Церковный календарь
Новости


2018-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). НЛО въ свѣтѣ православной вѣры (1991)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 20 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Протопресвит. Михаилъ Помазанскій († 1988 г.).

Протопресвитеръ Михаилъ Помазанскій († 1988 г.), видный богословъ, духовный писатель, преподаватель семинаріи РПЦЗ въ Джорданвиллѣ. Родился 6 (19) ноября 1888 г. въ с. Корысть (Волынская губернія) въ семьѣ священника. Окончилъ Кіевскую духовную академію со степенью кандидата богословія (1912). Преподаватель въ ровенскихъ гимназіяхъ (1916-1934). Священникъ (1936), зачисленъ въ клиръ Варшавскаго каѳедральнаго собора (до 1944 г.). Послѣ эвакуаціи изъ Варшавы 4 года жилъ въ лагеряхъ Ди-Пи въ Германіи. Съ 1949 г. вмѣстѣ съ семьей переѣхалъ въ США. Преподавалъ въ Свято-Троицкой духовной семинаріи г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) греческій и церковно-славянскій языки, а также догматическое богословіе (въ 1960-хъ — 1980-хъ гг. упоминается какъ проректоръ семинаріи). Въ 1950-хъ — 1980-хъ гг. упомянутъ какъ священнослужитель, приписанный къ Свято-Троицкому монастырю въ г. Джорданвилль въ юрисдикціи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Въ 1955 г. — митрофорный протоіерей; съ 1962 г. — протопресвитеръ. Членъ редакціонной комиссіи Свято-Троицкаго монастыря (упом. въ 1955 г.). Перу о. Михаила принадлежитъ рядъ брошюръ и множество статей въ «Православной Руси», «Православной Жизни» и журналѣ «Православный Путь». Бóльшая часть этихъ статей вошла въ сборники «О жизни, о вѣрѣ, о Церкви» (два тома, 1976) и «Богъ нашъ на небеси и на земли вся, елика восхотѣ, сотвори» (1984). Но наибольшей извѣстностью пользуется его «Православное Догматическое Богословіе» (1968), которое стало основнымъ учебникомъ во всѣхъ духовныхъ семинаріяхъ Америки. Скончался 22 октября (4 ноября) 1988 г. въ возрастѣ 100 лѣтъ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ.

Сочиненія протопресвит. Михаила Помазанскаго

Протопресвитеръ Михаилъ Помазанскій († 1988 г.).
Богъ нашъ на небеси и на земли, вся елика восхотѣ, сотвори.
Апологетическіе очерки. (1978-1982).

Жизнь въ вѣрѣ есть жизнь въ свѣтѣ вѣчности и радости.

«Богъ Свѣтъ есть».

«Богъ Свѣтъ есть, и тьмы въ Немъ нѣсть ни единыя» (1 Іоан. 1, 5). Чтó значитъ это именованіе Бога Свѣтомъ? — Ясно, что въ этомъ мыслится Божіе совершенство: совершенное Добро, въ совершенной Чистотѣ, совершенная Святость, совершенная Истина, совершенная Благость и Любовь и соединенное съ ними Блаженство, совершенная творческая Сила, совершенное Промышленіе о мірѣ, созерцаніе его и Вѣдѣніе его.

По наставленію отцевъ Церкви, Свѣтъ однако не есть сущность Божія, онъ только полнота свойствъ Его и ихъ проявленіе. И псалмопѣвецъ выражаетъ въ 102-мъ псалмѣ это ихъ проявленіе словами: «Одѣяйся свѣтомъ, яко ризою».

Св. Григорій Богословъ наставляетъ: «Богъ есть Свѣтъ высочайшій, неприступный, неизъяснимый и умомъ непостижимый и словами неизрекаемый» (Слово на святое Крещеніе). — «Потому Божество по существу Своему даже не именуемо... Мудрѣйшіе и древнѣйшіе изъ евреевъ не терпѣли, чтобы однѣми и тѣми же буквами писалось и имя Божіе и имена тварей, — и могли ли когда рѣшиться разсѣявающимся голосомъ произнести само имя Естества превѣчнаго и единственнаго?... Лишь только нѣкоторымъ образомъ примѣнимо къ Нему слово «Сый», не только потому, что Самъ Вѣщавшій Моѵсею нарекъ Себѣ имя сіе, и повелѣвшій сказать народу: «Сый (Іегова) посла мя» (Исх. 3, 14),... но и потому, что не было и не будетъ чѣмъ-либо оно ограничено или пресѣчено» (Слово 30, о богословіи четвертое).

«Видѣхомъ Свѣтъ истинный».

