Церковный календарь
Новости


2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Докладъ Архіерейскому Сѵноду РПЦЗ (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Психіатрія и исповѣдь (1996)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 49-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 48-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 47-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 46-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 45-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 44-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 19 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Серафимъ (Ивановъ) († 1987 г.)

Вл. Серафимъ (въ мірѣ Леонидъ Георгіевичъ Ивановъ) (1897–1987), архіеп. Чикагско-Детройтскій и Средне-Американскій (РПЦЗ), духовный писатель. Родился 1 (14) августа 1897 г. въ Курскѣ. Поступилъ на филологическій факультетъ Московскаго университета (1914). Участникъ Первой міровой и гражданской войнъ. Въ эмиграціи съ 1920 г. Окончилъ философскій и богословскій факультеты Бѣлградскаго университета (1925). Принялъ постригъ на Аѳонѣ въ 1926 г. и рукоположенъ въ іеромонахи въ Скопльѣ. Съ 1928 по 1946 г. подвизался въ миссіонерской обители преп. Іова Почаевскаго во Владиміровѣ (Ладомировѣ) на Карпатской Руси въ Словакіи (Чехословакія). Возглавлялъ обитель въ санѣ архимандрита. Въ 1944 г. вмѣстѣ съ братіей эвакуировался на Западъ. Хиротонисанъ во епископа Сантьяго и Чили (1946). Ввиду невозможности отправиться на каѳедру въ Чили, вмѣстѣ съ братіей эмигрировалъ въ США, гдѣ они поселились въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Принялъ на себя руководство монастыремъ. Въ 1948 г. упомянутъ какъ епископъ Троицкій. Съ 1931 по 1950 гг. редактировалъ двухнедѣльную газету «Православная Русь», впослѣдствіи ставшую журналомъ. Нѣсколько лѣтъ редактировалъ журналы «Дѣтство во Христѣ» и «Православная Жизнь». Написалъ за эти годы больше 200 статей, очерковъ и разсказовъ. Въ 1948 г. основалъ въ г. Магопакъ (США) Ново-Коренную пустынь и былъ ея настоятелемъ съ 1951 по 1957 гг. Постоянный членъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1951-1957). Епископъ Чикагско-Детройтскій (1957). Архіепископъ (1959). Въ 1960 г. основалъ Организацію русскихъ православныхъ развѣдчиковъ. Архіепископъ Чикагско-Детройтскій и Средне-Американскій (1976). Съ 1976 г. — пожизненный членъ Сѵнода и первый замѣститель первоіерарха РПЦЗ. Въ серединѣ 80-хъ годовъ переселился въ Ново-Коренную пустынь. Скончался 12/25 іюля 1987 г. въ Ново-Коренной пустыни въ Магопакѣ, гдѣ и похороненъ. Публикаціи: На Аѳонѣ, 1931. Отрокъ Прохоръ, 1935. Піонеръ-сталинецъ (Апологетическая повѣсть), 1937. Вѣчныя загробныя тайны, 1939. Практическое руководство для священнослужителей, 1942. Паломничество въ Святую Землю, 1952. Одигитрія Русскаго Зарубежья, 1955. Суббота Великаго Покоя, 1959. Московскія катакомбы, 1961. Умныя Небесныя Силы, 1962. Судьбы Россіи, 1959. Избранныя бесѣды по церковному радіо, 1968. И свѣтъ во тьмѣ свѣтитъ, 1972.

Сочиненія архіеп. Серафима (Иванова)

Архіеп. Серафимъ (Ивановъ) († 1987 г.)
ОДИГИТРІЯ РУССКАГО ЗАРУБЕЖЬЯ.
Повѣствованіе о Курской чудотворной иконѣ Знаменія Божіей Матери и о дивныхъ чудесахъ ея.

Краткое обозрѣніе исторіи Коренной пустыни.

Три періода.

Историческое обозрѣніе Коренной Рождество-Богородицкой Пустыни можно раздѣлить на три періода, сообразно важнѣйшимъ событіямъ ея внѣшней и внутренней жизни. Періодъ первый: отъ основанія обители въ 1597 году до 1618 года, когда совершилось ея обновленіе послѣ разоренія крымскими татарами въ 1611 году; періодъ второй: отъ 1618 года до 1764 года, когда Пустынь находилась въ зависимости, какъ приписная, отъ Большого Курскаго монастыря; и періодъ третій: отъ 1764 года до революціи 1917 года, въ который обитель, ставши самостоятельной, постепенно благоустраивалась и превратилась въ первоклассный, большой, во всѣхъ отношеніяхъ благоустроенный монастырь.

