Церковный календарь
Новости


2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
2018-10-10 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Соврем. экуменическое обновленчество (1992)
2018-10-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 102-е (12 марта 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 15 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Протопресвит. Михаилъ Помазанскій († 1988 г.).

Протопресвитеръ Михаилъ Помазанскій († 1988 г.), видный богословъ, духовный писатель, преподаватель семинаріи РПЦЗ въ Джорданвиллѣ. Родился 6 (19) ноября 1888 г. въ с. Корысть (Волынская губернія) въ семьѣ священника. Окончилъ Кіевскую духовную академію со степенью кандидата богословія (1912). Преподаватель въ ровенскихъ гимназіяхъ (1916-1934). Священникъ (1936), зачисленъ въ клиръ Варшавскаго каѳедральнаго собора (до 1944 г.). Послѣ эвакуаціи изъ Варшавы 4 года жилъ въ лагеряхъ Ди-Пи въ Германіи. Съ 1949 г. вмѣстѣ съ семьей переѣхалъ въ США. Преподавалъ въ Свято-Троицкой духовной семинаріи г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) греческій и церковно-славянскій языки, а также догматическое богословіе (въ 1960-хъ — 1980-хъ гг. упоминается какъ проректоръ семинаріи). Въ 1950-хъ — 1980-хъ гг. упомянутъ какъ священнослужитель, приписанный къ Свято-Троицкому монастырю въ г. Джорданвилль въ юрисдикціи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Въ 1955 г. — митрофорный протоіерей; съ 1962 г. — протопресвитеръ. Членъ редакціонной комиссіи Свято-Троицкаго монастыря (упом. въ 1955 г.). Перу о. Михаила принадлежитъ рядъ брошюръ и множество статей въ «Православной Руси», «Православной Жизни» и журналѣ «Православный Путь». Бóльшая часть этихъ статей вошла въ сборники «О жизни, о вѣрѣ, о Церкви» (два тома, 1976) и «Богъ нашъ на небеси и на земли вся, елика восхотѣ, сотвори» (1984). Но наибольшей извѣстностью пользуется его «Православное Догматическое Богословіе» (1968), которое стало основнымъ учебникомъ во всѣхъ духовныхъ семинаріяхъ Америки. Скончался 22 октября (4 ноября) 1988 г. въ возрастѣ 100 лѣтъ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ.

Сочиненія протопресвит. Михаила Помазанскаго

Протопресвитеръ Михаилъ Помазанскій († 1988 г.).
Богъ нашъ на небеси и на земли, вся елика восхотѣ, сотвори.
Апологетическіе очерки. (1978-1982).

«Только то, что имѣете, держите, пока приду» (Апок. 2, 25).

«Пятдесятницу празднуимъ, и Духа пришествіе, и предложеніе обѣщанія (дарованіе обѣщаннаго), и надежди исполненіе, и таинство елико, яко велико же — и честно!»

Современное христіанство, понимаемое въ широкомъ смыслѣ слова, извративъ подлинную идею Церкви, въ духовной растерянности послѣднихъ десятилѣтій ищетъ для себя нѣкихъ новыхъ путей. Вчера, въ экуменическомъ движеніи, оно обратилось къ мысли построенія Царствія Божія на землѣ, даже въ соединеніи съ противохристіанскими силами. А сегодня, въ тѣхъ же сферахъ, зоветъ къ «обновленію Пятидесятницы». Это значитъ — къ возстановленію такихъ событій или состояній, къ умноженію тѣхъ переживаній, когда Духъ Святый, по повѣствованію священной книги Дѣяній, излился обильно, «яко носиму дыханію бурну», на святыхъ апостоловъ: «и вси начаша глаголати странными глаголы, странными ученми, странными повелѣніи Святыя Троицы».

Повидимому, толчокъ къ этому мечтательному устремленію дало общеніе съ сектой Пятидесятниковъ въ экуменизмѣ, сектой, пытающейся въ своей средѣ воспроизводить, какъ бы культивировать духъ Апостольской Пятидесятницы и тѣмъ свидѣтельствовать благодатность ихъ религіознаго объединенія, ихъ секты.

