Церковный календарь
Новости


2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 16 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 2.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Серафимъ (Ивановъ) († 1987 г.)

Вл. Серафимъ (въ мірѣ Леонидъ Георгіевичъ Ивановъ) (1897–1987), архіеп. Чикагско-Детройтскій и Средне-Американскій (РПЦЗ), духовный писатель. Родился 1 (14) августа 1897 г. въ Курскѣ. Поступилъ на филологическій факультетъ Московскаго университета (1914). Участникъ Первой міровой и гражданской войнъ. Въ эмиграціи съ 1920 г. Окончилъ философскій и богословскій факультеты Бѣлградскаго университета (1925). Принялъ постригъ на Аѳонѣ въ 1926 г. и рукоположенъ въ іеромонахи въ Скопльѣ. Съ 1928 по 1946 г. подвизался въ миссіонерской обители преп. Іова Почаевскаго во Владиміровѣ (Ладомировѣ) на Карпатской Руси въ Словакіи (Чехословакія). Возглавлялъ обитель въ санѣ архимандрита. Въ 1944 г. вмѣстѣ съ братіей эвакуировался на Западъ. Хиротонисанъ во епископа Сантьяго и Чили (1946). Ввиду невозможности отправиться на каѳедру въ Чили, вмѣстѣ съ братіей эмигрировалъ въ США, гдѣ они поселились въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Принялъ на себя руководство монастыремъ. Въ 1948 г. упомянутъ какъ епископъ Троицкій. Съ 1931 по 1950 гг. редактировалъ двухнедѣльную газету «Православная Русь», впослѣдствіи ставшую журналомъ. Нѣсколько лѣтъ редактировалъ журналы «Дѣтство во Христѣ» и «Православная Жизнь». Написалъ за эти годы больше 200 статей, очерковъ и разсказовъ. Въ 1948 г. основалъ въ г. Магопакъ (США) Ново-Коренную пустынь и былъ ея настоятелемъ съ 1951 по 1957 гг. Постоянный членъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1951-1957). Епископъ Чикагско-Детройтскій (1957). Архіепископъ (1959). Въ 1960 г. основалъ Организацію русскихъ православныхъ развѣдчиковъ. Архіепископъ Чикагско-Детройтскій и Средне-Американскій (1976). Съ 1976 г. — пожизненный членъ Сѵнода и первый замѣститель первоіерарха РПЦЗ. Въ серединѣ 80-хъ годовъ переселился въ Ново-Коренную пустынь. Скончался 12/25 іюля 1987 г. въ Ново-Коренной пустыни въ Магопакѣ, гдѣ и похороненъ. Публикаціи: На Аѳонѣ, 1931. Отрокъ Прохоръ, 1935. Піонеръ-сталинецъ (Апологетическая повѣсть), 1937. Вѣчныя загробныя тайны, 1939. Практическое руководство для священнослужителей, 1942. Паломничество въ Святую Землю, 1952. Одигитрія Русскаго Зарубежья, 1955. Суббота Великаго Покоя, 1959. Московскія катакомбы, 1961. Умныя Небесныя Силы, 1962. Судьбы Россіи, 1959. Избранныя бесѣды по церковному радіо, 1968. И свѣтъ во тьмѣ свѣтитъ, 1972.

Сочиненія архіеп. Серафима (Иванова)

Архіеп. Серафимъ (Ивановъ) († 1987 г.)
ОДИГИТРІЯ РУССКАГО ЗАРУБЕЖЬЯ.
Повѣствованіе о Курской чудотворной иконѣ Знаменія Божіей Матери и о дивныхъ чудесахъ ея.

Обрѣтеніе иконы и ея первоначальная исторія.