Періодъ первый (отъ 1597 г. до 1618 г.).

Періодъ самостоятельнаго существованія новопостроенной по царскому изволенію и его иждивеніемъ, на мѣстѣ явленія Чудотворной Иконы, Коренной Пустыни, продолжался весьма недолгое время, но, несмотря на это, онъ несравненно богаче свѣдѣніями, нежели послѣдующій затѣмъ долгій періодъ ея зависимости отъ Курскаго монастыря.

Ближайшимъ поводомъ къ устроенію монастыря въ Курскѣ было перенесеніе, по царскому указу, Чудотворной Иконы, изъ Пустыни въ г. Курскъ, по причинѣ опасности отъ непріятельскихъ нашествій. Къ какому точно году относится это перенесеніе Иконы, сказать трудно, но, съ большей долей вѣроятности, можно предполагать, что оно случилось въ 1598 или 1599 годахъ. Извѣстно, что въ 1598 году царь Борисъ Годуновъ посылаетъ гонцовъ «съ милостивымъ словомъ» въ украйные города: Тулу, Осколъ, Ливны, Елецъ, Курскъ и Воронежъ, а въ 1600 году крымцы напали на Бѣлгородъ и шли къ Курску, но были прогнаны орловскимъ воеводою княземъ Борисомъ Петровичемъ Татевымъ (Исторія Г. Р. Карамзина, томъ XI). Съ достаточнымъ основаніемъ можно предположить, что эта самая опасность и была поводомъ къ сказанному выше распоряженію о перенесеніи Чудотворной Иконы изъ Пустыни въ г. Курскъ, гдѣ она была сначала поставлена въ соборной Воскресенской церкви, въ придѣлѣ Рождества Пресвятыя Богородицы, построенномъ для сего собственно игуменомъ Евѳиміемъ.

Сей игуменъ Евѳимій, совершая Божественную службу и молебныя пѣнія у св. Иконы, посылалъ каждое лѣто въ день явленія ея, то есть въ праздникъ Рождества Пресвятой Богородицы, со святой водой въ Москву къ великому государю, сына своего іерея Константина, за что былъ пожалованъ милостію: всѣ доходы, получаемые отъ молебныхъ пѣній у Иконы, употреблять на строительство пустынной Обители.

Въ лѣтописяхъ пустыни значится также, что царь Борисъ Ѳеодоровичъ послалъ съ бывшимъ въ то время въ Москвѣ коренскимъ іеромонахомъ Іоною для пустыни «изрядную денежную казну, ризы, свѣчи, ладанъ, иконы, колокола и книги», что все было вскорѣ, ввиду опасности крымскаго нашествія, также перевезено въ Курскъ.

Между тѣмъ наступилъ періодъ «смутнаго времени», явились самозванцы. Въ 1604 году сперва Путивль, за нимъ Рыльскъ, а затѣмъ, по нуждѣ и Курскъ (10 декабря) сдались первому самозванцу, именовавшему себя сыномъ Іоанна Грознаго, царевичемъ Димитріемъ и тѣмъ привлекшаго къ себѣ симпатіи народныя.

Этотъ самозванецъ, свой главный станъ имѣвшій одно время въ Путивлѣ, желая привлечь на свою сторону народъ показнымъ благочестіемъ, приказалъ перенести къ себѣ въ Путивль Курскую Чудотворную Икону, какъ всѣми почитаемую святыню. Граждане Курска, какъ бы предчувствуя продолжительную разлуку съ родной святыней, со скорбію и многими слезами, всѣмъ городомъ, крестнымъ ходомъ провожали Икону до Путивля, который отстоялъ отъ Курска на 184 версты.

Самозванецъ съ подобающей честью самъ встрѣтилъ Икону у воротъ города и оставилъ ее при своемъ войскѣ до самаго взятія Москвы, по овладѣніи которой поставилъ ее въ царскихъ палатахъ.

Во время отсутствія Иконы крымскіе татары, во время своего очередного набѣга, разорили до тла Коренную Пустынь. Это случилось въ 1611 году. Братія частью разбѣжалась, частью была уведена въ полонъ.