По попадавшимъ въ печать сообщеніямъ можно судить, что названное движеніе принципіально не встрѣтило возраженій и въ римо-католической церкви и имѣетъ тамъ свои опыты. Въ Америкѣ проявилось оно и въ кругахъ «православія» экуменическаго направленія.

Мы не имѣемъ потребности изучать это явленіе: «что намъ судить внѣшнихъ» (1 Кор. 5, 12). Намъ слѣдуетъ только оградить себя самихъ. Чтобы оставаться вѣрными апостольскому и святоотеческому преданію, нужно отмежеваться отъ этой новизны, отъ соотвѣтствующаго ей образа мыслей. Для этого обратимся къ самому повѣствованію книги Дѣяній, къ подлинной Апостольской Пятидесятницѣ и къ связанной съ нею непосредственной дальнѣйшей проповѣди святыхъ апостоловъ.

Итакъ, въ тотъ день, 50-тый по Воскресеніи Христовомъ, исполнилось надъ апостолами обѣтованіе Спасителя, что «они будутъ крещены Духомъ Святымъ». Тогда Духъ Святый обильной благодатью, въ видѣ огненныхъ языковъ, излился на нихъ, — и отъ этого момента изъ ихъ устъ излилось міровое, вселенское благовѣстіе о Воскресеніи Сына Божія, Господа Іисуса Христа, изъ мертвыхъ, совершившемся только 50 дней передъ тѣмъ днемъ; раздалась проповѣдь о міровомъ событіи, которое должно потрясти міръ, ибо оно доказало истинность высокаго и чистѣйшаго ученія Его и Его божественность, какъ Единороднаго Сына Божія. Эта проповѣдь явилась обнародованіемъ Новаго Завѣта Божія съ человѣческимъ родомъ. Безстрашнымъ и пренебрегающимъ всѣми препятствіями были какъ это свидѣтельствованіе, такъ и дальнѣйшіе призывы апостола Петра и другихъ съ нимъ учениковъ Христовыхъ. Такъ же могущественно и вдохновляюще подѣйствовали они и на стекавшуюся сюда народную массу. «Всѣ изумлялись и дивились, говоря между собою: сіи говорящіи не всѣ ли галилеяне? Какъ же мы слышимъ каждый собственное нарѣчіе, въ которомъ родились: Парѳяне и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотаміи, Іудеи и Каппадокіи, Понта и Асіи, Фригіи и Памфиліи, Египта и частей Ливіи, прилежащихъ къ Киринеѣ, и пришедшіе изъ Рима, Іудеи и прозелиты, Критяне и Аравитяне — слышимъ ихъ нашими языками говорящихъ о великихъ дѣлахъ Божіихъ? [1] И изумлялись всѣ и недоумѣвая говорили другъ другу: что это значитъ? А иные насмѣхаясь говорили: они напились сладкаго вина»... Апостолъ Петръ вынужденъ былъ объяснить народу, что это событіе предречено пророкомъ Іоилемъ: «въ тѣ дни излію отъ Духа Моего, и будутъ пророчествовать»; что нынѣ исполнились пророчества о Христѣ въ псалмахъ Давидовыхъ. Великій общій подъемъ сказался въ количествѣ увѣровавшихъ и крестившихся. Въ ближайшіе дни апостолы «съ великой силой» продолжали проповѣдь, «и великая благодать была на всѣхъ ихъ, ...такъ, что выносили больныхъ на улицы и полагали на постланномъ и на кроватяхъ, чтобы хоть тѣнь проходящаго Петра осѣнила кого изъ нихъ».

Такъ чрезъ уста апостоловъ разнеслось благовѣстіе о Христѣ по всей тогдашней вселенной. Какія же назиданія слѣдовали за благовѣстіемъ Христова Воскресенія? Это знаемъ изъ письменныхъ посланій того же великаго апостола Петра, показывающихъ для насъ самое существенное и важное для жизни «христіанина», какъ этимъ именемъ уже самъ онъ здѣсь называетъ вѣрующихъ (1 Петр. 4, 16). Читаемъ:

«Какъ отъ Божественной Силы даровано намъ все потребное для жизни и благочестія, то вы, прилагая къ сему все стараніе, покажите» —

