Церковный календарь
Новости


2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 16 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Серафимъ (Ивановъ) († 1987 г.)

Вл. Серафимъ (въ мірѣ Леонидъ Георгіевичъ Ивановъ) (1897–1987), архіеп. Чикагско-Детройтскій и Средне-Американскій (РПЦЗ), духовный писатель. Родился 1 (14) августа 1897 г. въ Курскѣ. Поступилъ на филологическій факультетъ Московскаго университета (1914). Участникъ Первой міровой и гражданской войнъ. Въ эмиграціи съ 1920 г. Окончилъ философскій и богословскій факультеты Бѣлградскаго университета (1925). Принялъ постригъ на Аѳонѣ въ 1926 г. и рукоположенъ въ іеромонахи въ Скопльѣ. Съ 1928 по 1946 г. подвизался въ миссіонерской обители преп. Іова Почаевскаго во Владиміровѣ (Ладомировѣ) на Карпатской Руси въ Словакіи (Чехословакія). Возглавлялъ обитель въ санѣ архимандрита. Въ 1944 г. вмѣстѣ съ братіей эвакуировался на Западъ. Хиротонисанъ во епископа Сантьяго и Чили (1946). Ввиду невозможности отправиться на каѳедру въ Чили, вмѣстѣ съ братіей эмигрировалъ въ США, гдѣ они поселились въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Принялъ на себя руководство монастыремъ. Въ 1948 г. упомянутъ какъ епископъ Троицкій. Съ 1931 по 1950 гг. редактировалъ двухнедѣльную газету «Православная Русь», впослѣдствіи ставшую журналомъ. Нѣсколько лѣтъ редактировалъ журналы «Дѣтство во Христѣ» и «Православная Жизнь». Написалъ за эти годы больше 200 статей, очерковъ и разсказовъ. Въ 1948 г. основалъ въ г. Магопакъ (США) Ново-Коренную пустынь и былъ ея настоятелемъ съ 1951 по 1957 гг. Постоянный членъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1951-1957). Епископъ Чикагско-Детройтскій (1957). Архіепископъ (1959). Въ 1960 г. основалъ Организацію русскихъ православныхъ развѣдчиковъ. Архіепископъ Чикагско-Детройтскій и Средне-Американскій (1976). Съ 1976 г. — пожизненный членъ Сѵнода и первый замѣститель первоіерарха РПЦЗ. Въ серединѣ 80-хъ годовъ переселился въ Ново-Коренную пустынь. Скончался 12/25 іюля 1987 г. въ Ново-Коренной пустыни въ Магопакѣ, гдѣ и похороненъ. Публикаціи: На Аѳонѣ, 1931. Отрокъ Прохоръ, 1935. Піонеръ-сталинецъ (Апологетическая повѣсть), 1937. Вѣчныя загробныя тайны, 1939. Практическое руководство для священнослужителей, 1942. Паломничество въ Святую Землю, 1952. Одигитрія Русскаго Зарубежья, 1955. Суббота Великаго Покоя, 1959. Московскія катакомбы, 1961. Умныя Небесныя Силы, 1962. Судьбы Россіи, 1959. Избранныя бесѣды по церковному радіо, 1968. И свѣтъ во тьмѣ свѣтитъ, 1972.

Сочиненія архіеп. Серафима (Иванова)

Архіеп. Серафимъ (Ивановъ) († 1987 г.)
ОДИГИТРІЯ РУССКАГО ЗАРУБЕЖЬЯ.
Повѣствованіе о Курской чудотворной иконѣ Знаменія Божіей Матери и о дивныхъ чудесахъ ея.

Введеніе.
Почитаніе Божіей Матери и Ея чудотворныхъ иконъ.

«Отнынѣ ублажатъ мя вси роди» (Луки I, 48).

«Богородице Дѣво, радуйся, благодатная Маріе, Господь съ Тобою. Благословена Ты въ женахъ, и благословенъ Плодъ чрева Твоего, яко Спаса родила еси душъ нашихъ».

Подумать только, что про эту священнѣйшую пѣснь, состоящую болѣе чѣмъ наполовину изъ словъ архангела Гавріила, составленную еще въ V вѣкѣ богомудрымъ Кирилломъ Александрійскимъ, здѣсь, въ огромной Америкѣ, 98% населенія даже не знаетъ.

Почитаютъ Божію Матерь, какъ Богородицу, въ США, кромѣ православныхъ, только католики, да небольшая часть епископаловъ, т. е. не больше 20% жителей этой страны. А вѣдь мы считаемъ себя главной цитаделью борьбы съ безбожнымъ коммунизмомъ за освобожденіе отъ него всего міра и, въ частности, Россіи, именовавшейся ранѣе Домомъ Пресвятой Богородицы.