Свѣтлость Божія изливается въ міръ. Снисходитъ она и проникаетъ и въ души человѣческія. Смѣемъ думать, что не только въ душу христіанина, но проникаетъ и вообще въ души тѣхъ, у кого есть стремленіе сердца ввысь, есть жажда познанія Бога.

Важно помнить, что слова «свѣтъ вѣры» не являются лишь «символомъ» чувства вѣры, а выражаютъ подлинное просвѣтленіе, или осіяніе души. Тотъ же святитель Григорій даетъ намъ въ своихъ словахъ на праздникъ Крещенія («праздникъ Свѣта») такіе образцы этой вѣры, даже еще ветхозавѣтнаго человѣка, изъ Псалтири:

«Просвѣти очи мои, да не усну въ смерть» (Псал. 12, 4).

«Свѣтъ возсія праведнику, — и сопряжено съ симъ веселіе» (Псал. 96, 11).

«Просвѣщаеши Ты дивно отъ горъ вѣчныхъ» (Псал. 75).

«Господь — просвѣщеніе мое и Спаситель мой, кого убоюся?» (Псал. 26, 1).

«Посли ми свѣтъ Твой и истину Твою: та мя настависта» (Псал. 42, 3).

«Знаменася на насъ свѣтъ Лица Твоего» (Псал. 4, 1).

«Во свѣтѣ Твоемъ узримъ свѣтъ».

Въ новозавѣтной Церкви это сіяніе свѣта обильнѣе и сильнѣе. Его предсказывалъ пророкъ Исаія пророчески: «И свѣтъ луны будетъ, какъ свѣтъ солнца, а свѣтъ солнца будетъ всемеро свѣтлѣе, какъ свѣтъ семи дней, въ тотъ день, когда Господь обвяжетъ рану народу Своему» (гл. 40)... И еще: «Возстань, свѣтись, Іерусалимъ, ибо пришелъ свѣтъ твой, и слава Господня возсіяла надъ тобою,... и пріидутъ народы къ свѣту твоему» (гл. 60).

Осуществленіе Исаіина пророчества знаменается уже въ первыхъ строкахъ Евангелія, именно Евангелія Іоанна, въ первомъ «зачалѣ» (пасхальномъ), составляющемъ начало всѣхъ евангельскихъ годичныхъ зачалъ, читаемыхъ на литургіяхъ. Въ этомъ первомъ зачалѣ слово о явленіи Свѣта въ мірѣ имѣетъ мѣсто шесть разъ, какъ бы всему міру возвѣщая свѣтъ любви Божіей (гл. I, ст. 4, 5, 7, 8, 9).

И Спаситель поучалъ Своихъ учениковъ: «Вы — свѣтъ міра... Такъ да свѣтитъ свѣтъ вашъ передъ людьми, чтобы они видѣли ваши добрыя дѣла»... И о Самомъ Себѣ предъ фарисеями: «Азъ есмъ Свѣтъ міру; кто послѣдуетъ за Мною, тотъ не будетъ ходить во тьмѣ, но будетъ имѣть свѣтъ жизни»...

Нельзя не сказать, хотя бы кратко объ апостольскихъ посланіяхъ новообращеннымъ.

Апостолъ Петръ такъ освѣщаетъ значеніе вступленія въ Церковь Христову: «Вы — родъ избранный, царственное священство, народъ святый, взятые въ удѣлъ, дабы возвѣщать совершенства Призвавшаго васъ изъ тьмы въ Свой чудный Свѣтъ» (II-ое посл.).

Апостолъ Іоаннъ Богословъ: «Жизнь явилась, и мы видѣли и свидѣтельствуемъ и возвѣщаемъ вамъ сію вѣчную Жизнь, которая была у Отца и явилась намъ... Богъ есть Свѣтъ... Если ходимъ во свѣтѣ подобно, какъ Онъ во свѣтѣ, то имѣемъ общность другъ съ другомъ, и Кровь Іисуса Христа очищаетъ насъ отъ всякаго грѣха»... (I-ое посл. Іоанна).

Апостолъ Павелъ: «Вы сіяете, какъ свѣтила, въ мірѣ» (Филиппійцамъ).

«Богъ озарилъ наши сердца, дабы просвѣтить насъ познаніемъ славы Божіей въ лицѣ Іисуса Христа» (Коринѳянамъ, II-ое посл.).

«Мы же всѣ открытымъ лицомъ, какъ въ зеркалѣ взирая на славу Господню, преображаемся въ тотъ же образъ, отъ славы въ славу, какъ отъ Господня Духа» (II Кор.).

«Не видѣлъ того глазъ, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человѣку, чтó приготовилъ Богъ любящимъ Его» (I Кор.).

Съ этимъ озареніемъ душъ, съ этимъ высшимъ просвѣщеніемъ разума, — поучаетъ насъ Слово Библіи, — вносится въ душу нѣкая радость, или дыханіе блаженства.