Въ 1612 году новое бѣдствіе обрушилось на Курскій край. Польскій коронный гетманъ Жолкѣвскій съ большимъ войскомъ осадилъ Курскъ и штурмомъ взялъ большой Острогъ. Остатки защитниковъ заперлись во внутреннемъ, такъ называемомъ маломъ Острогѣ. Сидя тамъ въ осадѣ и мужественно отбиваясь отъ превосходящихъ ихъ во много разъ численностью поляковъ, они обѣщались, если Богъ и Матерь Божія не предадутъ ихъ въ руки враговъ, построить въ этомъ самомъ маломъ Острогѣ особый монастырь для Чудотворной Иконы Знаменія Божіей Матери.

Молитвами и заступленіемъ Пресвятой Богородицы, Жолкѣвскій, послѣ многократныхъ усиленныхъ приступовъ къ сему Острожку, не могъ его взять и съ позоромъ долженъ былъ отступить, не исполнивъ своей похвальбы разорить городъ Курскъ до основанія.

По отступленіи поляковъ защитники Острожка и собравшіеся изъ лѣсовъ на родное пепелище жители Курска, исполняя данный обѣтъ, посылали въ томъ же 1612 году къ боярамъ, а въ 1613 году къ новоизбранному царю Михаилу Ѳеодоровичу челобитную за руками «градскихъ всякихъ чиновъ людей» съ усердной просьбой о разрѣшеніи воздвигнуть въ возстановленномъ городѣ Курскѣ монастырь въ честь Чудотворной Иконы.

Государь Михаилъ Ѳеодоровичъ благосклонно отнесся къ челобитной курянъ и прислалъ имъ милостивую грамоту съ соизволеніемъ на построеніе Обители. Грамота была дана на имя курскаго губного старосты (градоначальника) Аѳанасія Мезенцова. Датирована она была 5 іюля 1613 года.

Получивъ эту грамоту, курскіе граждане приступили къ постройкѣ около воздвигнутой уже деревянной церкви Рождества Пресвятой Богородицы деревянныхъ монастырскихъ зданій. Первымъ настоятелемъ этого монастыря былъ назначенъ настоятель разоренной татарами Коренной Пустыни игуменъ Іосифъ, который и занялся съ усердіемъ устроеніемъ новой обители.

Въ 1615 году, когда монастырь былъ выстроенъ, всѣ жители Курска согласились между собой просить усердно государя Михаила Ѳеодоровича о возвращеніи имъ Чудотворной Иконы Знаменія Пресвятыя Богородицы Курскія изъ царствующаго града Москвы въ новопостроенный ими для нея монастырь. Съ этой цѣлью они написали челобитную, къ которой приложили руки всѣ грамотные куряне, и послали съ нею къ царю курской соборной церкви діакона Поликарпа.

Благочестивый государь, снисходя къ прошенію курскихъ гражданъ, приказалъ отпустить Чудотворную Икону изъ своихъ царскихъ палатъ обратно въ Курскъ, съ подобающей честью и перенести въ построенный гражданами для нея монастырь. Такъ въ царствованіе царя Ѳеодора Іоанновича, Чудотворная Икона крестнымъ ходомъ была перенесена изъ Москвы въ Курскъ и водворена въ Богородицкой церкви монастыря, гдѣ отселѣ и имѣла свое постоянное пребываніе.

Въ какомъ году началось возобновленіе Коренной Пустыни, послѣ разоренія ея крымскими татарами въ 1611 г., положительныхъ свѣдѣній нѣтъ. Извѣстно, однако, что въ 1617 г. въ ней уже была построена вновь деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, но еще не освящена. Освященіе ея, повидимому, совершилось въ 1618 году, т. к., согласно преданію, именно въ этомъ году впервые Курская Чудотворная Икона была перенесена торжественнымъ крестнымъ ходомъ изъ городского курскаго монастыря въ «пустыньку, чтó на корню», и съ этого времени установился благочестивый обычай ежегодно совершать на время таковое перенесеніе.

Періодъ второй (отъ 1618 г. до 1764 г.).

Вслѣдствіе того, что Чудотворный Образъ имѣлъ теперь постоянное пребываніе въ г. Курскѣ и только на самое короткое время (на три дня) лѣтомъ переносился въ Коренную Пустынь, а также потому, что послѣдняя утратила свою самостоятельность и сдѣлалась приписнымъ монастырькомъ городского курскаго монастыря, она не смогла уже привлечь къ себѣ въ достаточномъ количествѣ ни иночествующихъ, ни благотворителей, ни богомольцевъ.