Происходитъ сіе якобы во имя протеста противъ установившейся въ мірѣ католической реакціи. Америка вѣдь создана протестантами. Но крайними-то и, можетъ быть, наиболѣе послѣдовательными, «протестантами» въ мірѣ являются... безбожные коммунисты. И они — естественное логическое завершеніе протестантизма. Нельзя безнаказанно рвать со священными традиціями, нельзя пренебрегать огромнымъ многосотлѣтнимъ духовнымъ опытомъ Церкви.

А этотъ опытъ свидѣтельствуетъ намъ, что съ самаго начала существованія христіанства Матерь Божія была окружена всеобщимъ исключительнымъ почитаніемъ. Ее, по слову Спасителя со креста, беретъ въ свой домъ св. Іоаннъ Богословъ. Въ лицѣ любимѣйшаго Своего ученика Христосъ усыновляетъ Матери Своей какъ бы все человѣчество.

Божія Матерь присутствуетъ съ апостолами при вознесеніи Сына Своего на небо, принимаетъ съ ними дары Святаго Духа во время Пятидесятницы и вообще дѣятельно участвуетъ въ жизни первыхъ іерусалимскихъ христіанъ. Уже апостолы Петръ и Іоаннъ, по древнему преданію, строятъ въ Лиддѣ храмъ въ честь Пресвятой Богородицы, и Она Сама присутствуетъ на его освященіи.

Великій мужъ апостольскій, святой Игнатій Богоносецъ, въ письмѣ изъ Антіохіи своему учителю св. Іоанну Богослову, пишетъ:

«Болѣе всего желаю увидѣть Матерь Іисуса, о Которой говорятъ, что Она во всѣхъ возбуждаетъ удивленіе, почтеніе и любовь, такъ что всѣ горятъ желаніемъ увидѣть Ее. Да и какъ не желать увидѣть Пресвятую Дѣву и побесѣдовать съ Тою, Которая родила Истиннаго Бога» («Писанія мужей апостольскихъ»).

Въ посланіи другого апостольскаго мужа св. Діонисія Ареопагита къ ап. Павлу Божія Матерь именуется «Богообразною, Святѣйшею паче всѣхъ духовъ небесныхъ».

Единодушно именуютъ Богородицей и всячески молитвенно ублажаютъ Пресвятую Дѣву почти всѣ великіе отцы и учители Церкви II и III вѣковъ: св. муч. Іустинъ Философъ, св. Ириней Ліонскій, св. Діонисій Александрійскій и др. Еще болѣе прославляютъ Пречистую св. отцы IV вѣка, именуемаго золотымъ вѣкомъ христіанства: св. Аѳанасій Великій, св. Григорій Богословъ, св. Василій Великій, св. Іоаннъ Златоустъ, св. Ефремъ Сиріанинъ и многіе другіе.

Знаменитый богословъ и учитель Церкви V вѣка св. Кириллъ Александрійскій такъ учитъ свою паству о Божіей Матери:

«Братіе, мы признаёмъ, что отъ Св. Дѣвы и Богородицы Маріи родился одинъ и тотъ же совершенный Богъ и совершенный человѣкъ, одаренный разумной душой; почему и Св. Дѣву именуемъ Богородицей: Богъ Слово обиталъ въ Ней существенно, не мнительно, но истинно...».

И въ другомъ мѣстѣ:

«Кто не исповѣдуетъ Еммануила истиннымъ Богомъ и Св. Дѣву, родившую плотски Божіе Слово, сдѣлавшееся плотію, Богородицей: да будетъ анаѳема» (Творенія св. Кирилла Александрійскаго).

Вселенскіе Соборы: 3-й Эфесскій въ 431 году и 4-й Халкидонскій въ 451 году утвердили это ученіе св. Кирилла и указали всѣмъ впредь именовать Пресвятую Дѣву Богородицей и молитвенно прибѣгать къ Ней. То же подтвердили отцы V и VI Вселенскихъ Соборовъ.

Съ древнѣйшихъ временъ были учреждены праздники въ честь Пресвятой Богородицы и по всему міру созидались въ честь Ея святые храмы. Священныя изображенія Царицы Небесной также появляются уже на самой зарѣ христіанства. Мнѣ самому довелось видѣть въ римскихъ катакомбахъ изображенія Божіей Матери, восходящія, по мнѣнію археологовъ, къ III-му и даже II-му вѣкамъ. Одно изображеніе начала III-го вѣка въ катакомбѣ св. Прискиллы весьма напоминаетъ наши восточныя иконы. Божія Матерь изображена съ покрытой головой, такъ что волосъ не видно. Нимбы вокругъ главы Ея и Младенца — круглые, нашего восточнаго рисунка.

