Церковный календарь
Новости


2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 94-му (1999)
2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 94-й (27 февраля 1918 г.)
2018-09-25 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу новой папской энциклики (1970)
2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 93-й (26 февраля 1918 г.)
2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Серафимъ (Ивановъ) († 1987 г.)

Вл. Серафимъ (въ мірѣ Леонидъ Георгіевичъ Ивановъ) (1897–1987), архіеп. Чикагско-Детройтскій и Средне-Американскій (РПЦЗ), духовный писатель. Родился 1 (14) августа 1897 г. въ Курскѣ. Поступилъ на филологическій факультетъ Московскаго университета (1914). Участникъ Первой міровой и гражданской войнъ. Въ эмиграціи съ 1920 г. Окончилъ философскій и богословскій факультеты Бѣлградскаго университета (1925). Принялъ постригъ на Аѳонѣ въ 1926 г. и рукоположенъ въ іеромонахи въ Скопльѣ. Съ 1928 по 1946 г. подвизался въ миссіонерской обители преп. Іова Почаевскаго во Владиміровѣ (Ладомировѣ) на Карпатской Руси въ Словакіи (Чехословакія). Возглавлялъ обитель въ санѣ архимандрита. Въ 1944 г. вмѣстѣ съ братіей эвакуировался на Западъ. Хиротонисанъ во епископа Сантьяго и Чили (1946). Ввиду невозможности отправиться на каѳедру въ Чили, вмѣстѣ съ братіей эмигрировалъ въ США, гдѣ они поселились въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Принялъ на себя руководство монастыремъ. Въ 1948 г. упомянутъ какъ епископъ Троицкій. Съ 1931 по 1950 гг. редактировалъ двухнедѣльную газету «Православная Русь», впослѣдствіи ставшую журналомъ. Нѣсколько лѣтъ редактировалъ журналы «Дѣтство во Христѣ» и «Православная Жизнь». Написалъ за эти годы больше 200 статей, очерковъ и разсказовъ. Въ 1948 г. основалъ въ г. Магопакъ (США) Ново-Коренную пустынь и былъ ея настоятелемъ съ 1951 по 1957 гг. Постоянный членъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1951-1957). Епископъ Чикагско-Детройтскій (1957). Архіепископъ (1959). Въ 1960 г. основалъ Организацію русскихъ православныхъ развѣдчиковъ. Архіепископъ Чикагско-Детройтскій и Средне-Американскій (1976). Съ 1976 г. — пожизненный членъ Сѵнода и первый замѣститель первоіерарха РПЦЗ. Въ серединѣ 80-хъ годовъ переселился въ Ново-Коренную пустынь. Скончался 12/25 іюля 1987 г. въ Ново-Коренной пустыни въ Магопакѣ, гдѣ и похороненъ. Публикаціи: На Аѳонѣ, 1931. Отрокъ Прохоръ, 1935. Піонеръ-сталинецъ (Апологетическая повѣсть), 1937. Вѣчныя загробныя тайны, 1939. Практическое руководство для священнослужителей, 1942. Паломничество въ Святую Землю, 1952. Одигитрія Русскаго Зарубежья, 1955. Суббота Великаго Покоя, 1959. Московскія катакомбы, 1961. Умныя Небесныя Силы, 1962. Судьбы Россіи, 1959. Избранныя бесѣды по церковному радіо, 1968. И свѣтъ во тьмѣ свѣтитъ, 1972.

Сочиненія архіеп. Серафима (Иванова)

Архіеп. Серафимъ (Ивановъ) († 1987 г.)
ОДИГИТРІЯ РУССКАГО ЗАРУБЕЖЬЯ.
Повѣствованіе о Курской чудотворной иконѣ Знаменія Божіей Матери и о дивныхъ чудесахъ ея.

Городъ Курскъ, какъ я его помню.

Мною уже приведены выше историческія свѣдѣнія о Курскѣ. Постараюсь теперь дать описаніе города, какимъ онъ былъ въ мое время передъ революціей. Почитателямъ Чудотворнаго Образа не помѣшаетъ знать больше о городѣ, гдѣ большую часть года имѣла пребываніе святая икона.

Курскъ — мой родной городъ. Въ немъ, на Мирной улицѣ, я родился, въ немъ учился въ гимназіи и прожилъ первые 18 лѣтъ своей жизни. Расположенъ Курскъ на довольно высокомъ кряжѣ средне-русской возвышенности, въ 506 верстахъ отъ Москвы, въ 449 верстахъ отъ Кіева и въ 229 верстахъ отъ Харькова. Гористое расположеніе города придаетъ ему очень красивый видъ, напоминающій немного Кіевъ, если смотрѣть на послѣдній изъ-за Днѣпра, съ Черниговщины.