Явленіе этой иконы въ рукописномъ о семъ сказаніи передается такъ:

«Въ 6803 году отъ сотворенія міра, а отъ Рождества Христова въ 1295 г., 8 сентября, случилось одному благочестивому мужу придти ради своего прибытка въ лѣсъ, которымъ поросли окрестности Курска, по его разореніи, и по Божію смотрѣнію увидѣлъ онъ близъ рѣки Тускори въ полугорѣ, у корня большого дерева, лежащую ницъ икону, которую лишь только поднялъ отъ земли, какъ тотчасъ же изъ того мѣста проистекъ источникъ воды; увидя это, оный мужъ поставилъ честно обрѣтенную имъ икону Знаменія Божіей Матери въ дуплѣ того дерева, а самъ тогда же объявилъ о семъ преславномъ чудѣ своимъ товарищамъ, которые, согласясь между собою, построили на нѣсколько сажень повыше упомянутаго мѣста на лѣсистомъ острову (гдѣ нынѣ находится соборная монастырская церковь) часовню изъ лѣса, срубленнаго на семъ же мѣстѣ, и, поставивъ въ ней чудотворную икону, возвратились съ миромъ восвояси.

По пронесшемся отъ оныхъ людей слухѣ о явленіи сей чудотворной иконы, стали приходить на поклоненіе къ ней изъ окрестныхъ городовъ и селеній многіе люди, между которыми были и жители города Рыльска, гдѣ княжилъ въ то время князь, прозваніемъ Шемяка. Свѣдавъ о сей св. иконѣ, князь властію своею приказалъ взять ее и перенести изъ пустынной часовни въ городъ Рыльскъ, чтó и было немедленно исполнено; когда же чудотворная икона была честно принесена къ Рыльску, то несшіе ее изъ пустыни люди, остановясь у самыхъ городскихъ воротъ, послали къ своему князю съ извѣстіемъ о пришествіи св. иконы къ ихъ городу, прося, чтобы онъ благоволилъ встрѣтить ее самъ; но князь отказался идти навстрѣчу иконѣ и приказалъ поставить ее близъ города. Вскорѣ послѣ оказаннаго такимъ распоряженіемъ, видимаго непочтенія къ чудотворному Матери Божіей образу, недугующій невѣріемъ князь былъ пораженъ слѣпотою; познавъ же вину свою, онъ притекъ къ мѣсту, гдѣ была поставлена св. икона, принесъ передъ нею всенародное покаяніе и получилъ исцѣленіе, давъ притомъ обѣтъ построить для нея въ городѣ Рыльскѣ особый храмъ во имя Рождества Пресвятыя Богородицы, чтó и исполнилъ вскорѣ по своемъ прозрѣніи. Но сія чудотворная икона не благоволила имѣть въ этомъ храмѣ постоянное пребываніе, чудесно перейдя опять въ пустыню на мѣсто своего явленія, гдѣ и пребывала по прежнему, источая исцѣленія съ вѣрою приходящимъ.

Одинъ же изъ благочестивыхъ іереевъ города Рыльска, по прозванію Боголюбъ, нерѣдко и особенно въ праздникъ Рождества Пресвятыя Богородицы, посѣщалъ пустынную часовню и по усердію своему отправлялъ въ ней молебствія собирающимся туда изъ разныхъ мѣстъ богомольцамъ.

Въ нѣкоторое время (въ 1385 г.) пришли на русскую украину крымскіе татары и, набредя на пустынную часовню, въ которой имѣла пребываніе сія чудотворная икона, застали въ ней уединенно молящагося іерея Боголюба и вознамѣрились истребить часовню огнемъ, для чего и обложили ее хворостомъ, но, несмотря на троекратно возобновляемое покушеніе, сжечь сей часовни не могли; по суевѣрію сперва они отнесли этотъ неуспѣхъ къ волшебству іерея Боголюба, но, узнавъ отъ него, что причиною сего чуда надобно почитать находящуюся въ часовнѣ икону Божіей Матери, вынесли ее изъ часовни, которую потомъ сожгли до основанія; по сожженіи же оной, взявъ чудотворную икону, разсѣкли ее на двѣ части и бросили одну часть на томъ же самомъ мѣстѣ, а другую отнесли за версту, а іерея Боголюба связаннаго увлекли съ собою въ плѣнъ.