Въ курскихъ писцовыхъ книгахъ подъ 1630 годомъ, т. е. черезъ 12 лѣтъ по возобновленіи Пустыни, значится:

«За монастыремъ Пречистыя Богородицы Курскія, что былъ монастырь общій на рѣкѣ Тускори, а на монастырѣ церковь Рождества Пречистыя Богородицы деревяна клѣтцки, а въ церкви образы и книги и ризы и свѣчи и колокола и всякое строеніе монастырское. Да на монастырѣ же три келліи, а въ нихъ черныхъ старцевъ 10 человѣкъ, да за монастыремъ дворъ бѣлаго попа Василія».

Въ это же самое время въ городскомъ монастырѣ братскихъ келлій было уже около двадцати, а монашествующихъ подъ настоятельствомъ игумена Аркадія до 40 человѣкъ.

Въ 1634 году Курскій край потерпѣлъ жестокое разореніе отъ поляковъ, а въ 1643 году его трижды опустошили крымскіе татары. Конечно, во время этихъ разореній страдала и Коренная Пустынь. Ея деревянныя строенія нѣсколько разъ сжигались до основанія, но снова возстанавливались христолюбцами, почитателями Чудотворнаго Образа.

Въ описи курскаго городского монастыря, при вступленіи въ настоятельство игумена Никодима, составленной въ 1667 году, говорится, что въ пустынномъ монастырькѣ, что у корене, имѣется деревянная церковь въ честь Рождества Пресвятой Богородицы, съ папертью, крытая тёсомъ, съ иконостасомъ въ семь иконъ, съ кіотомъ, въ которомъ находится точный списокъ съ Чудотворнаго Образа, обложенный серебромъ басменнымъ, вызолоченнымъ, украшенный яхонтомъ, бирюзой и жемчугами. Показана и другая довольно приличная утварь, а равно богослужебныя книги. Братскихъ же келлій показано всего двѣ, да и тѣ ветхи и крыты соломой. А братіи всего четыре старца: Козьма, Димитрій, Софроній и Іаковъ. Въ конюшнѣ три мерина. Рогатаго скота не показано.

Въ началѣ XVIII-го столѣтія въ Пустыни устраивается снова общежитіе, и она начинаетъ быстро расти. Въ 1703 году, коштомъ строителя изъ дворянъ монаха Боголѣпа (Сухочева), на мѣстѣ деревянной церкви воздвигнута новая соборная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы «каменнымъ зданіемъ, подобіемъ шатра, объ одной деревянной, крашеной ярью, главѣ, на которой утвержденъ желѣзный, позлащенный, променистый (съ сіяніемъ), съ желѣзными цѣпями, крестъ».

Въ 1708 г. построены «коштомъ монаха Путимца (Путивльца) Іоанна Алаторцева» каменнаго же зданія святыя врата, съ церковью надъ ними о двухъ престолахъ: Преображенія Господня и св. Архистратига Михаила. Освящены оба престола Курскаго Знаменскаго монастыря архимандритомъ Михаиломъ, по благословенію преосвященнаго Епифанія, епископа Бѣлоградскаго.

По обѣимъ сторонамъ св. вратъ, вмѣстѣ съ ними въ одной связи, построены тогда же два крыла братскихъ келлій, двухэтажныхъ, каменныхъ, для жительства настоятеля и братіи.

Это обновленіе Пустыни довершилось построеніемъ въ 1713 г., внизу подъ горою, у самаго берега Тускори, близъ мѣста обрѣтенія Иконы и св. кладезя, церкви каменнаго же зданія во имя Пресвятыя Богородицы Живоноснаго Ея Источника, съ шатровымъ верхомъ объ одной главѣ, увѣнчанной желѣзнымъ крестомъ. Церковь эта была построена иждивеніемъ фельдмаршала Б. П. Шереметева, о чемъ дальше будетъ сказано подробнѣе.

Прочія же монастырскія зданія, за исключеніемъ каменной трапезы, были тогда деревянныя, на каменныхъ фундаментахъ. Всѣ онѣ были воздвигнуты въ теченіе первой половины XVIII-го столѣтія.