«въ вѣрѣ вашей — добродѣтель» — чтобы не оказалась вѣра пустой, безъ добрыхъ дѣлъ;

«въ добродѣтели — разсудительность», — ибо бываютъ и неразумные поступки со ссылкой якобы на вѣру;

«въ разсудительности — воздержаніе» — необходимый добровольный крестъ;

«въ воздержаніи — терпѣніе» — не случайное воздержаніе, а какъ во имя Христово нѣкая строгость къ самому себѣ;

«въ терпѣніи — благочестіе» — выработанное терпѣніемъ постоянство преданности Богу и молитвѣ;

«въ благочестіи — братолюбіе» — ибо любовь къ Богу распространяется на любовь къ окружающимъ;

«въ братолюбіи — любовь», какъ особое благодатное состояніе, постоянное, выражающееся въ самоограниченіи, въ готовности къ жертвѣ для другихъ, не просто — «въ братскихъ объятіяхъ».

Апостолъ продолжаетъ: «Если это есть у васъ, и умножается, то вы не останетесь безъ успѣха и плода въ познаніи Господа Іисуса Христа». Данъ полный рядъ требованій, и на первый взглядъ, казалось бы, такое скромное и простое вознагражденіе, увѣнчаніе ихъ: «успѣхъ въ познаніи Господа». Но въ этомъ достиженіи кроется великая награда, о коей читаемъ у апостола въ другомъ мѣстѣ: «всѣ заботы возложите на Него, ибо Онъ печется о васъ». И еще одно общее наставленіе: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противникъ вашъ діаволъ ходитъ, какъ рыкающій левъ, ища кого поглотить».

Таковъ путь христіанина вообще. И такимъ именно онъ былъ для самихъ апостоловъ. За краткимъ періодомъ Пятидесятницы слѣдовалъ для нихъ періодъ трудового благовѣствованія, защиты отъ лжеучителей, съ перенесеніемъ всевозможныхъ лишеній, препятствій, даже огорченій отъ обращенныхъ ими къ вѣрѣ, и прямыхъ гоненій, и, какъ завершеніе — мученическая смерть. «И все сіе преодолѣваемъ силою Возлюбившаго насъ», завершаютъ свой подвигъ апостолы. А искать и добиваться высокихъ созерцаній, приходить въ экзальтированное состояніе, выходить изъ естественнаго состоянія души и тѣла въ коллективномъ или индивидуальномъ трансѣ, какъ отсюда видимъ, — не заповѣдано вѣрующимъ ни Самимъ Господомъ, ни апостолами. Опасно пытаться достигать высшихъ даровъ Святаго Духа, минуя низшія ступени духовнаго роста. Отъ самоувѣренности и самонадѣянности предостерегалъ Своихъ слушателей Самъ Спаситель: «Многіе скажутъ Мнѣ въ тотъ день: Господи! Господи! Не отъ Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоимъ ли именемъ бѣсовъ изгоняли? и не Твоимъ ли именемъ многія чудеса творили? И тогда объявлю имъ: Я никогда не зналъ васъ; отойдите отъ Меня, дѣлающіе беззаконіе» (Матѳ. 7, 22-23). Такія слова! Слова о нѣкоемъ «томъ днѣ»: не для нынѣшняго ли времени они сохранены евангелистомъ?

Можетъ быть, въ исторіи христіанства укажутъ намъ подобныя повторенія Пятидесятницы изъ первыхъ его вѣковъ? Конечно, еретическія теченія, какъ враги, всегда сопровождали прямой, подлинный путь Церкви. Но знаемъ, что этотъ подлинный путь усѣянъ не такими попытками, а мученичествомъ, — страданіями за вѣру, нравственными подвигами, и, наконецъ, чудесами въ подтвержденіе христіанской истины; въ основу же благочестія святые отцы древней Церкви кладутъ бдительность и трезвеніе духовное, какъ условія дальнѣйшаго нравственнаго преуспѣянія, что видимъ изъ тѣхъ молитвъ, какія избраны Церковію для насъ изъ древнихъ святоотеческихъ молитвенныхъ богатствъ. «Даруй намъ бодреннымъ сердцемъ и трезвенною мыслью всю настоящаго житія нощь прейти»... «Избави мя отъ всякія мірскія вещи и діавольскаго поспѣшенія» (отъ его ложной помощи), читаемъ въ утреннихъ молитвахъ; «мысль мою въ смиреніи сохрани», читаемъ въ вечернихъ. «Якоже быти причащающимся (Святыхъ Даровъ) во трезвеніе души», — молится іерей на Божественной Литургіи. И праведный отецъ Іоаннъ Кронштадтскій въ самомъ заглавіи своего дневника «Моя жизнь во Христѣ» назвалъ свои записи, какъ минуты особаго благоговѣнія его наединѣ, «минутами духовнаго трезвенія».