Находясь въ плѣну у крымцевъ, старецъ остался непреклоннымъ на всѣ увѣщанія варваровъ перемѣнить вѣру и, пользуясь на честное слово нѣкоторою свободою, не хотѣлъ воспользоваться никакими ухищреніями и человѣческими средствами къ своему освобожденію, ибо возложилъ все упованіе свое на Матерь Божію, чая отъ Нея одной великія и богатыя милости.

И не посрамилось упованіе благочестиваго служителя истинной вѣры. Однажды, пася стадо и поя по обычаю молебная Божіей Матери, онъ былъ нечаянно услышанъ людьми, принадлежащими къ свитѣ русскаго посла, прибывшаго въ то время къ хану крымскому съ порученіемъ отъ князей россійскихъ. Узнавъ, что молящійся по-русски старецъ есть плѣнный русскій священникъ, посланникъ немедленно выкупилъ его изъ неволи, привезъ въ Россію и, согласно его прошенію, отпустилъ съ миромъ на то мѣсто, гдѣ онъ за нѣсколько лѣтъ передъ симъ взятъ былъ варварами въ плѣнъ.

При этомъ первою мыслію старца было то, чтобы отыскать разсѣченную надвое чудотворную икону, и Господь, исполняющій во благихъ желаніе вѣрныхъ рабовъ Своихъ, далъ и сему исполниться по вѣрѣ его: придя на мѣсто явленія иконы, іерей Боголюбъ въ кустѣ, сохранившихся Промысломъ Божіимъ, нарочно для сего, цвѣтовъ, скоро обрѣлъ одну половину св. иконы, а въ недальнемъ разстояніи, по той же самой примѣтѣ, — другую, и едва только сложилъ обѣ половины, онѣ въ то же самое время соединились чудеснымъ образомъ такъ крѣпко, что почти не осталось и слѣдовъ разсѣченія; а изъ мѣста соединенія обѣихъ частей выступила роса.

Удостовѣренный симъ новымъ знаменіемъ въ чудодѣйственной силѣ иконы, іерей Боголюбъ построилъ на мѣстѣ ея явленія хижину, поставилъ въ ней чудотворную икону и пробылъ при ней, моляся, нѣсколько дней; возвратясь же на свою родину въ городъ Рыльскъ, повѣдалъ гражданамъ по порядку все бывшее съ нимъ и о новомъ преславномъ чудѣ, послѣдовавшемъ отъ сей иконы.

Граждане, услыша о семъ, прославили Бога и, обновивъ церковь Рождества Пресвятыя Богородицы, построенную въ Рыльскѣ княземъ Шемякою, снова перенесли съ честію чудотворную икону изъ пустыни въ свой городъ и поставили въ сей церкви.

Но на другой день, во время благовѣста ко всенощному бдѣнію, когда люди собрались въ церковь для молитвы, не обрѣли иконы на своемъ мѣстѣ и, поискавъ ее съ великою печалію по всему городу, нигдѣ не нашли; посланные же въ пустыню, на мѣсто ея явленія, вскорѣ принесли вѣсть, что икона находится тамъ, на прежнемъ своемъ мѣстѣ; тогда, построивъ въ пустынѣ для нея особую часовню, поставили въ ней св. икону.

Впрочемъ, и послѣ сего, попытки перенести чудотворную икону въ городъ Рыльскъ повторялись гражданами онаго еще нѣсколько разъ, но окончились такъ же неуспѣшно; всякій разъ икона исчезала изъ города и чудесно появлялась на прежнемъ своемъ мѣстѣ въ пустынѣ, сіяя тамъ чудесами.

Послѣ же того, по прошествіи довольнаго времени, изъ числа приходящихъ на мѣсто, гдѣ явилась икона, для лѣсного промысла людей, случилось быть тутъ одному рыльскому жителю по прозванію Малютѣ, и въ то самое время, какъ онъ находился на мѣстѣ явленія св. иконы, внезапно обступили его нашедшіе на Курскую область крымскіе татары. Не видя никакой надежды на избавленіе отъ смерти или плѣна, Малюта взлѣзъ на стоявшій здѣсь дубъ, гдѣ, помолясь отъ сердца Божіей Матери, былъ чудесно спасенъ отъ предстоящей опасности, ибо варвары, хотя и напали на слѣдъ Малюты, и даже, ища его, не разъ проходили подъ тѣмъ самымъ деревомъ, на которомъ онъ укрывался, но не увидали его, охраняемаго покровомъ Богоматернимъ.