Къ этому же времени относится превращеніе малаго торга въ Коренной Пустыни, во время перенесенія Иконы, въ большую ярмарку, сдѣлавшуюся въ XIX-мъ столѣтіи второй по величинѣ во всей Россіи.

Съ благоустроеніемъ обители возрастало и число братіи. Къ концу царствованія Елизаветы Петровны ихъ было уже до 40 человѣкъ, только иночествующихъ, не считая послушниковъ и трудниковъ. Настоятели Пустыни въ то время именовались строителями и были іеромонахами. Сохранились имена слѣдующихъ строителей: Рувимъ, Боголѣпъ, Каріонъ и Софроній.

Обитель, несмотря на отсутствіе въ ней Чудотворнаго образа, истовымъ богослуженіемъ и добрымъ, истинно подвижническимъ образомъ житія братіи, привлекаетъ къ себѣ все болѣе и болѣе любовь народную, а съ ней и богомольцевъ.

Періодъ третій (отъ 1764 г. до революціи 1917 года).

Императрица Екатерина II, прославившаяся внѣшними завоеваніями и внѣшнимъ государственнымъ строительствомъ, по отношенію къ Церкви Православной, и особенно монастырямъ, была великой разорительницей и гонительницей. Въ этомъ отношеніи она продолжала такую же политику Петра I-го, только въ значительно большей степени. Если Петръ уничтожилъ почти треть бывшихъ до него на Руси монастырей, то Екатерина постаралась уничтожить бóльшую половину оставшихся послѣ Петра.

Отъ всѣхъ монастырей были отобраны ихъ владѣнія и строенія, за исключеніемъ находившихся въ оградахъ монастырскихъ. Оставленные въ городахъ монастыри и наиболѣе извѣстные изъ пустынныхъ, были переведены на такъ называемые штаты, т. е. правительствомъ было опредѣлено точно, сколько можетъ быть въ данномъ монастырѣ іеромонаховъ, іеродіаконовъ и монаховъ, которымъ было положено отъ государства жалованье, очень мизерное.

Нѣкоторые, очень немногіе монастыри, которые закрыть все же не рѣшились, были переведены за штатъ, въ томъ числѣ и Коренная Пустынь. Этимъ монастырямъ жалованья не полагалось, и они должны были существовать исключительно на церковные доходы и на милостыню христолюбцевъ. Остальные монастыри были просто закрыты, а ихъ имущество полностью было забрано въ казну. Въ городѣ Курскѣ, напримѣръ, изъ четырехъ существовавшихъ до Екатерины монастырей, былъ оставленъ только одинъ единственный Знаменскій монастырь.

Коренная Пустынь, отъ этихъ мѣропріятій Екатерины, весьма напоминающихъ намъ нынѣшія мѣропріятія безбожной большевицкой власти, съ одной стороны очень сильно пострадала, съ другой стороны кое въ чемъ и выиграла. Выиграла она въ томъ отношеніи, что, переведя ее за штатъ, ее сдѣлали самостоятельной, независимой отъ курскаго городского монастыря.

Пострадала же Пустынь ужасно. Лишенная всѣхъ угодій, отобранныхъ правительствомъ, она вынуждена была существовать продажей своего движимаго имущества. За отсутствіемъ корма, ибо луга были отчуждены, ей пришлось продать весь свой скотъ, почти всѣхъ лошадей (оставили только три) и т. д. Даже дровъ рубить не позволяли екатерининскіе чиновники изъ «коллегіи экономіи», монахамъ въ ихъ бывшемъ собственномъ, окружающемъ Пустынь лѣсу. Пришлось начать разбирать деревянныя постройки въ монастырской оградѣ (всѣ постройки внѣ ограды были отняты) и ими отапливать остальныя помѣщенія. Вотъ до какого безобразія дошли екатерининскіе чиновники.

Крестный ходъ въ Пустынь съ Чудотворной Иконой съ 1767 года былъ запрещенъ, а доходы отъ него составляли главный источникъ существованія пустынной обители. Оттого она стала приходить въ запустѣніе. Братія начала расходиться по другимъ монастырямъ. Каменныя строенія не на что было ремонтировать, и они ветшали.