Но вотъ пришелъ великій праздникъ — день Пятидесятницы, по своему значенію, по достоинству — второй послѣ Пасхи, первый среди двунадесятыхъ. Не откроемъ ли въ его содержаніи призывъ къ достиженію открыто-высшихъ благодатныхъ состояній? Какой отвѣтъ дастъ намъ богослужебное содержаніе праздника на вопросъ, подобный вопросу, заданному апостолу Петру его слушателями въ день великой Пятидесятницы, когда они его спросили: «что же намъ дѣлать?»

Основное богослуженіе этого дня все состоитъ изъ радостной передачи событій великаго событія и изъ славословій, обращенныхъ ко Пресвятой Троицѣ. Непосредственно послѣ Литургіи совершается Великая Вечерня съ тремя продолжительными «колѣнопреклонными» молитвами. Почему, — такъ необычно, колѣнопреклонныя? Не внушается ли намъ переживать нѣкоторое подобіе апостольской Пятидесятницы, ждать особаго духовнаго озаренія именно въ этотъ день?

Нѣтъ, значеніе ихъ иное. Церковь говоритъ намъ: Я семь седмерицъ дней наполняла васъ радостью Воскресенія Христова, сорокъ дней слова «Христосъ Воскресе» звучали изъ вашихъ устъ и входили въ ваши уши, радуя ваши сердца, и даже ради славы Воскресшему умѣрила и нѣсколько задержала выраженія покаянныхъ чувствъ, особенно доминировавшихъ въ Великомъ посту, соединенныхъ съ земными поклонами. «Конечный великій праздникъ» завершенъ Божественной Литургіей. Возвращаемся къ ровному узаконенному Уставу жизни Церкви, какъ въ порядкѣ богослужебномъ, такъ и въ личномъ благочестивомъ сознаніи каждаго христіанина. Вечерня ко второму дню праздника, къ данному понедѣльнику, возвращаетъ насъ первыми колѣнопреклоненіями къ дальнѣйшему уставному теченію церковной жизни. Онъ будетъ сохраняться вновь до начала Великаго поста.

Приложимъ вниманіе къ содержанію самихъ данныхъ молитвъ этой Вечерни. Умилительное, углубленное славословіе Богу Отцу первой молитвы св. Василія Великаго: «Пречисте, нескверне, безначальне, невидиме, непостижиме, неизслѣдиме, непремѣнне, непобѣдиме, неизчетне, незлобиве Господи»..., — такое начало ея, — переходитъ, черезъ исповѣданіе любви и вѣры, въ глубокое покаяніе. «Помяни насъ смиренныхъ и осужденныхъ... исчезоша въ суетѣ дніе наши, обнажихомся Твоея помощи, лишихомся всякаго отвѣта. Тѣмже дерзающе на щедроты Твоя, зовемъ: ...постави бездну щедротъ Твоихъ сопротивъ множеству согрѣшеній нашихъ... Ангела, хранителя вѣрна, пристави людемъ Твоимъ; ...даждь прощеніе уповающимъ на Тя...».

При второмъ колѣнопреклоненіи возносится славословіе Спасителю нашему Іисусу Христу, «свѣтомъ истиннаго боговѣдѣнія просвѣтившему насъ». Далѣе Церковь молитъ даровать намъ «Духъ премудрости, Духъ разума, Духа страха Божія, духъ правый обновити въ насъ и Духомъ Владычнимъ мысли наши утвердити». Таково основное содержаніе.