По отшествіи варваровъ, Малюта объявилъ о семъ чудесномъ избавленіи своимъ товарищамъ, которые, исполнившись ревностію, рѣшились во что бы то ни стало перенести чудотворную икону въ свой отечественный городъ. Согласяся между собою, они взяли икону въ челнъ и повезли рѣкою Тускорью, а изъ Тускори Семью къ Рыльску, но когда уже были въ виду Рыльска, вдругъ нечаянно сдѣлалось на рѣкѣ сильное волненіе, такъ что плывущіе въ челнѣ люди отчаялись въ своей жизни, а три человѣка уже начали и утопать; тогда оставшіеся въ челнѣ, заливаемомъ водою, познавъ вину и раскаявшись въ своемъ дерзновеніи, дали обѣтъ: если спасутся отъ потопленія, не въѣзжая въ Рыльскъ, доставить Чудотворную Икону тѣмъ же путемъ на мѣсто ея явленія въ пустыню. Мгновенно волненіе утихло, и тѣ, которые уже были въ водѣ, спаслись отъ потопленія; и тогда, не въѣзжая въ Рыльскъ, они отвезли икону обратно на прежнее мѣсто въ пустынную часовню.

Послѣ сего стеченіе народа къ чудотворной иконѣ продолжалось по прежнему и какъ нѣкогда Боголюбъ, такъ впослѣдствіи времени и съ тою же благочестивою цѣлію и усердіемъ приходилъ нерѣдко въ пустыню изъ Рыльска одинъ благочестивый іерей по имени Георгій, совершая передъ чудотворной иконою молебное пѣніе для богомольцевъ...

Такъ протекло 302 года, наконецъ, слава о чудесахъ сей иконы коснулась слуха благочестиваго царя и великаго князя Ѳеодора Іоанновича, и онъ обратилъ милостивое вниманіе на судьбу города, о которомъ столько лѣтъ напоминала чудотворная икона, самымъ своимъ именемъ, слывя издревле въ народѣ подъ именемъ иконы Божіей Матери Курскія.

По повелѣнію сего государя въ 1597 году, городъ Курскъ былъ возобновленъ на томъ святомъ мѣстѣ, гдѣ онъ находился до Батыева разоренія, пробывши въ развалинахъ 360 лѣтъ; а чудотворная икона Божіей Матери Курскія взята по его царскому повелѣнію изъ пустыни въ Москву, ради поклоненія, и перенесена туда съ великою честію.

По принесеніи же оной чудотворной иконы въ царствующій градъ Москву, благочестивый царь встрѣтилъ ее самъ съ патріархомъ Іовомъ, со всѣмъ священнымъ соборомъ, ближними боярами и войскомъ за городомъ, на мѣстѣ, называемомъ Котлы; отсюда св. икона была съ подобающею честію вынесена въ царскіе чертоги, и, по совершеніи предъ ней молебнаго пѣнія, царь приказалъ сдѣлать на верхней части иконы изображенія Господа Саваоѳа съ исходящимъ изъ нѣдръ Его Св. Духомъ, на остальныхъ же сторонахъ — изображенія ветхозавѣтныхъ пророковъ, въ различныхъ одеждахъ, по различію происхожденія и званія, со свитками въ рукахъ.