Черезъ самый городъ протекаетъ притокъ Тускори рѣчка Куръ, отъ которой Курскъ получилъ свое имя. Куръ уже въ мое время сильно обмелѣла и превратилась фактически въ большой ручей. Куряне шутили, что Куромъ сія рѣка прозывается потому, что что куры ее безстрашно въ бродъ переходятъ.

Съ востока Курскъ окаймляется рѣкой Тускорью, а съ юга Сеймомъ, въ который Тускорь сразу же за Курскомъ впадаетъ. Самъ Сеймъ впадаетъ въ Десну, одинъ изъ главныхъ притоковъ Днѣпра.

Городъ раньше утопалъ въ садахъ. Можно сказать, не было ни одного дома, который бы не имѣлъ хоть маленькаго садика, даже на главныхъ улицахъ. Поэтому кварталы были очень длинные. Въ садахъ царствовали соловьи. Тургеневъ правду писалъ, что Курскъ и его область славятся своими знаменитыми пѣвунами. Но нигдѣ мнѣ не доводилось видѣть столько соловьевъ, какъ на курскихъ кладбищахъ. Онѣ представляли собой какъ бы большіе парки, съ огромными деревьями, кустами сирени, жасмина и т. п., гдѣ былъ самый водъ соловьямъ. Тамъ ихъ не разрѣшалось ловить, а многочисленные посѣтители прикармливали своихъ любимцевъ муравьиными яйцами, которыя мальчишки продавали тутъ же у кладбищенскихъ воротъ.

Незабываемы для меня вечера на кладбищѣ за Московскими воротами, гдѣ похоронены мои родители Георгій и Вѣра (прошу дорогихъ моихъ читателей помянуть ихъ въ своихъ молитвахъ). Тишина, величавое спокойствіе — особенный миръ въ особомъ мірѣ. Тихій шумъ деревьевъ великановъ, шелестъ листьевъ и... грандіозный оркестръ изъ сотенъ соловьиныхъ горлышекъ. Гдѣ можно было слышать что-либо подобное?!

Увы, черная рука большевиковъ легла и на кладбища курскія. Кресты и памятники кощунственно употреблены на «строительство», деревья вырублены, соловьи разлетѣлись...

Жили куряне въ мое время все еще довольно патріархально. Храмы — ихъ было въ Курскѣ около двадцати, не считая домовыхъ церквей — по воскреснымъ и праздничнымъ днямъ были полны, но, конечно, тлѣтворный духъ времени начиналъ сказываться, и молодежи въ церквахъ бывало уже немного.

Помню предсмертное разсужденіе по сему поводу моего отца. Было это 30 марта 1914 года, въ вербное воскресенье. Отецъ очень любилъ архіерейскія службы и всегда ходилъ на воскресныя литургіи въ Знаменскій монастырь, гдѣ пребывала Чудотворная Икона. Притомъ онъ никогда не пользовался трамваемъ, хотя отъ нашего дома на Мирной улицѣ было до монастыря добрыхъ полчаса ходьбы. Трамваи курскіе тоже отличались патріархальностью. На всю линію, а она была въ Курскѣ одна, было всего не то шесть, не то восемь вагоновъ, довольно старинной конструкціи. Ходили они разъ въ 20 минутъ и не очень торопились. Рысаки ихъ легко обгоняли.

Въ памятное для меня вербное воскресенье 1914 года отецъ отправился въ монастырь, какъ всегда, пѣшкомъ. Мы же съ матерью стояли литургію въ домовой церкви женской Знаменской Общины Краснаго Креста, по сосѣдству съ нами. По возвращеніи изъ монастыря, напившись чаю, отецъ отправился посидѣть до обѣда въ нашъ прекрасный садъ. У насъ, собственно, было всего полдесятины сада, но всѣ сосѣдніе сады на нашей и на смежной съ нами улицѣ были разгорожены и получился какъ бы огромный паркъ, болѣе чѣмъ въ 12 десятинъ, что составляетъ около 30 американскихъ акровъ.

Стоялъ чудный ранне-весенній день. Весело цвѣли яблоньки, свѣжо зеленѣла травка. Благораствореніе воздуховъ! Около трехъ часовъ дня мать послала меня, тогда гимназиста 7-го класса, пригласить отца обѣдать. Спустился я въ садъ (онъ былъ горкой), вижу — сидитъ отецъ на средней лавочкѣ и читаетъ газету. Посадилъ онъ меня рядомъ съ собой на минутку и говоритъ:

Вотъ, читаю я, сколько самоубійствъ теперь развелось, все люди чѣмъ-то недовольны, чего-то ищутъ, сами не знаютъ чего. Въ газетахъ — сплошная критика, все, молъ, у насъ въ Россіи плохо. Вышли бы эти газетные писаки изъ своихъ прокуренныхъ кабинетовъ въ садикъ, посидѣли бы, вотъ какъ мы съ тобой, на лавочкѣ, посмотрѣли бы вокругъ себя, — иначе бы заговорили. Посмотри, какъ прекрасенъ Божій міръ, какъ чудесны эти цвѣтущія яблоньки. Прямо невѣсты Христовы. Хорошо жить на свѣтѣ! За каждый день данной намъ жизни надо благодарить Господа, а не роптать, что намъ въ Россіи плохо живется. Чего намъ надобно? Огромная, богатая, молодая страна, Богомъ благословенная, вѣру правую имущая... Какая была сегодня хорошая служба, какъ ангелоподобно пѣли на два клироса. Особенно задушевно пѣлъ лѣвый монашескій клиросъ. Страстная передъ нами, Пасха... Гдѣ въ мірѣ можно найти свѣтлѣйшую красоту, чѣмъ красота Свѣтлаго Праздника? А люди не хотятъ видѣть этой святой красоты, отказываются отъ нея, накладываютъ на себя руки и уходятъ въ тьму кромѣшную... Безумцы, безумцы, — вздохнулъ отецъ. — За каждый дарованный намъ день жизни надо намъ быть безконечно благодарными Господу. Запомни эти мои слова, сынокъ... Ну, пойдемъ обѣдать.

По дорогѣ онъ нѣсколько разъ останавливался:

Что-то въ сердцѣ покалываетъ, — говорилъ. — Хоть бы до Пасхи Святой дожить!

Ну, что ты, папа, почему до Пасхи? — вдругъ взволновался я. — Еще не одну Пасху съ тобой отпразднуемъ.

Дай, Господи, дай, Господи! — произнесъ отецъ, очевидно не желая меня разстраивать, а самъ, вѣроятно, что-то чувствовалъ.

Стали подниматься вверхъ по дорожкѣ. Отецъ обратилъ вниманіе на молодую яблоньку, слишкомъ близко къ дорожкѣ прошлой осенью имъ посаженную.

Неладно я ее такъ близко посадилъ. Ты ее осенью отсади подальше, вонъ туда, — показалъ рукой.

Папа, ты же знаешь, что я въ этихъ дѣлахъ ничего не понимаю. Самъ осенью и пересадишь.

А ты слушай, что я тебѣ говорю. На вѣтеръ говорить не стану.

Пришли домой, сѣли обѣдать. За вторымъ блюдомъ — было заливное изъ судака, какъ сейчасъ помню, — отцу стало вдругъ плохо, и его отвели въ спальню прилечь. Мать меня послала за докторомъ, а отецъ попросилъ пригласить поскорѣе священника. Пока тотъ и другой пришли, у него уже отнялся даръ рѣчи, такъ что пришлось дать такъ называемую глухую исповѣдь. Послѣ причастія отецъ успѣлъ еще перекрестить меня, хотя поднять руку стоило ему, повидимому, большихъ усилій, что-то пытался сказать, ласково смотря то на меня, то на мать, потомъ взялъ наши руки въ свои, какъ бы соединяя ихъ, и... затихъ. Черезъ часъ его не стало...

Отцу было тогда всего 54 года. Всю жизнь онъ очень тяжело работалъ. Сердце и сработалось. Вѣчная ему память! Онъ прочно заложилъ въ меня сѣмена вѣры, которая и привела меня, позднѣе, на путь иноческій.

Что еще сказать о нашемъ тихомъ Курскѣ? Было въ немъ передъ революціей до 80.000 жителей, два монастыря: мужской — Знаменскій и женскій — Троицкій, духовная и учительская семинаріи, двѣ мужскихъ и три женскихъ гимназіи, два реальныхъ училища, землемѣрное и женское епархіальное училища. Гордился Курскъ астрономической обсерваторіей, которой было присвоено имя Семенова, одного изъ первыхъ русскихъ астрономовъ, уроженца Курска. Его же имя носила большая публичная библіотека. Промышленность была слабо представлена въ Курскѣ. Это былъ чисто административный и культурный центръ. Въ немъ было два зимнихъ и три лѣтнихъ театра, съ недурными труппами.

Жили куряне благоденственно и мирно при изобиліи плодовъ земныхъ, спокойной культурной жизнью провинціальнаго губернскаго русскаго города и... скучали. Все у нихъ было для душевнаго спасенія и для земного благополучія, и все чего-то нехватало.

Хоть бы войнишка какая приключилась, — говорили. — А то со скуки помереть можно. «Хочъ гірше, та інше»... — И накликали...

Источникъ: Епископъ Серафимъ. Одигитрія Русскаго Зарубежья. Повѣствованіе о Курской чудотворной иконѣ Знаменія Божіей Матери и о дивныхъ чудесахъ ея. — Mahopac: Изданіе Новой Коренной Пустыни, 1955. — С. 32-36.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.