Въ двухъ молитвахъ третьяго колѣнопреклоненія молимся объ усопшихъ отцахъ и братіяхъ нашихъ, просимъ принять моленія наши, какъ жертвы очистительныя за нихъ (по примѣру 2 Макк. 12, 39-46). Эта усиленная молитва всей Церкви, объединяющая молитву каждаго изъ насъ о своихъ усопшихъ, близкихъ намъ, есть прекрасное выраженіе христіанской любви, любви чистой, совершенно безкорыстной, свидѣтельствующей и о нашей вѣрѣ въ безсмертіе нашихъ душъ. Почему же, однако, такъ много занимаетъ мѣста здѣсь моленіе объ усопшихъ? — Основаніе для этого то же, что и для колѣнопреклоненій, а именно: радость пасхальнаго періода не гармонировала съ грустью объ усопшихъ, и потому поминальныя службы о нихъ, церковныя службы, Уставомъ были отмѣнены на это время; нынѣ онѣ какъ бы съ избыткомъ возстанавливаются.

Что же видимъ? И здѣсь, въ торжествѣ дня Пятидесятницы, нѣтъ мысли о сверхъестественныхъ харизматическихъ дарованіяхъ, долженствующихъ войти въ обычный, нормальный ходъ, въ спокойное теченіе жизни Церкви.

Наконецъ, въ каждомъ изъ данныхъ трехъ моленій присоединены еще, болѣе краткія, молитвы о настоящемъ вечерѣ и приходящей ночи съ ея сномъ: чтобы этотъ суточный отрѣзокъ былъ «святъ, совершенъ, миренъ и безгрѣшенъ, безсоблазенъ, безмечтаненъ,... да и на ложахъ нашихъ умиляющеся воспомянемъ и въ нощи святое имя Твое»... — Спросятъ:

Почему въ данномъ богослуженіи, открывающемъ длинный церковный періодъ, мы въ цѣломъ рядѣ молитвъ просимъ только о нынѣшнемъ вечерѣ и одной грядущей ночи? Почему прошеніе не охватываетъ дальнѣйшихъ дней и ночей?

Нужно понять, что здѣсь-то и выражена воспитательная система Церкви, воспитательная система христіанства. Ея принципъ: завтрашній день долженъ самъ о себѣ пещися. Равная забота, равное вниманіе и усердіе принадлежитъ каждому дню. Въ этомъ — условіе, въ этомъ успѣхъ нравственнаго роста души. Вотъ и здѣсь подчеркивается бдительность, стойкость, трезвеніе духовное. И здѣсь то же: «не высокомудрствуйте, но послѣдуйте смиреннымъ, не мечтайте о себѣ», въ терпѣніи исполняйте свой жизненный удѣлъ и опасайтесь бѣсовскихъ наважденій. Если вы подлинные христіане, «возложите всѣ заботы на Бога, ибо Онъ печется о васъ». — Остается спросить:

Что же намъ присоединить, личное, свое, индивидуальное, къ общему церковному пути, такое, что способно оживить насъ, вливать свѣжесть въ душу, вдохновлять любовію къ Богу?