Лики пророковъ различнаго возраста и всѣ обращены къ изображенію Богородицы, имѣющей въ нѣдрахъ Своихъ Эммануила. На правой сторонѣ иконы изображенъ царь и пророкъ Соломонъ; въ правой рукѣ его свитокъ съ изрѣченіемъ: «Премудрость созда себѣ домъ», а за нимъ книзу слѣдуетъ пророкъ Даніилъ; въ лѣвой рукѣ у него свитокъ съ изрѣченіемъ: «Азъ видѣхъ гору каменную». За симъ пророкъ Іеремія со свиткомъ въ лѣвой рукѣ, на которомъ изрѣченіе: «Се дніе грядутъ, глаголетъ Господь». Внизу — пророкъ Илія со свиткомъ въ обѣихъ рукахъ, на которомъ изрѣченіе: «Ревнуя поревновахъ о Господѣ». На лѣвой сторонѣ вверху царь и пророкъ Давидъ со свиткомъ въ лѣвой рукѣ, на которомъ изрѣченіе: «Воскресни Господи въ покой Твой». Ниже — пророкъ Моисей со свиткомъ въ обѣихъ рукахъ, на немъ изрѣченіе: «Азъ видѣхъ купину огненную». За нимъ — пророкъ Исаія, со свиткомъ въ правой рукѣ съ изрѣченіемъ: «Се Дѣва во чревѣ пріиметъ». За симъ — пророкъ Гедеонъ со свиткомъ въ лѣвой рукѣ, на которомъ изрѣченіе: «Сниде яко дождь на руно». На нижней части иконы изображеніе пророка Аввакума со свиткомъ въ обѣихъ рукахъ, содержащимъ изрѣченіе: «Богъ отъ юга пріидетъ».

Изображеніе всѣхъ этихъ именно пророковъ имѣетъ прямое отношеніе къ изображенію Пресвятой Богородицы, которое называется «Знаменіемъ». На иконѣ изображено зачатіе сына Божія — Эммануила, во чревѣ Пресвятой Дѣвы Богородицы; а это величайшее чудо, по пророчеству св. Исаіи, было знаменемъ царскому дому Давида, что онъ не прекратится до воплощенія Сына Божія. Но о томъ же чудѣ воплощенія Сына Божія предвозвѣстили и другіе ветхозавѣтные пророки; поэтому изображенія и этихъ пророковъ со свитками, въ коихъ содержатся самыя ихъ пророческія изрѣченія, помѣщены также на иконѣ Знаменія Пресвятыя Богородицы, какъ ихъ общее согласное свидѣтельство объ истинности чудеснаго Знаменія, даннаго Богомъ чрезъ пророка Исаію.

Изображенія Богородицы, Господа Саваоѳа и пророковъ по царскому приказанію были украшены сребропозлащеннымъ окладомъ, жемчугомъ и драгоцѣнными камнями; а супруга его благовѣрная царица Ирина Ѳеодоровна, имѣвшая о всемъ томъ украшеніи ревностное прилежаніе, привѣсила къ оной иконѣ пелену краснаго атласа, украшенную золотомъ, серебромъ, жемчугомъ и разными камнями, на которой вышита золотыми буквами слѣдующая надпись:

«Повелѣніемъ Благовѣрнаго Государя и Великаго Князя Ѳеодора Іоанновича всея Россіи Самодержца и Благовѣрныя Государыни Великія Княгини Ирины и Ихъ Дщери Великія Княжны Ѳеодосіи, сдѣлана сія пелена къ образу Пречистыя Богородицы Курскія, лѣта 7105» (1597).

Украсивъ такимъ образомъ чудотворную икону, благочестивѣйшій государь отпустилъ ее съ подобающею честію изъ Москвы обратно въ пустыню, гдѣ тогда же повелѣлъ построить своимъ царскимъ иждивеніемъ монастырь съ церковью во имя Рождества Пресвятыя Богородицы, въ которой и назначенъ настоятелемъ — игуменомъ вышеупомянутый благочестивый іерей города Рыльска Георгій, нареченный въ монашествѣ Евѳиміемъ.

Таково было начало Коренной Рождество-Богородицкой пустыни» [1].

Примѣчаніе:
[1] «Историческое описаніе Коренной Рождество-Богородицкой Пустыни». Москва 1898 г. 11-18 стр.

Источникъ: Епископъ Серафимъ. Одигитрія Русскаго Зарубежья. Повѣствованіе о Курской чудотворной иконѣ Знаменія Божіей Матери и о дивныхъ чудесахъ ея. — Mahopac: Изданіе Новой Коренной Пустыни, 1955. — С. 10-15.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.