«Возсія свѣтъ праведнику, и правымъ сердцемъ веселіе» (Псал. 111, Псал. 96).

Предтеча Господень Іоаннъ говоритъ о себѣ: «другъ Жениха радостію радуется: сія-то радость моя исполнилась, Ему должно расти, а мнѣ умаляться» (въ дѣлѣ общественнаго служенія). Апостолъ Павелъ, свидѣтельствуя о себѣ: «я сораспялся Христу» (таковы были его злоключенія отъ враговъ проповѣди его), — полонъ христіанскаго радованія и передаетъ его своимъ духовнымъ чадамъ: «радуйтеся всегда о Господѣ, и паки реку: радуйтеся...»; «братія мои возлюбленные и вожделѣнные, радость и вѣнецъ мой, возлюбленные...» (въ посланіи къ Филиппійцамъ, что читаемъ и въ другихъ его священныхъ письмахъ). Наперсникъ Христовъ апостолъ Іоаннъ выражается еще сильнѣе: «и сіе пишемъ вамъ, чтобы радость ваша была совершенна». Здѣсь выражена истина, что съ совершенствованіемъ нравственнымъ растетъ въ душѣ радостное состояніе. Одновременно растетъ, какъ видимъ уже въ этихъ краткихъ выдержкахъ изъ посланій, и любовь, любовное, кроткое, благожелательное отношеніе къ окружающимъ. Притомъ стремящійся къ Свѣту тѣмъ отчетливѣе видитъ свои недостатки, тѣмъ болѣе свои паденія, не любуется своими дѣлами, — и это создаетъ естественное благородное смиреніе, а въ особенности — создаетъ страхъ Божій, того особаго рода страхъ, какой выраженъ въ псалмѣ 85-мъ, а также въ іерейской молитвѣ вечерни: «да возвеселится сердце мое боятися имене Твоего»... Такова гамма христіанскихъ душевныхъ состояній. Вотъ это все и значитъ: «жить во Свѣтѣ». Такъ — Свѣтлость Божія изливается въ міръ.

Два вида «просвѣщенія»: Божіе Просвѣщеніе («съ большой буквы») и Эпоха просвѣщенія («съ малой буквы»).

Мы, люди современной такъ называемой «Западной культуры», живемъ поневолѣ въ двухъ духовныхъ сферахъ: а) въ сферѣ сверхвременнаго христіанскаго «Просвѣщенія» и б) въ эпоху «просвѣщенія», начавшагося на Западѣ Европы отъ конца Средневѣковья; живемъ въ эпоху раціонализма, или практическаго мышленія, постепенно отмежевывавшуюся отъ религіозныхъ началъ, особенно въ вѣкъ «вольтерьянства»; въ нашъ вѣкъ оно достигло прямого гоненія на христіанство, падши практически на Православную Церковь, особенно на Русскую. По задачамъ этой общей эпохи, только земныя житейскія цѣли достойны права на общественное вниманіе и даже на само существованіе; думамъ же и заботамъ о вѣчной жизни нѣтъ мѣста, какъ нѣтъ мѣста и въ совершенствованіи въ духѣ евангельскомъ. А для охраны «общественной этики» и порядка вполнѣ достаточно общаго школьнаго обученія и полицейской бдительности и, конечно, мѣстъ заключенія для преступниковъ. Таковы принципы этой эпохи. Дѣйствительность же — передъ нами. Милліоны убитыхъ за твердость вѣры, тысячи въ тюрьмахъ и ссылкѣ за протестъ противъ гнета физическаго и моральнаго, разгулъ международныхъ и внутреннихъ войнъ, ростъ преступности, развалъ нравственный, обиліе личныхъ страданій нравственныхъ и физическихъ.

Казалось бы, даже при равнодушіи къ религіи, можно было бы не забывать того, что эта практическая западная культура въ ея лучшей сторонѣ развилась на христіанской почвѣ, — будетъ ли это книгопечатаніе (Гутенбергъ, Библія, церковныя книги); будетъ ли то художественная литература, «романы» (отъ житійной литературы романскаго схоластическаго періода); творчество ли знаменитыхъ музыкальныхъ композиторовъ (отъ исполненія богослуженія на музыкальныхъ «органахъ» въ католическихъ храмахъ); живопись ли (отъ церковной живописи), или архитектура (отъ сложныхъ задачъ церковной архитектуры, особенно Востока).