Такимъ побудителемъ можетъ и должна быть наша благодарность Богу. Здѣсь наша мысль останавливается на насъ самихъ, на нашихъ воспоминаніяхъ изъ эпохи нашего бѣженства. Какъ можемъ мы забыть милости Божіи, когда въ тяжкихъ испытаніяхъ намъ ничего не оставалось, какъ всю надежду возложить на Бога, — и это поддерживало въ насъ постоянное памятованіе о Немъ? И какъ наша бѣженская масса духовно была высока, высока безъ всякихъ искусственныхъ пріемовъ! То было время — время первой и второй эмиграціи — когда насъ, бездомныхъ, тысячами выброшенныхъ изъ жизненной колеи людей, безъ завтрашняго дня, безъ крова, безъ всякихъ средствъ существованія, невидимая Рука вывела, почти вынесла насъ — кого однажды спасая, кого и дважды, а то и трижды — отъ людей ненавидящихъ насъ, отъ жизни полной страха и страданій; однихъ, кто только коснулся того ада, а другихъ, уже испытавшихъ всю горечь той жизни, жизни подъ совѣтскимъ гнетомъ. Благая премудрая Сила вложила въ сердцá чужихъ намъ людей, не знающихъ насъ и незнакомыхъ намъ, не понимавшихъ даже причинъ нашего бѣгства въ страхѣ, чуждыхъ намъ и по языку и отчасти по вѣрѣ, — Сила эта вложила готовность помочь намъ, принять насъ къ себѣ. Таинственное Милосердіе сказало имъ дать намъ пріютъ, питать насъ сначала издалека, потомъ посадить на свои пароходы, безплатно перевезти насъ на свои территоріи и дать право здѣсь работать, устраивать нашу жизнь на равныхъ началахъ съ ними. Такъ разселилъ насъ Промыслъ Божій на пространствахъ двухъ Америкъ, Австраліи, Юго-Восточной Азіи, Африки и Западной Европы. Благословилъ насъ Господь благоденствіемъ въ нашемъ разсѣяніи и тѣмъ, что не запятнали мы нашего національнаго имени какими-либо недостойными выступленіями или поступками. Пора упомянуть о самомъ главномъ. Благодаримъ милость Божію, что мы и въ разсѣяніи, несмотря на территоріальную разобщенность, имѣемъ объединяющую насъ Церковь, свободную отъ гнета, административно іерархически самостоятельную, но въ духовномъ единеніи нераздѣльно пребывающую съ прежде величественной Русской Православной Церковію и со всѣми Небесными ликами святыхъ ея. Благодаря этой надмірной цѣнности мы сохраняемъ и въ разсѣяніи вѣрность своей христіанской вѣрѣ, своей Церкви, а вмѣстѣ съ нею сохраненіе своего національнаго имени — не только мы, старшіе, ко въ большинствѣ не теряютъ его и наши дѣти и внуки. Мы удивляемъ иногда здѣшнихъ жителей, да и нашихъ соплеменниковъ на Родинѣ, сохраненіемъ нашего языка въ странахъ, кои для нашихъ внуковъ стали ихъ фактической родиной.

Какъ же можно осмѣлиться сказать, что не Господь съ нами?

Не упустимъ изъ вниманія и то, сколько сохраняется въ тиши личной памяти и въ семейныхъ воспоминаніяхъ случаевъ чудесныхъ избавленій отъ опасностей въ отвѣтъ на горячую молитву; сколько случаевъ «счастливыхъ» встрѣчъ членовъ семьи, разбросанныхъ по міру... Лишь малая часть такихъ случаевъ изрѣдка становилась извѣстной, попадая въ печать или въ устныхъ разсказахъ. И все это тогда, когда массу другихъ людей постигъ трагическій конецъ въ Платингѣ, въ Ліенцѣ и въ другихъ мѣстахъ и они понесли крестъ невиннаго страданія. Въ какомъ долгу мы передъ милостью Божіей! Вотъ, что можетъ съ пользой для насъ дополнять въ глубинѣ нашихъ душъ высокій строй и торжественность праздника Пресвятыя Троицы. Сдѣлать живою мысль, что Господь съ нами. И не только благодарить Его, но этими мыслями укрѣплять себя въ вѣрѣ, въ надеждѣ, въ добрыхъ поступкахъ и не пренебрегать молитвой личной и церковной. Сохранить самихъ себя такъ въ очахъ Божіихъ. Не много требуется отъ насъ. «Токмо еже имате, держите, дондеже пріиду!» Одного намъ нужно трепетать, страшиться: какъ бы не заразиться общимъ равнодушіемъ, присущимъ вѣку сему, общимъ духомъ отступленія отъ вѣры, отъ Бога, отъ святой, соборной, апостольской Церкви.

Примѣчаніе:
[1] Глоссолалія, о которой читаемъ въ 14-й главѣ посланія ап. Павла 1 Кор., имѣла обратное свойство: ея не понимали даже въ собраніи общины церковной, прибѣгали къ помощи истолкователя, если таковой находился.

Источникъ: Протопресвитеръ Михаилъ Помазанскій. «Богъ нашъ на небеси и на земли, вся елика восхотѣ, сотвори». Апологетическіе очерки. (1978-1982). — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1984. — С. 109-117.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.