныя ѳиміама, «яже суть молитвы святыхъ», т. е. возносили молитвы на землѣ къ престолу небесному.

Устрашенія намъ нужны, они могутъ и должны остерегать насъ, удерживать насъ отъ дурныхъ поступковъ. Но — та же Церковь внушаетъ намъ, что Господь щедръ и милостивъ, долготерпѣливъ и многомилостивъ, и каяйся о злобахъ человѣческихъ, принимая на Себя немощи наши. И въ Небесной Церкви — наши заступники, помощники, молитвенники. Пречистая Богородица — Покровъ нашъ. Сами наши молитвы — это молитвы святыхъ, ими записанныя, изъ ихъ умиленныхъ сердецъ исшедшія въ дни ихъ земной жизни; творцы молитвъ могутъ это чувствовать, и сами они, такимъ образомъ, становятся ближе къ намъ. Таковы наши молитвы ежедневныя о себѣ. Таковъ и весь кругъ церковнаго богослуженія суточнаго, ежеднедѣльнаго, праздничнаго. Все это письменность не кабинетнаго происхожденія. Противъ такой помощи враги воздушные безсильны. Только бы мы имѣли вѣру. И лишь бы молитвы наши были теплы и искренни. Радость бываетъ на небесахъ объ одномъ кающемся, чѣмъ о другихъ уже не требующихъ покаянія. Какъ настойчиво Церковь учитъ насъ въ храмѣ, чтобы «прочее время живота нашего въ мирѣ и покаяніи» скончать намъ! Учитъ — Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную Владычицу нашу Богородицу со всѣми святыми поминать и тогда съ полной надеждой самихъ себя и другъ друга и всю жизнь нашу въ святую волю Христа Бога нашего предать. Но при всемъ этомъ облакѣ небесныхъ покровителей насъ радуетъ особая близость къ намъ нашихъ ангеловъ хранителей, Они — кротки. Бываетъ — радуются о насъ, бываетъ — скорбятъ о нашихъ паденіяхъ. И мы полны надежды на нихъ въ томъ нашемъ состояніи, когда разлучится душа съ тѣломъ и нужно вступить въ новую жизнь — въ свѣтѣ или во тьмѣ? въ радости ли или въ печали? Потому каждый день молимъ мы нашихъ ангеловъ о приходящемъ днѣ: «отъ всякаго лукавствія противнаго ми врага избави мя». А въ особыхъ канонахъ покаяннаго характера молимъ ихъ не отходить отъ насъ нынѣ и по смерти. «Я вижу духовнымъ взоромъ тебя, моего спребывателя, собесѣдника, святый ангеле, соблюдающа, спутствующа, спребывающа и спасительная предлагающа присно мнѣ...». «Егда смиренная моя душа отъ тѣла распрягается, тую же да покрыютъ, наставниче мой, свѣтлыя твои и пресвященныя крила». — «Егда трубный страшный гласъ имать мя воскресити на судъ, близъ мене стань тогда тихъ и радостенъ, надеждею спасенія отъемляй мой страхъ». — «Яко красенъ сый добротою и сладкій и веселый, солнцезрачный умъ, свѣтло предстани ми осклабленнымъ (улыбающимся) лицемъ и радостнымъ воззрѣніемъ, егда имамъ отъ земли взятися». — «Да узрю тя одесную окаянныя моея души предстояща, свѣтла и тиха, заступника и предстателя моего, внегда исчезати отъ мене нуждно духу моему, и ищущія мя горькія враги отгоняюща» (Канонъ Ангелу Хранителю, Іоанна монаха, Іерейскій молитвословъ).

Такъ святая Церковь, сонмомъ своихъ строителей: апостоловъ, великихъ святителей, преподобныхъ подвижниковъ-аскетовъ, — имѣя своимъ Пастыреначальникомъ нашего Спасителя и Господа Іисуса Христа, — создала и даетъ намъ полноту средствъ для нашего духовнаго совершенствованія и достиженія вѣчной блаженной жизни въ Богѣ, преодолѣвая нашу безпечность и легкомысліе страхомъ и грозными предупрежденіями, и въ то же время вселяя въ насъ духъ бодрости, свѣтлой надежды, окруживъ насъ святыми небесными руководителями и помощниками. Церковно-богослужебнымъ уставомъ намъ данъ прямой путь къ достиженію Царства славы.

Среди евангельскихъ образовъ Церковь особенно часто напоминаетъ намъ притчу о блудномъ сынѣ и одну недѣлю въ годичномъ кругѣ богослужебномъ всю посвящаетъ этому воспоминанію, чтобы мы знали безграничную любовь Божію и то, что искреннее, умиленное, слезное покаяніе вѣруюшаго человѣка преодолѣваетъ всѣ препятствія и всѣ мытарства на пути къ Отцу Небесному.

Примѣчаніе:
[1] Въ подвижническихъ наставленіяхъ иногда страсти и лукавые бѣсы почти отожествляются: духи, поселяющіеся въ тѣлахъ живыхъ людей, являются возбудителями страстей; страсти становятся не только недугами тѣлесными, но и душевными, и потому продолжаютъ оставаться въ душѣ приманками земныхъ страстей даже и по смерти. Поэтому можно представить мытарства, какъ и внутреннюю личную борьбу въ оголившейся отъ тѣла душѣ.

Источникъ: Протопресвитеръ Михаилъ Помазанскій. «Богъ нашъ на небеси и на земли, вся елика восхотѣ, сотвори». Апологетическіе очерки. (1978-1982). — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1984. — С. 98-108.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.