Полторы тысячи лѣтъ все христіанство почитало и молилось Божіей Матери. И вотъ, протестантизмомъ весь этотъ великій духовный опытъ святыхъ Божіихъ человѣковъ зачеркивается, сводится на нѣтъ, христіанство выхолащивается, дѣлается безблагодатнымъ. Развѣ это не помраченіе ума?!

Нѣтъ, есть Покровъ Пресвятой Богородицы надъ нашимъ грѣшнымъ міромъ! Свидѣтельствомъ сего служитъ множество чудесъ, творимыхъ Пресвятой Дѣвой прямо и черезъ Ея чудотворныя изображенія.

Чудотворныхъ иконъ Божіей Матери существуетъ великое множество. Въ одной Россіи ихъ было свыше шестисотъ, согласно списку, приводимому въ «Настольной книгѣ для священнослужителей» С. В. Булгакова, изданія 1913 года.

Задаютъ иногда вопросъ: почему однѣ иконы чудотворныя, а другія нѣтъ? Этотъ вопросъ правильнѣе было бы поставить такъ: почему однѣ иконы болѣе чудотворныя, чѣмъ другія? Ибо, въ принципѣ, всякая освященная икона можетъ быть и чудотворной, т. к., по молитвѣ передъ нею, Господь или Матерь Божія всегда можетъ сотворить чудо и исполнить прошеніе молящагося.

Однако, нѣкоторыя иконы, въ силу какихъ-то особенныхъ причинъ, стяжали въ народѣ нѣкое исключительное почитаніе. Возможно, Матери Божіей было благоугодно излить на нихъ сугубую благодать за пламенное молитвенное усердіе передъ этими Ея изображеніями первыхъ передъ ними молитвенниковъ.

Такъ или иначе, опытъ показываетъ, что молитва передъ нѣкоторыми св. иконами оказывается доходчивѣй до небесъ. Постигшіе сіе начинаютъ тогда умножать свои молитвы передъ этими святынями. Послѣднія какъ бы все болѣе и болѣе насыщаются человѣческими молитвами, становятся, какъ говорятъ, намоленными. Онѣ дѣлаются какъ бы собирателями и проводниками на небо молитвенной мысли вѣрующихъ.

Это отнюдь не фантазія. Современная наука опредѣленно утверждаетъ, что мыслящій человѣческій мозгъ излучаетъ небольшія радіоволны, чѣмъ и объясняетъ явленія телепатіи и т. п. Проводникомъ этихъ радіоволнъ, можетъ быть, не единственнымъ, является человѣческій глазъ. Недаромъ говорятъ: «у такого-то сверлящій взглядъ, душу пронзающій». Да и весь вѣдь гипнотизмъ основанъ на волевомъ взорѣ.

Такъ, когда тысячи, десятки тысячъ взоровъ, жаждущихъ исцѣленія или исполненія прошенія, т. е., въ извѣстномъ средствѣ волевыхъ, жаждущихъ взоровъ, устремлены на одну и ту же икону, одновременно или хотя бы и въ разное время, они невольно дѣлаютъ ее какъ бы рупоромъ на небо. Не надо, конечно, понимать это слишкомъ грубо и чисто матерьяльно. Но не слѣдуетъ забывать и того, что природа человѣческая создана двухсоставной, т. е. душевной и тѣлесной, и въ такомъ видѣ она будетъ существовать не только здѣсь на землѣ, но и въ будущемъ вѣкѣ. Матерія тогда преобразится, но не упразднится. Тамъ будетъ новое небо, но и новая земля, какъ узрѣлъ Тайнозритель (Апокъ. 21, 1).

Прообразомъ будущей преображенной матеріи въ этомъ мірѣ являются до нѣкоторой степени чудотворныя иконы, нетлѣнныя св. мощи, непортящаяся богоявленская вода и нѣкоторые другіе священные предметы.

Въ общемъ, собственный молитвенный опытъ явно свидѣтельствуетъ намъ, что у Чудотворныхъ Иконъ или св. мощей молитва струится легче, и небесная помощь получается скорѣе. Наша связь съ горнимъ міромъ становится явственнѣе, крѣпче.

Потому-то люди Божіи, христіане православные, такъ любятъ и почитаютъ чудотворныя иконы, особенно иконы Теплой Заступницы рода христіанскаго — Матери Божіей.

Повѣсть объ одной изъ такихъ иконъ и ея дивныхъ чудесахъ предлагается нынѣ вниманію благосклоннаго читателя. Рѣчь будетъ идти о нашей Зарубежной Одигитріи — Курской Чудотворной Иконѣ Знаменія Божіей Матери.

Господи благослови!

Источникъ: Епископъ Серафимъ. Одигитрія Русскаго Зарубежья. Повѣствованіе о Курской чудотворной иконѣ Знаменія Божіей Матери и о дивныхъ чудесахъ ея. — Mahopac: Изданіе Новой Коренной Пустыни, 1955. — С. 3-6.

Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.