Съ другой стороны, — видимъ, знаемъ, что христіанская вѣра не отвергаетъ земной культуры и удовлетвореніе житейскихъ потребностей, чему свидѣтельство Священное Писаніе. Такъ, въ періодъ «сорокадневія» по Воскресеніи Христовомъ, какъ читаемъ въ Евангеліи, ученики Господа отправились на ночной трудъ, на ловлю рыбы. Такъ же апостолъ Павелъ, весь преданный апостольской проповѣди Воскресенія Христова и Христова ученія, отдавалъ время труду дѣланія палатокъ, чтобы не обременять другихъ пропитаніемъ его. Евангелистъ Лука былъ и врачемъ и живописцемъ, и притомъ ему принадлежитъ написаніе двухъ большихъ священныхъ книгъ: Евангелія и Дѣяній Апостольскихъ.

Но, по слову Господню: «Не хлѣбомъ единымъ живъ будетъ человѣкъ». И наше личное самосознаніе внушаетъ намъ, что достоинство наше, а значитъ, и назначеніе наше выше потребностей нашего простого существованія, и ограничивать себя этой животной стороной значитъ лишать себя полноты жизни. Но мы скажемъ съ христіанской точки зрѣнія: не только лишать духовныхъ радостей на землѣ, но и блаженства вѣчной жизни въ Богѣ, а это уже — духовная смерть!

Свѣтъ и тьма. — Свѣтъ христіанскаго міровоззрѣнія.

Поскольку проникаетъ современное знаніе въ прошлое человѣчества, видно, что изначала человѣку были присущи эти два великихъ понятія: вѣра въ Бога и мысль о вѣчности (въ Библіи — о райскомъ «древѣ жизни»). Сознавалось, что если вообще нѣтъ вѣчности въ Богѣ, то и для человѣка впереди, послѣ краткаго и всегда непрочнаго, — а хотя бы и «счастливаго» пробѣга жизни, — впереди смерть, а это значитъ — провалъ, пустота, тьма. И это безнадежное второе — смерть — зачеркиваетъ весь смыслъ перваго: земной жизни. Въ самомъ «міровоззрѣніи» невѣрующаго человѣка послѣдняя строка — пустота и тьма.

Не таково христіанское міровоззрѣніе, именуемое краткимъ словомъ «вѣра». О немъ наставлялъ нашъ Господь Іисусъ Христосъ Своихъ учениковъ и народъ въ Нагорной проповѣди. «Собирайте себѣ сокровище для небеси, ибо гдѣ сокровище ваше, тамъ будетъ и сердце ваше». — «Свѣтильникъ тѣлу твоему есть око. Если око твое будетъ чисто (въ слав.: «просто», т. е. въ прямомъ, здоровомъ направленіи), то все тѣло твое будетъ свѣтло». (Мы будемъ ясно видѣть самихъ себя, свои шаги, свои дѣйствія). «Если же око твое будетъ худо (въ слав.: «лукаво»), то все тѣло твое будетъ темно. Итакъ, если свѣтъ, который въ тебѣ, тьма, — то какова же тьма!?» (въ слав.: «то тьма кольми?», т. е., во сколько же разъ она сильнѣе! — Матѳ. 6, 21-23). — Какая же тьма ожидаеть человѣка въ будущемъ, когда онъ еще на землѣ выключилъ себя отъ Божественнаго Свѣта... Храни же себя, человѣкъ, чтобы не объявить самому себя невѣрующимъ, атеистомъ, атеисткой, этимъ напередъ предназначивъ себя во тьму «кромѣшнюю» («кромѣ», «безъ» — Божія свѣта), внѣшнюю по отношенію къ Богу вездѣсущему...

Писатель неканонической, но почитаемой Церковью, книги «Премудрости Соломоновой» въ послѣднихъ двухъ главахъ книги даетъ устрашающій образъ абсолютной «египетской тьмы», поразившей Египетъ предъ исходомъ отгуда іудеевъ, — это какъ бы символъ той иной, «вѣчной тьмы».

Для вѣрующаго же человѣка, для христіанина, «свѣтъ во тьмѣ свѣтится, и тма его не объятъ». Къ приведеннымъ выше словамъ Нагорной проповѣди евангелистъ Лука присоединяетъ слѣдующія слова Господа: «Если же тѣло твое все свѣтло и не имѣетъ ни одной темной части, то будетъ свѣтло все такъ, какъ бы свѣтильникъ освѣщалъ тебя сіяніемъ» (Лук. 11, 36).

Вотъ, на такихъ свѣтильникахъ вѣры стоитъ отъ начала своего бытія и утверждается единая, святая, каѳолическая апостольская Церковь.

Источникъ: Протопресвитеръ Михаилъ Помазанскій. «Богъ нашъ на небеси и на земли, вся елика восхотѣ, сотвори». Апологетическіе очерки. (1978-1982). — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1984. — С. 118-123.

Назадъ / Къ оглавленію


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.