Къ началу царствованія императора Павла I-го, облегчившаго положеніе монастырей и вернувшаго имъ часть ихъ угодій, въ Коренной Пустыни оставалось всего нѣсколько человѣкъ братіи, ведшихъ полуголодный образъ жизни и вынужденныхъ иногда даже ходить просить милостыню. Общежительный иноческій строй пришлось оставить, некому было совершать ежедневныя богослуженія, обитель была въ полномъ упадкѣ.

Кратковременное царствованіе императора Павла принесло большое облегченіе Церкви и, по сравненію съ царствованіемъ Екатерины, было поистинѣ благословеннымъ. Церковь, ставшая было захудалымъ придаткомъ къ государственнымъ учрежденіямъ, получила извѣстное признаніе и нѣкоторую самостоятельность. Ей были возвращены частично ея права и привилегіи. Особенно это сказалось на монастыряхъ.

При императорахъ Александрѣ I-мъ и Николаѣ I-мъ расцвѣтъ церковной жизни сталъ еще болѣе замѣтнымъ. Однако, чтобы быть правдивымъ, должно сказать, что Церкви такъ и не удалось до конца оправиться отъ тяжкихъ ударовъ, нанесенныхъ ей Петромъ и Екатериной. Лишенная патріаршества, истинной соборности, права печалованія и заступничества, утратившая бóльшую часть своего матерьяльнаго достоянія, Церковь не имѣла силъ и средствъ для развитія дѣла внутренней и внѣшней миссіи и, къ началу революціи, въ значительной мѣрѣ утратила свое вліяніе на русское общество.

Вернемся, однако, къ исторіи Коренной Пустыни. Облегченіе церковной жизни, начиная съ воцаренія императора Павла I-го, сказалось и на Пустыни. Снова былъ разрѣшенъ крестный ходъ въ девятую пятницу по Пасхѣ изъ Курска въ Коренную, причемъ, по просьбѣ монастырской братіи, указано было оставлять Икону въ Пустыни не на три дня, какъ раньше, а на двѣ недѣли. А 15 января 1806 года, съ высочайшаго соизволенія, указомъ Святѣйшаго Сѵнода, былъ учрежденъ новый особый порядокъ пребыванія Иконы въ обоихъ монастыряхъ. Указано было, по отнесеніи Иконы торжественнымъ крестнымъ ходомъ въ 9-ую пятницу въ Пустынь, оставлять ее тамъ не на двѣ недѣли, а на все лѣто, до 12 сентября. При этомъ всѣ доходы отъ молебновъ за все время пребыванія Иконы въ Пустыни было разрѣшено оставлять въ распоряженіи ея, а не дѣлиться ими, какъ было раньше, на половинныхъ началахъ, съ городскимъ курскимъ монастыремъ. Далѣе, въ Пустыни было возстановлено святое общежитіе, по образцу Саровской Пустыни, откуда былъ присланъ для устроенія его іеромонахъ Иларій.

По Высочайше утвержденному въ 9-й день февраля 1804-го года докладу Святѣйшаго Сѵнода, въ Коренной Пустыни былъ утвержденъ штатъ въ 30 человѣкъ монашествующихъ, да 10 больничныхъ, не считая послушниковъ и трудниковъ. Появились вскорѣ энергичные настоятели, и убогая, въ конецъ было захирѣвшая обитель, съ полуразвалившимися зданіями, за какихъ-нибудь пятьдесятъ лѣтъ, превратилась въ первоклассный монастырь, съ тремя прекрасными храмами, величественной колокольней, большими каменными братскими и гостиничными корпусами и съ многочисленной трудолюбивой братіей.

Расцвѣту обители, помимо долговременнаго лѣтняго пребыванія Чудотворной Иконы, способствовала еще учрежденная при ней большая всероссійская ярмарка, вскорѣ сдѣлавшаяся второй въ Россіи, по величинѣ, послѣ Нижегородской. Она описана Н. В. Гоголемъ въ «Мертвыхъ душахъ». Эта ярмарка существовала до 70-хъ годовъ XIX-го столѣтія. Съ постройкой желѣзныхъ дорогъ, ея значеніе стало падать. Ее попробовали перевести въ г. Курскъ, но тамъ она окончательно захирѣла.

Источникъ: Епископъ Серафимъ. Одигитрія Русскаго Зарубежья. Повѣствованіе о Курской чудотворной иконѣ Знаменія Божіей Матери и о дивныхъ чудесахъ ея. — Mahopac: Изданіе Новой Коренной Пустыни, 1955. — С. 15-21.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.